егисз что это и зачем
Единая государственная информационная система в здравоохранении
Статья в карточках
Каковы цели и задачи ЕГИСЗ?
Каковы цели и задачи ЕГИСЗ?
ЕГИСЗ представляет собой единое информационное пространство, объединяющее всех участников процесса здравоохранения РФ – государственные и коммерческие лечебные учреждения, системы медицинского страхования и управления здравоохранением.
Основная цель ЕГИСЗ – обеспечение порядка в виде систематизированного сбора и хранения информации, что позволит повысить качество оказания медицинских услуг и осуществления контроля.
Все участники здравоохранения теперь объединены в единую сеть, информация собирается в классификаторы, ведется сквозная медицинская документация.
Для того чтобы система работала и приносила ожидаемую пользу, важно систематическое оперативное поступление корректной информации из каждого врачебного кабинета. Согласно постановлению правительства РФ №555 от 05.05.2018 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», все организации, у которых есть медицинская лицензия, должны передавать данные в ЕГИСЗ, не зависимо от количества работников, потока пациентов и формы собственности.
12 января 2021 года вышел приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов» от 07.09.2020 № 947н., который закрепил правовой статус электронной документации. Приказ позволяет отказаться от дублирования медицинской информации в бумажном виде. Это дает право врачу вести медицинские карты только в электронном виде, подписывая их электронной подписью. Когда во всех учреждениях система будет внедрена и заработает в полном объеме, «бумажная» нагрузка на врачей существенно сократится.
Какая информация содержится в ЕГИСЗ?
Какая информация содержится в ЕГИСЗ?
ЕГИСЗ состоит из 13 сервисов и разделена на 3 уровня – федеральный, региональный и отдельные медицинские организации.
Среди сервисов для практического врача имеют значение следующие:
Все документы отправляются в ЕГИСЗ с помощью электронной цифровой помощи, что обеспечивает надежную защиту информации.
Для того чтобы информация в системе всегда была актуальной, установлены сроки ее предоставления в ЕГИСЗ:
Как врачу работать с ЕГИСЗ?
Как врачу работать с ЕГИСЗ?
Для того чтобы начать передавать данные в ЕГИСЗ, медицинское учреждение должно подключиться к системе и организовать для всех врачей выпуск электронной подписи. После регистрации администратор учреждения выдает каждому медицинскому работнику логин и пароль для входа и работы в системе.
Врачу никаких специальных навыков для работы с системой не требуется – только базовая компьютерная грамотность и интернет-доступ. Перед началом пользования системой желательно ознакомиться с практическим руководством, где подробно описаны пошаговые действия заполнения шаблонов.
Врач и медсестра лечебного учреждения на постоянной основе работают со следующей информацией:
В работе с системой важна внимательность – следует последовательно двигаться по шаблону, заполняя все необходимые поля путем внесения информации или выбора варианта из выпадающего списка. После того, как протокол или услуга оформлены и подписаны электронной подписью, данные становятся недоступными для редактирования, поэтому важно перед завершением заполнения проверять информацию.
У каждого пользователя системы есть возможность обратиться за технической поддержкой, где помогут решить возникшие сложности.
Чем ЕГИСЗ полезна для клинической практики?
Чем ЕГИСЗ полезна для клинической практики?
Внедряемые технологии направлены не только на сбор статистики и освобождение врача от заполнения большого количества бумаг. Они могут также помогать врачу и в выборе тактики ведения пациента.
В электронные алгоритмы встроены механизмы отслеживания триггерных событий – то есть, когда врач вносит определенную информацию в электронную карту, система сама может подсказать ему следующие шаги. Триггерные точки внедрены в разные этапы ведения пациента – осмотр, консультация специалиста, протокол диагностического исследования и т.д. И если, например, в графе диагноз врач укажет «Острое нарушение мозгового кровообращения», система сразу предложит ему дальнейшие действия в соответствии с актуальными рекомендациями ведения таких больных.
В настоящее время разрабатывается подсистема «Телемедицинские консультации», которая позволит регламентировать и внедрить в широкое практическое использование телемедицинские технологии.
Как изменится работа медицинского учреждения после подключения к ЕГИСЗ?
Как изменится работа медицинского учреждения после подключения к ЕГИСЗ?
Любые изменения в налаженной работе принять непросто, и внедрение ЕГИСЗ также первое время будет требовать от медицинских работников определенных усилий и внимания, изучения новых правил ведения документации. На текущий момент ведется активная работа по подключению медицинских организаций, обучение пользователей работе в системе. Ожидается, что основной этап внедрения будет завершен к 2024 году.
