единица измерения локоть в библии чему равна
Библейские меры
Веса и тяжестей
† Вес, весы. «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской» (Лев.19,35 — 36). В глубокой древности золото и серебро продавались и покупались на вес, так что лица, занимавшиеся какою-либо торговлею, обыкновенно носили при себе пару весов и различные гири, состоявшие из камней различных размеров и хранившиеся в особенных мешках, привязанных к поясу торговца. Корыстолюбивые торговцы имели при себе двое весов, одни, полегче, для продажи, а другие, потяжелее, для покупки. Не на это ли обстоятельство указывает пророк Михей, говоря: «Могу ли я быть чистым с весами неверными, и с обманчивыми гирями в суме?» (Лев.6,11). Можно думать, что в Священном Писании кроме весов упоминается и безмен: «Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме» (Притч.16,11); «Кто исчерпал воды горстию своею, и пядею измерил небеса, и вместил в меру прах земли. И взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис.40,12). Наименьшею единицею веса у евреев была гера, равнявшаяся весу хлебного зерна. Двад-цать гер составляли священный сикль: «Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу» (Исх.30,13). Половина сикля называлась бэка. Три тысячи сиклей составляли талант: «Из таланта золота чистого пусть сделают его» (Исх.25,39). Мина упоминается в первый раз в III Книге Царств: «по три мины золота пошло на каждый щит» (10,17), и потом у пророка Иезекииля: «Да будут у вас правильные… ефа и правильный бат. Ефа и бат должны быть одинаковой меры, так чтобы бат вмещал в себе десятую часть хомера и ефа десятую часть хомера» (45,12). Шестьдесят мин равнялось таланту, так как каждая мина состояла из пятидесяти сиклей.
Фунт, упоминаемый у евангелиста Иоанна: «Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его» (12,3), — был римский фунт.
Эгинский талант, как и еврейский, содержал в себе 60 мин, мина — 50 дидрахм; только драхма, равнявшаяся священному еврейскому сиклю, содержала в себе не 20 гер, как у евреев, а 6 оболов. С эгинским и еврейским талантом был сходен и вавилонский.
Длины и протяжения
Эти меры упоминаются в Священном Писании при построении Ноева ковчега и в других местах.
† Палец (перст). «Столбы сии были каждый столб в восемнадцать локтей вышины, и снурок в двенадцать локтей обнимал его, а толщина стенок его, внутри пустого, в четыре перста» (Иер.52,21). Мера эта равнялась дюйму или 10 парижским линиям.
† Ладонь. Соломон «сделал литое из меди море… Толщиною оно было в ладонь, и края его, сделанные подобно краям чаши, походили на распустившуюся лилию» (3Цар.7,23,26). Эта мера равнялась четырём пальцам.
† Пядень. «Он (наперсник) должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною» (Исх.28,16). Она равнялась пространству от конца большого пальца до конца мизинца.
† Локоть. «Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и препоясал его под плащем своим к правому бедру» (Суд.3,16). Эта мера от сгиба локтя до конца среднего пальца.
† Гомедь — мера совершенно неизвестная. Одни принимают её за локоть, а другие — за длину целой руки.
† Сажень (трость измерения). «И вот, вне храма — стена со всех сторон его, и в руке того мужа — трость измерения в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость толщины и одну трость вышины» (Иез.40,5). Заключала в себе шесть малых локтей и почти соответствовала росту человеческого тела. Сажень в шесть больших локтей, упоминаемая у пророка Иезекииля, содержала в себе шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью.
Расстояния и отдалённости
† Шаг. «И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна» (2Цар.6,13). Шаг — самая малая мера расстояния.
† На вержение камня. Христос сказал им: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк.22,40—41). Выражение это означает такое расстояние, на какое можно бросить камень, следовательно, недалёкое, хотя определённо и неизвестное.
† На некоторое расстояние земли. «И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила» (Быт.35, 16). Выражение также неопределённое. Его принимают за расстояние около часу пути, или около 3/4 немецкой мили.
