егаис лес учет древесины и сделок с ней что это
Как работает система лес ЕГАИС
Лес ЕГАИС расшифровывается, как единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для учета сделок с древесиной.
Данная система представляет собой сервис, через который производится контроль оборота лесозаготовительной продукции на территории РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ (ЛС РФ) лес ЕГАИС создана для решения следующих основных задач:
СПРАВКА. Впервые лес ЕГАИС появилась в 2015 году, а уже начиная с 1 июля 2017 года все хозяйствующие субъекты, чья деятельность связана с заготовкой и продажей древесной продукции, обязаны работать в данной системе.
Указанное выше правило распространяется как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей. В данный перечень попадают внутренние продавцы древесины и пиломатериалов, импортеры и экспортеры, а также заготовщики.
Нормативно-правовая база по работе в системе лес ЕГАИС
Работа системы лес ЕГАИС строго регламентирована со стороны законодательства. Порядок ее использования регулируется целой системой нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовая база, регулирующая учет древесины и сделок с ней, представлена следующими официальными документами:
ВНИМАНИЕ. Выше приведен перечень наиболее основных нормативных актов, регламентирующих работу и порядок использования лес ЕГАИС. Однако данный список не является исчерпывающим. Есть ряд правовых документов, которые косвенно регулируют этот вопрос (например, ФЗ РФ «О информации, информационных технологиях …».
Учет древесины и сделок
Прежде чем начать вести учет сделок с древесиной, через лес ЕГАИС, пользователь должен зарегистрироваться в этом сервисе. Сделать это можно двумя способами:
Учет древесины через ЕГАИС реализуется путем внесения перечня данных о произведенной сделке, с прикреплением подтверждающих документов.
СПРАВКА. Регистрации и учету в лес ЕГАИС подлежат следующие виды сделок: аренда лесных участков, купля-продажа лесных насаждений, государственные контракты, право постоянного пользования лесным участком.
Учет древесины в ЕГАИС предполагает выполнение следующих базовых правил:
При осуществлении учета сделок с древесиной в сервис ЕГАИС должны быть внесены следующие сведения (п. 2 Распор. Прав. РФ от 19.11.2014 г. № 2320-р):
Коды древесины и разъяснения по классификации пиломатериалов
В соответствии с п. 2 ст. 50.3 ЛК РФ декларации в ЕГАИС подлежат не все сделки, а только лишь те, которые производятся в отношении следующих двух видов древесины:
Каждому виду пиломатериала присваивается свой код в соответствии с общероссийским классификатором (ОК 034-2014). Например, в составе хвойных пород приведены следующие обозначения: 16.10.10.110, 16.10.10.111…16.10.10.115, 16.10.10.119.
Для обозначения пиломатериалов лиственных пород используются коды с 16.10.10.120 по 16.10.10.129.
Согласно разъяснениям, представленным на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства, к обозначенным выше категориям пиломатериалов, относятся продукция, соответствующая следующим параметрам:
СПРАВКА. В приведённый выше перечень входят следующие виды продукции лесозаготовок: обрезной, необрезной и строганный пиломатериал, окрашенная, протравленная и обработанная специальными консервантами древесина, брус (до 100 мм, и более 100 мм), а также доска шириной до 100 мм.
Хозяйствующие субъекты могут не регистрировать в системе ЕГАИС продукцию, помещенную в подгруппы 16.10.2 и 16.10.3. Сюда относится: разновидности профилированной древесины и необработанные лесоматериалы.
За несоблюдение требований по учету сделок с древесиной, действующим законодательством предусмотрено наказание в виде штрафов.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ в случае непредставления декларации или просрочки назначенного времени, с нарушителя могут быть взысканы следующие штрафы:
Кроме того, ряд санкций предусмотрен для случаев, когда хозяйствующие субъекты нарушают порядок учета древесины. В этой ситуации нарушителю придется заплатить штраф в размере:
Помимо перечисленного выше, к административной ответственности привлекаются лица, нарушившие правила по обязательной маркировке древесины, а также не оформившие сопроводительный документ при транспортировке леса. Размер штрафов за подобные правонарушения варьируется в пределах от 30 000 до 700 000 рублей. Кроме того, в ряде случаев может быть конфискована древесина и транспортные средства, на которых она перевозилась.
