единая комиссия и контрактная служба в чем отличие

Единая комиссия и контрактная служба в чем отличие

единая комиссия и контрактная служба в чем отличие. p1110798(1)(1). единая комиссия и контрактная служба в чем отличие фото. единая комиссия и контрактная служба в чем отличие-p1110798(1)(1). картинка единая комиссия и контрактная служба в чем отличие. картинка p1110798(1)(1).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

единая комиссия и контрактная служба в чем отличие. www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. единая комиссия и контрактная служба в чем отличие фото. единая комиссия и контрактная служба в чем отличие-www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. картинка единая комиссия и контрактная служба в чем отличие. картинка www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В учреждении отсутствует контрактный управляющий, контрактная служба не создана. В учреждении создана лишь единая комиссия по осуществлению закупок.
Возможно ли возложить на сотрудника учреждения, а не на руководителя осуществление функций и полномочий заказчика, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Комиссия по закупкам по 44-ФЗ: задачи, ограничения, требования к документам

Комиссия по осуществлению закупок — это коллегиальный орган, минимальное количество участников в котором варьирует от 3 до 5. Еще на стадии подготовки к проведению закупки конкурентным способом определяются эксперты, способные выбрать исполнителей и подрядчиков госконтрактов.

Единая комиссия по осуществлению закупок (44-ФЗ): понятие и цели

За исключением случаев, когда договор заключается с единственным поставщиком, заказчик обязан формировать комиссию из подготовленных специалистов, который будет определять, кто выполнит контракт (окажет услуги, поставит товары). Максимальное число членов единой комиссии заказчика и возможный состав законом не регламентированы, но слишком большой ее делать не стоит. Ведь при отсутствии на заседании половины ее членов оставшиеся эксперты работать не смогут. Это прямо запрещено п. 8 ст. 39 закона 44-ФЗ.

Формирование группы специалистов: с чего начать

Решение о создании комиссии принимается заказчиком. Ее состав и правила работы должны быть известны до проведения закупки, а точнее, до даты размещения извещения о ней. Для этого заказчику надо:

Разберем каждый этап.

Шаг 1. Определить вид

Закон позволяет создать единую комиссию, которая сможет выбрать исполнителя контракта без привязки к способу проведения закупки. В то же время заказчик вправе формировать конкурсную, аукционную, котировочную, по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений — в зависимости от того, какой способ определения исполнителя будет использован. Срок действия комиссии также определяет заказчик.

Чаще всего организации проводят закупки, не отличающиеся особой спецификой. Поэтому целесообразнее формировать группу, которая сможет работать на всех тендерах.

В контрактной системе есть такое понятие, как приемочная комиссия заказчика. Комиссия по закупкам по 44-ФЗ бывает нужна для проверки качества исполнения договоров, анализа соответствия продукции, оговоренной договором, и ее приемки. Но на стадии отбора исполнителя в ней нет необходимости.

Подчеркнем, что приемочная комиссия – не обязанность, а право заказчика по 44-ФЗ. В федеральном законе только сказано, что товар принимается (экспертиза результатов осуществляется) собственными силами заказчика. Будет ли он для этого создавать отдельную приемочную комиссию или ограничится мнением разбирающихся в предмете закупки сотрудников – конкретного правила не предусмотрено.

Шаг 2. Решить вопрос о составе

44-ФЗ введено несколько требований к экспертам. Так, в единой и приемочной комиссии минимальное количество членов — 5 человек. При формировании конкурсной, аукционной и котировочной — заказчику следует отобрать не менее 3 специалистов.

Согласно ст. 39 закона о госзаказах, в состав комиссии, в том числе приемочной, должны входить лица, имеющие определенный уровень подготовки в этой сфере, а также обладающие особыми знаниями об объекте закупки. Сколько специально подготовленных специалистов должно быть, не указано, но желательно, чтобы их было не менее 50%.

Место работы эксперта роли не играет: это может быть сотрудник любой другой незаинтересованной в результатах закупки организации. В то же время заказчику запрещено привлекать граждан, которые:

Если будет установлено, что комиссия сформирована некорректно, неподходящих лиц придется заменить на тех специалистов, которые соответствуют установленным требованиям.

Шаг 3. Утвердить необходимые документы

Чтобы комиссия функционировала на законных основаниях, надо выпустить приказ о ее создании. В нем следует прописать все важные вопросы относительно состава и правил работы экспертов.

Приказ о формировании комиссии нужен обязательно в письменной форме, а его содержание заказчик определяет самостоятельно с учетом действующих норм.

Положение о комиссии — документ необязательный. Но тогда все вопросы, связанные с функционированием группы специалистов, должны быть раскрыты в приказе. Речь идет о:

Источник

Контрактная служба или комиссия по осуществлению закупок

«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 2

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закупочная деятельность в государственных (муниципальных) учреждениях должна осуществляться контрактной службой или комиссией по осуществлению закупок.

Контрактная служба

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная служба создается у заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным.

Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании Типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631.

Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия (п. 4 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ):

В соответствии с п. 5 ст. 38 Федеральным законом N 44-ФЗ при централизации закупок в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные данным Законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

Комиссия по осуществлению закупок

Обратите внимание! Необходимости создания комиссии не возникает, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

До начала проведения закупки заказчик принимает решение о создании комиссии. При этом определяются ее состав и порядок работы, а также назначается председатель комиссии (п. 2 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).

В зависимости от способа определения поставщиков учреждение может формировать комиссии нескольких видов или единую комиссию.

Максимальное число членов комиссии не ограничено, однако минимальное их количество должно быть:

Если закупки заказчика не отличаются спецификой и не требуется участие в работе комиссии специалистов в конкретных областях, целесообразно создать единую комиссию для осуществления всех закупок вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

В то же время, когда осуществляется закупка специфического товара (работы, услуги), заказчик вправе создать комиссию по осуществлению конкретной закупки, в состав которой могут быть включены эксперты в соответствующих областях.

Так, согласно п. 4 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем 50% общего числа членов конкурсной комиссии.

Пунктом 6 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ установлен ряд запретов на привлечение определенных лиц к работе в комиссии. В частности, членами комиссии не могут быть:

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии (п. 7 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).

В силу п. 8 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50% общего числа ее членов. Все члены комиссии должны быть своевременно уведомлены ее председателем о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

Согласно п. 9 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ решение комиссии, принятое в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном этим Законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

Квалификационные требования к работникам контрактной службы и членам комиссии по осуществлению закупок

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (п. 6 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ).

В состав комиссии по осуществлению закупок должны входить преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (п. 5 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).

Минэкономразвития России подготовило Письмо от 23.09.2013 N Д28и-1070 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно приведенным разъяснениям профессионализм заказчика определен ст. 9 Федерального закона N 44-ФЗ как один из принципов контрактной системы. В соответствии с этим контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Вместе с тем в соответствии с п. 23 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ до 1 января 2016 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

При этом если все работники контрактной службы к 01.01.2016 для осуществления их полномочий, в соответствии с вышеназванным Законом, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.

По мнению Минэкономразвития, действие ст. 9 «Принцип профессионализма заказчика» Федерального закона N 44-ФЗ и п. 23 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок, в части прохождения ими профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г.

По информации Минэкономразвития, на совещании у первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова (Протокол от 05.09.2013 N ДМ-П36-65пр) была поставлена задача по анализу организации системы подготовки и повышения квалификации сотрудников, занятых закупочной деятельностью, а на совещании 18 сентября 2013 г. было дано поручение подготовить план проведения обучающих конференций, семинаров и вебинаров для руководителей и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, обеспечивающих организацию и проведение закупок товаров, работ, услуг, включающий тематику совещаний, место и время их проведения. По мнению ведомства, организация повышения квалификации членов комиссии по осуществлению закупок должна проводиться своевременно и оперативно.

Обращаем ваше внимание, что Федеральным законом N 396-ФЗ в п. 23 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ внесены изменения, согласно которым обязанность прохождения обучения по контрактной системе перенесена с 01.01.2016 на 01.01.2017.

По информации, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития (www.economy.gov.ru), совместным Приказом Минэкономразвития России и Минобразования России от 17.05.2013 N 261/363 создана межведомственная рабочая группа по вопросу о формировании системы подготовки и государственной аттестации специалистов в сфере закупок.