† Субботний путь. «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян.1,12). Это пространство, которое по раввинской строгости относительно покоя в субботний день дозволено было иудеям проходить в субботу вне их жилища, только не более 2000 шагов, или около версты. Флавий расстояние до Масличной горы от Иерусалима, которое в книге Деяний святых апостолов определяется субботним путём, определяет в шесть стадий.
† Стадия. «Проплывшие около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю» (Ин.6,19). Стадия — это пространство в 125 римских шагов, или в 600 греческих футов, или в 625 римских футов. Сорок стадий составляют почти географическую, или немецкую милю.
† Миля, или поприще. «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5,41). Поприще составляло 1000 геометрических шагов, или 8 греческих стадий, т.е. четвёртую часть немецкой мили.
Вместимости
Для сыпучих тел и для жидких.
† Хомер. «И встал народ… и собирали перепелов; и кто мало сбирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана» (Чис.11,32). Хомер равнялся десяти батам.
† Бат. «Толщиною оно (медное море) было в ладонь… оно вмещало две тысячи батов» (3Цар.7.26). Бат равнялся десятой части хомера. В бате содержалось более четырёх наших вёдер. 40 батов равнялись 4 бочкам и 7,5 вёдрам.
† Гин. «Одного агнца приноси поутру… И десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца» (Исх.29,39—40). Гин равнялся шестой части бата. Следовательно, составлял шестидесятую часть хомера.
† Лог. «В восьмой день возьмет он двух овнов… и приношение хлебное, и один лог елея» (Лев.14,10). Лог — шестая часть чего-либо. По мнению раввинов, это двенадцатая часть гина.
† Хомер для сыпучих тел, или кор. «Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра» (Лев. 27,16). Эта мера равнялась 10 ефам, или 20 нашим четверикам.
† Летех. «И приобрел я ее себе за пятнадцать серебренников и за хомер ячменя и за полхомера ячменя» (Ос.3,2). Летех — это половина хомера, или кора; на наши меры — 10 четвериков.
† Ефа. «А гомор есть десятая часть ефы» (Исх.16,36). Ефа — десятая часть хомера; на наши меры равняется двум четверикам.
† Сеах. «Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов, и два меха с вином… и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв, и навьючила на ослов» (1Цар.25,18). По мнению раввинов, сеах — третья часть ефы, равняется 1,5 римским модиям.
† Гомор. «И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните манною гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской» (Исх.16,32). Гомор — десятая часть ефы.
† Каб. « И был большой голод в Самарии… так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, а четвертая часть каба голубиного помета — по пяти сиклей серебра» (4Цар.6,25). Каб, по мнению раввинов, это шестая часть сеаха.
Библейская энциклопедия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990 г.
Меры длины, площади, объема и веса
I. МЕРЫ ДЛИНЫ И ПЛОЩАДИ
1) МЕРЫ ДЛИНЫ. Общепринятой единицей измерения длины был ЛОКОТЬ (см., напр., Быт. 6:15 ; Исх. 25:10 ; Числ. 35:4 ; 3Цар. 6:2 ; 4Цар. 14:13 ; Ин. 21:8 ). Надпись, найденная в Силоамском туннеле, определяет длину туннеля в 1200 локтей (525 м). Отсюда следует, что один локоть составлял 525 0,4375 м, т.е. около 45 см. Локоть делился на ПЯДИ – ок. 22,5 см ( Исх. 28:16 ; 1Цар. 17:4 ; Ис. 40:12 ; Иез. 43:13 ; Мф. 6:27 ; в последнем случае в Синод. пер. – «локоть»), ЛАДОНИ – ок. 7,5 см ( Исх. 25:25 ; 3Цар. 7:26 ; Пс. 39:6 ) и ПАЛЬЦЫ – ок. 1,9 см ( Иер. 52:21 ). Т.о., соотношения были след.:
1 локоть 2 пяди 6 ладоней 24 пальца;
1 пядь 3 ладони 12 пальцев;
1 ладонь 4 пальца.
