дюкер что это такое канализации
Дюкерный переход ГНБ через водные преграды
Зачастую на пути трубопроводов встречаются естественные или искусственные препятствия. Это могут быть низко расположенные автомагистрали, железнодорожные пути, водные потоки, овраги, подземные сооружения. Магистральный переход через преграду называется дюкерным.
Что такое дюкер?
Изогнутый отрезок напорного трубопровода с горизонтальной частью, минующей препятствие. Система функционирует под напором, который делает недоступным ее осмотр. В связи с чем, на стадии прокладки дюкерных труб предпринимаются все возможные меры для обеспечения высокой пропускной способности участка. Чтобы жидкости всегда могли свободно двигаться, на одном либо обоих концах перехода сооружаются грязеуловители – осадочные колодцы с решетками. Система также предполагает устройство запорной арматуры и приспособлений для промывки труб.
Сфера применения дюкерного прохода разнообразная – от систем водоснабжения, канализации, орошения до нефтепроводов, газопроводов и пр. Содержимое трубопроводов движется как самотеком, так и с помощью насосного оборудования. Прокладку под «сухими» и «мокрыми» препятствиями чаще всего выполняют горизонтальным бурением с помощью ГНБ-установок. Трубы для перехода используются железобетонные, полиэтиленовые или стальные. Гидравлический расчет отрезка основывается на выборе трубных изделий с экономически выгодными диаметрами и определении в трубах потерь напора.
Особенности прокладки дюкера ГНБ через реки и водоемы
Создание закрытого перехода через водные препятствия считается одним из самых сложных. Сваренные дюкерные трубы протаскивают в канале, который пробуривается перпендикулярно к препятствию. Кривизна прохода ограничивается только изгибом буровых штанг. Бурением управляет машинист, руководствуясь данными локации и компьютера.
Метод ГНБ работает в грунтах различной плотности, включая скальные. Прокладка затрудняется в плывунах, а также в слабоустойчивых грунтах с примесью булыжника, гравия, металлических включений. В таких случаях прибегают к укреплению стенок прохода обсадной трубой или применяются усиленные буры. Диаметр прохода и допустимая его длина зависят от технических возможностей бурильного оборудования. Чтобы трубопроводная система при пересечении водоема не пострадала, трубы укладываются в канал, вырытый на глубине, которая обеспечивает беспрепятственное судоходство. Сборка труб выполняется на берегу. Для дюкерного прохода задействуют стальной трубный прокат с антикоррозийной защитой или высокопрочные полимерные изделия.
Требования к дюкерному переходу
Прокладка дюкера ГНБ методом имеет ряд преимуществ
Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Водоотводящие сети
Самотечные трубопроводы часто пересекаются с различными естественными и искусственными препятствиями. К естественным препятствиям относятся ручьи, реки, овраги и т. п.; к искусственным — автомобильные и железные дороги, подземные коллекторы, трубопроводы различного назначения, кабели, пешеходные переходы, линии метрополитена и другие сооружения.
Конструкция пересечения зависит от взаимного высотного расположения (разности отметок) трубопровода и препятствия.
Если трубопровод непосредственно пересекается с препятствием, т.е. трубопровод и препятствие расположены на одной и той же отметке или разность их незначительна, то пересечение выполняется в виде дюкера напорного трубопровода, соединяющего два самотечных трубопровода.
На рис. 6.14 показана схема дюкера через реку.
Рис. 6.14. Схема дюкера через реку:
I – напорные трубопроводы; II – верхняя камера; III – нижняя камера; 1 – подводящий самотечный трубопровод; 2 – щитовые затворы; 3 – задвижки; 4 – аварийный выпуск
Дюкер состоит из следующих основных элементов: напорных трубопроводов, верхней и нижней камер. Напорные трубопроводы дюкера выполняются не менее чем из двух ниток стальных труб с усиленной антикор-розирнной изоляцией. Диаметр их должен быть не менее 150 мм. Обе нитки Должны быть рабочими. Лишь при небольших расходах допускается устройство дюкера с одной рабочей и одной резервной трубой.
