единорог что символизирует и означает в христианстве
Единорог и другие мифические существа в христианстве
Доменикино. Дева с единорогом (фрагмент фрески, 1602)
Появившись две тысячи лет назад, христианство уверенно стало главенствующей религией сначала в Римской империи, а затем и во всем мире. Это не означает, что перед лицом учения Христа все прочие верования исчезли. Античное язычество, например, довольно долго, вплоть до пятого века по Рождестве Христовом, не желало уступать христианству. Церковь в ту эпоху проявила мудрость, ставшую залогом победы над идолопоклонничеством. Все пороки язычества христиане жестко осуждали и отвергали, а то доброе что имелось в античной культуре делали своим.
Да-да. Долгое время обязанности одного из символов Спасителя в восточном и особенно западном христианстве исполнял единорог. Еще в дохристианские времена единорог считался воплощением чистоты и мудрости. А его рог врачи древности считали лекарством от всех болезней. Церковь посчитала единорога достойным того, чтобы быть символом Христа.
Пожалуй, единственным мифическим существом, образ которого толкуется в христианстве однозначно, является дракон – для Церкви олицетворение зла и коварства. Именно в образе дракона предстает дьявол на страницах библейской книги Откровение святого Иоанна Богослова. В этом же виде он часто изображается на иконах Страшного суда. Двадцатый век, ознаменованный рождение литературного жанра фэнтези, подарил человечеству новых мифических существ. Посмотрим – может быть и они пригодятся христианской традиции?
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Спиралевидный рог единорога назывался аликорн. О нем упоминал греческий историк и врач Ктесий, говоривший, что правители Индии настолько боялись быть отравленными, что использовали аликорн для нейтрализации предполагаемых ядов в своей пище.
Единороги бессмертны. Они живут уединенно, обычно в лесу у заводи с чистой водой, в которой можно видеть отражение, — ведь они немного тщеславны и знают, что на свете нет существ столь же прекрасных и волшебных. Единороги редко соединяются в пары, и нет места таинственнее, чем то, где был рожден единорог.
В древнем мире он считался выходцем из Индии, где его изображали красноголовым, с белым или черным рогом. Затем он появился в Вавилоне, Китае, Тибете, Греции. На Западе апогей его известности приходится на Средние века. Единорог олицетворяет могущество, силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной. Он является символом солнечного луча, чистоты, поворота к единению, к центру. Спираль — напоминание о том, что пребывает неизменным во времени. Кроме того, единорог — символ трансмутации, свободы и познания, он указывает путь тем, кто ищет истину.
Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Он облечен тайной и воплощает изначальное единство, начало и конечную цель человеческого бытия, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.
В Вавилоне его представляли крылатым. На амулете-цилиндре, датируемом примерно 1800 годом до н. э., на его противоположных поверхностях изображены два единорога, символизирующие две стороны Древа Жизни. В шумеро-семитской традиции единорог — лунный символ, атрибут богинь-девственниц.
В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: «ци» представляет мужской аспект, ян, движущую силу, энергию творения; «линь» — женский принцип, инь. Таким образом, цилинь представляет собой творческий импульс и его бесконечную экспансию, а также единство противоположностей мужского и женского. Единорог показывается людям только в исключительных случаях.
Цилинь связан с некоторыми историческими моментами китайской традиции. Так, однажды, 5 тыс. лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился цилинь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый зеленый цвет. Цилинь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда цилинь повернулся, чтобы уйти, император увидел, что его спина покрыта магическими знаками, которые он постарался скопировать. Так появился первый письменный язык Китая.
В Тибете единорог называется «се-ру», это преимущественно газель или лань, обитающая на горных вершинах. Единорог — мост между Небом и Землей, между миром светлых принципов и миром темной и плотной материи, проявленного и непроявленного. Единорог является символом пробужденного сознания, целостности и внутреннего покоя, он просвещает, светит в темноте и, подобно утренней звезде, указывает путь, вдохновляя людей в поисках мудрости. На фронтонах гималайских монастырей неизменно изображены два единорога, вращающие колесо Дхармы.
В Индии единорог представляет силу духовного богатства. Он является одновременно и разрушителем, и созидателем. Символ единорога встречается в «Атхарваведе» и в «Махабхарате» в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к рогу гигантской рыбы-единорога.
В Персии единорог олицетворяет оплодотворяющее начало, силу и способность очищать. В персидском манускрипте XV в. сказано: «Что касается его рога, то он кажется золотым, с его помощью будут уничтожены и развеяны всякая порча и гнусность».
В древнееврейской традиции легенда говорит о том, что, когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, единорог был первым, кто его получил, и таким образом он был возведен в наивысший ранг. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, господь дал выбор единорогу: остаться в Эдеме или отправиться с людьми. Единорог выбрал последнее, и был навеки благословлен на сострадание людям.