Наряду с приведенной существовала и ДРУГАЯ МЕРА ЛОКТЯ, которая была на 1 ладонь длиннее обычной и, след., равнялась прим. 52,5 см ( Иез. 40:5 ); 6 таких локтей составляли ТРОСТЬ (3,15 м), упоминание о которой есть только в Книге пр. Иезекииля при описании размеров храма и земельных наделов ( Иез. 40:5 ; Иез. 42:16–20 ). В НЗ эту единицу измерения, возможно, имеет в виду Иоанн ( Откр. 21:15.16 ). Во 2Пар. 3говорится об измерении в локтях «по прежней мере», вероятно, и здесь имеется в виду более длинный локоть. Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. системы мер с шумеро-аккад., применявшейся и за пределами Месопотамии. В Вавилонии и Египте, помимо обычного, был известен «царский» локоть (его размеры неизвестны). Егип. меры длины соответствовали др.-евр., в то время как вавил. локоть составлял от 49,5 до 55 см. В Деян. 27:28 в качестве меры длины, применявшейся мореходами, упоминается САЖЕНЬ, составлявшая ок. 1,8 м;
3) МЕРЫ ПЛОЩАДИ. Земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня, назывался ПОЛЕМ ( 1Цар. 14:14 ; Ис. 5:10 ; в последнем случае в Синод. пер. – «участок»). В др.-евр. оригинале 1Цар. 14употреблено слово МААНА – «борозда» (в Синод. пер. не передано), обозначавшее, возможно, меру площади; смысл слова здесь не вполне ясен. кроме того, размер площади определялся необходимым для ее засева объемом зерна. Употребленное в связи с этим в 3Цар. 18слово САТА [евр. сеа; арам. сата – «мера зерна» ] обозначало меру, содержавшую 1 мешок (или короб) зерна. В Лев. 27размер земельного участка определялся числом хомеров (мер) ячменя, необходимых для его засева.
II. МЕРЫ ОБЪЕМА
1 хомер, или кор 10 ефам 30 сатам (сеа) 180 кабам;
1 ефа 3 сатам (сеа) 18 кабам;
1 сата (сеа) 6 кабам;
В Синод. пер. НЗ греч. слово модиос, соотв. лат. модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л), переведено как «сосуд» ( Мф. 5:15 ; Мк. 4:21 ; Лк. 11:33 ). Словом «мера» иногда переводится др.-евр. ефа ( Ам. 8:5 ; Мих. 6:10 ), а также сата ( 1Цар. 25:18 ; 4Цар. 7:1 ). В Откр. 6упоминается греч. мера зерна ХИНИКС, равная прим. 1,1 л;
2) МЕРЫ ЖИДКОСТЕЙ. Наиб. употребит. мерой жидкостей был БАТ ( 3Цар. 7:26 ; 2Пар. 2:10 ; 2Пар. 4:5 ; 1Езд. 7:22 ; Ис. 5:10 ; Лк. 16:6 ; в последнем случае в Синод. пер. – «мера»), который, как и ефа, содержит 0,1 хомера ( Иез. 45:11.14 ). При раскопках в Лахише был найден разбитый сосуд с надписью: bt l-mlk [бат лемелех, «царский бат» ]. Такой сосуд вмещал ок. 22 л. Благодаря этой находке ученые смогли определить емкость бата в период перед вторжением Синаххериба (библ. Сеннахирим) в 701 г. до Р.Х.: она составляла ок. 22 л. Этот вывод подтверждается тем, что, согл. заключению А.Сэгра, такую же вместимость имела ефа (см. выше). Бат содержал 6 ГИНОВ ( Исх. 29:40 ; Исх. 30:24 ; Иез. 4:11 ; Иез. 45:24 ; Лев. 19:36 ), каждый из которых был равен, след., прим. 3,66 л. Гин, в свою очередь, вмещал 12 ЛОГОВ ( Лев. 14:10–24 ), каждый по 11/36 л. Итак, существовали след. меры жидкостей:
1 хомер 10 батам 60 гинам 720 логам;
1 бат 6 гинам 72 логам;
III. МЕРЫ ВЕСА
1 талант 60 минам 3 000 сиклей 6 000 бек 60 000 гер;
1 мина 50 сиклям 100 бекам 1 000 герам;
1 сикль 2 бекам 20 герам;
В Библии две единицы измерения: локоть и день. Вопрос: «Сколько локтей во Дню? «
Локоть — древняя единица измерения, приблизительно равная расстоянию от сгиба локтя до кончиков пальцев.
