единое информационное пространство что это
Единое информационное пространство государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «единое информационное пространство»
Единое информационное пространство государства — это набор информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, который позволяет на базе общих принципов и правил гарантировать безопасное информационное взаимодействие государства, различных организаций и граждан при их равной доступности к открытым информационным источникам.
Помимо того, единое информационное пространство позволяет, обеспечить максимальное удовлетворение информационных потребностей организаций и граждан в любой точке страны с сохранением баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство при обеспечении национального информационного суверенитета.
Единое информационное пространство государства: признаки, объекты, структура, цели создания
Основными признаками единого информационного пространства государства являются следующие:
Главными объектами единого информационного пространства могут считаться:
Готовые работы на аналогичную тему
Информационная инфраструктура состоит из следующих компонентов:
Создание и развитие единого информационного пространства Российской Федерации должно иметь следующие цели:
Информационные ресурсы считаются самым важным объектом и компонентом информационного пространства, а их создание и применение является одной из главных задач формирования единого информационного пространства. Смысл теории создания единого информационного пространства государства посредством развития информационных ресурсов заключается в следующем:
Общим законом для информационной сферы может считаться объективный закон организации и ограничения информации в социальной системе. Ещё одним объективным законом прогресса информационной области может считаться закон информационного опережения, то есть, разрешение задач информационного взаимодействия опережает по времени все очередные шаги в других областях социальной деятельности.
Единое информационное пространство должно быть сформировано до создания единого экономического и правового пространства. Информационному обеспечению также следует быть впереди каждого очередного шага в выработке решений в различных социальных сферах. Справедливо и обратное утверждение, что если не решать проблемы информационного взаимодействия, то это неизбежно ведёт к значительному отставанию и в иных сферах социальной деятельности.
Путин распорядился создать в России «единое информационное пространство»
В России создадут «единое информационное пространство»
Президент России Владимир Путин подписал указ «Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 8 ноября 2021 г. и уже вступил в силу.
Документом предусматривается формирование «единого цифрового информационного пространства» с использованием существующих государственных информационных систем (ГИС) и информационных ресурсов органов публичной власти, а также инфраструктуры, которая обеспечивает их взаимодействие. К таковой, согласно тексту документа, в частности, относится система распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.
Создание единого цифрового информационного пространства в представлении авторов необходимо для повышения качества стратегического управления в стране, а также совершенствования контроля информационных потоков и более эффективного применения сведений, хранящихся в ГИС и информационных системах (ИС) организаций с госучастием. Причем должны быть обеспечены совместимость ИС участников стратегического планирования и непротиворечивость содержащихся в них данных.
Национальная платформа стратегического управления
В президентском указе упоминается «единая цифровая информационно-аналитическая платформа стратегического управления Российской Федерации». Она, как следует из текста документа, нужна для сбора, комплексной аналитической обработки данных, оценки динамики реализации стратегических национальных приоритетов и документов стратегического планирования, а также информационной поддержки участников стратегического планирования при принятии управленческих решений.
Авторы документа ожидают, что платформа обеспечит оперативное информационное сопровождение стратегического управления, в том числе в режиме реального времени, и синхронизацию процессов стратегического планирования. Кроме того, она должна стать инструментом, который поможет в моделировании последствий принятия управленческих решений с использованием искусственного интеллекта.
Необходимость запуска платформы стратегического управления была отмечена в ходе заседания межведомственной комиссии Совбеза по проблемам стратегического планирования еще в ноябре 2019 г. В сообщении пресс-службы аппарата совещательного органа тогда говорилось, что платформа «обеспечит доступ к статистическим и иным данным, объединив на основе ситуационных центров ИС федеральных органов исполнительной власти, в том числе те, развитие которых предусматривается в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика»».
Платформа упоминалась в контексте новости о создании в России информационно-аналитической системы по сбору данных для оценки состояния нацбезопасности, выявления кризисных ситуаций и негативных тенденций. Подчеркивалась важность обеспечения взаимосвязи между мониторингом состояния нацбезопасности и социально-экономического развития страны.
