египетская богиня исида богиня чего
Исида – женский идеал Древнего Египта
Исида была одной из самых значимых богинь для древних египтян. Она воплощала силы плодородия, владела магией и могла совершать невозможное. Да что говорить – Исиде по силам было даже воскрешение умерших! В то же время она служила примером преданности и бесконечной любви к супругу, что делало богиню защитницей женщин.
Немногие божества могут состязаться с Исидой по своей популярности – её имя часто фигурирует в древних текстах, документах, описаниях обрядов и даже заклинаниях. Своей покровительницей её избирали царицы Египта, которые считали себя воплощением богини. На какие чудеса была способна Исида? И как сила её любви смогла одержать победу над самой смертью?
Исида – первая в божественной четвёрке
В мифологии Древнего Египта была два верховных божества, отождествлявшиеся с небом и землёй, Нут и Геб. Первая была богиней небесных светил и всего небосвода, а Геб стал её супругой, с которым её разделял весь мир, находящийся между двумя мирами. Именно у этой могущественной пары родилась Исида, которая стала первым ребёнком неба и земли.
Братом-близнецом, а позднее и мужем Исиды стал Осирис, другими родственниками были сестра Нефтида и брат Сет. Мне не раз приходилось замечать, что в древнеегипетских мифах наиболее важные события связаны с этой четвёркой богов. несмотря на родственные связи и достаточно добрый нрав твоих из них, из-за Сета отношения сестёр и братьев оказались сложными.
Когда пришла пора создавать священный союз, Исиа стала супругой Осириса, Нефтида – Сета. Не стоит удивляться таким близкородственным бракам – в древнем Египте они были запрещены простым людям, однако боги и фараоны были вынуждены сохранять чистоту своей крови, из-за чего часто создавали семьи с родными братьями или сёстрами.
Исида была богиней-колдуньей
Несчастье богини
Несмотря на то, что Исида была образцом верности и любви к мужу, Осирис не отличался такими же качествами. В тот миг, когда он изменил своей жене с сестрой Нефтидой, богиней потустороннего мира, оскорблённая Исида издала крик отчаяния.
Вскоре она нашла в камышовых зарослях маленького Анубиса. Это был ребёнок Нефтиды от Осириса, однако мать выбросила его, боясь, что о её измене узнает грозный Сет. Надо отдать должное Исиде, она взяла племянника на воспитание, а подросший Анубис стал покровителем мёртвых и их проводником в иной мир. На мой взгляд, в Исиде воплощён некий женский и материнский идеал того времени, который, впрочем, актуален и сегодня.
Несмотря на ухищрения своей супруги, Сету стало известно о предательстве Осириса. Кроме того, он и сам был страстно влюблён в Исиду, которая не замечала никого, кроме своего мужа.
Коварством Сет вынудил царя богов Осириса лечь в чудесный саркофаг. Тут же брат захлопнул его крышку и бросил гроб в Нил. Исида, которая была с рождения наделена чарами, поняла, что её возлюбленный в беде. Отвергнув Сета, который теперь занял трон Осириса, она отправилась на долгие поиски.
Найдя мёртвого Осириса в нильской затоке, она вытащила саркофаг на землю. Исида превосходно владела магией, а потому могла воскресить супруга. Здесь хочу заметить, что изначально богиня была покровительницей волшебных сил и всевозможных магических ритуалов, а лишь со временем её функции расширились – она стала повелевать воздухом и влагой, плодородием и жизненной энергией.
Исида – великая волшебница
Тем не менее, даже мудрой Исиде требовались определённые вещества и снадобья для проведения ритуала. Когда она отправилась за ними, Сет вышел на берег в облике леопарда. Он разорвал тело несчастного Осириса на множество частей. Теперь его брат не мог возродиться. Когда Исида вернулась, она поняла, что случилось непоправимое, однако не потеряла мужества даже в такой ситуации.
С помощью своего воспитанника Анубиса богиня стала искать по всему миру части тела мужа. Там, где находили часть Осириса, люди возводили храмы в память о боге. Когда последний фрагмент был найден Исидой, она приступила к священному ритуалу. Ей удалось на некоторое время вернуть к жизни Осириса.
Как рассказывают мифы, богиня приняла облик сокола и соединилась с энергией супруга. В тот миг в ней зародилась жизнь. Осирис вынужден был вернуться в царство мёртвых, где стал правителем и главным судьёй, а Исида родила бога Гора, который справедливо наказал злого Сета.
Исида и тайное имя Ра
Однако порой Исида предстаёт хитроумной колдуньей, способной добиться желаемого любой ценой. Известно, что у бога Ра было тайное имя (какое – до сих пор неизвестно, ведь в древних текстах оно не указано). Исиде хотелось знать его, ведь тогда весь мир оказался бы в её подчинении. Упрямый Ра не отвечал на её вопросы. Тогда Исида с помощью магии наслала болезнь на бога.
Он знал, что излечить от недуга его сможет только Исида, а для исцеляющего заклинания необходимо было открыть богине своё тайное имя. Ра пришлось это сделать, после чего Исида изгнала болезнь, насланную ею же.
Не думаю, что бог пожалел о своих словах, поскольку своё знание Исида никогда не использовала против людей. Наоборот, богиню представляли защитницей и священной помощницей. Она являлась покровительницей царской семьи, что в текстах египтян описывается как земное воплощение богов.
Храм Исиды на острове Филе в Египте
Неспроста Исиду называют самой известной из богинь дохристианского времени. Она действительно повелевала многими стихиями и сферами жизни. Исида и являлась этой самой жизнью, которую дарила всему на свете – растениям, животным, людям. Её звездой считался Сириус, восход которого знаменовал разлив Нила. Даже свою священную реку древние египтяне называли “слезами Исиды”, которая оплакивала умершего мужа.
