единоверческая церковь что это такое
О единоверческих церквях
В августе сего года редакцией журнала «Уроки веры» был выпущен юбилейный буклет в празднование 120-летия нашей Свято-Успенской церкви. Неожиданно выяснился большой пробел в знании истории Отечества и Отечественной Церкви. Некоторые прихожане недоумевали, а некоторые возмущались: дескать, староверы – неправославные, а поскольку единоверческие церкви – староверские – то и выходит, что мы отмечаем юбилей неправославной церкви. Чтобы помочь людям разобраться в неясном для них вопросе, коллектив авторов журнала согласился проделать совместную работу и подготовить небольшой материал по истории Православия в России. Эту работу мы и предлагаем нашим читателям в нынешнем номере журнала. Рубрику «Единоверческие церкви» подготовили: Глеб Бережков, Марина Попова, Алексей Цыцевич, Маргарита Кравченко.
Историческое положение России до раскола церкви
17 век был очень тяжёлым для Руси. Более 15 лет военного Смутного времени истощили силы народа. Кроме того, что поляки вошли в Москву, сердце России – Троице-Сергиева Лавра подверглась осаде. 23 сентября 1608 г. Сапега вышел из Тушино и обложил монастырь. Его войско насчитывало почти 30 тысяч воинов. Защитников Лавры не набиралось и 3 тысяч. К маю 1609 года в монастыре осталось около 1 тысячи бойцов, едва держащихся на ногах от голода. Сражались не только мужчины, но женщины и дети. Только 12 января 1610 года Скопин-Шуйский заставил Сапегу снять осаду и отойти от монастыря. Можно сказать одно: игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский с сонмом русских святых отстояли, отмолили Русь. Была ли эта Русь неправославной? Святая православная Русь спасла Россию.
Алексей Михайлович Романов был очень молод. Он вступил на престол Российский в возрасте 16 лет и был вторым царём из рода Романовых. Его душа жаждала помощника и советчика. Конечно, этот советчик должен быть лицом духовным. Со времён Ивана Калиты на Руси правила так называемая «симфония власти» — совместные власть и управление духовного лица (патриарха, митрополита) и светская власть (княжеская. царская). Такого рода благодатного советчика молодой царь увидел в лице седьмого русского Патриарха Никона.
† Никон
† Аввакум
В Москве был создан «Кружок ревнителей благочестия», куда входили два земляка и два соратника, а впоследствии – два врага, проклявших друг друга: Никон и Аввакум. Вообще почти все деятели кружка – выходцы из Нижегородского уезда. Эта сильная духом земля рождала и людей сильных по складу ума и характера – иногда даже чрезмерно.
Аввакум – личность, как и его земляк Никон, неординарная. Оценить такие личности словами «хороший – плохой» — совершенно невозможно. Скажем, в стремлении объяснить русичам библейскую историю Аввакум усердствовал так, что читать его пояснения можно было с незаурядным опасением: не совершаю ли я грех? Мало того, что римские легионеры назывались в его произведениях «стрельцами», вонзающими копьё в ребро Господа. Но и Сам Господь Саваоф сравнивался с великим князем всея Руси. Кроме того, эти поучения, вероятно, для большей «простоты и народности», пересыпались самой откровенной бранью. По характеру Аввакум был зело крут и строг, не терпел никакой праздности и развлечений и того же требовал безоговорочно от своей паствы. Кто знает, чем ему не приглянулись бродячие актёры с дрессированным медведем. Может, они и впрямь вели себя непристойно, что было не редкость. А может и нет… Но Аввакум разогнал всех с народного гулянья – и актёров, и мишку, и свою грешную паству. Терпение прихожан на этом лопнуло, и они изгнали излишне сурового протопопа с прихода, изрядно его избив. Остановился Аввакум в Москве – он очень приглянулся Никону. У них и впрямь были в чём-то родственные души. В «Кружке ревнителей благочестия» шла серьёзная реформаторская работа. Протопоп Аввакум начал борьбу с хамовым пением, которое существовало на Руси и очень мешало службам. Смысл его был в том, что по закону открытого слога после каждой согласной должна добавляться гласная. Гласные добавлялись произвольно. Понять, что поёт хор, порою, было невозможно. Была и другая, весьма вредная русская традиция – петь во время чтения Евангелия. В книгах были ошибки… В общем, церковное служение действительно, объективно нуждалось в реформе.
