еирц пэс что это такое простыми словами
Чем занимается Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ)?
Сфера жилищно-коммунального хозяйства в стране до сих пор является одной из самых сложных и проблемных.
Управляющие компании часто оказывают некачественные коммунальные услуги, граждане не оплачивают счета за них. Для того, чтобы облегчить контроль горожан за работой управляющих компаний и ТСЖ, чтобы увеличить собираемость платежей по потребляемым услугам ЖКХ, были созданы специальные автоматизированные системы взаимодействия потребителей и производителей ресурсов.
Одной из них является ЕИРЦ. Что такое ЕИРЦ? Это единый информационно-расчетный центр, являющийся автоматизированной системой управления жилищно-коммунальными услугами.
Что такое ЕИРЦ?
Как расшифровать ЕИРЦ, мы определились. Это единый информационно-расчетный центр. Такое название закреплено за них не во всех регионах страны, где действует данная организация.
На некоторых территориях он носит название ЕРЦ или ЕРКЦ. По сути это одно и то же, организации, осуществляющие идентичные функции по автоматизированному учету потребляемых жилищно-коммунальных ресурсов.
В ЕИРЦ поступает информация от организаций-поставщиков коммунальных услуг, на основании неё производится расчет коммунальных платежей. ЕИРЦ не заключает прямых договоров с потребителями коммунальных ресурсов.
Договоры на оказание услуг заключаются между потребителями и управляющими компаниями. ЕИРЦ даже не вправе осуществлять списание имеющейся задолженности по коммунальным услугам. Центр может лишь по инициативе управляющей компании направлять уведомления в адрес должника о наличии таких просрочек.
Создаются ЕИРЦ региональными и муниципальными властями, которые по сути являются их учредителями. При этом все организации, оказывающие услуги коммунального характера, принуждаются к заключению договоров с ЕИРЦ на приём платежей от населения.
В Москве ЕИРЦ работают на полную мощность. Созданы они были с 2006 года, и сегодня в единых информационных центрах рассчитывается 87 % многоквартирных домов города. В Москве на 2021 год в системе ЕИРЦ ежемесячно формируется 4,8 миллиона единых платежных документов.
Основные услуги ЕИРЦ
Единые расчетные центры не ограничиваются начислением платежей за получаемые коммунальные услуги. Кроме того, ЕИРЦ оказывает сегодня огромное число услуг электронного характера.
Уже не нужно отстаивать очередь в центре, чтобы оплатить квитанции. Сделать это можно, не выходя из дома, через личный кабинет.
К электронным услугам ЕИРЦ относятся:
Через ЕИРЦ можно не только передавать показания, но и проверять даты поверок счетчиков и просматривать архив переданных показаний. Показания счетчика для подачи через сайт ЕИРЦ нужно сначала зафиксировать в Центре государственных услуг своего района.
ЕИРЦ аккумулирует всю информацию о капитальном ремонте многоквартирного дома. Через электронный портал можно узнать сведения о выбранном в доме способе накопления средств на капитальный ремонт, узнать об объемах и сроках осуществления ремонтных работ. Если в доме уже полным ходом идёт капитальный ремонт, можно получить информацию обо всех организациях, его осуществляющих.
ЕИРЦ объединил несколько коммунальных квитанций в одну – в единый платежный документ.
С наличием единого платежного документа гражданам больше не приходится путаться в бумагах. Подавать показания и оплачивать квитанции они с легкостью могут теперь через Интернет. Для этого нужно использовать вход в личный кабинет.
Такой способ взаимодействия с гражданами также облегчает работу самих центров, освобождая их от необходимости распечатывания и отправки квитанций.
График работы ЕИРЦ и способ взаимодействия с ним
Все единые информационные центры в городах разделены по районам. Каждое районное отделение имеет свой офис для приема граждан, официальный сайт.
В Москве вся информация по расчетным центрам объединена на портале — https://www.mos.ru/city/projects/jkh/. Там же в личном кабинете можно пользоваться некоторыми услугами коммунального характера.
Многие интересуются, как позвонить в ЕИРЦ, и есть ли вообще такая возможность у граждан? В каждом районном отделении есть свои номера телефонов для связи. В Москве также работает горячая линия для приёма звонков.
Позвонить в ЕИРЦ в Москве можно двумя способами:
Если позвонить в мэрию, то телефонная информационная служба сама соединит клиента с адресатом. По вопросам оплаты ЖКХ, долгов, не вовремя доставленной квитанции оператор соединяет с районным центром государственных услуг – Мои документы.