Единое информационное пространство (ЕИП)
Традиционный подход, сложившийся в первоначальный период внедрения вычислительной техники в производственные процессы, состоял в том, что с ее помощью решались отдельные, частные задачи, относившиеся к различным стадиям ЖЦ изделий. Для взаимодействия в рамках ЕИП необходимы стандартные интерфейсы взаимодействия, предназначенные для интеграции всех программных систем, используемых участниками ЖЦ изделия. Поскольку программных систем очень много, а также в силу необходимости быстрой интеграции в ЕИП их новых версий (случай виртуального предприятия) интерфейсы взаимодействия необходимо согласовывать с международными стандартами.
ЕИП предполагает отказ от прямого взаимодействия и передачи данных между участниками ЖЦ. Все коммуникации между ними должны осуществляться через ЕИП, основными свойствами которого являются:
1. Информация представлена в электронном виде, преимущества которого перед бумажным способом представления информации очевидны: большая эффективность создания, хранения, изменения и доступа к данным.
2. ЕИП охватывает всю информацию, созданную об изделии любым участником ЖЦ на любом этапе ЖЦ.
3. ЕИП выступает единственным источником данных для любого участника
4. ЖЦ, предоставляя (в соответствии с правами доступа) нужную информацию в нужное время в нужном виде.
Для интеграции программно-аппаратных средств участников ЖЦ в ЕИП используются только международные, государственные и отраслевые стандарты, поддерживаемые подавляющим большинством производителей прикладных систем. Эти стандарты регламентируют вопросы представления и обмена данными об изделии, а также процессы взаимодействия прикладных систем между собой.
Для создания ЕИП используются существующие на предприятиях программно-аппаратные средства. Это означает, что предприятиям не нужно отказываться от уже используемых прикладных систем и терять, таким образом, сделанные в них инвестиции. Вопрос стоит только об адаптации этих систем к работе в рамках ЕИП.
ЕИП как схема взаимодействия между собой участников ЖЦ должно, в соответствии с бизнес-идеей непрерывного развития, улучшаться в течение ЖЦ изделия, используя новейшие достижения в области вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий жизненного цикла продукции.
На западных предприятиях создание ЕИП вызвало определенные проблемы, связанные с необходимостью связать между собой множество несовместимых друг с другом компьютерных систем, разработанных ранее для автоматизации локальных задач, возникающих в течение ЖЦ. Отечественные предприятия, уровень автоматизации которых не столь высок, как на Западе (многие процессы ЖЦ еще не автоматизированы), могут избежать значительной части этих проблем. Этого можно достичь за счет учета требований ЕИП при автоматизации отдельных процессов ЖЦ, что позволит относительно безболезненно интегрировать точечные решения в рамках ЕИП.
Таким образом, российская стратегия CALS предусматривает двухэтапный переход к ЕИП:
1) автоматизацию отдельных процессов (или этапов) ЖЦ изделия и представление данных на них в электронном виде в соответствии с требованиями ЕИП;
2) интеграцию автоматизированных процессов и относящихся к ним данных, уже представленных в электронном виде, в рамках ЕИП.
Использование ЕИП дает предприятию (особенно виртуальному) следующие преимущества:
1. Обеспечение целостности данных. Все данные об изделии хранятся один раз в логически единой модели данных, что позволяет легче организовать контроль за ними.
2. Минимум преобразований при переходе с одного этапа ЖЦ на другой. Данные, созданные на начальных этапах ЖЦ изделия, не теряются и могут быть использованы на последующих этапах. Более того, их хранение в единой модели изделия позволяет исключить повторный ввод данных при переходе с одного этапа ЖЦ на другой, что значительно экономит время и снижает количество ошибок.
3. Изменения данных видны всем и сразу. Если один из участников ЖЦ изменяет информацию о своей части изделия, то эти изменения становятся доступными для других участников немедленно, что исключает ситуации, при которых возможна работа над устаревшей информацией.
4. Повышение скорости поиска и доступа к данным. Электронное представление данных позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на поиск необходимой информации и доступ к ней, по сравнению с бумажным документооборотом.
5. Использование различных компьютерных систем для доступа к данным. Для осуществления нормального обмена данными участники ЖЦ не должны использовать одинаковые компьютерные системы и множество конверторов для каждой пары систем. Передача данных через ЕИП предполагает необходимость наличия интерфейса только с ЕИП.
6. Организация географически удаленного доступа к данным. Даже в случае, когда участники ЖЦ территориально удалены друг от друга (например, в случае виртуального предприятия), ЕИП позволяет обеспечить их функционирование в единой среде.
Материальное воплощение ЕИП предприятия – интегрированная информационная система (ИИС) предприятия объединяет системы, автоматизирующие отдельные этапы ЖЦ: система управления маркетингом, САПР, АСТПП, система управления качеством, АСУП и др.
ЕИП может быть создано для организационных структур разного уровня: от отдельного подразделения предприятия до корпорации. Соответственно, разным может быть эффект, получаемый от создания ЕИП. В качестве критериев для оценки эффекта от ЕИП можно рассматривать: повышение эффективности управления данными и повышение эффективности обмена данными внутри организационной структуры.
Что касается повышения эффективности управления данными, то здесь во всех случаях наблюдается большой эффект. Это объясняется большим количеством информации об изделии, создаваемом и используемом на всех уровнях.
Среднее повышение эффективности управления процессами наблюдается там, где количество и сложность процессов относительно невелики (эксплуатирующая организация) и достаточно контролируемы (подразделение предприятия).
Повышение эффективности обмена данными незначительно в случае подразделения предприятия. Это объясняется тем, что в подразделении, скорее всего, либо используются одинаковые компьютерные системы, либо, в случае разнородных систем, взаимодействие между ними уже налажено. На предприятии эта проблема стоит более остро и ЕИП дает средний эффект (то же самое можно сказать и про эксплуатирующую организацию). Наибольший же эффект в области эффективности обмена данными ЕИП приносит для виртуального предприятия (корпорации).
Контрольные вопросы по теме раздела 5
5.4.1. Что такое виртуальное предприятие?
5.4.2. Опишите упрощенную схему функционирования виртуального предприятия.
5.4.3. Перечислите специфические проблемы, связанные с использованием сети Интернет в качестве структурообразующего средства виртуального предприятия.
5.4.4. Какие факторы обязательно необходимо учитывать при создании виртуального предприятия?
5.4.5. Перечислите новые качества и преимущества виртуальных предприятий.
5.4.6. Перечислите основные предпосылки создания виртуального предприятия.
5.4.7. Как осуществляется сотрудничество в рамках виртуального предприятия?
5.4.8. Назовите наиболее важные проблемы на виртуальном предприятии.
5.4.9. Как осуществляется управление информацией на виртуальном предприятии?
5.4.10. Назовите виды виртуальных предприятий по типам управления.
5.4.11. Назовите достоинства и недостатки виртуальных предприятий.
5.4.12. Перечислите и охарактеризуйте этапы создания виртуального предприятия.
5.4.13. Вопросы проектирования виртуальных предприятий.
5.4.14. Классификация данных в связи со стадиями ЖЦ продукции.
5.4.15. Решение проблем информационной интеграции и разделения данных в рамках виртуального предприятия.
5.4.16. Принцип обмена информацией между виртуальными предприятиями, основанный на модели изделия.
5.4.17. Перечислите основные свойства ЕИП.
5.4.18. Какие преимущества дает предприятию использование ЕИП?
5.4.19. Каковы результаты внедрения ЕИП на российских предприятиях? На зарубежных предприятиях?
Раздел 6. Инвариантные понятия ИПИ
(2 часа)
Ранее введен перечень понятий, присутствующих (полностью или частично) в разнообразных нормативно-методических документах, технических описаниях и научных публикациях, относящихся к проблематике ИПИ. Набор этих понятий не остается замкнутым и не претендует на полноту (т.е. открыт для дополнений и изменений), вместе с тем он может рассматриваться как некоторое базовое множество классификационных признаков, позволяющее выносить суждение о том, относится или не относится автоматизированная система к классу систем, реализующих концепцию ИПИ.
Полнота набора инвариантных понятий, присутствующих в некотором комплексе автоматизированных систем, характеризует степень системности подхода к реализации концепции ИПИ.
Некоторые из инвариантных понятий достаточно широко известны, а другие сравнительно новы для отечественной промышленности. Ниже приводится краткое описание этих понятий.
Что такое единое информационное пространство компании?
Каждой компании приходится работать с информацией. В том числе:
Необходимость работать с большими массивами данных привела к тому, что большинство предприятий уже используют информационные системы (ИС) для хранения, поиска и обработки информации. Такие системы снижают риск её потери, ускоряют поиск и пересылку. Но при этом часто возникает другая проблема: когда автоматизация каждого подразделения компании проводится отдельно, в итоге разные отделы применяют разные информационные системы: CRM, ERP, СЭД. И здесь уже появляется ряд новых сложностей.
Как видим, использование информационных систем приносит не только выгоды, но и дополнительные проблемы.
Их решение часто заключается в создании единого информационного пространства.
Понятие единого информационного пространства
Под этим термином понимают совокупность всех баз и банков данных организации. Хранение, поиск и пересылка информации в едином информационном пространстве (ЕИП) происходит по одним и тем же правилам и принципам.
Опыт показывает, что создание такого пространства значительно повышает скорость и прозрачность работы с информацией. Предполагается, что каждый сотрудник может в любой момент получить нужную ему информацию, сделав запрос в единой системе предприятия. При этом он не ограничивается ничем, кроме своих прав доступа, и может свободно оперировать данными, введёнными сотрудниками других отделов и территориальных подразделений. В итоге на получение нужных данных тратится намного меньше времени, не говоря уже о том, что исчезает формат “запрос – напоминание о запросе – получение ответа”, отвлекающий сотрудников от их основной работы.
Одним из вариантов решения проблемы является интеграция разных систем, уже используемых на предприятии. Для этого создаются так называемые мастер-данные и используются специальные MDM-системы (Master Data Management). Их суть в том, чтобы упорядочить и структурировать хотя бы наиболее важные данные: например, сведения о контрагентах.
Мастер-данные предполагают строгую структуру: данные записываются в поля, имеющие заданный формат и порядок следования. К примеру:
Такая унификация облегчает поиск информации, исключает противоречащие друг другу дубли.
Этот путь на первый взгляд выглядит привлекательно. Он позволяет оставить всё как есть: продолжить пользоваться теми же системами, которые уже внедрены в нашей компании, к которым привыкли все сотрудники. Потребуется только внедрить дополнительную систему MDM. Однако он подразумевает постоянное усложнение: по мере увеличения количества информационных и MDM-систем и развития каждой из них сложность общей “конструкции” будет всё больше возрастать.
В длительной перспективе это неизбежно приведёт к снижению скорости работы и росту количества ошибок.
Вот почему создание единого информационного пространства – это тот путь упрощения, по которому рекомендуется идти.
Как создать единое информационное пространство?
Первый шаг в создании ЕИП – это структурирование данных. Они могут иметь разный уровень структурированности: от полностью неструктурированных до машинно-структурированных. В первом случае поиск и обработка крайне затруднены, почти невозможны. В последнем, благодаря чёткой структуре, любая информация может быть найдена автоматизированной системой даже по неполным данным. Например, ввод фамилии клиента поможет мгновенно отыскать все элементы информации, которые относятся к нему: личные данные, документы, где фигурирует его имя, и так далее.
Второй шаг – создание единой информационной базы. Удобнее всего организовать доступ к ней через веб-браузер, поскольку это позволяет подключаться из любого места, в том числе с мобильных устройств. Да и на практике создать такую систему “в облаке” куда проще, чем локальную сеть.
BPM-системы по своей логике подходят для использования с целью создания единого информационного пространства, так как используются для оркестрации взаимосвязей между ИТ-системами предприятия, людьми, роботами при исполнении сквозных бизнес-процессов. При этом BPMS может работать в синергии с существующей MDM-системой предприятия или исполнять роль MDM-системы для единого информационного пространства Она предлагает следующие возможности:
Создавать ЕИП лучше всего сразу, как только компания начала автоматизировать документооборот и бизнес-процессы. В этот момент желательно не допускать параллельного внедрения многих систем, потому что потом их будет сложно интегрировать.
Выходом может стать единая платформа, на которой можно разрабатывать разноплановые решения, предъинтегрированные друг с другом. Например, для этого подходит Low-code BPM-платформа Comindware Business Application Platform. На её базе вы сможете сначала создать простые решения, а затем развивать, масштабировать и объединять их, что является базой для создания ЕИП.
