единый избирательный округ что это
Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона
1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 2 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ пункт 3 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 ноября 2012 г. и применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
3. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
3.1. При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.
4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.
6. Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то при формировании этой палаты подпункты «а» и «б» пункта 4 настоящей статьи не применяются.
7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
7.1. В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
Информация об изменениях:
8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
Единый избирательный округ что это
Ст. 18 не распространяется на выборы депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, проводимые в соответствии с федеральным законом.
Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.
6. Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то при формировании этой палаты подпункты «а» и «б» пункта 4 настоящей статьи не применяются.
7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 40-ФЗ)
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Три вида избирательных округов.
1. Единый избирательный округ включает всю территорию РФ, региона или муниципального образование соответственно, т.е. Федеральный, региональный, муниципальный. Они предназначены для избрания Президента РФ, глав муниципальных образований; выборы депутатов законодательных органов государственной власти (депутатов Государственной Думы РФ, не менее половины депутатов законодательного органа субъекта РФ либо одной из его палат), представительных органов местного самоуправления, избираемых по системе пропорционального представительства.
2. Одномандатный– представляет собой территориальную единицу, от которой избирается один депутат. Это способ организации выборов в законодательные органы государственной власти и местного самоуправления в РФ. Здесь количество избирательных округов равно числу депутатских мандатов в представительном округе.
3. Многомандатный – предназначен для избрания от одной территориальной единицы нескольких депутатов. При этом избиратели голосуют за каждого из баллотирующихся кандидатов в депутаты отдельно (мандатов не должно быть не более 5 мандатов в округе).
Выборы по многомандатным избирательным округам проводятся как в законодательные органы государственной власти регионов, так и в представительные органы местного самоуправления.
При образовании многомандатных округов соблюдается примерно равенство числа избирателей на один депутатский мандат.
Схема округов разрабатываетсяизбирательной комиссией, утверждаетсязаконодательным органом власти исключительно при проведении выборов депутатов.
Законодательный орган государственной власти, представительный орган муниципального образованияутверждает схемуизбирательных округовне позднее, чем за 20 дней до истечения срока,в который должны быть назначены выборы.
В схеме округов должны быть указаныграницы, номера, и название избирательных округов; определён перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований или населённых пунктов; установлено место нахождения окружной избирательной комиссии; определено число избирателей в каждом округе.
Избирательные участки – это территориальные единицы, необходимые для организации голосования и подсчёта голосов.
Они образуются главами местных по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальным избиркомом не позднее, чем за 45 дней до выборов.
Исключение составляют участки, находящиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдалённых районах, которые могут образовываться не позднее, чем за 3 дня до дня голосования.
Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.
Избирательные участки для граждан России, находящиесяза пределами территории страны, образуют руководители дипломатических представительств и консульских учреждений.
Избирательные участки образуются из расчёта не более 3 тысяч избирателей на каждом участке.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.
«Выдвижение и регистрация кандидатов»
Выдвижение кандидатов производится двояко: путём самовыдвижения или избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов по спискам может быть осуществлено только избирательным объединением.
Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.
Общие условия выдвижения кандидатов:
1. заявление о своём согласии баллотироваться;
2. к уведомлению о выдвижении прилагаются сведения о размере и источниках доходов кандидата, полученные им в течение года, предшествующего году назначения выборов;
3. на пост Президента РФ – доходы за 4 года;
Самовыдвижение кандидата происходит с последующим сбором кандидатом подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения или внесением избирательного залога.
Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией возможно на выборах депутатов ГД РФ. Данное решение принимается тайным голосованием на съезде партии. В составе федерального списка могут оказаться лица, не являющиеся членами этой партии, но не более 50% от числа кандидатов, включённых в список. Кандидат может упоминаться в федеральном списке только один раз. Федеральный список не может содержать более 500 человек. Список кандидатов делится на общефедеральную и региональную части. В общефедеральную часть нельзя включать более 3-х кандидатов. Региональная часть федерального списка должна охватывать все субъекты РФ.
Внесение избирательного залога и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидата).
Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата единовременно или в полном объёме. Размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10%. Специальный счёт открывается в филиале Сбербанка России.
Институт избирательного залога действует в РФ с 1999 года.
Избирательный залог отсутствует во время выборов Президента РФ. Кандидат на должность главы государства должен искать поддержку в доверии людей.
Сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов):
1. на выборах депутатов Госдумы РФ политические партии собирают не менее 200 тысяч подписей; при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тысяч подписей;
2. на выборах Президента РФ – 2 миллиона подписей ( в субъектах РФ – не более 50 тысяч);
3. при проведении выборов по многомандатным округам количество подписей не должно превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории такого округа, но не может быть менее 10 подписей.
Подписной лист.
1. Период сбора подписей должен быть не менее 30 дней.
2. Подписные листы должны изготавливаться за чёт средств избирательного фонда.
3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том округе, в котором выдвинут кандидат.
4. Собирать подписи имеет право дееспособный гражданин, достигший к этому моменту 18-летнего возраста.
5. Запрещено собирать подписи органам государственной власти и местного самоуправления, членам избирательной комиссии с правом решающего голоса. Исключён сбор подписей на рабочих местах, в местах выдачи ЗП, пенсий, пособий, а также при оказании благотворительной помощи.
6. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения только собственноручно. Иные данные (ФИО, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства) могут заполняться лицом, собирающим подписи.
Проверка подписных листов.
Проверке могут подлежать либо все представленные подписи избирателей, либо их часть, но не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Если 10% или более проверяемых подписейнедостоверны или недействительны или количество достоверных подписей недостаточно для регистрации, избирательная комиссия отказывает такому кандидату в регистрации.
Федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ определяют необходимое число таких подписей 5% и более.
Недостоверность подписей должна быть подтверждена письменным заключением эксперта.
«Итоги голосования и определение результатов выборов»
Итоги голосования – заключительный этап избирательной компании.
Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах. Первый направляется в вышестоящую избирательную комиссию: второй – выдаётся в копиях всем заинтересованным лицам (зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям, членам вышестоящих избирательных комиссий).
Результаты выборов также составляются в двух экземплярах протоколов и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Выборы признаются несостоявшимися,если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, включённых в списки избирателей.
Выборы депутатов Государственной Думы РФ считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25%.
На выборах Президента РФ – менее 50%.
На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления минимальный процент явки избирателей, напротив, может не устанавливаться вообще.
Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» говорит о том, что если ни один федеральный список кандидатов не получил 7% голосов, значит эти кандидаты в депутаты не прошли голосования и не получат мандаты.
1. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, выдаваемых избирателям участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу должны быть поставлены подписи 2-х членовизбирательной комиссии, которые заверяются печатью этой избирательной комиссии.
2. Предвыборная агитация не может проводиться в день голосования и в предшествующий ему день. Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа с пятницы на субботу.
3. День голосования – только в воскресенье.
4. В день голосования за полученный бюллетень избиратель расписывается в списке избирателей.
5. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.
6. При голосовании избиратель наносит в избирательном бюллетени в квадрате любой знак.
7. Избиратель вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с письменнымзаявлением или устным обращением проголосовать вне помещения для голосования.
8. Избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
9. Федеральным государственным органом РФ, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов РФ является Центральная избирательная комиссия РФ.
10. За грубые нарушения закона, избирательная комиссия может быть расформирована судом.
11. От имени кандидатом могут выступать доверенные лица.
12. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут все члены избирательной комиссии.
13. Голосование за других лиц не допускается.
14. Если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый.
15. Голосование по почте допускается, если эта возможность предусмотрена законом субъекта РФ.
16. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса погашают неиспользованные бюллетени, отрезая левый нижний угол.
Тестовые задания по теме «Выборы»
1. Всенародное голосование, которое проводится с целью выявить мнения избирателей или принять окончательное решение по конституционным, законодательным или другим внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам, называется
1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом
2. Форма прямого волеизъявления граждан в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лиц, называется
1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом
3. Участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа, называется
1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом
4. Устройство государства, в котором парламенту принадлежит руководящая роль в системе государственных органов, называется
1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом
5. С 2007 года выборы в Государственную Думу РФ проходят
1) по мажоритарной системе абсолютного большинства
2) по мажоритарной системе относительного большинства
3) по пропорциональной системе
4) по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе
6. Право избирать у гражданина РФ наступает с
1) 15 лет
2) 16 лет
3) 18 лет
4) 21 года
7. Депутатское объединение по политическому принципу называется
1) фракцией
2) комитетом
3) объединением
4) комиссией
8. Деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, чтобы побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов, называется
1) проведением референдума
2) предвыборной агитацией
3) опросом
4) парламентаризмом
9. По какому признаку партии подразделяются на массовые и кадровые?
1) идеологическому
2) политическому
3) гуманитарному
4) организационному
10. Какие партии из перечисленных выступают за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь?
1) консервативные
2) коммунистические
3) социал-демократические
4) фашистские
11. Какие партии из перечисленных выступают за сильное иерархическое государство?
1) коммунистические
2) консервативные
3) либеральные
4) анархические
12. За перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения выступают партии
1) социал-демократические
2) консервативные
3) либеральные
4) фашистские
13. Идеи революционного переустройства общества характерны для партий
1) консервативных
2) либеральных
3) коммунистических
4) правящих
14. Так называемыми «левыми» партиями называют партии
1) социалистические
2) фашистские
3) либеральные
4) консервативные
15. Идея диктатуры пролетариата принадлежала партиям
1) националистическим
2) консервативным
3) либеральным
4) коммунистическим
1. Политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских права и свобод называется ___________.
2. Федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации, является __________ __________ __________.
3. Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, называется __________.
4. Найдите в приведенном ниже списке «правые» партии. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) либеральные
2) консервативные
3) коммунистические
4) социал-демократические
5) анархистские
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, могут включаться в названия политических партий.
Либеральная, демократическая, оппозиционная, коммунистическая, народная, социалистическая, христианско-демократическая.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.