Работают отдаления ЕИРЦ с понедельника по субботу, в воскресенье – выходной. Иногда понедельник не является приемным днём для граждан. Эту информацию желательно заранее уточнять на сайтах ЕИРЦ или по телефону горячей линии. Работают отделения в основном до 20:00 часов, в субботу – до 17:00.
Узнать информацию о том, где находится Ваш ЕИРЦ, можно в отделениях управляющей компании, ТСЖ, многофункционального центра или через Интернет. Данные обо всех информационных центрах в Москве и области находятся на сайте — http://www.eirz.ru/.
Принцип работы ЕИРЦ
Деятельность ЕИРЦ строго регламентирована, не каждая организация может выступать в роли такого информационного центра. Действует ЕИРЦ по следующей схеме:
Принцип работы ЕИРЦ особо не отличается от деятельности банков или других финансовых учреждений, занимающихся приемом платежей от населения. Не все ЕИРЦ не во всех регионах предоставили гражданам возможность оплаты квитанций удаленно через Интернет. Многие отделения центров принимают платежи только через личное посещение их офиса.
Имея доступ к удаленной Интернет-оплате, гражданин лишь должен прикрепить к личному кабинету свою банковскую карту и оплачивать все платежи в один клик по единой квитанции.
Единые информационно-расчётные центры являются посредниками между потребителями и производителями и поставщиками коммунальных услуг. С помощью автоматизированной системы ЕИРЦ граждане могут оплачивать единые платёжные документы и подавать сведения приборов учета удаленно через Интернет.
Что такое ЕИРЦ, и как это работает
Эффективная работа коммунальных предприятий, а также оплата за их услуги является одной из приоритетных программ на государственном и региональном уровнях. Потому, в большинстве регионов были созданы единые информационные расчетные центры (ЕИРЦ). О ЕИРЦ, что это такое и о принципе их работы будет рассказано ниже.
ЕИРЦ — что это такое, их деятельность
ЕИРЦ расшифровывается как единые информационные расчетные центры
Как известно коммунальные услуги предоставляются различными предприятиями, и они выдают платежные документы с реквизитами, на которые граждане должны производить оплату.
С целью улучшения сервисов платежей, а также возможность гражданам производить платежи на один счет и были созданы ЕИРЦ (единые информационные расчетные центры).
Согласно данной программе единые информационные расчетные центры — это субъекты хозяйственной деятельности, которые не предоставляют никаких комуслуг.
Они просто принимают платежи от населения, и полученные средства переводят на счета коммунальных предприятий, оставляя себе определенный процент (плату).
Для осуществления такой деятельности руководители ЕИРЦ обязаны заключать договора на принятие платежей со всеми предприятиями, оказывающими коммунальные услуги.
С начала деятельности первых ЕИРЦ появилось много споров насчет их функциональности и продуктивности. Некоторые специалисты считают, что данные учреждения не приносят эффективности, а наоборот увеличивают финансовую нагрузку на кошельки потребителей комуслуг.
Вызвано это тем, что стоимость за некоторые услуги фиксированная (например, свет, газ). Поэтому те, кто их предоставляют, не могут работать в минус, а с учетом того, что ЕИРЦ забирают от 2 до 5% от суммы платежа, предприятия должны увеличивать стоимость квартплаты. Другие специалисты (разработчики концепции ЕИРЦ) наоборот говорят, что гражданам выгодней платить таким образом.
Нужно запомнить, что все ЕИРЦ создаются региональными и муниципальными властями, которые и являются их учредителями. При этом действующее законодательство обязывает все коммунальные предприятия заключать соглашения с этими субъектами хозяйственной деятельности на принятие ими платежей.
Принцип работы ЕИРЦ
Теперь перейдем к рассмотрению принципа работы ЕИРЦ. Его можно расписать в следующих этапах:
В принципе работа этих субъектов хозяйственной деятельности ничем не отличается от принятия платежей банками, другими финансовыми учреждениями. Но главное отличие состоит в том, что гражданин, который является плательщиком комуслуг, получает единый платежный документ, и может одним действием (оплатой) заплатить за все сразу.
Интересно знать, что некоторые ЕИРЦ, работа которых удовлетворяет население, создали персональные электронные кабинеты плательщиков коммунальных услуг. Благодаря им человеку нужно зайти в интернет, создать свой персональный кабинет, куда и будет поступать вся информация по коммунальным платежам, задолженности.
