екатерининский дворец что посмотреть внутри
История и обзор Екатерининского дворца – резиденции трех российских монархов
Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге
Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине – достопримечательность пригородов Санкт-Петербурга. Жемчужина ансамбля – Екатерининский дворец, расположенный в 26 километрах к югу Северной столицы.
Экскурс в прошлое
В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.
На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.
В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.
Преобразования Екатерининского дворца
Официальная резиденция трех российских монархов: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, – дворец перестраивался и реконструировался, чтобы соответствовать архитектурным веяниям и личным пристрастиям владельцев. Неоднократно менялись названия резиденции: Царскосельский дворец, Старый дворец.
Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, любительница роскоши, признала сооружение старомодным и маленьким. Архитектор Растрелли получил приказ перестроить здание.
30 июля 1756 года изумленным и восхищенным вельможам и иностранным гостям представили обновленный дворец – результат четырехлетнего демонтажа и перестройки. Парадный дворец с двух сторон окружили двухэтажными флигелями и соединили галереями.
100 килограммов золота потратили на позолоту изощренной отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед 325-метровым фасадом красовался величественный парк с позолоченными статуями, прямыми аллеями и многочисленными деревьями.
Дворец во время Екатерины II
Екатерина Великая, не оценив парадности и роскоши резиденции, перестроила и парк, и дворец. Возведенный в стиле барокко, дворец восхищал размерами, пространственной динамикой, живописностью декора.
Архитектурные особенности внешнего убранства
К корпусам, расположенным по торцам, примыкают одноэтажные служебные помещения. Здание сияет небесной голубизной стен и золотой отделкой деталей. Фасад, выполненный с шиком, украшают белые колонны с позолотой, лепнина и изящные декоративные статуи – герои мифов, придавая торжественный и праздничный вид.
Фигуры атлантов и кариатид, львиные маски дополняют картину изящества и роскоши. Окна, расположенные в нишах, создают игру светотени. Роскошь и великолепие вызывают трепет и восхищение. Главный фронтон украшен картушами, не до конца развернутыми свитками, с вензелями императрицы Екатерины I и короной.
В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченным куполом. Южное крыло сияет позолотой звезд, расположенных на шпиле. Торжественно выглядит парадный плац, окруженный дворцовыми флигелями. Кованая чугунная решетка с «золотыми» воротами и гербом России завершает внешнее убранство.
Залы Екатерининского дворца
Интерьеры Екатерининского дворца оформляли знаменитые архитекторы: Франческо Растрелли, Чарльз Камерон, Василий Стасов, Ипполит Монигетти. На втором этаже – Золотая парадная анфилада – залы для приемов, украшенные золотой резьбой. Расположенные на одной оси по всей длине дворца, парадные залы создают впечатление легкости и бесконечности пространства. Масштаб залов увеличивается к центру.
Светлая галерея (Тронный зал, Большая галерея) – самый большой зал Екатерининского дворца. Предназначен для официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного в ширину здания, – 860 квадратных метров. Зал размером 47 х 17 построен без единого перекрытия, что дает ощущение легкости.
Оптический эффект окон и зеркал архитектор Растрелли рассчитал так, что помещение кажется бесконечным. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.
В сиянии свеч роскошно смотрится паркет из мореного дуба, золоченая резьба на стенах и роспись на потолке. Акустический эффект такой, что звук повторяется 32 раза. Сделано для того, чтобы голос императрицы звучал грозно и властно.
Арабесковый зал с изящным элегантным интерьером оформил архитектор Чарльз Камерон, создавший жилые комнаты для императрицы в южной части дворца. Привлекает сдержанность, изысканность интерьера. Стены комнат украшают панно с орнаментами (арабесками) – изображения мужчин и женщин в римском одеянии.
Панно со жрицами у жертвенников, танцующими грациями и амурами создают неповторимый колорит зала. На полу – ковер, прославляющий победы над турками светлейшего князя Потемкина. Здесь императрица принимала гостей, играла с придворными в шахматы и шашки.
