дюнкерк что там было
Статьи
Дюнкерк — как это было на самом деле
4 июня 1940 года завершилась операция «Динамо», более известная как Дюнкеркская операция. В ходе операции с песчаных пляжей близ городка Дюнкерк на малых гражданских судах было эвакуировано 338 тысяч человек армии союзников и 638 военных кораблей. Эта операция позволила сохранить кадровую армию Великобритании. Более половины эвакуировавшихся из Дюнкерка были Британцами.
А как Британцы дошли до жизни такой? Все началось с Невилла Чемберлена и политики умиротворения. Именно он подписал Мюнхенское соглашение, предусматривавшее передачу Чехословакией Германии Судетской области. Именно Чемберлен вел так называемую Странную войну с Германией.
В ответ на вторжение нацистской Германии в Польшу 1 сентября 1939 Франция и Великобритания тоже вступили в войну, а Великобритания, как и в годы Первой мировой войны, отправила свои войска на континент. Между вступлением в войну 3 сентября 1939 года и 10 мая 1940 года, когда Германия начала молниеносное наступление на Францию, военных действий между Германией и союзниками на суше практически не велось. Этот период дал Германии возможность хорошо подготовиться к предстоящему наступлению.
Невилл Чемберлен был вынужден уйти в отставку после провала британской операции “Вилфред” в Норвегии. По плану Черчилля, который возглавлял тогда Адмиралтейство, британский флот должен был произвести минирование в норвежских водах, чтобы прервать поставки руды из порта Нарвик, – это вызвало бы нападение со стороны немцев, а британский флот успешно бы с ними расправился. Чермберлен отложил операцию, и Гитлер оккупировал Норвегию раньше, чем Великобритания смогла что-то сделать.
Чемберлен ушел в отставку, премьером стал Черчилль. Его назначение, по сути, совпало с началом нацистского наступления на Францию 10 мая 1940 года. В первой речи в парламенте 13 мая 1940 года он сказал: “Мне нечего предложить, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота”.
Это все очень интересно, но как именно Британцы застряли в проклятом Дюнкерке?
Французско-немецкая граница была укреплена «линией Мажино», и только на севере в качестве защиты выступал Арденнский лес. Союзники считали, что лес сам по себе являлся укреплением в силу своей непроходимости, но нацистским войскам удалось проложить через него дорогу.
В итоге немцы фактически оказались в тылу у союзников, вынудив их сдвинуться в Бельгию. А там они после капитуляции короля Леопольда столкнулись с еще большим количеством солдат противника. Единственным вариантом оставалось отступление к порту Дюнкерк, откуда британских и французских военных можно было эвакуировать в Англию.
Отступить-то они отступили, но родная Великобритания вообще-то остров — как попасть домой?
Эвакуацию союзников с пляжей Дюнкерка часто называют чудом. До сих пор неясно, почему Гитлер, чья армия полностью окружила англо-французскую группировку, дал союзникам возможность бежать. Есть мнения, что Гитлер опасался контрнаступления или даже надеялся на мирный договор с Черчиллем. Двое суток, на которые было отложено наступление немецкой армии, дали британцам возможность запустить операцию “Динамо”. Для этой цели были собраны военные корабли, рыболовецкие суда, пассажирские паромы и даже частные катера и яхты. К спасательной операции добровольно присоединилось гражданское население – моряки и рыбаки. С воздуха спасательную операцию прикрывала Королевская авиация. 26 мая, в день начала операции, в Великобритании был объявлен национальный день молитвы.
4 июня, когда операция “Динамо” была практически завершена, Уинстон Черчилль выступил со своей второй знаменитой речью перед парламентом:
“И хотя огромные пространства Европы, многие древние и прославленные государства попали или могут попасть в тиски Гестапо и прочих гнусных аппаратов нацизма, мы не сдадимся и не отступим. Мы пойдем до конца. Мы будем биться во Франции, мы будем сражаться в морях и океанах, мы будем драться с растущей уверенностью, наращивая свои силы в воздухе, мы будем любой ценой защищать наш остров. Мы будем драться на пляжах, мы будем драться на аэродромах, мы будем драться в полях и на городских улицах, мы будем драться среди холмов; мы никогда не сдадимся, и даже если этот остров или большая его часть будет завоевана противником и люди начнут умирать с голода, во что я ни на мгновение не верю, тогда наша империя за морем, вооруженная и охраняемая британским флотом, будет продолжать борьбу, пока – а когда это произойдет, один Бог ведает – Новый свет, со всей его силой и мощью, не встанет на спасение и освобождение старого”.
