единичное и общее что образует
Единичное и общее
Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.
Общее — объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы, процессы. Она фундаментальна и для человеческого мышления. Познание мира с точки зрения соотношения «единичное — общее» предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, однотипность и разнотипность, осознавать отдельный, единичный характер реальных предметов, классифицировать их. В речи этому сопутствуют выражения: этот и иной, подобный, принципиально отличный и др.
Реальные предметы единичны. Кроме того, практически не бывает абсолютно одинаковых предметов. Это значит, что каждый предмет (дом, дерево, человек), даже очень похожий на другие, так или иначе индивидуален, в чем-то неповторим.
Общее (дом вообще, дерево вообще, человек вообще) в отличие от единичного представлено не конкретными пространственно-временными предметами, а чертами их сходства, подобия. Этого долго не могли понять. Через века истории протянулся философский спор о природе общих понятий (универсалий). В острой полемике столкнулись две противоположные точки зрения: «номинализм» и «реализм». Согласно первому, реально существуют только единичные предметы; общее же представлено лишь в словах или понятиях. Противоположный взгляд: общее — понятия, сущности, универсалии — столь же, а то и более реальны, чем единичные предметы. Спор этот, в частности применительно к математике, не угас и до наших дней. Однако в целом его принципиальное философское решение найдено.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, отдельным, существует в нем и через него.
Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Получается, что отдельный предмет — не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть и общее. Воплощенное в многообразии единичных предметов, общее может проявляться в поверхностном сходстве их внешних черт, а также в более глубоких чертах подобия, родства, вплоть до действия в них единых законов.
Общее мыслится в диалектике не как «тощая» абстракция, но в его неразрывной связи с многообразием единичных предметов. В таком понимании оно «воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного». Подчеркивая эту мысль из «Науки логики» Гегеля, Ленин заметил: «Прекрасная формула». Особенное выступает в диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим: скажем, липа в соотношении с классом деревьев вообще.
Диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения. Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций, человеческого опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус общего. Вместе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий, указания на конкретные, единичные явления. Для этого используются собственные имена (например, Л. Н. Толстой, А. Эйнштейн), описания неповторимых индивидуальных черт (например, автор романа «Война и мир», создатель специальной и общей теории относительности), пространственные локализации, временные даты и прочие. Наиболее эффективным средством речевой фиксации индивидуального служит сочетание указанных средств.
Процедуры индивидуализации (локализации и др.) имеют большое значение для выделения конкретного единичного события, факта, обеспечивают информативный характер познания, конкретность ориентации людей среди множества предметов, событий. Методы обобщения и индивидуализации широко применяются в науке и практике. Скажем, использование общих законов, типовых проектов, норм юридической и хозяйственной деятельности требует их конкретизации, спецификации применительно к конкретным условиям, ситуациям, людям.
Диалектика единичного и общего включена в методы научного познания. Магистральный путь познания заключается, как отмечал Энгельс, в том, что «мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность…». Этот путь научного обобщения прослеживается, например, на процессе открытия закона сохранения и превращения энергии. Конкретные, единичные наблюдения перехода одного вида энергии в другой (типа: трение вызывает теплоту) по мере их накопления дают знание особенного: любое механическое движение может быть преобразовано в тепловое. В процессе все новых обобщений такого рода получается наконец общий вывод: любой вид движения может переходить в любой другой вид движения.
Своеобразие и сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуально неповторимое — типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное. Это понятие относят к таким предметам, явлениям, процессам, которые обладают конкретным, неповторимым сочетанием свойств, исключающим другие такие же предметы, явления, процессы. Индивидуальность характеристик, невозможность их точного повторения отличает, например, исторические события. Уникальны произведения искусства, художественные ценности, несущие на себе отпечаток творческой личности автора. Так или иначе уникален каждый человек, потому что невозможно точное повторение всех условий его рождения, физиологических данных, индивидуального развития, черт психики, биографии, способностей, памяти, судьбы. Однако единичность и даже уникальность явления не исключает его сходства с иными индивидуальными явлениями.
Противоположностью индивидуально неповторимого является типовое. Предельный случай типизации технических устройств — стандартизация, когда все единичные предметы указанного типа должны иметь тождественные, предусмотренные стандартом характеристики. Стандартизация — необходимое условие наиболее экономичного, массового, в том числе автоматизированного производства продукции. Тождество единичных образцов деталей, узлов и изделий позволяет резко сократить затраты времени на их изготовление, свести к минимуму число рабочих операций, типов инструментов и т. д.
Стандартное, типовое многообразно проявляется в человеческих действиях, поведении. Здесь важную роль играют стереотипы, прочно закрепившиеся навыки, правила. Вместе с тем решение творческих задач требует индивидуального «стиля», «почерка», проторения новых, нехоженых троп. Так, обновление общества, связанное с поиском и принятием новых решений, в принципе невозможно без преодоления сложившихся стереотипов, без свободного творчества в самых различных областях деятельности людей.
Категории «единичное, особенное и общее».
