единороги стартапы что это
Как стартапу стать «единорогом»: советы экспертов и подводные камни
Кто такие «единороги»?
Сравнение дорогих стартапов с мифическим существом подчеркивало их исключительность. Тогда подобные компании действительно казались редкостью. Во всем мире их насчитывалось всего 39 штук. Среди них были Facebook, оператор цифровых платежей Square и разработчик ПО для анализа данных Palantir.
Сколько таких компаний сейчас?
Велика вероятность, что вскоре «единороги» перестанут быть редкостью. Только за второй квартал 2021 года появилось 136 таких компаний — больше, чем за весь 2020 год.
Чем «единороги» отличаются от других компаний?
Как правило, эксперты выделяют три основных фактора, которые позволяют стартапам выйти на миллиардную оценку.
Во-первых, масштабируемая модель. «Если вы хотите стать «единорогом», то должны мыслить масштабно. То есть делать сервис не для тысячи человек или миллионного города, а сразу думать о том, как масштабировать его на миллиарды пользователей», — объясняет Олег Чанчиков, старший директор по инновациям и стратегическим партнерствам Visa в России.
К примеру, приложение Snapchat вскоре после запуска стало вирусным сначала в американских школах и колледжах, а затем и по всему миру. И если в мае 2014 года пользователи отправляли по 700 млн фото и видео ежедневно, то к 2016 году количество просмотров достигло 10 млрд в сутки.
Во-вторых, подрывные технологии, способные полностью поменять рынок или создать новый. Среди показательных кейсов — всем известный Uber, который покинул список «единорогов» после выхода на биржу. Компания построила платформу, перевернувшую рынок такси и частных перевозок.
Каким должен быть продукт будущего «единорога»?
Главное здесь — четкое соответствие продукта потребностям рынка, объясняет глава Инновационной студии Visa в Москве Артемий Круглов. Звучит просто, но именно с этим чаще всего возникают сложности.
«У стартапа могут быть классные амбициозные цели, но изначальная постановка и определение проблемы некорректны. Это фундаментальная проблема, с которой часто сталкиваются команды, — говорит эксперт. — Бывает и так, что у фаундеров есть классная идея, но она не решает какой-то значимой проблемы на рынке, не меняет жизнь людей, и поэтому за нее никто не готов платить».
Стартапы обычно идут по одному из двух путей, добавляет Олег Чанчиков. Либо компания меняет жизнь потребителей и рынок в моменте, либо предлагает решения, опережающие время. В первом случае продавать продукт относительно легко, но очень высока конкуренция. Во втором потребуется умение объяснять решение потребителю, а также терпение и деньги, чтобы довести продукт до момента, когда рынок примет его и начнет массово покупать.
Какие риски есть при выборе ниши?
Один из ключевых рисков связан с тем, что стартап пытается закрыть потребность, которая вот-вот исчезнет. То есть выходит на умирающий рынок.
Кроме того, часто решения стартапов завязаны на чужие продукты. Так, в 2010-х годах разработчики массово выпускали инструменты для оптимизации «Яндекс.Директа». «Это очень стрессовая ситуация: каждый день нужно проверять, а существует ли еще твой рынок, или уже выпустили обновления, и ты оказался не при делах», — предупреждает Круглов.
В какой сфере проще стать «единорогом»?
Большинство дорогостоящих стартапов — почти 90% — разрабатывают программное обеспечение. Такие продукты намного легче масштабировать.
Еще одна характерная черта — прицел на конечного потребителя. Более половины «единорогов» работают в сфере b2c.
Каковы реальные шансы вырасти в «единорога»?
Честно говоря, невелики. Эйлин Ли, которая ввела в оборот термин «единорог», оценивала шансы компаний вырасти до миллиарда в 0,07%.
Другие эксперты дают еще более пессимистичные оценки, называя цифру 0,00006%. «Это можно сравнить с ситуацией, когда ваш ребенок говорит вам, что станет кино- или рок-звездой. Очень немногие добиваются успеха, и вынуждены расплачиваться за попытку», — предостерегает серийный предприниматель и основатель Boss Capital Partners Грег Шепард.
По его словам, большинство компаний не собираются становиться единорогами и не должны пытаться. Но это не значит, что не стоит запускать перспективный стартап и внедрять новые идеи.
«Для большинства разумнее сосредоточиться на создании жизнеспособной, дорогостоящей компании. А затем продать ее на пике стоимости за сумму, которая полностью оправдает все время, деньги и силы, которые вы в нее вложили», — заключает Шепард.
Что главное для успеха стартапа?
По мнению экспертов из Visa, ключевой фактор — это умение четко поставить цели и сфокусироваться на важном. «Цели должны быть зафиксированы, а фаундеры должны понимать, куда они идут, чтобы их прицел не сбивался и их не шатало из стороны в стороны», — говорит глава Инновационной студии Visa в Москве Артемий Круглов.
По его словам, важно проверять как можно больше значимых для стартапа гипотез. При этом нужно внимательно выбирать гипотезы, на проверке которых вы фокусируете ресурсы. И точно понимать, принесет ли вам ценность их подтверждение или опровержение.