В древнем Израиле локоть имел длину примерно 44,5 сантиметра.
В I веке некоторым, очевидно, ждать исполнения Божьих обещаний пришлось дольше, чем они предполагали.
Нетерпение овладело ими настолько, что им даже казалось, что Бог медлит или задерживается.
Поэтому апостол Петр вынужден был напомнить таким людям, что у Бога представление о времени иное, чем у человека.
Петр писал: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петра 3:8).
Согласно такому отсчету времени, 80-летний человек прожил всего лишь около двух часов, а человечество существует приблизительно шесть дней. Когда мы смотрим на все с такой точки зрения, нам легче понять, почему Бог поступает по отношению к нам тем или иным образом.
ну прям уж две
МЕРЫ длины, площади, объема и веса,
упоминаемые в русском тесте Библии.
Меры длины:
перст 2 см,
ладонь 8 см,
пядь 25 см,
локоть 50 см,
локоть с ладонью: 52,5 см (,5; ср., 3)
1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;
Меры площади:
поле, участок — земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня.
Меры объема:
1) сыпучих тел:
хомер (соответствует месопотамскому имер — «ослиный вьюк» ) 220 л
кор 220 л
бат, лефа 22 л
Ефа по Иосифу Флавию, соответствовала примерно 36 л, по данным археологии ок. 22 л,
сата 8 л,
каб 1,3 л,
хомер = кор = 10 еф (бат) = 30 сат = 180 каб
горсть = 0,25 каба, ок. 0,5 л
гомор = 0,1 ефы, ок. 2,2 л
сосуд (в, 15;,1;,33) — модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л) мера в рус. тексте м. б. переводом слова ефа (,5;), а также сат (;,1).
хиникс- 1,1 л;
В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в, 6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т. е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.
Библейский справочник
Пядь (евр. зерет; Исх 28:16; 39:9; 1 Цар 17:4; Иез 43:13).
Ладонь (евр. тофах или тефах; Исх 25:25 и др.).
Палец (евр. эцба; синод. «перст»; Иер 52:21). Наименьшая мера длины в Библии.
1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца
1 пядь = пол-локтя = 3 ладони = 12 пальцев
1 ладонь = 1/6 локтя = 4 пальца
1 палец = 1/24 локтя = 1/4 ладони
В Суд 3:16 говорится о кинжале длиной в гомед (синод. «локоть»). Более гомед в Библии не упоминается. Судя по контексту, гомед был короче локтя.
На древнем Ближнем Востоке площадь поля нередко обозначалась количеством зерна, необходимого для того, чтобы его засеять. По-видимому, именно так измеряется площадь поля в Лев 27:16 (но есть и другое предположение: что речь идет о количестве зерна, которое можно собрать с поля в качестве урожая).
Эфа (синод. «ефа»; Исх 16:36 и др.). Основная мера объема сыпучих тел в Ветхом Завете.
Сеа (синод. «сата» или «мера»; Быт 18:6; 1 Цар 25:18; 3 Цар 18:32; 4 Цар 7:1, 16 и 18). Предположительно, равна 1/3 эфы.
Иссарон (Исх 29:40 и др.). Десятая часть эфы (так и в Синодальном переводе).
Омер (синод. «гомор»; только в Исх 16). Возможно, это объем зерна, получаемый при обмолоте одного снопа. Равен 1/10 эфы.
Бат (3 Цар 7:26 и др.).
Кор служил мерой объема как сыпучих тел (3 Цар 4:22; 5:11; 2 Пар 2:10; 27:5; Езд 7:22), так и жидкостей (3 Цар 5:11; Иез 45:14). Предположительно, кор равнялся хомеру.
В Иез 45:11 бат приравнен к эфе. Таким образом, получается единая система мер для сыпучих тел и жидкостей:
хомер = кор = 10 эф (батов);
эфа = бат = 1/10 хомера;
хин = 1/6 бата (эфы) = 1/60 хомера.
Судя по «Еврейским древностям» Иосифа Флавия, в его время (конец I в. н. э.) бат (как и эфа) примерно равнялся 39 л. Однако предполагают, что ранее, особенно в допленный период, значение этих мер объема было меньше (20-30 л или даже 10-20 л).