Когда все организационные вопросы уладятся, можно будет оценить следующие преимущества электронного ведения документации:
Всё вышеуказанное позволит обеспечить качественно новый уровень медицинского обслуживания на всей территории РФ.
Система мониторинга ЕГИСЗ
Похожие публикации
ЕГИСЗ – официальный ресурс Росминздрава, предназначенный для формирования единой электронной информационной системы в сфере здравоохранения с целью обеспечения возможности доступа организаций и граждан РФ к медицинской информации и услугам в электронном формате. Зачем нужен сайт ЕГИСЗ и как он должен работать, прописано в ст. 91.1 закона об охране здоровья россиян от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. Алгоритм функционирования интернет-ресурса раскрыт в Постановлении Правительства от 05.05.2018 г. № 555.
Система ЕГИСЗ – что это такое
Создание единой базы данных в области здравоохранения призвано решить проблему формирования и доведения методического материала до участников системы. Наличие такого ресурса позволит повысить оперативность оказания некоторых услуг медицинскими организациями, оптимизировать работу государственных и частных учреждений в сфере здравоохранения. Ресурс ЕГИСЗ состоит из нескольких элементов:
информация, которая вносится в систему из федеральных баз данных;
информационные сводки по медицинским структурам (не предусмотрено отражение сведений по медучреждениям, финансируемым из госбюджета, в штате которых имеются должности для военнослужащих);
персональные данные лиц, участвующих в реализации медицинской деятельности (перечень сведений, вводимых в ЕГИСЗ, зафиксирован ст. 93 закона № 323-ФЗ);
в ЕГИСЗ РФ должна быть представлена исчерпывающая информация о физических лицах, получающих медицинские услуги (персональные данные, диагноз, история лечения, наименование медицинской организации, вид и объем оказанных человеку специализированных услуг, реквизиты листка нетрудоспособности, результат лечебных мероприятий);
портал ЕГИСЗ предназначен и для сбора информации о медицинских документах, которые не отражают состояние здоровья физических лиц, с отображением сведений об учреждении, в котором документ был составлен и находится на хранении;
ЕГИСЗ, официальный сайт, содержит полный набор статистических данных, характеризующих функционирование системы здравоохранения;
сведения по каждому факту оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
сводки по госзакупкам лекарственных препаратов, по вопросам обеспечения населения бесплатными медикаментами;
набор единых классификаторов и справочная информация.
В ЕГИСЗ запись может быть внесена одним из поставщиков информации. Данные могут быть представлены федеральными исполнительными органами власти, государственными страховыми фондами (медицинский, пенсионный и ФСС), властями регионов и органами местного самоуправления, отдельными медицинскими учреждениями, фармацевтическими предприятиями, операторами информационных систем.
Система включает возможность электронной записи на прием к врачу (электронная регистратура), ведение электронных медкарт пациентов и другие подобные сервисы.
Мониторинг ЕГИСЗ: спектр задач
Главной целью создания нового информационного ресурса в сфере здравоохранения – обеспечение электронной доступности услуг медицинской направленности. Пользователи смогут оперативно получать нужные им данные с гарантией достоверности представленных справочных сведений. Мониторинг ЕГИСЗ Росминздрав использует в качестве основного регуляторного механизма в области здравоохранения. При помощи этого ресурса обеспечивается информационная поддержка медучреждений, взаимодействие всех участников системы.
ЕГИСЗ, его официальный сайт Росминздрав может использовать в качестве инструмента оповещения населения страны или отдельных регионов. Таким способом предполагается доводить методический материал по ряду вопросов:
как придерживаться здорового образа жизни;
как проводить профилактические мероприятия для минимизации риска заражения различными заболеваниями;
как получить медпомощь;
как и на каких условиях можно получить ряд услуг в учреждениях здравоохранения.
Порядок формирования и ведения ЕГИСЗ (Росминздрав)
Оператором данных, содержащихся в единой электронной базе, является Минздрав России. Перечень пользователей приведен в п. 42 Положения из Постановления № 555, в него входят как органы власти и специализированные медицинские организации, так и фонды государственного страхования, и обычные граждане.