«Наверное, единственный совет, который я могу дать, — пробовать и ошибаться как можно больше и с как можно большей скоростью. Чем больше ошибок допущено, тем выше вероятность того, что следующая попытка будет успешной», — добавляет его коллега Олег Чанчиков.
Зачем участвовать в конкурсах и акселераторах?
Такие мероприятия помогают усилить позицию стартапа, уточнить цели, вписаться в рынок и масштабироваться. Кроме того, они позволяют встретиться с потенциальными инвесторами или потребителями продукта, детально узнать их запросы.
Например, перед запуском конкурса Visa Everywhere Initiative организаторы провели серию интервью с партнерами, чтобы понять их приоритеты на ближайшую перспективу. А затем начали отбирать стартапы, которые соответствуют этим запросам и могут усилить своими решениями предложения партнеров.
По словам Круглова, конкурсы и акселераторы дают стартаперам возможность рассказать о своем решении рынку и вывести его в публичную плоскость. Он сравнивает подобные мероприятия для стартапов со школой. «Ты приходишь сюда за опытом, чтобы научиться применять правильные алгоритмы для решения задач. Но никто не ожидает, что в школе за тебя все сделает учитель, — говорит эксперт. — В акселератор стоит идти за тем, чтобы тебе помогли оптимизировать бизнес-процессы, найти инвестиции, выйти на новый уровень и масштаб. Но сюда нет смысла приходить за готовыми решениями».
Как впечатлить инвесторов?
В последнее время к стартапам стали относиться более прагматично и более тщательно оценивать продукт. «Смотрят на наличие интеллектуальной собственности, технологический стек. Если, например, продукт написан «на коленке», и для масштабирования всю технологическую составляющую нужно выбросить и написать заново, то к этому отнесутся настороженно», — предупреждает Круглов.
Важный критерий — стоимость привлечения каждого нового пользователя: от этого во многом зависит успех масштабирования продукта.
Также обращают внимание на состав инвесторов, которые уже вложились в стартап, юридическую чистоту компании, отсутствие конфликта интересов и судебных споров. «Идея может быть классной, продукт и команда — огонь. Но мы ничего не сможем сделать, если стартап не проходит по всем вышеперечисленным пунктам», — говорит Круглов.
Как создаются компании-единороги
Что такое компания-единорог?
В индустрии венчурного капитала термин «единорог» используется для описания любого стартапа, оценочная стоимость которого превышает 1 миллиард долларов.
Моя история создания «единорогов»
Моя первая компания-единорог создавала программное обеспечение для работы выездных сотрудников, таких как сервис-инженеры, аварийные бригады, монтажники, аварийные комиссары, курьеры и экспедиторы. В то время я был вице-президентом по маркетингу и развитию бизнеса и руководил командой, которая привела компанию к успешному IPO в 2000 году. В итоге компания была продана SalesForce за 1,35 миллиарда долларов в 2019 году.
Продукт помогал менеджерам оптимизировать бизнес-процессы, что позволило клиентам снизить затраты и при этом улучшить качество обслуживания клиентов.
Мою вторую компанию-единорога я основал вместе с Давидом Яном. Это единственное в своем роде решение искусственного интеллекта, разработанное для раскрытия производственного потенциала компаний и удержания лучших сотрудников с помощью передовых нейронных сетей и искусственного интеллекта. Продукт анализирует корпоративные коммуникации для повышения производительности и благополучия сотрудников и проводит постоянные опросы. Решение также позволяет сотрудникам обучать друг друга и постоянно повышать свои навыки в самых разных областях.
Искусство становления компанией-единорогом
Стать «единорогом» это не прогулка по парку. На масштабирование и успех различных стартапов влияет множество факторов. Однако есть некоторые из них, которые сегодня являются одними из наиболее распространенных и способствующих успеху «единорогов».
Еще одна отличительная особенность «единорога» – наличие уникального предложения, идеи, способной изменить привычки и поведение людей. «Единороги» знают, как стимулировать спрос на свои продукты и услуги и формировать пространство, где пользователи постоянно испытывают необходимость в них. Независимо от того, занимаются ли они созданием уникальной ниши или открывают новое направление в уже существующей, «единороги» определяют свое пространство и постоянно вводят новшества, позволяющие опережать конкурентов.
«Единорогов» отличает их глубокая связь с передовыми технологиями. От интеллектуального приложения Uber, подбирающего водителей для пассажиров, до Airbnb, предлагающего жилье для путешественников, в котором они могли бы себя почувствовать «как дома». Каждая инновация использует технологии, позволяющие трансформировать и оптимизировать отрасль.
Большинство «единорогов» одержимы привлечением клиентов. Они уделяют большое внимание развитию сильных эмоциональных связей со своими пользователями и решению их проблем с легкостью, просто и без проблем. Проще говоря, «единороги» делают жизнь пользователей лучше и постепенно превращаются в неотъемлемую часть их жизни. В наши дни трудно представить себе жизнь без Uber или потоковой передачи музыки на платформе, например.
Как правило, такие компании находятся в частной собственности, постоянно увеличивая оценочную стоимость вплоть до IPO.
За каждым «единорогом» стоит не просто отличная идея, хотя это кажется наиболее распространенным предположением. На самом деле за ним стоит решение какой-то проблемы, которая существовала уже давно. Создание актуального решения, а не привлекательной идеи – вот, что делает компанию «единорогом».