† Раскол
Неожиданно деятельность «ревнителей благочестия» омрачилась расколом среди членов кружка. Никон действовал властно, по праву патриарха. Он перестал советоваться со своими соратниками.
Двуперстное и троеперстное крестное знамение существовали в православии давно и параллельно. Двуперстное знамение – византийская традиция. По преданию, монахи, научившие князя Владимира креститься, были именно византийскими. Троеперстное крестное знамение было в основном греческим. Постепенно оно вытеснило византийское знамение. Двуперстие осталось лишь в России и Сербии. Двуперстие и троеперстие не вызывало никаких нареканий и возмущений в православном мире. И тот, и другой вид креста считался верным.
Византия пала. Греция была слаба. Из православных государств сильной была только Россия. Главы православных церквей других государств часто просили у России помощи, в том числе и финансовой. Подобное положение в мире навело Никона и царя Алексея Михайловича на мысль о создании единого общеправославного государства, объединяющего все православные земли. Может, эта идея и была хороша. Но со времён Вавилонской башни глобальные проекты обычно заканчивались плохо. Не явилось исключения и на сей раз. Никон, скорее всего, помышлял общеправославным государем себя. Царь очень доверял Никону. Отлучаясь в военные походы, Алексей Михайлович оставлял фактическим правителем Никона. Разрешал подписываться словом «государь». Однако, теперь властность Никона перешла допустимые пределы, и царь решил принять меры к ограничению деятельности своего наставника. Он перестал посещать службы в Успенском соборе, где служил патриарх. Запретил Никону подписываться словом «государь».
Меж тем, Россия присоединила к себе Украину, где службы тоже служились в церквях по местному обычаю. Получалось, что даже не в воображаемом общеправославном государстве, а и в реальном государстве Россия нет единого образца служб. Требовалось подвести службы к единому канону. И вот тут и случилась беда: патриарх единолично выбрал за образец не византийскую традицию, а греческую. В православном мире к Греции давно относились с подозрением. Греция приняла Флорентийскую Унию. Согласилась на уступки католикам, исправив Символ веры. В Греции по этому поводу начались восстания православных. Кстати, и сейчас Греческая церковь — новостильная и служит лишь Пасху по Юлианскому календарю. На Руси не любили греков за стяжательство. По мнению россиян, греки сами давно потеряли чистоту православия и не могли служить образцом. Ещё Иоанн Грозный на попытки (они были и тогда) унифицировать службы и обряды сурово заметил: «Греки нам – не Евангелие». Хорват Юрий Крижанич писал: «…В настоящее время греки не занимаются ни искусством, ни науками, так что сами они – слепые вожди слепых…» Москвич Арсений Суханов, посетивший Грецию, писал: «…греки…если и были источником, то ныне он пересох». Тем не менее, во главе переписывания русских служебных книг стояли именно греки. Никон утверждал, что он взял образцы с Афона, который всегда был оплотом православия и вся остальная Греция Афону не указ. Это земля Богородицы. С Афона были переписчики или нет, но греческая редакция книг вызвала в России гнев у православных. Вообще, большинство историков сходятся в одном: клевета и правда во время Раскола так переплелись, что уже, видимо, никогда не удастся восстановить истину.