Дюкер укладывается в траншее по дну русла. Угол наклона восходящей части дюкера должен быть не более 20°. Глубина заложения подводной части трубопровода должна приниматься не менее А = 0,5 м до верха трубы, а в пределах фарватера на судоходных реках не менее h = 1 м. Расстояние между трубами дюкера в свету должно быть не менее b = 0,7-1,5 м (в зависимости от напора и других особенностей устройства дюкера). Аварийный выпуск может быть проложен из верхней камеры дюкера или из ближайшего колодца перед ним. Его устройство должно быть согласовано со всеми органами, осуществляющими контроль за охраной и использованием водоема.
В период паводков при высоком уровне вод в реке аварийный выпуск может использоваться для промывки дюкера. Промывка осуществляется следующим образом: при открытой задвижке на аварийном выпуске вода из водоема в результате разности отметок воды в нем и в отводящем самотечном трубопроводе устремляется через аварийный выпуск в напорные трубопроводы, двигаясь там с большой скоростью, интенсивно промывает их.
Верхняя камера дюкера состоит из двух отделений: первого — мокрого и второго — сухого. Эти отделения разделяются между собой водонепроницаемой перегородкой. В пределах первого отделения самотечный трубопровод переходит в открытые лотки. Первое отделение может подтопляться водой при повышенных расходах сточных вод, при снижении пропускной способности дюкера или при его промывке. Этим и объясняется название отделения — мокрое.
В окончании лотков перед трубами дюкера устанавливаются плоские затворы — шиберы. В сухом отделении размещаются напорные трубы дюкера с задвижками. При установке двух отключающих устройств в верхней камере повышается надежность регулирования работы дюкера в случае выхода из строя одной из ниток трубопровода.
Каждое отделение верхней камеры должно иметь горловину и оканчиваться (оборудоваться) люком с крышкой. Превышение люка камер над высоким уровнем вод в водоеме должно быть не менее h2 = 0,5 м.
Нижняя камера дюкера устраивается в виде одного отделения, где напорные трубопроводы переходят в открытые лотки, в начале которых должны устанавливаться щитовые затворы.
Камеры дюкера размещают на незатопляемой даже при высоком уровне воды в водоеме территории. Дюкеры должны располагаться в местах с устойчивым, неразмываемым руслом, на участках с минимальной шириной реки. Трубопроводы дюкера прокладывают перпендикулярно руслу реки для обеспечения минимальной длины труб. При большой протяженности дюкера на трубах следует устанавливать колодцы или камеры с ревизиями, а в пониженных местах — выпуски для опорожнения дюкера (обычно при широкой затопляемой пойме реки).
В случае выхода одной нитки трубопровода дюкера из строя, оставшаяся должна обеспечить пропуск всего расчетного расхода с учетом допустимого подпора. При подпоре будет происходить подтопление верхней камеры дюкера и лежащих выше участков подводящих самотечных трубопроводов. Очевидно, что при подтоплении не должно происходить излива сточной жидкости из камеры дюкера и смотровых колодцев. Подтопление трубопроводов не должно приводить к перебоям в пользовании системой водоотведения и вызывать затопления подвалов и других частей зданий и сооружений. Следует иметь в виду, что даже допустимый подпор может отрицательно сказаться на работе водоотводящей сети. При подпоре трубопроводы будут работать под напором и полным сечением, снизятся скорости движения воды в них, а это, в свою очередь, приведет к отложению осадка. Поэтому подпор не должен вызывать подтопления трубопроводов большой протяженности. Подтопление не должно быть длительным. Величина допустимого подтопления подводящего коллектора определяется на основе анализа работы лежащих выше участков сети.
Дюкеры могут устраиваться и при пересечении самотечного трубопровода с автомобильными и железными дорогами, если они проходят в выемках. В этом случае трубопроводы прокладывают в футлярах (металлических или железобетонных) или осуществляется их бетонирование. В остальном дюкеры под железными и автомобильными дорогами проектируются аналогично проектированию дюкеров через реки.