Став «единорогом», у компаний появляется ряд преимуществ. С одной стороны, они определяют свои собственные рынки или создают для себя пространство на зрелых рынках, и какое-то время они могут быть самым сильным игроком в этом пространстве, поскольку другие конкуренты пытаются догнать новый тип прорывных инноваций. Это дает «единорогу» большое преимущество в привлечении финансирования, лояльных пользователей и нетворкинге, а также возможность быстрого роста.
Ожидания индустрии стартапов оказывают огромное давление на них, заставляя их быстро расти и масштабироваться, что создает риск слишком раннего IPO. В этом случае «единорог» не сможет реализовать весь потенциал своей рыночной оценки и положения в отрасли.
Когда «единорогу» пора выходить на IPO?
Правильное время для IPO у каждого «единорога» свое, но есть несколько показателей, которые могут помочь компании понять, готова она к IPO или нет.
Взгляните на свой C-Suite: несмотря на то, что есть руководители, которые успешно руководили компанией в стадии быстрого роста, вам понадобится опыт управленца из публичного пространства. Ваша компания также должна иметь солидный послужной список по своевременному закрытию квартальной финансовой отчетности из года в год. Это подготовит вас к строгому процессу публичной отчетности в будущем.
Как стартапу привлечь много денег?
Двумя ключевыми факторами в привлечении капитала являются следующие: солидный кейс и знать, за кем вы идете. Как я упоминал ранее, создание и финансирование стартапа не базируется на хорошей идее. Вместо идеи должно быть эффективное решение насущной проблемы и возможность продемонстрировать финансовые перспективы компании.
Как стартапу выйти на глобальный уровень
Задумываться об этом этапе развития компании стоит после создания надежного источника доходов и достижения прочных позиций на существующем рынке. Но даже если компания занимает прочное положение на рынке, выход на глобальный рынок потребует тщательного планирования и проработки четкой стратегии. Существует несколько вопросов, которые стартапы могут задать себе, планируя выход на мировой рынок.
Насколько вы осведомлены о культуре страны, в которой планируете масштабироваться? Насколько хорошо вы изучили логистические и прочие (юридические, институциональные) особенности выхода на новый международный рынок? Каков уровень осведомленности местной целевой аудитории о вашем продукте или услуге? А как будет выглядеть структура компании при запуске в новой стране?
Прежде всего, успех будет зависеть от количества исследований, которые компания проведет в части изучения стран для масштабирования и соответствующих особенностей каждой из них.
Когда стартапу масштабироваться?
Компания, которая прошла начальные этапы роста и готова к быстрому масштабированию, должна сначала обеспечить прочное соответствие продукта рынку. Это определит последовательность и темпы дальнейшего роста на новом рынке.
Затем создайте стабильный поток доходов через привлечение инвестиций для финансирования вашего быстрого роста. Когда вы протестировали свой продукт или услугу и нашли для себя подходящее решение на рынке, вам необходима непрерывная финансовая поддержка для продолжения ускорения роста. По мере того, как вы растете и увеличиваете свой доход, обязательно инвестируйте в стек технологий, который облегчит и ускорит ваш рост, сделав процесс масштабирования прогнозируемым и непрерывным.
Наконец, начните определять более конкретные роли для своей команды. В стартапах, как правило, специалисты широкого профиля не работают. Каждому профессионалу нужен определенный объем работы, в котором его опыт будет использоваться наиболее эффективно и способствовать дальнейшему развитию.
Как дорасти из стадии масштабирования до «единорога»?
Даже несмотря на то, что «единорог» определяется оценкой в 1 миллиард долларов, стремление лишь к прибыли не превратит компанию в стадии масштабирования в «единорога». Для всех «единорогов» приоритетом является быстрый рост, а прибыль занимает второе место в этой шкале.
Важно помнить, что, инвестируя в «единорогов», инвесторы вкладывают средства не только в хорошие продукты, но и в многообещающие команды, которые гарантируют рост. Обладая этими знаниями и готовясь стать «единорогом», думайте о процессе найма персонала как о самостоятельных инвестициях. Удостоверьтесь, что вы сосредоточены на найме квалифицированных кандидатов в тех областях, где они могут внести наибольший вклад, от продуктов и разработки до продаж и маркетинга. Создайте прочный портфель талантов, чтобы поддержать свой рост во всех вертикалях.
Мое послание будущему «единорогу»
Действуйте быстро, пока конкуренты догоняют конкурентов, не выходите на IPO слишком рано, но и не откладывайте это решение слишком надолго. Найдите золотую середину и максимизируйте свой потенциал.
From Russia with love: все единороги с российскими корнями
Редактор отдела интервью и лонгридов
В Европе единорогов значительно меньше — PitchBook насчитывает 52. В 2021 году миллиардную оценку получили 23 новых стартапа из Европы и Израиля.
На аналитическом портале Dealroom можно найти три российские компании — Mail.Ru Group, Yandex и Avito, с оговоркой, что сайт берет в расчет как реализованных, так и нереализованных (когда оценка компании не подтвердилась в ходе вторичной транзакции) единорогов.
Однако российских фаундеров стартапов с миллиардной оценкой куда больше, чем кажется на первый взгляд. Редакция RB.RU изучила все актуальные списки единорогов и подготовила подборку проектов, основанных выходцами из России и стран СНГ.
