единство настроения во французской армии на чем оно основано

Вопросы и ответы к третьему тому романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Суть «единства» французской армии хорошо показана в сцене переправы через Неман. Надежда на быстрое и легкое обогащение, слепая, бездумная преданность Наполеону — вот и все, что объединяло его армию. Это «единство» должно было рухнуть при первых неудачах и трудностях. Так и случилось.

Единство русских людей раскрывается во многих сценах романа (оставление Смоленска, невозможность для убитой горем княжны Марьи воспользоваться покровительством французов, отъезд жителей Москвы из столицы и др.). Писатель подчеркивает, что самые разные люди ведут себя одинаково: «скрытая теплота патриотизма сближает их. Особенно убедительно это народное единство раскрывается в картине Бородинского сражения, а затем (в четвертом томе) в сценах партизанской войны. «Дубина народной войны» и определила исход всей кампании.

Наполеон чувствует себя удачливым игроком («шахматы расставлены, игра начнется завтра»), рисуется перед своими солдатами. Он настолько уверен в своей победе, что не вмешивается в подготовку к сражению, в его ход. Кутузов видит в Бородинском сражении событие, решающее исход войны. Он поглощен ведением боя. И хотя Толстой приписывает ему пассивную мудрость, в художественных картинах сражения писатель раскрывает и патриотизм, и полководческий талант Кутузова, и его веру в своих солдат, и полное отрешение от каких бы то ни было личных интересов.

В картине Бородинского сражения очень хорошо видно, что Кутузов и Наполеон — два полюса романа, воплощение естественности, искренности, патриотизма—и фальши, себялюбия, индивидуализма.

Военная победа ведь не была одержана, но дух русского войска, в отличие от армии французов, сломить не удалось. Русские солдаты готовы были «до конца стоять», чтобы отстоять Москву. Это и испугало Наполеона и его генералов: они поняли, что такую армию победить невозможно.

Источник

Настроение французского лагеря (гл. 26-29).

Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т. III, ч. III гл.28). Для самого Наполеона будущее сражение — большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы — войска.

Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т. III, ч. II гл.30-39): утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов; солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко — в середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете? На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя.

Батарея Раевского (гл. 31-32).

Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости. выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов. «Солдатом быть, просто солдатом. » — думает Пьер потом. Научиться «сопрягать свою жизнь с их жизнью. Мучаясь от того, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мыслью обращается к солдатам. «А они. они все время до конца были тверды, спокойны. Они не говорят, но делают». «Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?» (т. III, ч. III, гл. 9)

Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. 35), т. к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т. д.

Ранение князя Андрея, его мужество (гл.36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого с нравственной победе русских. Зачитать (гл. 39).

IV. Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение», (ч. II, гл. 19-39).

— Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?

— Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят. » гл. 20?

— Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене — описании Бородинского боя?

— Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

— Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» гл. 25.

— Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма гл. 25?

— Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» гл. 26, 29?

— Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)?

— С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком гл. 29?

— В чем видит автор силу и мудрость Кутузова гл. 35?

— Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска гл. 39?

Домашнее задание: (по вариантам)

Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова.

Вопросы к образу Кутузова.

— Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

— Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

— Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

— Почему Кутузов в 1805 г. уклоняется от сражений, но дает Шенграбенское сражение?

— Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?

— Докажите, что Кутузов — это «свой, родной человек» для народа.

— Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?

— Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?

— Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?

— Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона.

— Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи героя.

Вопросы к образу Наполеона.

— Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?

— Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?

— Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя? Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?

— Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?

— Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?

— Покажите в нем актерство и лицемерие.

— Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.

— Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев?

Приложение — индивидуальные карточки по т. III.

2) Переправа польских улан через Неман (ч. I, гл. 2). Как раскрывает автор свое отношение к бонапартизму?

3) Пьер в начале войны (ч. I, гл. 19). О чем говорят душевное смятение Пьера, его неудовлетворенность собой и окружающими?

4) Пожар Смоленска и отступление русской армии (ч. II, гл. 4, 5). Каким общим чувством охвачены жители города и солдаты? Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

5) В петербургских салонах (ч. II, гл. 6). Какая мысль лежит в основе «взаимосцепления» эпизодов: пожар Смоленска и жизнь петербургских салонов?

б) Богучаровский бунт (ч. II, гл. 6). Почему княжна Марья не могла понять богучаровских мужиков? С какой целью Толстой ввел в роман сцену бунта? Как показаны основные участники бунта и Николай Ростов?

7) Разговор Кутузова с князем Андреем (ч. II, гл. 16). Как вы понимаете слова Кутузова: «. твоя дорога — это дорога чести»? Какое значение имеют в романе мысли князя Андрея о Кутузове: «. он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки. »?

8) Совет в Филях (ч. III, гл. 4). Почему Толстой изображает совет через восприятие девочки Малаши?

9) Отъезд жителей из Москвы (ч. III, гл. 5). Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей?

10) Наташа у раненого князя Андрея (ч. III, гл. 31-32). Что вам больше всего запомнилось в сцене свидания Наташи с раненым князем Андреем? Как подчеркивает автор связь судеб героев романа с судьбой России?

Информация для учителя

Заключительный урок по теме «Отечественная война 1812 г.» может быть проведен в форме игры «Умники и умницы»[46].

Вопросы для розыгрыша дорожек

— Почему войну России с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной?

— О каком герое войны 1812 года А. В. Суворов говорил: «Во время штурма Измаила он командовал моим левым флангом, но был моей правой рукой»?

— Назовите главнокомандующего русской армией в войне 1812 года. Как о нем говорили русские солдаты?

Зеленая дорожка.

— В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к теме Отечественной войны 1812 года? («Два великана»)

— Кого назвал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Два великана» «трехнедельным удальцом»? (Наполеона)

— Что имел в виду автор в следующих стихах?

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

(Ссылку Наполеона на остров св. Елены, где он и умер.)

— Назовите Важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется? (Бородинская битва, произошла недалеко от деревни Бородино.)

Желтая дорожка.

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран. (Из стихотворения «Два великана»)

— В какой форме рассказал Лермонтов о поражении Наполеона в этом стихотворении? (В сказочно-аллегорической форме, как о битве двух великанов).

— В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к изображению Бородинской битвы? (В стихотворении «Поле Бородино».)

Красная дорожка.

— О чем рассказал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Два великана»? (О поражении Бонапарта в столкновении с «русским великаном» — Россией.)

— Кто из известных вам поэтов ХIХ века был участником Бородинской битвы? (П. А. Вяземский.)

Вопросы для розыгрыша дорожек

— Когда написано стихотворение «Бородино»? Какой дате оно посвящено? (25-й годовщине Бородинской битвы.)

— От чьего имени ведется рассказ о событиях 1812 года? (От лица старого солдата, ветерана войны.)

— Как начинается стихотворение? (Прочитайте.)

Зеленая дорожка

— Что представляет собой стихотворение? В какой форме оно написано? (В форме диалога старого и молодого солдат).

— Как долго длилась битва? Как об этом сказал Лермонтов? («Два дня мы были в перестрелке. // Что толку в этакой безделке? // Мы ждали третий день».)

— Кому принадлежат слова:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

(Полковнику русской армии.)

— Какие чувства выразил Лермонтов в этом стихотворении? (Чувство гордости за Родину и русский народ.)

Желтая дорожка.

— Как вы объясните, почему рассказ о великом событии был доверен рядовому солдату, ветерану войны?

— Каково настроение в русском лагере накануне битвы?

— Как объяснить, что в стихотворении «Бородино« есть простые, разговорные и очень торжественные слова?

Красная дорожка.

— Когда произошла Бородинская битва? (7 сентября 1812 года.)

— Какой художественный прием использовал автор при описании битвы? Приведите строчки из стихотворения.

Вопросы для розыгрыша дорожек

— Назовите автора романа «Война и мир«.

— Почему отрывок, помещенный в учебнике литературы, называется «Петя Ростов»?

— О каком периоде войны 1812 года рассказывается в этом отрывке?

Зеленая дорожка.

— «Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через не сколько минут снова показались. Впереди усталым галопом ехал офицер — растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами». Кто этот офицер?

— В каком состоянии был Петя Ростов, приехав в отряд Денисова? (Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и был уверен, что и к нему люди относятся так же.)

— «Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая чудотворца». Представьте своего героя. (Василий Денисов, командир партизанского отряда.)

— Как вы оцениваете отношение Пети и всех взрослых партизан к пленному французскому мальчику? (Жестокость к врагу сменяется жалостью к пленному.)

Желтая дорожка.

— Кто из партизан особенно привлек Петю? Расскажите о нем.

— «У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый — такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое». Кому принадлежат эти слова?

— «Готов, — повторил Денисов и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. — Брать не будем! — крикнул он Денисову». Что имел в виду Долохов?

Красная дорожка

— «Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке». (Долохов.)

— Почему, увидев мертвого Петю, Денисов вспоминает его слова:

«Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь».

Финал

Назовите фамилии русских военачальников, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.

Зеленая дорожка.

— Для решения какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?

— Какой памятник освободителям был построен в Петербурге? Где он находится?

— Назовите автора картины «Военный совет в филях в 1812 г.» Где она хранится? (Алексей Данилович Кившенко; в Государственной Третьяковской галерее.)

— Кто из русских художников чаще других обращался в своем творчестве к теме Отечественной войны? (Василий Васильевич Верещагин: «Наполеон на Бородинских высотах», «В Кремле. Пожар», «На большой дороге. Отступление. Бегство».)

Желтая дорожка.

— Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

— Какой храм был построен в Москве в честь победы над армией Наполеона? На какие средства он строился? Какова судьба этого памятника?

— Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов? (Орденом Кутузова.)

Красная дорожка.

— Назовите автора картины «Бородинская битва». К какой дате она написана? Где находится? (Ф. А. Рубо.)

— Когда умер М. И. Кутузов? Где он похоронен? (28 апреля 1813 года; Санкт-Петербург, Казанский собор.)

Подведение итогов игры, награждение победителя.

Источник

Отечественная война 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон.

Тема : Отечественная война 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон. 1 курс (слайд 1)

Цель: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Л.Н. Толстого, раскрыть их силу и слабость.

Показать значение Бородинской битвы как кульминации всего действия и как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого – «мысль народная».

Развивать умение сравнивать героев литературного произведения ( Кутузов и Наполеон ).

Воспитывать уважение к выдающимся историческим событиям и личностям.

Литература и ресурсы сети интернет:

Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс

полугодие/ И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. – М.: ВАКО, 2004. – 416с.

Толстой, Л.Н. Война и мир: в 2 книгах. Книга 2. Том 3,4 / Л.Н. Толстой. – М.: АСТ, 2009. – 732с.

Роговер, Е.С. Русская литература второй половины 19 века: учебное пособие/ Е.С. Роговер. – Спб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007. – 352с.

-Здравствуйте! Садитесь. Начинаем наше путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

2.Объявление темы и цели урока

Просмотр видеоклипа «Война 1812 года»

— Как вы думайте, какому событию будет посвящен наш урок?

— В каком произведении Л.Н. Толстого это событие описано?

— Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века. Каких?

— Попытайтесь сформулировать тему урока.

Тема: Отечественная война 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон

Цель: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Л.Н. Толстого, раскрыть их силу и слабость и сравним две ключевые фигуры этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузова и Наполеона.

3. Объяснение нового материала

— Работа с эпиграфом

Давайте обратимся к эпиграфу. Кто же помог одержать победу? (слайд 2)

Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года. Л. Н. Толстой

Вступительное слово учителя

Война 1812 г. оставила в истории России неизгладимый след. Эта война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи крепостными.

Л. Н. Толстой не мог не написать о Бородинском сражении: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на Бородинском поле, так как понял, что для создания живой картины сражения необходимо увидеть место исторической битвы. В окончательном тексте романа Бородинская битва, по замыслу Толстого, должна быть кульминационной.

Из письма жене: «Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было!»

В романе «Война и мир» Бородинское сражение описывается в 20 главах. В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Время подтвердило правомерность главного вывода, сделанного великим писателем: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».

Анализ с элементами беседы

— Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения исторического события? Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти и убивать себе подобных» (ч.I, гл.l)?

— На чем основано это единство?

(Единство это было корыстным, единством захватчиков.)

Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должного.

— На чем основано единство русских солдат?

Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, т.к. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы.

— Каково было настроение французского лагеря (гл.26-29)?

— Как проявила себя Батарея Раевского (гл.31-32)?

Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости, выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов.

— А как ведут себя Наполеон и Кутузов в битве (гл.33-35)?

Наполеон, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл.35). Французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска.

Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузове и Наполеоне. (слайд 4)

— Какими предстают здесь Кутузов и Наполеон?

Работа с опорными конспектами

Обратимся к ОК «Кутузов» (слайд 5) и «Наполеон» (слайд 6)

Работа с таблицей « Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона» (слайд 7, 8)

Работаем с тезисами (на партах листы с тезисами) и по ходу заполняем таблицу.

— Исходя из этой таблицы, какой можно сделать вывод? (слайд 9)

4. Рефлексия (слайд 10)

Составьте синквейн о войне 1812 года или ее героях.

Вспомним строение синквейна:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Воевал, ликовал, бежал

«Открыл себе он путь через Россию к аду»

Возглавил, разбил, победил

«Русь от врага освободил»

5. Подведение итога урока

И сегодняшний урок хочется закончить гимном Бородинскому сражению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *