дюралевый крест что значит
Почему крест Николая Чудотворца стал эмблемой армии Гитлера
Во время Второй Мировой войны ставший эмблемой немецких вооружённых сил балкенкройц или черный крест на белом фоне, имеет глубокие исторически корни. Этот символ представляет собой стилизацию сразу двух отличительных знаков – креста Святого Николая и креста Тевтонского духовно-рыцарского ордена.
Балкенкройц
Слово «балкенкройц» в переводе с немецкого языка значит «балочный крест», а вовсе не «балканский крест», как ошибочно полагают многие обыватели. Корень «balken» обозначает перекладину, брус или деревянную балку, из сложения, которых, собственно, и получается крест.
Впервые символ балкенкройц был использован в германской армии в апреле 1918 года в Имперских военно-воздушных силах. Сдержанный и простой чёрный равносторонний крест пришёл на смену ранее использовавшемуся опознавательному знаку в виде лапчатого креста, повторявшего очертания главной военной награды страны – «Железного креста».
Балкенкройц в Люфтваффе
После поражения в Первой Мировой войне и последовавшей демилитаризации Германии, использование балочного креста было возобновлено лишь в 1935 году, когда были созданы военно-воздушные силы — Люфтваффе.
Изначально в пропорциональном отношении ширина чёрных перекладин составляла 1/4 их размаха, а белая окантовка вокруг них была шириной в 1/20 размаха, однако позже соотношение менялось.
В этот исторический период применялись две вариации балкенкройца, которые наносились на разные части фюзеляжа. Первая представляла собой крест с узкими белыми краями, который изображался на верхних плоскостях самолётных крыльев. В то же время на нижних поверхностях и на корпусе летательных аппаратов красовались кресты с более широкой белой обводкой.
В 1936 году для большей отчётливости вокруг белой окантовки креста стали наносить ещё и чёрную, которая составляла 1/30 длины перекладин.
Под занавес Второй Мировой войны балкенкройц, для лучшей маскировки, изображался без чёрной сердцевины, а крест образовывали четыре прямоугольные окантовки.
Балкенкройц в Панцерваффе
К концу польской операции 1935 года балкенкройц занял своё место и на корпусах немецких танков и бронемашин, став до самого завершения войны основным опознавательным знаком не только Панцверваффе, но и всего Третьего рейха. Однако за это время в целях маскировки он не раз претерпевал изменения во внешнем виде: модифицировалась ширина основного креста и окантовки, а также происходила цветовая инверсия, при которой внутренние границы символа были белыми, а внешние чёрными.
В итоге к моменту окончания войны балкенкройц полностью утратил черную сердцевину, а видимость креста образовывали исключительно прямоугольные уголки окантовки, которые могли быть как белыми, так и тёмными.
Крест Тевтонского духовно-рыцарского ордена
Но нацисты были не первыми, кто в качестве своей эмблемы избрал чёрный равносторонний крест на белом фоне. Задолго до них этот опознавательный знак использовали рыцари Тевтонского духовного ордена, учреждённого 19 ноября 1190 года.
Членами этого средневекового объединения были немецкие рыцари, участвовавшие в третьем крестовом походе. Официальной версией их религиозного военизированного нападения на мусульман Палестины было освобождение христианской святыни – Иерусалима.
Однако истинную причину подобной геополитической игры раскрывает доктрина, звучащая как: «Натиск на Восток». Её автором являлся король Германии и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, возглавлявший немецкие войска в том самом походе на Святую землю, в результате которого и возник Тевтонский орден.
Именно этот девиз покорил сердце Гитлера, который считая себя правопреемником Тевтонских рыцарей и решил покорить восточные территории. Кроме лозунга нацисты позаимствовали у тевтонцев и чёрный крест, который красовался на их белых плащах и щитах.
Крест Святого Николая
На старинных образах, посвящённых Николаю Чудотворцу, в облачении святого обязательно присутствовало широко распространённое в православной символике, иконографии и геральдике, изображение парящего равностороннего креста, помещённого между противообращёнными прямоугольными скобами. Этот церковный мотив трактовался как прибавление к знаковому смыслу начертанного креста семантического значения «от края до края» или «от предела до предела».