В эпоху Ветхого Завета в Сирии и Палестине основными мерами веса были талант (евр. киккар) и сикль (евр. шекель):
талант = 3000 сиклей (см. Исх 38:25-26).
Еще одна единица веса, мина (евр. мане; 3 Цар 10:17; Езд 2:69; Неем 7:71-72 и Иез 45:12), заимствована, по-видимому, из Вавилона, где была другая система мер веса:
талант = 60 мин = 3600 сиклей;
мина = 1/60 таланта = 60 сиклей;
сикль = 1/60 мины = 1/3600 таланта.
Из единиц веса, меньших сикля, в Ветхом Завете упомянуты бека (синод. «полсикля»; Быт 24:22 и Исх 38:26) и гера (Исх 30:13; Лев 27:25; Числ 3:47; 18:16 и Иез 45:12):
В Быт 33:19; Нав 24:32 и Иов 42:11 упомянута кесита (синод. «кесита» или «монета»). Возможно, это единица веса. Впрочем, Септуагинта (древний греческий перевод Ветхого Завета) передает это слово как «овца».
Греческие меры длины
Некоторые из этих мер (палец, ладонь, локоть) не отличались от ближневосточных.
Греческие меры объема сыпучих тел
Римские меры объема в Новом Завете не упоминаются.
Греческие меры веса
С начала V в. до н. э. по всему Средиземноморью расходятся греческие серебряные монеты: драхмы (Лк 15:8-9), дидрахмы (монеты достоинством в две драхмы) и тетрадрахмы (монеты достоинством в четыре драхмы). Афинские тетрадрахмы весили около 17,5 г.
Квадрант (лат. quadrans; греч. кодрантес; синод. «кодрант»; Мф 5:26 и Мк 12:42) = 1/4 асса. Мелкая медная монета (весом около 1 г).
Право чеканки серебряных монет давалось в римском государстве лишь крупным городам. Медные монеты чеканились шире (в частности, и в Иудее).
Пересчет древних денежных единиц в современные очень условен. Точкой отсчета может служить то, что средняя плата поденщика в начале н. э. составляла один денарий в день.
Иудейские правители из династий Хасмонеев и Иродов, а также сменившие их римские наместники Иудеи чеканили только мелкие медные монеты. Во время войны с Римом (66-73 гг. н. э.) еврейские повстанцы выпускали собственные серебряные монеты. Это было знаком независимости и открытым вызовом империи; по понятным причинам чеканка этих монет длилась недолго.
Таким образом, одно и то же число по еврейскому календарю в разные годы приходится на разные числа нашего, солнечного календаря. В приведенной ниже таблице показано, на какие месяцы нашего календаря приходится тот или иной еврейский месяц.
В Исх 23:14-17 и Исх 34:18-24, а также во Втор 16 перечислены три главных праздника древнего Израиля.
(1) Праздник опресноков (т. е. пресных хлебов, евр. маццот). В Исх 12-13 он связан с праздником Пасхи (евр. Песах): оба праздника служат напоминанием об уходе израильтян из Египта. Во Втор 16:1-8 праздник опресноков и Пасха слиты воедино.
(3) Осенний праздник собирания плодов. Во Втор 16:13-15 он называется праздником кущей (т. е. шалашей; евр. Суккот).
Наиболее полный обрядовый календарь древнего Израиля содержится в Лев 23 и Числ 28-29. Помимо трех главных праздников (Пасхи/опресноков, седмиц и кущей) он включает субботы, новомесячия (первый день каждого месяца), праздник труб (первый день седьмого месяца) и день очищения (евр. Йом киппурим; см. также 16-ю главу книги Левит). Кроме того, в Лев 23:10-13 описан обряд возношения первого снопа (именно от этого дня отсчитывают семь недель до праздника седмиц).
К первым векам н. э. еврейский календарь в основных чертах приобрел свой теперешний вид.
В Библии мы встречаем три системы обозначения месяцев.
