еаэс для чего создан

Общая информация о ЕЭК

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. Начала функционировать со 2 февраля 2012 года.
Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

В настоящее время в составе ЕЭК представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами стран-участниц проекта евразийской экономической интеграции в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС.

В основе решения о создании ЕЭК лежит понимание того, что вместе пять стран смогут не только снизить негативные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках. Евразийский экономический союз открыт для участия в нем других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовых принять на себя требуемые обязательства.

Председатель Коллегии и Члены Коллегии назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Коллегия принимает решения путем голосования.

Деятельность ЕЭК структурирована по функциональным направлениям, которые курируют Члены Коллегии (Министры). Каждое направление представляет собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности. Члены Коллегии и департаменты ЕЭК взаимодействуют с уполномоченными национальными органами власти в рамках своего направления деятельности.

На данный момент в структуре ЕЭК функционируют 25 департаментов. При них созданы 20 Консультативных комитетов с целью выработки предложений для Коллегии ЕЭК и проведения консультаций с представителями национальных органов государственной власти. Председателями комитетов являются Члены Коллегии (Министры) согласно их направлениям деятельности.

В своей работе Комиссия поддерживает всесторонний диалог с ключевыми партнерами. Первый уровень диалога — межгосударственный, предусматривающий выстраивание эффективного взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Второй уровень диалога — прямая форма работы с бизнес-сообществом.

Основными профессиональными принципами деятельности ЕЭК являются неполитизация, баланс интересов, эффективность и прозрачность.

ЕЭК занимает активную позицию на международной арене с целью представления деятельности евразийского сообщества и вовлечения в интеграционные процессы ключевых партнеров из европейского и азиатско-тихоокеанского регионов.

Основные направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

Источник

Что такое ЕАЭС. Объясняем простыми словами

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, в которую входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Проще говоря, ЕАЭС можно назвать нашим ответом Евросоюзу. Цель союза — совместное развитие экономик стран-участниц.

В ЕАЭС, как и в ЕС, используется принцип «четырёх свобод» — обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы. Также проводится «скоординированная, согласованная и единая политика в отраслях экономики». Например, есть единый таможенный кодекс, который теперь используется всеми странами-участницами. По нему установлены общие ввозные и вывозные пошлины.

Также были введены единые фитосанитарные и технические регламенты, на которые должны опираться страны-участницы. Если вы посмотрите документы на какой-то девайс, то можете увидеть три буквы: EAC. Это означает, что товар сертифицирован на территории ЕАЭС.

Ещё одним результатом работы ЕАЭС стало формирование зон свободной торговли, то есть страны-участницы отменили в отношениях друг с другом таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Сейчас такие зоны существуют между странами-участницами и Вьетнамом, Сингапуром, Сербией.

Пример употребления на «Секрете»

«Сам факт существования схем, которые позволяют через одну страну ЕАЭС ввозить товары выгоднее, чем через другие, возмущает предпринимателей, работающих вбелую».

(Президент «КВТ сервис» Юлия Шлёнская — о том, почему везти контрабанду в Россию — опасная и глупая затея.)

Ошибки в употреблении

Не путать с ЕврАзЭС. ЕАЭС был сформирован странами — участницами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в 2014 году и пришёл ему на смену. Начиная с 2014 года во всех официальных документах используется только аббревиатура ЕАЭС.

История

Идея о создании экономического союза на базе стран бывшего СССР появилась ещё в 1994 году. Тогда её выразил бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В 1996 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия заключили договор об углублённой экономической и гуманитарной интеграции.

В 2001 году появился предок ЕАЭС — ЕврАзЭС.

В 2010 году Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза внутри ЕврАзЭС. Это усилило экономическую интеграцию этих стран.

В 2012 году они же заключили договор о создании Единого экономического пространства, то есть об общем рынке стран — участниц ЕврАзЭС. Фактически документ был вдохновлён Евросоюзом и его Европейским экономическим пространством.

В 2014 году было принято решение о создании ЕАЭС. Первого января 2015 года оно вступило в силу. К союзу присоединились Армения и Киргизия.