Исида – одна из величайших богинь древности
Египетская богиня Исида служит образцом для понимания древнего идеала женщины. Это один из немногих культов, вышедших за пределы Египта. В эпоху эллинизма, а затем и в римское время её почитали на территории всего Средиземноморья. Мало того, этот культ был серьезным соперником раннего христианства.
Исида – самая почитаемая богиня Древнего Египта
В древнем Египте Исида была известна как богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания. Она считалась символом супружеской верности и женственности. Египтяне верили, что, если жена изменит мужу, Исида обязательно покарает её. Кроме того, названная богиня входила в перечень божеств, покровительствующих медицине. В некоторых описаниях она также представлена как владычица скорпионов. В мифах Изида фигурирует как дочь Геба и Нут, правнучка Ра, а также сестра и супруга Осириса.
Древние египтяне верили, что эта богиня подарила людям пчел, создала свадебные наряды и научила женщин жать, ткать и прясть. Кроме того, она была покровительницей рожениц и определяла судьбу новорожденных царей. Считалось, что богиня присутствует при родах будущего правителя, помогая царице облегчиться от беремени.
Греки и римляне называли её «та, у которой тысяча имен». Что касается значения имени богини, то буквально оно переводится как «трон». Исида олицетворяла власть фараона и считалась небесной матерью действующего правителя, предоставившей ему трон. Интересно, что Изида, подобно вавилонской Иштар, изначально была злой богиней, враждующей даже со своим сыном. Но со временем она превращается в благодетельную владычицу, любящую жену и мать.
Как изображали Исиду?
Чаще всего богиня выступает в антропоморфном облике, то есть выглядит как обычная женщина. Больше всего египтян привлекал образ Исиды как «божественной матери». Сохранилось огромное количество статуй и рисунков, представляющих ее матерью, кормящей младенца грудью.
Символом богини был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове. Иногда она выглядела как Хатхор, которая была известна убором, обрамленным рогами коровы. Небесным проявлением Исиды была звезда Сириус. Поскольку она покровительствовала морякам, сохранились её изображения с лодкой в руках. Стоит упомянуть и о покрывале Изиды – покрове, олицетворяющим её жизненную силу.
Исиду, как и её сестру Нефтиду, нередко изображали в виде соколицы или женщины с крыльями. Считалось, что взмахами своих крыльев она создает ветер. В образе соколицы она оплакивала погибшего Осириса, поэтому её часто изображали на саркофагах как защитницу умершего. Коленопреклоненное изображение богини указывает на то, что она оплакивает каждого усопшего так, как когда-то оплакивала своего любимо супруга Осириса. Исида и Осирис всегда были для египтян примером отношений между мужем и женой.
Как почитали Исиду?
Поскольку Исида была покровительницей рожениц, при появлении на свет младенца, присутствующие возносили молитвы именно к ней, а позже приносили дары. Эту богиню призывали в беде, её имя произносили, чтобы защитить детей и семью. «Книга мертвых» содержит гимны Исиды. Самым распространенным символов богини был амулет тет, так же известный как «узел Исиды». Обычно его выполняли из минералов красного цвета.
Древнейший культовый центр богини обнаружен в северной части Дельты Нила, а конкретнее в городе Буто. Храмы Исиды располагались во многих египетских городах, но больше всего её почитали в Коптосе, Абидосе, Дендере и на острове Филе. В последней местности богиню почитали вплоть до 6 века н.э. Ещё в 4-м веке н.э. римский император Диоклетиан посещал это место, надеясь узнать будущее. Разрушил известное культовое сооружение византийский император Юстиниан I.
Мифы об Исиде
Мифы об Исиде и Горе. Сын Осириса и Исиды появился в тростниковом гнезде в болотах Дельты Нила. Египетская мифология подробно описывает время, когда Исида воспитывала Гора. Когда сын вырос, она яростно защищала его права на царский престол и, в конце концов, добилась своего. Она всегда помогала Гору в его столкновениях с Сетом. Хотя мифологическая биография богини содержит упоминание о том, как однажды она выступила на стороне Сета. Гор не простил предательства и отрубил матери голову.
Как в Египте, так и во всем античном мире, отношение Исиды к Осирису и Гору считалось примером семейных добродетелей. В то же время на примере Исиды четко видно, какое высокое положение в Египте занимала женщина. К примеру, когда Осирис отправился странствовать по миру, жена мудро правила страной.
Роль культа Исиды в истории
Ни одно божество Древнего Египта, за исключение разве что Сераписа, не было так широко известно в греко-римском мире, как Исида. Задолго до нашей эры её храмы существовали во многих греческих городах, а позже в Риме и Помпеях. Сам Плутарх писал о ней с великим благоговением. В античном мире египетскую богиню отождествляли с Афиной, Персефоной и Селеной.
Мистерии Изиды были известны в Испании, Галлии, и Британии. Правда, в упомянутых краях культ богини приобрел безнравственную форму. Самое удивительное, что описанный культ имел немалое значение для формирования христианской догматики. Образ богоматери с младенцем на руках, почитаемый большинством христианских конфессий, восходит к образу Исиды с младенцем Гором.
Исида
Исида (египт. Исет) — одна из главных богинь в древнеегипетской религии, богиня жизни, смерти и магии в египетской мифологии, поклонение которой впоследствии распространилось по всему греко-римскому миру. Исида является частью гелиопольской Эннеады — девяти божеств, произошедших от бога-создателя Атума или Ра. В мифах Исида фигурирует, как дочь Геба — бога земли и Нут — богини неба, супруга Осириса, сестра Нефтиды и Сета, мать Хора. Имя богини, вероятно, означает «престол», «трон» и идентично знаку, который она несет на своей голове.