(3) В поздних книгах Ветхого Завета используются вавилонские названия: нисан (Неем 2:1 и Есф 3:7), сиван (Есф 8:9), элул (синод. «Елул»; Неем 6:15), кислев (синод. «Кислев» или «Хаслев»; Неем 1:1 и Зах 7:1), тевет (синод. «Тебеф»; Есф 2:16), шеват (Зах 1:7) и адар (Езд 6:15; Есф 3:7,13; 8:12; 9:1,15,17,19 и 21). Именно вавилонские названия месяцев закрепились в еврейской традиции.
День (от рассвета до заката) делится в Библии, согласно вавилонскому обычаю, на 12 частей («часов»). Однако при отсутствии инструментов для точного определения времени такое деление оказывалось слишком дробным. В Новом Завете используется следующее (приблизительное) деление дня:
Система мер и весов
Система мер и весов
Подразделы статьи
Введение
Меры веса?
Меры длины в Ветхом Завете
Меры длины в Новом Завете
Меры сыпучих тел в Ветхом Завете
Меры сыпучих тел в Новом Завете
Меры жидкости в Ветхом Завете
Меры жидкости в Новом Завете.
Введение. Системы измерения в Древнем мире часто основывались на практических соображениях: длина руки, путь, который можно проделать за день, количество груза, которое может унести осел, и тому подобное. Эта система была удобной, но имела недостаток — отсутствие стандартов. У одного человека руки были длиннее, чем у другого; а некоторые ослы поднимали больше груза, чем другие. Поэтому история мер и весов — это история поиска стандартов. Во времена ВЗ такая цель не была достигнута, но во времена НЗ (под греческим и римским влиянием) стандартизация уже происходила. В ВЗ упоминаются меры, которые встречаются также в месопотамской, египетской и хананейской литературе. У Израильтян не было своей отдельной системы мер и весов. Хотя термины использовались общие, не стоит удивляться, что иногда для Израильтян некий термин означал не то же самое, что для жителей других стран. Во времена НЗ появились новые величины. Израильтяне в этот период продолжали пользоваться мерами, возникшими в ветхозаветный период. Но к ним прибавились греческие и римские меры. Иногда последние просто заимствовались, иногда еврейские термины адаптировались к греко-римским стандартам. Случалось, что римские термины использовались, когда речь шла о делах правительства, а еврейские — в каждодневной жизни. Во всех системах измерения с основной единицей (наименьшей, из которой путем умножения получаются все остальные единицы) связано наибольшее количество сомнений. Так, локоть (мера длины), сикль (мера веса), хомер (мера сыпучих тел) и бат (мера жидкости) — единицы неопределенные. Поэтому все остальные единицы, возникшие на их основе, также не определенны. Меры веса. Термины, обозначающие меры веса, установлены благодаря археологическим раскопкам. В результате раскопок были найдены каменные гирьки, на которых иногда надписывалось, какую меру веса они представляют. Часто при взвешивании оказывалось, что вес гирек с одинаковыми надписями совпадал лишь приблизительно. Но при сравнении этих данных с текстовыми свидетельствами удалось восстановить систему довольно точно. В любом случае сравнительная шкала мер, используемых в каком-либо регионе, важнее, чем их абсолютные величины.
Таблица мер и весов
Меры веса
талант — 75 фунтов, 34 кг
мина — 1,25 фунта, 600 г
сикль — 0,4 унции, 11,4 г
пим — 0,25 унции, 8 г
бека — 0,2 унции, 5,7 Г
гера — 0,02 унции, 0,6 г
литра — 12 унций, 327 г
Меры длины
длинный локоть — 20,5 дюйма, 52,1 см
локоть — 17,5 дюйма, 44,5 см
пядень — 8,75 дюйма, 22,2 см
ладонь — 3 дюйма, 7,6 см
сажень — 6 футов, 1,8 м
стадия — 200 ярдов, 182,9 м
римская миля — 1620 ярдов, 1,4 км
Меры сыпучих тел
кор/хомер — 5 бушелей, 182 л
летек — 2,5 бушеля, 91 л
ефа — 0,5 бушеля, 17,6 л
мера (сата) — 5 кварт, 6 л
гомор — 2 кварты, 2 л
каб — 1 кварта, 1,3 л
хиникс — 1 кварта, 1,1 л
модий — 1 пек, 8,5 л
мера (сатон) — 5 кварт, 6 л
Меры жидкости
бат — 5,5 галлона, 20,8 л
гин — 1 галлон, 3,8 л
лог — 0,3 кварты, 0,3 л
мера (метрет) — 10 галлонов, 37,9 л
секстарий — 1,2 пинты, 552 мл
Существовали определенные стандарты мер веса, но точности трудно было достигнуть. Система Израильтян похожа на ту, которую использовали в Месопотамии и Ханаане. В течение большей части ветхозаветного периода система весов была по сути монетной системой. Чеканка монет была изобретением персов. До того момента серебро, золото или другие товары взвешивались для обмена или приобретения. В результате система весов была сердцем древней экономики. Вот почему в Писании так строго осуждаются люди, которые подделывают гири ( Лев 19:36 ; Втор 25:13 ; Притч 16:11 ; Притч 20:10,23 ; Мих 6:11 ; Ос 12:7 ; Ам 8:5 ).