Unicorns:
Unicorns Club:
Русскоязычные фаундеры из СНГ:
Unicorns
Revolut
Основатели: Николай Сторонский и Влад Яценко
Страна: Великобритания
Revolut — разработчик финтех-продуктов, самый дорогой стартап Великобритании.
Проект набрал популярность, предложив пользователям совершать операции с разными валютами без дополнительных расходов. С тех пор список функций Revolut был значительно расширен.
Например, с июля 2021 года в приложении появилась функция бронирования отелей и другого жилья во время путешествий.
Подробнее о продуктах и истории стартапа читайте на RB.RU: Revolut: больше, чем банк
Влад Яценко — украинский предприниматель, до основания Revolut занимал должность разработчика в банках Credit Suisse и Deutsche Bank.
GoPuff
Основатели: Рафаэль Илишаев, Якир Гола
Страна: США
GoPuff — мобильное приложение для доставки еды, лекарств, отпускаемых без рецепта, и других товаров от детских вещей до электроники. Сервис круглосуточно доступен более чем в 650 городах США. У компании есть отдельные службы доставки алкоголя GoBeer и GoBooze. Единственное, что не доставляет служба — табачные изделия.
Рафаэль Илишаев, CEO GoPuff, родился в России. После переезда в США его семья занималась небольшим ресторанным бизнесом — сначала его отец управлял кафе, а затем приобрел банкетный зал. С подросткового возраста Рафаэль подрабатывал в заведении отца.
Со своим будущим партнером по бизнесу Якир Голой Рафаэль познакомился во время обучения в Университете Дрекселя. В первые месяцы существования стартапа они сами доставляли заказы.
Изначально GoPuff сделали упор именно на студентах и их потребностях, но популярность приложения быстро росла и к выпускному у предпринимателей было уже более 25 тысяч клиентов.
Sila Nanotechnologies
Основатели: Евгений (Джин) Бердичевский, Глеб Юшин, Майк Спайзер, Алекс Джейкобс
Страна: США
Евгений (Джин) Бердичевский
Sila Nanotechnologies — компания, которая производит литий-ионные аккумуляторы для электромобилей, бытовой техники и разнообразных летательных аппаратов (от беспилотников до пассажирских самолетов).
Разработки стартапа повышают качество и длительность эксплуатации электронных устройств, а также способствуют появлению и распространению доступных электромобилей.
Евгений Бердичевский — CEO Sila. Предприниматель родился в Севастополе, образование получил в Стэнфордском университете. Евгений был одним из первых инженеров в Tesla. Разработкой литий-ионных батарей Бердичевский занимался еще на должности ведущего инженера компании Маска.
Глеб Юшин — технический директор компании. Глеб родом из Санкт-Петербурга, эмигрировал в США и получил образование в Университете Северной Каролины. Он также руководил лабораторией по наноисследованиям в Технологическом Университете Джорджии.
Помимо прочего, Глеб является профессором материаловедения и главным редактором журнала Materials Today.
Acronis
Основатели: Сергей Белоусcов, Илья Зубарев, Станислав Протасов и Макс Цыпляев
Страна: Швейцария
Acronis — ИТ-компания, которая разрабатывает софт для работы с жесткими дисками, резервного копирования данных, управления загрузкой операционных систем, уничтожения данных и других задач.
С 2008 года компания зарегистрирована в Швейцарии. Сейчас в ней работает более 1,6 тыс. сотрудников в 18 странах. Решениями Acronis пользуются более 5,5 млн частных клиентов и 500 тыс. компаний.
Создателям Acronis, Сергею Белоусову и Илье Зубареву, которые когда-то вместе учились в МФТИ в Долгопрудном, принадлежит около 50% акций компании.
Среди других акционеров — фонды Insight Partners, Almaz Capital, Runa Capital, Goldman Sachs, а также топ-менеджеры и другие сооснователи компании (10-15%).
Webflow
Основатели: Влад и Сергей (Серджи) Магдалины, Брайант Чоу
Страна: США
Влад и Сергей Магдалины
Webflow — стартап, который предоставляет программное обеспечение для создания сайтов без кода. Сервис позволяет дизайнерам делать веб-сайты, работающие на любом устройстве, и запускать их без помощи разработчика. По данным самой компании, у Webflow уже более 2 млн пользователей.
Братья Влад и Сергей Магдалины переехали в США, когда младшему из них было девять. «В декабре 1991 года, примерно за 20 дней до официального распада Советского Союза, моя семья обосновалась в Сан-Франциско в качестве беженцев, спасающихся от преследования по религиозным мотивам. Мне было 9 лет, я совершил свой первый полет на самолете», — рассказывал Влад в интервью TechCrunch.
Он также неоднократно заявлял в медиа, что не смог бы вести бизнес в России и благодарен родителям за переезд. Сейчас у обоих братьев двойное гражданство.
До запуска своего дела Влад был разработчиком в компании Intuit, а Сергей — дизайнером в MuirSkate. Братья окончили Калифорнийский Политехнический Университет и Университет Калифорнии соответственно.