Если трубопроводы располагаются ниже препятствия, то пересечение выполняется в виде самотечного трубопровода из усиленных стальных или железобетонных труб, уложенных в футляре, непроходных или проходных туннелях. Глубина заложения трубы, футляра или туннеля должна быть не менее 1 м – при открытом способе производства работ и не менее 1,5 м – при закрытом. Длину футляра определяют, исходя из размеров препятствия. Поперечные размеры футляра и туннеля зависят от способов производства работ и размеров трубопровода.
Кожухи и туннели предназначены для предохранения рабочего трубопровода от нагрузок, возникающих при движении транспорта над ним. Одновременно кожух предохраняет дорогу от разрушения в случае аварии трубопровода. Футляры должны устраиваться с противокоррозионной изоляцией (торкрет-бетонное армированное, битумно-резиновые, полимерные покрытия) и защитой от электрохимической коррозии (катодная поляризация с протекторными установками). Пространство между стенками футляра и трубопровода надлежит заполнять бетоном. Перед и после пересечения желательно устройство смотровых колодцев с отключающими устройствами.
Футляры при бестраншейной проходке прокладывают прокалыванием, продавливанием или методом горизонтального бурения. Самотечные коллекторы большого поперечного сечения прокладывают под препятствием в туннелях, которые сооружают способом щитовой или штольной проходки.
Если трубопровод располагается значительно выше препятствия (при пересечении оврагов, суходолов), то пересечение выполняется в виде самотечного трубопровода, уложенного по эстакаде или существующему мосту в утепленном коробе.
Имеется зарубежный опыт прокладки дюкеров из пластмассовых труб. Для этих целей обычно применяют полиэтиленовые трубы. При прокладке подводных линий используется большая гибкость труб из полиэтилена, возможность их сварки в плети большой длины. Принцип прокладки подводных трубопроводов состоит в том, что один его конец герметизируется заглушкой, а трубопровод, наполненный воздухом, плавает на поверхности воды. У берега на трубопроводе закрепляются анкерные грузы и, пригруженный таким образом трубопровод буксируется к месту его запланированной укладки, после чего он заполняется водой.
Перед погружением трубопровода его трасса должна быть размечена посредством буев. Полиэтиленовые трубы сваривают в плети длиной 250-1000 м, соединяемые затем при помощи фланцев. Погружаемая часть может состоять из одной или нескольких соединенных плетей. Операция погружения начинается путем открытия клапана на одном конце трубопровода и впуска в него воды. Вентильным устройством на другом конце трубопровода регулируют выход из него воздуха. Регулируя выход воздуха из трубопровода, контролируют скорость его погружения (обычно 0,2-0,6 м/с). В процессе всей операции погружения проверяют соответствие положения трубопровода заданной трассе.
Полиэтиленовый трубопровод достаточно гибкий, и обычно он принимает форму профиля дна, поэтому подготовку дна практически не производят.
При проектировании подводных трубопроводов следует учитывать профиль дна водоема; характерные уровни воды; максимальную толщину льда; силу воздействия волн и течений, а также предусмотреть возможность повреждения трубопровода якорными устройствами и др.
Чтобы предотвратить осаждение взвешенных веществ и образование газов в подводных напорных канализационных трубопроводах (что может привести к всплытию трубопровода), скорость воды в них должна поддерживаться достаточно высокой (не менее 1,0 м/с).
Навигация:
Главная → Все категории → Водоотводящие сети
Труба duker sml (дюкер смл) — характеристики и виды, особенности канализационных изделий
Меню:
Создание канализационных стоков — сложная задача. Для ее выполнения нужно использовать исключительно качественные материалы. Продукция компании Duker идеально подходит для этого.
Безраструбные чугунные трубы этого австрийского бренда хорошо зарекомендовали себя среди потребителей по всему миру. Ниже вы сможете ознакомиться с характеристиками и особенностями данной продукции.
Труба дюкер: виды изделий
Чугунные каналы СМЛ Duker соответствуют европейскому стандарту DIN EN 877. Он содержит в себе требования компонентам из чугуна, применяемых для создания водоотвода из зданий, а также дренажных конструкций для отведения грунтовых вод.
Сортамент SML каналов довольно широкий. Производитель предлагает потребителям изделия со следующими номинальными диаметрами: DN40, DN50, DN80, DN100 и до DN400 включительно. В указанном стандарте содержится информация относительно габаритов продукции, материалов изготовления и прочих характеристик.
