егда яси что значит
Не делай забора из костей, или старорусский этикет за столом
«Без батьки – еду не трожь!» – и ложкой по лбу.
Так, по нынешним меркам – комично, начинались трапезы за большим столом на крестьянской Руси.
Все домочадцы сидят в определённом порядке: хозяйка – у самовара, чтобы удобнее было подавать кушанья, хозяин – рядом, режет хлеб (и водку разливает), а дети – по старшинству, с ложками в руках, ждут своей очереди.
Если праздник какой: «За столом мужчины поют не всегда приличные песни и затевают ссоры», – делится наблюдениями в рукописи 1850 года священник села Валдиево. Видать, книгу «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», составленную Российской Академией наук по указанию Петра I в 1717 году, эти мужи не читали – чай не до того. Чай не дворяне какие!
А правила то полезные были. И сейчас сгодятся:
Указания по-доброму смешат, но как честно написано, искромётно, от души. И вот ещё один совет из простонародья: «Сколько побудешь за столом, дак столько побудешь и в раю!».
А то все торопятся, едят молча – и скорее бегут по делам. Тоска. Давайте уже возобновлять традиции – без водки и драк, но с песнями и задушевными беседами.
Когда по-настоящему хочется, время найдётся. На Руси с петухами вставали – и находили же?
«Юности честное зерцало…»[7]
«Юности честное зерцало…»[7]
В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но, немного уступя позади оных, в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матери; от челядинцев просительным образом требовать.
Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, оное они должны учинить вежливо и учтиво.
У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо.
Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.
Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния, чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси. Первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства; пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ (рта) рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь: хлеба, приложа к грудям, не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свиния, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда ясти яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтоб притом не вытекло, и яждь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока ясти яйцо, не пий, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и протчего. Когда престанешь ясти, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот.
Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как бы себя мог учинить благочестна и добродетельна, ибо не славная его фамилия и не высокой род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки. Понеже благочестие есть похвала юности, и щастие благополучное, и красота в старости, того ради оный имеет по правде тому подражать. То бо есть истинное избавление от убожества и прямая подпора и постоянный столп богатству.
С духовными должны дети постоянно и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять, но о духовных вещах и духовные вопросы предлагать.
Никто себя сам не хвали и не уничижай и не срамоти и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такие, которые не вдавне токмо прославились.
Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, также и о умерших никакого зла не говори.
Младой шляхтич или отрок всегда должен быть охоч к научению всякаго добра, и что ему прилично быть может, и не имеет дожидаться, пока кто его о том попросит, или потребует, или чтоб за ним для того в дом прибегали. А наипаче платить возмездие служащим, ибо в том есть великий грех и порок, когда кто у кого кровию заслуженную и трудом выработанную мзду наемничу держит.
Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай.
Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.
Младой шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции (в обучении) совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить и в книгах научен, оный может прямым придворным человеком быть.
Придворный человек имеет быть смел, отважен и неробок. Возможет о своем деле сам предъявлять, а на других не имеет надеяться. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдлив бывает, оный с порожними руками от двора отходит, ибо когда кто господину верно служит, то надобна ему и надежная награда.
Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.
Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять.
Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.
Отрок имеет быть трезв и воздержан, а в чужие дела не вступать. Разве что когда чести его кто коснется, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается.
Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других, незнающих болванов распознать.
Которые в иностранных землях не бывали, а либо из школы или из другого какого места ко двору приняты бывают, имеют пред всяким себя унижать и смирять, желая от всякого научиться.
Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычаи принята и оные хотят ее за домодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, несмотря на свою честь, отрокам надлежит знать, что они сим способом в бесчестие прийти могут.
Также излишняя роскошь и прихотливые не похваляются.
Отрок да служит с охотою и радением, ибо как кто служит, так ему и платят, по тому и счастие себе получает.
В церкви имеет очи свои и сердце к Богу обратить, а не на женский пол.
Никто не имеет, повеся голову и потупя вниз, по улице ходить или на люди косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело.
Когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собой разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели где много людей, то прийми харкотины в платок, а так невежливым образом не мечи на пол или отъиди для того, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.
Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.
И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.
Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях.