Нюансы

Главный орган управления ЕАЭС — Высший Евразийский экономический совет. В него входят главы государств или правительств стран-членов. Но он собирается лишь несколько (но не реже одного раза) в год.

Постоянным действующим органом, который регулирует работу союза, считается Евразийская экономическая комиссия. Она формирует Совет комиссии (состоит из заместителей премьер-министров) и коллегию, которая занимается управлением союза.

К государствам-наблюдателям, то есть таким, которые могут по приглашению участвовать в сессиях совета ЕАЭС и получать принимаемые союзом документы, относятся Молдавия, Узбекистан и Куба (по состоянию на 2021 год).

Источник

Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Содержание

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

Государства–члены Евразийского экономического союза

Российская Федерацияс 1 июля 2010 года
Республика Беларусьс 6 июля 2010 года
Республика Казахстанс 1 июля 2010 года
Республика Арменияс 10 октября 2014 года
Кыргызская Республикас 23 декабря 2014 года

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

Источник

ЕАЭС имеет реальные перспективы стать ядром формирования Большого Евразийского партнерства

Председатель Коллегии ЕЭК дал эксклюзивное интервью журналу «Вестник экономики Евразийского союза».

Евразийский экономический союз благополучно пережил пандемию и продолжает динамично развиваться. Сегодня ЕАЭС — это не только пять государств-членов и три государства-наблюдателя, но и десятки государств-партнеров на разных континентах, которые считают его мощным интеграционным объединением с отличными перспективами.

Подробнее об этом — в эксклюзивном интервью председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича, которое он дал межгосударственному информационно-аналитическому журналу «Вестник экономики Евразийского союза», издаваемому международным холдингом «ЕвроМедиа».

Михаил Владимирович, по вашей оценке, насколько экономика ЕАЭС оказалась стрессоустойчивой к пандемии? Какие решения, принятые при участии ЕЭК, помогли минимизировать потери, вызванные ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции?

М. В. Мясникович: Предпринятый Комиссией в пандемию и постпандемийный период комплекс мер позволил с уверенностью преодолеть кризис, а также заложить прочную основу для дальнейшего развития интеграции, что свидетельствует об эффективной деятельности ЕЭК, которая отметит свой десятилетний юбилей в следующем году.

Нам пришлось решать задачи, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Оперативно вырабатывались и принимались решения по эффективному управлению ресурсами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями, объединялись усилия специалистов государств-членов в области санитарно-эпидемиологической безопасности, обеспечивался импорт критически важных товаров.

Был установлен зеленый коридор для импорта критически важных товаров, в отношении отдельных готовых лекарств, товаров медицинского назначения (эндоскопы, бесконтактные термометры, передвижные дезинфекционные установки), сельхозтоваров и продовольствия, были оперативно обнулены таможенные пошлины.

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, Комиссии удалось сохранить темп и даже задать динамику для последующего развития интеграционных процессов за счет сосредоточения внимания на стратегических задачах. В результате этой работы осуществлен запуск первой Межгоспрограммы ЕАЭС (сотрудничество в космической сфере), вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении, утверждена Фармакопея Союза, приняты основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года, запущена карта индустриализации, содержащая более 180 проектов суммарной стоимостью 300 млрд долларов США, а также карта агроиндустрии с порядка 70 проектами на сумму около 7 млрд долларов.

В целом можно с уверенностью сказать, что Союз, преодолев кризис пандемии, продемонстрировал свою состоятельность, подтверждением чему служат позитивные показатели восстановления экономик стран ЕАЭС.

Как вы оцениваете темпы роста экономики ЕАЭС? В каких отраслях наблюдается динамика, а в каких отраслях результаты, возможно, скромнее, чем хотелось бы?

М. В. Мясникович: Слаженная и оперативная работа Комиссии вкупе с действиями и мерами национальных экономик стран Союза позволили достичь положительной динамики роста экономик ЕАЭС.

В результате ВВП ЕАЭС вырос на 4,5% в январе — июне 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 891,2 млрд долларов США. В частности, по итогам первого полугодия прирост ВВП в Армении составил 5,8%, в России — 4,8%, в Беларуси — 3,5%, в Казахстане — 2,4%. В Кыргызстане восстановление экономической активности займет больше времени и завершится в течение 2022 года с ожидаемым ростом ВВП на 3,8%.

Улучшается положение дел в социальной сфере. В январе — августе 2021 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года реальная заработная плата увеличилась в Казахстане — на 10,8%, в Беларуси — на 5,2%, в России — на 3,2%.

Высокими темпами идет восстановление внешних рынков Союза и взаимной торговли. В январе — августе 2021 года взаимная торговля выросла на 31,3% (45 млрд долларов США, доля от общей торговли — 14,6%), внешняя торговля со странами вне ЕАЭС выросла на 38,5% и составила 522 млрд долларов США.

Однако мы считаем, что этого недостаточно. Объем внешней торговли ЕАЭС составляет пока еще около 2% от мировой. В связи с этим Комиссия видит необходимость в создании условий для более активного совместного выхода евразийского бизнеса на зарубежные рынки. Большую роль в развитии экономики ЕАЭС должны сыграть масштабные проекты, в основе которых лежит коммерческий интерес.

В этом плане ЕЭК предлагает проработать новые инструменты мотивации для создания совместных предприятий — евразийских транснациональных компаний. Это участие Комиссии в финансировании кооперационных проектов Евразийским банком развития, использование ресурсов Евразийского фонда стабилизации и развития, а также механизма межгосударственных программ и проектов.

В целом положительная динамика отмечается по ряду направлений интеграционной деятельности. В качестве примера следует привести динамичный рост индустриального ядра ЕАЭС, где показатели промышленного производства за 8 месяцев 2021 года выросли на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что составляет 853,9 млрд долларов США: в Беларуси — на 8,6%, в России — на 4,5%, в Казахстане — на 2,4% и в Армении — на 1,0%.

Должен сказать, что и по данному интеграционному треку Комиссия имеет четкую программу развития на ближайшие годы, который видится в развитии основных направлений промышленного сотрудничества. Нами разработан и принят новый стратегический документ в промышленности на очередной среднесрочный период до 2025 года — Основные направления промышленного сотрудничества, в котором предусмотрен ряд новых механизмов и инструментов, в реализации которых назрела потребность. Это формирование евразийских центров компетенций по актуальным направлениям технологического развития, мероприятия по снижению доли незаконного оборота промышленных товаров на рынке Союза, формирование системы технологического прогнозирования. Большинство положений документа синхронизировано с содержанием Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Одной из ключевых задач Основных направлений является развитие промышленной кооперации в ЕАЭС. Одним из действенных механизмов выступает создание сети кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, где мы создаем условия для скорейшей цифровой трансформации промышленности ЕАЭС, что позволит наладить более тесное кооперационное сотрудничество между предприятиями.

В металлургии мы провели анализ текущей ситуации на общем рынке отходов и лома черных и цветных металлов Евразийского экономического союза. По итогам были сформированы балансы заготовки и потребления лома черных металлов. В настоящее время ЕЭК разрабатывается План мероприятий по развитию отрасли обращения с отходами и ломом металлов. Документ содержит предложения по снятию ограничений для металлургических предприятий, по введению государствами-членами временных ограничений на экспорт отходов и лома черных и цветных металлов, меры для увеличения объемов заготовки отходов и лома черных и цветных металлов.

В сельхозмашиностроении при поддержке Комиссии был подписан Меморандум между ведущими предприятиями отрасли России и Беларуси (Петербургский тракторный завод, Минский тракторный завод и ОАО «Гомсельмаш»). Это практический результат проводимой Комиссией работы по реализации кооперационных проектов в сфере производства машин и оборудования для сельского хозяйства. Ожидается, что такое сотрудничество позволит минимизировать себестоимость новых и проектируемых изделий, расширить инвестиционный потенциал и получить доступ к новейшим технологиям, что приведет к повышению уровня конкурентоспособности машиностроительной продукции стран ЕАЭС.

Комиссия и страны Союза продолжают работу по расширению сотрудничества в области авиастроения и учреждении в ЕАЭС комиссии по импортозамещению высокотехнологичной продукции, включая авиастроение.