На первом заседании данной рабочей группы, которое прошло 04.06.2013, приняты решения:

На следующем заседании рабочей группы, которое прошло 11.07.2013, также рассмотрены вопросы, касающиеся организации системы подготовки специалистов в сфере закупок. По итогам их обсуждения принят ряд решений, в частности:

К настоящему моменту все эти принятые решения не обрели форму нормативных документов (законов, приказов, распоряжений), нет информации о разработанных и утвержденных методических рекомендациях по подготовке специалистов в сфере закупок. Однако до 01.01.2017 еще есть время и надежда, что каждое государственное (муниципальное) учреждение сможет обучить специалистов в сфере закупок, а пока руководителям учреждений, их юридическим и финансово-экономическим службам необходимо следить за всеми происходящими изменениями в сфере закупок и изучать нормативно-правовые акты, регламентирующие закупочную деятельность.

Источник

Создание контрактной службы по 44‑ФЗ

единая комиссия и контрактная служба в чем отличие. 84 s. единая комиссия и контрактная служба в чем отличие фото. единая комиссия и контрактная служба в чем отличие-84 s. картинка единая комиссия и контрактная служба в чем отличие. картинка 84 s.

эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив

Создание контрактной службы

Контрактная служба — это, скорее, возлагаемый функционал, чем название подразделения, осуществляющего закупки для государственных и муниципальных нужд. Контрактная служба действует на основании оформленного Положения о контрактной службе (регламенте), которое разрабатывается на основе Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 года.

Не обязательно создавать специальное структурное подразделение: контрактная служба может работать и без образования такового (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения).

Вопрос: может ли один заказчик создать несколько контрактных служб?

Ответ: Законом № 44-ФЗ, а также Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года № 631 не предусмотрено право заказчика создавать несколько контрактных служб. Следовательно, заказчик не вправе создавать несколько контрактных служб.

Состав контрактной службы заказчика

Заказчик должен самостоятельно утвердить структуру и определить численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).

Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.

Важно! Если включение отдельных сотрудников в состав контрактной службы связано с изменением или расширением их трудовой функции, а, следовательно, с изменением трудового договора, то такое включение может осуществляться только с согласия указанных сотрудников и при условии внесения соответствующих изменений в их должностные инструкции.

Вопрос: Вправе ли заказчик включить лицо в состав контрактной службы (назначить контрактным управляющим) на основании гражданско-правового договора (договора ГПХ)?

Ответ: Нет, не вправе. Согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика. То есть, функции сотрудников контрактной службы не могут быть возложены на лиц, не состоящих в трудовых или служебных отношениях с заказчиком. С этим мнением согласен Минэкономразвития России в Письме от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834.

Требования к образованию сотрудников контрактной службы

Минэкономразвития России в П исьме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539 разъяснил, что п осле 1 января 2017 года все работники контрактной службы должны будут иметь либо высшее образование (без учета профиля), либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок ( Письма Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, от 13.05.2016 № Д28и-1220). В совместном письме Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций» есть рекомендация установить минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. В состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются:

То есть, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок, но обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (Письма Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 N Д28и-777).

Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 № Д28и-1129). Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Приказ о создании контрактной службы заказчика

Организация приняла решение о создании контрактной службы. Форма принятия такого решения Законом № 44-ФЗ не установлена. Как правило, оно оформляется в виде приказа: в произвольной форме, на бумажном носителе.

Что необходимо указать в приказе:

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Чем занимается контрактная служба и контрактный управляющий

Контрактная служба и контрактный управляющий осуществляют организацию всего цикла закупок для нужд заказчика: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

На этапе планирования закупок контрактная служба (контрактный управляющий) разрабатывает план закупок, план-график закупок, вносит изменения, размещает документацию в ЕИС. Кроме того, контрактная служба обеспечивает подготовку обоснования закупок, определяет и обосновывает НМЦ, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Функции контрактной службы при определении поставщиков:

При исполнении, изменении, расторжении контракта контрактная служба занимается:

Комиссии заказчика

Для закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 44-ФЗ).