OCSiAl
Основатели: Михаил Предтеченский, Юрий Коропачинский, Олег Кириллов и Юрий Зельвенский
Страна: Люксембург
OCSiAl — разработчик первой в мире недорогой технологии производства графеновых нанотрубок. На долю компании приходится 95% рынка этой продукции.
Графеновые нанотрубки — это универсальная технологическая добавка. Их преимуществом является высокая термическая стабильность, то есть способность сохранять при определенной температуре свои исходные свойства (до 1600 °C), совместимость с большинством материалов, высокая электропроводность и прочность. Стоит отметить, что графеновые нанотрубки не были изобретены человеком — они образуются в природе при неполном горении кислорода (например, во время лесного пожара).
В 2014 году компании удалось разработать технологию синтеза данных нанотрубок и благодаря промышленному производству снизить их стоимость в десятки раз. В 2015 году в Новосибирске открылся научный центр OCSiAl для разработки промышленных технологий.
Среди основателей один физик-ученый — Михаил Предтеченский. Родом из Гусиноозерска, Республика Бурятия, ученый является специалистом в области теплофизики и энергетики, внес значительный вклад в развитие фундаментальных и прикладных направлений в этих областях. В 2016 году был избран академиком РАН.
Олег Кириллов родился в Красноярске, президент компании SM.group. Юрий Зельвенский из Томска, в 2000-х был основателем и руководителем десятка различных компаний.
Formlabs
Основатели: Максим Лобовский, Дэвид Крэнор, Натан Линдер
Страна: США
Компания Formlabs выпускает профессиональные 3D-принтеры, а также высокопроизводительные полимеры. Кроме того, стартап предоставляет программное обеспечение для 3D-печати. Продукты компании используются в таких отраслях, как стоматология, ювелирное дело, медицина, аудиология, инженерное дело и других.
Personio
Основатели: Роман Шумахер, Арсений Вершинин, Ханно Реннер, Игнац Форстмайер
Страна: Германия
Personio — разработчик программного обеспечения для управления персоналом в компаниях со штатом до двух тысяч человек. На момент написания материала у платформы более 4000 клиентов из 80 стран.
Стартап основан в 2015 году, штаб-квартира расположена в Мюнхене.
Роман Шумахер — сооснователь и CPO Personio. Роман получил образование в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана и Центре цифровых технологий и менеджмента (CDTM).
Ранее он работал с такими стартапами, как шоппинг-клуб Westing и онлайн-доставка еды Foodora, участвовал в создании аналитической компании Feedbackme, вошел в состав правления proptech-стартапа Capmo.
Еще один сооснователь Personio, Алексей Вершинин, родом из Улан-Удэ, но вырос в Иркутской области. В России обучался в МФТИ, а затем в 2011 году переехал, чтобы получить магистерскую степень в Мюнхене.
С Романом и другими основателями Personio Алексей познакомился во время обучения в CDTM. В 2015 году бизнесмены запустили стартап, сейчас Алексей занимает должность технического директора в компании.
Outschool
Основатели: Михаил Серегин, Амир Натху, Ник Гранди
Страна: США
Outschool — EdTech-стартап, основанный в 2015 году. Это образовательная платформа-маркетплейс с более чем 100 000 занятий для небольших онлайн-групп. Все классы разделены по предметам, например, «мировые языки», «здоровье и благополучие», «жизненные навыки» и так далее. Уроки предусмотрены для разных возрастов от трех до 18 лет. У платформы уже более 900 000 пользователей в 174 странах.
Михаил Серегин, сооснователь Outschool, обучался в Стэнфордском Университете. В начале карьеры он работал инженером-разработчиком программного обеспечения в Amazon, а затем перешел на эту же должность в Google. В 2021 году Михаил заявил в своем профиле на Linkedln, что на несколько лет отходит от дел стартапа, чтобы посвятить время себе и семье.
OrcaBio
Основатели: Иван Димов, Йерун Бекаэрт, Натаниэль Фернофф, Рональд Мартелл
Страна: США
OrcaBio занимается разработкой высокоточных методов лечения аллогенными — полученными от донора — клетками, предназначенными для безопасной замены больной крови пациента на здоровую. Каждая терапия строится путем создания запатентованной смеси клеток, уникально подходящей для пациента. Все методы лечения поддерживаются собственной производственной платформой, которая позволяет сортировать донорскую кровь с точностью до одной клетки.
Иван Димов — сооснователь и CEO OrcaBio. Закончил Технический Университет Федерико Санта Мария в Чили, а затем получил докторскую степень в Дублине. Он соосновал три успешных медтех-проекта — помимо OrcaBio это Lucira Health и Bobcod Technologies. Также Димов говорит на шести языках, среди них болгарский, португальский, французский и испанский.
InDriver
Основатели: Арсен Томский
Страна: Россия
InDriver — это агрегатор такси, в котором пассажир и водитель сами назначают цену поездки. Он был основан в 2012 в Якутске. Сервис работает в 34 странах более чем в 500 городах, за 9 лет с его помощью было осуществлено более миллиарда поездок. Как заявлено на сайте, средняя стоимость поездок в inDriver всегда ниже, чем у других агрегаторов. В сервисе предусмотрена минимальная стоимость поездки, которая может быть единой по городу или меняться в зависимости от маршрута.
