дюкер гнб что это
Что такое дюкер трубопровода?
Дюкером трубопровода называют напорный участок трубопровода, который имеет разнообразную сферу применения: системы канализации, водопровода, нефтепровода, орошения и пр. Поток содержимого внутри движется с помощью насосов или самотеком (посредством разности отметок местности). Чаще всего его прокладывают под препятствиями: реками, дорогами, железнодорожными путями, используя метод горизонтального бурения с помощью специальной установки ГНБ. Перед тем как смотретьвспомогательные инструментына нашем сайте, необходимо ознакомится с определением дюкера.
Определение
Что такое дюкер трубопровода? Речь идет о сваренных между собой в плеть трубах, которые уложены в подготовленную траншею или способом протаскивания методом ГНБ. Они изготовлены из железобетона, полиэтилена или стали.
Используются преимущественно в магистральных трубопроводах при строительстве переходов для соединения двух самотечных конструкций при пересечении с искусственными (кабеля, ЖД, трассы, пешеходные переходы, коллекторы) или естественными (овраги, реки и пр.) препятствиями. Гидравлический расчет канализационных дюкеров и других вариантов трубопроводов включает в себя выбор экономически выгодных диаметров и определение в них потерь напора.
Особенности дюкера в зависимости от вида трубопровода
Устройство дюкера зависит от высоты расположения трубопровода и препятствия, а также от области назначения. На дно водоемов конструкция закладывается в траншеи; если речь идет о пересечении с железными или автомобильными дорогами, то возникает необходимость в использовании так называемых футляров или бетонирования.
Устройство дюкера
Выходная камера конструкции представлена двумя отделениями: мокрым (открытые лотки) и сухим (трубы и задвижки). В соответствии со СНиП 2.04.03-85, конструкция прокладывается в две рабочие линии, представленные трубами имеющими диаметр не менее 15 см.
Трасса трубопровода обязательно должна располагаться перпендикулярно к пересечению и прокладываться в благоприятных грунтовых условиях, дно реки и берега при этом должны быть неразрываемыми. Средний участок при этом обязательно находится под уклоном, а боковые ответвления – угол наклона не более 20° к горизонту; глубина – не менее 0,5-1,0 м; расстояние между линиями в свету – 0,7-1,5 м.
Прокладка трубопроводного перехода
Наиболее распространенным способом является горизонтальное бурение, которое представляет собой бестраншейный вариант установки инженерных коммуникаций. Прокол осуществляется с помощью бурового агрегата, который направляется перпендикулярно оси имеющегося препятствия.
Последовательность выполняемых работ при протаскивании дюкера методом ГНБ:
Преимуществами ГНБ являются низкие финансовые затраты и возможность использования в труднодоступных местах. Среди положительных сторон следует выделить сохранность природного ландшафта и короткие сроки монтажа.
Дюкерный переход ГНБ через водные преграды
Зачастую на пути трубопроводов встречаются естественные или искусственные препятствия. Это могут быть низко расположенные автомагистрали, железнодорожные пути, водные потоки, овраги, подземные сооружения. Магистральный переход через преграду называется дюкерным.
Что такое дюкер?
Изогнутый отрезок напорного трубопровода с горизонтальной частью, минующей препятствие. Система функционирует под напором, который делает недоступным ее осмотр. В связи с чем, на стадии прокладки дюкерных труб предпринимаются все возможные меры для обеспечения высокой пропускной способности участка. Чтобы жидкости всегда могли свободно двигаться, на одном либо обоих концах перехода сооружаются грязеуловители – осадочные колодцы с решетками. Система также предполагает устройство запорной арматуры и приспособлений для промывки труб.
Сфера применения дюкерного прохода разнообразная – от систем водоснабжения, канализации, орошения до нефтепроводов, газопроводов и пр. Содержимое трубопроводов движется как самотеком, так и с помощью насосного оборудования. Прокладку под «сухими» и «мокрыми» препятствиями чаще всего выполняют горизонтальным бурением с помощью ГНБ-установок. Трубы для перехода используются железобетонные, полиэтиленовые или стальные. Гидравлический расчет отрезка основывается на выборе трубных изделий с экономически выгодными диаметрами и определении в трубах потерь напора.