Согласно действующему законодательству, заказчик вправе создать комиссию как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика (единая комиссия).

Законом 44-ФЗ ограничено только минимальное число членов комиссии, в то время как максимальное их число не ограничено. Требования к минимальному числу членов комиссии: не менее пяти человек для конкурсных, аукционных, единых комиссий, не менее трех человек — остальные комиссии.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ) – то есть большинство членов комиссии должны обладать знаниями и опытом в сфере закупок.

Если планируемые закупки не имеют конкретной специфики, а также не требуется участие в работе комиссии определенных специалистов, рекомендуется создать единую комиссию для осуществления всех закупок, вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Источник

Государственные и муниципальные закупки

Тема 4. Контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок

4.1. Контрактная служба и контрактный управляющий

4.2. Общие положения деятельности комиссии по осуществлению закупок

4.3. Функции конкурсной комиссии

4.4. Функции аукционной комиссии

4.5. Функции котировочной комиссии

4.6. Функции комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений

1. Тема 4. Контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок

4.1. Порядок организации деятельности, условия выбора между созданием Контрактной службы и назначением контрактного управляющего предусмотрены ст. 38 Закона о контрактной системе. Суть деятельности контрактной службы и управляющего одна, она состоит в обеспечении планирования, осуществления закупок и сопровождения исполнения контракта.

Контрактная служба представляет собой совокупность должностных лиц заказчика (объединенных в отдельное структурное подразделение или состоящих в разных подразделениях), выполняющих функции по осуществлению всех закупок заказчика под общим руководством. То есть создание нескольких контрактных служб для одного заказчика, равно как и назначение в состав контрактной службы лица, не являющегося должностным лицом заказчика, не предусмотрено. Руководителем контрактной службы может быть руководитель подразделения (при создании отдельного подразделения) или руководитель заказчика (заместитель руководителя). Контрактный управляющий — это должностное лицо заказчика, ответственное за планирование, осуществление закупок (одной, нескольких), исполнение контрактов (одного, нескольких).

Кроме общего функционала, реализуемого контрактной службой, контрактным управляющим общими также являются требования к их профессиональной подготовке. Обязательные требования к уровню образования разъяснены в Письме Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070. В течение переходного периода (до 1 января 2017 г.) допускается наличие высшего профессионального образования (в любой сфере, в том числе в сфере закупок) или дополнительного профессионального образования в сфере закупок. С 1 января 2017 г. требования включают наличие высшего профессионального образования в сфере закупок или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н. В нем отражена основная цель вида профессиональной деятельности, которая состоит в контроле и управлении закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. В частности, выделены группы занятий, указаны трудовые функции и их характеристика в соответствии с квалификационным уровнем.

Рабочим документом по вопросам создания и организации деятельности контрактной службы является Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631. Обязанность создания контрактной службы возникает у заказчика, если СГОЗ превышает 100 млн руб., в остальных случаях заказчик вправе создать службу или назначить управляющего. Таким образом, заказчик ежегодно при определении СГОЗ должен определять необходимость создания службы. Поскольку контрактный управляющий, по сути, заменяет собой деятельность контрактной службы (когда заказчик не обязан ее создавать), то можно говорить о единстве функций и полномочий между ними, хотя прямо это правовыми нормами не предусмотрено.

Вопрос определения структуры и численности состава контрактной службы находится в ведении заказчика, единственный момент — в ее составе должно быть не менее двух человек (п. 7 Типового положения). В случае комплексной централизации закупок заказчик, передающий уполномоченной организации (уполномоченному учреждению) функции по планированию закупок, определению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению, тем не менее, обязан создать контрактную службу, поскольку полномочия по ведению претензионно-исковой работы сохраняются за заказчиком.

Меры, направленные на предотвращение конфликта интересов и возникновения коррупционных рисков, касаются в основном деятельности руководителя контрактной службы. В частности, участник закупки может быть отстранен от участия в закупке, если участник (руководитель участника) закупки состоит в браке с руководителем контрактной службы или является его близким родственником, усыновителем или усыновленным (п. 9 ч. 1 и ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной службе). Также близкий родственник, усыновитель или усыновленный руководителя контрактной службы не может быть привлечен к проведению экспертизы (ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной службе). В отношении контрактного управляющего остановлены ограничения, аналогичные ограничениям в отношении лиц, связанных с руководителем контрактной службы. Во избежание конфликта интересов руководитель контрактной службы должен оптимизировать распределение должностных обязанностей и персональной ответственности между сотрудниками, например, установив запрет на совмещение функций сотрудника контрактной службы и комиссии заказчика.