Впервые Исида упоминается в текстах Древнего царства (ок. 2686—2181 до н.э.) во времена Пятой династии (ок. 2494—2345 гг. до н.э.), как один из главных персонажей мифа об Осирисе, в котором она воскрешает своего убитого мужа, божественного царя Осириса, рождает от него сына Хора и защищает его. Во времена Нового Царства (ок. 1550—1070 гг. до н. э.), Исида стала отождествляться с богиней любви Хатхор и изображалась в головном уборе Хатхор: солнечный диск между рогами коровы. В дальнейшем значение Исиды в египетской мифологии также неуклонно возрастало. Если в период классического Египта она была представлена лишь в неотъемлемой связи с Осирисом, то в Птолемеевском эллинистическом Египте Исида превратилась в полноценное божество со множеством индивидуальных ролей. Она воспринималась, как Владычица всего: Всевидящая и Всемогущая, Спасительница, Учредительница, Судьба, Мудрость, Покровительница царствующей династии и т. д. В первом тысячелетии до нашей эры Осирис и Исида стали самыми почитаемыми египетскими божествами, при этом, Исида переняла черты многих других богинь. Правители Египта и его южного соседа, Нубии, построили храмы, посвященные Исиде, а ее храм на острове Филе посреди Нила был религиозным центром как для египтян, так и для нубийцев.
В эллинистический период (323–30 гг. до н.э.), когда Египтом правили греки, Исиде поклонялись как греки, так и египтяне. Греческие приверженцы Исиды приписывали ей черты, взятые у греческих божеств, такие как изобретение брака и защита кораблей в море. После того как эллинистическая культура была поглощена Римом в первом веке до нашей эры, культ Исиды стал частью римской религии.
Содержание
Мифы об Исиде
В герметическом трактате «Дева мира» сказано, что Исида и Осирис совместно ввели в человеческую жизнь «средства к существованию» (К.К. 23.65.1). В гимне Исидора Исида-Деметра доставляет для людей не только «пропитание» (H.lsid. 1.5) — ее «деяния» состоят в открытии для человечества элементов цивилизованной жизни: законов, морали, техники (H.Isid. I.4-8). Диодор приписывает открытие зерен и плодов Исиде (эллинистическая традиция, восходящая к Леону Пеллею) Согласно ареталогиям, Исида, подобно Деметре, открыла плоды земли (Куте.7; Hymn.Isid.1.8; П.З) Исида, отождествленная с Деметрой, именуется «создательницей всей жизни» (Hymn. Isid.I.3-4) а также полезных навыков, способствующих улучшению жизни (Ibid. I.6-7). Отрывок у Диодора, где сообщается о том, как Исида нашла ячменные зерна, находит параллель в тексте Августина (August. De civ.Vff l.27 со ссылкой на Леона Пеллея)[2].
Исида принимает на себя роль покровительницы справедливого миропорядка и выступает в качестве олицетворения правды. В поздних источниках такие ассоциации приписываются Исиде довольно часто в связи с установлением в Египте добрых нравов и законов. Плутарх в одном из трактатов замечает, что, когда египетский царь Бокхорис становился жестоким, то Исида, для того, чтобы он судил справедливо, насылала на него змею, которая обвивала сверху его голову (Plut. De vitios.pud. III.529Р). Согласно Элиану, змею Фермуфис повязывают на изображения Исиды, как диадему. Причем эта змея не трогает добродетельных людей, но убивает только злодеев. Поздние античные авторы часто изображают Исиду изобретательницей египетской письменности (August. De civ. XVin.37). Также некоторые авторы приписывали Исиде открытие обработки льна (Марциан Капелла. Бракосочетание Филологии и Меркурия II.157-158: «Исида явила употребление и сеяние льна»), плавания под парусом (Гигин. Мифы 277: «Паруса первой сделала Исида: ведь когда они искала своего сына Гарпократа, она плыла на плоту под парусами») и покровительство мореходству и морякам.
Наиболее известными египетскими мифами, связанными с Исидой, являются миф об Исиде и Осирисе и миф об Исиде и Ра.
Миф об Исиде и Осирисе
Первое упоминание о богине Исиде встречается в мифе об Осирисе, впервые зафиксированном в «Текстах пирамид». В этом мифе она воскрешает своего убитого мужа, божественного царя Осириса, производит на свет и защищает его наследника Гора. Впоследствии важная роль Исиды в загробном мире была основана на этом мифе.
Единственным дошедшим до нас связным изложением этого мифа является трактат «Исида и Осирис» древнегреческого писателя и философа Плутарха, жившего во II веке. Отдельные эпизоды этой священной истории также отражены в египетских иероглифических текстах. Египетские источники рассказывают о таких важных моментах мифа, как растерзание Осириса, его воскрешение и зачатие от него Исидой Хора, сражение и судебная тяжба Хора и Сета-Тифона, снисходительное обращение Исиды с побежденным Тифоном, ссора Хора с матерью и т. д.
Во время битвы Хора и Сета
Исида освободила Сета; или, по крайней мере, она защитила его от смертельного удара; Гор обезглавил свою мать за этот поступок — объяснение обезглавленной женщины как Исиды. Позднее ее человеческое тело и голову коровы на некоторых рисунках объясняли как результат излечения этой раны богом Тотом [4].
В некоторых текстах относящихся к этому мифу, Исида также называется супругой Хора.
Миф об Исиде и Ра
Дошедший до нас миф об Исиде и Ра записан на «Туринском папирусе» конца Нового царства.
Таким образом, в этой «Легенде о Ра и змее» Исида предстает в своей главнейшей ипостаси — как хитрая, умная богиня, в совершенстве владеющая магическим искусством, «великая чарами», мудрейшая богиня, познавшая тайны богов и людей и, наконец, посвященная в тайну тайн — знание сокровенного имени Ра.
Мистерии Исиды
В эллинистическую эпоху культ Исиды стал сопровождаться проведением мистерий. В мистериях люди усматривали надежду на лучшую жизнь в загробном мире и способ избавления от несовершенного земного устройства. В основу мистерий Исиды легли Элевсинские мистерии в честь греческой богини земледелия Деметры. Именно в эллинистическую эпоху утвердилась ипостась Исиды-плодородной земли, Исиды-Деметры. Мистерии Исиды представляли собой обряд символической смерти и последующего возвращения к жизни и спасения, получаемого по милости богини. Историк Диодор приписывает Исиде изобретение лекарства, дарующее бессмертие, под чем подразумевается учреждение мистических таинств.