Каменные гирьки использовались для взвешивания товаров на древних рынках. Весы и гири упоминаются в ВЗ несколько раз, но не в экономическом контексте ( Иов 6:2 ; Иов 31:6 ; Пс 61:10 ; Ис 40:12 ; Иез 5:1 ; Дан 5:27 ).
Мина. В хананейском материале из Угарита мина равняется 50 сиклям, а в Вавилоне — 60 сиклям. В Иез 45:12 сказано, что мина равна 60 сиклям, но непонятно, было ли это изменением ранее существовавшего стандарта. Сикль. Сикль был основной единицей веса. Помимо обычного, существовал также «царский» сикль ( 2Цар 14:26 ).
Судя по найденным при раскопках гирям, отмеченным как «бека» (полсикля), сикль весил около 0,4 унции (11,4 г).
Сикль упоминается в Писании исключительно по отношению к монетной системе. Будь то серебро, золото, ячмень или мука, вес в сиклях всегда указывает на экономическую ценность продукта. Единственное исключение — упоминание о броне и копье Голиафа ( 1Цар 17:5-7 ), вес которых определен в сиклях. Пим. Единственное упоминание этой единицы встречается в 1Цар 13:21 <«щербина»>: такую плату взимали филистимляне с Израильтян за заточку орудий труда. Обнаруженные при раскопках гирьки весят от 0,25 до 0,3 унции (7,1-8,5 г), а значит, пим составлял две трети сикля. Бека. Семь каменных гирек, надписанные соответствующим образом, весят от 0,2 до 0,23 унции (5,7-6,5 г).
В Исх 38:26 такое количество денег взималось с каждого при переписи. Бека была равна половине сикля. Гера. Одна двадцатая сикля, или 0,02 унции (0,6 г).
Этот термин встречается в Библии пять раз ( Исх 30:13 ; Лев 27:25 ; Чис 3:47 ; Чис 18:16 ; Иез 45:12 ), во всех случаях вместе с сиклем. В этих контекстах он имеет исключительно монетную ценность. Литра. В НЗ используется та же самая система мер веса, что и в ВЗ, в особенности сикли, мины и таланты. Прибавляется только одна мера — литра, которая в Ин 12:3 <«фунт»>; Ин 19:39 относится к благовониям. Судя по греческой литературе, одна литра примерно равнялась 12 унциям (327 г).
Меры длины в Ветхом Завете. Меры длины изначально были связаны с размерами частей тела. Основной единицей длины был локоть, а все остальные были связаны с ней. В ВЗ отсутствуют точные линейные расстояния между географическими пунктами, в основном они указываются в количестве дней, необходимых для достижения цели. Обычно за день проходили 20-25 миль (32,2-40,2 км).
Шаг равнялся примерно ярду ( 2Цар 6:13 ).
Локоть. Расстояние от кончика указательного пальца до локтя. Существовали длинный и короткий локоть, которые использовались не только в Израиле, но и в Месопотамии и Египте. В Иез 40:5 говорится, что длинный локоть равняется «локтю с ладонью» (ок. 20-21 дюйма, или 50,8-53,3 см).