† Духовная беда России
† Единоверие
†Дальнейшая судьба патриарха
Никон окончательно своею властностью восстановил против себя и царя, и священство. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не гордыня – самый главный враг патриарха — подписавшая ему приговор. Никон обиделся на царя и объявил, что он уже «не хочет быть патриархом». После размолвки с царём Никон самочинно сложил патриаршее одеяние, ушёл в ряске и уединился в монастыре. Всё русское общество восприняло самовольное оставление паствы, как бесчинство. Царь Алексей Михайлович предложил Никону взять церковную власть в свои руки. Но очевидно, что Алексей Михайлович знал, был уверен: гордыня не даст патриарху сразу же согласиться. Скорее всего, он заупрямится, будет ждать, когда его попросят ещё раз. Так и случилось. Никон отказал царю. А царь не стал настаивать. 12 декабря 1666 года Никона лишили сана и сослали в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь.
Уже сын Алексея Михайловича, царь Фёдор Алексеевич, сочувствовавший Никону, приказал освободить бывшего патриарха и разрешил ему вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь в Москве, который сам Никон и построил ещё в начале своей деятельности. Но на пути в монастырь Никон скончался. Это случилось 17 августа 1681 года. Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона, как патриарха, несмотря на протесты патриарха Иоакима. Никона Минина похоронили в Ново-Иерусалимском монастыре. Царь сам со слезами читал над усопшим 17 кафизму и Апостол. А в 1682 году добился от восточных патриархов разрешительной грамоты: в ней Никона повелевали поминать, как патриарха. 5 августа 2006 года в Саранске был открыт памятник патриарху Никону и освящён Алексием Вторым.
† Усугубление раскола русской церкви
Вся русская общественность надеялась, что после низложения Никона реформа будет отменена. Но этого-то как раз и не случилось. Реформа церкви и усугубление раскола русского общества и русского православия было, как ни парадоксально, на руку царской власти. Низложение Никона ничего не изменило в деле реформы в положительную сторону. Наоборот – ситуация накалилась до предела. Собор 1667 года, состоявшийся уже после Никона, анафематствовал старые обряды. С восставшими старцами поступили жестоко. Всех, кто не признал нового обряда, подвергли репрессиям. Были замучены голодом сёстры-боярыни Морозова и Урусова. А старцам, заключённым в Пустозёрске – Аввакуму, Епифанию, Лазарю и Фёдору были урезаны языки и персты, дабы священники не могли славить Бога и креститься по-старому.
Протопоп Аввакум был сослан в ссылку со всею семьёй. Его самого, детей и только родившую жену с новорождённым сыном бросили в телегу и увезли. Двое младших сыновей умерли. Старшие дети, босые, скитались, выпрашивая подаяние. Известен диалог Аввакума со своею женою:
— Долго ли муки сея, протопоп, будут?
— До самыя смерти, Марковна.
— Добре, Петрович, ино ещё побредём.
14 апреля 1686 года старцы, заключённые в Пустозёрске, были сожжены заживо на костре: Аввакум, Епифаний, Лазарь, Фёдор. По другим данным – это случилось раньше: по указу Фёдора Алексеевича Аввакум был сожжён в 1682 году.
В 1916 году на Освящённом соборе Аввакум был канонизирован.
После Фёдора Алексеевича старообрядцы были особо гонимы при Анне Иоановне, царевне Софье и Петре Первом. В ответ на сожжения, старообрядцы стали отвечать самосожжением – «гарями».
† Судьба старообрядчества
Единоверие: вчера, сегодня, завтра
В прошлой статье мы познакомились с единоверческим приходом в первом приближении, описали его основные особенности, но получили ряд вопросов и решили сегодня по порядку на них ответить. Единоверие – очень интересное и глубокое, сегодня до конца не осмысленное явление в Русской Церкви. Этакий мостик между Древней Русью и Государством Российским от Петра до наших дней. Обратимся к определению Единоверия священномучеником Симоном (Шлеевым), первым единоверческим епископом:
Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество
«Противопоставляемое в России расколу, Единоверие есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней в вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью. Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество».
Старообрядчество – на это важно обратить внимание. Не будет греха, если единоверцев для большего понимания вы назовете «старообрядцами», «православными старообрядцами», «церковными старообрядцами». Да, это приходы, на которых придерживаются богослужебного устава, бытовавшего на Руси до реформ патриарха Никона. Единоверцы – это старообрядцы в Церкви, ее полнота.