Хочу отметить, что потенциал у предприятий ЕАЭС в сфере авиастроения очень большой, его необходимо реализовать в полной мере. Уверен, у авиапрома Союза есть технологические и кадровые возможности для дальнейшего роста, для укрепления своих позиций на внутреннем и на мировом рынке. И поэтому на площадке Комиссии планируется подготовка Плана мероприятий по углублению кооперационного сотрудничества в авиастроении, в том числе с учетом решения первостепенных задач импортозамещения зарубежной продукции. В частности, предприятия стран Союза предложили основной упор сделать на производство магистральных гражданских самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, самолетов для малой авиации.

С целью поддержки промышленных предприятий Комиссией проработаны возможности для льготного финансирования проектов. Это изменение формата работы Евразийского банка развития, финансирование через Евразийский фонд стабилизации и развития либо за счет бюджета Евразийской экономической комиссии (субсидирование процентной ставки Евразийскому банку развития). Совет Евразийской экономической комиссии в сентябре этого года поручил странам Союза совместно с ЕАБР подготовить реальные инструменты для льготного финансирования кооперации в Союзе.

Один из важнейших приоритетов ЕАЭС — формирование единых рынков Союза: энергетического, агропромышленного, фармацевтического, трудового… На какой стадии они находятся сегодня? Какие единые рынки можно смело назвать уже состоявшимися, а какие, возможно, пробуксовывают и нуждаются в стимулировании?
В рамках ЕАЭС функционирует общий рынок товаров с единой таможенной территорией и общим Таможенным кодексом. Благодаря кодексу время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в 6 раз, а регистрации таможенной декларации — в 2 раза.

Почти 10 лет работает общий рынок труда — граждане наших пяти государств могут беспрепятственно работать на территориях друг друга и пользуются всеми теми правами, что и граждане страны, где они пребывают. Более того, в целях дальнейшего развития общего рынка труда Комиссией проведена работа по разработке и утверждению Соглашения о пенсионном обеспечении, которое вступило в силу 1 января 2021 года. Соглашением предоставляются равные права в части формирования пенсионных прав, а также реализации права на назначение и выплату пенсии.

Проводится серьезная работа по формированию общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС. Комиссией принято более 70 документов, благодаря которым созданы необходимые основы системы регулирования общего рынка лекарственных средств по всем стадиям их жизненного цикла: производство, регистрация, государственный контроль (фармаконадзор), мониторинг безопасности и эффективности применения.

Работа по запуску других общих рынков (общего финансового рынка, общего рынка транспортных услуг, а также общего рынка энергоресурсов) активно проводится Комиссией по плану в рамках Стратегии-2025. Уже утверждены Концепция и Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Такой же пакет документов принят по общему рынку газа. Следующим важным этапом станет принятие международных договоров по формированию в ЕАЭС общих рынков газа, а также нефти и нефтепродуктов.

В августе утверждена дорожная карта по формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС. Как будет развиваться данное направление?

М. В. Мясникович: Действительно, 20 августа на заседании Евразийского межправительственного совета главы правительств стран ЕАЭС утвердили дорожную карту по формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции в рамках ЕАЭС. Согласно этому документу, проект соглашения о едином рынке органики в ЕАЭС должен быть разработан до конца 2022 года.

Создание общего рынка органики странами Союза сделает органическую продукцию более доступной для граждан ЕАЭС. Согласно исследованиям, если мировой рынок органики продолжит свой текущий рост со скоростью 10-12 % в год, то достигнет к 2030 году порядка 300 млрд долларов. В связи с этим нам следует стать самостоятельными игроками на международном рынке вместо того, чтобы служить территориями сбыта зарубежной продукции.

На сегодняшний день основным препятствием для функционирования в Союзе общего рынка органических товаров остается различие национальных законодательств государств ЕАЭС в части требований к производству, маркировке, процедуре сертификации такой продукции, а также к аккредитации органов по оценке соответствия.

Задача Комиссии — обеспечить безбарьерное обращение органической продукции между нашими странами ЕАЭС. Запланированная дорожной картой разработка проекта международного договора как раз и направлена на решение этих вопросов. Ключевым положением соглашения станет унификация требований к производству и маркировке такой продукции, что послужит основой для взаимного признания в Союзе систем сертификации ее производства.