Картинный зал. Стены зала покрывают живописные полотна испанских и итальянских, голландских и французских художников – современников Петра I и Елизаветы Петровны. Картины подобраны так, что создается впечатление мозаики, потому что отделены тонкими позолоченными рамами. Жемчужина коллекции – картина «Полтавская битва», которую Петр I приказал написать в честь победы в этом сражении. Здесь устраивали дипломатические приемы и встречи.
Другие помещения
Кавалерская столовая – рядом с Тронным залом. Стены украшают картины с резными золотыми узорами. Многоярусная изразцовая печь и обеденный стол, драпированный скатертью и изящно украшенный лентами, создают домашний уют. Здесь принимали близких гостей и устраивали небольшие балы.
В белой парадной столовой обедала императорская семья. На стенах – картины со сценами охоты, натюрморты. Здесь проводились официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, с фонтанами из вина и шампанского.
Парадная лестница из белого мрамора. Вдоль стен – вазы и блюда из китайского и японского фарфора. Оригинально украшают лестницу большие часы и барометр.
Официантская выполнена в строгом стиле, украшена столиками и стульями из красного дерева. На стенах – картины с горными пейзажами.
Зеленая столовая с нежно-зелеными стенами, покрытыми лепным орнаментом на античные мотивы.
Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты отличались оригинальным оформлением стен. Украшали помещения стеклянные «столбы», внутри которых цветная фольга имитировала драгоценный камень. Цвет фольги определял название комнат. В Малиновой Столбовой играли в настольные игры. В Зеленой Столбовой хранилось столовое серебро и фарфор.
Утонченной красотой, строгостью оформления и изяществом отделки отличались:
Интерьеры, любимые Екатериной II, представлены:
Янтарная комната
Жемчужина Екатерининского дворца – янтарная комната, предмет гордости Петра I и Елизаветы Петровны. Екатерина II внесла в интерьер изменения, потратив 450 килограммов янтаря.
Комната использовалась как кабинет для уединения и размышления. Помещение, отделанное янтарем, возводилось в Германии для королевского дворца. Прусский король преподнес «восьмое чудо света» Петру I.
Особенности янтарной комнаты
Площадь янтарной комнаты – 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра. На облицовку стен потрачено 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарь – податливый в обработке материал, но малопригодный для отделки стен: при изменении температуры и влажности отслаивается.
Интерьеры янтарной комнаты
Янтарным убором оформлены три стены комнаты. На средней – восемь вертикальных панно с композицией из цветных камней работы флорентийского камнереза Луи Сириеса. Картины, созданные из яшмы и кремния, изображают аллегории пяти чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния.
Комната обильно украшена деревянной золоченой резьбой и бронзовыми светильниками тонкой работы, зеркалами и живописным плафоном, паркетом из драгоценных пород дерева. В центре потолка – огромная картина неизвестного автора, изображающая Мудрость, которая охраняет Юность от соблазнов Любви.
Дополнительное убранство янтарного кабинета
Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в бронзовые стенники. 24 зеркальных пилястры – вертикальных выступов стены – и зеркала в простенках между окнами делают комнату торжественной и парадной. Дополнительное убранство – комоды ручной работы и китайский фарфор.
Янтарный угловой столик на изящно изогнутой ножке, с часами в виде пастуха и пастушки, сидящими под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов, уютно вписался в интерьер кабинета. Позолоченная бронза изделия сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами.
В застекленных витринах – коллекция янтарных изделий. Здесь хранятся кресты и распятия, шахматы с футляром и шашки, ларцы и настольные украшения. Резные безделушки и табакерки, пудреница и коробочки, подсвечники работы русских мастеров дополняют коллекцию.
Парк Екатерининского дворца
Парковая зона дворца обустраивалась по моде времени. Недалеко от здания создали Зверинец, закрытую часть леса для царской охоты. Из парадных залов Екатерининского дворца в полной красе открывается верхний сад, в центре которого установлены две мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».
Екатерина распорядилась построить оранжереи и провести каналы от бьющих неподалеку ключей. Так образовалось в парке пять прудов. Парк украшают зеленые боскеты – стены из стриженых деревьев и кустарников с нишами для статуй.
Цветочные партеры и плодовые деревья, березовая роща и зеленый театр, карусели и 37 беседок, концертный зал украшали парк. Дубы и липы, ясени и клены, вязы и березы, орешник и ива навевают «русский» дух.
