еиас роспотребнадзора что это такое
Автоматизированная ИТ-система для Роспотребнадзора
Компания «СофтТелематика» (входит в концерн «Национальные телематические системы» (НТС)) разработает Единую Информационную Аналитическую Систему (ЕИАС) для Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Система охватит 60 тыс. рабочих мест, ее технологическая архитектура будет включать централизованное хранилище данных (ЦХД), подсистемы сбора и передачи данных (ПСП), аналитической обработки данных (ПАД), предоставления данных (ППД) и другие элементы.
Функционально разрабатываемая система будет состоять из таких ключевых модулей, как «Лабораторное обеспечение», «Контрольно-надзорная деятельность», «Эпидемиологический надзор и мониторинг», в которые будет поступать, храниться и оперативно анализироваться информация о санитарно-эпидемиологической ситуации в стране и различных регионах, о надзорных действиях и проверках юридических лиц, данные о защите прав потребителей, научные исследования.
«СофтТелематика» разрабатывает платформенное ИТ-решение на основе свободного ПО, где информация будет обрабатываться с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, что позволит, например, быстро составлять картину тех или иных вирусных заболеваний и прогнозировать эпидемиологические угрозы.
Одновременно новая система станет удобным инструментом взаимодействия Роспотребназора как с компаниями и организациями, так и с рядовыми гражданами. Первые, в частности, с помощью личного кабинета на сайте смогут видеть информацию о плановых проверках ведомства, вторые получат удобный доступ к информации о проверенных и сертифицированных Роспотребнадзором товарах и услугах.
Разработка и внедрение ЕАИС для Роспотребнадзора намечены до конца 2021 г.
О ЕИАС
В целях совершенствования процессов и методов установления тарифов в ФСТ России (упразднена с передачей функций ФАС России, Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373) создана и развивается Федеральная государственная информационная система «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования – Региональные органы регулирования – Субъекты регулирования» (ФГИС «ЕИАС»). ФГИС «ЕИАС» обеспечивает автоматизацию информационного взаимодействия между уполномоченным федеральным органом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, регулируемыми и экспертными организациями в рамках процессов установления тарифов и обеспечивает автоматизацию следующих функций:
— документооборот в системе органов по государственному регулированию тарифов;
— документооборот между регулирующими органами и регулируемыми организациями по вопросам установления тарифов (цен) на продукцию (услуги) естественных монополий и мониторинга их деятельности;
— сбор регулярной отчетности регулируемых организаций, а также обосновывающих документов по установлению тарифов (цен); их регистрацию и проверку;
— расчет тарифов (цен) на продукцию (услуги) естественных монополий, анализ обосновывающих документов, расчет статистических показателей и прогнозов;
— анализ баланса электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы;
— мониторинг инвестиционных проектов, осуществляемых на средства, включаемые в регулируемые государством тарифы;
— ведение реестра субъектов естественных монополий;
— ведение реестра тарифов субъектов естественных монополий.
Применение системы нацелено на обеспечение прозрачности и повышение эффективности процесса государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также сокращение сроков принятия решений по тарифам.
Для регулируемой организации, применение системы приведет к реализации следующих преимуществ:
— возможность расчета тарифа на основе действующих методик, с применением средств и методов, которые применяются уполномоченным федеральным органом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и региональных органах тарифного регулирования;
— возможность проверки данных и выявления ошибок до передачи материалов в органы тарифного регулирования;
— снижение временных и материальных затрат на подготовку материалов и взаимодействие с органами тарифного регулирования
В процессе опытной эксплуатации и развития функционала ФГИС «ЕИАС» отработан механизм использования электронной подписи, позволяющий придать документам, пересылаемым в рамках системы статус юридически значимых.
В целях подготовки ФГИС «ЕИАС» к промышленной эксплуатации разработаны и введены в действие рекомендации.
Электронный документооборот в системе информационного обмена сопровождает все основные стадии подготовки, проверки и принятия тарифных и ценовых решений, относящихся к полномочиям федерального органа в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования.