Тылы эвакуируемых прикрывали французские и британские военнослужащие. Многие из них погибли. Захваченных в плен немцы распределили по трудовым лагерям – и оттуда тоже вернулись не все. На каждых семерых спасенных военнослужащих приходился один попавший в плен. Потери союзников составили 108 тысяч человек. А также 297 морских судов, 106 самолетов, 2 472 орудия, 84 427 машин, 77 318 тонн боеприпасов.
***
И напоследок три истории из мемуаров солдат, побывавших в те страшные дни на Дюнкерке:
Рядового Томми Браббана призвали в армию летом 1939 года. Ему было 35 лет, дома у него оставались жена и трое детей. В армии Браббан был водителем. В рядах Британского экспедиционного корпуса его отправили в Бельгию. После успешного наступления немецких войск Томми Браббан оказался в окружении в Дюнкерке. Корабль, на котором должно было отбыть в Англию подразделение Браббана, потопили немцы. В итоге он с товарищами вынужден был провести на пляже девять дней.
Томми Браббан прятался от бомбежек под машиной Скорой помощи – там он и нашел банку с маринованной спаржей. Он принес еду товарищам, и они поделили добычу на 12 человек – каждому досталось по спаржине. Томми вспоминал: “Никогда в жизни я не ел ничего вкуснее! А я ведь ненавидел спаржу! Но все-таки это было нечто съедобное”.
В Дувре люди кидали прибывающим солдатам буханки хлеба, и из-за них даже возникали драки – настолько голодные были люди. Впрочем, вспоминает Браббан, большинству было стыдно за то состояние, в котором они находились.
***
Матрос Томас Каузер родился в Глазго в 1919 году и в 1938 году начал службу в британском флоте. Во время эвакуации из Дюнкерка он служил на миноносце Grenade. В корабль попала бомба: через трубу она проникла в котельное отделение. Каузеру удалось выпрыгнуть с пылающего корабля – при взрыве в котельной его сильно обожгло маслом. Море показалось ему “пылающим адом”.
Каузера подобрали моряки с другого судна, и он попал в военный госпиталь в Кенте. Власти отправили его родителям билеты на поезд, чтобы они могли приехать к нему из Глазго. В госпитале Каузер три месяца пролежал в ванной из специальных масел – они должны были успокоить его раны. Позже, когда его начали оперировать, госпиталь подвергся бомбежке. Прямо на операционном столе он получил осколочное ранение в правую руку – врачи сразу же вынули осколок и подарили ему на память.
***
“Мы думали, война проиграна”. Джек Эвери родился в 1926 году в казарме – его отец воевал в Первой мировой войне, после чего остался в армии на хозяйственной работе. Эвери было 13 лет, когда в их бараки стали прибывать эвакуированные из Дюнкерка солдаты. Эвери, которому вспоминает: “Вид у них был ужасный. Многие были без обуви. Страшно было на них смотреть. Мы думали, война проиграна”.
Войны не выигрываются эвакуациями: как пал Дюнкерк. История операции «Динамо»
«Вынырнув из черного дыма от горящего истребителя, он появился на мелководье — мрачного вида человек с бородой, рукой, похожей на коготь, и горбом на спине. В зубах у него была веревка, выделявшаяся белой полосой на фоне бороды, здоровую руку он держал на румпеле, а искалеченной делал нам знаки. А над ним кругами летал тот гусь.
Джок говорит: «Смотри! Это сам дьявол пришел за нами. Нам конец».
«Ну, нет»,отвечаю я,«Это, скорее, Господь Бог, чем дьявол».
Он, действительно, напоминал картинки из книг для воскресной школы, с его белым лицом, темными глазами и бородой. Пристав к берегу, он крикнул: «Я могу взять семерых за один раз!»
Наш офицер ответил: «Отлично! Семеро ближайших к лодке, залезайте!»