В парке много фигурных водоемов, архитектурных сооружений и павильонов. Гармонируют с общим пейзажем два симметрично вырытых пруда, названных Зеркальными. На берегу одного из них – «Мыльня их Высочеств». «Кавалерская мыльня» – мужская баня для придворных, скрыта за стеной подстриженных кустов.
На берегу Большого пруда – изящное бело-голубое здание, Грот, место уединения и отдыха. Рядом насыпан берег и устроена пристань, украшенная бронзовыми статуями «Гладиатор» и «Умирающий галл». Внутри Грота – статуя Екатерины Великой.
Расположение аллей, прудов, боскетов строго симметрично. От главного дворца к малому дворцу (Эрмитажу) ведет Эрмитажная аллея, вдоль которой возвышаются скульптуры античной мифологии: Персея, Андромеды, Галатеи, Геракла.
Амазонка, опирающаяся на щит, олицетворяет противостояние России и Швеции. На щите – символическое изображение двух стран – орел и лев. Величественная статуя Геркулеса – символ победителя Петра I.
В Эрмитаже, уменьшенной копии дворца, собирались избранные. Роскошь интерьеров дополняли инженерные хитрости: запутанные тайные ходы, подъемные устройства.
Архитектурные сооружения в парке
Между Эрмитажем и дворцом – Холодная баня, двухэтажная постройка с купальным залом, русской парной и теплой ванной. Здесь расположены агатовы комнаты, стены которых отделаны яшмой (агатом). Самоцветы, мрамор, бронза дополняют интерьер.
Часть дворцового комплекса – Скрипучая Китайская беседка, чайный домик, место для созерцания и размышлений. Императрица, любившая китайское искусство, повелела построить павильон с флюгерами в виде китайского флага. Флюгера, вращаясь на ветру, скрипели. Отсюда название беседки.
От города парк отделен Каскадным каналом с гранитной набережной и литой оградой. Чугунные ворота, украшенные решеткой и надписью императора Александра I: «Любезным моим сослуживцам», поставлены в честь победы над Наполеоном. Высота колонн 5,7 метра, вес 100,6 тонн. На берегу канала – Эрмитажная кухня, или Придворная булочная.
Исторические факты
Видео: прогулка по залам дворца
Роскошные дворцы, в которых жили короли, императоры и диктаторы, долгое время окутывала тайна: все, что творилось за их стенами, было недоступно глазам народа. Однако в наши дни все изменилось — многие из них превратили в музеи и парки. Как жили три российские императрицы и их приближенные в Екатерининском дворце Царского Села — рассказывает «Лента.ру» в новом материале из цикла о легендарных резиденциях самых могущественных правителей.
Ценный подарок
Русский царь, а позже — первый российский император Петр I был в целом человеком очень жизнелюбивым. Не отказывался монарх и от женского внимания — в той степени, в которой ему это позволяли государственные дела и увлечения ремеслами и наукой. Однако практически всю вторую половину его жизни в ней царила одна женщина — Марта Скавронская, она же Катерина Василевская, простолюдинка, фактически «военный трофей», попавшая в плен при взятии русскими Мариенбурга и сумевшая подняться до положения официальной жены царя и статуса императрицы.
Произошло это не сразу. Начало отношений Петра I и будущей Екатерины I исследователи относят к 1703 году, а обвенчались они только в 1712 году. За это время любовница родила царю троих детей, в том числе будущую императрицу Елизавету Петровну. Дочь Екатерина, первый ребенок пары, умерла младенцем.
Елизавета Петровна родилась в 1709 году. Годом позже Петр преподнес своей пока еще «невенчанной жене» и матери дочерей ценный подарок: усадьбу Саари Мойс (в переводе с финского — «Мыза на холме») неподалеку от активно строящегося и шумного Санкт-Петербурга. Позже царь пригласил архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна, который за несколько лет возвел на мызе небольшой по принятым у императоров меркам дом «о шестнадцати светлицах» (комнатах).
Впрочем, Петр Великий до конца жизни любил небольшие дома в голландском стиле и камерные помещения. Таким был и его дворец-дача Монплезир в Петергофе, и петербургский дворец в Летнем саду (который, говоря откровенно, и дворцом-то нельзя назвать). Совершенно другие привычки были у его дочери Елизаветы Петровны. Став в 1741 году императрицей, она продемонстрировала всей Европе свою любовь к роскоши.