Буде что найдешь, хотя б что ни было, отдай оное назад.
Платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай.
Об одном деле дважды себе приказывать не давай.
Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо их.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Великое Зерцало
Великое Зерцало Жанр рэкиси моногатари — историческое повествование (XI или XII в.)Побывал я недавно в храме Облачного Леса, где происходила церемония объяснений сутры Цветка Закона, и встретил там двух удивительных старцев, они были старше годами, чем обычные люди. Одному
Глава 7 Навстречу юности
Глава 7 Навстречу юности От 11 и старше ПитаниеЮноше необходимо от 2700 до 3000 калорий и приблизительно 1200 мг кальция ежедневно. Он много ест. Питание его разнообразно, оно должно быть сбалансированным и содержать достаточное количество минеральных солей, витаминов, железа
Портрет художника в юности
Портрет художника в юности (A portrait of the artist as a young man)Роман (1916)Стивен Дедал вспоминает, как в детстве отец рассказывал ему сказку про мальчика Бу-бу и корову Му-му, как мама играла ему на рояле матросский танец, а он плясал. В школе в приготовительном классе Стивен — один из
Wakaki hi Дни юности
Wakaki hi Дни юности 1929 — Япония (60 мин)· Произв. Shochiku, Kamata? Реж. ЯСУДЗИРО ОДЗУ· Сцен. Ясудзиро Одзу, Акира Фусими· Опер. Хидэо Сигэхара· В ролях Итиро Юки, Тацуо Сайто, Дзунко Мацуи, Синити Химори.Жизнь студента. Он поселяется у друга, не спросив у него разрешения. После
На заре туманной юности
На заре туманной юности Из стихотворения «Разлука» (опубл. 1840) Алексея Васильевича Кольцова (1809-1842): На заре туманной юности Всей душой любил я милую. Строка приобрела особую популярность благодаря романсу, написанному на это стихотворение Кольцова композитором
Улыбка юности
Улыбка юности Это трансовая техника, которая возвращает женщину в то время, когда ее тело и дух были молоды. Цель техники – дать возможность организму вернуться к ранним настройкам. Техника имеет ярко выраженный омолаживающий эффект. Дело в том, что практикующая
АЗБУКА ХОРОШЕГО ТОНА
АЗБУКА ХОРОШЕГО ТОНА
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Как-то Сократа спросили: «Что легче всего?» – «Поучать других», – ответил мудрец. «А что труднее всего?» – «Познать самого себя. » Жизнь человека многогранна и сложна. Каждый человек – это маленькая Вселенная с ее невообразимыми сложностями и особенностями. Все мы рождаемся маленькими, беспомощными и беззащитными. При рождении ребенка никто не может сказать, кто из него вырастет. Но формировать будущего человека нужно с первых лет жизни. Именно в это время закладываются черты будущего характера, а в подростковом, юношеском возрасте он формируется окончательно. Коррекция происходит под воздействием окружающей среды. Во все последующие годы в человеке постоянно наблюдаются те или иные изменения психики, интеллекта, характера, эмоционального восприятия жизни: меняется его внутренняя сущность.
Очень важно не подчиняться обстоятельствам, а подниматься выше них и стремиться в любых условиях побеждать. Английский писатель Уильям Теккерей писал: «Мир – это зеркало, в котором каждый видит собственный лик свой. Хмурься перед ним, и оно покажет тебе рожу угрюмую; улыбайся ему, смейся перед ним, и ты встретишь в нем веселого товарища». Люди с недовольным лицом похожи на сито: все явления жизни просеиваются через их сознание, хорошее проскакивает, не задерживаясь, а плохое остается и фокусируется, продолжая формировать характер. В народе говорят: «Сердиться – значит мстить себе за ошибки других». С такими людьми сложно общаться. Что же делать, чтобы завоевать расположение окружающих, которое в конце концов важно для нас самих? В таком случае необходимы меры систематического самовоздействия, кропотливая работа над своей психикой, самонастройка на радость, на светлое и красивое.