И мы вошли в воду и пошли к нему. Я так устал, что не мог перелезть через борт, но он схватил меня за ворот и втащил в лодку со словами: «Вот так, приятель, залезай. Следующий!»
«Белая гусыня», Пол Гэллико
Дюнкерк, картина Чарльза Эрнеста Кандалла, 1940
К весне 1940 года обстановка в Европе была невероятно накалена.
За время этой «странной войны» Германия успешно провела Польскую кампанию, практически безболезненно захватила Данию и Норвегию и сумела хорошенько подготовиться к следующему этапу — атаке на Францию. Французская кампания стала самым болезненным ударом по союзникам, настоящим позором и свидетельством недопонимания всей серьезности надвигающейся угрозы.
Катастрофа
Почти сразу же выяснилось, что несмотря на хорошую подготовку и внушительное техническое оснащение, войска союзников неспособны оказывать немцам сколь-нибудь значимое сопротивление. Под ударами танковых соединений и беспрерывными налетами авиации сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее они начали откатываться на запад. Вскоре отступление превратилось в настоящий хаос: абсолютно деморализованная пехота шагала в направлении побережья по дорогам, обочины которых были завалены брошенной техникой и снаряжением. Моторизованные и танковые дивизии большим полумесяцем охватывали союзные силы на северном фланге обороны. Заслоны, призванные задержать наступление немцев, не справлялись со своей задачей — немецкая военная машина будто и вовсе не замечала их. Успех вермахта был грандиозен: Голландия капитулировала уже 15 мая, бельгийцы вели переговоры о сдаче и не скрывали этого, Франция вот-вот должна была полностью оказаться в их руках.
Ситуация быстро становилась критической. 18 мая командующий Британским экспедиционным корпусом лорд Джон Стендиш Сертис Прендергаст Веркер Горт обратился к командованию с просьбой рассмотреть план эвакуации британских сил через Ла-Манш. Он утверждал, что это единственный способ спасти армию. Не дожидаясь ответа, он начал самостоятельно планировать организованное отступление к Дюнкерку — единственному доступному порту с подходящей инфраструктурой.
20 мая в Дувре, городе на южном побережье туманного Альбиона, был сформирован штаб по подготовке эвакуации. Его возглавил вице-адмирал Бертрам Рамсей. Операция по спасению Британского экспедиционного корпуса получила название «Динамо» — это первое, что пришло в голову английским морякам, обсуждавшим детали эвакуации в генераторном зале Дуврского замка.
Уинстон Черчилль и Бертрам Рамсей
К утру 21 мая немецкие танки, повернувшие на север, вышли к соленым водам Ла-Манша. Британский экспедиционный корпус, три французских армии и остатки бельгийских сил оказались полностью окружены на небольшом участке северного побережья Франции. Во второй половине дня в районе Арраса британцы контратаковали наступающие элитные немецкие части, пытаясь остановить их продвижение. Им даже удалось отбросить части 4-ой армии вермахта на несколько километров назад, но к вечеру при поддержке штурмовой авиации немцы смогли вернуть свои позиции.
Кольцо окружения продолжало сжиматься; несмотря на ожесточенное сопротивление союзников, 22 мая танковый корпус Эвальда фон Клейста занял Булонь. Ночью англичане предприняли очередную контратаку при поддержке французских танков, но немцы без труда остановили ее. Даже взорванные мосты через каналы не могли остановить их продвижение. На следующий день инженеры 2-й танковой дивизии успели наладить пять понтонных переправ и к вечеру 24 мая немецкие танки уже ворвались на улицы Кале — крупного порта западнее Дюнкерка. Теперь от города их отделяли всего 16 километров по прямой.
Вся оборона союзников провалилась —
они не успевали перегруппировать свои части
и организовать осмысленное сопротивление
Под постоянными налетами немецких штурмовиков и бомбардировщиков, обстрелом артиллерии среднего калибра и непрекращающимся натиском бронетанковых частей противника британцы и французы потеряли остатки боевого духа. Офицеры бросали свои части и бежали куда глаза глядят. Когда у техники кончалось топливо, никто не ждал заправщиков, а просто оставлял ее и продолжал свой путь пешком. Противотанковые орудия, минометы и другое тяжелое вооружение просто оставлялось противнику в качестве трофеев, чтобы не замедлять отступление к Дюнкерку. Длинные колонны пехотинцев маршировали в сторону порта среди горящих полей и дымящихся развалин деревушек; навстречу им двигались беженцы со всем своим скарбом, пытаясь выйти из зоны боестолкновения. Очаговое сопротивление оказывали только самые боеспособные части, но они уже не могли остановить немецкий вал — смешавшиеся в кучу войска союзников были обречены на полнейший разгром и позорное пленение.