Кроме того, графическим символом Святого Николая являлась одна из разновидностей балкенкройца с расширяющимися концами. Именно в центр этого так называемого лапчатого креста решил поместить Пётр Врангель изображение святителя, когда 17 апреля 1920 года учредил для награждения отличившихся в сражениях белогвардейцев, высший военный орден за боевые заслуги – Орден Святителя Николая Чудотворца.
Помимо этого традиционный лапчатый крест можно увидеть на фамильном (династическом) ордене Императорского Дома Романовых в эмиграции, полное название которого звучит так: «Императорский Военный Орден Святителя Николая Чудотворца». Эта награда была утверждена 19 июля 1929 года двоюродным братом расстрелянного императора Николая II, Кириллом Владимировичем Романовым, который после гибели родственников, цесаревича Алексея и Великого князя Михаила Александровича, оказался старшим в наследовании свергнутого Российского престола.
В основном этим отличительным знаком отмечались те русские ветераны Первой Мировой войны, которые, пребывая вне родины, признавали Кирилла Романова Российским Императором в изгнании, каковым он самопровозгласил себя под именем Кирилла I.
Именно у этой одиозной фигуры, чьи выходки не раз бросали тень на репутацию императорской семьи, в 1920-х годах обнаружились связи с нацисткой партией Адольфа Гитлера. Обосновавшись в немецком городе Кобург, Кирилл Владимирович вместе со своей супругой жертвовали внушительные суммы на поддержку НСДАП. Финансовым посредником для осуществления благотворительных капиталовложений четы Романовых сначала был Макс Эрвин фон Шойбнер-Рихтер, а затем генерал Василий Бискупский.
Можно было бы, конечно, предположить, что в благодарность Романову за денежную поддержку Гитлер приказал изображать на военной технике Вермахта кресты Святого Николая Чудотворца. Однако достоверно известно, что использовать этот символ в немецкой армии начали в годы Первой Мировой войны, и олицетворял он преемственность традиций Тевтонского духовно-рыцарского ордена.
Вильям Похлёбкин. Крест. Символика
Для коллег размещаем выдержку из работы Вильяма Похлёбкина «Словарь международной символики и эмблематики». Вопросы использования Креста в эмблематике и фалеристике возникают регулярно и удобнее иметь материал здесь, чем искать в сети или бежать в библиотеку. Начало можно прочитать здесь: Вильям Похлёбкин. Звезда. Символика.
С уважением Редакция «SAMMLUNG / Коллекция»
КРЕСТ — один из трёх наидревнейших символов человечества. Возник как символ ещё в доисторическое время, как знак Солнца и произошёл от изображения перекладин, спиц “солнечного колеса” (т. е. двух перпендикулярных друг другу диаметров круга). В этом виде крест известен многим языческим народам (индусам, ассирийцам, китайцам, древним скандинавам и германцам, этрускам и финикийцам) задолго до появления христианства, которое сделало этот знак своим идеологическим символом, воспользовавшись широким распространением его у многих народов и придав ему свое значение.
Христианство выводит свой крест не из древних знаков астральных культов, а из исторически существовавшего у многих народов обычая иметь позорные столбы или столбы мучений для наказания преступников. Подобные столбы существовали в Персии, Древнем Риме, Египте и имели различную форму — простого кола или столба с перекладиной в виде буквы Т или буквы X, к которым буквально прибивали (или приковывали) приговорённых к казни. Отсюда эти «столбы», «дерева», «кресты» (от лат. crux — мучение) именовались «деревами проклятия» или «деревами мучения», отчего и произошел сам термин “крест”, в то время как его изображение осталось древним, астральным.
В языческих солнечных культах крест или перекрещенное колесо служат как знаки Солнца — символами жизни, ибо солнце, свет — это жизнь. В христианской символике крест тоже символизирует жизнь или, точнее, спасение ради жизни (загробной), так что этот знак сохранил и после перехода в христианскую символику свое жизнеутверждающее значение. Но жизнь, которую имеет в виду христианство, во-первых, призрачна (загробная), а во-вторых, обязательно должна быть оплачена ценой мучений (в первую очередь мучениями Христа, а во вторую — и своими собственными).