«Вечно Осирис честной пусть твои таинства чтит!» (Ovid. Amor. II.13.12).
Мистерии Исиды описываются в романе Апулея «Золотой осел» (Apul., Metam., XI, 3-5). В этой истории попавший в беду римлянин Луций возносит молитву о помощи Исиде, которую называл Небесной Царицей, потом он попал в плен сна и получил сновидение. В какое-то мгновение пред ним является прекрасная женщина, которая поднялась над морем, одетая в покрывало, обсыпанное звездами и луной. Женщина стала объяснять юноше, что она мать всех и царица мертвых и бессмертных. Она призналась, что известна под многими именами, одним из которых является Исида – мать богов, явившаяся перед ним в ответ на его молитвы. Далее в романе описывается посвящение Луция в ее таинства:
Достиг я пределов смерти, переступил порог Прозерпины и снова вернулся, пройдя все стихии, видел я пучину ночи, видел солнце в сияющем блеске, предстоял богам подземным и небесным и вблизи поклонился им. Настало утро, и по окончании богослужения я тронулся в путь, облаченный в двенадцать священных стол по самой середине храма против статуи богини на деревянном возвышении я был поставлен одетый поверх полотняной нижней одежды цветной нарядной верхней. С плеч за спину до самых пят спускался у меня драгоценный плащ. Взглянув внимательно на него, всякий увидел бы, что на мне кругом разноцветные изображения животных: тут и индийские драконы, и гиперборейские грифоны, животные, которых другой мир создает наподобие пернатых птиц. Стола эта у посвященных называется олимпийской. В правой руке держал я ярко горящий факел; голову мою прекрасно окружал венок из светлой пальмы, листья которой расходились в виде лучей. Разукрашенный наподобие солнца, помещенный против статуи богини, при внезапном открытии завесы я был представлен на обозрение народа. После этого я торжественно отпраздновал день своего духовного рождения, устроив изысканную трапезу с отборными винами. Так продолжалось три дня. На третий день после таких церемоний закончились и священные трапезы, и завершение моего посвящения [6].
Согласно герметическому трактату «Корэ Косму» («Дева Мира»), Исида устанавливает на земле мистерии совместно с Осирисом:
«Они, узнав от Гермеса, что все вещи внизу по воле бога-творца соответствуют вещам наверху, учредили на земле священные таинства, связанные с таинствами небесными».
Символизм Исиды
Уже в древности Исиду связывали с самой яркой звездой созвездия Большого Пса (рядом с Орионом) — Сотис (Плутарх пишет, что египтяне именовали созвездие Исиды Сотис, а греки соответственно называют Собакой), царицей неподвижных звезд а в позднюю эпоху ее также ассоциировали с планетой Венерой как Вечерней звездой (дочерью солнца) или Утренней звездой (матерью Солнца). В «Гимне Исиде» птолемеевского времени богиня названа «Сотис, владычицей небес». В греко-египетской иконографии Исида часто изображалась верхом на собаке. Также Исиду связывали с Луной и небом. Об отождествлении Исиды с Луной говорят Диодор, Плутарх и многие позднеантичные авторы. В античности Луну ассоциировали с ростом и питанием, и потому естественно, что она считалась «женским» светилом, связанным с физиологическими циклами, зачатием, беременностью и кормлением. Как богиня природы при сотворении Исида находилась в солнечной ладье Ра и, вероятно, олицетворяла рассвет.
На древних изображениях Исида имела рога или даже голову коровы. Священным животным Исиды, как богини-матери, считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа. Геродот упоминает о коровьих рогах Исиды (Herod. 11.41), а во времена Диодора считалось, что на голове Исиды не рога, а полумесяц (Диодор 1.11.4). Плутарх также пишет, что рога, с которыми изображается Исида, символически означают лунный серп. Часто Исида изображается в образе матери, кормящей грудью младенца Хора, принявшего облик фараона.
Одним из распространенных символов богини является амулет тиет — «узел Исиды», имеющий форму петли, похожую на анк. Его также называли «кровь Исиды», так как он часто изготовлялся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Этот амулет использовался в качестве погребального для защиты своего владельца. Другим важным атрибутом Исиды был музыкальный инструмент систр — ударный музыкальный инструмент, по форме напоминающий букву Y.
Исида, как воскресительница Осириса и исцелительница Ра, наделялась целительными способностями. Диодор и Иоанн Лид упоминают об Исиде как о подательнице телесного здоровья (Диодор I. 25.5; Иоанн Лид De mens. IV. 45.696). В гимнах Исидора прославляется целительское искусство Исиды (Isid. 1.29-34; П.7-8). Христианский автор Софроний в житии Кирилла Александрийского пишет, что Исида— это «мрачный египетский демон», который обитает в храмовом притворе и обманывает людей мнимым исцелением.
Исида выступает в роли покровительницы царской власти. Текст из Дендера называет Исиду «правительницей Египта и предводительницей Обеих Земель», а также «царицей и правительницей Обеих Земель». В надписях и гимнах храма на Филе неоднократно повторяется, что без благоволения Исиды ни один царь не вступает на престол. Этим функциям соответствовали такие важнейшие атрибуты Исиды, как трон (древнейший символ, знак ее имени), урей и перо маат на голове.
Из стихий Исида связана с Землей, Водой и, отчасти, с Воздухом. Так, у Плутарха она отождествляется с плодородной землей, с которой соединяется во время разлива Нил. Исида считалась покровительницей плодородия и рожениц, вод (в том числе морских) и мореплавания. В качестве защитницы мореплавателей Исида могла изображаться с рулем корабля. Во времена Птолемеев Исида ассоциировалась с дождем, который в египетских текстах называется «Нил в небе». Почиталась Исида и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев. Римский автор Лукиан сообщает, что в Египте Ио-Исида управляет разливами Нила и распоряжается ветрами (Luc. Dial. deor.3; cf. Kyme.39; Р.Оху 1380.237).