В надписи, найденной в Силоамском тоннеле, построенном Езекией (715-686 до Р.Х.), говорится, что длина тоннеля 1200 локтей. Фактическая длина тоннеля равняется 1749 футов (533,1 м).
Следовательно, локоть равнялся 17,49 дюйма (44,4 см).
Приняв во внимание все данные, мы можем установить, что длина локтя в Израиле была около 17,5 дюйма (44,5 см).
Следовательно, длинный локоть был равен примерно 20,5 дюймам (52,1 см).
Локоть чаще всего использовался для измерения зданий или предметов (занавесей, столбов, предметов мебели и т. д.).
Крупнейший предмет, размеры которого указаны в локтях, — это ковчег Ноя, длина которого была 300 локтей ( Быт 6:15 ).
Пядень. Расстояние между кончиком большого пальца и кончиком мизинца, когда пальцы растопырены. Примерно половина локтя, или восемь дюймов и три четверти (22,2 см).
Эта мера используется в ВЗ только семь раз, четыре из них — для описания размеров нагрудника первосвященника ( Исх 28:15-16 ; Исх 39:8-9 ).
Ладонь. Ширина руки у основания, одна шестая локтя, одна треть пядени, около 3 дюймов (7,6 см).
Этот термин используется всего пять раз, в том числе для указания размеров кромки стола для хлебов предложения ( Исх 25:25 ) и медного моря Соломона ( 3Цар 7:26 ).
Стадия. Длина греческой беговой дорожки, одна восьмая римской мили, или немногим более 200 ярдов (182,9 м).
Обычно использовалась для указания приблизительных расстояний, но в Откр 21:16 обозначает размеры Нового Иерусалима. Миля. Упоминается один раз, в Мф 5:41 <«поприще»>, где имеется в виду римская миля длиной 1620 ярдов, примерно девять десятых современной мили (1,4 км).
Меры сыпучих тел в Ветхом Завете. Меры сыпучих тел основаны на практических соображениях: какой груз может поднять осел, сколько зерна можно посеять за день или сколько его нужно, чтобы засеять определенный участок. Как и другие виды мер, они со временем подверглись стандартизации. Кор/хомер. Самая распространенная мера сыпучих тел, груз одного осла. Ее размеры сильно варьируются, от 3,8 до 7,5 бушелей (133,9-264,3 л).
Часть хомера; объем ее может быть разным. При измерении муки, зерна, ячменя и пшеницы это примерно одна третья часть ефы. В бушеле около пяти мер ( 1Цар 25:18 ).
Гомор. Гомор упоминается только в рассказе о том, как Израильтяне собирали манну ( Исх 16:22 ).
Такой была ежедневная порция манны на человека, одна десятая ефы ( Исх 16:36 ).
В греческой литературе упоминается как дневная норма зерна на одного человека. Модий. Та емкость, под которой не следует прятать горящий светильник ( Мф 5:15 ; Мк 4:21 ; Лк 11:33 <«сосуд»>).
Равен примерно пеку, 7,68 кварты (8,5 л).
Равна ветхозаветной мере (сате), около пека. В НЗ упоминается только два раза в параллельных текстах притчи о закваске, которая уподобляется Царству Божьему ( Мф 13:33 ; Лк 13:21 ).
Меры жидкости в Ветхом Завете. В ВЗ используются три основные меры жидкости. Ват. Основная мера для жидкостей. Судя по данным Библии ( Иез 45:11-14 ), это был примерный эквивалент ефы, одна десятая хомера. Археологам тоже удалось найти данные, подтверждающие это. В Лахисе и Тельэн-Насбе были найдены кувшины с надписью «царский бат», а в Тель-Бейт-Мирзиме — с надписью «бат». Кувшины были разбиты, так что для определения вместимости их пришлось восстанавливать. На основании этих исследований удалось определить, что бат равнялся примерно 5,5 галлонам (20,8 л).
Гин равен одной шестой бата, около одного галлона (3,8 л).
Эта была мера для определения количества оливкового масла, вина и воды, но нигде не упоминается количество больше одного гина (а вот части гина, напротив, использовались для определения объема).
Секстарий. Мера, равная примерно одной целой и одной шестой пинты (552 мл).