Особенности прокладки дюкера ГНБ через реки и водоемы
Создание закрытого перехода через водные препятствия считается одним из самых сложных. Сваренные дюкерные трубы протаскивают в канале, который пробуривается перпендикулярно к препятствию. Кривизна прохода ограничивается только изгибом буровых штанг. Бурением управляет машинист, руководствуясь данными локации и компьютера.
Метод ГНБ работает в грунтах различной плотности, включая скальные. Прокладка затрудняется в плывунах, а также в слабоустойчивых грунтах с примесью булыжника, гравия, металлических включений. В таких случаях прибегают к укреплению стенок прохода обсадной трубой или применяются усиленные буры. Диаметр прохода и допустимая его длина зависят от технических возможностей бурильного оборудования. Чтобы трубопроводная система при пересечении водоема не пострадала, трубы укладываются в канал, вырытый на глубине, которая обеспечивает беспрепятственное судоходство. Сборка труб выполняется на берегу. Для дюкерного прохода задействуют стальной трубный прокат с антикоррозийной защитой или высокопрочные полимерные изделия.
Требования к дюкерному переходу
Прокладка дюкера ГНБ методом имеет ряд преимуществ
Прокладка дюкера
Дюкер – напорный участок трубопровода, проложенный в труднодоступном месте (под речным руслом, по дну оврага, под железнодорожным полотном или низко расположенной автотрассой).
Дюкеры применяются при монтаже водопроводных магистралей, нефтепроводов, оросительных и гидроэнергетических каналов.
В зависимости от конструктивных особенностей дюкеры делятся на два вида:
Для изготовления дюкеров используются стальные, железобетонные и полиэтиленовые трубы. Лучшим вариантом являются трубы ПНД – они имеют длительный срок службы (более 50 лет) и наиболее просты в монтаже.
Бестраншейная прокладка дюкеров: основные методы
Прокладка дюкера методом ГНБ
Горизонтальное бурение – наиболее распространенный метод прокладки дюкеров. Прокол под рекой, оврагом или дорожным полотном осуществляется буровым агрегатом в направлении, перпендикулярном оси препятствия. При прокладке дюкера через реку сварка труб и установка бурового оборудования выполняется на разных берегах водоема. Работы по устройству дюкера включают в себя несколько стадий:
Преимущества горизонтально направленного бурения
В компании «Системы ДИТЧ ВИТЧ» можно приобрести буровые комплексы производства американского концерна Ditch Witch®. Профессиональные бурильные установки Ditch Witch® походят для работы в любых грунтах, просты в управлении, отличаются высокой мобильностью, оптимальным соотношением цены и качества. Чтобы приобрести оборудование и получить дополнительную информацию, позвоните по телефону +7 (495) 637–66–22 или заполните форму обратной связи.
Прокладка дюкера методом ГНБ
Компания «Билдком» оказывает услуги по подземной прокладке дюкеров – напорных отрезков трубопровода, проложенных под рекой, оврагом, проходящей в ложбине транспортной магистралью.
Мы занимаемся прокладкой дюкеров методом ГНБ – горизонтального направленного бурения. Технология ГНБ в ряде случаев представляет собой эффективную альтернативу традиционной прокладке открытым или траншейным способом.
Стоимость
Диаметр трубы | Цена до 500 м | Цена свыше 500 м |
---|---|---|
63 мм | 1 000 руб/м | 900 руб/м |
110 мм | 1 800 руб/м | 1 500 руб/м |
160 мм | 2 000 руб/м | 1 800 руб/м |
225 мм | 3 000 руб/м | 2 500 руб/м |
315 мм | 4 500 руб/м | 4 000 руб/м |
450 мм | 6 000 руб/м | 5 500 руб/м |
Цены указаны в рублях за монтаж одного метра трубы, в том числе НДС 20%.