Античный неоплатоник Прокл говорит о хтонической природе Исиды и Деметры. Земля, будучи «производительницей», также является и «хранительницей» дня и ночи, поскольку она определяет их границы, их равновесие, их возрастание и убывание. Порфирий (Порфирий. De imag. ар. Евсевий. Приуготовление к Евангелию III. 11.49) называет Исиду одновременно «силой небесной земли» и «хтонической силой». В надписи из Филе говорится: «Осирис — это Нил, Исида — это поле, пашня». В своем трактате Плутарх интерпретирует образ Исиды как «женское начало природы», «кормилицы» и «всеобъемлющей». Некоторые позднеантичные и христианские авторы изображают Исиду как вечную силу, порождающую и питающую все живое (Евсевий. Приуготовление к Евангелию. III. 11.50; Макробий. Сатурналии. 1.20(18). В позднюю эпоху представления об Исиде, как «всеобщей Матери», были довольно широко распространены, поскольку ко времени римского владычества в Египте Исида заняла положение верховной, космической богини. Апулей перечисляет 13 народов, почитающих Исиду под разными именами, Оксиринхский папирус приводит названия 67 культовых центров Исиды в Нижнем Египте, и 55 — вне Египта. Исида во II в. н. э. превращается в женский аналог «единого бога» — она становится не просто вселенской богиней, но и «всебогиней» (Пантеей), объединяя в себе образы различных женских божеств.
Как сообщает Диодор, на стеле Исиды в Низе (Аравия) было написано:
«Я — Исида, царица всех земель, воспитанная Гермесом, и я установила столь великое, что это никто не сможет уничтожить. Я — старшая дочь самого молодого бога Крона. Я — жена и сестра царя Осириса. Я — первая, открывшая для людей плоды земли. Я — мать Хора царя. Я — восходящая (звезда) в созвездии Пса, мною построен город Бубастис. Радуйся, радуйся, о Египет, взрастивший меня!».[7]
Историк Геродот (Hdt., Hist., II, 41) идентифицировал Исиду с греческой героиней Ио, превращенной Зевсом в корову и символизировавшей Луну. В романе «Золотой осел», или «Метаморфозы» Апулея (Apul. Metam., XI, 5) говорится, что Исида была известна под многими именами: Минерва, Прозерпина, Беллона, Геката и пр. В позднеэллинистическое время Исида стала отождествляться с богиней Венерой. Так, Плутарх, со ссылкой на Эвдокса Книдского, передает, что «. Исида повелевает любовью». Апулей, называет Исиду «небесной Венерой» (Метаморфозы. 11. 2). В греко-римском гимне Анубису Исида называется дочерью Урана, рожденной в море — т. е. Афродитой. В одной из надписей храма на Филе Исида названа «Великой любовью, владычицей женщин. Наполняющей небеса и землю своей красотой». При этом, согласно Диодору, после гибели Осириса Исида поклялась более не сожительствовать ни с одним мужем — тем самым подчеркивается супружеская верность и целомудрие Исиды (Диодор I.22.1).
Как супругу умирающего бога, Исиду часто называли «Богиней Запада», так как она приветствовала умершую душу в загробной жизни как своего ребенка. В качестве супруги царя подземного царства Осириса Исида была отождествлена с Персефоной (Корой, Прозерпиной). В «Текстах саркофагов» говорится о том, что Исида предстает перед умершим (то есть Осирисом) в качестве «Маат». В «Книге мертвых» периода Нового царства Исида фигурирует в качестве защитницы умерших душ, которым предстоит столкнуться с опасностями в подземном мире Дуате. На богиню возлагались полномочия по суду над умершими в соответствии с их моральной праведностью для того, чтобы определить, кто может быть допущен в загробную жизнь. Исида в египетской традиции ассоциируется с потусторонним миром, поскольку она — одно из главнейших лиц в ритуале оплакивания и бальзамирования. Согласно Апулею, Исида именуется regina manium — владычицей душ умерших (Метаморфозы. XI.5). Он же называет Исиду Прозерпиной (Метаморфозы. XI.2).
Исида носит титул — госпожа магии, чародейства, волшебства. В Лувском гимне магическая сила Исиды обозначается тем, что она отразила врагов «чарами своих уст». В поздних источниках этот аспект Исиды занимает одно из центральных мест. В Стеле Меттерниха Исида говорит о себе:
«Я — ученая дочь в своем городе, я истребляю зло изречениями, которым меня обучил мой отец. » (Met. Stele. 1.57).
В магических демотических папирусах обычным эпитетом Исиды является «великая волшебством», ее называют: :«. живым уреем, госпожой волшебства, великой волшебницей из всех богов, мудрой, которая очаровывает все, но сама ничем не может быть околдована».
Исиде приписывалось изобретение алхимии. В алхимическом трактате «Исида-прорицательница своему сыну Хору», который в поздней античности считался фрагментом «Физики» Гермеса Трисмегиста, Исида рассказывает, что когда она изучала «священное искусство» (т. е. алхимию) в некоем граде Ормануфи, один из старших ангелов, Амнаэль, научил ее приготовлять золото и серебро в награду за ее любовь. Амнаэль сообщает Исиде «таинства» при условии, что она никому не откроет секрета, кроме собственного сына — поэтому следующим «посвященным» становится Хор.
С Исидой был связан черный цвет. Плутарх называет Исиду «одетой в черную тунику». Однако в другом месте Плутарх указывает, что одеяния Исиды — пестрые:
Согласно Апулею, Исида была одета в «многоцветную» одежду из тонкого виссона, поверх которой был наброшен «черный плащ» (Метаморфозы. XI.3).