После входа на сайт (через портал Госуслуг) появляются права обычного пользователя, то есть, можно просматривать открытые данные, пользоваться некоторыми услугами ресурса, но нельзя вводить новую информацию. Чтобы получить доступ к набору функциональных элементов системы, пользователю надо сформировать специальную заявку. Форматы и набор подаваемых документов приведены в регламенте предоставления доступа. В зависимости от вида пользовательского доступа имеется возможность формировать и просматривать набор отчетных форм.
Информация по медицинским работникам должна вноситься участниками системы в течение 3-х дней после актуализации данных (после приема человека на должность или изменения сведений о сотруднике, его образовании или рабочем статусе). Информация по медучреждениям, их доходам и расходам, текущей деятельности должна обновляться в течение 5 рабочих дней с момента изменения.
Система ЕГИСЗ запись на прием к врачам позволяет осуществлять в режиме реального времени благодаря постоянной актуализации расписания врачебного персонала (эти сведения должны меняться при наличии правок в течение одного дня).
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Обсуждаем постановление Правительства №555 о ЕГИСЗ
Гусев Александр,
к.т.н., эксперт К-МИС
Гусев Александр Владимирович
Участие в стратегическом развитии, консультации по предметной области и развитию программного обеспечения, новые технологии и продукты
Биография
В 1998 г. закончил Петрозаводский государственный университет по технической специальности, 1998-1999 гг. прошел службу в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в медицинском госпитале в качестве разработчика программного обеспечения. В 1999 г. начал работу в медицинском центре ОАО «Кондопога», где занимался разработкой и внедрением медицинской информационной системы. В 2007 г. вместе с партнерами основал и работает в компании К-МИС.
Опыт работы
В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме проектирования комплексных медицинских информационных систем на основе методов математического моделирования и объектно-реляционного подхода. Автор свыше 130 научных работ по теме разработки и внедрения медицинских информационных систем, включая монографию «Информационные технологии в здравоохранении» (2002 г.) и «Медицинские информационные системы» (2005 г.), соавтор учебного пособия «Информационная система в организации работы учреждений здравоохранения».
Является ответственным редактором журнала «Врач и информационные технологии» (г. Москва), членом Экспертного совета Министерства здравоохранения РФ по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения. Входит в наблюдательный совет ассоциации разработчиков и пользователей систем искусственного интеллекта в медицине “Национальная база медицинских знаний”.
Увлечения
Рыбалка, охота, кулинария
Ранее в конце марта Министерство здравоохранения опубликовало проект этого документа на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ по адресу http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/547.
Обзор
Документом устанавливаются правовые основы функционирования Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ), в том числе задачи системы, основные функции, порядок доступа к информации, порядок и сроки представления и обмена информации, операторов и участников системы и т.д.
Установлено, что ЕГИСЗ позволит обеспечить решение комплекса задач по следующим направлениям:
Документом предусмотрено, что ЕГИСЗ включает следующий состав компонентов и подсистем:
В приложениях 1 и 2 достаточно детально прописан состав регистрируемых и предоставляемых данных, которые должны обрабатываться ЕГИСЗ.
Комментарии и мысли по документу
Прежде чем рассмотреть и дать комментарии по этому документу, приведем одну важную выдержку из Федерального закона от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (полный текст тут http://kremlin.ru/acts/bank/42200).
Согласно него в наш основной федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ включена «Статья 91. Информационное обеспечение в сфере здравоохранения», п.1 которой гласит: «Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации:
Все эти наименования объединены одним общим названием «Информационные системы в сфере здравоохранения».
При этом 242-ФЗ предусмотрена отдельная «Статья 91-1. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения», п.1 которой гласит о том, что «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [Минздравом РФ] создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ или в терминах 242-ФЗ – «Единая система»). П. 2 этой статье говорит о том, что «Положение о единой системе» утверждается Правительством РФ. Собственно, во исполнение этого пункта 242-ФЗ и разработан опубликованный Минздравом проект постановления.
ЕГИСЗ – это теперь только федеральные сервисы
Первое и, пожалуй, самое важное, на что необходимо обратить внимание, состоит в законодательном уточнении определения – что же такое ЕГИСЗ.
Напомним, что согласно раздела 6 «Общая архитектура системы» приказа Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания ЕГИСЗ» (в редакции Приказа Минздравсоцразвития России №348 от 12.04.2012, текст документа: https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/99), система состояла из централизованных и прикладных компонентов органов и организаций здравоохранения, разделяющихся на федеральный и региональные уровни, включая МИС МО.