Первоначально культовый крест христиан Римской империи был симметричным, равносторонним сочетанием двух полос, перпендикулярно пересекающих друг друга в центре.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ КРЕСТОВ
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ КРЕСТЫ
ОРДЕНСКИЕ КРЕСТЫ
ИМЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КРЕСТЫ
СВАСТИКИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КРЕСТЫ
Египетский крест; Греческий крест; Латинский крест
Бургундский крест; Лотарингский крест; Лотарингский крест
Иерусалимский крест; Православный русский крест; Пизанский крест
Мальтийский крест; Австрийский крест; Богемский (чешский) крест
Румынский крест; Армянский крест; Армянский крест
Гельветический крест; Кельтский крест; Нордический крест
Коптский (миссионерский) крест; Литовский крест; Волынский крест
С разделением Римской империи на две части — Западную и Восточную — и с расколом христианства на две большие ветви — православие и католицизм — возникла необходимость различать эти два религиозно-церковных направления также чисто внешними знаками (помимо различий в учении и в богослужении). Поэтому возник новый вид креста — латинский, который, в отличие от греческого, равностороннего, имел одну сторону вдвое длиннее трех остальных и был присвоен католической церкви. С этих пор с появлением любого религиозного направления или с отделением и административным обособлением какой-либо национальной христианской церкви, а также с появлением какого-либо монашеского ордена вошло в обычай давать им в качестве знака крест с различными новыми вариациями его облика, то есть либо с увеличением числа его перекладин, либо с изменением силуэта его концов.
Так постепенно возникли следующие варианты крестов, которые получили названия либо по странам (по географическому признаку их применения), либо по именам святых, первоначально пользовавшихся тем или иным вариантом креста, либо, наконец, по признаку степени в церковной иерархии и в более позднее время — по имени императоров Священной Римской империи германской нации.
ИМЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КРЕСТЫ
Антониевский крест; Андреевский крест; Георгиевский крест
Крест Святого Олафа; Крест Святого Патрика; Крест Марии-Терезии
Крест Леопольда; Крест Руперта; Крест Святого Якова
Мариинский крест; Русский церковный православный крест
Крест Библейский; Крест Евангелический
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ КРЕСТЫ
Крест Патриарший; Крест Папский
ОРДЕНСКИЕ КРЕСТЫ
Крест лилейный; Крест якорный
Крест клеверный; Крест клеверный
СВАСТИКИ
Разновидностью креста является и свастика, которая произошла и отделилась от собственно изображения символа креста в глубокой древности как исключительно солнечный, магический знак.
В настоящее время (1994 г.) символ креста помимо религиозного, церковного применения используется как национальный знак в государственных флагах и гербах ряда государств.
Так, например, во флагах Скандинавских стран (Дании, Норвегии, Исландии, Финляндии, Швеции), а также Фарерских и Аландских островов и Великобритании используются так называемые национальные кресты народов этих государств, представляющие собой сочетание красного, жёлтого, белого и синего крестов (латинского или Андреевского) с белым, красным или синим полем, которое всегда должно быть контрастным по отношению к кресту (т. е. белый крест на красном поле, синий крест на белом поле, красный крест на белом поле и т. д.). Крест как символический знак в гербах государств применяется ныне сравнительно редко. Это либо древние государства, для которых крест является исторически традиционным символом (Греция, Португалия, Швейцария), либо государства полутеократические в прошлом или где исторически сказывалось значительное религиозное влияние (Доминиканская Республика, Мальта), либо небольшие, недавно возникшие государства “третьего мира” (Гана, Бурунди, Ямайка, Тонга, Западное Самоа, Гренада).
Таким образом, всего 11 (одиннадцать!) государств в современном мире используют крест как государственный гербовый символ, что свидетельствует об утрате этим знаком своих прежних абсолютно доминирующих позиций в государственной геральдике.
Символическим знаком, заменившим крест у подавляющего числа государств, является в настоящее время пятиконечная звезда. Кроме того, крест используется как символический знак и общественными, и иными международными организациями (см. Красный крест, Синий крест).