Юридическая значимость электронных документов в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» обеспечивается применением средств ЭП и СКЗИ (в соответствии с необходимыми правилами и регламентами), обеспечивающих подлинность и достоверность подписанных ЭП и переданных в порядке информационного обмена документов.
Еиас роспотребнадзора что это такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера» (подготовлен Роспотребнадзором 13.09.2021)
В соответствии с частью 2 статьи 44.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе сведений санитарно-эпидемиологического характера.
2. Установить, что реализация мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2021 г. N
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СВЕДЕНИЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
I. Общие положения
2. Система обеспечивает выполнение следующих задач:
2.1. Анализ состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе текущих и ретроспективных данных результатов проведения мероприятий федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также результатов проведения социально-гигиенического мониторинга;
2.2. Оперативное информирование о возникающих угрозах и ситуациях, требующих оперативного реагирования и принятия соответствующих управленческих решений;
2.3. Прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на основе использования статистических методов и математических моделей, разрабатываемых научными подразделениями Роспотребнадзора;
2.4. Поддержка процессов планирования регулярной деятельности в целях выбора оптимальных программ действий и развития деятельности в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей;
2.5.Обеспечение информационного взаимодействия Роспотребнадзора с органами власти всех уровней, юридическими и физическими лицами;
2.6. Информационное обеспечение проведения научных исследований в области изучения закономерностей формирования нарушений здоровья населения и управления рисками для здоровья населения средствами Роспотребнадзора.
3. Система обеспечивает выполнение задач, посредством реализации следующих основных функций:
3.1. Сбор, систематизация, хранение и архивирование данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
3.2. Формирование, ведение и актуализация информации в целях недопущения распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, своевременного принятия решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
3.4. Сбор, обобщение, анализ и детализация информации о показателях деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в целях учета результатов деятельности, планирования, прогнозирования и контроля, а также в целях управления имуществом, лабораторным оборудованием и расходными материалами, актуализации нормативно-справочной и статистической информации;
3.6. Интеграция и обмен данными с иными информационными системами, в том числе федеральных органов исполнительной власти в целях эффективного межведомственного взаимодействия.
4. Создание и развитие Системы осуществляются на основе следующих принципов:
4.1. Обеспечение полноты, достоверности и актуальности информации, содержащейся в Системе;
4.2. Обеспечение информационной безопасности при создании, развитии и эксплуатации Системы;
4.3. Обеспечение свободного доступа к информации на всех этапах ее создания и эксплуатации;
4.4. Интеграция и взаимодействие Системы с иными информационными системами;
4.5. Однократность размещения информации в Системе и многократность ее использования.
II. Структура Системы
5. Система содержит подсистемы (модули, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие с иными информационными системами и сервисами, платформами, а также иные ресурсы, необходимые для достижения цели создания Системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.
6. Система включает:
1) централизованное хранилище данных;
2) подсистему сбора и передачи данных;
3) подсистему аналитической обработки данных;
4) подсистему представления данных;
5) подсистему информационной безопасности;
6) подсистему учета иностранных граждан, в том числе, прибывающих в целях трудоустройства на территорию Российской Федерации;
7) подсистему электронная медицинская книжка.