И тут случилось чудо. 24 мая британская разведка перехватила незашифрованную немецкую радиограмму: «Согласно приказу Фюрера ограничить наступление линией Бетюн — Сент-Омер — Гравелин. Канал не пересекать».
Причины, побудившие Гитлера остановить успешное наступление своих войск на Дюнкерк, до сих пор остаются до конца не проясненными. Английские офицеры были склонны считать это чудом, немецкие — самой страшной ошибкой за всю войну. Некоторые исследователи считают, что Гитлер не хотел слишком сильно настраивать против себя британцев, рассчитывая на заключение мирного соглашения в преддверии нападения на Советский Союз, другие говорят, что в нем внезапно взыграло самое обыкновенное человеколюбие, и он решил не устраивать кровавую мясорубку.
Но дальнейшие события опровергают эти версии — мясорубку останавливать никто не собирался
Наиболее вероятным видится самое простое объяснение: немецкому командованию было очевидно, что союзники, загнанные в угол, будут сражаться подобно раненому кабану — отчаянно и мужественно, и дабы избежать лишних потерь, наступление решили приостановить. В частях Рундштедта, командовавшего основными немецкими силами на этом направлении, потери танков составляли от 30 до 50%, оставшиеся еще должны были пригодиться для продолжения французской кампании — их следовало поберечь. Еще одной причиной такого решения германского главнокомандующего стало красноречие Германа Геринга, искавшего достойное применение для своих «Люфтваффе». Он смог убедить Гитлера, что сможет расправиться со скученными на небольшой площади союзниками при помощи одних лишь самолетов.
Итак, к 25 мая на небольшом куске земли вокруг порта Дюнкерк скопились почти полмиллиона солдат союзников, со всех сторон они были зажаты немецкими танками и пехотой, остановившимися буквально в 10 километрах от границы города.
Полыхающий Дюнкерк. Эвакуация
Солдаты на пляже Дюнкерка
Англия переживала за своих сыновей. Газеты не сообщали точных подробностей о масштабах развернувшейся катастрофы, но общее настроение было весьма гнетущим. Все знали, что по ту сторону пролива происходит нечто ужасное. 26 мая в Вестминстерском аббатстве прошла церковная служба, на которой король Георг VI молился за «наших солдат, подвергающихся ужасной опасности во Франции». Подобные службы прошли во всех британских церквях и синагогах. К этому времени почти все приготовления к эвакуации были закончены.
Наконец, в 19:00 26 мая премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль отдал приказ о начале операции «Динамо». В Дувре начали сосредотачиваться корабли Королевских ВМС и транспортные суда, готовившиеся выйти на спасение остатков Британского экспедиционного корпуса. Первыми кораблями, прибывшими в гавань Дюнкерка после полуночи 27 мая, стали английские эсминцы «Уэйкфул» и «Гэллант». За ними потянулись десятки транспортных и гражданских судов.
Активные бомбардировки, начавшиеся еще 25 мая, фактически уничтожили всю инфраструктуру дюнкеркского порта — крупные суда не могли пристать к разрушенным причалам. Для погрузки людей можно было использовать лишь два бетонных волнолома, вдававшихся в бухту на расстояние почти в километр, но их пропускная способность была невелика.
Ситуацию осложняло то, что рельеф дна в районе Дюнкерка был совершенно не приспособлен для высадки и погрузки десантов — мелководные песчаные отмели простирались здесь на многие сотни метров от берега, делая невозможным подход крупных кораблей на достаточно близкое расстояние. Войска, запертые на побережье, попытались создать несколько импровизированных причалов, загнав в воду целые колонны грузовиков с укрепленными на крыше деревянными мостками, по которым солдаты перебирались на маломерные суда и шлюпки, доставлявшие их к ожидающим в отдалении кораблям, но это был весьма ненадежный метод.