По закону участники рынка обязаны предоставлять декларацию по сделкам, совершенным с древесиной. Сделать это нужно в течение 5 дней с момента подписания, внесения изменения или расторжения договора о продаже леса (п. 3 ст. 50.5 ЛК РФ).
Помимо декларации, юридические лица и ИП также подавать отчеты по всем этапам лесозаготовки, начиная с вырубки и вплоть до продажи. В действующем законодательстве не указаны точные сроки подачи данной документации.
Егаис лес учет древесины и сделок с ней что это
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) с 1 января 2022 года сопроводительный документ формируется в электронном виде с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее – ЛесЕГАИС) или специального, интегрированного с ней программного обеспечения, сведения о прекращении действия такого сопроводительного документа вносятся в указанную информационную систему.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 6 статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ с 1 января 2022 года отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее формируются с использованием ЛесЕГАИС или специализированного программного обеспечения.
В целях реализации указанных положений разработаны:
— подсистема обеспечения прослеживаемости древесины ЛесЕГАИС (браузерная версия, используемая на автоматизированных рабочих местах пользователей в онлайн режиме);
— мобильное приложение (используемое на мобильных устройствах с операционными системами iOS и Android в онлайн и офлайн режимах).
Для ознакомления с функционалом модернизированной ЛесЕГАИС и мобильного приложения необходимо заполнить форму (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfhq0r6wvppQzSIoJvxAkX75TyoLDtYKsICMs-xvXUHfZWGqg/viewform). По адресу указанной в форме электронной почты будет направлена ссылка для загрузки приложения, ссылка для доступа в подсистему обеспечения прослеживаемости древесины ЛесЕГАИС, авторизационные данные для работы в системе и необходимые инструкции.
Внимание! Ознакомление осуществляется с использованием тестовой среды ЛесЕГАИС.
В связи с проведением технических работ на оборудовании, обеспечивающем работу ЕГАИС учёта древесины, система будет недоступна 02 декабря 2021 года с 20:00 до 24:00.
Приносим извинения за временные неудобства.
С уважением,
Служба поддержки ЕГАИС учёта древесины.
В связи с проведением технических работ на оборудовании, обеспечивающем работу ЕГАИС учёта древесины, система будет недоступна 15 ноября 2021 года с 17:00 до 20:00.
Приносим извинения за временные неудобства.
С уважением,
Служба поддержки ЕГАИС учёта древесины.
В связи с проведением технических работ на оборудовании, обеспечивающем работу ЕГАИС учёта древесины, система будет недоступна 1 ноября 2021 года с 17:00 до 20:00.
Приносим извинения за временные неудобства.
Уважаемые пользователи ЕГАИС учёта древесины! С 30.03.2021 в соответствии с частью 15 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ, доступ внешних пользователей к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (далее ЛесЕГАИС) осуществляется с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
С уважением,
Служба поддержки ЕГАИС учёта древесины.
Добавлены ответы по теме «Места складирования» в разделе «Частые вопросы», открытой части сайта ЛесЕГАИС, п. 10 МЕСТА СКЛАДИРОВАНИЯ (МСД).
С уважением,
Служба поддержки ЕГАИС учёта древесины.
Покупка и продажа древесины: кто должен передавать сведения в ЛесЕГАИС и как это сделать
Подавать сведения в систему ЛесЕГАИС дожны компании и ИП, поставляющие или приобретающие пиломатериалы, в том числе деревянные доски. Мы подготовили статью, где в доступной форме изложили информацию, необходимую для правильной передачи сведений и оформления документов. Также мы рассказали о штрафах, которые грозят за непредставление деклараций по сделкам с древесиной (до 200 тысяч рублей) и нарушения при оформлении сопроводительных документов (до 700 тысяч рублей).
Кто должен передавать сведения в ЛесЕГАИС
Согласно части 1 статьи 50.5 Лесного кодекса, передавать данные в единую государственную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) должны организации и ИП, совершающие сделки с древесиной. Под сделками понимается купля-продажа древесины, в том числе ее импорт и экспорт.
Указанная обязанность распространяется не на любые виды древесины, а лишь на те, что попали в специальный перечень (утв. постановлением Правительства от 13.06.14 № 1047-р). В него входят бревна, балансы, дрова, а также пиломатериалы, шпалы, хлысты и брус.
