единственное что я знаю
За Сократом.
Микромир и макрокосмос-
связью пуповины.
Нет Эйнштейна и Сократа-
формулой ЕДИНОЙ!
Запустив ракеты в космос,
расколовши атом,
с электронным микроскопом-
следом за Сократом «. «
Правда, в «дырах» есть прогресс-
целая империя!
Да Вселенной «нашли» вес=
«Тёмная материя».
«Я знаю, что ничего не знаю»
28 мая 2018
В Древней Греции не было более известного и странного философа, чем Сократ. Сын простого каменотеса и обычной повитухи считался умнейшим человеком и долгое время оставался некой «достопримечательностью» Афин. Его ценили за логику, за точные рассуждения и за странный внешний вид. Он мог сделаться богатым, но отвергал богатство. Отвергал и славу, жил более чем скромно, и многим казался чудаком. Он не записывал свои рассуждения,- это делали за него его многочисленные ученики и последователи. Главными источниками наших знаний о Сократе стали «Диалоги» его ученика Платона и воспоминания историка Ксенофонта.
В детстве он посещал обычную школу, учился у своего отца ремеслу лепки, но скульптором не стал, хотя у него обнаружились способности ваятеля. Участвовал в нескольких военных походах, защищал родной город во время Пелопоннесской войны, проявил себя храбрым воином.
Вернувшись домой. Сократ принялся изучать труды философов, с увлечением читал Гераклита, Демокрита, Анаксагора и Эмпедокла. Он ходил в народное собрание и, слушая выступавших, делал свои критические замечания. Но заниматься государственной или политической деятельностью он не захотел. Его устраивала свободная жизнь ничем не обремененного философа.
Ему нравилось собирать вокруг себя учеников и беседовать с ними. Он задавал вроде простые вопросы, но, убедившись, что никто не может дать на них вразумительного ответа, отвечал сам, рассуждал, приводил доказательства. Платон писал, что Сократ не обращал внимания на свою одежду и обувь, всегда ходил босиком, носил один и тот же плащ, который был не лучше, чем у рабов. Его пища была простой и грубой. Он говорил: «Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть». Бытовые условия его не волновали.
Женился он поздно на женщине по имени Ксантиппа, которая отличалась сварливым характером и вечно его ругала. Она не понимала своего мужа, постоянно корила его бедностью, упрекала, что он не брал деньги со своих учеников. Но Сократ не обращал на нее внимания. Главной добродетелью человека он считал разум, а настоящей мудростью — признание своего невежества. Отсюда его фраза: «Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю».
Сократ полагал, что власть в государстве должна принадлежать справедливым и опытным гражданам, но для этого им надо учиться. И еще он говорил, что использовать власть в личных целях нельзя, закон должен быть для всех один. Он не допускал прямых нападок на стоящих у власти, но его намеки были более чем красноречивы, и все в Афинах понимали, о ком идет речь, и посмеивались.
Через короткое время афиняне поняли, что совершили страшную глупость, раскаялись в содеянном, но выдающегося философа не воскресить, тогда они выгнали из города его судей и обвинителей.
Я знаю, что я ничего не знаю: 10 философских понятий, которые должны быть знакомы каждому
Ksenia Vityuk
Философия часто кажется слишком отвлеченной наукой — но большинство вопросов, которыми мы задаемся, размышляя о себе и окружающем мире, были сформулированы еще Платоном, Декартом, Кантом и их коллегами. Пользователи сайта Quora составили список философских идей, которые полезно знать любому думающему человеку, вне зависимости от его интересов и специальности. «Теории и практики» выбрали из него 10 важных пунктов.
Теория идей Платона
Платон был первым, кто отделил «мир вещей» от «мира идей». Идея (эйдос) по Платону — это исток вещи, ее прообраз, лежащий в основе конкретного предмета. Присутствующая в нашем сознании, к примеру, «идея стола» может либо совпасть с конкретным столом в действительности, либо не совпасть, но «идея стола» и «конкретный стол» по прежнему продолжат существовать в сознании раздельно. Яркой иллюстрацией разделения мира на идейный мир и мир предметный является знаменитый платоновский миф о пещере, в которой люди видят не предметы и других людей, а только их тени на стене пещеры. Пещера для Платона является аллегорией нашего мира, где люди живут, полагая, что тени на стенах пещер — единственный способ познания реальности. Однако на деле тени — всего лишь иллюзия, но иллюзия, из-за которой человек не в состоянии отказаться из-за своей неспособности поставить критический вопрос о существовании реальности и перебороть свое «ложное сознание». Развивая платоновские идеи, философы более позднего времени дошли до концепции трансцендентного и «вещи-в-себе».