В греко-римской традиции единорог — атрибут всех девственных, лунных богинь, например, Артемиды (Дианы).
В христианстве рог единорога — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим единорог становится образом Христа. Небольшой рост единорога связан с приниженностью Христа при его рождении; его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.
В рыцарском символизме единорог ассоциируется с чистотой чувств. Единорог, сопровождаемый Девой, является олицетворением целомудрия и чистоты. Он часто представляет преданную любовь рыцаря к даме. Единорог также представляет отказ от физической любви ради любви более чистой и более сильной. Это нечто вроде очарования чистотой, чудотворное очищение телесной жизни и сексуальной энергии, придающее рыцарю силу и смелость.
Алхимический единорог представляет этап очищения, Белое Делание. Он означает трансмутацию и духовную эволюцию. Его рог символизирует возможность проникновения Духа в Материю.
Вместе с упадком веры понемногу исчезает глубинный смысл символа единорога. Но мифическое животное, обретшее бессмертие в иконографии и священных текстах, присутствует повсюду и готово открыть свое послание тем, кто способен его услышать.
Символ целомудрия — Единорог
Единорог — Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой.
«Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри» (С. Другаль «Василиск»).
Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу.
Говорят конь А. Македонского, Буцефал — Единорог.
Также существует легенда, что легендарный конь Александра Македонского, Буцефал — Единорог, пойманный в Египте по приказанию царицы Клеопатры в подарок великому царю. Обычно Единороги не живут в неволе, и умирают, но Буцефал подчинился Александру.
Во времена Ренессанса торговля рогом велась в широких масштабах. Даже небольшой его кусочек оценивался в целое состояние, рог целиком был поистине бесценным. К 1600 году в Европе насчитывалось, по крайней мере, 12 рогов. Врагом единорога издавна считался слон. Они всегда вступали в борьбу, и обычно кончалось тем, что единорог пропарывал слону брюхо. Со львом у единорога тоже были трудные отношения. Но лев мог заманить единорога в ловушку: спасаясь от погони, он устремлялся к дереву и в самый последний момент отскакивал в сторону, единорог же вонзался рогом в дерево, и лев мог легко расправиться с ним. Льва называют царем зверей, но претендовать на это звание вполне может также и единорог. Говорили, что единорог обитал в Эдеме и был на Ноевом ковчеге. Но некоторые утверждали, что единорог со своей самкой отказался ступить на ковчег, а по другой легенде самец и самка единороги были настолько неуправляемыми, что Ной сам прогнал их. В некоторых источниках сообщалось, что единорог утонул во время потопа, другие же, наоборот, считали, что он спасся вплавь. Единорог оставил заметный след в литературе и в искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Упоминания о нем встречаются в книгах, его изображают на иллюстрациях, картинах, гобеленах, на предметах культа, шкатулках, медальонах. Пика культ единорога достиг в XV веке. Со второй половины XVI века интерес к нему затухает, но в XX веке он возрождается снова.
Человек больше никогда не сможет насладиться красотой Единорога.
Современный единорог
В природоохранном центре Прато (Италия) проживает вполне реальный единорог, обнаруженный несколько месяцев назад в лесу. Это самец косули с единственным рогом посреди лба; по размеру он как раз более или менее соответствует средневековым описаниям.
Зверь жив, здоров и чувствует себя неплохо, несмотря на пристальный интерес туристов. Впрочем, ему не так и трудно скрыться от них на парковой площадке размером в гектар.
В истории упоминаются и другие похожие случаи; если до недавней поры многие огульно считали их обманом, теперь для скептиков есть наглядное доказательство: единороги бывают.
Единороги и христианство
На страницах потускневших от времени рукописей можно найти упоминания о многом, что кажется чудесным, невозможным и необъяснимым. Здесь речь пойдёт о как раз о таком персонаже, наиболее упоминаемом авторами Средневековья. Это самый известный образ фантастического животного в мире, переживший многочисленные трансформации за время своего легендарного существования.
Единорога впервые упоминает греческий историк Ктесий (историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.). Он описал животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова тёмно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда».
Плиний прибавляет другие подробности: «В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний. Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают, что живьем его невозможно взять». (Гай Плиний Секунд древнеримский писатель-эрудит, автор крупнейшей энциклопедии «Естественная история». 23 г.по 79 г. от Рождества Христова)
Миниатюра: Единорог среди животных на Ноевом ковчеге. A unicorn is among the animals on Noah’s ark (despite what Shel Silverstein wrote), De Civitate Dei (BNF Fr. 28, fol. 66v), 3rd quarter of the 15th century
Вера в мифических существ оставалась чрезвычайно стойкой на протяжении всего Средневековья, поскольку велико было уважение к мудрости древних. Однако с точки зрения христианства, эти животные представляли собой загадку.
Миниатюра: Библия 14 века. A unicorn as a marginal illustration in a Bible historiale (BNF Fr. 160, fol. 66), 1st quarter of the 14th century
Средневековым теологам не требовалось усилий, дабы объяснить происхождение и вписать в христианскую концепцию выходца из Античности — единорога. Ведь и он сам и его рог не раз упоминались на страницах Библии:
А мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем (Пс 91, 11).
Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него (Чис 23, 22).
Хвала верному и всемогущему Богу, Ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш (Пс 88, 18).
И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк 1, 69).
Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое? (Иов 39, 9-12)
Миниатюра: Единорог с бороной. Unicorn with a harrow, Bible moralisée (Bodl. 270b, fol. 223v), middle of the 13th century
Наличие единственного рога как бы говорило само за себя: Отец и Сын единосущны. Рог — олицетворение духовной власти и благородства. Рог был воплощением силы божественного единства. Его белый окрас символизирует чистоту, к которой нужно стремиться. Единорог стал образом Спасителя; Он становится рогом избавления, воплотившимся от Непорочной Девы, пойманным с помощью коварства, безвинно страдавшим и убиенным.
В бестиариях Иисус Христос именовался «единорогом духовным», который «снизошел в утробу Девы».
Вообще, символическое мышление Средневековья — это не говорить напрямую, а дать подсказку. Почувствовать в те времена было куда важней, чем понять досконально.
Миниатюра: Единорог славит Папу Гонория IV. «Пророческие видения Пап Римских». Англия 1300 г.
Фрагмент поэмы «О единороге», выдержка из «Божественного бестиария» (Франция):
Это животное диковинное,
У коего один только рог на голове,
Это Спаситель наш, Иисус Христос.
Он и есть единорог небесный,
Что живет в лоне Святой Девы;
И столь достоин почитания;
В ней обрел он вид человеческий
И появился в мире нашем пред людьми;
И народ его не узнал его.
И даже наоборот, евреи выследили его
И схватили и связали;
И привели его к Пилату,
А там уже и к смерти приговорили.
(Автор: Гийом Клирик, около 1210–1211 г., Нормандия)
Единорог из Английского бестиария первой половины 13 века Bestiary. English 13th century
Но весь этот возвышенный символизм не мешал относиться к этому животному, так сказать, потребительски. Большая часть миниатюр того времени наглядно демонстрирует, что на него охотились и убивали. Всё дело в его роге: он казался мощным средством против той опасности, которая тревожила всех людей того времени. Считалось, что рог — мощнейшее противоядие, он может исцелить и предохранить от любого яда. Из рогов животный делали чаши, которые продавались как единорожьи, из которых можно было пить без малейшего риска отравления.
Вообще, единорог в Средневековье имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Считалось, что он был небольшим животным (немногим больше козлёнка) с приятным обликом, с рогом в средине лба, небольшой бородкой, необычайно подвижным, так что ни один охотник не был способен поймать его. Лишь непорочной деве было по силам приручить единорога.
Миниатюра: Прекрасный единорог на лапках из английского бестиария 13 века
Заманивали его по следующей схеме. Поскольку единорог — символ целомудрия, все авторы сходятся на том, что в качестве приманки нужна непорочная дева. Ее отводят к месту, где обитает единорог, и оставляют одну в лесу. Первоначально там изображалась Дева Мария, он клал голову ей на колени. А потом стали считать, что единорог вспрыгивает на грудь и прижимается головой к любой девственнице. Он поклоняется её чистоте и устоять не может. На коленях девы единорог становится смирным. Невинность девушки – непременное условие для того, чтобы охота была удачной.
Средневековые книги богаты на такие изображения:
Миниатюра: Несчастный единорог и дева, скорбно взирающая на эту жуткую сцену. Из Английского бестиария XIII века Миниатюра: Злобный вьюнош пронзает копьём единорога. Англия, средина XIII века
Существовали расхождения в том, как должна выглядеть дева, служащая приманкой. В одних произведениях она изображалась одетой, в иных с обнажённой грудью, а в третьих она полностью обнажена.
Миниатюра: Rothschild Canticles, Flanders 14th century. Beinecke Rare Book and Manuscript Library, MS 404, fol. 51r Миниатюра: Всё та же сцена. Только здесь дева негодующая, возмущённая жестокостью охотника. Псалтырь Ормсби. Восточная Англия, конец 13-нач.14 века. Миниатюра: дева, грозящая пальцем охотнику. Англия, 13 век. Bestiary. English 13th century, end Folio or page no.: fol. 018v
По материалам:
«Герои и чудеса Средних веков», Жак Ле Гофф
«Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире», Теренс Уайт
«Символическая история европейского средневековья», Мишель Пастуро
Что делают единороги в Библии и почему это важно
В Библии много необычных существ, образы которых просматриваются в мифах и легендах разных народов. Так случилось и с единорогом. Некоторые люди носят футболки с его изображением, другие отправляются на реальные поиски. Есть ли в Библии упоминания о единорогах? Какими они были? И почему это важно знать?