Импровизированная пристань из грузовиков
Малый флот Дюнкерка
Более 7000 человек спас колесный пароход «Медуэй Куин», он совершил 7 рейсов туда-обратно, за что получил прозвище «Героиня Дюнкерка».
Яхта «Сандаунер» за один рейс вывезла 130 человек, в то время как по паспорту вмещала лишь 21. Солдаты набились в трюм подобно сардинам, облепили всю палубу и надстройку так, что яхта осела по самые борта и могла опрокинуться от самой небольшой волны. Но умелый капитан смог доставить яхту в порт без лишних приключений. Им был 66-летний Чарльз Лайтоллер, бывший второй помощник капитана на затонувшем в 1912 году «Титанике» (ему среди немногих тогда удалось спастись).
27 мая, за первый полный день эвакуации удалось погрузить на корабли всего 7669 солдат и офицеров, 28 мая немногим меньше 18 000. Ситуация осложнилась тем, что 28 мая Бельгия объявила о своей капитуляции, и ее армия начала сдаваться в плен, оставив зияющий провал в обороне к востоку от Дюнкерка. Британцам пришлось в срочном порядке латать эту дыру, чтобы не допустить прорыва немцев на пляж, где ожидали своей очереди на эвакуацию еще тысячи солдат. Это был самый сложный день операции. Рамсей был настроен весьма пессимистично, но сумел выправить ситуацию.
С каждым днем к операции привлекали все больше и больше кораблей — 29 мая в Британию перевезли почти 50 тысяч человек, а за последующие два еще 120 тысяч.
Всего в «Динамо» было задействовано 693 британских военных корабля и судна. В их число входил один крейсер «Калькутта», 39 эсминцев, 36 тральщиков, торпедные катера и канонерские лодки, а также «малый флот Дюнкерка» из почти 600 лодок, яхт, шхун и прочих маломерных судов. Помимо этого в эвакуации участвовали 168 кораблей союзников, включая 49 боевых кораблей французского флота. Всего около тысячи судов.
В этом кромешном аду на фоне окутанного клубами дыма Дюнкерка пикирующие бомбардировщики прицельно атаковали спасательные суда до отказа набитые изнуренными солдатами
«Мы сидели на берегу между Дюнкерком и Ле Пан, как голуби на набережной Виктории, и ждали, пока нас возьмут немцы. Они и так не давали нам покоя. Они были сзади, они были справа и слева и они были над нами. Они забрасывали нас шрапнелью, обстреливали из тяжелых орудий и поливали пулями из истребителей».
«Белая гусыня», Пол Гэллико
Солдатам, ожидавшим своей очереди на берегу, приходилось несладко. Разбомбленный Дюнкерк горел, водопровод был поврежден, и некому было тушить пожары — все вокруг было затянуто плотным едким дымом. Уставшие солдаты сгрудились на пляже, сидели или лежали на песке, покорно ожидая своей участи, не в силах как-то повлиять на свою судьбу.
Немцы постоянно подвергали их артиллерийскому и минометному обстрелу, практически беспрерывно бомбили с воздуха, а вражеские пилоты как в тире заход за заходом расстреливали разбегающихся по пляжу солдат из пулеметов. «Люфтваффе» чувствовали себя безнаказанно — налеты усиливались, когда британские истребители, пытавшиеся помешать этому избиению, улетали домой на дозаправку.
Остававшимся на земле не оставалось ничего иного, кроме как отбиваться от самолетов из своих винтовок и ручных пулеметов — всю зенитную артиллерию пришлось бросить во время форсированного отступления. Корабельные ПВО также не могли обеспечить эффективную защиту — им, прежде всего, приходилось оборонять самих себя.
Английская авиация пыталась оказывать максимальное противодействие неприятелю — летчики работали без сна и отдыха, мотаясь между Англией и Францией, совершая до 10 вылетов в сутки. Хуже всего было то, что солдаты, умирающие на пляжах Дюнкерка, по большей части и не подозревали об усилиях Королевских Воздушных Сил — большинство воздушных боев проходило вдалеке от пляжей, над морем или в тылу противника. Пилоты шли на огромный риск, так как, будучи сбитыми, они практически не имели шансов на выживание: приземляться с парашютом приходилось либо на территорию противника, либо прямиком в холодный Ла-Манш. Но они сделали свою работу — «Люфтваффе» пришлось дорого заплатить за свою самонадеянность. За время операции «Динамо» британцы смогли сбить 156 вражеских самолетов, ценой потери 145 своих.