Следует также отметить, что наличие символа креста в родовом гербе далеко не всегда следует трактовать как религиозный или церковный знак. В большинстве случаев, если такой крест не носит национальных признаков по своему цвету, он означает, что о происхождении того или иного гербовладельца (до получения им своего герба) ничего определенного не было известно, что его предки или его деяния в значительной степени легендарны, не документированы исторически. Использование же креста национального или именного вида в светском гербе говорит прежде всего о военных заслугах того или иного гербовладельца. Вне геральдики и государственной символики крест как вещественный знак употребляется лишь в качестве намогильного, церковного, богослужебного предмета. Вне этих пределов, то есть за рамками чисто религиозного использования крест как символ означает неизвестность, безымянность, и уже тем самым его вульгарное употребление является бессмысленным. Недаром еще во времён поголовной неграмотности крест использовался как знак подписи неграмотного человека. Точно так же мы до сих пор порой бессознательно, автоматически “ставим крест” — перечеркиваем что-либо, чтобы указать на ликвидацию, на исчезновение, на прекращение того или иного дела, действия или процесса. Таким образом мы как бы совершаем магическое действие, означающее полное исчезновение того или иного объекта: ставим крест как знак уничтожения.
СВАСТИКА
СВАСТИКА — санскритское наименование символического знака, изображающего крюковой крест (у древних греков этот знак, ставший им известным от народов Малой Азии, назывался «тетраскеле» — «четвероногое», «паук»). Знак этот был связан с культом Солнца у многих народов и встречается уже в эпоху верхнего палеолита и еще чаще — в эпоху неолита, ранее всего в Азии. Уже с VII — VI веков до н. э. он входит в буддийскую символику, где означает тайную доктрину Будды.
Свастики (изображения размещены для ознакомления и не являются пропагандой и т.д. Идиотам, просьба, не возбуждаться)
Верхний ряд: 1,2 Журавль (первоначальный вид свастики); 3 Древнеиндийская; 4 Античная (тетраскеле); 5 Ирландская (ИРА)
Нижний ряд: 6 Фашистская; 7 Финская (крестосвастика); 8 Китайская; 9 Фильфот (ЮАР)
Свастика воспроизводится на древнейших монетах Индии и Ирана (до нашей эры проникает оттуда в Китай); в Центральной Америке также известна у народов майя как знак, указывающий на круговорот Солнца.
В Европе распространение этого знака относится к сравнительно позднему времени — к бронзовому и железному векам. В эпоху переселения народов он проникает через финно-угорские племена на север Европы, в Скандинавию и на Балтику, и становится одним из символов верховного скандинавского бога Одина (Вотана и германской мифологии), подавившего и вобравшего в себя предшествующие солярные (солнечные) культы. Таким образом, свастика как одна из разновидностей изображения солнечного круга практически встречалась во всех частях света, как солнечный знак служила указанием на направление вращения Солнца (слева направо) и использовалась также как знак благополучия, «отворачивающийся от левой стороны». Именно в силу этого древние греки, узнавшие об этом знаке от народов Малой Азии, изменили поворот своего «паука» влево и вместе с тем изменили и его значение, превратив его в знак зла, заката, гибели, смерти, поскольку для них он был «чужой».
С эпохи средневековья свастика была абсолютно забыта и лишь изредка встречалась как чисто орнаментальный мотив без всякого смысла и значения. Только в самом конце XIX века, вероятно, на основании ошибочного и поспешного вывода некоторых немецких археологов и этнографов, что знак свастики может быть индикатором для определения арийских народов, так как встречается якобы только у них, в Германии в начале XX века стали применять свастику как антисемитский знак (впервые в 1910 г.), хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах.
В конце мая 1991 года Националистическая рабочая партия Аргентины (НРПА), насчитывающая 25 тысяч членов, утвердила свастику в качестве своей официальной эмблемы. Это пока единственная политическая партия в мире, открыто, официально употребляющая подобный фашистский символ, если не считать Русское национальное единство (РНЕ), использующее кельтскую «суковатую» свастику как эмблему (1992-1994 гг.).
КРАСНЫЙ КРЕСТ
КРАСНЫЙ КРЕСТ — эмблема Международного общества Красного Креста (МОКК), основанного швейцарскими гражданами А. Дюнаном и Г. Муанье в 1863 году. Целью МОКК была организация помощи раненым и больным во время войн. Эмблема была утверждена Женевской конвенцией 10/22 августа 1864 г., установившей для обозначения санитарного персонала, медицинских полевых учреждений (госпиталей, лазаретов, палаток, перевязочных пунктов) и медсантранспорта (повозок, автомобилей, поездов и самолетов) ясный и хорошо различимый знак с целью подчеркнуть их неприкосновенность. Эта эмблема представляла собой красный равноконечный широкий плавающий крест на белом поле, обратный по своему цвету белому гельветическому кресту на красном поле — официальной эмблеме, гербу и флагу Швейцарской Конфедерации. В геральдике существует правило, что присвоение кем-либо обратного цвета любой широко известной эмблемы означает, что этой эмблеме и её владельцу (в данном случае Швейцарии как государству) оказана особая честь и уважение. Поэтому предложение швейцарских инициаторов создания МОКК относительно эмблемы этой организации являлось с их стороны патриотической акцией, в основе которой лежало стремление прославить Швейцарию на весь мир как идеал миролюбия. Но одновременно эта акция имела важное значение и для распространения интернациональных идей о единстве человечества, о человечности как руководящей, идеальной черте людей. И это весьма показательно. Ибо истинный патриотизм тем и отличается от шовинизма, что он не противопоставляет другие нации своей, что он не противоречит интернационализму.