Теперь, с вступлением в силу 242-ФЗ и утвержденным положением о ЕГИСЗ, архитектурный контур существенно изменился. Теперь ЕГИСЗ – это именно федеральная государственная информационная система в сфере здравоохранения, оператором которой является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Минздрав РФ. ЕГИСЗ является центральным компонентом информационны систем в сфере здравоохранения.
Региональные сегменты, включая региональные медицинские информационные системы (РМИС) и медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО), теперь не являются частью ЕГИСЗ. РМИС теперь необходимо относить к «государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации», а МИС МО выделены в отдельный класс продуктов, полностью сохранив свое название в тексте 242-ФЗ. Таким образом, Постановление Правительства №555 регулирует ЕГИСЗ именно как федеральную ГИС. Остальные программные продукты, которые входят в контур информационных систем в сфере здравоохранения, включая иные информационные системы, ГИСы субъектов РФ и МИС МО будут урегулированы отдельными приказами Минздрава, уже разработанными в разной степени готовности. В частности, иные информационные системы регулируются Постановлением Правительства РФ №447 от 12.04.2018 «О порядке взаимодействия государственных и негосударственных информационных систем в сфере здравоохранения», описание документа имеется тут http://www.kmis.ru/blog/o-pravilakh-vzaimodeistviia-gosudarstvennykh-i-inykh-informatsionnykh-sistem-v-sfere-zdravookhraneniia
Получается, что теперь, после утверждения положения о ЕГИСЗ, приказ Минздравсоцразвития 364 нужно будет отменить, т.к. он уже сейчас, фактически, вступает в противоречие с действующим федеральным законом.
Такое изменение имеет вполне понятное объяснение. Если бы ЕГИСЗ далее рассматривалась как система, включающая региональные сегменты и МИС МО, то Минздрав с законодательной точки зрения должны был бы осуществлять полное сопровождение всех ее компонентов, включая финансирование региональных и учрежденческих систем, каналов связи, мер безопасности и услуг по сопровождению и развитию. Таких денег в Минздрав просто нет. В реальности развитие рег.сегментов осуществляется на региональные средства и по сути, напрямую федеральным Минздравом не регулируется. Поэтому, чтобы привести ситуации de facto и de jure под общий знаменатель, ЕГИСЗ теперь будет рассматриваться именно как федеральная система. Но при этом она будет обеспечивать общую оркестровку всех других информационных систем в здравоохранении путем одной общей НСИ и единых протоколов и принципов информационного обмена.
Другие интересные изменения
Приложение №2 очень подробно и детально расписывает – какая именно информация из федеральных сервисов ЕГИСЗ кому может быть предоставлена, включая ссылки на правовые основания для такого предоставления. Теперь в одном месте законодательно закреплено – кто что может получить для обработки.
Из состава федеральных подсистем исключили как самостоятельный сервис «Административно-хозяйственную деятельность» (АХД). Теперь информация, ранее составлявшее наполнение АХД, согласно п. 2.12 приложения 1 входит в состав федерального реестра медицинских организаций.
Пункт 3, подпункт к) раздела II предусматривает следующую функцию ЕГИСЗ «Предоставление гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством использования ЕПГУ … иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг». Иными словами – основной способ предоставления сведений гражданам – это конечно ЕПГУ, но если есть иные системы (включая ГИС субъектов РФ), в которых собираются данные о работе МО или услугах, которые они оказывают – то и ими тоже. Таким образом, мы получили явное законодательное разрешение на работу региональных порталов здравоохранения и сервисов записи к врачу через Интернет, о судьбе которых мы в прошлом году несколько переживали.