Допустим, что имеются два объекта, все свойства которого абсолютно тождественны. Но ведь тогда они обязаны занять одно и тоже место в одно и то же время. Если бы это было так, то перед нами были бы уже не две, а одна вещь. Однако вещи занимают разные положения в пространстве и во времени. Значит, они находятся в различных связях с другими вещами, а это, в свою очередь, говорит о различии, нетождественности этих вещей.
Все люди индивидуальны, но все они обладают чем-то общим, что выражается в понятии ”Человек”.
Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем бытии. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Единичное есть объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивид неповторимости.
Единичное суть категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количеств определенность.
Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным (Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Москва, Солнце. Земля и т.п.), или указательным местоимением (этот, тот и др.), или другим конкретизирующим средством языка.
Конкретной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которых она возникла и существует в своей качественной определенности. Над единичным властвует всеобщее, которое безжалостно «заставляет» последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего-то устойчивого. Вместе с тем единичное служит предпосылкой общего.
Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное. Эта категория преодолевает односторонность, абстрактность того и другого и берет их в конкретном единстве. Особенное есть всегда качественно определенное, конкретное бытие соответствующего класса объектов. Таким образом, особенное богаче общего и единичного.
Почему же общее привязано к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее не существует отдельно, оно как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса Действие закономерности, анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное. Т.о., как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, кот служит предпосылкой и субстратом общего.
Если признать, что общее проявляется не иначе как в единичном и через него, то это значило бы, что все существующие единичности неразличимы. Однако нет абсолютных тождеств вещей. Такое различие единичностей фиксируется категорией особенного. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении.
Правильный учет единичного, особенного и общего играет огромную познавательную и практическую роль. Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практику предвидением. В этом сила науки, но в этом же кроется ее слабость, так как за общими тенденциями, законами и формулировками теряется индивидуальность единичного.
Таким образом, единичное богаче общего, а особенное богаче, уникальнее единичного. Только через строгий анализ и учет единичного, особенного путем наблюдения, эксперимента достигается углубление, конкретизация законов науки. Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного.
Единичное и общее
Окружающий мир существует в виде бесконечного разнообразия предметов, процессов, явлений. Наблюдения показывают, что в мире нет совершенно одинаковых объектов, каждый из них уникален, неповторим. Степень уникальности повышается по мере усложнения объектов. Многообразие мира, различие между объектами выражается с помощью категории единичного. Единичное – это конкретный объект во всей неповторимой совокупности его свойств. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается или именем собственным (Пушкин, Москва, Солнце и т.п.) или с помощью указательного местоимения и понятия (этот дом, то дерево и т.п.).
Однако бесконечное многообразие – лишь одна сторона бытия. Другая его сторона – общность, сходство предметов и явлений. Мир – единство различия и общности. Если нет двух абсолютно сходных объектов, то не существует и абсолютно различных вещей. Сходство объектов выражают с помощью категории общего. Общее – это те свойства и отношения, которые присущи определённому классу объектов. Общее познаётся в ходе абстрагирования в виде понятий и обозначается нарицательными именами (человек, растение, причина, болезнь и др.). Поскольку свойства и отношения вне объектов не существуют, то общее обозначает также соответствующий класс объектов. Например, понятие «растение» характеризует те признаки, которые присущи всем растениям, а также обозначает множество всех существующих растений.
Кроме категории общего используется понятие всеобщего – предельно широкого общего, которое уже нельзя подвести под более широкое понятие. Например, конкретный стул – единичное, мебель – общее, материальный предмет – всеобщее. По своему содержанию единичное богаче общего. Например, горох (единичное) включает в себя все признаки растения вообще и, кроме того, особые признаки бобовых растений. Общее – это часть, нередко сущность единичного. То, чем одно единичное в данном классе объектов отличается от другого, называется особенным. Таким образом, единичное – это общее плюс особенное.
Одна из закономерностей развития состоит в переходе единичного в общее. Всякое новое возникает вначале в виде единичных явлений. И если эти единичные явления соответствуют потребностям развития системы, то они увеличиваются в числе и приобретают статус общего. Так, отдельные полезные мутации, накапливаясь в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида в виде новых признаков. Новые способы лечения, положительно зарекомендовавшие себя, со временем становятся достоянием всех врачей. Так возникали нормы морали, новые моды и т.д. Ходу развития соответствует ход познания: оно движется от знания единичного к знанию общего. Затем происходит возврат к познанию единичного, но уже на основе знания общего. Конечный итог познания – знание общего во всех его единичных конкретных проявлениях
Знание взаимосвязи общего, особенного и единичного имеет большое методологическое значение для организации эффективной деятельности. В процессе практической деятельности, преобразуя бытие, человек имеет дело с единичными объектами. Важно учитывать, что единичное – это единство общего и особенного. Знание общего (если общее – сущность) определяет характер, качество воздействия на объект, а знание особенного определяет количественные параметры этого воздействия. Деятельность будет эффективной лишь при учёте и общего и особенного. Например, врач имеет дело с двумя пациентами – взрослым и ребёнком, страдающими одинаковым инфекционным заболеванием; характер лечения для обоих – антибиотики, однако дозы и их распределение во времени должны быть разными и соответствовать особенностям пациентов. Учёт единства общего и особенного необходим и во всех других сферах: при проведении экономических, политических, юридических и военных реформ, при внедрении новых педагогических методов и т.д.
