единый лицевой счет в банке что это мошенники
Финансовый блокпост: Не бывает единого счёта гражданина в ЦБ
О том, что россияне становятся более киберграмотными и менее доверчивыми в переговорах с мошенниками, говорят цифры
Доля социальной инженерии, когда застигнутые врасплох граждане добровольно отдают мошенникам деньги или раскрывают данные карты, в общем объёме несанкционированных операций снизилась
По данным Банка России, в 2020 году она составила 62% против 69% в 2019 году. Это значит, что совместная работа регулятора, правоохранительных органов и банков в этом направлении идёт не зря.
Между тем сумма хищений у граждан, совершённых в прошлом году с использованием электронных средств платежа, впечатляет – почти 9,8 млрд рублей. В период пандемии мы больше времени проводили онлайн. Преступники это учли и придумывали новые схемы обмана. Рубрика «Финансовый блокпост» поможет предотвратить атаки злоумышленников на наши кошельки.
Схема обмана: как распознать
Цель преступника известна – похитить деньги жертвы, выпытав у неё данные карт, коды из СМС-сообщений и другую информацию. Предлог тоже прежний: остановить операцию, якобы совершаемую без согласия клиента, для чего перевести деньги на «безопасный счёт». А вот детали легенды обновились.
Дело в том, что мошенники зачастую начинают атаку, зная лишь ФИО и телефон жертвы (их люди указывают, например, заполняя в магазинах анкеты для получения скидочных карт). Но путаница с названием банка, которое мошенник пытается выведать, порой вызывает у жертвы недоверие к его словам. Поэтому придуман «единый лицевой счёт гражданина в Центробанке». Жертве убедительно объясняют: мол, информация на каждого человека стекается из разных банков на этот счёт, который могут видеть, по одной легенде, только сотрудники ЦБ, по другой – и операционисты финансовых организаций.
Что надо знать
В Банке России не хранятся счета физических лиц. Нет никаких «безопасных счетов». Это выдумки мошенников.
Кроме того, сотрудники Банка России не звонят частным лицам. Представители ЦБ, других банков, правоохранительных и государственных органов не имеют права узнавать у вас CVV/CVC-коды карты, её срок действия, одноразовые пароли из СМС, а также не могут вас просить совершать действия с вашим счётом.
Как остановить
Прервите подозрительный разговор. Для собственного спокойствия позвоните в свой банк по телефону горячей линии (есть на оборотной стороне банковской карты и на сайте банка).
О чём помнить
О других схемах мошенничеств, при которых в зависимости от легенды мошенники могут представляться сотрудниками Банка России, полиции, прокуратуры, суда, министерств и ведомств. Как правило, они сообщают о положенном вам возмещении ущерба от действий мошенников или компенсации за купленные услуги, товары, просят оплатить для этого налог, страховку, госпошлину, комиссию или предоставить персональные данные. Ничего не оплачивайте и не сообщайте, прервите общение, если не хотите остаться без денег.
Мошенники подобрали новый способ кражи платежных данных
12 августа 2021 года клиентке Сбербанка Анастасии позвонил «сотрудник технического отдела Сбербанка». Злоумышленник сообщил, что по «единому лицевому счету клиента», который оформлен по паспортным данным в ЦБ и к которому привязаны все банковские карты клиента во всех кредитных организациях, как дебетовые, так и кредитные, и к которому имеет доступ регулятор, совершаются подозрительные операции. Для их отмены мошенник предложил подать заявку в службу безопасности кредитной организации.
В заявлении мошенник просил указать количество карт и счетов, открытых во всех банках, клиентом которых является Анастасия, и даты и объем последних операций по ним. Девушка повесила трубку.
По последним данным ЦБ, объем незаконных списаний с банковских счетов граждан и компаний в 2020 году составил 9 млрд рублей, более чем на 40% превысив показатель за 2019-й.
Когда мошенник называет персональные сведения клиента, это позволяет сделать его обращение более достоверным. Часто жертвы реагируют на такой звонок согласием, особенно социально слабозащищенные граждане (включая пенсионеров, одиноких людей). Получив доступ к управлению счетами жертвы (например, пользователь называет коды из СМС, приходящие на телефон), киберзлоумышленник переводит деньги на свой аккаунт. Помимо этого, может запросто за несколько минут прямо в приложении оформить заявку на новый кредит, получить деньги и снова их вывести. При такой схеме получается, что клиент не только своих денег лишается, но и набирает ссуд, говорит Царев.
Заместитель гендиректора компании «Газинформсервис» Николай Нашивочников указал, что очень несложно поставить неподготовленного собеседника в тупик, ссылаясь, как в этом случае, на вымышленный лицевой счет, к которому можно было бы еще добавить слова «государственный» или «российский» для большей убедительности.
И еще две новые схемы мошенников
За прошлую неделю появилось две новые мошеннические схемы. В рамках первой, о которой сообщила газета «Известия», злоумышленники звонят от имени Пенсионного фонда России (ПФР) с предупреждением о сокращении пенсии в том случае, если человек не погасит некую «задолженность» по специальному счету.
Мошенники ввели в оборот понятие «единого лицевого счета»
12 августа 2021 года клиентке Сбербанка Анастасии позвонил «сотрудник технического отдела Сбербанка». Злоумышленник сообщил, что по «единому лицевому счету клиента», к которому привязаны все банковские карты клиента и к которому имеет доступ регулятор, совершаются подозрительные операции. Для их отмены мошенник предложил подать заявку в службу безопасности кредитной организации.
В заявлении мошенник просил указать количество карт и счетов, открытых во всех банках, а также даты и объем последних операций. Девушка повесила трубку.
По последним данным ЦБ, объем незаконных списаний с банковских счетов граждан и компаний в 2020 году составил 9 млрд рублей, более чем на 40% превысив показатель за 2019-й.
Когда мошенник называет персональные сведения клиента, это позволяет сделать обращение более достоверным. Получив доступ к счетам жертвы (например, пользователь называет коды из СМС), злоумышленник переводит деньги на свой аккаунт. Помимо этого, может за несколько минут прямо в приложении оформить заявку на новый кредит, получить деньги и снова их вывести, говорит Царев.
Заместитель гендиректора компании «Газинформсервис» Николай Нашивочников указал, что несложно поставить собеседника в тупик, ссылаясь на вымышленный лицевой счет, к которому можно еще добавить слова «государственный» или «российский» для большей убедительности.
По словам Царева, судебная практика для клиентов банков, которые попадают в такие ситуации, негативна: через суд почти невозможно оспорить, что кредитные деньги получил не клиент, а другое лицо.
Что такое единый лицевой счет
Разбираемся, что такое единый лицевой счет, зачем его ввели, и какова его роль в системе оплаты услуг ЖКХ.
Что такое ЕЛС
Единый лицевой счет – относительно новое понятие в сфере финансовых взаиморасчетов. Он был введен в действие в конце 2015 года нормативным документом Минкомсвязи РФ № 944/пр.
Главная цель нововведения – навести порядок в области оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
В эту систему взаимоотношений традиционно вовлечено большое количество контрагентов:
Только потребителей электроэнергии в России насчитывается около 70 млн.
Не удивительно, что раньше в этой сфере периодически возникали сбои и неувязки. В каждой подсистеме ЖКХ действовали свои алгоритмы начислений платы за предоставленные услуги и свои банковские счета. По данным Центробанка, это часто приводило к дублированию платежей или «уходу» их не по назначению.
Единый лицевой счет предназначен для того, чтобы связать в «единый узел» разнонаправленные денежные потоки, относящиеся к одному контрагенту, тем самым упорядочить их.
Онлайн-кредит – это просто, быстро и выгодно! Совкомбанк предлагает взять кредит без отказа с гарантией минимальной ставки на сумму от 200 000 до 3 000 000 рублей. Банк может вернуть проценты по кредиту после закрытия договора. Выполните все условия и пользуйтесь заемными деньгами совершенно бесплатно!
Виды лицевых счетов
Слово «лицевой» буквально означает «принадлежащий лицу», неважно физическому или юридическому.
Если говорить о физических лицах, помимо ЕЛС, у любого россиянина старше 18 лет должны быть и другие ЛС. Это всем известные идентификаторы – ИНН и СНИЛС. Первый отвечает за регистрацию гражданина РФ в базе ФНС, второй – в Пенсионном фонде.
Объединяет все эти счета тот факт, что они имеют общую привязку к базовым идентификаторам личности гражданина – всем выданным ранее паспортам и свидетельству о рождении.
Функции ЕЛС
ЕЛС представляет собой 10-значный код, где 3 и 4 символы – буквы, а остальные – цифры. Такая форма обязательна.
Пример ЕЛС: 87 ЮЯ 654321
Предназначен ЕЛС исключительно для оплаты коммунальных услуг. Посредством него нельзя производить расчеты с контрагентами в бизнесе – для этого можно открыть расчетный счет в банке. Нельзя также использовать его для хранения личных сбережений и, тем более, для их преумножения.
С картой «Халва» вы сможете оплачивать ЖКХ и другие услуги без комиссии в рассрочку.
С помощью ЕЛС гражданин может оплатить ЖКУ онлайн в любом российском банке. Система ЖКХ превратилась в полноценную упорядоченную финансовую структуру.
Теперь банк может быстро получить информацию о задолженности клиента и сформировать платежный документ. При этом гарантируется безопасность операции и конфиденциальность личных данных плательщика.
Кроме того, владелец ЕЛС может получить сведения о начисленной плате за ЖКУ и задолженности, даже не получив вовремя квитанцию от коммунальщиков, и оплатить их, например, через банкомат.
Информация о льготах или субсидиях в системе ЖКХ также будет доступна вам благодаря ЕЛС.
Как узнать свой ЕЛС
Единый лицевой счет присваивается как физическим, так и юридическим лицам на основании заявки, которую можно оформить онлайн на сайте ГИС ЖКХ. Там же можно посмотреть подключенные лицевые счета, оплачивать ЖКУ без комиссии, проверять задолженности.
Для входа в личный кабинет ГИС достаточно иметь учетную запись на портале «Госуслуги». Обе информационные площадки интегрированы между собой. Если у вас уже имеется ЕЛС, вы можете посмотреть его, кликнув по вкладке «Подключенные ЛС к Личному кабинету».
В противном случае вкладка не будет отображаться в личном кабинете. Чтобы получить ЕЛС, потребуется пройти короткую процедуру подключения ЛС. Для этого система запросит ваши паспортные данные и адрес проживания.
Еще один способ узнать свой ЕЛС (если он имеется) – найти его в квитанции об оплате ЖКУ. Он должен быть отпечатан в верхнем правом углу платежки.
Оплата ЖКХ по лицевому счету
Это можно сделать как в мобильном приложении вашего банка, так и через портал «Госуслуги», перейдя по вкладкам:
Категории услуг –> оплата ЖКХ
В открывшемся поле вам останется ввести свой ЕЛС, и система сама возьмет из базы данных сведения о задолженности и сформирует платежный документ.
Привяжите к личному кабинету электронный кошелек, пополните его, и процесс оплаты ЖКУ займет не более 1 минуты.
Как мошенники разводят даже скептиков. Петрозаводчанка узнала схему и решила предупредить других
Мы часто слышим истории про мошенников, которые разводят людей порой на космические суммы, и нередко задаемся вопросом: что же такого те рассказывают, что люди передают им пароли, явки и сообщают всю свою подноготную. И нам удалось это выяснить! В редакцию Daily обратилась жительница Петрозаводска Евгения, которая общалась с телефонными мошенникам несколько часов, чтобы выведать всю их схему работы.
Сотрудник «службы безопасности Сбербанка»
Несколько недель назад Жене поступил звонок с номера 499. Девушка обратилась к ней по имени и отчеству, представилась сотрудником службы безопасности Сбербанка. На фоне — типичный офисный шум.
— Сказала, что произошла сомнительная транзакция, попытка смены номера телефона, привязанного к аккаунту, они выявили эту операцию и нужно ее срочно заблокировать. Плюс произошла утечка информации, данные моего лицевого счета. Я спросила, могу ли уточнить эту информацию по номеру 900, но она ответила, что там такой информацией не обладают, она есть только у службы безопасности банка. «Поскольку утечка произошла из-за сотрудника банка», они очень просят, чтобы я не приходила в отделение, иначе спугну сотрудника-злодея.
Женя решила уточнить, с какого перепуга она должна ни у кого ничего не уточнять, когда ей звонят по таким важным вопросам и с левых номеров. На это девушка недовольным тоном отметила, что «вообще-то говорит серьезные вещи, ей не до шуток». Женя сразу поняла, что имеет дело с мошенниками, но очень уж хотелось узнать, а что будет дальше, как работает их схема, и она продолжила диалог.
— У вас там операция сомнительная, вы ее заблокируйте — и дело с концом.
— Не могу, нужно подавать заявку.
— Так подавайте, я вам не мешаю.
— Для нее мне нужна информация.
Дальше «сотрудник службы безопасности» начала задавать вопросы, чтобы, видимо, выяснить платежеспособность абонента. Есть ли кредиты и в каких банках, какой остаток на счетах.
— Когда я ответила, что не скажу остаток, она говорит, окей, округлите до тысячи. Я сказала — тысяча. Дальше вопрос меня возмутил еще больше: какие зарплатные суммы попадают на карту ежемесячно? На мое негодование и отказ называть сумму она сказала, что можете ответить примерно. На это я ответила, что раз примерно, то поставьте сумму сами. Ее мой ответ явно не устроил, но настаивать она не стала. Сказала дальше, что так как данные счета скомпрометированы, нужно разослать информацию об этом во все банки, где у меня кредиты. Я ответила, что кредитов нет. С горем пополам составили заявку, она ее «отправила» и сказала, что переводит меня на другого специалиста.
Девушка также добавила, что сотрудники банка не имеют права спрашивать у Жени всякие коды и пин-коды, что это делают только мошенники, но они не мошенники, поэтому они у нее такое спрашивать не будут.
Сотрудник «Центробанка»
Звонивший следом мужчина представился сотрудником службы безопасности Центробанка России.
— Я на тот момент забыла, что Центробанк не работает с физическими лицами, вылетело из головы (но остальным на заметку!). Он мне начал рассказывать, что поскольку произошла утечка, возбуждено уголовное дело, плюс Центробанк видит информацию со всех банков и выяснилось, что на меня в одном из банков оформлена заявка на кредит с выплатой на карту третьих лиц. «Скоро с вами свяжется сотрудник управления службы безопасности и даст дальнейшие указания».
Женя поблагодарила их за бдительность, пообещала ждать звонка.
Сотрудник «УФСБ Карелии»
Через некоторое время звонок с городского номера — 88142. Женя начала разговаривать на громкой связи и параллельно гуглить номер. Первая строчка поиска выдала, что номер принадлежит Управлению федеральной службы безопасности по РК.
— Мужчина говорит мне, что понимает, что такой серьезный разговор происходит по телефону, поэтому, чтобы я не переживала, что мне звонят мошенники, я могу погуглить номер, по которому он звонит, чтобы убедиться, что он не врет. Уточняет, что «мы находимся на Андропова, 5» (это адрес УФСБ Карелии — прим. ред.), спрашивает: «Вы же знаете, что находится по этому адресу? Чтобы вы убедились, что мы — это мы, а не кто-то там». Я говорю, да, вижу.
Дальше мужчина говорит, что к нему в производство попало Женино дело и у него еще порядка девяти таких же дел лежит сейчас. Но пусть она не переживает, мошенников они найдут. Тут же сообщает, что на время следственных мероприятий на Женю распространяется какой-то закон чуть ли не о банковской тайне. Что она не имеет права разглашать информацию третьим лицам — ни коллегам, ни друзьям, ни родственникам, иначе ее ждет уголовная ответственность.
Женя пообещала, что будет молчать как рыба. А дальше, говорит, всё пошло, как в плохом шпионском триллере:
— Потом будет суд, вы будете в нем участвовать, покажем вам все материалы дела, — заявил мужчина. — Сейчас вам назначен сотрудник в Центробанке, который занимается вашим делом, только он может с вами разговаривать и вы должны четко следовать его инструкциям. Если вы сделаете что-то по-своему, тогда банк не будет нести никакой финансовой ответственности перед вами. Запомните его ФИО, номер и кодовое слово «сирена», это очень важно. Если вам позвонил сотрудник и представился точно таким же именем, но не назвал кодовое слово, бросайте трубку и никогда не разговаривайте с ним.
Женя на этом этапе все еще никак не могла понять, что конкретно мошенники от нее хотят.
Снова звонок от «сотрудника Центробанка»
На этот раз звонивший мужчина даже прислал Жене в WhatsApp якобы копию своего удостоверения, копии заявки оформленного кредита в Хоум Кредит Банке и документ о зафиксированном мошенничестве. То есть телефонный разговор на определенном этапе мошенники решили подкрепить документами. Согласитесь, что мы привыкли верить печатям и официальным знакам. Привыкли, что без бумажки всё — букашка.
Если вам присылают удостоверение личности — это тоже сигнал, ведь никакой сотрудник (тем более службы безопасности!) никогда не будет выкладывать в Сеть такие данные о себе.
— Он мне сказал, что аннулировать заявку на кредит я должна в течение суток, для этого нужно подойти в отделение банка и подать заявку на кредит со своими правильными реквизитами, и только тогда та, неправильная, аннулируется, по-другому никак, — говорит Женя. — В этот момент я уже готова была ехать в полицию, писать заявление. Но решила на всякий случай заехать и уточнить, работает ли в УФСБ такой сотрудник.
И вот здесь важно отметить, насколько профессионально обрабатывают людей мошенники. Заметьте, Женя изначально знала, что ее обманывают, но в какой-то момент всё равно решила проверить информацию — а вдруг! Это очень показательно и говорит о том, что даже самые скептики могут засомневаться.
— Он спросил, когда я готова подъехать, ответила, что прямо сейчас. Дал адрес банка, сказал, что когда подъеду к нему, ни в коем случае нельзя заходить внутрь, сначала он должен дать указания. Сказал, что всё это время будет «висеть» на линии, потому что в этот момент сможет следить за моими счетами, потому что как только разрывается связь, он не сможет контролировать мошенников. Понятно, что говорится это, чтобы я никуда не заехала и ничего лишнего не спросила ни у кого по телефону.
Женя приехала в УФСБ, там сразу ответили, что их номера не определяются и это, естественно, не их номер. То есть подделан именно сайт, который выдает информацию. Перед входом в здание Женя сбросила звонок, и всё это время мошенник пытался пробиться к ней без остановки, причем не только на телефон, но и на все мессенджеры, просто по кругу, телефон вибрировал без остановки.
— Да, доехала. На Андропова, 5. И вашего сотрудника тут не знают. Либо он выходит и, сверкая своими погонами, рассказывает мне всё, либо я иду в УМВД и пишу заявление с указанием всех ваших номеров.
В этот момент мошенник начал огрызаться, говорить, что «это как бы ваше личное дело», «будете сами потом кредит выплачивать». Женя не стала слушать и повесила трубку. Он еще какое-то время пытался ей звонить, потом отступил. В УМВД у нее заявление не приняли, сказали, что нет состава преступления, да и зачем, мол, ей эта вся канитель.
Как сценарий развивался бы дальше?
Мы не знаем, чем завершилась бы история Жени, но нашли несколько похожих случаев.
Другие люди, ничего не подозревая, брали кредит в банке, а затем либо обналичивали деньги с карты и перечисляли на указанный номер, либо просто сообщали код, который приходил в СМС-сообщении при одобрении кредита.
Иногда мошенникам удается убедить человека установить на смартфоне вредоносное приложение для переадресации СМС с кодами подтверждения от банка. Таким образом они получают учетные записи и полный доступ к данным клиента банка. Это позволяет им оформить кредит от имени жертвы и вывести деньги со счета.
В завершение хотим отметить, что чем яснее вы будете представлять схему работы мошенников, тем меньше шансов, что вас кто-то одурачит. Запомните эту схему сами и расскажите о ней родственникам и друзьям.