Мартин Сандерс, заместитель исполнительного директора британской молодежной организации Youthscape и редактор Christian Today, поделился собственной историей, как библейские единороги могут стать хорошей темой для евангелизации.
Я написал эту статью не для того, чтобы поделиться странным увлечением лошадьми с рогом с более широкой аудиторией. Но из-за собственной несостоятельности, как христианина и человека. Давайте объясню.
Недавно я был в отпуске, сидел в саду старого английского загородного паба. Обстановка была идиллической: холмы позади нас, которые простирались до побережья Дорсета; жаркое солнце (по английским стандартам, по крайней мере), и группка счастливых детей вокруг меня, все кушали мороженое и подарили нам немного тишины. Все шло так, как мне хотелось, и вдруг у меня появилась возможность для евангелизации. Это не связано с появлением единорога или, по крайней мере, не совсем. За соседним столиком в саду мужчина высказывался среди своих друзей, саркастически говоря о достоинствах религии. Конечно, мне как верующему человеку, это не приятно слышать, но я не собирался бросать вызов на публичные дебаты. Тем не менее, меня оскорбило, когда он начал сравнивать веру в Бога с мыслью, что вымышленные, магические существа также реальны. Он говорил об эльфах и троллях (естественно, это был старый английский загородный паб), но затем перешел к единорогам. И тогда он произнес то, что я никогда не забуду, потому что это была самая большая открытая дверь для евангелизации, которая только могла бы быть:
«Если бы кто-нибудь мог показать мне единорога в Библии, я бы ходил в церковь каждое воскресенье до конца своей жизни».
Именно так. Вот единорог, которого мы так долго ждали. Почему это большая возможность для благовестия? Потому что, хоть в современном переводе найти какие-либо ссылки на крылатых однорогих зверей любого рода сложно, в версии короля Иакова их много. Девять, если быть точным: 2 в Числах, 2 в Иове, 3 в Псалмах и по одному во Второзаконии и Исайе. В общем суть похожа на строку, найденную в Псалме 21, где автор умоляет: «спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня» (Пс.21:22). Или Числа 23:22, в которых говорится: «Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него» (Чис.23:22).
Я знал все это до того, как сел за столик в том пабе. Итак, вы видите, у меня был готовый ответ для великого вопроса искателя. Я мог бы показать ему девять единорогов и обеспечить его верное пожизненное посещение церкви после этого. Но это не так. Я твердо сидел на своем стуле, неловко шепча моей жене, что «он ошибается, вы знаете, в Библии есть единороги».
Конечно, он почти наверняка не выполнил бы своего громкого и несколько алкогольного обещания пожизненно ходить в церковь, если бы я указал на места из Писания. Действительно, он и его довольно крепкие друзья, вероятно, обратили бы поток насилия на меня и мою молодую семью, но, честно говоря, я чувствовал разочарование самим собой, что даже не попытался. Это заставило меня спросить, что именно потребовалось бы, чтобы заставить меня пройти через комнату и поделиться своей верой с этим человеком, учитывая, что даже открытая тема, такая как библейские единороги, не могла убедить меня.
И да, я знаю, что единороги в Библии, вероятно, не имеют ничего общего с летающими рогатыми лошадьми, которых изображают на детских футболках, и что на самом деле они больше походили на своего рода большого, ныне вымершего быка.
На заметку
Относительно упоминаний в Писании единорога. Еврейский текст просто говорит о каком-то опасном звере. Однако идентифицировать его сложно. Еврейское רְאֵם (reh-ame’) могло означать буйвола или дикого быка. Но речь шла о его силе, а не о количестве рогов.
Тем не менее, в Септуагинте возникла трактовка, отсылающая к образу волшебного существа. Переводчики воспользовались греческим словом «μονοκέρωτος» (Чис. 23:22; Чис. 24:8; Втор. 33:17; Пс. 21:22; Пс. 28:6; Пс. 91:11), которое буквально указывает на «однорогость».
В Вульгате единорог (unicornis) фигурирует в четырех отрывках (Пс. 21:22; Пс. 28:6; Пс. 91:11; Ис. 34:7). В остальных случаях использовано слово «rhinoceros», то есть носорог.
Последовательнее всего оказалась Библия короля Якова. Здесь слово «unicorn» возникает всякий раз, когда в еврейском тексте говорится о загадочном парнокопытном.
Синодальный перевод, наоборот, допускает вариативность. Во Второзаконии 33:17 использовано слово «буйвол», а в книге Иова 39:9 — «единорог».
В современных переводах Библии единорога постигла та же участь, что и василиска. Он был «демифологизирован» в дикого быка.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!