Очень важная законодательная норма, создающая наконец правовые основания для реформирования медицинской статистики, предусмотрена в пункте 3, подпункт о) раздела II. В ней установлена следующая функции ЕГИСЗ: «Организация статистического наблюдения в сфере здравоохранения и формирование сводной аналитической информации по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи». Напомним, что сейчас государственное статистическое наблюдение в сфере здравоохранения осуществляется не Минздравом и тем более не информационными системами ЕГИСЗ – оно осуществляется путем сдачи бумажной статотчетности, утверждаемой Росстатом. Опубликованный проект постановления Правительства предусматривает возможность реформирования этой порочной и устаревшей по сути практики. Если все, что прописано документом, удастся развить и реализовать, включая постепенную интеграцию медицинской статистики в ЕГИСЗ и перевод ее целиком в электронный вид с формированием на основе уже имеющихся в системе данных – то это было бы очень правильным и очень нужным шагом со стороны регулятора. Такие изменения помогли бы наконец разгрузить МО от огромной нагрузки в части медицинской статистики и вместе с этим реально повысить эффективность управления и достоверность управленческой аналитики, о чем мы, например, писали тут http://www.kmis.ru/blog/meditsinskaia-statistika-nuzhdaetsia-v-razvitii
Важное изменение коснулось федеральной ИЭМК. Пункт 13 раздела III описывает федеральную ИЭМК как «. подсистему, предназначенную для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений…». Ключевое слово тут – обезличенных. Как известно, сейчас в ИЭМК передаются и хранятся вполне себе персональные данные, включая ФИО и дату рождения пациентов, сведения о полисе и т.д. Теперь Минздрав приводит это в соответствие с положениями ФЗ-323. Для того, чтобы не нужно было переделывать уже реализованные и работающие интеграции РМИС и МИС МО с ФИЭМК, в состав ЕГИСЗ вводится специальная «подсистема обезличивания персональных данных», которая как раз и будет осуществлять деперсонификацию получаемых от МИС МО персональных данных.
Пункт 15 раздела III вводит в состав ЕГИСЗ новый федеральный сервис – «Реестр электронных медицинских документов» (РЭМД). Информация о РЭМД появилась 30 января 2018 г. на портале ЕГИСЗ по адресу http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/617. Этот сервис подразумевает, что в регионе должны накапливаться подписанные УКЭП врачей медицинские документы. В настоящее время в качестве формата предоставления документов выбран PDF/A, сведения о которых (но не сами документы!) должны затем быть переданы из РМИС (именно из РМИС, а не МИС МО – обратим внимание) в ЕГИСЗ. Учитывая, что именно эти документы будут храниться с персональной информацией – то, судя по всему, именно РЭМД станет в ближайшее время источником получения копий медицинских документов в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на ЕПГУ.
Пункт 18 раздела III содержит перечень из 7 специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан (7ВЗН, пациенты с орфанными заболеваниями и т.д.). В этой части есть один важный нюанс, который хотелось бы прокомментировать. Дело в том, что у нас сейчас в стране существует больше, чем 7 указанных в документе нозологических регистров и баз данных, Например, в нашей публикации http://www.kmis.ru/blog/perechen-federalnykh-informatsionnykh-sistem-dlia-regionalnogo-ispolzovaniia представлен список из 60 таких систем. И пусть в этом перечне есть часть сервисов, которые вынесены в отдельные подсистемы ЕГИСЗ, а часть возможно уже не эксплуатируется, все равно остаются некоторые регистры, которые по сути являются федеральными специализированными или нозологическими сервисами, но в ЕГИСЗ оказались не предусмотрены. Например, известный всем «Канцер-регистр» (вполне себе живой и по которому еще и даже развитие какое-то планируется). Есть и другие системы: «Федеральный регистр стационарного больного с острым нарушением мозгового кровообращения», «Федеральный регистр больных с острым коронарным синдромом», «Государственный регистр больных сахарным диабетом» и т.д. Так вот, нюанс тут состоит в том, что согласно принятой в России законодательной традиции Минздрав может вести в статусе государственной информационной системы (а значит хранить в них персональные данные) только те продукты, которые явно указаны в каком-то из федеральных законов. Поэтому получается так, что те нозологические регистры, которые пока не получили закрепления в действующих ФЗ, не вошли в состав ЕГИСЗ. Тем не менее, такие системы могут хранить персональные данные и обрабатываться на региональном уровне. Далее они могут консолидироваться в существующих федеральных системах, но при этом сведения в них должны быть деперсонифицированы.
Пунктом 40 раздела V регламентируется состав участников (поставщиков информации) ЕГИСЗ, включая медицинские и фармацевтические организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением МО, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба). При этом для частных медицинских (но не фармацевтических!) организаций сделано отступление о том, что если они еще не приняли решение о предоставлении информации в ЕГИСЗ, то нормы этого документа пока не будут применяться к ним до 1 января 2019 г. Таким образом, у коммерческих МО осталось всего несколько месяцев на то, чтобы обеспечить и протестировать свои МИС МО в части интеграции с ЕГИСЗ. С 1 января 2019 г. они должны стать полноправными поставщиками информации в систему и обеспечить все те же интеграционные и технологические требования, которые сейчас обеспечиваются в государственном и муниципальном здравоохранении.