На сайте ЛесЕГАИС размещены разъяснения относительно того, какие именно виды древесной продукции включены в перечень. В частности, говорится, что к пиломатериалам относятся доски толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Здесь же названы виды продукции, которая по-прежнему не входит в перечень. Это пиломатериалы профилированные, плиты древесно-стружечные, деревянная тара и проч. Сведения о покупке и продаже этих изделий вносить в ЛесЕГАИС не нужно.
Какие сведения необходимо передавать в систему
Форма декларации и правила ее представления утверждены постановлением Правительства РФ от 06.01.15 № 11. Подать декларацию нужно в течение пяти рабочих дней с даты заключения, изменения или прекращения договора, но не позднее одного дня до транспортировки древесины (ст. 50.5 Лесного кодекса).
В поданные ранее декларации нужно вносить изменения о фактическом объеме транспортировки древесины. Изменения вносятся в течение действия договора, на основании которого была составлена декларация, но не реже одного раза в месяц. Данное требование закреплено в части 3 статьи 50.5 Лесного кодекса.
Как передаются сведения
На практике подача сведений в ЛесЕГАИС происходит следующим образом. Каждый продавец и каждый покупатель заполняет отдельную электронную декларацию по каждому заключенному договору купли-продажи древесины. При этом участник сделки указывает суммарный объем по всем поставкам, которые предположительно будут произведены в рамках данного договора. Если точная цифра не известна, можно указать приблизительное значение. Когда декларация будет готова, система присвоит ей номер. Впоследствии он понадобится при заполнении ряда документов, например, «экспортной» ГТД.
Затем по каждой представленной ранее декларации не реже одного раза в месяц с момента ее подачи составляются и передаются в ЛесЕГАИС отчеты. В них указаны фактические объемы древесины, проданной или приобретенной по договору, по которому была составлена декларация. Эти данные берутся из первичных документов на отгрузку: накладных, спецификаций и проч. Обратите внимание: в текущий отчет следует включать объем древесины, купленной или проданной с момента последнего отчета. Другими словами, показатели текущего отчета не нужно складывать с показателями предыдущего отчета, так как система сделает это сама.
Таким образом, и декларации, и отчеты составляют как продавцы, так и покупатели. Это означает, что каждый договор и объем поставок по нему фиксируется в системе дважды: первый раз продавцом, второй раз покупателем.
Сопроводительный документ на транспортировку древесины
Помимо передачи отчетности в ЛесЕГАИС у участников «древесного» рынка есть еще одна обязанность — составить специальный сопроводительный документ на перевозку древесины. Данная обязанность лежит на том участнике, который является собственником товара на момент его перевозки. Проще говоря, если право собственности переходит к покупателю при погрузке, то сопроводительный документ должен составить покупатель. Если же право собственности переходит к покупателю при получении товара, доставленного продавцом, то сопроводительный документ должен оформить продавец.
Наличие сопроводительного документа могут проверить сотрудники Госавтоинспекции, а также других надзорных органов (прежде всего, Рослесхоза). Известно, что инспекторы изучают этот документ с особым пристрастием, и обращают внимание на каждый реквизит. Если какое-либо поле не заполнено, либо информация указана в сокращенном виде, владельцу древесины могут выписать штраф (какой именно, расскажем ниже).
Добавим, что сопроводительный документ не нужен при перевозке товара, который не упомянут в специальном перечне, утвержденном постановлением Правительства от 13.06.14 № 1047-р. Также сопроводительный документ не нужен при транспортировке древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд.
Какая ответственность ждет нарушителей
Для тех, кто пренебрег указанными выше обязанностями, статья 8.28.1 КоАП устанавливает административную ответственность. Так, непредставление или несвоевременное представление деклараций о сделках с древесиной, равно как и подача заведомо ложной информации, наказывается штрафом: для должностных лиц — от 5 000 до 20 000 рублей; для ИП — от 7 000 до 25 000; для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.
Транспортировка древесины без правильно оформленного сопроводительного документа, подпадает под штраф: для должностных лиц и ИП — от 30 000 до 50 000 рублей; для организаций — от 500 000 до 700 000 рублей. Плюс к этому инспекторы вправе конфисковать как древесину, так и транспортное средство, на котором ее перевозили.