Культ Исиды повлиял на христианское искусство и символизм. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Хором.
Немецкий египтолог-иезуит Афанасий Кирхер в своей книге «Oedipus Aegyptiacus» («Эдип Египетский») пишет:
«Плутарх говорит, что она – та же [богиня], что и Луна, согласуясь в этом с Макробием, Евсевием, Лукианом, и бессчетными другими авторами, которым также вторят слова Абенефа, который выражает ее тождество с Луной в таких словах: «Род персидских и египетских философов помнит, что Осирис, о чьих деяниях мы говорили прежде, есть ничто иное, как Солнце; его жена же Исида – Луна». Поскольку это так, Плутарх не зря называет Исиду πανδεχὴς, то есть, содержащей всё, и κερατοφόρος, то есть, рогоносной, намекая на подобие лунного серпа, а также μελανοστόλος, то есть черноризной, обозначая ее сокрытие и затмение, когда она, облачась во тьму, охваченная любовью к Осирису, то есть Солнцу, как бы вечно следует за своим мужем. Потому она и призывается в любовных делах, и покровительствует им, как говорит Евдокс, и сведения его подтверждает Абенеф, сообщая, что египтяне носили на себе фигурки Луны или Исиды, изготовленные в подобающее время из подобающего материала, для снискания любви; об этом суеверии он говорит так: «Они пишут на пергаменте, когда Солнце находится в зените, а Луна восходит в Раке, имя того, чьей любви ищут, и делают в нужный час Луны, когда Юпитер находится в зените, изображение Луны, и носят на себе, и говорят, что все их отчаянно любят, даже животные, которые движимые любовью, следуют за ними по пятам». Таковы бредни египетских астрологов. Но возвратимся к Исиде. Сервий называет ее Гением Нила, возвещающим о разливе реки движением систра, который она держит в деснице, а корзиною в левой руке знаменующим понижение воды. Сама же она, по мнению сего автора, на языке египтян обозначала ничто иное, как землю. Гораполлон о ней пишет так: «Египтяне, желая изобразить год, рисуют Исиду в качестве символа оного; так они обозначают Бога; ибо у них Исида – это звезда, которая по-египестки называется Σώθις, а по-гречески ἀστροκύων [Звездный пес]». Макробий же говорит, что Исиду почитают всяким культом, и что она либо земля, либо природа, подчиняющаяся Солнцу… Исида отмечена таким множеством различных имен ни по какой иной причине, как в силу того, что она является символом разнообразия и многообразия явлений, которые суть в мире; это явствует из образа, который приводится ниже. Ее называют то Минервой, Прозерпиной, Луной, Фетидой, как Овидий и Клавдиан; то Матерью Богов, Венерой, Дианой, Церерой, Кибелой, Юноной, Реей, Беллоной, Гекатой, Рамнузией, Беринунцией, Πολύμορφον δαίμονα [многообразным божеством], и другими именами, как ее называли древние у процитированных выше Апулея, Марциана, Евсевия, Плутарха, Диодора, Геральда. Не без причины на древнем капуанском мраморе мы читаем такое посвящение Исиде: ΤΕ, ΤΙΒΙ, VNA, QVAE ES OMNIA, DEA ISIS. Тебя тебе [посвящаем], Богиня Исида, ибо Ты, единая, еси всё».[9]
Образ Исиды в герметизме
В герметических текстах Исида и Осирис часто определяются как божества или «демоны» «промежуточной» природы, способные творить как добро, так и зло. Так, в трактате «Асклепий» (Asclep. XIII) говорится:
А сколько добра творит людям Исида, супруга Осириса, когда она к ним благосклонна, и сколько зла, когда она разгневана! Ведь боги земные и мирские подвержены гневу, потому что они созданы людьми из одной и другой природы. [10]
При этом, в герметических текстах утверждается, что Исида и Осирис — существа, единственно достойные прочесть священные книги Гермеса:
«Это они познают все тайны моих писаний и разделят (их): нечто они удержат, но прежде они начертают на стелах и обелисках то, что относится к благодеяниям для смертных». Они, наученные Гермесом тому, что все вокруг наполнено демонами, начертали (это) на сокрытых стелах. Они единственные, наученные Гермесом тайным законам Бога, стали для людей основоположниками и законодателями ремесел, знаний и всяких занятий.[11]
Исида и Осирис — «великие посвященные» в сокровенное знание, в «тайные законы Бога», которые им открыл Гермес. Первыми в цепочке «посвященных» были Гермес Триждывеличайший и Камефис (Камутеф), «Бык своей матери», потом — Исида и Осирис, и, наконец. Хор, получающий откровение от Исиды. В герметическом трактате «Корэ Косму», Исида в пространном монологе открывает Хору тайны мироздания: сотворение Богом вселенной, прочих богов и бессмертных душ.
Образ Исиды в гностицизме
Согласно сообщению Ипполита, передающего учение гностиков-наасенов, Исида одета в семь одеяний, которые символизируют семь эфирных «одежд» природы, семь планетных сфер (Hippol. Ref. V,7.22-23).
Образ Исиды в западной каббале
В западной традиции на каббалистическом Древе Жизни Исиду можно соотнести с сефирой Хокма (как Мудрость), сефирой Бина (как Великую Мать), с сефирой Хесед (как Воду), с сефирой Тиферет (как силу возрождения), с сефирой Нецах (как силу Любви), с сефирой Ход (как богиню магии и тайного знания), с сефирой Йесод (как силу сексуальности), с сефирой Малкут (как стихию Земли). Также Исида отождествляется со Столпом Милосердия Древа Жизни. Как богиня Воды она связана с путем Мем, а как Дева — с путем Йод. В формуле Тетраграмматона ей соответствует первая буква Хе. Из частей души человека с Исидой можно сопоставить и Нешаму (Божественную, высшую душу), и Нефеш (животную душу).
Исида в западной эзотерике
Начиная с эпохи Возрождения, богиня Исида и связанные с ней легенды, вновь вызывают интерес у просвещенных людей этого времени. Итальянский писатель и поэт Джованни Боккаччо (1313—1375) помещает ее биографию («О царице Исиде, богине Египетской») в свой сборник «О знаменитых женщинах», где описывает ее как греческую богиню, которая была дочерью либо царей аргивян Инаха, либо Прометея. Боккаччо отождествляет Исиду со стихией Земли и Ио, которая переправилась морем в Египет и вышла замуж за местного царя Аписа. Исида-Ио научила египтян писать, заниматься сельским хозяйством и печь хлеб. В благодарность за это они объявили ее богиней и учредили ее культ. Исиду-Ио упоминает и французская средневековая писательница итальянского происхождения Кристина Пизанская (1364/1365—1430) в своем сочинении «Послание Офеи Гектору» (1400). В этой книге Исида впервые сопоставляется с христианской Богоматерью.
Особое внимание многих авторов привлекает упоминание в трактате Плутарха и в Комментарии к «Тимею» Прокла сообщения о том, что в египетском храме Саиса стояла статуя Исиды под покрывалом, на фронтоне которой была надпись:
«Я есть все бывшее, и будущее, и сущее, и никто из смертных не приподнял моего покрова».
В произведениях авторов Возрождения этот образ начинает интерпретироваться как олицетворение всех тайн природы, что впоследствии получило свое дальнейшее развитие в эзотерической традиции.
Когда в эпоху Возрождения был открыт корпус текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, появилась версия, что Исида была его дочерью, а сами они жили в эпоху Моисея. С XVII-го века Исида, как великая женская богиня, символизирующая материальную Природу, ее тайны, Луну, Землю и пассивное женское начало, появляется в текстах алхимиков. Согласно одной из алхимических интерпретаций формулы INRI — это «Isis Naturae Regina Ineffabilis» (лат. «Исида — неизреченная Царица Природы»).
Описание Апулеем посвящения в мистерии Исиды, содержащееся в его романе «Золотой Осел», повлияло на посвятительные ритуалы многих тайные общества. В 1731 году французский филолог и священник Жан Террасон (1670—1750) издал роман «Сетос, или История жизни, почерпнутая из памятников и свидетельств Древнего Египта» (в переводе Дениса Фонвизина — «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая». М., 1762—1768), в котором, на основе текста Апулея, был описан фантастический обряд египетского посвящения в таинства Исиды.
В 1783 году великий английский мастер-масон Джордж Смит увидел в союзе Осириса и Исиды мифическое изображение Верховного Существа, влияние которого распространяется на природу через два светила (Солнце и Луну). Согласно одной из интерпретаций, выражение «дети вдовы», которым масоны называют себя, связано с Исидой, чей муж Осирис был убит Сетом. Некоторые уставы масонства рассматривают Исиду как олицетворение ложи, а Хора, сына Осириса, как первого масона. В уставе Мемфис-Мисраим, насчитывающим девяносто девять степеней, одна из них называется «патриарх Исиды» и «Высший Понтифик Исиды».
Основательница Теософского общества Елена Блаватская в 1877 году опубликовала книгу «Разоблаченная Изида», подразумевая, что она откроет в ней духовные истины о природе, которые не смогла открыть наука.
В «Теософском словаре» Елены Блаватской об Исиде говорится следующее:
ИЗИДА. По-египетски — Исса, богиня Дева-Матерь; олицетворенная природа. В египетском или коптском языках — Уази, женское отражение Уазара, или Озириса. Она есть «солнцем одетая женщина» из страны Хеми. Изида-Латона есть Изида римлян.[12]
В 1890 году французским оккультистом и масоном Папюсом был основан журнал «Покрывало Исиды» (Le Voile d’Isis), «еженедельный орган Независимой группы эзотерических исследований Парижа», издававшийся до 1935 года. В России в 1909 году мартинистской ложей Петербурга был основан оккультный журнал «Изида», который выходил до 1916 года.
Концепция Исиды, как всеобъемлющего божества, повлияла на концепцию Великой Богини, существующую во многих формах современного колдовства и викканского движения.
Образ Исиды в Ордене Золотой Зари
Герметический орден Золотой Зари в конце девятнадцатого века и Дион Форчун в 1930-х годах использовали образ Исиды как всеобъемлющей универсальной богини. В романе Форчун «Жрица Моря» описывается инвокация богини Изиды, как олицетворения Великой Матери. Изида в романе представлена как богиня Луны, которая является «Морем» (Sea) — Первоначальным Океаном, из которого возникла жизнь. В романе приводится вызывание Исиды:
О Изида, скрытая в земле, но ясно сияющая,
В высоких небесах приближается полнолуние,
Слушай призывные слова, слушай и внимай,
Я — то беззвучное, беспредельное, горькое море,
Из глубин которого бьет вечный источник жизни.
Я слышу призывные слова, слышу и являюсь —
В Герметическом ордене Золотой Зари один из первых храмов (отделений) назывался храм Исиды-Урании. Эмблемами Исиды Природной в Ордене считался астрологический символ Венеры, охватывающий 10 сефирот каббалистического Древа Жизни и «Звезды Венеры», представляющая собой разновидность гептаграммы, в которой вершины соединены через две.
В неофициальном Таро Золотой Зари Исиде соответствовал IV аркан «Императрица»:
Это ипостась Исиды, творческая, позитивная сторона Природы. Египетская троица Исида—Хатор—Нефтида, символами которой служат молодой месяц, луна в полнолуние и ущербная луна, представлена в Таро Императрицей, Жрицей и Правосудием. Жрица — Хатор. Символом Императрицы-Исиды может выступать как молодой месяц, так и планета Венера. А Правосудию-Нефтиде соответствует ущербная луна. Если Хатор — это мистический аспект Богини, то Исида и Венера — ипостась Любви. Полная луна Исиды представляет собой отражение Солнца Тиферет в сфере Йесод и переносит солнечные лучи по Пути Гимел. [13]
Также фигуру Исиды видели в облике обнаженной женщины с семилучевой звездой-гептаграммой на лбу, которая была изображена на XVII аркане «Звезда».