Для организации деятельности контрактной службы заказчик формирует и утверждает три документа — приказ (возможен иной вид документа), положение о контрактной службе и должностные инструкции (регламенты) руководителя, сотрудников контрактной службы. Обратить внимание следует на дату утверждения приказа — не позднее начала финансового года (при превышении СГОЗ установленного лимита в 100 млн руб.), а при превышении лимита в течение финансового года, приказ утверждается не позднее даты доведения решения об утверждении дополнительных объемов финансирования. Для организации деятельности контрактного управляющего заказчику также необходимо сформировать и утвердить приказ о назначении и должностную инструкцию (положение). Целесообразно также отразить функции и полномочия руководителя, сотрудников контрактной службы, контрактного управляющего в трудовом договоре.

Основными функциями и полномочиями контрактной службы и контрактного управляющего являются (состав меняется при централизации закупок):

• разработка и размещение в ЕИС плана, плана-графика закупок, подготовка и размещение вносимых в них изменений;

• подготовка и размещение в ЕИС извещения, документации о закупках;

• подготовка и направление приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;

• обеспечение осуществления закупок, включая заключение контракта;

• обеспечение разъяснительной работы, предоставление документов и информации о закупках органами (организациями), осуществляющими контроль в сфере закупок, ведомственный, общественный контроль;

• подготовка документов и участие в претензионно-исковой работе;

• организация и участие в консультации с поставщиками;

• выполнение иных полномочий, предусмотренных регламентом (положением).

Исходя из цели создания контрактной службы, назначения контрактного управляющего (обеспечение планирования, осуществление закупок, сопровождение заключения и исполнение контракта) следует, что они обязаны обеспечивать выполнение всех полномочий заказчика, предусмотренных Законом о контрактной системе, И хотя их функции и полномочия определены в Типовом положении (п. 13—17), детализация содержания таких функций и полномочий в настоящее время отсут­ствует и оставлена на усмотрение заказчика.

Руководитель, работники контрактной службы, контрактный управляющий, признанные в установленном порядке виновными в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут ответственность, в том числе административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную.

В рамках осуществления административного производства контрактная служба, контрактный управляющий обязаны исполнить предписания (об устранении нарушений), представления (об устранении причин и условий совершения правонарушения). Следует учесть, что они несут административную ответственность как должностные лица. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется за допущение нарушений законодательства, ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством о труде и видах государственной и муниципальной службы. Применение мер гражданско-правовой ответственности осуществляется по общим основаниям, например по требованиям о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате совершения неправомерных действия (бездействия). С таким требованием может выйти в порядке регресса требований заказчик к сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему. Уголовная ответственность наступает за виновное совершение противоправных общественно опасных деяний, ответственность за которые предусмотрена УК РФ, в частности, такие составы преступлений, как ограничение конкуренции (ст. 178), незаконные получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), злоупотребление полномочиями (ст. 201).

4.2. Комиссию по осуществлению закупок создает заказчик (приказ о создании комиссии по осуществлению закупок) для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по конкурентным способам закупок (для закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется). При принятии решения о создании комиссии заказчик определяет ее вид, состав и порядок работы. Заказчик создает комиссию до начала проведения закупки (не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки).

Наиболее распространенной практикой является оформление приказом решения о создании комиссии. В приказе указывается вид комиссии, персональные данные и должности председателя и членов комиссии, порядок работы комиссии. Приказ утверждается руководителем заказчика (уполномоченным лицом) до начала проведения закупки.

Частой практикой также является установление порядка работы комиссии в отдельном документе (положении о комиссии по осуществлению закупок). В положении следует указать:

• требования к численности, образованию, квалификации членов комиссии;

• организационную структуру, порядок взаимодействия, подчинения, замены, делегирования полномочий внутри комиссии;

• порядок взаимодействия комиссии с иными подразделениями заказчика;

• порядок участия приглашенных лиц в деятельности комиссии (сотрудников заказчика, экспертов), консультирования (обращения в специализированные организации, государственные, муниципальные органы власти и управления);

• порядок и сроки надлежащего уведомления членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания;

• условие правомочности проведения заседания и голосования при принятии решения в зависимости от числа присутствующих;

• запрет на делегирование полномочий председателя (члена) комиссии третьим лицам;

• запрет на проведение заочного участия в заседании, голосовании и принятии решения;

• функции председателя, членов комиссии, секретаря (при необходимости указывается детализация, порядок распределения функций);

• регламент проведения заседания, голосования при принятии решен с учетом особенностей способа проведения закупки;

• права, обязанности председателя, членов комиссии, секретаря комиссии с учетом особенностей способа проведения закупки;

• ответственность председателя, членов комиссии, секретаря комиссии (могут быть указаны составы правонарушений с указанием статей КоАП или формула «в соответствии с действующим законодательством РФ»);

• основания, порядок замены председателя, заместителя председателя секретаря (лиц, наделенных специальными полномочиями);

• основания, порядок внесения изменения в состав комиссии;

• основания, порядок прекращения деятельности комиссии;

• документационное обеспечение деятельности комиссии (типовые формы документов (порядок заполнения, представления, оформления порядок переписки, рассылки, подписания документов).

Положение о комиссии (если заказчик издает его отдельным документом) утверждается руководителем заказчика (иным уполномоченным лицом) не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки при проведении которой должна работать созданная комиссия.

Определение вида комиссии зависит от способа осуществления закупки Заказчик может создать конкурсную, аукционную, котировочную комиссию, комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений или единую комиссию. Комиссия может быть создана для проведения отдельной закупки, нескольких закупок или как постоянно действующий состав.

В отношении состава комиссии Закон о закупках устанавливает ряд правил и ограничений. Например, установлено минимальное число членов комиссии (5 человек — для конкурсной, аукционной, единой комиссии 3 человека для котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений). Максимальное число членов комиссии не регламентировано.

Следующее условие правомочности работы комиссии — присутствие не менее половины членов на заседании. Также установлены профессиональные требования относительно состава комиссии. Она должна формироваться преимущественно (не менее 50% от общего состава) из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Прямое указание на профессиональный состав комиссии установлено в двух случаях:

• для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем 50% общего числа членов конкурсной комиссии;

• для закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений в члены комиссии должны входить представители Пенсионного фонда РФ, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, других ФОИВ, Общественного совета (ст. 19 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»),

Членами комиссии не могут быть:

• эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки (экспертной оценки КД, заявок участников, оценки соответствия участников дополнительным требованиям);

• лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;

• лица, подавшие заявки на участие в закупке;

• лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;

• лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;

• лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;

• должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

В случае выявления указанных выше лиц в составе комиссии заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно принять решение о замене. Решение о замене обычно оформляется приказом (приказ о внесении изменений в состав комиссии по осуществлению закупок). Трудность может заключаться в соблюдении требования о незамедлительной замене члена комиссии при несоответствии его требованиям. Основанием для изменения состава комиссии может быть увольнение, отпуск сотрудника, иные обстоятельства, а также необходимость включения в состав комиссии лиц с необходимой профессиональной подготовкой. Следует учесть, что возможность отложить заседание комиссии перед началом процедуры определения поставщика Законом о контрактной системе не предусмотрена, а нарушение срока проведения процедуры является основанием для признания решения комиссии недействительным.

В приказе о внесении изменений следует указать персональные данные лиц, подлежащих исключению (включению) из состава комиссии, а сам документ утверждается руководителем заказчика (уполномоченным лицом) в день выявления обстоятельств, являющихся основанием для изменения состава комиссии.

4.3. Конкурсная комиссия осуществляет следующие функции:

• предоставляет возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе;

• объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа (непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе);

• вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации (КД) в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе;

• возвращает заявки участнику (в случае установления факта подачи одним участником двух и более заявок в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны);

• ведет и оформляет протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам);

• обеспечивает осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе;

• рассматривает заявку на участие в конкурсе;

• продлевает срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на 10 рабочих дней;

• отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в КД, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в КД;

• отстраняет участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения при выявлении недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса;

• фиксирует результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;

• фиксирует в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе результаты рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе на предмет ее соответствия требованиям КД;

• осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев КД;

• присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта (на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе);

• ведет и оформляет протокол рассмотрения и оценки заявок (протокол подписывается всеми присутствующими членами комиссии);

• ведет и оформляет протокол рассмотрения единственной заявки (если подана одна заявка либо одна заявка признана соответствующей);

• ведет и оформляет протокол первого этапа при проведении двухэтапного конкурса;

• предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки;

• осуществляет иные полномочия, установленные Законом о контрактной системе.

4.4. Аукционная комиссия осуществляет следующие функции:

— проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемой продукции;

— принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;

— оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок:

— признает аукцион несостоявшимся, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником (вносит в протокол соответствую­щую информацию);

— рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе;

— рассматривает единственную заявку, поданную на участие в аукционе, и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки;

— принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе (до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией об аукционе; если в аукционе принимали участие менее чем 10 его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем);

— выявляет и признает заявку на участие в электронном аукционе не соот­ветствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе:

— фиксирует результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии;

— признает аукцион несостоявшимся и фиксирует этот факт в протоколе, если принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие;

— в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок и документов рассматривает вторые части этих заявок и указанные документы и направляет оператору электронной площадки протокол подведения итогов такого аукциона;

— в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком второй части заявки единственного участника такого аукциона и документов рассматривает данную заявку и указанные документы и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного Участника такого аукциона;

— избирает аукциониста из числа членов аукционной комиссии путем (открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов;

— регистрирует участников закрытого аукциона или их представителей непосредственно перед началом проведения закрытого аукциона;

— ведет и подписывает протокол закрытого аукциона в день проведения закрытого аукциона (протокол также подписывает заказчик);

осуществляет иные функции, установленные Законом о контрактной системе.

4.5. Котировочная комиссия осуществляет следующие функции:

1) вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;

2) объявляет участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам (непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками и открытием доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам);

3) рассматривает заявки на участие в запросе котировок на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки;

4) возвращает заявки участнику (в случае установления факта подачи одним участником двух и более заявок в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны);

5) не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена продукции превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены установленные документы и информация;

6) ведет и оформляет протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок (протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии);

7) признает запрос котировок несостоявшимся, если котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок или по результатам рассмотрения таких заявок только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок;

8) рассматривает поданные заявки на участие в запросе котировок в течение 10 дней с даты истечения срока подачи заявок на участие в предварительном отборе в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

9) ведет протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

10) составляет перечень поставщиков и принимает решение о включении или об отказе во включении участника предварительного отбора в перечень поставщиков на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

11) ведет и оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в пред­варительном отборе, который ведется котировочной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами котировочной комиссии;

12) принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в запросе котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера требованиям, установленным в запросе о предоставлении котировок на основании результатов рассмотрения заявок;

13) присваивает порядковый номер каждой заявке на участие в запросе котировок по мере увеличения предложенной в таких заявках цены контракта на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок;

14) ведет и оформляет протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, который подписывается членами котировочной комиссии в день рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок:

15) осуществляет иные функции, установленные Законом о контрактной системе.

4.6. Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений осуществляет следующие функции:

• признает запрос предложений несостоявшимся, если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие запросе предложений подана только одна заявка на участие в запросе предложений или не подано ни одной такой заявки;

• вскрывает поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений;

• оценивает все заявки участников запроса предложений на основании критериев, указанных в документации, фиксирует в виде таблицы;

• ведет и оформляет протокол проведения запроса предложений и прилагает к протоколу таблицу оценки заявок;

• оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку;

• предлагает всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений;

• вскрывает конверт с окончательными предложениями и открывает доступ к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений;

• фиксирует в итоговом протоколе все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, и принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров, а также условия победителя запроса предложений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *