единорог что это за животное
Единорог — легенды и символика в мировой культуре
В современном мире единороги — это милые, розовые, плюшевые (или пластиковые) создания, которые вызывают всеобщий восторг маленьких девочек) Они стали символом запредельной волшебности и поддержки Высших Сил. Их можно встретить в сказках или в картах таро. Радуга и единорог — благополучно слились в единый символ уникальности.
И так, начнём по-порядку:
Единорог — в мифологии, конь с единственным рогом во лбу, символ духовной чистоты.
Как известно, единорог — одно из самых популярных вымышленных животных. В его становлении, сначала в греко-римской культуре, а потом в европейской средневековой, немалую роль сыграло воображение, хотя, впрочем, настолько ли единорог — вымысел?
Первые описания единорога имеют вполне реального прототипа, которым является азиатский носорог. Вот так было описано впервые индийское животное с одним рогом в «Индике» Ктесия, в начале IV века до н.э.:
Позже описание единорога появилось в Вавилоне, Китае, Тибете, Греции.
В Вавилоне его представляли крылатым. В шумеро-семитской традиции единорог — лунный символ, атрибут богинь-девственниц.
В Тибете единорог (изображается как газель или лань) — это мост между Небом и Землей. Он является символом пробуждённого сознания, целостности и внутреннего покоя.
В греко-римской традиции единорог — атрибут всех девственных, лунных богинь (например, Артемиды).
На Западе апогей его известности приходиться на Средние века. Единорог стал олицетворять могущество, силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной.
Легенда говорит о том, что, когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, единорог был первым, кто его получил, и таким образом он был возведён в наивысший ранг. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, господь дал выбор единорогу: остаться в Эдеме или отправиться с людьми. Единорог выбрал последнее, и был навеки благословлён на сострадание людям.
Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Он облечен тайной и воплощает изначальное единство, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.
Символика рогатой лошадки за несколько веков эволюционировала от магического к религиозному символу и вернулась обратно к мистической своей составляющей, и в нашу эпоху стала символом побега от реальности. Способом смотреть на мир в радужном свете.
Существовали ли сказочные единороги, и как они выглядели на самом деле
Вряд ли человек мог оседлать единорога, как на картинке, но, по крайней мере, он его видел.
Реально существовавший прототип единорога, мягко говоря, отличался, от грациозного мифического существа, изображаемого современными художниками.
Вовсе не милые лошадки
Единорог в качестве мифического персонажа использовался самыми разными народами мира не одно тысячелетие. Правда, образ изящной лошадки с рогом, который нам привычен, появился уже в более поздние времена, а древние «художники» рисовали его чаще в виде однорогого быка или антилопы. Изображения быков с рогом на лбу встречаются, например, на печатях, обнаруженных при раскопках древних городов в долине реки Инд и относящихся примерно к III тысячелетию до нашей эры. Несколько тысяч лет назад в Ассирии, Египте и на юге Африки древние художники чаще всего рисовали с одним рогом не быков, а антилоп. А на ближнем Востоке в древности люди пересказывали друг другу легенды про однорогого осла.
В Средние века образ лошади с одним рогом вытеснил все другие, и в Европе (в том числе, и на Руси) постепенно устоялось именно такое восприятие этого мифического животного.
Девочка и единорог. Роспись римского Палаццо Фарнезе. Худ. Доменикино
Однако последующие открытия ученых внесли коррективы в этот образ. Да, единороги действительно существовали на Земле. Однако, это были вовсе не лошади, а весьма неграциозные, массивные существа.
Их существование доказано
Впервые кости такого животного были обнаружены в 1900 году на территории Сибири, и эта находка вызвала среди ученых настоящий шок. Как установили палеонтологи, древнее существо, названное учеными «эласмотериум сибирикум» (elasmotherium sibiricum), имело крупный широкий череп с одним единственным рогом. А затем науке стало известно и о других подобных находках.
Реконструкция В. Кобельта, 1903 г.
1914. Реконструкция И.А. Дуброво и В.Д. Колганова, московский Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова
Кости древних единорогов были изучены на рубеже XIX-XX веков, а в последние годы исследования стали более детальными. Сибирские эласмотериумы, предположительно, были травоядными животными, и ореол их обитания охватывал довольно большую территорию – Восточную Европу, Западную Сибирь, а также часть современной Монголии, Казахстана, Китая.
Изображение древнего единорога, найденное в пещере Шульган-Таш (Каповой), 1965
Размеры этих доисторических животных впечатляют: длина их тела достигала пяти метров, а высота – двух с половиной. Диаметр его рога составлял примерно 20 см, длина – 2 метра. Тело гигантского единорога было покрыто шерстью, что типично для животных, обитавших в холодных регионах нашей планеты в эпоху плейстоцена (например, мамонтов и шерстистых носорогов).
Череп сибирского единорога в сравнении с человеком. Палеохудожник Роман Учитель
14 лет назад группа отечественных археологов обнаружила на территории Южного Урала, в пещере, множество древних костей и внушительных размеров зуб. Все находки располагались в одном слое. И если кости, как выяснили исследователи под руководством палеонтолога Павла Косинцева, принадлежали гиенам, мамонтам, бизонам и лошадям, то зуб – именно сибирскому единорогу. Аналогичные зубы еще в прошлом веке находили на территории Башкирии.
Зуб единорога стал ключом к разгадке существования этих животных.
Множество находок дали возможность воссоздать внешний облик единорога. Палеохудожник Роман Учитель
Позже фрагмент этого зуба и других останков единорогов, взятых из частных коллекций, был отправлен в Голландию на радиоуглеродное исследование методом аccelerator mass spectrometry. Этот самый современный способ определения даты артефактов все чаще стали использовать современные археологи, ведь на данный момент он наиболее точен. Результаты исследования превзошли все ожидания ученых: оказывается, гигантский единорог, которому принадлежал зуб, жил на территории современного Урала примерно 35 тысяч лет назад.
А поскольку, как известно ученым, в это время на территории Урала уже обитали люди, это позволяет сделать смелое предположение о том, что прототип мифического существа и доисторический человек могли жить в одни и те же годы.
Сибирский единорог. Современная реконструкция.
Эти данные подтвердили и исследования научной лаборатории Оксфорда, проведённые по методу высокоэффективной жидкостной хроматографии.
Кстати, австралийским ученым удалось выделить ДНК древнего единорога и сделать не менее интересное заключение. По их данным, наиболее близкими родственниками этого великана можно назвать тапиров. А вот современные носороги имеют к единорогам очень далекое отношение: эласмотериум сибирикум «откололся» от них и начал эволюционировать отдельно еще 50 млн. лет назад. А ведь до настоящего времени сибирского единорога ученые уверенно называли «вымершим видом носорога».
Палеонтологи музея в Усти-над-Лабем (Чехия) воссоздали внешний облик сибирского единорога.
Причина исчезновения
Почему вымерли сибирские единороги? У исследователей есть на этот счет несколько предположений, но самое вероятное связано с пищевым рационом. Анализ состава костей показал, что их основной пищей была только трава – словно доисторические газонокосилки, единороги пожирали ее в огромных количествах. Однако луга на территории их обитания стали постепенно исчезать, а перейти на питание листвой и ветвями кустарников они, в отличие от других травоядных животных, не смогли. Ну а причиной исчезновения обширных пастбищ могло послужить глобальное потепление и выход Земли из Ледникового периода.
Эти травоядные вымерли из-за того, что исчезли луга.
Еще одной предполагаемой причиной вымирания единорогов можно назвать то, что их в массовом количестве убивали наши предки-охотники. Однако пока среди останков этих животных не было замечено признаков того, что хоть один единорог убит человеком.
Профессор лондонского Музея естественной истории Адриан Листер, один из ведущих специалистов по древним сибирским единорогам, считает, что исследования останков этих животных позволят современным ученым лучше узнать особенности дальних родственников эласмотериум сибирикум – ныне живущих носорогов. Эти животные на данный момент находятся в зоне риска, являясь претендентами на исчезновение, поскольку носороги также очень придирчивы к своей среде обитания и пищевому рациону.
Исследования останков сибирского единорога помогут спасти в том числе и черного носорога, который в данный момент находится на грани исчезновения.
Возможно, эти знания помогут отнестись внимательнее к современным носорогам (на планете осталось лишь несколько их видов) и не допустить их исчезновения с лица Земли.
Единорог
Единорог
Основное имя
Альтернативные имена
Происхождение
Сторона
Содержание
Этимология названия
Единорог так назван по тому факту, что у существа всего один рог.
Мифология
Описание и символика
У древних авторов
Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, это самый распространённый художественный мотив индской цивилизации. Гораздо позже единороги стали появляться в мифах Западной Азии. В древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, являются рисунками антилоп с прямыми рогами (например, антилопы бейза и орикс), которые, нарисованные в профиль и без учёта перспективы, кажутся однорогими. Также встречались однорогие антилопы в случае, если второй рог ломался в поединке.
Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к V веку до н. э. Ктесий, который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию в своей книге «Описание Индии», описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, тот никогда не будет подвержен болезням. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить. История Ктесия получила популярность благодаря авторитету Аристотеля, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».
Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге «Пёстрые рассказы» говорит о трёх разновидностях единорога. Первые два по описанию схожи с ослами Ктесия, а третий, картазон, владеет спиральным чёрным рогом, «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое». Картазоны — не опасные животные, но самцы непримиримы друг ко другу и нападают даже на самок. Нрав самцов смягчается во время гона, но с рождением детёнышей, они снова свирепеют.