Начало славных дел
Трон достался Елизавете не сразу после смерти ее матери, императрицы Екатерины I. Дочери Петра Великого пришлось ждать больше десяти лет, пока на престоле последовательно сменяли друг друга ее родственники. Когда враждебные ей царедворцы возвели на престол младенца Иоанна Антоновича, правнука брата Петра I царя Ивана V, терпение цесаревны Елизаветы Петровны лопнуло, и она устроила дворцовый переворот. Иоанна Антоновича заточили в крепость, где он и умер совсем юным, а цесаревна стала самодержицей всероссийской на 20 лет.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1758 год
Изображение: Louis Tocque
Императрица Елизавета декларировала возвращение к наследию своих родителей, прежде всего, разумеется, Петра Великого. Поэтому своим летним дворцом она сделала скромную Саарскую мызу, быстро превратившуюся в Царское Село — одну из самых богатых и роскошных монарших резиденций Европы.
Польский историк Валишевский, по понятным причинам вообще не благоволивший к Романовым, так описывал царицу спустя более 150 лет: «Беспорядочная, причудливая, не имеющая определенного времени ни для сна, ни для еды, ненавидящая всякое серьезное занятие, чрезвычайно фамильярная и вслед за тем гневающаяся за какой-нибудь пустяк, ругающая иногда придворных самыми скверными словами, но обыкновенно очень любезная и широко гостеприимная».
Первый фаворит Елизаветы Петровны, красавец Бутурлин, появился у нее еще в молодости, но ближайшим и самым долговременным ее любовником стал днепровский малоземельный казак Алексей Разумовский (первоначально звавшийся Розум, но переименованный для благозвучности).
Этот удивительный, по отзывам современников, красавец обладал прекрасным голосом и начал карьеру с должности певчего. Там его заметила Елизавета (кстати, ровесница Разумовского) и одарила, как тогда говорили, своим вниманием. Воцарившись, она осыпала фаворита деньгами и должностями; по легенде, они даже тайно обвенчались. У Алексея Разумовского были личные покои во всех резиденциях монархини, включая и дворец в Царском Селе.
От мызы к резиденции
Скромный двухэтажный дом, принадлежавший матери, возможно, вызывал у императрицы сентиментальные чувства. Но он никак не мог отвечать ее тяге к роскоши, которую она, будучи по сути опальной представительницей правящей династии, никак не могла утолить, пока не получила императорскую корону. По велению царицы здание по проекту Браунштейна снесли и построили новое, которое все годы ее правления расширяли и перестраивали. В память о Екатерине I императрица назвала новую по сути резиденцию Екатерининским дворцом.
Всего было четыре капитальных перестройки за 15 лет. Друг друга сменяли российские зодчие Земцов, Квасов, Чевакинский — они делали дворец все больше и великолепнее, а императрице он казался все-таки недостаточно роскошным. Последним «перестройщиком» стал весьма популярный в России Франческо Бартоломео Растрелли, итальянец по происхождению, обер-архитектор императорского двора. Ему принадлежат проекты Зимнего дворца и Смольного монастыря в Санкт-Петербурге.
Растрелли придал дворцу в Царском Селе тот вид, который мы знаем сейчас. Причем работы под его руководством начались в 1748-м и закончились в 1756 году. Бело-голубой, как небо, воздушный благодаря огромным по тем временам окнам, украшенный лепниной и статуями по моделям скульптора Дункера дворец в своей роскоши соперничал с самим Версалем. На покрытие сусальным золотом куполов дворцовой церкви, а также статуй на фасаде ушло около ста килограммов драгоценного металла. В более позднее время таких растрат уже не допускали, Екатерина II считала это ужасным разбазариванием казенных средств. Статуи просто покрывали краской.