Принцип работы inDriver заключается в том, что пользователь указывает адрес и желаемую стоимость, а водители откликаются на заинтересовавшие их предложения. Водитель также может предложить пассажиру свою цену. При этом пассажир выбирает не только по стоимости, но и по марке автомобиля, времени подачи и рейтингу водителя.
Арсен Томский сам родом из Якутска, окончил математический факультет Якутского государственного университета и Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации в Латвии. В 1999 году он основал IT-холдинг Sinet Group, развивающийся в сфере медиа, интернет-рекламы, электронной коммерции и агрегаторов.
TradingView
Основатели: Станислав Боков, Денис Глоба, Константин Иванов
Страна: Великобритания
TradingView представляет собой социальную сеть для инвесторов и трейдеров, а также платформу с графиками. У сервиса уже более 30 млн пользователей по всему миру.
Согласно данным SimilarWeb за 2021 год, это самый популярный сайт для инвестиций в мире. У TradingView также самый высокий рейтинг среди финансовых приложений. На платформе реальном времени отображается информация с 90 различных бирж и 40 популярных криптобирж.
Платформа предлагает несколько инструментов для изучения биржи, среди них 12 различных типов графиков, симулятор рынка, а также возможность по своим формулам рассчитывать спреды (разницу между лучшими заявками на продажу и покупку акций).
TradingView создала собственный язык программирования для трейдеров — Pine Script. Благодаря нему пользователи могут создавать собственные торговые инструменты и запускать их на сервисах платформы. В публичной библиотеке платформы можно найти уже более 100 тысяч скриптов.
Константин Иванов окончил Южный федеральный университет по направлению Экономика в Ростове-на-Дону. В 2000 году основал MultiCharts — компания предоставляла расширенных возможности анализа рынка для трейдеров.
Денис Глоба окончил Ростовский экономический университет. До основания TradingView занимал должность CEO в MultiCharts. Сейчас занимает эту же должность в TradingView.
Станислав Боков окончил Университет Саймона Фрезера в Канаде. Занимал должность COO в MultiCharts, эту же должность занимает в TradingView. Занимался волонтерством в разные периоды жизни в таких организациях, как «Красный крест», Oxfam Canada и Canadian Blood Services.
Unicorns Club
В Unicorns Club вошли компании, которые фактически являются единорогами, но либо перестали ими быть после выхода на IPO, либо не признаны ими официально.
Arrival
Основатели: Денис Свердлов
Страна: Великобритания
Arrival — компания-производитель электрокаров, электробусов и электрофургонов, основанная в 2015 году. Arrival также создает IT-платформу, которая позволяет оперативно обслуживать автомобиль, производить своевременный ремонт и сводить участие человека в процессе к минимуму. Использование микрофабрик вместо больших автомобильных заводов делает производство Arrival более экологичным и быстрым, при этом позволяя сократить затраты.
Почему не единорог: вышла на IPO
Slack
Основатели: Сергей Мурашов, Кэл Хендерсон, Эрик Костелло, Стюарт Баттерфилд
Страна: США
Slack — глобальный корпоративный мессенджер, запущенный в 2013 году. Сам стартап Slack был основан в 2009 году как компания-разработчик компьютерных игр. В Slack множество функций, включая чаты, частные группы и личные сообщения. У компании также есть собственное мобильное приложение. На 2019 год у мессенджера было более 10 млн ежедневных пользователей.
Сергей Мурашов родился в России и переехал в Ванкувер в 1998-м. В начале он работал программистом в Communicate.com. Также он занимал должность ведущего инженера Flickr и участвовал в разработке онлайн-игры Glitch.
Почему не единорог: вышла на IPO
Bumble
Основатели: Андрей Андреев, Уитни Вулф Херд
Страна: США
Bumble — это приложение для знакомств, в котором первый шаг делают девушки. Стартап входит в холдинг MagicLab, который также владеет дейтинг-сервисами Badoo, Chappy и Lumen.
Пользователям доступно три формата приложения — Bumble Date для свиданий, Bumple Bizz для поиска работы и Bumble BFF для поиска друзей. На 2020 год, по собственным данным, у сервиса было 42 млн пользователей в месяц.
Почему не единорог: вышла на IPO
Wrike
Основатели: Андрей Филев
Страна: США
Wrike — компания-разработчик системы для совместной работы и управления проектами. По данным самого стартапа, его услугами пользуются более 20 000 компаний и двух миллионов пользователей, среди которых Google, Airbnb, Siemens, Kaspersky. На платформе можно создавать графики и диаграммы, взаимосвязанные календари, персонализированные канбан-доски для совместного планирования задач и так далее.
Александр Филев — предприниматель из Санкт-Петербурга, окончил СПбГУ. Первый стартап Murano Software (компания-разработчик ПО на заказ) бизнесмен запустил еще будучи студентом. В 2005 году он переехал в Кремниевую долину, где вместе с партнером Дмитрием Никулиным создал и зарегистрировал Wrike.
Почему не единорог: из-за отсутствия сделок нет экспертной оценки стоимости компании
Telegram
Основатель: Павел Дуров
Страна: ОАЭ
Telegram — один из самых популярных кроссплатформенных мессенджеров на территории России, США и ряда других стран. К январю 2021 года у сервиса было более 500 млн активных пользователей ежемесячно. Популярность мессенджеру придает возможность вести блог (чем пользуется большинство СМИ), а также создавать и использовать ботов. Telegram переводится минимум на восемь разных языков, в разных операционных системах количество языков различается.