Прикрепив к этому кабинету свою банковскую карту, человек сможет производить оплату за ЖКХ не выходя из дома, то есть введя данные своей банковской карты и сумму, которую надо снять и перечислить в ЕИРЦ.
Как формируются квитанции на оплату
Самый большой ажиотаж у плательщиков коммунальных услуг, которые стали получать их платежные документы, вызвали начисления, которые в некоторых регионах были завышены в несколько раз.
Люди сразу стали разбираться, в чем проблема, и как оказалось, вина в этом была предприятий, которые предоставляли коммунальные услуги, так как в большинстве случаев они неправильно давали информацию. Поэтому вопрос формирования квитанций требует отдельного рассмотрения.
Как было указано выше ЕИРЦ это посредники между плательщиками за квартплатау, и теми, кто их предоставляет.
То есть учет о потребленном количестве ведется именно последними. Некоторые предприятия, у которых есть базы данных, лицевые счета не вовремя предоставляют информацию, поэтому в некоторых случаях, сотрудники ЕИРЦ, дабы не оказаться в ситуации, когда им заплатят меньше, чем необходимо выставляют большую сумму.
Поэтому граждане должны знать, что содержит в себе квитанция на оплату ЖКХ от ЕИРЦ:
Практика показывает, что такие квитанции весьма громоздкие, некоторые с трудом вмещаются на стандартных листах формата А – 4. Если ЕИРЦ предоставляет услугу по электронной оплате коммунальных услуг, тогда плательщику нужно зайти в свой личный кабинет, получить электронную платежку и оплатить ее банковской картой.
Нужно запомнить, что, несмотря на некоторые угрозы со стороны работников ЕИРЦ, что только они имеют право собирать коммунальные платежи, это не соответствует действительности. Согласно законодательству ЕИРЦ предоставляет услуги, от которых граждане могут самостоятельно отказаться и платить непосредственно через банк или другое финансовое учреждение.
Единые информационные центры (ЕИРЦ) созданы для того чтобы плательщики коммунальных услуг, могли оплачивать их в одном центре и с минимальными финансовыми затратами.
Организация ЕИРЦ: что это такое и чем занимается
Действующее законодательство обязывает граждан своевременно и в полном объеме вносить плату за потребленные коммунальные услуги. Такое требование содержит статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К коммунальным услугам относят предоставление энергоресурсов, воды, газа и так далее. Кроме этого, собственники и наниматели жилых помещений платят за техническое обслуживание, уборку и облагораживание придомовой территории, а также осуществляют взносы за капитальный ремонт, если проживают в многоквартирном доме.
При этом для более эффективного сбора средств и удобства граждан при осуществлении ими платежей в различных регионах были созданы специальные расчетные центры, в задачу которых входит аккумулирование поступающей от жильцов квартплаты и перенаправление ее непосредственным поставщикам коммунальных услуг.
Что это такое
Расшифровка аббревиатуры ЕИРЦ простыми словами — это «единый информационный расчетный центр», а также ЕИРЦ — это юридическое лицо, созданное на основании решения региональных или муниципальных властей. Основной задачей расчетного центра является прием платежей от населения за потребленные гражданами коммунальные услуги.
Здесь может возникнуть вопрос, связанный с целесообразностью создания таких расчетных центров. Однако их деятельность показывает эффективность в сфере собираемости платы за коммунальные услуги. Дело в том, что поставщиками услуг ЖКХ выступают самые различные организации, которые имеют собственные тарифы и расчетные счета, при этом каждый поставщик является обособленным юридическим лицом, не связанным с другими.
К примеру, совершенно разные организации предоставляют населению газ, воду и электроэнергию. В этой связи ранее граждане оплачивали счета за потребленные коммунальные услуги каждому поставщику отдельно, что представляет собой определенное неудобство.
ЕИРЦ же имеет заключенные договоры со всеми поставщиками ЖКУ, а граждане могут оплачивать потребленные ресурсы по одному лицевому счету по принципу «единого окна».
Чем занимается расчетный центр
В задачу ЕИРЦ входит непосредственное взаимодействие с потребителями услуг ЖКХ, направленное на обеспечение полной собираемости коммунальных платежей.
К основным видам деятельности расчетного центра следует отнести:
В каких городах представлена организация
Система ЕИРЦ на сегодняшний день находится в стадии становления и развития. Расчетные центры создаются по решению местных властей, поэтому на сегодняшний день имеются не во всех городах и регионах страны.
При этом в большинстве крупных населенных пунктов, в том числе во всех городах с населением более 1 млн. человек, оплата за коммунальные услуги принимается уже сейчас посредством расчетных центров.
Принцип работы
ЕИРЦ находится в тесном электронном взаимодействии с поставщиками коммунальных услуг. Так, после создания в регионе или муниципалитете расчетного центра им разрабатывается и внедряется специальное программное обеспечение для обеспечения расчетов с потребителями и поставщиками ЖКУ.
После этого расчетный центр заключает договоры с поставщиками и потребителями. Следует отметить, что поставщики не вправе уклониться от их заключения. В свою очередь, поставщики коммунальных услуг передают в ЕИРЦ все необходимые электронные базы, содержащие сведения о потребителях.
По завершению данного этапа ЕИРЦ приступает к формированию квитанций определенной формы, после чего они начинают поступать потребителям.
После оплаты ЖКУ денежные средства аккумулируются на счете расчетного центра, а затем поступают в адрес поставщиков услуг.
Как формируются квитанции и доставляются плательщикам
Квитанции формируются ежемесячно. Они представляют собой унифицированные документы, в которых содержится следующая информация:
Суммы оплаты ЖКУ рассчитываются на основании установленных тарифов (они устанавливаются на региональном уровне), а также показаний приборов учета, которые собственники передают в ЕИРЦ. Если у конкретного потребителя счетчики отсутствуют или ресурс предоставляется по фиксированной ставке, то учитываются нормы потребления, которые опять же установлены на местном уровне.
Оплата
В городах, где коммунальные платежи принимаются через ЕИРЦ, организовывается сеть офисов расчетных центров, где граждане могут оплатить потребленные услуги ЖКХ через кассу наличными денежными средствами.
Однако не во всех случаях это является удобным.
Так, в квитанциях обычно указываются реквизиты счета, на который граждане могут перечислять денежные средства. Соответственно, используя их, потребители могут оплатить ЖКУ через банк. В отдельных случаях за осуществление платежа через банковское отделение может взиматься плата.
Кроме этого, во многих регионах доступна оплата ЖКУ через личный кабинет, доступ к которому можно получить через сайт или даже посредством мобильного приложения.
Личный кабинет
В подавляющем большинстве регионов граждане могут зарегистрировать личный кабинет на сайте ЕИРЦ. Разберем его особенности на примере личного кабинета ЕИРЦ Московской области.
Так, сайт расчетного центра Московской области находится по веб-адресу www.my.mosenergosbyt.ru. На главной странице необходимо найти вкладку «Личный кабинет».
В появившемся меню следует нажать кнопку «Регистрация». Здесь перед пользователем появится специальная форма, в которой указываются:
Кроме этого, дополнительно вносится информация, связанная с адресом жилого помещения и номером лицевого счета плательщика.
После завершения регистрации получить доступ к личному кабинету можно путем ввода пароля и логина в соответствующем разделе.
Личный кабинет позволяет жителям Подмосковья подавать показания счетчиков, получать информацию о начисленных коммунальных платежах, оплачивать услуги ЖКХ онлайн, быть в курсе о сроках поверки приборов учета.
Как получить документы
В определенных ситуациях, связанных с отчуждением квартиры, получением социальных пособий или кредитов, гражданам может потребоваться справка об отсутствии задолженности за потребленные коммунальные ресурсы. Получить документ можно в офисе ЕИРЦ или через личный кабинет (если такая возможность реализована в конкретном регионе).
Плюсы и минусы центра
В целом, ЕИРЦ значительно облегчает гражданам задачу по оплате ЖКУ. Кроме этого, возможность оплатить коммунальные услуги онлайн значительно экономит время и представляет удобство для потребителей.
Полезное видео
Об оформлении личного кабинета подробнее в видео:
Заключение
Единый информационный расчетный центр выступает организацией, осуществляющей прием платежей за ЖКУ, сам при этом их не оказывая. Сеть ЕИРЦ позволяет вносить плату по принципу «единого окна».
Кроме этого, во многих регионах потребители могут получить доступ к личному кабинету на сайте регионального расчетного центра, что позволяет передавать показания приборов учета и оплачивать ЖКУ онлайн, тратя на это минимальное количество времени.
АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» начинает прием обращений по вопросам начислений для абонентов ГУП «ТЭК СПБ»
С 01 марта 2021 года АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» приступает к обслуживанию абонентов ГУП «ТЭК СПБ» в части работы с обращениями по вопросам начислений за отопление и горячее водоснабжение. Создание полноценного единого окна на базе АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» для потребителей ГУП «ТЭК СПб», находящихся на прямых договорах с исполнителем коммунальных услуг, позволит упростить получение необходимой информации сразу по всем услугам, включенным в единый платежный документ – отопление, горячая вода и электроэнергия.
Задать свои вопросы можно будет по телефону горячей линии +7 (812) 303-80-90 (пн-сб с 08:00 до 20:30), в Клиентских залах АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт», через форму обратной связи на сайте pes.spb.ru, а также с помощью сервиса личных сообщений в официальном сообществе АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» Вконтакте.
Напомним, что с марта 2020 года около 140 тыс. абонентов ГУП «ТЭК СПб» уже получают единую квитанцию от АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт», включающую начисления за отопление, горячую воду и электроэнергию. Введение единого платежного документа позволило петербуржцам упростить передачу показаний и оплату услуг.
Передать показания и оплатить услуги без комиссии можно с помощью Личного кабинета для бытовых потребителей, мобильного приложения «ПСК/ПЭС» (в AppStore и GooglePlay), при оплате в центрах приема платежей АО «ЕИРЦ Петроэлектросбыт». Также остаются доступными каналы передачи показаний ГУП «ТЭК Спб» – месенджеры Telegram и WhatsApp и онлайн-чат на официальном сайте.
Кто с декабря получит новые квитанции за электричество в Петербурге
«ЕИРЦ Петроэлектросбыт» продолжает переводить жителей Петербурга на «Единый платежный документ» (ЕПД), который должен заменить привычные счета за электричество. В пресс-службе энергетической компании накануне сообщили, что с 1 декабря квитанции нового образца будут получать еще 650 тыс. человек.
Несмотря на то, что переход на новые документы начался еще с 1 мая, у петербуржцев все еще остаются вопросы к нововведениям. ФедералПресс рассказывает, что такое ЕПД, откуда они появились и чем отличаются от старых.
Что изменилось в ЕПД от «ЕИРЦ Петроэлектросбыт»
В новом платежном документе «ЕИРЦ Петроэлектросбыт» теперь десять полей. Главным изменением стало появление номера лицевого счета, который пригодится горожанам при оплате показаний по всем услугам с помощью личного кабинета на сайте энергетической компании или через мобильное приложение «ПСК/ПЭС».
В Госдуме рассказали, как сократить долги за ЖКУ
Абоненты получили возможность дистанционно оплачивать услуги без комиссии, подключать автоплатежи по карте, передавать показания, отслеживать состояние лицевого счета и историю платежей. Кроме того, там можно получать информацию об изменении тарифов, напоминания о задолженности и внесении показаний. В одном окне петербуржцы смогут управлять сразу несколькими абонентскими номерами.
Также на сайте «Петроэлектросбыта» вы можете найти подробную инструкцию как по подключению личного кабинета, так и разъяснения по формату новых квитанций, которые вам приносит почтальон в бумажном виде.
Откуда появились новые квитанции за электроэнергию
До мая 2021 года жители Петербурга получали привычные квитанции за электроэнергию, куда вписывали показания своего счетчика и отплачивали ее в отделениях «Петроэлектросбыта», однако некоторые горожане стали получать обновленные счета.
Россиян с 2022 года начнут штрафовать за остекление балконов
Постановление правительства №345 поменяло сам принцип расчета. Теперь вычислять, сколько людям надо заплатить за электричество, обязаны сами энергетики. Принцип получился следующий: человек может сообщить показания счетчика по телефону, через личный кабинет в Интернете или прийти лично, а компания через месяц посчитает сумму и пришлет квитанцию для оплаты.
Еще одним нововведением стала перекочевавшая из розовых квитанций ВЦКП в ЕПД строчка за капремонт, так как фонд заключил с ЕИРЦ договор до конца года. Эта ситуация привела к огромным очередям у офисов «Петроэлектросбыта», так как многие петербуржцы увидели в новых документах долги за капремонт неизвестного происхождения.
Фото: РИА Новости / Алексей Куденко