6.1. Централизованное хранилище данных предназначено для организации хранения оперативной информации, накопления и долговременного хранения значимой исторической структурированной и неструктурированной информации, хранения агрегированной и аналитической информации, хранения нормативно-справочной информации. Централизованное хранилище данных обеспечивает устойчивость структуры хранения к изменениям состава и представления сохраняемых данных;
6.2. Подсистема сбора и передачи данных предназначена для обеспечения пополнения оперативных баз данных централизованного хранилища информацией из систем-источников, а также передачи данных внешним потребителям с учетом требований информационной безопасности;
Источниками данных являются функциональные подсистемы Системы, в которые информация вводится пользователями на первичном уровне, а также внешние информационные системы, обеспечивающие информационное сопровождение направлений деятельности Роспотребнадзора, для которых разработаны интерфейсы информационного взаимодействия;
6.3. Подсистема аналитической обработки данных представляет собой совокупность программных средств, которые, а также информации, представленной в витринах данных;
6.4. Подсистема представления данных объединяет в себе набор программных инструментов, функционал которых ориентирован на построение визуальных форм представления информации, их печати и передачи в офисное программное обеспечение. Инструменты подсистемы позволяют автоматически получать обобщенную и детализированную информацию о показателях деятельности органов и организаций Роспотребнадзора, о ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, о возникновении событий, связанных с достижением показателями критических значений и требующих немедленных управленческих воздействий, устанавливать критерии возникновения событий, связанных с достижением показателями критических значений и требующих немедленных управленческих воздействий, выводить информацию в табличном и графическом виде, использовать автоматизированную картографическую систему, копировать и передавать ее во внешние (в том числе офисные) программы, получать информацию в режиме реального времени как средства оперативного мониторинга, и выполнять представление информации, полученной по результатам запросов пользователей к хранилищу исторических данных и витринам данных;
6.5. Подсистема информационной безопасности обеспечивает управление пользователями, управление полномочиями пользователей, аутентификация и авторизация пользователей, контроль доступа к информационным ресурсам Системы, контроль изменений данных, производимых пользователями Системы, контроль операций с данными, требующих подтверждения электронной подписью;
6.6. Подсистема учета иностранных граждан, в том числе, прибывших в целях трудоустройства на территорию Российской Федерации предназначена для учета и анализа иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации, в целях предотвращения распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также персонифицированного учета таких лиц о месте их проживания на территории Российской Федерации, месте работы, контактных, сведениях о состоянии здоровья и данных о прохождении медицинских осмотров и медицинского освидетельствования, в том числе результатах лабораторных исследований методом ПЦР, вакцинации.
6.7. Подсистема электронная медицинская книжка предназначена для учета и анализа сведений об организациях, выдающих личные медицинские книжки, сведений об уникальных идентификаторах выданных личных медицинских книжках, гигиеническом обучении работников, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
7. Содержащиеся в подсистемах подпроцессы обрабатывают информацию о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), об учете иностранных граждан, в том числе, прибывших в целях трудоустройства на территорию Российской Федерации, об электронных медицинских книжках, планировании деятельности, о ведении федерального реестра хозяйствующих субъектов (ЮЛ/ИП) и их производственных объектов, о лабораторном обеспечении, персонифицированном учете и оперативном анализе сведений, о предоставлении государственных услуг, социально-гигиеническом мониторинге, о рассмотрении обращений граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, о статистической отчетности и об анализе деятельности, а также об управлении лабораторным оборудованием, расходными материалами и нормативно-справочной информацией.
8. В Системе могут создаваться иные подсистемы, модули и компоненты необходимые для реализации ее функций.
III. Участники Системы, их полномочия и ответственность
9. Участниками Системы являются:
10. Оператор Системы реализует следующие полномочия:
10.1. Функционирование Системы, включая работоспособность программных и технических средств Системы;
10.2. Эксплуатацию и развитие Системы, в том числе в части сопровождения технического и программного обеспечения Системы;
10.3. Прием, хранение и предоставление данных Системы, а также проверку представляемых в Систему сведений;
10.4. Целостность и доступность данных Системы для участников информационного взаимодействия;
10.5. Полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой им в Системе.
10.6. Защиту информации, создаваемой и обрабатываемой в рамках функционирования Системы, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
10.7. Разграничение прав доступа участников информационного взаимодействия;
10.8. Подключение и (или) предоставление доступа к Системе иных информационных систем, с использованием информационной системы идентификации и аутентификации в соответствии с Требованиями к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2011 N 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
10.9. Предоставление лицам доступа к Системе для дистанционного участия при условии их идентификации с использованием этой Системы, единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы или электронной подписи таких лиц, либо с использованием иных систем идентификации;
10.10. Обязательность учета и регистрации всех действий и идентификации всех участников, связанных с обработкой персональных данных при взаимодействии иных информационных систем с Системой;
10.11. Технологическое и иное взаимодействие Системы с иными информационными системами;
10.12. Методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения Системы;
10.13. Использование средств усиленной квалифицированной электронной подписи;
10.14. Размещение информации в Системе без получения оплаты или иного встречного требования.
11. Пользователь, зарегистрированный с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» является зарегистрированным пользователем;
12. Пользователи Системы:
12.1. Обеспечивают соблюдение требований о защите информации на автоматизированных рабочих местах, в том числе переносных, используемых для работы в Системе;
12.2. Обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой в Системе.
13. Зарегистрированные пользователи Системы несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой ими в Системе, а также информации, доступ к которой предоставлен с помощью Системы.
14. Все участники Системы несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
IV. Порядок обеспечения доступа к Системе
15. Доступ к Системе предоставляется оператором Системы на безвозмездной основе в пределах полномочий, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
16. Идентификация и аутентификации зарегистрированных пользователей Системы осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации*(1).
V. Правовой режим информации и требования к хранению информации, содержащейся в Системе
17. Информация, содержащаяся в Системе, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Владельцем информации, содержащейся в Системе, является Российская Федерация. Правомочия обладателя информации от имени Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
19. Представление в Систему сведений, содержащих информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, осуществляется с согласия такого лица и с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
20. Совокупность программного обеспечения информационной системы, а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ информационной системы.
21. Имущество, входящее в состав программно-технических средств Системы, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.
22. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обладает исключительными правами на используемое в Системе программное обеспечение и его компоненты.
VI. Требования к техническим и программным средствам Системы
23. Технические и программные средства Системы должны отвечать следующим требованиям:
23.1. Размещение на территории Российской Федерации;
23.2. Обеспечение размещения информации в Системе на государственном языке Российской Федерации;
23.3. Наличие действующих сертификатов безопасности, выданных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, в отношении средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
23.4. Обеспечение автоматизированного ведения электронных журналов учета операций, осуществляемых в Системе, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках Системы, осуществивших указанные действия;
23.5. Обеспечение доступа участников Системы к системе бесперебойного ведения баз данных и защиты, содержащейся в Системе информации, от несанкционированного доступа;
23.6. Обеспечение сохранности всех версий создаваемых документов и истории их изменений;
23.7. Обеспечение возможности информационного взаимодействия Системы с другими информационными системами;
23.8. Обеспечение возможности предоставления пользователями Системы согласия на обработку их персональных данных.
VII. Правила информационного взаимодействия Системы с иными информационными системами
24. Информационное взаимодействие Системы и иных государственных информационных систем осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия*(2) или посредством программно-технических средств информационных систем.
25. Взаимодействие Системы с иными информационными системами осуществляется посредством программно-технических средств указанных информационных систем.
27. В Соглашении определяются особенности организации взаимодействия Системы и иных информационных систем, порядок взаимодействия между участниками информационного взаимодействия, а также перечень и порядок передачи сведений.
VIII. Требования к защите информации, содержащейся в Системе
28. Информация, содержащаяся в Системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о персональных данных.
29. Защита информации, содержащейся в Системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией Системы.
30. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития Системы осуществляются:
30.1. Формирование оператором Системы требований к защите информации, содержащейся в Системе;
30.2. Применение оператором Системы сертифицированных средств защиты информации к отдельным модулям и компонентам, содержащим персональные данные, а также аттестация Системы по требованиям к защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
30.3. Защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;
30.4 Обеспечение защиты информации, содержащейся в Системе, при эксплуатации Системы.
31. В целях защиты информации, содержащейся в Системе, при эксплуатации Системы оператор Системы обеспечивает:
31.1. Предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в Системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к такой информации;
31.2. Своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в Системе;
31.3. Предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации, содержащейся в Системе;
31.4. Недопущение воздействия на технические средства обработки информации, содержащейся в Системе, в результате которого нарушается их функционирование;
31.5. Возможность незамедлительного восстановления информации, содержащейся в Системе, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
31.6. Постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации, содержащейся в Системе;
31.7. Нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), а также извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
*(1) Пункт 3 постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
*(2) Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».