Британцы ведут огонь по немецким самолетам на пляже Дюнкерка
31 мая немцы возобновили активные боевые действия, и кольцо окружения начало стремительно сжиматься. Район, занимаемый войсками союзников, сократился до узкой полосы берега от Дюнкерка до Ле Пан, длиной 15 и глубиной всего около 7,5 километров.
2 июня на корабли погрузился арьергард экспедиционного корпуса, последние британские силы, прикрывавшие город — теперь немцам противостояли одни лишь французы, которых тоже нужно было спасать.
3 июня «Люфтваффе» подтянуло свежие силы и утроило свой натиск. О работе днем пришлось забыть: потери кораблей стремительно росли, и риск потерять весь флот в дюнкерской гавани стал вполне реальным. В результате повреждений и потерь от бомбежек, артиллерийского огня и столкновений количество годных к работе эсминцев уменьшилось с 40 до 9, из 30 войсковых транспортов на ходу остались только 10, и экипажи этих кораблей дошли до крайней степени изнеможения. Вице-адмирал Рамсей проинформировал начальство, что, по его мнению «дальнейшие трудности эвакуации поставят многих офицеров и матросов перед таким испытанием, которое может оказаться за пределами человеческих возможностей». «Динамо» пора было сворачивать.
Последним кораблем, оставившим Дюнкерк, стал старый английский эсминец «Шикари». Ранним утром 4 июня он в компании трех брандеров, груженых песком и цементом вошел в гавань и дождался пока их затопят на выходе из бухты, чтобы затруднить немцам дальнейшее пользовании портом. Затем он принял на борт с берега французский штаб вместе с примерно 600 солдатами. Они стали последними союзными военными, покинувшими Дюнкерк. Десятки тысяч оставшихся на берегу солдат провожали глазами эсминец, уходящий на север в алых лучах рассветного солнца. В 3 часа 40 минут 4 июня 1940 года «Шикари» взял курс на Англию. Так официально завершилась операция «Динамо». В 9:00 Дюнкерк пал.
Итоги
Главным итогом операции «Динамо» стало спасение 338 226 солдат и офицеров союзников, практически полного состава всего Британского экспедиционного корпуса, численность которого составляла около 400 тысяч человек.
Однако и потери союзников в Дюнкерке были весьма тяжелы. В ходе всей короткой французской кампании Британский экспедиционный корпус потерял 68 111 человек убитыми, раненными и плененными.
Тяжелые потери понесли французы. Несмотря на то, что англичане до последнего пытались вывозить блокированных союзников, около 15 тысяч французских военнослужащих, прикрывавших последний этап эвакуации, оказались в немецком плену.
На каждых семерых спасенных приходился один, которого оставили на берегу. Большинство из них попали в концентрационные лагеря и погибли.
В ходе операции «Динамо» силы спасения потеряли около четверти всех своих кораблей (226 английских и около 40 французских), в том числе 6 эсминцев Королевского военно-морского флота и 3 принадлежащих французским военно-морским силам. Практически все остальные получили те или иные повреждения.
Нация выдохнула, ее дети вернулись домой. Но всем стало ясно, что эта война — это серьезно и надолго, и в следующий раз так «легко» отделаться не удастся.
Сразу после завершения операции в своем выступлении в Палате Общин 4 июня 1940 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнес фразу, ставшую крылатой: «Мы не должны характеризовать это спасение как победу. Войны не выигрываются эвакуациями».
Однако чтобы понять настоящее значение Дюнкерка для британцев, стоит прочитать стенограмму и дальше:
«Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в портах, на суше, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…».
Уинстон Черчилль в Палате Общин 4 июня 1940 года
Парламентарии и весь британский народ встретили эту речь аплодисментами, а фраза «дух Дюнкерка» стала синонимом сплоченности и мужества перед лицом страшной угрозы. Именно здесь британцы обрели ту солидарность и готовность к самопожертвованию, которые повели их в бой в Африке, Юго-восточной Азии и Европе.