Гельветический крест — герб Швейцарии; Обратный по цвету гельветический крест — эмблема МОКК
История создания «Железного креста»
Награда, которая неизменно ассоциируется с нацистами, на самом деле была учреждена 10 марта 1813 года прусским королем Фридрихом Вильгельмом III и первоначально никак не была связана с идеей превосходства арийской нации. Выдавался крест за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона всем категориям военнослужащих.
В войнах с Наполеоном Пруссия чуть не потеряла независимость; некоторая часть немецкой армии даже успела поучаствовать в войне против России. Но симпатии Пруссии были не на стороне Франции, и, как только представилась возможность, она перешла на сторону антифранцузской коалиции. Но моральный дух и войск, и населения значительно упал. Решили учредить новую военную награду, которая бы сплотила прусские войска и народ в борьбе за освобождение своей страны. Есть мнение, что Фридрих Вильгельм III собственной рукой начертал эскиз будущего ордена, но он так и остался невостребованным. Разработка внешнего вида Железного креста была поручена известному прусском архитектору и художнику Карлу Шинкелю.
За основу Шинкель взял равносторонний тевтонский крест с серебряный окантовкой, который был прекрасно известен всему населению Пруссии. Он намеренно отказался от широко распространённых орденских украшений, таких как короны, мечи, прочая военная атрибутика. Сделано это было по простой причине: крест должен был стать «демократичной» наградой, которой бы награждали всех военнослужащих независимо от чинов и должностей, лишь за заслуги. Именно так получился хорошо узнаваемый, лапидарный и в то же время элегантный черный крест. К чести Фридриха Вильгельма III надо сказать, что он не стал настаивать на собственном варианте, а безоговорочно принял идею Шинкеля. Она была настолько удачна, что крест сохранился практически без изменений на протяжении всей истории своего существования.
Железный крест был учрежден в трех степенях: Железный крест 2-го класса, Железный крест 1-го класса и Большой (или Великий) крест Железного креста. Лента ордена была черной, с идущими по краям белыми полосами (с черной каймой). Крест 2-го класса носился на груди (на парадной форме) или в виде ленты в петлице мундира; крест 1-го класса крепился (пришивался за специальные скобки – по две на каждый луч) ниже орденской колодки на левой стороне мундира на булавке (или винте). Большой крест, который отличался от крестов 1-го и 2-го класса несколько большим размером, носился на шее на орденской ленте.
Текст указа Фридриха Вильгельма III об учреждении Железного креста:
«Мы, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая, и прочая
Во нынешнее тяжелое время, когда решаются судьбы нашего Отечества, огромный смысл приобретает необходимость увековечивать в истории заслуги народа. Необходимо, чтобы ни в меньшей степени не понижались та стойкость, с которой народ выносил непереносимые тяготы этого железного времени, и то высокое сознание, которое бьется сегодня в груди каждого немца и которое основывается только на религии и верности Королю и Отечеству.
Поэтому Мы решили заслуги, проявляемые сегодня как непосредственно в боях с врагом, так и, кроме того, в борьбе за свою свободу в своей местности, особо отличать, не откладывая награждение на послевоенное время».
Железный крест в 1813 году – олицетворение патриотизма, борьбы за свободу, стойкости и преданности Королю и Отечеству. Первыми награжденными были солдаты, отличившиеся в сражении при Гросс-Гершене. Всего за период с 1813 по 1815 год крест получили примерно 10 тысяч человек. Из них только 700 военнослужащих крест 1-го класса, Большой крест всего пятеро.