О людях судят по их поведению в обществе. Тот, кто ведет себя по писаным и неписаным правилам этикета, всегда производит прекрасное впечатление, и все с удовольствием имеют с ним дело. Хорошие манеры должны быть лишь проявлением внутреннего отношения человека к окружающим; проявление внимания и уважения к людям зависит и от того, как мы сами ведем себя. Мы вправе ожидать от них любезного отношения, если только мы сами вежливы, приветливы и почтительны. Прежде чем вспылить, наговорить резкостей, которые будут болезненно восприняты и собеседником и вами, подумайте, взвесьте все обстоятельства и. может быть, тон и лексика будут другими. И еще одно правило, которым следует руководствоваться в отношениях с другими: поступайте с ними так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами.
Первая книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась больше двухсот лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» и составлена была самой Императорской Академией наук.
Большинство приведенных в книге правил вполне годятся и сегодня. Вот некоторые из них:
«Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.
Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.
Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай.
Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.
Около своей талерки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.
Прошли столетия. Сменились поколения. Но что бы ни делал каждый из нас, мы всегда должны помнить, что нас окружают другие люди, наши близкие, друзья. И мы должны всегда вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Постоянно помнить об окружающих – именно в этом и заключаются подлинная вежливость и подлинное воспитание.
Читайте также
Система понятий: дунайская азбука
Система понятий: дунайская азбука Существительные понятияАдмиралАкваторияБайдаркаБакенБанкаБар (отмель)БаржаБаркасБассейн
Зеленые тона самосознания
Зеленые тона самосознания Зеленые тона занимают промежуточное положение между теплыми и холодными цветами. Как пишут исследователи, зеленый цвет является цветом природы и роста, что оказывает успокаивающее действие, создает нейтральное настроение, впечатление
Азбука Морзе
Азбука Морзе способ кодирования букв алфавита для передачи их по телеграфной линии. Кодирование производится при помощи длинных и коротких сигналов («тире» и «точек»), а также пауз, разделяющих буквы. Азбука была создана американским художником С. Морзе.Сэмюэл Финли Бриз
Морзе азбука
Морзе азбука см. Азбука Морзе.
2 АЗБУКА КОШМАРА
2 АЗБУКА КОШМАРА Во время перемены блюд над столом, за которым собрались наши друзья — интеллектуалы с бульвара Распай, повисла пауза.— Что вы думаете о новом романе Уэльбека? — решила я оживить застольную беседу. Вот теперь «глубину воцарившегося молчания» стало
ХОРОШЕГО ПАРНЯ ЧИНГИСХАНОМ НЕ НАЗОВУТ
ХОРОШЕГО ПАРНЯ ЧИНГИСХАНОМ НЕ НАЗОВУТ
От хорошего к плохому
От хорошего к плохому Существует также немало БФ, чья семантика на пути от библейских текстов до русского языка претерпела весьма значительные трансформации, которые сопровождаются изменением стилистической окраски данных оборотов. Так, выражение Чаша терпения (чья, у
Часть первая АЗБУКА
Часть первая АЗБУКА К сожалению, у нас до самых последних лет очень мало уделялось внимания композиции спектакля. Более того, изучение этих вопросов рассматривалось чуть ли не как склонность к формализму. Я полагаю, что подобная точка зрения принесла немало вреда нашему
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Это стоит запомнить
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Алексей Алексеевич Дорохов
Это стоит запомнить
ГЛАВА 1. КТО ЭТО ВЫДУМАЛ?
У артельного котла
В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным.
При встрече со знакомыми умел вежливо и спокойно поклониться. В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. В споре, далее самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику.
Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
Но только казалось. И выяснилось это совершенно неожиданно.
Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. Речь шла обо мне.
— Парень-то он ничего, — говорила стряпуха, — грамотный, да уж больно серый! Видно, никогда в артели не жил. Воспитания нет никакого.
— А что? — заинтересовался староста.
— Да всё делает не по-людски. Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен: хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. И где только он доселе жил.
Я слушал и чувствовал, что краснею. «Ну и ну! Так, значит, я «серый»?»
Сперва я, конечно, обиделся. Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. Но это её не удивляло. Для неё всё это было привычно и естественно. В порядочной артели иначе и не бывает.
Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. И примириться с ними она не могла.
Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла.
Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших тогда в землянках. А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
Артельные правила необходимо было соблюдать для того, чтобы не давать лишнего труда стряпухе, чтобы всем доставалось поровну мяса, чтобы общая жизнь в землянке шла легко и дружно.
Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек?
Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют повсюду — в любом обществе, в каждом коллективе. Кое в чём они отличаются. Это зависит от условий, в которых живут люди.
Сейчас, например, даже в артелях лесорубов не приходится есть из общего котла, да ещё помнить, чтобы не съесть больше соседа. Так что поговорка «Раньше батьки с ложкой не суйся» нынешним ребятам, пожалуй, и непонятна.
Возникла эта поговорка в давние времена, когда в крестьянских семьях все ели щи из одной миски. Щи обычно бывали «пустые», без мяса, но в праздники в них иной раз были накрошены кусочки говядины. В этих случаях полагалось сначала всем обедающим хлебать одну жижу и лишь после того, как отец первым зачерпнёт со дна мясо, разрешалось «таскать» кусочки и остальным.
Зато сейчас существуют правила, каких не знали в старину. Скажем, что невежливо занимать телефон общего пользования больше трёх минут или стоять у дверей вагона, если не собираешься выходить на следующей остановке.
Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними.
Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.
С поднятым забралом
Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения?
Никто этих правил из головы не выдумывал. Они создавались в народе постепенно. И возникали они отнюдь не случайно.
Сколько раз ты, наверное, слышал: «Сними шапку, если в комнату вошёл!»
«А зачем её снимать, шапку? — думал ты с досадой. — И откуда взялось такое правило?»
Ты, конечно, очень удивился бы, встретив на улице человека, одетого в костюм из… листового железа: шапка железная, куртка железная, брюки железные, сапоги железные и даже рукавицы железные.
Впрочем, ты, конечно, догадываешься, что речь идёт о рыцарских латах, которые теперь можно увидеть только в музее.
Но лет тысячу назад такие доспехи надевали не только готовясь к бою, но и вообще собираясь в любую поездку.
Люди постоянно ходили вооружёнными. А уезжая из дому в дальний путь, надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под железный шлем.
Но вот на пути дом, где живёт добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несёт его в руке. «Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом хозяину. — Видишь, моя голова открыта.
Я тебе доверяю. Ты хороший человек, не грабитель и не предатель. Удара исподтишка не нанесёшь».
Суровые эти времена давно прошли. В любой дом люди входят теперь без опаски.
Но обычай — входя в комнату, снимать шапку — остался. Остался потому, что это хороший обычай. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе.
И это им, конечно, приятно.
С тех же давних времён идёт обычай: здороваясь, снимать перчатку с правой руки.
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Как-то Сократа спросили: «Что легче всего?» – «Поучать других», – ответил мудрец. «А что труднее всего?» – «Познать самого себя. » Жизнь человека многогранна и сложна. Каждый человек – это маленькая Вселенная с ее невообразимыми сложностями и особенностями. Все мы рождаемся маленькими, беспомощными и беззащитными. При рождении ребенка никто не может сказать, кто из него вырастет. Но формировать будущего человека нужно с первых лет жизни. Именно в это время закладываются черты будущего характера, а в подростковом, юношеском возрасте он формируется окончательно. Коррекция происходит под воздействием окружающей среды. Во все последующие годы в человеке постоянно наблюдаются те или иные изменения психики, интеллекта, характера, эмоционального восприятия жизни: меняется его внутренняя сущность.
Очень важно не подчиняться обстоятельствам, а подниматься выше них и стремиться в любых условиях побеждать. Английский писатель Уильям Теккерей писал: «Мир – это зеркало, в котором каждый видит собственный лик свой. Хмурься перед ним, и оно покажет тебе рожу угрюмую; улыбайся ему, смейся перед ним, и ты встретишь в нем веселого товарища». Люди с недовольным лицом похожи на сито: все явления жизни просеиваются через их сознание, хорошее проскакивает, не задерживаясь, а плохое остается и фокусируется, продолжая формировать характер. В народе говорят: «Сердиться – значит мстить себе за ошибки других». С такими людьми сложно общаться. Что же делать, чтобы завоевать расположение окружающих, которое в конце концов важно для нас самих? В таком случае необходимы меры систематического самовоздействия, кропотливая работа над своей психикой, самонастройка на радость, на светлое и красивое.
О людях судят по их поведению в обществе. Тот, кто ведет себя по писаным и неписаным правилам этикета, всегда производит прекрасное впечатление, и все с удовольствием имеют с ним дело. Хорошие манеры должны быть лишь проявлением внутреннего отношения человека к окружающим; проявление внимания и уважения к людям зависит и от того, как мы сами ведем себя. Мы вправе ожидать от них любезного отношения, если только мы сами вежливы, приветливы и почтительны. Прежде чем вспылить, наговорить резкостей, которые будут болезненно восприняты и собеседником и вами, подумайте, взвесьте все обстоятельства и. может быть, тон и лексика будут другими. И еще одно правило, которым следует руководствоваться в отношениях с другими: поступайте с ними так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами.
Первая книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась больше двухсот лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» и составлена была самой Императорской Академией наук.
Большинство приведенных в книге правил вполне годятся и сегодня. Вот некоторые из них:
«Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.
Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.
Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай.
Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.
Около своей талерки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.
Прошли столетия. Сменились поколения. Но что бы ни делал каждый из нас, мы всегда должны помнить, что нас окружают другие люди, наши близкие, друзья. И мы должны всегда вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Постоянно помнить об окружающих – именно в этом и заключаются подлинная вежливость и подлинное воспитание.
Читайте также
Раздел III. Рассказы, написанные по просьбе составителя
Раздел III. Рассказы, написанные по просьбе составителя Наталья А, Жанна К и Н. Антропова — студентки 4–5-х курсов факультета дошкольного воспитания Шадринского пединститута. Написание «рассказа из жизни» (с последующим кратким комментарием) было предложено в учебных
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Настоящая книга составлена из четырех произведений чешского писателя и этнографа Милослава Стингла: «Черные острова», «Последний рай», «По незнакомой Микронезии» и «Очарованные Гавайи». С согласия автора из каждой книги отобраны наиболее интересные
От составителя
От составителя Вероятно, не все современные российские фольклористы согласны с тем, что само понятие «фольклор» представляет собой социальный конструкт, что за ним нельзя увидеть неизменных культурных сущностей и что манипулирование образами народного «творчества»,
От составителя
От составителя Со времени появления тематических сборников «Русская альтернативная поэзия» (М., 1989) и «Русская альтернативная поэтика» (М., 1990), выпусков журналов «Литературное обозрение» (1991. № 11) и «Искусство Ленинграда» (1991. № 4) до выхода в свет тома сочинений Ивана
От составителя
От составителя В работах М. Бахтина, составивших эту книгу, отражен весь путь выдающегося ученого: от раннего выступления в печати — краткой статьи 1919 года — до заключивших этот путь заметок «К методологии гуманитарных наук» (1974). Большая часть из собранных здесь работ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Как-то Сократа спросили: «Что легче всего?» – «Поучать других», – ответил мудрец. «А что труднее всего?» – «Познать самого себя. » Жизнь человека многогранна и сложна. Каждый человек – это маленькая Вселенная с ее невообразимыми сложностями и
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Настоящая книга составлена из четырех произведений чешского писателя и этнографа Милослава Стингла: «Черные острова», «Последний рай», «По незнакомой Микронезии» и «Очарованные Гавайи». С согласия автора из каждой книги отобраны наиболее интересные
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Настоящая книга составлена из четырех произведений чешского писателя и этнографа Милослава Стингла: «Черные острова», «Последний рай», «По незнакомой Микронезии» и «Очарованные Гавайи». С согласия автора из каждой книги отобраны наиболее интересные
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Настоящая книга составлена из четырех произведений чешского писателя и этнографа Милослава Стингла: «Черные острова», «Последний рай», «По незнакомой Микронезии» и «Очарованные Гавайи». С согласия автора из каждой книги отобраны наиболее интересные
От составителя
От составителя Книга, которую вы держите в руках, открывает серию сборников трудов священника Георгия Чистякова, историка, филолога и общественного деятеля.В первый том этой серии вошли лекции по Новому Завету, в 1996 году опубликованные в журнале «Истина и жизнь» и