В ранних традициях единорог изображался также с телом быка, козла и лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог. Плиний называет родиной единорогов страну индусов и центральную Африку. В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом. В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». С этим согласна Библия, где единорог («рээм») представлен как быстрое (Чис. 24:8), опасное, свирепое (Пс. 21:22) и свободолюбивое (Иов. 39:9) животное. Сегодня в большинстве современных переводов Библии это слово передано как «зубр» или «дикий буйвол» (вымерший несколько веков назад).
В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде, богине-девственнице. У евреев же бытовала следующая легенда: когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, то единорог был первым из наречённых и таким образом был возвышен. Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, то Бог дал единорогу выбор: остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословен за сочувствие к людям.
Пожалуй, первым, кто авторитетно помещает единорога из дальних стран в Европу, является Юлий Цезарь. В своих «Записках о галльской войне» он рассказывает об олене с длинным рогом, обитающем в Герцинском лесу (в Шварцвальде).
В европейской культуре
Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.
Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. В литературе с образом смерти единорога связывает притча об единороге в литературном памятнике «Повесть о Варлааме и Иоасафе».
В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии, а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.
Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. В московском государстве единорог стал символом книжной учености, поскольку его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Архитектор А.Щусев поместил барельеф с тремя единорогами на восточной стене Покровского храма (1912) Марфо-Мариинской обители.
В русских азбуковниках XVI—XVII вв. единорог изображается так: «Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает.»
Покупка целого рога была под силу только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире». С. Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых.
На небе существует созвездие Единорог, введённое в XVI столетии. На небесных атласах изображается в виде коня с рогом.
Ещё в XIX веке некоторые люди верили в существование реального единорога, против его существования в 1827 году привёл аргументы французский натуралист Жорж Кювье. В XX веке в рамках жанров литературной сказки и фэнтази к образу единорога вновь появляется интерес.
В фэн-шуй
Японский цилинь — кирин в воззрениях «Страны восходящего солнца», является высшим существом среди мифических животных, в отличие от китайского, разделяющему эту привилегию «на четверых».
В восточных преданиях
Каркаданн — единорог исламского мира, обладающий внешностью быка, оленя, лошади, антилопы или другого животного, а иногда даже с крыльями. Наиболее необычный вид имеет персидский единорог — в виде белого осла с тремя ногами, шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом.
В геральдике
Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии.
На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного, носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем; историк Татищев считал, что единорог был на личном гербе Ивана Грозного. Единорог также изображен на спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых, Мансуровых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шеншиных, Шуваловых как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых, Лорис-Меликовых.
На полной версии герба Красноярска единорог является один из двух (наряду с конём) щитодержателей, а на гербах городов: Лысьва, (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштынец и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия) является центральной фигурой на щите. Также, единорог изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд.
Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады.
На гербе Казахстана изображён тулпар, легендарное существо, совмещающее рог единорога и крылья Пегаса.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Единорог – загадочное животное. Оно вроде бы и не существовало никогда в реальности, но при этом были вполне заслуживающие доверия сообщения от тех, кому доводилось встречаться с единорогом. Не говоря о том, что упоминается он даже в Библии – как существо вполне реальное, одновременно фигурируя в сказках и — уже в настоящее время — в произведениях жанра фэнтези.
Кем на самом деле был единорог
«Мистическая охота на единорога» XV в.
Одним из древних письменных текстов, где упоминается это животное, действительно стала Библия. Именно о единороге идет речь в нескольких книгах Ветхого Завета: «спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня» (Пс. 21:22). Единорог первым получил имя от Адама, он же выбрал покинуть Эдем вместе с изгнанными. Возможно ли, чтобы в Библии было упомянуто фантастическое, вымышленное животное?
Дело в том, что с древнееврейского языка текст книги был впервые переведен на греческий (собрание Септуагинта). Для слова «ре-ем» неизвестные переводчики выбрали именно такой греческий термин – «единорог». Более поздние труды содержали уже другое определение — «зубр», «дикий буйвол». Чем же объясняется выбор варианта перевода греками?
Мозаичный пол в церкви в Равенне; XIII век
В Древней Греции единорогов не считали существами вымышленными или мифическими, они были для человека античности частью вполне материального мира. Другое дело, что непосредственно с единорогами греки, скорее всего, не встречались и были вынуждены опираться на сведения из третьих рук, вполне заслуживающих, казалось бы, доверия – ведь исходили они от людей цивилизованных и к тому же – соотечественников. В IV веке до н.э. некто Ктесий, служивший лекарем при персидском дворе, описал в своих сочинениях животных, которые водятся в Индии (в которой сам Ктесий, кстати, никогда не был). Это были якобы существа размером с лошадь, с ногами слона, с туловищем белого цвета, с единственным длинным рогом на лбу.