Предусмотрена также проработка вопросов формирования и унификации статистического учета производства, импорта и обращения органической сельскохозяйственной продукции.

Завершающим этапом реализации дорожной карты станет подготовка рекомендаций Комиссии странам Союза по вопросам обеспечения доступа органической сельхозпродукции, произведенной в государствах-членах, на рынки третьих стран. В частности, мы планируем сотрудничать с Международной федерацией движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM).

Мы ожидаем, что после принятия и поэтапного исполнения дорожной карты темпы развития органического сектора в ЕАЭС заметно вырастут.

Уверен, что организации и фермеры стран Союза будут активно включаться в процесс органического сельхозпроизводства и смогут эффективно реализовать имеющийся потенциал для развития этого сектора, что позволит нам занять в перспективе до 10% мирового рынка — на такой объем мы ориентируемся.

Еще один важный приоритет — цифровая повестка ЕАЭС. Как она реализуется? Каковы первые успехи? Есть ли сложности и как они преодолеваются?

М. В. Мясникович: Современную экономику сложно представить без цифровой составляющей — трансформация затрагивает все сферы жизни человека, все виды экономической деятельности. Цифровая повестка — один из глобальных драйверов развития, и каждая из стран-членов ЕАЭС имеет собственные стратегические планы в этой сфере, учитывающие особенности и потребности национальных экономик.

Но одновременно цифровизация обладает огромным потенциалом для получения синергетического эффекта, построенного на реализации трансграничных процессов, объединении усилий государственных органов, науки, бизнеса, инициатив граждан наших пяти стран. Именно в этой сфере Комиссия видит свою основную роль. В итоге от наших общих успехов в этой сфере во многом будет зависеть конкурентоспособность нашего общего рынка на мировой арене.

Ряд задач, стоящих перед нашими странами, в принципе имеют решение только на наднациональном уровне. Но выстроить систему, которая бы эффективно решала имеющиеся проблемные вопросы и одновременно учитывала интересы каждой из национальных экономик, — очень большая и кропотливая работа.

Сегодня наша деятельность строится на стратегии, охватывающей период до 2025 года. За это время должны быть окончательно определены цифровые приоритеты Союза, полностью отлажены механизмы и инструменты реализации цифровой повестки ЕАЭС, сформированы центры компетенций и система проектного управления. Наша задача — мобилизовать передовые организации каждой страны-члена, учесть лучший национальный опыт для решения общих задач.

Стратегия предусматривает реализацию целого ряда практических проектов, касающихся важнейших сфер сотрудничества государств ЕАЭС.

Один из них — «Унифицированная система поиска «Работа без границ», стартовавшая 1 июля текущего года. Это международная поисковая система, которая предоставляет доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, содержащихся в информационных системах государств-членов в сфере трудоустройства и занятости. Ее использование идет достаточно активно. Уже зафиксировано более 100 тыс. обращений к системе, порядка 50 тыс. активных пользователей. «Работа без границ» открыла для граждан (соискателей) и работодателей Союза доступ к базам вакансий и резюме всех стран «пятерки», тем самым расширив возможности и среду для поиска работы и персонала.

Еще один проект — «Цифровое техническое регулирование», решение о реализации которого принято в июле 2021 года. Он нацелен на цифровую трансформацию системы технического регулирования, в том числе реинжиниринг и цифровизацию процессов в области технического регулирования для обеспечения взаимодействия всех участников рынка: изготовителей, экспортеров, импортеров, поставщиков, потребителей, органов, осуществляющих оценку соответствия, органов государственной власти государств — членов Союза (далее — государства-члены) по техническому регулированию, стандартизации, аккредитации и других.

Это масштабный проект, по итогам которого будут оцифрованы более 10 тысяч документов.

Совместно с государствами-членами ведется работа по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.

Благодаря цифровым транспортным коридорам представляется возможным удовлетворить потребности всей национальной экономики в перевозках и сопутствующих сервисах, интегрировать национальных производителей товаров и услуг в мировое экономическое пространство. Это позволит нарастить экспорт услуг национальных транспортно-логистических комплексов. Нам надо в полном объеме реализовать транзитный потенциал стран Союза.