Стоит отметить, что были награждены и русские солдаты, но не железным крестом, как часто об этом пишут, но Кульмским крестом – что неудивительно, так как награды внешне весьма похожи. Им пруссаки наградили русских солдат, отличившихся в сражении в районе деревни Кульм. Русские солдаты сражались так ожесточенно, что пораженный их храбростью Фридрих Вильгельм в запале объявил, что наградит всех гвардейцев, которые участвовали в сражении. Но единственной наградой, которую можно было бы вручить каждому солдату, был только железный крест. Делать этого не стали – король и его генералы опасались, что подобное массовое вручение награды сильно девальвирует ее значение и тот психологический эффект, который преследовал Фридрих Вильгельм, учреждая Железный крест, будет неизбежно потерян. Поэтому было принято решение создать конкретно для этого случая специальную награду, внешне очень похожую на Железный крест, но дать ему название «Кульмского» и тем самым вывести за рамки статута ордена. Такое решение было официально оформлено указом от 4 декабря 1813 года. В соответствии с обещанием Фридриха Вильгельма Кульмский крест вручался не за личную храбрость, а за участие в сражении.
Потом на долгое время о кресте забыли. Вспомнили уже в 1870-1871 годах, во время франко-прусской войны в тех же степенях. Существенно внешний вид ордена не изменился за некоторыми небольшими отличиями.
Текст указа Вильгельма I о воссоздании Железного креста:
«Мы, ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая
Ввиду серьезного положения Отечества и в благодарную память о подвигах наших предков во время Великих Освободительных войн, мы хотим вновь вызвать к жизни учрежденный нашим в Бозе почившим Отцом орден Железного креста во всем его значении. Железным крестом должны, без различия чинов или состояния, награждаться люди за заслуги, приобретенные либо в непосредственной борьбе с врагом, либо в тылу, за заслуги в отстаивании чести и суверенитета нашего Отечества».
Как видно из текста, одним из важных отличий было то, что теперь Железный крест не становился практически единственной наградой идущей войны, а занял свое особое место в прусско-германской наградной системе. Он стал особой наградой, учреждаемой «под конкретную войну» и вручаемой за заслуги именно в этой, текущей войне.
После франко-прусской войны крест пожаловали примерно 44 тысячи человек. Кавалерами Большого креста стало 9 человек. После окончания войны Железные кресты еще некоторое время вручались задним числом, за отличия, проявленные во время франко-прусской войны, а затем орден вновь исчез на 45 лет.
Вспомнили о нем опять уже во время Первой мировой войны. Уже через четыре дня после ее начала кайзер Вильгельм II возродил железный крест. Теперь им активно стали награждать не только солдат и военных, но и военные чиновники, врачи, инженеры, администраторы и многие другие лица, которые косвенно относились к военной службе. Внешний вид креста опять не изменился – поменяли лишь дату на нем. Начали награждать и иностранных военных. Несмотря на жесткое поражение в Первой мировой войне, количество награжденных Железным крестом не уменьшалось. Именно Первая мировая война превратила эту награду в массовую. Ее получило около 5 миллионов 196 тысяч человек. На фронте даже ходила шутка, что избежать награждения Железным крестом 2-го класса можно лишь одним способом – погибнуть в первом же бою. Но он все равно сохранил статус олицетворения патриотизма, стал символом германской армии, империи и солдата. Даже в годы Веймарской республики солдаты носили эту награду с большой гордостью.
К началу Второй мировой войны Адольф Гитлер в последний раз восстановил орден. Железный крест стал толще, получил надпись «1939» на нижнем луче лицевой стороны (на тыльной стороне осталась надпись «1813») и свастику в центре. Была введена рыцарская степень железного креста. Он носился не на традиционной чёрно-белой, а на чёрно-бело-красной орденской ленте, также появилось 5 степеней ордена. Сам ефрейтор Адольф Гитлер был награжден Железным крестом 2-ого класса в 1914 году. Как он потом писал:.«Это был самый счастливый день моей жизни, правда, мои товарищи, которые тоже его заслужили, почти все погибли». Получил Гитлер его правда не за конкретный подвиг, но за постоянное исполнение обязанностей связного. Во время второй мировой войны крестом наградили около 2,3 млн Железных Крестов 2-го класса и 300 тыс. — 1-го класса. Большой крест Железного креста во Второй мировой войне был вручён только один раз — Герману Герингу.