Фасад Екатерининского дворца
Растрелли был порождением и воплощением стиля барокко в его русском изводе: пышном порой до тягостности, но однозначно впечатляющем. Екатерининский дворец стал идеально стилистически цельным памятником барокко. Следуя вкусам своей обожавшей роскошь заказчицы, Растрелли спланировал для нее Парадную анфиладу, декорированную золоченой резьбой. Обилие золота подарило анфиладе второе имя — Золотая. Она тянулась вдоль всего фасада дворца — и была единственным подобным проектом Растрелли.
Апофеозом этой эстетики в отдельно взятом Екатерининском дворце стал гигантский, площадью около тысячи квадратных метров, двусветный Большой зал. В нем так много золоченой резьбы, что буквально болят глаза: мало того, покрытые сусальным золотом, вырезанные из липового дерева ангелочки-путти, цветы, волюты и арабески еще и множатся в громадных зеркалах в простенках между окнами. Живописный плафон — гигантская картина на потолке — был написан итальянскими художниками Валериани и Перезинотти.
Настоящей жемчужиной царскосельских интерьеров была Янтарная комната. Ее стенные панели представляли собой панно с мозаикой из кусочков балтийского янтаря разных оттенков — от белого до темно-коричневого. На панелях имелись медальоны-рельефы с пейзажными сюжетами, тоже выложенные из янтаря.
Панели изготовили в Пруссии в начале XVIII века. В 1716 году король Фридрих Вильгельм I преподнес их в качестве дипломатического дара Петру I. Долгое время панели лежали без дела, но уже при Елизавете Петровне, в 1746 году, их дополнили подходящими по декору фризами и смонтировали в Зимнем дворце, откуда в 1755-м перевезли в Царское Село.
Виват, Екатерина!
К сожалению, Елизавета Петровна наслаждалась своим новым дворцом недолго: в конце 1761 года императрица умерла. Трон перешел ее племяннику, сыну сестры Анны Петровны. Урожденный Карл Петер Ульрих, герцог Гольштейн-Готторпский, в православном крещении Петр Федорович, приехал в Россию вскоре после воцарения своей тетки Елизаветы: она, будучи официально незамужней и бездетной (слухи о ее детях от Разумовского, включая легенду о княжне Таракановой, не получили официального подтверждения), решила «вырастить» из племянника преемника.
В итоге ее замысел не удался. Елизавета Петровна лично подобрала Петру Федоровичу невесту — немецкую принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую. Вряд ли императрица могла предполагать, что эта по европейским меркам небогатая аристократка обладает поистине имперскими амбициями.
Екатерина Алексеевна (так после крещения в православие звали жену цесаревича) не любила своего не блещущего красотой и талантами мужа. С помощью любовника, Григория Орлова, его братьев и единомышленников жена Петра III свергла своего мужа с престола уже через полтора года после его воцарения; вскоре экс-монарх погиб при не до конца выясненных обстоятельствах.
Бывшая немецкая принцесса из захудалого княжества стала правящей императрицей и самодержицей всероссийской Екатериной II. Она стремилась получить признание в качестве «просвещенной монархини», «матери Отечества», тратила много времени на государственные дела, переписывалась с европейскими философами-просветителями. Если выражаться языком учебников, императрица закрепила статус абсолютной монархии в России. Ее военачальники вели достаточно успешные войны с Турцией, а государственные деятели подавили одно из крупнейших в европейской истории восстаний — бунт Емельяна Пугачева.
В своей частной жизни Екатерина Алексеевна была умереннее, чем Елизавета Петровна (про десятки тысяч ее платьев никто не писал), но и аскетичной монашкой ее назвать тоже нельзя. Екатерина очень любила мужское общество — как при жизни своего мужа, так и после его смерти. Фаворит Григорий Орлов (отец младшего, внебрачного сына Екатерины — Алексея Бобринского) и его братья помогли ей занять престол, и она отблагодарила их богатством и титулами.
Чем старше становилась императрица, тем моложе делались ее любовники. Так, знаменитый екатерининский вельможа и государственный деятель Григорий Потемкин, занимавший эту «должность» около двадцати лет и даже считавшийся тайным мужем Екатерины, а также его «преемник» Петр Завадовский, были младше монархини на десять лет, а последующие фавориты еще моложе. Дмитриев-Мамонов и Ланской — на 19 лет, Платон Зубов, последняя любовь старой царицы и на редкость бездарный царедворец, — на 28 лет.