Отдельного внимания заслуживают каналы DN80. Он был создан исходя из требований, содержащихся в новом европейском стандарте DIN 1986-100. В нем указаны новые требования к обустройству унитазов, оснащенных бачками с объемом четыре с половиной литра. Ранее для решения таких задач применялись самотечные каналы с номинальным диаметром DN100. Сейчас для таких случаев нужно использовать продукцию DN80.
Использование меньшего диаметра каналов позволяет улучшить акустическую изоляцию системы. Кроме того, монтировать, доставлять и хранить такие изделия намного проще. Именно по этой причине и была разработана модель каналов DN80.
Стандарт DIN EN 877 также регламентирует требования к функциональным особенностям к фитингам и всем прочим вспомогательным элементам. Отметим, что продукция Дюкер полностью соответствует рассматриваемому европейскому стандарту. Некоторые изделия бренда по своим техническим характеристикам даже превосходят его.
Компания производит несколько видов каналов для создания систем отведения стоков.
В перечень выпускаемой продукции входят трубы:
Первая разновидность является наиболее востребованной. Именно ее в большинстве случаев используют для создания систем отведения стоков.
Каналы фасонные СМЛ с зажимным фланцем соответствуют стандарту DIN 18195. В нем указаны требования относительно герметизации от безнапорного носителя. Такие модели изделий уже не выпускаются серийно. Но их еще можно найти в местах продажи продукции.
Каналы SML с фланцем применяется в случаях, когда необходимо добиться максимального значения показателя водо- и газонепроницаемости. Они применяются при прокладке систем вблизи бетонной стяжки, наружных стен или фундамента. Для укладки трубопроводов в грунте такие модели не применяются. В данном случае нужно использовать продукцию серии TML.
Технические характеристики
Рассматриваемая продукция обладает множеством преимуществ. Прежде всего они связаны с материалом изготовления. Чугун имеет высокую устойчивость к износу. Он стойкий к перепадам температур. Материал не боится коррозийных процессов. Кроме того, он характеризуется негорючестью и прекрасными звукоизолирующими свойствами.
Для изготовления каналов применяют особый тип чугуна — EN-GJL. Он полностью соответствует европейскому стандарту DIN EN 1561. Данный материал представляет собой сплав углерода и железа. В нем присутствует значительный объем графита. Последний компонент равномерно распределен в сплаве. Он присутствует в нем в виде пластин.
Такая структура материала придает ему высокие показатели износостойкости, прочности. Его антикоррозийные свойства намного лучше, чем у стальных изделий. Продукция серии SML характеризуется длительным периодом использования, огнестойкими свойствами и хорошим уровнем звукоизоляции.
Верхний слой каналов представляет собой грунтовку коричнево-красного цвета. Внутренняя часть изделий покрыта эпоксидной смолой. Данный слой армированный. Поэтому он выдерживает сильные физические и химические воздействия. Отметим, что свойства этого слоя намного превышают требования европейского стандарта DIN EN 877. Поэтому каналы рассматриваемого бренда невероятно стойки к бытовым стокам, которые с каждым днем становятся все более агрессивными.
Технологии производителя основаны на центробежном литье изделий в формах с высокой температурой. Они обеспечивают отличную гладкость внутренних стенок. Внутренний слой эпоксидной армированной смолы наносится равномерно. В процессе его формирования не возникает пузырьков. Благодаря этому, качество внутреннего покрытия очень высокое.
Особенности монтажа труб Duker
Первым этапом при монтаже канализационных каналов является резка. Эту процедуру можно выполнить различными методами. Изделия Дюкер можно резать несколькими способами.
Подрезка конструкций выполняется:
Важно, чтобы резка любым из перечисленных инструментов выполнялась строго под прямым углом. Только так можно добиться высокого качества реза.
Чугунные канализационные трубы Дюкер допустимо монтировать в бетоне. Это связано с тем, что показатели температурного расширения у обоих материалов почти идентичны. Кроме того, бетон способствует пассивации чугуна. Поэтому нет нужды применять какую-либо дополнительную защиту от процессов коррозии. Это в равной степени относится как к трубам, так и к фасонным частям.