Официальной датой учреждения Единоверия принято считать 1800 год. 27 октября условия, на основании которых старообрядцев принимали в общение с Русской Православной Церковью, с замечаниями митрополита Платона (Левшина), были утверждены императором Павлом I. Однако правила содержали ряд ограничений, упреждающих возможность перехода к единоверцам православных. Например, прихожанину обычного православного храма позволялось причащаться у единоверческого священника только при угрозе неминуемой смерти.
Стоит отметить, что со стороны Синода Единоверие задумывалось как миссионерский проект, митрополит Платон смотрел на старообрядцев как на «в неведении погрешающих». И, конечно, рассчитывал, что через какое-то время единоверческие приходы полностью сольются с Церковью, перейдя даже и на новый обряд. Однако этого не происходило. Старообрядцы, добровольно выступавшие за единение, понимали ущербность нахождения вне евхаристического общения с матерью-Церковью. Богослужение по старопечатным книгам и неукоснительное соблюдение древнерусского приходского уклада – в храме, семье и личной жизни – составляли для «ревнителей древлего благочестия» единый с догматами веры монолит.
В царствование Николая I позиции Единоверия значительно укрепились. Увы, не без административного вмешательства и давления на представителей старообрядческих согласий. Ошибочно обвинять рядовых единоверцев в имевших место силовых методах «освобождения» церквей и монастырей. Административно-бюрократический, канцелярско-солдатский подход правительства к «врачеванию раскола» делал свое дело. Монастыри на Иргизе, Черниговщине, Нижегородчине и в других уголках империи становились единоверческими. Появляются приходы и в Москве, на Рогожском и Преображенском кладбищах, в центрах староверов. К концу царствования Николая I в России насчитывалось 179 единоверческих приходов, записанными единоверцами назывались 200 тысяч человек.
Во второй половине XIX века единоверцы обращались в Синод с рядом ходатайств, касавшихся не просто изменения отдельных пунктов правил 1800 года, но предполагавших коренной пересмотр отношения правительства к старообрядчеству и Единоверию. Были здесь и предложения о создании Всестарообрядческой церкви, и просьбы о пересмотре правил Единоверия 1800 года, и вопрос о епископе. Большинство из всех принципиальных просьб Синод оставил без изменения либо внес совершенно непринципиальные коррективы. Однако за 100 лет Единоверие уже превратилось в определенную силу, со своими устоями и традициями, активной позицией и желанием стать полноценными членами Церкви – чего, надо сказать честно, до конца еще не ощущалось.
Революционная смута заставляет Патриарха ставить единоверческих архиереев на общеправославные кафедры
Первая четверть XX века – безусловно, период расцвета Единоверия, и время это неразрывно связано с именем священномученика Симона (Шлеева), первого единоверческого епископа и неутомимого деятеля православного старообрядчества. В эти годы активно обсуждается тема епископства для единоверцев, проходит сначала ряд епархиальных, а затем и три Всероссийских их съезда, поставляются сначала один, а затем несколько старообрядных архиереев… Единоверцы – уже не «миссионерский проект», они есть полнота Церкви. Революционная смута заставляет Патриарха Тихона ставить единоверческих архиереев на общеправославные кафедры, убеждаясь впоследствии в их ревности, стойкости духа, пастырском навыке и готовности отдать жизнь за Христа. В 1927 году проходит Съезд единоверцев, на котором среди прочих вопросов обсуждается и необходимость образования новых епархий для единоверцев, высказывается негативное отношение к раскольничьему ВЦУ. А вскоре, в 1929 году, Священным Синодом снимаются и клятвы на старые обряды. К великому сожалению, обстановка в стране привела к тому, что очень скоро единоверческие приходы растворились среди общеправославных. О советском периоде жизни единоверческих общин нам известно крайне мало.
С начала 1990-х годов и до наших дней от трех сохранившихся на постсоветском пространстве приходов количество единоверческих общин возрастает до четырех десятков. Наполняются приходы в основном за счет внутренней миграции консервативных прихожан Русской Православной Церкви, тяготеющих к русской истории и культуре. Происходят переходы в Единоверие отдельных старообрядческих семей и даже целых общин. Ежегодно, во время Международных Рождественских чтений, в Москве проводится секция, посвященная старому обряду в Русской Православной Церкви, на которой, как правило, собираются представители большинства единоверческих общин постсоветского пространства (а иногда и дальнего зарубежья, например, США). Не обходят стороной подобные события православные священники и миряне, совершающие богослужения по новому обряду. Частыми гостями и даже докладчиками становятся представители старообрядческих согласий. Состоявшаяся в конце января 2017 года секция Рождественских чтений собрала довольно большое количество представителей единоверческих приходов, в том числе и новых, что свидетельствует о явном росте интереса к «заветам святой старины». Поднимался и вопрос о единоверческом епископе, которого пока нет…
И что же дальше? Что такое сегодня Единоверие, старый обряд в Русской Православной Церкви, и зачем нам все это нужно? Пожалуй, стоит откровенно ответить на эти вопросы, более для того, чтобы показать людям несведущим всю ценность подобного движения в лоне Церкви.
Духовный опыт, хранимый единоверцами, полезен всем чадам Русской Православной Церкви
В наши дни Единоверие, как и 200 с лишним лет назад, представляет собой совокупность приходов Русской Церкви, в которых придерживаются дораскольного богослужения и древнерусского благочестия. По сути – то же христианство, но, конечно, безусловно повышающее планку духовно-нравственных требований к самому себе. Службы на таких приходах проходят без сокращений, пение, иконы, вся молитвенная атмосфера довольно сосредоточенная, строгая, аскетичная, что приближает богослужение к монастырскому. Общины единоверцев фактически, а не юридически, являются общинами, поскольку все прихожане знают друг друга, общаются, помогают. Есть осознанное стремление к некоему идеалу христианского жития. Получаться, конечно, как и у всех живых людей, это может по-разному, но наличие подобного устремления дает о себе знать.
Единоверие позволяет человеку по-настоящему, по-монастырски вырваться из мирской суеты, погрузиться в мощную молитвенную обстановку, взглянуть на православную веру через призму большей строгости к самому себе, подтянуть личную духовную планку. На единоверческом приходе человек ощущает живое определение общины, что весьма немаловажно в наши дни. В общины интегрируются целыми семьями, в цельной христианской традиции растут дети. Безусловно, этот духовный опыт, хранимый единоверцами, в наши дни полезен всем чадам Русской Православной Церкви. Это вовсе не значит, что приходам необходимо в одночасье перейти на старый чин богослужения. Обряды, разумеется, равноспасительны, поскольку в Церкви неизбежны развитие и некоторое изменение. Но та сокровищница духовной энергии, которая бережно в течение многих веков хранится в старом обряде, должна стать наследием всех христиан, и, пользоваться этим опытом смогут все. Кого-то привлечет пение, кто-то лучше увидит практическое устройство общины, для кого-то станут понятны некоторые бытовые моменты жизни христианина, испытанные опытом ряда поколений.
Единоверие, рожденное в непростых условиях, после полутора веков гонений на приверженцев «церковной старины» еще столетие добивалось своего равноправия в Православной Церкви. Оно заслужило уважение в XX веке, испытало наряду со всеми христианами жестокость гонений, казалось, погибло, но, восстав как феникс из пепла, молчаливо несет свое служение, постепенно поднимаясь, расправляя крылья, готовясь взлететь и явить России очередное торжество русского духа.
Как устроен единоверческий приход
Что такое единоверческий приход 100 лет назад и в наши дни? Чем единоверческие общины отличаются от обычных православных? Об этом – очередная статья, знакомящая с единоверчеством.
Прежде всего освежим в памяти основные понятия. Православные старообрядцы (единоверцы) – чада Русской Православной Церкви, придерживающиеся «старых» обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. Последователи древних обрядов объединены в приходы, которые называют единоверческими, или старообрядными. Подчиняются они, как и все православные приходы, местному архиерею.
Священномученик Симон (Шлеев), первый единоверческий епископ и виднейший деятель Единоверия, в начале XX века в своей статье «К вопросу: какой епископ нужен Единоверию?» довольно ясно и емко описал всю суть старообрядных приходов в одном абзаце:
«Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само Богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов».
«И всё?» – разочарованно может спросить искушенный современник-христианин, поездивший по святым обителям России и Зарубежья. Хочется монастырского уклада – поезжай в монастырь, благо они сегодня почти в каждой епархии или сравнительно недалеко. Бывает, и в городе есть монастыри. Пожалуйста, ходи на длинные службы, неси послушание… Чего такого особенного в этих единоверческих приходах?
Прежде всего, нужно сказать, что в понимании единоверцев приход – это не те, кто «пришел» к богослужению, соприкоснулся со святыней, бросил в кружку символическое пожертвование и ушел. Речь идет в первую очередь об общности христиан. «Где десятина – там община, нет десятины – там приход». Хорошо забытая русская поговорка наглядно показывает нам разницу. Причем под десятиной не стоит узко понимать лишь десятую часть дохода. Скорее речь идет о способности жертвовать, отдавать часть себя приходу. И таким мировоззрением обладает в старообрядных церквах большая, а не меньшая часть прихожан. Десятины как строго установленного понятия нет, здесь действует принцип свободы, но, безусловно, добровольная десятина существует.
Прихожане-единоверцы участвуют в богослужении, многие поют и читают на клиросе, частым явлением становятся трапезы, на которых обсуждают насущные проблемы прихода, а иногда и вопросы помощи кому-то из прихожан. Общение довольно тесное, настоятель, как правило, в курсе жизни всех своих чад. Он же обычно и является для всех духовным отцом.
Членом единоверческой общины стать несложно: нужно регулярно посещать богослужения и постепенно начинать жить по правилам заведенного на приходе уклада. Утром и вечером молись полунощницу и павечерницу, любое дело начинай с молитвой, соблюдай посты, постоянно образовывайся в вере… Инструкциями к жизни для единоверцев – конечно же, после Книги книг – Евангелия, наставлений апостолов и святых отец – являются такие творения древнерусского мира, как «Стоглав», «Домострой», «Сын церковный», «Кормчая».
Вспоминается случай, как в одной из единоверческих общин появился новый прихожанин. Жадно изучая христианскую веру, регулярно отправляясь в паломнические поездки, мужчина очень полюбил православное богослужение. Закончил епархиальные курсы уставщика-псаломщика… И уже через год стал уставщиком общины.
Юридически единоверческие общины полностью по своему уставу соответствуют обычному православному приходу. Лишь в названии прописывается принадлежность, в основном так: «единоверческая община»; бывают вариации: «православно-старообрядческая». Приходской совет может возглавлять и мирянин, но чаще –настоятель. Для единоверческой общины и тот, и другой вариант естественны. В разные времена и в различных условиях при временном отсутствии священника у русских христиан сформировалась практика богослужений «мирским чином». Опускались священнические молитвы, возгласы давал мирянин – старший службы или «замолитвующий». Пел клирос, читалось Евангелие. Служилось и всенощное… Не было, конечно, самого главного – Литургии, но община продолжала жить. И вот эта самостоятельность в определенной степени и объясняет живучесть единоверческих общин. Подобная практика повышала (и повышает – единоверческих священников сегодня не хватает) самосознание прихожан, их ответственность, грамотность в части богослужения. Высокой была и ревность, что держало «на высоте» красоту богослужения. Службу правили чаще всего люди, занятые в обычной жизни на мирских профессиях. Богослужение же было и отдушиной, и творческим выплеском, и сменой деятельности. И община жила. Собиралась молиться, решать какие-то вопросы, строила церковные постройки, закупала что-то, вела образовательную деятельность. При этом община была зарегистрирована, был председатель и приходской совет.
Община «выращивает» будущего настоятеля, поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной
Одна из единоверческих общин нашего времени в течение 7 лет совершала богослужения «мирским чином». На Причастие ходили в другие храмы своего города. Однако община не распалась, из нее выделился кандидат в священники и, приняв сан, с Божией помощью и поныне окормляет приход. Из активных мирян, как правило, и поставляли священника для общины. То есть община «выращивала» будущего настоятеля. Поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной. Вероятность перевода его на другой приход ничтожно малая, и батюшка с момента своего поставления начинает, вернее – продолжает, активно заниматься приходом, во всех делах, как правило, советуясь с паствой, с уважаемыми и активными ее представителями.
На собраниях единоверцы стараются вести духовные беседы или вслух читать душеполезные книги, после совместно их обсуждая. Вопросы веры в современном мире затрагиваются довольно часто. Много времени может посвящаться изучению богослужебного устава, церковного пения и чтения, благочестивых традиций. Нередкими становятся совместные паломнические поездки, в том числе и на престольные праздники к единоверцам в другие епархии. Да и встречи гостей у себя – обычное дело. Единоверцы дружелюбны и гостеприимны.
Однажды автор статьи оказался на крупнейшем единоверческом приходе Михаила Архангела в Михайловской слободе Московской области. За трапезой – чтение житий святых, благодатная тишина, смена чтецов и благословение на послушания после трапезы. Всё происходящее на территории прихода – Христоцентрично, не исключая трапезу.
В общении сложилась традиция «отсекать лишнее», поэтому праздные беседы единоверцы не ведут
Священники или старшие в общине, по имеющей место быть практике, могут в праздники или в обычные дни посещать прихожан, вести духовные беседы. Так что об общении прихожан единоверческих приходов можно сказать одно: оно есть. И это очень отрадно. Община здесь называется общиной не по букве, а по духу. Обсуждать, конечно, могут и обычные мирские вопросы, делиться новостями. Но, как правило, сложилась негласная традиция «отсекать лишнее», поэтому вести праздные беседы не по делу единоверцы не станут.
Тесное общение порождает и определенное нравственное воспитание своих членов не словом, а примером и совестью. Вести двойную жизнь тяжело, пусть даже в большом городе твоя жизнь не всегда на виду: общение на приходе и вне его, постоянное участие в богослужении делают свое дело. Существование общины запускает и процесс вовлечения в нее детей прихожан. Хорошим тоном для единоверцев считается привлечение детей к участию в богослужении. Детей уже в 7 лет могут поставить на клирос, просят помогать в алтаре. Дома, конечно же, они растут в русской культуре и перенимают пример родителей. Если при приходе существует воскресная школа, посещают ее. Но у единоверцев отсутствие образования на приходе может вполне компенсироваться домашним образованием.
Прошло уже около 30 лет с момента распада СССР и начала возрождения Единоверия. В последние годы приятной тенденцией становится возникновение уже коренных единоверческих семей. Женятся дети тех родителей, которые в 1990-е только пришли в старообрядный храм. Такие семьи не только идут по стопам родителей, оставаясь в единоверческих общинах, но и преумножают их опыт в христианском житии. Бывает и так, что единоверцы связывают себя узами брака с православными нового обряда, и здесь ситуация может сложиться по-разному, но в основном благодаря подобным союзам общины только пополняются.
Неукоснительное соблюдение церковного устава и дисциплины, строгость уклада, в первую очередь личного, высокий уровень христианского самосознания – всё это помогает единоверческим общинам выживать в наши дни. Консервативные взгляды и твердость убеждений христиан-единоверцев притягивают в старообрядные церкви людей, мыслящих так же, и это только укрепляет общины. Сегодня число единоверцев в России и за ее пределами постепенно растет, открываются новые приходы. Но во главе всей жизни общины лежит главный закон Божий – Любовь.