«Животное ростом с лошадь…»
Речь, конечно, шла о носороге – не известном европейцам звере. Трудно судить, почему впоследствии единорог представлялся в виде коня – разве что потому, что говоря о животном размером с лошадь невольно рисуешь в воображении именно лошадь? Помимо прочего, упоминается это животное и в сочинении Юлия Цезаря, в его записках о войне с галлами. По версии прославленного полководца, единороги водятся в европейских лесах, но охота на них трудна и требует особенного мастерства.
С такими же особенностями образ единорога перешел и в другие культуры – как искаженное в результате пересказов описание индийского носорога.
Китайский «единорог» — цилинь
… Или все же не носорог?
Проблема, однако, состоит в том, что индская цивилизация, в свою очередь, оставила древние изображения единорога – вовсе не похожего на носорога, а вполне соответствующее позднейшим представлениям об этом таинственном животном – как о стройном копытном с длинным тонким – и единственным – рогом. Такие рисунки куда старше древнегреческих, их возраст – примерно 4 тысячи лет. Так неужели единороги действительно существовали?
Единорог. Индская цивилизация
Предполагается, что объяснение, опять-таки, куда прозаичнее. Если изображать животных «в профиль», без учета перспективы, то два рога будут выглядеть как один – ближний закроет собой тот, что дальше от зрителя. По этому принципу создавали рисунки египтяне – они тоже, в свою очередь, изображали таких «единорогов» — антилоп и других копытных, рога которых занимали положенное им место на голове животного, но сливались в один – так получались древние «единороги».
«Дева с единорогом». Гобелен XV века
Зато при изучении наследия древних культур такие находки легли в уже сформированную за века концепцию восприятия единорога – как животное, похожее на лошадь.
Именно благодаря упоминанию в Библии в качестве «дикого зверя» или «буйвола» образ единорога благополучно перенес тысячелетие Средневековья, не будучи забытым и даже наоборот – приобретя вполне законченный сложившийся имидж в европейской культуре. В некоторых легендах, которые рассказывали о единороге, он еще считался агрессивным и свирепым – похоже, воплощая черты своего более неуклюжего и куда менее привлекательного прообраза, таким он предстает, например, в сказках братьев Гримм, написанных по результатам сборов писателями немецкого фольклора.
Фреска с единорогом в палаццо Фарнезе
Вообще же образ единорога постепенно соединился, как ни странно на первый взгляд, с фигурой Девы Марии в христианстве. Согласно еще античным поверьям, пугливое и недоверчивое животное могла приручить только невинная девушка – недаром единорог был когда-то посвящен Артемиде, которая, правда, помимо того, что была девственницей, отвечала также за охоту и за диких зверей.
Единорог в религиозных мифах и сказаниях
«Дикая женщина с единорогом»
Единорог постепенно становился и модным символом, что использовали прежде всего в создании династических и государственных гербов. Кроме того, что это животное заочно наделяли такими качествами, как осторожность, суровый нрав, благоразумие и чистота помыслов, неудивительно, что единорога стали изображать на родовых гербах. Это не приветствовалось церковью – белоснежный конь с рогом, растущим на лбу, оказался тесно связанным с христианской символикой, прежде всего с Богоматерью и Иисусом Христом. Но с началом эпохи Возрождения единороги стали появляться на гербах и щитах именитых семей, а позже – и на знаках целых государств.
На гербе Соединенного Королевства изображены лев и единорог
Рассказывали и об охоте на единорога – о том, в частности, что поймать его можно, заставив обманом приблизиться к девушке, которой только и подчинится этот зверь. Можно было купить и «рог» — разумеется, принадлежавший кому угодно, но не реальному единорогу. Примечательно, что Марко Поло, вернувшийся в XIII веке из странствий по Азии, описал уже в подробностях настоящего «единорога» — носорога, но из культуры и искусства уже устоявшийся романтический образ никуда не исчез.
Рафаэль Санти. «Дама с единорогом». Примечательно, что сначала на месте единорога — символа чистоты — была написана собака — символ верности. По каким-то причинам художник изменил замысел
Еще в XIX веке множество европейцев верили, что в их лесах обитают крайне осторожные, а потому не встреченные ими единороги. Да и следующий век, а за ними и XXI, не повлиял на популярность этих животных, даже наоборот: единорог стал почти непременным персонажем в историях с волшебными существами, включая и эпопею о Гарри Поттере, которая объединила собой большинство европейских легенд о магических существах.
Невидимый розовый единорог
Двадцатый век даже расширил «ареал обитания» единорогов, в 1990 году возникла пародийная религия, в которой поклонялись Невидимому розовому единорогу, который олицетворял, по мнению основателей движения, суть большинства конфессий, где требуется верить во взаимоисключающие, парадоксальные вещи, вроде цвета единорога – розового – и его невидимости. Эта религия стала прибежищем прежде всего атеистов.