Комиссия совместно с государствами-членами создает благоприятные условия для развития промкооперации и реализации совместных проектов в реальном секторе, одним из которых является проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Проект реализовывается в целях вовлечения малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, стимулирование инновационных процессов путем трансфера технологий, а также создания возможности продвижения продукции хозяйствующих субъектов государств-членов с использованием международных цифровых экосистем государств-членов и третьих стран.

Подводя итог краткому обзору нашей цифровой повестки, могу сказать, что каждый проект — это плод большой работы экспертов пяти стран, важный шаг в построении нашей общей экономики будущего. И одновременно — фундамент для дальнейшего развития. Технологические изменения происходят сейчас с огромной скоростью, и чтобы соответствовать требованиям времени, мы не можем останавливаться на достигнутом. Постоянное отслеживание потребностей экономики и общества, совершенствование нормативной правовой базы, укрепление научно-технического сотрудничества, глубокая технологическая интеграция — вот что будет определять нашу работу в ближайшие годы.

ЕАЭС — это не только пять государств-членов, но и три государства-наблюдателя. Выигрыш от сотрудничества с Союзом первых очевиден, а в чем выигрыш вторых? Насколько велика вероятность того, что в обозримой перспективе количество стран-наблюдателей увеличится?

М. В. Мясникович: Взаимодействие Евразийского экономического союза с государствами-наблюдателями — это стратегическая задача и важное направление международной деятельности Союза. В настоящее время при ЕАЭС три такие страны — Молдова, Узбекистан и Куба, от которых при Комиссии работают полномочные представители. Благодаря такому формату работы бизнес наших партнеров получил возможность прямого диалога по вопросам взаимного доступа товаров.

Подобный диалог дает конкретные результаты, выражающиеся в росте объемов торгово-экономического сотрудничества.

С Узбекистаном торгово-экономические связи развиваются весьма динамично, о чем свидетельствуют показатели товарооборота между ЕАЭС и РУ, которые с января по июль 2021 года составили 5 780,1 млн долларов (экспорт ЕАЭС в РУ — 4 132,4 млн долларов, импорт в ЕАЭС — 1 647,7 млн долларов соответственно), что на 15,7% больше, чем за тот же период 2020 года.

Товарооборот ЕАЭС с Молдовой за январь — июль 2021 года составил 1 057,9 млн долларов (экспорт ЕАЭС в Молдову — 808,7 млн долларов, импорт в ЕАЭС — 249,2 млн долларов), что на 12,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

В свою очередь, товарооборот ЕАЭС с Кубой за январь — июль 2021 года достиг 52,5 млн долларов (в том числе экспорт ЕАЭС на Кубу — 43,0 млн долларов, а импорт в ЕАЭС — 9,4 млн долларов), что на 41,6 % больше, чем за тот же период 2020 года.

Хочу еще раз отметить, что взаимодействие Союза с государствами-наблюдателями является важным направлением для ЕАЭС.

Предоставление же статуса наблюдателя новым кандидатам и присоединение к Союзу других государств регулируются специальными процедурами. Соответственно, если поступят такие предложения, то они, конечно же, будут рассмотрены в установленном порядке.

У ЕАЭС — десятки экономических партнеров из других интеграционных объединений. С какими из них налажены наиболее тесные и плодотворные связи? Каковы практические результаты сотрудничества?

М. В. Мясникович: Действительно, у нас налажены связи со многими странами и региональными объединениями. Осуществляется сотрудничество с АСЕАН ШОС, СНГ и другими партнерами в регионе Большой Евразии, а также и с рядом государств континента, подписаны соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией, заключено временное соглашение с Ираном.

Существенная переговорная работа проделана с Израилем, а также неплохие перспективы по Индонезии и Монголии. Для расширения возможностей Союза в Африканском регионе необходимо активизировать переговоры по ЗСТ с Египтом.

Есть наработки по Индии, с которой мы надеемся в скором времени начать субстантивные переговоры о разнонаправленном экономическом сотрудничестве. Одним из наиболее перспективных векторов взаимодействия между ЕАЭС и Индией может стать потенциал транспортного коридора Север — Юг, задействование которого позволит повысить транспортную связанность региона, значительно сократить логистические издержки, увеличить объемы грузоперевозок и обеспечить расширенный доступ к рынкам сбыта.