Закажите демо, чтобы решить, насколько платформа Comindware Business Application Platform подойдёт для автоматизации работы вашей компании.
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.
Электронная коммерция
6.2. Формирование единого информационного пространства
Одним из основополагающих аспектов существования человека в информационном пространстве является его правовое положение в этом пространстве. Государственное регулирование этого чрезвычайно важного аспекта производится Конституцией Российской Федерации, а также соответствующими подзаконными актами и нормативными документами. В частности, во исполнение Указа Президента Российской Федерации разработана «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов».
В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства в России.
В Концепции отмечено, что информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал общества) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных производственных, научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Такой перекос крайне негативно сказывается на развитии страны. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, информации и знаний, технологий их ведения и использования, информационных систем и телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
Основными целями формирования единого информационного пространства являются:
Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так например, в США, Великобритании, Франции, Германии развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем проводилось по инициативе администраций президентов, премьер-министров и при значительной финансовой поддержке государственного бюджета, а также различных негосударственных и корпоративных фондов.
В России пока развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. В 2001 году была начата разработка Федеральной целевой программы «Электронная Россия» ставящая своей задачей реализацию ряда предметных проектов по информатизации страны, предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем государственной информатизации различного назначения. В комплексе мер предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам компьютерной и информационной грамотности. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.
Отметим, однако, что к настоящему моменту указанные работы по развитию единого информационного пространства далеки от завершения. Этому способствует неравномерное бюджетное финансирование, отсутствие гарантий для крупных частных инвесторов, а также отсутствие единого подхода к реализации такой сложной комплексной программы в огромной многонациональной стране с неравномерным развитием регионов.
В связи с этим отметим, что адекватное функционирование человека в постоянно расширяющемся информационном пространстве возможно лишь в том случае, если он сумеет преодолеть реальные «языковые барьеры» при общении с автоматизированными информационными системами. Решение этой проблемы может идти по следующим основным направлениям:
Неформальное информационное пространство: социальные сети
Рассмотренные выше аспекты формирования единого информационного пространства России и проблемы его интеграции с мировым информационным пространством затрагивали, в основном, формализованную сторону этого процесса. Многие исследователи (Н. Луман, М. Кастельс и др.) отмечали, что при всей важности информации как базового объекта информационного общества она всё же постепенно перестаёт быть определяющим параметром, так как ценность информации, которую невозможно передать для использования, резко уменьшается. Таким образом, существенно изменился параметр оценки информационного социума: «не только информация, но и эффективная коммуникация оказывается его смыслообразующим стержнем» [36].
Коммуникации, в том числе электронные, в информационном обществе являются реальным средством установления социальных связей.
Таким образом, даже в самом демократичном обществе социальные связи, устанавливаемые на основе межличностных отношений, не являются полностью свободными от влияния государственных и коммерческих структур, различных социальных институтов и групп. И поэтому в настоящее время мощным организующим инструментом установления и развития надгосударственных социальных связей является Internet.
В настоящее время в анализе социальных сетей выделяются четыре подхода:
Основными методами анализа социальных сетей являются:
Характерными особенностями социальной сети являются:
Поэтому не совсем правильно считать социальными сетями такие популярные сервисы как LiveJournal (площадка блогов), Foursquare, Twitter (площадки микроблогов), так как они имеют узкий спектр возможностей и не ставят в приоритет сообщение пользователями реальных данных о себе и максимального числа информации о себе.
Сайт социальной сети можно определить по наличию следующих возможностей:
В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков популярных социальных сетей с числом пользователей более ста миллионов. Именно поэтому для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей делятся своим мнением и впечатлениями о компаниях, их товарах и услугах. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может улучшить или, наоборот, испортить репутацию компании с многомиллионным оборотом.
Согласно недавнему исследованию агентства eMarketer, общая выручка крупных социальных сетей от рекламы по итогам 2013 года составила более 11 млрд. долларов. При составлении отчёта эксперты eMarketer учитывали все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную, контекстную и видеорекламу, а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях.
В России наибольшую популярность имеют сети Facebook, ВКонтакте, Однокласники, Twitter, LinkedIn, В кругу друзей, Мой Круг, Мой Мир и т.д.