Егаис лес учет древесины и сделок с ней что это
С 01.01.2023 ст. 50.6 утрачивает силу (ФЗ от 04.02.2021 N 3-ФЗ).
ЛК РФ Статья 50.6. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней
1. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. Заказчиком и оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
2.1. Функции оператора единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней могут быть возложены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на подведомственное ему учреждение.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
3. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации.
4. Перечень размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также информации, размещаемой в форме открытых данных, определяется Правительством Российской Федерации.
5. Предоставление информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляется в электронной форме без взимания платы.
7. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней взаимодействует с федеральными информационными системами, входящими в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также с другими государственными и муниципальными информационными системами с использованием указанной инфраструктуры.
8. Порядок эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, порядок представления информации в эту систему, формы представления информации, формы и порядок направления запросов о предоставлении информации также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До 01.01.2023 сведения вносятся с учетом положений ФЗ от 04.02.2021 N 3-ФЗ.
9. В единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней содержится документированная информация:
1) о юридических лицах и их филиалах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций), об индивидуальных предпринимателях (сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика), осуществляющих заготовку древесины;
(в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)
4) содержащаяся в проекте освоения лесов;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) о юридических лицах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения), об индивидуальных предпринимателях (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность), совершивших сделки с древесиной;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) о фактическом объеме полученной древесины;
10) о маркировке древесины;
(п. 11 введен Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
12) об адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
(п. 12 введен Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
13) о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины.
(п. 13 введен Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
10. В случае, если информация, которая должна представляться для включения в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, содержится в иных государственных информационных системах и включается в иные государственные информационные системы в обязательном порядке, такая информация и информация, содержащаяся в материалах дистанционного зондирования, подлежат включению в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней из иных государственных информационных систем. Порядок взаимодействия единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней и иных государственных информационных систем устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. Операторы указанных в части 10 настоящей статьи иных государственных информационных систем обязаны обеспечить доступ уполномоченного федерального органа исполнительной власти, указанного в части 2 настоящей статьи, к информации, содержащейся в указанных информационных системах, с соблюдением порядка взаимодействия единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней и иных государственных информационных систем.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Непредставление или несвоевременное представление органами государственной власти, органами местного самоуправления, указанными в части 12 настоящей статьи, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями информации, указанной в части 9 настоящей статьи, либо представление заведомо ложной информации влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
14. Защита информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
15. Доступ внешних пользователей к единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
(часть 15 введена Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ)
Система ЕГАИС для древесины, леса, пиломатериалов
ЕГАИС ЛЕС (единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и связанных с ней сделок) введена в эксплуатацию 01.07.2017 года. Благодаря ЕГАИС вводится строгий учёт древесины от вырубки, транспортировки на деревообрабатывающее предприятие, склады хранения и до покупки конечным потребителем. Ознакомиться с профильным законом по ЕГАИС № 415 от 28.12.13 года можно на юридических порталах.
Что подпадает под ЕГАИС
Выбрать онлайн кассу
ЕГАИС ЛЕС (единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и связанных с ней сделок) введена в эксплуатацию 01.07.2017 года. Благодаря ЕГАИС вводится строгий учёт древесины от вырубки, транспортировки на деревообрабатывающее предприятие, склады хранения и до покупки конечным потребителем. Ознакомиться с профильным законом по ЕГАИС № 415 от 28.12.13 года можно на юридических порталах.
Что подпадает под ЕГАИС
Все виды древесины вне зависимости от породы представляют собой продукты лесопиления, которые получаются в результате деления брёвен на части продольным способом. Эти части впоследствии дополнительно делятся продольно или поперечно для получения продукции с заданными в ГОСТ и ТУ параметрами линейных размеров и качества обработки поверхностей (должны иметь строго параллельные друг другу пласти).
Материалы обрезные и необрезные
Необрезной пиломатериал имеет неопиленные или частично опиленные кромками стороны и обзол, больше чем у обрезного материала.
Обрезной пиломатериал обладает обзолом, характеристики которого приводятся в ГОСТ, и опиленными строго перпендикулярно к пластям кромками (если смотреть по сбегу, они могут быть как параллельными, так и нет).
Виды материалов
Эти строительные материалы — самые ходовые на рынке.