ЕДИНИЧНОЕ и ОБЩЕЕ
В отличие от рассмотренного выше абстрактно-общего (и всеобщего), конкретно-общее и всеобщее определяются как такие реальные или идеальные «индивиды» (единичности, отдельности), сущность которых почти или полностью совпадает с их существованием. Например, в Новом завете Иисус Христос предстает как Богочеловек, т. е. как такой особый представитель рода человеческого (отдельное), в единичность Которого вплавлена Полнота Бытия (всеобщее). Так или иначе, конкретно-всеобщее есть совершенный предмет (знак), идеал, т. е. такая чувственно данная отдельность, которая образцово (максимально полно) воплощает в себе и репрезентирует объекту сущность или закон какого-либо рода явлений. Если в явлении относительно полно и неискаженно проявлена сущность не самого глубокого порядка, то такое явление предстает для нас как ценность конкретно-общего. Если же имеют в виду совершенное чувственное явление всеобщего, то такой сверхценный идеал логично именовать конкретно-всеобщим. Понятно, что отдельное, в котором явно сконцентрирована общая (и тем более предельно общая) сущность, встречается в природе и обществе крайне редко, его относят к разряду «гениальной единичности» и усматривают в нем совпадение истинности и ценности, гносеологического и аксиологического.
Сказанное позволяет вычленить три типа взаимосвязи О. и отдельного (Д. В. Пивоваров, 1985): а) формально-логический, б) природно-синкретический и в) феноменально-образцовый. Первый тип характерен для воспроизведения мысленного отдельного в виде суммы общих определений, когда О. в логически чистом виде складывается с такими же «общими» (т. е. понятие с другими понятиями) по правилам родо-видового определения понятия. Область пересечения логических объемов складываемых понятий дает нам приближающееся к Е. содержание мысленного отдельного. Природно-синкретический тип связи О. и отдельного в корне отличается от получения «отдельного» методом оперирования «общим в чистом виде», в нем О. не дано как таковое, но всегда косвенно и неполно проявлено через Е. Наконец, феноменальнообразцовый тип связи О. и отдельного есть случай яркой светимости О. в Е., когда люди признают тождественными какое-либо О. (всеобщее) и ту гениальную единичность, в которой оно свободно выражается.
Формально-общее и первый тип связи О. и отдельного лежат в основании логического мышления и рационального познания, и именно им отдает предпочтение философский рационализм. Эмпиризм ориентируется на второй тип связи О. и отдельного и придает преимущественное значение Е., чувственно-конкретному, индуктивным обобщениям, которые ерошены с фактами. Философский интуитивизм и иррационализм в большей степени привержены к размышлениям о совершенном проявлении безусловного и предпочитают концентрироваться на феноменально-образцовом типе связи.
В ходе истории философии сложились и ныне продолжают конкурировать между собой три основных направления в истолковании природы О.: «реализм», «номинализм» и «синкретизм».
Ни одному из этих направлений в целом не удается взять верх, и по сей день они остаются равноправными альтернативами.
ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ
Полезное
Смотреть что такое «ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ» в других словарях:
единичное и общее — ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ. E. признак конкрет ного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в фиксированный класс; О. признак этого предмета, сходный с признаком, по крайней мере, еще одного предмета данного класса. Всеобщее… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ — (ВСЕОБЩЕЕ) философские категории, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управляющих ими законов. Единичное (отдельное, индивидуальное) это данный конкретный объект (предмет … Тематический философский словарь
ЕДИНИЧНОЕ и ОБЩЕЕ — философские категории, своей совместностью выражающие пропорции сходного и различного в вещах, закономерно повторяющегося и исключительно случайного в мире, стандартного и уникального в деятельности, обычного и необычайного в жизни людей. Е. то,… … Современный философский словарь
ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) — философские категории, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управляющих ими законов. В любом объекте реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуальность), и… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ЕДИНИЧНОЕ — отдельное, индивидуальное, филос. категория, выражающая относит. обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, присущие им специфич. неповторимые особенности, составляющие их… … Философская энциклопедия
Единичное (философия) — Единичное, отдельное, индивидуальное философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей, событий, присущие им специфические индивидуальные особенности,… … Википедия
ЕДИНИЧНОЕ — особенное И всеобщее, философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания; единичное (отдельное, индивидуальное) определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщее (общее) сходное,… … Большой Энциклопедический словарь
ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ — ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ, философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания; единичное (отдельное, индивидуальное) определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщее (общее)… … Энциклопедический словарь
ОБЩЕЕ — всеобщее, принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. О. выражает определ. свойство или отношение, характерные для данного класса предметов, событий, а также закон… … Философская энциклопедия
ЕДИНИЧНОЕ — англ. general particular singular; нем. Allgemeines Besonderes Einzelnes. чешскоЪеспё zvlaetni jedineun ё. Философские категории, обозначающие объективные связи мира и уровни их познания. ОБЩЕЕ сходное, отвлеченное от единичных и особенных… … Энциклопедия социологии