Один из четырех Знаков L.V.X., относящийся к степени Младший Адепт, 5°=6° и сефире Тиферет назывался Знаком Исиды Скорбящей, он олицетворял Силу Света, сияющего в своем наивысшем подъеме и соотвествовал букве L. Символом Исиды Природной, поддерживающей небеса, также считался Знак Воздуха, соответствующий степени Ревнитель (2°=9°) и сефире Иесод и Луне.
При прохождении посвящении кандидат считался «Возрожденным в Исиде». Непосредственно образ Исиды использовался при посвящении в степень Философа 4°=7°, соответствующей 4-й сефире, Нецах и Венере.
Так как в мистериальных культах эллинистического периода и в позднейшей герметической традиции Исида предстает, в частности, как непорочная Дева Мира, в Ордене Золотой Зари ее связывали с путем Йод, зодиакальным знаком Девы и Ату IX, «Отшельник». Исиде Природной также соответствовала Жена, облеченная в Солнце из Апокалипсисе это и Невеста из Песни Песней. Исида соотносилась с первой буквой формулы И.A.O. как И — природа, погубленная А — Апофисом-Разрушителем — и возвращенная к жизни О — Осирисом-Спасителем.
Из вождей Герметического Ордена Золотой Зари Исиде соотвествовал Провозвестник, который соответствовал стихии Воды и отвечал за поддержания мира и согласия между членами Ордена. Символически он описывался следующим образом:
У Исиды лик и тело сияют золотом. На голове у нее оранжево-голубой убор с красной головой грифа, поверх него — корона в виде трона. Ее голубая туника окаймлена золотом. Украшения ее — оранжево-голубые. В руках у нее голубой Анх и Лотосовый Жезл с зеленым цветком на голубом стебле. Стоит она на полу, покрытом оранжево-голубой плиткой.[15]
Образ Исиды в Телеме
В мистико-магической системе Телемы история человечества подразделяется на ряд эонов, каждому из которых присущи свои особые формы магии и религиозности. Первый Эон — Эон Исиды, который телемиты относят к доисторическим временам и определяют как период свободы, когда человечество поклонялось Великой Богине (символически представленной в образе египетской богини Исиды). На смену ему пришел Эон Осириса, охватывающий период от античности до начала XX века и отмеченный поклонением Единому Богу (символическим представленному в образе египетского бога Осириса). Новый Эон Хора должен стать эпохой поклонения духовному началу, слившемуся воедино с материальным, эпохой Хора, Ребенка и Будущего.
Эта карта — олицетворение Небесной Исиды. Это символ совершенной духовной чистоты; это посвящение в его самой сокровенной и тайной форме, нисходящее на человеческое сознание от высшего божественного сознания. А при рассмотрении этой же связи снизу вверх она оказывается символом чистого и непоколебимого устремления человека к Божеству, своему истоку.[16]
На другом аркане Таро Тота «Императрица» главная фигура держит в своей правой руке лотос Исиды, что также позволяет ее сопоставить с этой богиней.
Из цветов Кроули соотносит с Исидой зеленый цвет, соответствующей Венере и возрождению.
Зеленый — это не только природная растительная зелень Исиды, но и новая зелень весны, возвращающейся вслед за возрождением Осириса в лице Хора.[17]
Из знаков N.O.X. Алистер Кроули соотносил с Исидой Знак Mulier (знак Исиды Принимающей) и Знак Mater Triumphans (знак Исиды Ликующей), в котором отождествлял и соединял ее с Сетом, который, как и Исида является олицетворением «животной души» в каббале.
Как пишет Алистер Кроули в своей «Книге 777»:
3) Вечная Дева, дваждыроженная, как и Осирис.
4) Природа (дополнением которой служит ее же последняя ипостась — Нефтида, Совершенство),
5) Строительница городов (о чем свидетельствует ее головной убор),
8) Покровительница пшеницы или пищи вообще.
10) Богиня нильских вод и, следовательно, богиня вина. Она — душа опьянения, а значит, в ее образе символически представлен духовный восторг физической любви.
11) Посвятительница; владычица таинств. Наставница,
12) Возродительница (земля, вновь обретающая плодовитость по окончании зимы), о чем свидетельствует миф о собирании останков Осириса.[18]
В посвятительной системе A.’.A.’. Исида соотвествует степени Мастер Храма как Исида Ликующая или Исида с Хором, степени Дитя Бездны как Исида Принимающая, и степени Младший Адепт как Исида Скорбящая.
По поводу множества соответствий Исиды Кроули пишет:
. такую богиню, как Исида, можно отнести и к Нулю — как соравную Природе, и к 3 — как Мать, и к 4 — как Венеру, и к 6 — как Гармонию, и к 7 — как Любовь, и к 8 — как Луну, и к 10 — как Деву, и к 13 — опять же, как Луну, и к 14 — как Венеру, и к 15 — ввиду ее связи с буквой Хе, и к 16 — как Священную Корову, и к 18 — как Богиню Воды, и к 24 — как Дракона, и к 28 — как Подательницу Дождя, и к 29 — как Луну, и к 32 — как Владычицу Мистерий (Сатурн, Бина). В подобных случаях приходится довольствоваться более или менее произвольной выборкой и в каждом частном случае проводить отдельное исследование.[18]
Алистер Кроули упоминает Исиду и в своих литературных произведениях. Так, в его поэме «Песнь Исиды», включенной в пьесу «Тангейзер», посвященную странствию души, египетская богиня олицетворяет эротичность и чувственность богинь Хатхор и Венеры. В Liber LIX «Через пучину» содержится история низложения Исиды Осирисом.