Интроспекция
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — способ самопознания, в ходе которого человек наблюдает за своей внутренней реакцией на события внешнего мира. Интроспекция — это фундаментальная потребность человека, позволяющая ему тщательно изучать самого себя, объяснять себе, почему он верит в то, во что верит, и есть ли возможность того, что его вера ошибочна. Основоположником метода считается британский педагог и философ Джон Локк, который, опираясь на идеи Рене Декарта, указал, что существует лишь два прямых источника всех знаний: объекты внешнего мира и разум человека. В связи с этим все значимые психологические факты сознания открыты для изучения только самому субъекту познания — вполне может быть, что «синий цвет» для одного человека — совсем не то же самое, что «синий цвет» для другого.
Метод интроспекции помогает отслеживать стадии мышления, расчленяя чувства на элементы и предоставляя полную картину взаимосвязи мыслей и действий. Интроспекция учит мыслить абстрактнее и шире, к примеру воспринимать «большое красное яблоко», как «ощущение красного, сменяющееся впечатлением круглого, одновременно с которым возникает легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения». Но не стоит слишком углубляться в интроспекцию — чрезмерная сосредоточенность на отслеживании собственных впечатлений притупляет восприятие реальности.
Солипсизм
Солипсизм (от лат. solus — «единственный» и ipse — «сам») — философская концепция, по которой человек признает в качестве единственной существующей и всегда доступной для его вмешательства реальности лишь собственный разум. «Нет бога, нет вселенной, нет жизни, нет человечества, нет рая, нет ада. Все это только сон, замысловатый дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве» — так формулирует основной посыл солипсизма Марк Твен в своем рассказе «Таинственный незнакомец». Эту же идею, в целом, иллюстрируют киноленты «Господин Никто», «Начало» и «Матрица».
Логическое обоснование солипсизма — то, что человеку доступно лишь его восприятие действительности и его мысли, тогда как весь внешний мир находится за гранью достоверности. Существование вещей для человека всегда будет лишь предметом веры, не более, так как если кто-то потребует доказательств их существования, человек не сможет их предоставить. Иначе говоря, ни один человек не может быть уверен в существовании чего-либо вне его сознания. Солипсизм — это не столько сомнение в существовании реальности, сколько признание первичности роли собственного разума. Концепт солипсизма либо необходимо усвоить таковым, какой он есть, либо принять «солипсизм наоборот», то есть дать себе рациональное объяснение относительного внешнего мира и обосновать для самого себя, почему этот внешний мир все же существует.
Теодицея
Если мир создан по высшему замыслу, почему в нем столько абсурда и страдания? Большинство верующих рано или поздно начинают задаваться этим вопросом. На помощь отчаявшимся приходит теодицея (от греч. θεός, «бог, божество» + греч. δίκη, «право, справедливость») — религиозно-философская концепция, согласно которой Бог безоговорочно признается абсолютным добром, с которого снимается любая ответственность за наличие зла в мире. Это учение было создано Лейбницем для того, чтобы условно «оправдать» Бога. Главный вопрос этой концепции: «почему Бог не желает избавить мир от несчастий?» Варианты ответов свелись к четырем: либо бог хочет избавить мир от зла, но не может, либо может, но не хочет, либо не может и не хочет, либо и может, и хочет. Первые три варианта не соотносятся с представлением о Боге как Абсолюте, а последний вариант не объясняет наличие зла в мире.
Проблема теодицеи возникает в любой монотеистической религии, где ответственность за зло в мире теоретически должна была бы возлагаться на Бога. На практике же возложение ответственности на Бога не представляется возможным, так как Бог признается религиями своеобразным Идеалом, имеющим право на презумпцию невиновности. Одной из основных идей теодицеи является идея, что мир, сотворенный Богом, априори есть самый лучший из всех возможных миров, а, значит, и в нем собрано лишь самое лучшее, и наличие зла в этом мире рассматривается лишь как последствие необходимости в этическом разнообразии. Признавать теодицею или нет — личное дело каждого, но изучить эту концепцию, безусловно, стоит.
Моральный релятивизм
Жизнь была бы гораздо проще, если бы добро и зло были фиксированными, абсолютными понятиями — но часто мы сталкиваемся с тем, что то, что является добром в одной ситуации, может оказаться злом в другой. Становясь менее категоричными относительно того, что такое хорошо и что такое плохо, мы приближаемся к моральному релятивизму — этическому принципу, отрицающему дихотомическое разделение понятий «добро» и «зло» и не признающему наличие обязательных нравственных норм и категорий. Моральный релятивизм, в отличие от морального абсолютизма, не считает, что существуют абсолютные универсальные моральные стандарты и принципы. Не мораль главенствует над ситуацией, а ситуация над моралью, то есть важен не просто факт какого-то действия, а его контекст.
Философская доктрина «вседозволенности» признает за каждым индивидом право на формирование собственной системы ценностей и собственного представления о категориях добра и зла и позволяет утверждать, что мораль, в сущности, понятие относительное. Вопрос в том, до чего додумается конкретный человек, взяв на вооружение такую концепцию, — знаменитый девиз Раскольникова, «тварь я дрожащая, или право имею?» тоже вырос из идеи морального релятивизма.
Трактовать эту идею можно по-разному — «от ничего святого» до «не стоит слепо вгонять жизнь в узкие рамки». В любом случае спектр вопросов, которые ставит моральный релятивизм, — полезное упражнение для ума и хорошая проверка любых убеждений.
Категорический императив
Золотое правило этики — «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» — звучит еще весомее, если сослаться на Иммануила Канта: это положение входит в его концепцию категорического императива. По этой этической концепции, человек должен поступать согласно той максиме, которая, по его мнению, могла бы стать всеобщим законом. Так же в рамках данной концепции Кант предлагает не рассматривать другого человека как средство, а относиться к нему как к конечной цели. Разумеется такой подход не избавит нас от ошибок, но решения становятся гораздо осознаннее, если думать, что каждый раз выбираешь не только за себя, но и за все человечество.
Детерминизм/индетерминизм
Размышляя о свободной воле, судьбе и предопределении, мы вступаем на поле детерминизма (лат. determinare — определять, ограничивать) — философского учения о предопределении, взаимосвязанности происходящего и о наличии у всего существующего единой причины. «Все предопределено. Все будет происходить по заданной схеме» — вот главный постулат детерминизма. Свободной воли, согласно этому учению, не существует, причем в разных трактовках детерминизма судьба человека зависит от различных факторов: либо она заранее определена Богом, либо обширной философски осмысляемой категорией «природа».
Cogito ergo sum
«Я мыслю, следовательно, я существую» — философский концепт рационалиста Рене Декарта и хорошая опора для сомневающихся во всем. Эта формула возникла при попытках найти первичную, бесспорную и абсолютную истину, на базе которой можно построить философскую концепцию абсолютного знания. Декарт ставил под сомнение все: внешний мир, свои чувства, Бога, общественное мнение. Единственное, что не удалось поставить под сомнение, — это собственное существование, так как сам процесс сомнения в собственном существовании, являлся доказательством этого существования. Отсюда появилась формула: «Я сомневаюсь, значит, мыслю; я мыслю, значит, существую», преобразившаяся в «Я мыслю, следовательно, я существую» — эта фраза стала метафизической основой философии Нового времени. Она провозгласила главенствующее положение Субъекта, вокруг которого и стало возможным выстроить достоверное познание.
Смерть Бога по Ницше
Экзистенциальный кризис
Экзистенциальный кризис стал следствием описанного выше крушения традиционной системы ценностей — он порожден мыслью о том, что человеческое существование не имеет ни заранее заданного предназначения, ни объективного смысла. Это противоречит нашей глубочайшей потребности верить в то, что человеческая жизнь имеет ценность. Но отсутствие исходного смысла не означает потери смысла вообще — согласно концепции экзистенциализма, ценность жизни проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках.
70 фраз Сократа, чтобы понять его мысль
Сократ считается отцом западной философии, хотя он не слишком беспокоился о том, чтобы будущие поколения знали его. Он не оставил никаких известных письменных работ, и почти все, что о нем известно, связано с трудами его ученика Платона..
Лучшие фразы Сократа
Ниже вы можете увидеть подборка фраз по Сократу это может быть очень полезно, чтобы понять, почему мысль об этом философе продолжает влиять на нас сегодня.
1. Честный человек всегда ребенок
Для Сократа честность была тесно связана с тем, как дети всегда задают себе вопросы о том, что они знают, и постоянно открыты для возможности признать, что то, что они считали правдой, не соответствует действительности..
2. Знание начинается в изумлении
Ощущение того, что есть часть реальности, которую мы не понимаем, было для Сократа тем, что заставляет нас приобретать знания.
3. Жизнь, которая не была исследована, не заслуживает того, чтобы ее прожили
Для Сократа философия была одним из столпов жизненного опыта, выраженного в этом предложении.
4. Говори, чтобы я мог встретиться с тобой
Способ существования каждого человека и то, как он видит мир, можно узнать через диалог, контекст, в котором два человека взаимодействуют и могут задавать себе вопросы.
5. Друг должен быть как деньги; прежде чем вам это нужно, вам нужно знать его значение
Одна из фраз Сократа о дружбе с более прагматическим смыслом.
Одна из самых известных фраз Сократа выражает смирение, с которым философ столкнулся со своей задачей, и радикализм, с которым он понимал, что все аспекты реальности должны подвергаться сомнению..
Жизнь должна цениться качественно, чтобы хорошо ее оценить, по словам этого греческого философа.
8. Разрушенные души позволяют себе побеждаться только дарами
Сократ говорит здесь об заинтересованных и оппортунистических умах, которые направляют определенные отношения.
9. Есть только одно добро: знание. Есть только одно зло: невежество
Сократ связал получение знаний с моралью, что также сделало его учеником Платона.
10. Боится женской любви больше мужской ненависти
Мизогиния первых греческих философов была практически постоянной, хотя в историческом контексте она была очень распространена.
11. Высшая степень знания заключается в том, чтобы понять, почему
Этот тип вопроса был двигателем, который позволил Сократу исследовать основные проблемы, которые он предложил изучить.
Само существование человека было настолько загадочным, что философы, такие как Сократ, были вынуждены задавать амбициозные вопросы..
Для Сократа, характер каждого человека определяется его действиями, а не тем, что он говорит. Поэтому наши действия служат для того, чтобы изменить нас.
Даже обычная концепция смерти может быть пересмотрена философски, что отражено в этой фразе Сократа.
16. Ни короли, ни правители не несут скипетр, но те, кто знает, как командовать
Официальный титул не является гарантией власти, считает Сократ.
17. Несдержанный мужчина не может вызвать привязанности, потому что его трудно лечить и закрывает дверь в дружбу
Для этого философа стремление к немедленным удовольствиям и оценка великих страстей делает нас индивидуалистами и далекими.
18. Не позволяйте траве расти на пути дружбы
Для Сократа нужно было активно развивать дружеские отношения, не теряя времени и ухудшая отношения.
19. Пусть тот, кто движет миром, первым движется сам
Призыв не слушать людей, которые утверждают, что собираются продвигать большие изменения, побуждающие других инициировать эту задачу.
Сократ был очень противостоит релятивизму софистов, и он считал, что мораль должна основываться на рационально установленных принципах.
Поскольку мораль обучается через действия, участие в ситуациях с заметной положительной или отрицательной ценностью поможет установить твердые этические принципы.
22. Только Бог предельно мудрый
Одна из фраз Аристотеля о получении знаний. Поскольку люди всегда подвержены ограниченному количеству времени и пространства, которое у них есть, только кто-то, принадлежащий к миру божественного, может знать все.
23. Я гражданин не Афины или Греции, но мира
Дух установления универсальной морали и метода получения знаний, всегда актуальных, а также отрицание релятивизма сделали Аристотеля человеком, жизненным пространством которого был весь мир, а не просто регион.
24. У прошлого есть свои коды и обычаи
Все, что мы видим в ретроспективе, связано с соглашениями и протоколами, которые фиксируют его в историческом контексте, к которому оно принадлежало..
25. Любой, кто придерживается верного мнения по поводу предмета, который он не понимает, похож на слепого на правильном пути.
Успешное заключение не является гарантией того, что процесс рассуждения был успешным.
26. Поэты создают поэзию не мудростью, а неким вдохновением, которое можно найти у пророков или провидцев, поскольку они могут говорить много прекрасных вещей, не зная, что они имеют в виду.
Сократ подчеркивает необходимость создавать знания через разум, подчиняться эстетическим критериям.
27. Чтобы найти себя, подумай сам
Фраза Сократа в пользу создания собственного критерия через рефлексию.
Клевета на противника служит лишь выражению разочарования, а не ослаблению противоположного.
Для этого философа показная демонстрация показывает банальную необходимость притворяться, что открывает пустоту.
30. Хотелось бы, чтобы знания были о тех вещах, которые вытекают из контейнера, который полон, к тем, которые остаются пустыми
Сократ размышляет о социальных последствиях недостатка знаний.
32. Каждое действие имеет свои удовольствия и свою цену
Все действия имеют положительные и отрицательные нюансы, и вы должны знать, когда они уместны, с помощью размышлений.
33. Только знание, которое приходит изнутри, является истинным знанием
Сократ полагал, что мудрость рождается из изучения истин, которые, при правильном рассмотрении, самоочевидны и, следовательно, не зависят от того, что известно о том, что нас окружает. Эта идея сильно повлияла на Платона.
34. Если бы я посвятил себя политике, я бы давно умер
Сократ здесь высмеивает логику, по которой действует политика, что философ связан с внешностью и скрытыми интересами.
35. Не делай другим того, что разозлило бы тебя, если бы другие сделали
Фраза, напоминающая моральную систему, разработанную Иммануилом Кантом спустя столетия после смерти Сократа.
37. Сказать, что что-то является естественным, означает, что это может быть применено ко всему
Принцип естественного заключается в том, что он действителен во всех контекстах, согласно греческому философу.
38. Стартовать хорошо не мало, но не сильно
Начало можно рассматривать как значительный прогресс, но сами по себе они не имеют особой ценности, если за ними не следуют другие действия..
39. У самой горячей любви самый холодный конец
Размышления о тех любовных отношениях, отмеченных страстями.
40. Из самых глубоких желаний часто возникает самая смертоносная ненависть
Управление страстями и желаниями является постоянной рекомендацией в словах Сократа.
Смирение было для Сократа качеством, которое можно было выделить или нет, но оно всегда было практичным.
42. Я бы предпочел, чтобы толпа не согласилась со мной, чем оказалась бы в гармонии с собой
Честность и честь истине были ценностями, которые Сократ считал необходимыми.
43. Дети сегодня являются тиранами: они противоречат своим родителям, глотают пищу и действуют как тираны перед своими учителями
Фраза, которая, несмотря на то, что Сократ, многие люди делают свои собственные сегодня.
Даже когда разные идеи сталкиваются, цель состоит не в том, чтобы выиграть дискуссию, а в том, чтобы ее улучшить..
45. Бытие делает
Идея, которая уже нашла отклик в других словах Сократа: это становится чем-то благодаря практике, а не проповеди.
46. Сохраняйте хорошее настроение относительно смерти и делайте эту истину своей: чтобы с хорошим человеком не случилось ничего плохого ни в жизни, ни после смерти
Благо, сравнимое со знанием, было для Сократа элементом такой важности, что достижение его делало то, что воспринимается как зло.
47. Сквозь тряпки я вижу твое тщеславие
Очень мощная фраза, посредством которой Сократ говорит о поверхностности.
48. Труднее всего любить тех, кто больше всего в этом нуждается
Размышления о любви и о том, как она влияет на определенные типы личности.
49. Разве человеку не стыдно, что с ним происходит то же самое, что и с самыми иррациональными животными??
Различие между разумными и иррациональными существами обозначило мысль Сократа.
50. Злоупотребление языком вводит зло в нашу душу
Для Сократа правильная речь и использование соответствующих терминов было требованием для доступа к истине..
Философское задание начинается с изучения идей.
52. Сделать публичное и личное лицо человека
Одна из фраз Сократа, которые отражают его признательность за честность.
53. Лучше передумать, чем остаться в неправильном
Размышление о необходимости избавиться от ложного.
54. Поэты только толкователи Бога
Поскольку это отражает еще одну фразу о поэтах, для Сократа они не имели прямого доступа к истине.
55. Гордость порождает тирана
Для философа гордость порождает скопление желаний и намерений, которое оказывает пагубное влияние на всех
56. Я хорошо знаю, что я совсем не мудрый
Еще одна из фраз Сократа, которые относятся к смирению, с которым он столкнулся со своей задачей как философ
57. Будь добр ко всем, потому что каждый человек ведет какую-то битву
Одно из моральных размышлений этого философа.
58. Я никогда не буду бояться или избегать того, чего не знаю
То, что не совсем понято, не может вызвать страх, по мнению Сократа.
59. Я называю себя мирным воином, потому что сражения, которые мы ведем, происходят внутри
Это отражение делает акцент на интроспективный характер задачи Сократа.
Для этого мыслителя, то, что он делает.
61. Течение времени морщит твою кожу, но отсутствие энтузиазма морщит твою душу
Различие между физическим миром и душой.
Перспектива, согласно которой истина уже ощущается в вопросах, которые к ней приводят.
63. Все войны производятся для накопления богатства.
Тот из Сократа был беспристрастным видением на войнах.
64. Величайшее благословение, данное человечеству, может прийти от руки безумия
Любопытный способ понять возможности, которые приходят с нетрадиционным мышлением.
Еще одна из фраз Сократа об аскетизме, с которым он столкнулся в жизни.
66. Чтобы найти себя, подумай сам
Простой афоризм о философии.
Поиски истины были одним из главных принципов жизни этого философа..
Любопытный способ говорить о зависти в моральном плане.
69. Это вселенная, которая не поддерживает застенчивых
Размышления о том, как греческое общество оценило эту черту личности.
70. Ничто не изучено так же, как то, что обнаружено
Другие размышления о процессе обучения.