Соединение каналов выполняется посредством хомутов, оснащенных одним или двумя болтами. Важно, чтобы конструкции были окружены бетоном. Его слой должен быть не менее пяти сантиметров.
При бетонировании каналов в плиту фундамента допустимо создавать исключительно небольшой уклон.
Чтобы соблюсти это правило, выполните качественную предустановку трубопровода. Для надежного монтажа нужно применять опоры из резьбовых стержней. Выполнять это требования нужно даже, если показатель уклона совсем небольшой.
Помните, что при заливке бетона изделия из чугуна могут всплывать. Поэтому обязательно закрепите каналы посредством хомутов, чтобы избежать этого. Когда нужно выполнить монтаж конструкций в бетонное основание, вокруг них должен быть слой бетона не менее двадцати сантиметров.
В месте стыка значительного количества фасонных частей, применяйте когтевые хомуты, если крепежные хомуты использовать не представляется возможным.
В местах дилатационных швов нужно применять специальные вставки и уплотнители. Их размещают в пенопластовых оболочках. Причем делать это нужно так, чтобы у них сохранялась возможность перемещения. Согласно существующим нормам, допустимые отклонения стыков СМЛ конструкций от DN40 до DN200 составляют не более трех сантиметров на метр.
Трубу короба на участке дилатационногго шва нужно разрезать. Защитите ее от попадания жидкого бетона. Сделать это можно посредством применения клеящей ленты. Обязательно закрепите трубу короба. Она не должна двигаться.
Отступы между креплениями не должны превышать двух метров. Старайтесь делать их равномерными. Каналы длиной от двух до трех метров крепите в двух местах. Все крепления нужно располагать на одинаковом расстоянии между стыками.
Важно, чтобы отступ перед и после соединением не должен быть более семидесяти пяти сантиметров.
Канализационные системы горизонтального типа надежно закрепляйте в местах смены направления. Также через каждые десять метров нужно ставить специальные крепления. Они используются для недопущения смещения каналов.
Создание системы канализации посредством каналов Duker стоит довольно дорого. Средняя стоимость трубы СМЛ DN100 размером три метра стоит около девяноста пяти долларов США. Цен на изделия с сечением DN400 будут стоить еще дороже. Их стоимость составляет примерно восемьсот долларов США.
Если для выполнения монтажа будет привлекаться сторонний исполнитель, это еще больше удорожит укладку канализации. В среднем такая работа обойдется от четырех до шестнадцати долларов США за погонный метр трубопровода.
Что такое дюкер трубопровода?
Дюкером трубопровода называют напорный участок трубопровода, который имеет разнообразную сферу применения: системы канализации, водопровода, нефтепровода, орошения и пр. Поток содержимого внутри движется с помощью насосов или самотеком (посредством разности отметок местности). Чаще всего его прокладывают под препятствиями: реками, дорогами, железнодорожными путями, используя метод горизонтального бурения с помощью специальной установки ГНБ. Перед тем как смотретьвспомогательные инструментына нашем сайте, необходимо ознакомится с определением дюкера.
Определение
Что такое дюкер трубопровода? Речь идет о сваренных между собой в плеть трубах, которые уложены в подготовленную траншею или способом протаскивания методом ГНБ. Они изготовлены из железобетона, полиэтилена или стали.
Используются преимущественно в магистральных трубопроводах при строительстве переходов для соединения двух самотечных конструкций при пересечении с искусственными (кабеля, ЖД, трассы, пешеходные переходы, коллекторы) или естественными (овраги, реки и пр.) препятствиями. Гидравлический расчет канализационных дюкеров и других вариантов трубопроводов включает в себя выбор экономически выгодных диаметров и определение в них потерь напора.
Особенности дюкера в зависимости от вида трубопровода
Устройство дюкера зависит от высоты расположения трубопровода и препятствия, а также от области назначения. На дно водоемов конструкция закладывается в траншеи; если речь идет о пересечении с железными или автомобильными дорогами, то возникает необходимость в использовании так называемых футляров или бетонирования.
Устройство дюкера
Выходная камера конструкции представлена двумя отделениями: мокрым (открытые лотки) и сухим (трубы и задвижки). В соответствии со СНиП 2.04.03-85, конструкция прокладывается в две рабочие линии, представленные трубами имеющими диаметр не менее 15 см.
Трасса трубопровода обязательно должна располагаться перпендикулярно к пересечению и прокладываться в благоприятных грунтовых условиях, дно реки и берега при этом должны быть неразрываемыми. Средний участок при этом обязательно находится под уклоном, а боковые ответвления – угол наклона не более 20° к горизонту; глубина – не менее 0,5-1,0 м; расстояние между линиями в свету – 0,7-1,5 м.
Прокладка трубопроводного перехода
Наиболее распространенным способом является горизонтальное бурение, которое представляет собой бестраншейный вариант установки инженерных коммуникаций. Прокол осуществляется с помощью бурового агрегата, который направляется перпендикулярно оси имеющегося препятствия.
Последовательность выполняемых работ при протаскивании дюкера методом ГНБ:
Преимуществами ГНБ являются низкие финансовые затраты и возможность использования в труднодоступных местах. Среди положительных сторон следует выделить сохранность природного ландшафта и короткие сроки монтажа.
Система DÜKER SML (Германия)
Начиная с 1913 года, компания Duker начинает активное применение способа чугунного литья. В 1967 году под данной маркой на рынке были представлены чугунные безраструбные канализационные трубы SML. По сравнению с популярными в то время стальными аналогами, чугунные конструкции отличались более высокой устойчивостью к коррозии, а также огнеупорностью, прочностью и замечательными деформирующими свойствами, износоустойчивостью. Помимо этого, изделия из чугуна могли похвастаться бесшумной работой и более высокой жесткостью.
Качество трубопроводов SML марки Duker было отмечено многочисленными сертификатами. В соответствии с нормой EN 877, конструкции могут использоваться на отечественных канализационных участках. Продукция Duker SML известна многим потребителям на российском рынке. Изделия Duker соответствуют стандарту DIN EN 877, а также DIN 19522 и 6594. Безраструбная SML канализация отличается высокими эксплуатационными характеристиками.
Что касается технических характеристик, номинальный (внутренний) диаметр труб составляет от 40 до 600 мм. Конструкции SML Duker могут быть использованы для обустройства канализационных систем в современных зданиях. Проектирование, процесс установки трубопроводной системы прописан в требовании EN 12056. В процессе этих работ рекомендуется учитывать указания производителя, особенности местных трубопроводов.
Фитинги и трубы DÜKER SML
В процесс изготовления конструкции покрывают специальной грунтовкой красно-коричневого цвета. Толщина этого слоя составляет около 40 мкм. На поверхность изделий внутри наносится эпоксидное защитное покрытие толщиной 120 мкм (соответствует стандарту EN 877). Благодаря этим слоям трубопровод надежно защищен от химических, механических воздействий. Из-за того, что в стоки могут сбрасываться агрессивные отходы, производители постоянно совершенствуют это покрытие. В процессе литья труб SML Duker используется центрифуга, благодаря которой образуется однородный, гладкий эпоксидный слой. Он располагается на поверхности конструкций SML Duker и надежно защищает от появления заусенец, которые могут образовываться в процесс резки.
История создания чугунных труб SML DÜKER
Завод, выпускающий раструбные системы Duker (GA-трубы и LNA-трубы), был основан в 1913 году в немецком городе Карлштадт. Начиная с 1968 года, осуществляется серийное производство труб SML Duker. Достоинства конструкций этого вида были очевидны. В первую очередь, стало реальным применение отрезанных частей труб SML Duker. Благодаря компактным соединительным элементам, представленным специалистам компании, процесс монтажа был существенно упрощен. Теперь на установку трубопроводной системы требовалось на 70% меньше времени. Такая особенность привлекала многих потребителей.
На сегодняшний день компания DUKER является единственным немецким производителем, который осуществляет выпуск труб, фитингов SML. Изготавливаемая продукция соответствует высоким стандартам качества. Конструкции могут использоваться для обустройства различных канализационных систем. Благодаря точным размерам, идеальным формам труб канализация Duker SML собирается достаточно оперативно.