В стоимость входит: рытье котлованов, бурение, сварка труб, монтаж нитки или закладного троса, зачеканка отверстий, обратная засыпка котлованов, исполнительная документация на прокол.
Сущность технологии, ее преимущества и ограничения
Трубы дюкера сваривают и протягивают в канале, пробуренном по криволинейной траектории перпендикулярно оси препятствия. Кривизна траектории ограничена только радиусом изгиба буровых штанг. Процессом бурения управляет оператор с помощью локационной системы и компьютера.
Бурение пилотной скважины
Достоинства прокладки дюкера методом ГНБ:
Технологию применяют в различных грунтах, вплоть до скальных, однако бурение в грунтах с булыжниками, валунами, большим содержанием гравия, в зоне водоносных пластов представляется весьма рискованным.
Максимальная длина и диаметр закрытого перехода ограничены техническими возможностями оборудования. Жестких требований по сезону и погодным условиям нет, но при отрицательной температуре нужно выстроить укрытия для технологической воды с буровым раствором и теплоизолировать технологические трубопроводы.
Прокладка и монтаж дюкера
Технология горизонтально-направленного бурения (ГНБ) стала прекрасной альтернативой традиционной укладки трубопроводов по дну водоёмов. Сварка труб производится на одном берегу, буровой комплекс находится на другом. Применение метода ГНБ для монтажа дюкеров обеспечивает ряд важных преимуществ:
Часть трубопровода, которая проходит через водное препятствие – реку, овраг, канал, а также пересекает подземные сооружения, может быть проложена в виде дюкера – изогнутого горизонтального участка трубы, минующего препятствие по дну водоема или ниже. Дюкерные трубы – это система, работающая под напором, не позволяющим проводить осмотр. Поэтому на стадии укладки предпринимается ряд мер для обеспечения свободного движения жидкости, в частности:
Чтобы трубопровод при пересечении реки не пострадал, укладка труб производится в траншею, вырытую на глубине, обеспечивающей нормальное судоходство. В настоящее время для монтажа используются преимущественно стальные дюкеры, трубы соединяются сваркой, сам процесс проходит в несколько этапов:
Прокладка дюкеров
Способ прокладки подводной траншеи зависит от условий местности. Пересечение больших судоходных рек чаще всего сопровождается применением дноуглубительных снарядов – землесосов и землечерпалок. В некоторых случаях разработка подводных траншей проводится с применением скреперной установки, в состав которой входят бездонный ковш и тросы, приводящие его в движение за счёт вращения барабанов на лебёдке, установленной на берегу. Для разработки береговых участков используются другие механизмы. Направление донной траншеи должно быть прямолинейным, допустимы изломы с радиусом кривизны не менее 400 метров.
Сборка стальных труб производится непосредственно на берегу с помощью сварки и усиливающих муфт. Гидравлические испытания трубопровода проводятся после каждого цикла сварки, а также после монтажа дюкера перед засыпкой траншеи. Для защиты металла от коррозии трубы покрываются битумной изоляцией.
Наиболее распространённый вариант укладки трубопровода – протаскивание. Метод подразумевает укладку на берегу узкоколейного рельсового пути такой же длины, что и трубопровод, по направлению оси дюкера. На него устанавливаются вагонетки с загруженным на них трубопроводом с заглушками на концах труб. С другого берега лебёдкой или трактором дюкер стаскивается в воду и укладывается на дно вырытой траншеи. Монтаж труб диаметром более 40 см обычно производится с понтонов, с них же укладывают дюкеры при проходе очень широких рек, озёр, проливов, когда протащить трубопровод с берега невозможно.
Подводные переходы
Основные требования к подводным переходам трубопроводов:
При монтаже подводной части дюкера важно соблюдение последовательности операций:
Метод проведения работ зависит от следующих факторов:
План проведения работ разрабатывает подрядчик, выполняющий строительство. В него входят графики производства операций, перечень необходимых инструментов и механизмов, расчёты, обоснования и т.д.