Павел Дуров родился в Санкт-Петербурге, окончил филологический факультет СПбГУ. Дуров — создатель крупнейшей в России социальной сети «ВКонтакте», которую приобрел Mail.Ru Group.
Почему не единорог: привлек финансирование с помощью ICO
CrowdStrike
Основатели: Дмитрий Альперович, Джордж Курц, Грегг Марстон
Страна: США
CrowdStrike — технологическая компания, разработавшая платформу кибербезопасности на основе облачных данных и ИИ. Эта платформа создана для защиты от утечки данных, кибератак и взломов. CrowdStrike предлагает решения для облачной безопасности, анализа угроз, IT-операций и безопасности конечных точек. Клиенты компании — Shutterstock, Sony, RackSpace, SEGA, Swarovski и другие.
Дмитрий Альперович родился в Москве, в США переехал в 1994 году вместе с семьей. Получил образование на факультете информационной безопасности в Университете Технологий в Джорджии. До основания CrowdStrike был одним из разработчиков системы репутации TrustedSource. Расследовал кибератаки Китая на американские компании, включая Google. Был первым, кто сообщил о кибератаке в 2006 году под названием «Операция “Ночной дракон”», а также руководил более чем 21 расследованием кибершпионажа.
Почему не единорог: вышла на IPO
Veeam
Основатели: Андрей Баронов, Ратмир Тимашев
Страна: Швейцария
Xsolla
Основатели: Александр Агапитов
Страна: США
Xsolla — компания-разработчик бизнес-движка для игр, который помогает управлять ими и монетизировать их. Ранее известна как 2play. Услугами компании пользуются Twitch, Steam, Pubg, Epic Games, Nexon и другие.
Xsolla Transaction Engine — это собственная платежная станция, которая позволяет компаниям, занимающимся видеоиграми, безопасно совершать транзакции и делиться доходами. Она также дает возможность принимать платежи 700 разными способами более чем в 200 странах на 20 языках. Также это система борьбы с мошенничеством, разработанная специально для индустрии игр.
Xsolla Business Engine дает доступ к новым источникам финансирования, инвестиционным возможностям, владельцам интеллектуальной собственности, а также подбирает бизнес-решения на основе профиля компании.
Александр Агапитов родом из Перми. Предприниматель бросил учебу в математическом лицее, чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь. Через некоторое время после основания 2play он понял, что необходим ребрендинг. Xsolla — название, которое выдал генератор случайных слов, с самим же ребрендингом помогал Артемий Лебедев.
Почему не единорог: из-за отсутствия сделок нет экспертной оценки стоимости компании
Playrix
Основатели: Дмитрий Бухман, Игорь Бухман
Страна: Ирландия
Дмитрий и Игорь Бухманы
Почему не единорог: из-за отсутствия сделок нет экспертной оценки стоимости компании.
Русскоязычные фаундеры из стран СНГ
Основатель: Артем Петаков
Страна: США
Технологическая компания Noom основана в 2008 году Артемом Петаковым и Сэджу Чжоном. Noom помогает людям достигать желаемых целей в плане тела и здоровья с помощью изменения привычек и ведения здорового образа жизни. Количество пользователей в 2020 году достигло 45 млн человек.
Noom собирает информацию о цели человека, его привычках питания и окружении, а также о заболеваниях. Затем в зависимости от выбора подписки пользователь получает доступ к планам питания, тренировкам, образовательным программам и так далее.
Артем Петаков родился на Украине, окончил Принстонский университет. Три года Петаков проработал инженером в Google, а также занимал должность инженера программного обеспечения в Microsoft.
BitFury
Основатели: Валерий Небесный и Валерий Вавилов
Страна: Нидерланды
Блокчейн-компания Bitfury, основанная в 2011 году, разрабатывает программное обеспечение для работы с Bitcoin. Является одним из первых промышленных майнеров и крупнейшим майнером вне Китая. Также Bitfury предоставляет свое ПО для помощи правоохранительным органам и банкам в расследовании преступной деятельности с биткоинами.
Валерий Вавилов — уроженец Латвии, является сооснователем и CEO компании. Получил образование в Университете транспорта и связей в Риге, до основания собственной компании работал более 15 лет на различных технических должностях. Также Вавилов — сооснователь компании-доски объявлений в Украине 212.ua.
Grammarly
Основатели: Алексей Шевченко, Дмитрий Лидер, Максим Литвин
Страна: США
Алексей Шевченко, Дмитрий Лидер, Максим Литвин
Grammarly — ИИ-сервис, помогающий грамотно писать на английском языке. По данным самой компании, у платформы уже более 30 млн пользователей в день. Grammarly не только ищет орфографические и грамматические ошибки, но и помогает подобрать подходящие слова по стилю и тону. Кроме того, сервис синхронизируется с электронной почтой, социальными медиа и сервисами для работы с документами.
Алексей Шевченко, Дмитрий Лидер и Макс Литвин — выходцы из Украины. Шевченко получил образование в Школе менеджмента Ротмана, Литвин — в Университете Вандербильта.
BigID
Основатели: Дмитрий Сирота, Нимрод Вакс
Страна: США
BigID — компания-разработчик программного обеспечения для защиты данных клиентов. На данный момент компания предлагает большой спектр приложений для конфиденциальности и защиты, среди них — приложение для автоматизации регистрации прав на данные, аналитика доступа к файлам, приложение для автоматической маркировки данных и другие.
Дмитрий Сирота, CEO компании, родом из Одессы, но переехал в Канаду в возрасте пяти лет. Учился в Макгиллском университете и Университете Британской Колумбии. В конце 90-х Дмитрий основал eTunnels — проект, который предлагал VPN для работы вне офиса. В 2003 году он создал новую компанию, Layer 7 Technologies, разрабатывающую продукты для безопасной интеграции программ.
Affirm
Основатели: Макс Левчин, Джеффри Кадиц, Натан Геттингс
Страна: США
Affirm — финтех-компания, предоставляющая пользователям рассрочку от 0% годовых при покупке товаров в интернет-магазине. Пользователю нужно при оформлении заказа выбрать способ оплаты в рассрочку от компании, а затем пройти небольшой опрос. Как заявляют в Affirm, они не взимают штрафы за просрочку платежей. У сервиса также есть приложение, в котором можно следить за кредитом и погашать его. Платформой пользуются уже 6,5 тыс. продавцов, среди них Amazon, Nike, Simple mac, Walmart, Purple и другие.
Gitlab
Основатели: Дмитрий Запорожец, Сыце Сейбрандий
Страна: США
Gitlab — открытая платформа DevOps, представленная как единое приложение. Это платформа для создания программного обеспечения и управления репозиториями (хранилищами данных). Преимущество Gitlab в том, что для всего цикла разработки ПО используется всего одно приложение. Платформу используют более 100 000 организаций и такие компании, как Fanatics, Ticketmaster, Siemens, Drupal и так далее.
Wargaming
Основатели: Виктор Кислый
Страна: Кипр
Wargaming — разработчик компьютерных игр, получившая популярность благодаря игре World of Tanks. WOT входит в серию ММО-игр, в которой еще есть World of Warplanes и World of Warships. Изначально игра, запущенная в 2010 году, поддерживалась только на ПК, но к 2013 году вышла версия для смартфонов и планшетов. Концепция всех игр в серии — симулятор сражений (PvP) на технике времен Второй мировой войны.
Armis Security
Основатели: Евгений Дибров, Надир Израэль, Томер Шварц
Страна: США
Компания разработала облачную платформу, благодаря которой предприятия могут получить данные об электронном устройстве, его местоположении и сведения о его владельце.
Armis работает с концепцией IoT (интернет вещей) и устраняет ее слепую зону безопасности, тем самым защищая от несанкционированных и неуправляемых устройств и сетей. В первую очередь технология призвана защитить данные от утечек. Платформа может быть использована в государственном и производственном секторах, финансах, медицине, розничной торговле и других областях.
Евгений Дибров — украинец, но большую часть жизни провел в Израиле. Израильская армия стала тем местом, где Евгений получил знания о разработке цифровых продуктов. До запуска бизнеса Дибров работал в облачной компании Adallom.
People AI
Основатель: Олег Рогинский
Страна: США
People.ai работает в формате «AI for sales» – позволяет провести оценку эффективности продаж и предлагает решения для их повышения. ИИ-сервис анализирует работу сотрудников – телефонные разговоры, переписку, деловые встречи.
Компания основана в 2016 году украинцем Олегом Рогинским. Штаб-квартира располагается в Сан-Франциско, есть офис в Киеве. Среди клиентов People.ai, в частности, Zoom, Lyft, DataRobot.
PicsArt
Основатели: Оганес Авоян, Артавазд Меграбян, Микаел Варданян
Страна: США, Армения
Технологическая компания, основанная в 2011 году, которая разработала четыре мобильных приложения для обработки фото и видео — Picsart, Picsart Animator, Picsart ColorPaint, PixelArt. Сама платформа Picsart представляет собой набор инструментов и шаблонов для редактирования изображений и клипов.
Платформой можно пользоваться бесплатно, но также существует несколько пакетов подписки, с помощью которых открывается доступ к некоторым инструментам. Такая подписка стоит от 237 руб. в месяц.
Оганес Авоян родился в Ереване в 1965 году. Окончил бакалавриат компьютерных наук в Государственном инженерном университете Армении. В 2005 году прошел программу в Гарвардской школе бизнеса.
Первая основанная им компания — CEDIT, которая оказывала услуги по разработке ПО. В 2007 году основал Monitis Inc, предоставляющую услуги веб-мониторинга. Авоян выступает за создание школ по data science и machine learning в Армении, активно поддерживает развитие ИИ в своей стране.
PandaDoc
Основатели: Микита Микадо и Сергей Борисюк
Страна: Беларусь, США
В настоящее время у PandaDoc более 30 тыс. клиентов в 130 странах мира. Компания увеличила количество пользователей на 80% и доход на 63% в течение последнего года.
Микита Микадо родом из Белоруси. Окончил Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Его первым проектом был сервис Coding Staff. После этого в 2011 году запустил QouteRoller — сервис для работы с коммерческими предложениями. Сейчас живет в Сан-Франциско.