Также между ЕАЭС и КНР действует соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Хочу отметить, что Китай для нас является важным партнером, на долю которого приходится более 20% во внешней торговле Союза. Товарооборот между ЕАЭС и КНР за первое полугодие 2021 года составил 73,5 млрд долларов, показав рост за год на 24,8%.

В числе приоритетов Комиссии также значится проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс — один путь».

Наряду с этим в рамках идеи Большого Евразийского партнерства 17 сентября этого года между ЕЭК и ШОС, на долю которой приходится более 30% мирового ВВП и более 16% мировой торговли, подписан меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривает экономическое взаимодействие в таких сферах, как финансы, торговая и таможенная политика и вопросы упрощения торговых процедур, транспорт, цифровизация и информационно-коммуникационные технологии, санитарные, карантинные и фитосанитарные меры, энергетика, промышленное и агропромышленное сотрудничество и др.

В целом можно с уверенностью отметить, что Евразийский экономический союз имеет реальные перспективы стать ядром формирования Большого Евразийского партнерства, акцент на которое сделан в Стратегии-2025.

Приоритеты и цели определены. Будем работать.

С каждым годом мир сталкивается со все большим количеством экономических и политических вызовов. По вашему мнению, как в таких условиях должен развиваться ЕАЭС? Какие приоритеты для Союза вы обозначили бы на ближайшие три, пять, десять лет?

М. В. Мясникович: В будущем мы видим ЕАЭС как конкурентоспособное, проактивное, устойчивое к воздействию негативной внутренней и внешней конъюнктуры, динамичное интеграционное объединение. Для обеспечения дальнейшего развития интеграционного потенциала и создания условий для формирования такого Союза в среднесрочной перспективе в рамках Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года определены конкретные инструменты достижения целевых ориентиров экономического сотрудничества.

Среди новых направлений — экономические аспекты в сфере здравоохранения, спорта, туризма, образования и науки. Стратегические направления соответствуют национальным экономическим интересам, целям устойчивого и инклюзивного экономического развития каждого государства-члена ЕАЭС.

В современных экономических реалиях перспективным направлением представляется зеленая энергетика с развитием зеленых технологий и возобновляемых источников энергии. В связи с этим Комиссия совместно со странами ЕАЭС приступила к выработке единых подходов климатической повестки. В частности, Евразийский межправительственный совет принял решение сформировать рабочую группу высокого уровня, которая займется сближением позиций стран ЕАЭС по этому вопросу.

Также ЕЭК проработает вопрос создания в ЕАЭС банка климатических данных и цифровых инициатив, в том числе касающихся учета углеродного следа. Это необходимо для стимулирования природоохранной деятельности в ЕАЭС и повышения конкурентоспособности предприятий.

Отмечу, что все страны ЕАЭС ратифицировали Парижское соглашение по климату и утвердили национальные планы по снижению выбросов парниковых газов. Система торговли углеродными квотами пока функционирует только в Республике Казахстан.

Уверен, что последовательное согласованное в рамках ЕАЭС движение в направлении зеленой экономики откроет перед нашими странами новые перспективы развития во многих отраслях экономики и социальной сферы.

Особое значение Комиссия видит в продовольственной безопасности, где мы считаем целесообразным создать стабилизационный продовольственный фонд Союза с формированием необходимых запасов (резервов) различных видов сельхозпродукции для обеспечения внутреннего рынка ЕАЭС и товарных интервенций.

Для развития интеграции также актуальными представляются вопросы по формированию научного сообщества ЕАЭС. Уверен, что научно-техническое сотрудничество станет локомотивом экономического развития и повышения качества жизни граждан Союза. Полагаю, что перспективные научные разработки и проекты должны стать драйвером технического перевооружения наших экономик, повышения инновационной активности, базой для качественного перехода от торгового сотрудничества к инвестиционной деятельности в Евразийском экономическом союзе.

В завершение хочу подчеркнуть, что потенциал Евразийского экономического союза не исчерпан. Нам необходимо активнее работать над новыми проектами, расширением среды и институтов Союза, формируя его как один из наиболее значимых центров развития современного мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *