ее ренессанс покорил сердца многих что значит
Многие граждане, которые давно закончили школу встречают старые/забытые слова и не могут вспомнить их значения. Одним из таких терминов является ренессанс. Что значит Ренессанс? Рекомендую прочесть ещё несколько любопытных новостей на тему аббревиатур, например, что такое НЭП, как понять сокращение НКО, что значит НДФЛ? Этот термин был заимствован из французского языка «Renaissance» и переводится, как «возрождение». После нескольких тысяч лет грязи, неустроенности и бескультурья, в Европе стало появляться множество художников, скульпторов, гончаров и кузнецов, которые стали творить настоящие шедевры. Эта эпоха зародилась в Италии и по словам историков продолжалась с 14 по 17 века.
Именно в это время многие люди прозрели и поняли, что нужно поднимать культуру, что одними войнами и набегами «сыт» не будешь. Именно поэтому в то время стали пользоваться огромным спросом произведения таких известных авторов, как Рафаэль де Санчо, Микеланджело, Моцарт, Леонардо да Винчи и т. д.
Однако, современные исследователи прошлого приходят во всё большее недоумение, поскольку официальная история полна неточностей, недомолвок и явной лжи. Складывается впечатление, что кто-то приложил немало сил, чтобы настоящее прошлое полностью исчезло из памяти поколений.
Однако, не всё смогли скрыть «таинственные ордена», существует множество свидетельств того, что как раз в эпоху Возрождения люди вернулись в разрушенные после какой-то катастрофы.
Да, да, имеется множество картин и литографий, на которых высятся развалины величественных зданий между ними как видно бродят пастухи, ещё продолжают функционировать фонтаны, вздымая струи воды на десятки метров, стоят какие-то грязные лачуги, некоторые из которых пристроены к тем самым красивейшим зданиям в античном стиле. То есть картина складывается достаточно простая, пронеслась огромная волна и смыла всю прежнюю цивилизацию, а некоторые выжившие вернулись через 40-70 лет на развалины своих покинутых городов.
Конечно это конспирология, но эти картины имеются во множестве, и вы их можете спокойно посмотреть.
Значение слова ренессанс
Словарь Ушакова
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от фр. Renaissance — возрождение)
1) Возрождение, эпоха Возрождения классической античной греческой культуры после средневековья, возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Культ Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи совершенствующегося естествознания, представлением о единой природе и идеей посюсторонности культуры. Крупнейшие представители того времени: Петрарка, Боккаччо, Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Галилей, Макиавелли, Монтень, Рафаэль;
2) в переносном смысле — период подъема, расцвета в развитии чего-либо.
Культурология. Словарь-справочник
(от фр. renaissance – возрождение)
2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.
Архитектурный словарь
эпоха развития итальянского искусства с 1420-х годов до середины XVI в., когда оно обратилось к античной архитектуре. Принципы архитектуры итальянского Ренессанса, отмеченного такими именами, как Брунеллески, Браманте, Рафаэль, Микеланджело, в XVI в. распространились по всей Европе, в том числе в качестве теоретических трактатов и архитектурных руководств.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Педагогический терминологический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG Renaissance)
период в европейской истории (ок. 1300-ок. 1600), отмеченный культурным переходом от средневековья к современности. Возрождение знаний и других элементов культуры явилось основой для Реформации протестантской.
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
• Renaissance
Возрождение интеллектуализма (1350-1650), отметившее новую тенденцию к секуляризму, рационализму и скептицизму, сосредотачивающим внимание на человеке, а не Боге.
Энциклопедический словарь
(франц. Renaissance), см. Возрождение.
Словарь Ожегова
РЕНЕССАНС, а, м. То же, что возрождение (во 2 знач.). Искусство Ренессанса.
| прил. ренессансный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
м.
Архитектурный стиль эпохи Возрождения, сменивший готический и воспринявший
элементы греко-римской архитектуры.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(итал. Rinascimento, франц. Renaissance = Возрождение) — общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся с середины XV до начала XVI столетия. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того — сближением художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось только с 20-х годов XV в. Во Франции, Германии и др. странах это движение началось значительно позже; несмотря на то, его свойства и ход развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде почти одинаковы. Вообще эпоху Р. можно разделить на три периода.
Первый из них, период так называемого «Раннего Возрождения», обнимает собой в Италии время с 1420 по 1500 гг. В течение этих восьмидесяти лет искусство еще не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности, и старается примирить между собой те и другие. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Церковное зодчество остается еще верным типу базилик с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в обработке частностей, в расстановке колонн и столбов, в их отделке, в распределении арок и архитравов, в обработке окон и порталов, подражает греко-римским памятникам, причем стремится — по крайней мере в Италии — к образованию обширных, свободных пространств внутри зданий. Особенно излюбленным становится коринфский орден, капители которого подвергаются разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и красивым. Еще больше, чем в храмоздательство, новизна проникает в гражданскую архитектуру, произведения которой, главным образом дворцы владетельных особ, городских властей и знатных людей, хотя и удерживают в себе нечто средневековое, но изменяют свой прежний крепостной, угрюмый характер на более приветливый и нарядный, становятся столь же непохожими на прежние замки, как новая, более безопасная жизнь не похожа на тревожное существование предшествовавшего времени. Важную роль в этих постройках играют просторные, красивые внутренние дворы, обнесенные в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются либо колоннами, либо пилястрами античной формы и с античными капителями. Повсюду в зданиях видно стремление их строителей соблюсти симметричность и гармонию пропорций; фасад обыкновенно расчленяется в горизонтальном направлении посредством изящных карнизов и увенчивается вверху особенно роскошным главным карнизом, образующим сильный выступ под крышей. Замечательнейшие из итальянских архитектурных памятников раннего Р. мы находим во Флоренции; это — купол тамошнего собора и палаццо Питти (создания Ф. Брунеллески), дворцы Риккарди (построенные Микелоццо-Микелоцци), Строци (Бенедетто да-Майяно и С. Кронака), Гонди (Джульяно да-Сан-Галло), Руччеллаи (Л.-Б. Альберти) и некоторые др.; кроме того, любопытны относящиеся к рассматриваемому периоду малый и большой венецианские дворцы в Риме (Бернардо ди-Лоренцо), Чертоза в Павии (Амбр. Боргоньоне), палаццо Вендрамин-Калерджи (П. Ломбардо), Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и, наконец, дворец дожей, в Венеции. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Р.» (Hochrenaissance); он простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 гг. В это время центр тяжести итальянского искусства, которое возделывалось дотоле, главным образом, во Флоренции, перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлекшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времен Перикла: в нем созидается множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Лучшие памятники, оставленные нам итальянской архитектурой этой блестящей поры — опять-таки дворцы и вообще здания светского характера, большинство которых пленяет нас гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом расчленений, благородством деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей и пр., а также дворцами с легкими, по большей части двухъярусными галереями на колоннах и столбах. Церковное зодчество, со своей стороны, стремится к колоссальности и внушительной величественности; отказавшись от средневекового крестового свода, оно почти постоянно пользуется римским коробовым сводом и любит купола, подпираемые четырьмя массивными столбами. Главным двигателем архитектуры Высокого Р. был Донато Браманте, прославившийся сооружением колоссального «палаццо делла-Канчеллериа», менее значительного, но превосходного дворца Жиро, двора Сен-Дамазо в Ватиканском дворце и «Темпьетто» при церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, в Риме, а также составлением плана для нового Петровского собора, который и был начат постройкой под его руководством. Из последователей этого художника, наиболее выдаются Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого — Фарнезинская вилла и палаццо-Массими, в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец Пандольфини, во Флоренции, Антонио да-Сангалло, строитель палаццо-Фарнезе, в Риме и Джулио Романо, выказавший себя талантливым зодчим в вилле-Мадама, в Риме, и в палаццо дель-Те, в Мантуе. Кроме римской архитектурной школы, в рассматриваемый период блистательно развилась венецианская, главным представителем которой явился Якопо Татти, прозванный Сансовино, оставивший нам доказательства своего таланта в сооруженных им библиотеке св. Марка и в роскошном палаццо-Корнер. Выступление на сцену Микеланджело Буонаротти, положившего надолго печать своего гения на все три образные искусства, обозначает в истории зодчества наступление самого полного расцвета стиля Р. Несравненные памятники его творчества в области архитектуры — усыпальница семейства Медичи при церкви Сан-Лоренцо, во Флоренции, произведенная по его проекту застройка в Риме Капитолийского холма, с его зданиями, верхней площадью и ведущей на нее лестницей, и такое чудо в своем роде, как громадный по размерам и до крайности смелый по конструкции купол Петровского собора.
С 1550 г., в итальянском зодчестве заметна перемена, а именно более холодное, рассудочное отношение художников к их задачам, стремление еще более точно воспроизводить античные формы, систематическому применению которых посвящаются теперь целые трактаты; несмотря на то, возводимые сооружения продолжают отличаться высоким изяществом и ничем не нарушенным благородством. Главные представители этого направления, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж. Бароцци, прозванный Виньолой (церковь иезуитов, в Риме, и замок Капрарола, в Витербо), живописец и биограф художников Дж. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции), Ант. Палладио (несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце), генуэзец Галеаццо Алесси (церковь Мадонны да-Кариньяно и дворцы Спинола и Саули, в Генуе) и некоторые др. За пределами Италии, цветущая пора Р. наступила полувеком позже, чем в этой стране, и длилась до середины XVII столетия. Стиль, выработанный итальянцами, проник всюду и пользовался везде почетом, но при этом, приноравливаясь ко вкусам и условиям жизни других национальностей, утратил свою чистоту и до некоторой степени легкость и гармоничность; тем не менее он выразился во многих прекрасных сооружениях, каковы, например, во Франции западный фасад Луврского дворца в Париже (архитектор П. Леско), королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри (Филибер Делорм), Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании — Эскорьяльский дворец (X. де-Толедо и X. де-Эррера), в Германии — Отто-Генриховская часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кельнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и др.
Третий период искусства Возрождения, так называемый период «позднего Р.», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались еще в предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства; но теперь направление это делается всеобщим. Ровные фасады и ритмичная правильность их разделки перестают удовлетворять архитекторов; не ограничиваясь устройством выступов, балконов, порталов, боковых флигелей и других уместных с конструктивной или декоративной точки зрения частностей в зданиях, они капризно усложняют детали, скучивают колонны, полуколонны и пилястры без цели или даже наперекор ей, изгибают, ломают и прерывают архитектурные линии самым причудливым образом, пускаются в затейливую, преувеличенную орнаментацию. Главным представителем такого искаженного стиля, оставившего, однако, немало весьма любопытных, роскошных памятников по себе во всей Европе, был итальянец Л. Бернини, трудившийся также и по части скульптуры, в которую введены им подобная же утрированность, подобное жеманство (полуциркульные колоннады при Петровском соборе, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно, скульптурная группа «Похищение Прозерпины» в вилле Лудовизи, колоссальная статуя императора Константина верхом на коне, в притворе Петровского собора, надгробные памятники пап Урбана VII и Александра VII, там же, и многие др. работы в Риме). Еще более изысканным является в своих произведениях соперник этого художника, Фр. Борромини (северный фасад церкви Санта-Сапиенца, церкви св. Агнесы на Навонской площади, часть коллегии Пропаганды, отделка возобновленной внутренности Латеранской базилики и др. римские постройки). Стиль барокко господствовал в Италии приблизительно до 1715 г., в прочих странах — до 1720 или 1740 гг.
Ср. J. Burckhardt, «Die Kunst der Renaissance in Italien» (3 изд., 1877); его же, «Geschichte der R. in Italien» (1867); W. Lü bke, «Geschichte der R. in Frankreich» (1868); его же, «Geschichte der R. in Deutschland» (2 изд., 1881); Voigt, «Die Wiederbelebung des klassischen Altertums» (3 изд., 1893) и пр.
Ренессанс, или Возрождение — эпоха великих имён
Ренессанс (Rinascimento), или Возрождение — это уникальная по значению культурная эпоха, охватившая почти три века и ознаменовавшаяся расцветом искусств. Даже те, кто не особо интересуются живописью, знакомы с термином «Ренессанс» и слышали имена Леонардо да Винчи, Джорджоне, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Микеладжело… Но это лишь вершина айсберга: десятки их коллег — признанные величины в истории искусства, их творения включены в золотой фонд знаменитых музеев мира. И это не считая сотен художников, которых принято называть «рядовыми». Ведь практически каждый европейский правитель покровительствовал живописи в эпоху Возрождения! Старалась не отставать и аристократия.
Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.
Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя. Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами. Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.
Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).
Исторические вехи и периоды Возрождения
История Возрождения начинается в XV столетии. Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.
Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.
Ренессанс делится на три периода:
Раннее Возрождение — Филиппо Липпи, Гирландайо и Боттичелли
Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов. Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм. Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.
Идеализму готики противопоставил реализм Мазаччо (Masaccio) — реформатор из флорентийской школы. Большое внимание он уделял передаче индивидуальности: например, в «Чуде со статиром» у каждого из персонажей — свой характер.
Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!
На примере написанной им «Мадонны под вуалью» можно увидеть, как религиозные сюжеты переходят в плоскость светской живописи: образы поэтичны, но реалистичны. И неудивительно, поскольку позировала мастеру жена с его детьми (та, которую он похитил; брак, правда, так и не был признан законным).
Влияние античности демонстрирует «Портрет Джованны Торнабуони» Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).
Усиление влияния реалистического подхода заметно в «Портрете старика с внуком»: прекрасный образец расцветающего портретного жанра.
Ну, а «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) — пожалуй, известнейший шедевр кватроченто.
Такой же чувственно-радостной атмосферой и музыкальным колоритом фонтанирует «Весна».
Религиозные творения Боттичелли лирично-возвышенны и поэтично-музыкальны. «Мадонна Магнификат» так потрясла современников, что её повторяли во множестве копий.
Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.
Высокое Возрождение — да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан
Пиком Ренессанса считается тридцатилетие, отсчитываемое от написания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то есть с 1490-х годов. Центром притяжения творцов становится Рим. Здесь создаются грандиозные, амбициозно-масштабные вещи: например, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле и Рафаэля в Ватиканском дворце. Другим центром была Венеция, которую прославили Тициан и Джорджоне.
Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.
Воспевая красоту человека, художники-гуманисты стремились отразить индивидуальность каждого персонажа. Для этого они внимательно изучали анатомические особенности тела, старались передать тончайшие нюансы мимики. Знаменитая «Джоконда» до сих пор поражает мир тайной своей улыбки.
Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:
Характерная черта у Леонардо — лёгкая размытость: дымка сфумато. Этот приём, позволяющий в буквальном смысле «нарисовать воздух», изобрёл именно он.
Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!
РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.
И, конечно же, невозможно не упомянуть фрески «Парнас» и «Афинскую школу».
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.
Микеланджело известен прежде всего как гениальный скульптор, про которого говорили: своим «Давидом» он отнял славу у греческих и римских статуй. Но есть у него и живописные шедевры — фрески «Сотворение Адама» и «Страшный суд».
ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.
Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.
Живопись Тициана наполняет сочный, красочный эротизм. Великолепны и чувственны «Любовь земная и Любовь небесная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис» и знаменитая «Венера Урбинская». Это гимн красоте и радостям жизни.
Но есть у него и работы, насыщенные глубоким драматизмом. Таковы «Динарий кесаря» и «Кающаяся Мария Магдалина».
Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.
ДЖОРДЖОНЕ (Giorgio Barbarelli da Castelfranco), ещё один великий венецианец. Колористические нюансы, тонкая градация освещения, выразительность и утончённость линий характерны для его техники. Сюжеты эмоциональны, образы одухотворённы и поэтичны. Такова одна из его известнейших героинь — «Юдифь».
Новаторство Джорджоне выразилось в насыщении картин образами природы. Они присутствуют в «Трёх философах», «Суде Соломона», «Поклонении пастухов», «Мадонне Кастельфранко»… Мастер одним из первых начал проявлять внимание к красоте природы, подготовив почву для выделения пейзажа как отдельного жанра.
Позднее Возрождение
Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.
В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…
Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).
За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.
Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.
Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.
Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными. Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.