екс сбербанк что это
Сбербанк запускает единое рабочее место операторов собственной разработки
Сбербанк объявил о запуске тиража собственной разработки — нового единого рабочего места (ЕРМ) операторов первых линий, обслуживающих корпоративных клиентов. Запуск ЕРМ планируется на 1 марта 2020 г.
Опытная эксплуатация разработки показала, что благодаря ей экономится 17–20 секунд (примерно 6%) среднего времени обработки контакта. В месяц это 2,9 тыс. часов.
В данный момент идут подготовительные работы по организации тиража и обучению новых операторов — пользователей ЕРМ. Увеличение численности операторов будет происходить планомерно.
Единое рабочее место (ЕРМ) операторов первых линий ЦКР для направлений «операционная поддержка УСО» и «техническая поддержка ДБО» разрабатывается на базе банковской платформы «Единая фронтальная система» (ЕФС) с использованием модульного подхода, позволяющего легко подключить (в зависимости от потребности и готовности) новые инструменты или сервисы. На данный момент ЕРМ состоит из следующих модулей: идентификации клиентов, аутентификации, CTI-панели, карточки клиента, истории вопросов, интеллектуального помощника, базы знаний, регистрации обращений, уведомлений, поиска в CRM.
ЕРМ содержит консолидированную из девяти систем-источников информацию: «CRM корпоративный», ЕКС, СББОЛ, Way4, СНУИЛ, БФС (геообъекты), ФП «Выплаты», ФП ЗД (зарплатные договора). Это позволяет сократить количество программных окон на рабочем столе оператора.
Сергей Леханов, директор дивизиона «Центр корпоративных решений» Сбербанка, сказал: «Сбербанк подтверждает звание банка времени. Мы экономим драгоценные часы и минуты наших клиентов и наших сотрудников. Новая разработка — еще один вклад в этот процесс. ЕРМ успешно используется на нескольких площадках ЦКР: в Ставрополе, Тольятти, Новосибирске, а также на новой площадке в Нижнем Новгороде, которая уникальна тем, что операторы работают в ЕРМ с первого рабочего дня».
Греф в ужасе: ИТ-централизация не позволяет Сбербанку догонять ИТ-компании
Содержание
Программа «Централизация 2.0» Сбербанка по переводу всех территориальных банков на единую ИТ-платформу стартовала в 2011 году и была завершена летом 2015 года. Ее целями являлись: сокращение сроков вывода на рынок банковских продуктов, создание качественно новых условий для дальнейшей централизации и унификации операционных и бизнес-функций, сокращение расходов Сбербанка на ИТ.
Оценка Германа Грефа: Как только мы построили наш супер data-center, мы пришли к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны
15 января 2016 года президент Сбербанка Герман Греф заявил о своем разочаровании результатами проекта «Централизация 2.0», в рамках которого кредитная организация создала единую централизованную ИТ-платформу. Ее планируется полностью поменять.
Он сообщил, что считает конкурентами не другие российские банки, а международные ИТ-компании, отбирающие у Сбербанка «самый сладкий кусок пирога». Герман Греф подчеркнул, что Сбербанк отстает от них по скорости обновления ИТ-систем. В свою банк внес около 40 тыс. изменений в 2015 году, в то время как Amazon делает 10 тыс. изменений своей системы в день, отметил банкир.
Глава крупнейшего в России банка также рассказал о планах по кардинальным преобразованиям платформы.
Герман Греф также рассказал, что Сбербанк покупает акции российско-американской компании, которая выиграла тендер у таких ИТ-гигантов, как Oracle и IBM, и «оказалась на порядок выше этих крупнейших компаний».
Результаты программы централизации
Единая ИТ-платформа
До реализации программы в каждом макрорегионе использовался свой набор основных банковских платформ от разных разработчиков, одних только биллинговых систем насчитывалось семь штук. В рамках «Централизация 2.0» в Сбербанке была создана централизованная ИТ-платформа: «зоопарк» автоматизированных систем территориальных банков заменили на ряд унифицированных систем.
В рамках проекта, в частности, были созданы следующие системы:
Все системы базируются в едином ЦОДе «Южный порт». Филиалы «Сбербанка» работают с ними через тонкий клиент.
Помимо централизации ИТ-инфраструктуры территориальных банков «Сбербанк» также стандартизировал и унифицировал бизнес-процессы.
Масштабы программы
Программу централизации в Сбербанке называют беспрецедентной по своему масштабу. По данным вице-президента, главного архитектора ИТ Сбербанка Андрея Хлызова, в ее рамках было осуществлено более 700 крупных внедрений.
Создание централизованной ИТ-платформы велось силами «Сбербанк-Технологии», а в общей сложности в реализации программы были задействованы более 32 тыс. человек.
Что же касается финансирования, в одном из выпусков газеты для сотрудников «Сбербанк-Технологии» – СБТ Vision Андрей Хлызов сообщал, что бюджет программы составляет более одного миллиарда долларов.
Программа вышла в финал конкурса IPMA International Project Excellence Award 2015 в номинации «Mega-Sized Projects» (мега-крупные проекты), итоги которого будут подведены в конце сентября.
Андрей Хлызов подчеркивает, что при таких масштабах программа была выполнена в рекордные сроки: проект был завершен за четыре года, в то время как в среднем разработка и внедрение аналогичных программ в мире занимает 10-12 лет.
Эффекты от программы
В качестве одного из наиболее важных результатов централизации в Сбербанке называют ускорение вывода новых продуктов на рынок: если ранее их тираж в среднем занимал неделю, теперь во многих случаях — один день.
Говоря об экономическом эффекте «Централизации 2.0» в банке приводят данные, что чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV) программы составил около 8 млрд руб. Его удалось достигнуть за счет оптимизации затрат при осуществлении основных бизнес-процессов и сокращения расходов на ИТ. При этом экономический эффект почти вдвое превысил запланированный: изначально в «Сбербанке» ожидали получить 4,6 млрд руб.
Важным результатом стало и сокращение времени технологического простоя ИТ-систем в Сбербанке. В ходе реализации программы была разработана технология онлайн-миграции данных без прерывания сервисов банка и гибким управлением нагрузкой на систему.
В результате централизации существенно повысилась и производительность ИТ-систем банка, отмечают в Сбербанке. Для горизонтального масштабирования обработки данных была внедрена технология Oracle RAC, которая позволила распределить обработку данных территориальных банков по нескольким узлам на базе трех high-end систем IBM Power 795.
Сложности проекта
Перевод территориальных банков на единую платформу не был гладким. Одной из проблем по ходу реализации программы стала неготовность самого мегаЦОДа к «заливке» систем и ограниченность площадей. Об этом Андрей Хлызов рассказывал в корпоративном издании для сотрудников «Сбертеха» – СБТ Vision. Возникали и проблемы на программном уровне: например, при создании централизованной ИАСК (интегрированная автоматизированная система кредитования) физлиц на платформе Oracle.
Ошибка в ПО IBM 9 месяцев тормозила программу Сбербанка
В сентябре 2015 года Андрей Хлызов рассказал TAdviser, что при внедрении еКС (единой корпоративной системы) Сбербанка была выявлена серьезная ошибка в ОС IBM AIX, использовавшейся в проекте, из-за которой затормозились темпы реализации программы.
Внедрение еКС началось в 2011 году. В качестве вычислительной платформы для нее были выбраны новые мощные серверы IBM p795. Данная модель сервера была выпущена в конце 2010 года и еще не была «обкатана» на проектах сопоставимого с проектом Сбербанка масштаба.
По словам Андрея Хлызова, в банке была уверенность, что проблему удастся победить, однако эта история притормозила темпы реализации программы централизации: «Мы убрали режим SMT4, и ситуация стабилизировалась, после чего в течение почти девяти месяцев мы в систему больше никого не добавляли».
После того как проблема на уровне ОС была решена и банк поставил все обновления, включая обновления Oracle, Symantec и прикладного ПО, режим SMT4 был снова включен и подключение банков к системе продолжилось, сказал Хлызов.
Автоматизированные системы Сбербанка
Содержание
Сбербанк
На июнь 2015 года «Сбербанк» делит свои автоматизированные системы по 11 основным направлениям:
Core banking
Данные системы предназначены для обслуживания розничного сектора клиентов «Сбербанка» и ориентированы, в первую очередь, на обслуживание физических лиц. В числе операций, которые выполняются с их помощью – обеспечение хранения счетов по вкладам физических лиц и данных о клиентах, обслуживание запросов структурных подразделений отделений о состоянии счетов по вкладам физических лиц, прием банковских транзакций от функциональных подсистем операционного уровня и др.
Системы FrontEnd
Одной из центральных систем данного блока является АС ФС, позволяющая выполнять функции администрирования офисом, приема платежей и переводов, погашения кредита физлиц, работы со счетами и вкладами, банковскими картами, сберегательными сертификатами и лотерейными билетами, денежными знаками и ценными бланками, валютными операциями, монетами и слитками из драгметаллов, кассовыми операциями.
Также к FrontEnd системам относятся:
Процессинговые системы
Фабрика данных
BI-системы
В «Сбербанке» существует Центр компетенции развития BI. По данным одного из выпусков корпоративной газеты для сотрудников «Сбербанк Технологии», в ведении центра находятся: программно-аппаратный комплекс Teradata, включающий аналитическое хранилище данных, оперативное хранилище данных Oracle Exadata и еще одна система – витрины MIS.
Управление метаданными
Основной целью создания единой базы метаданных является автоматизация и повышение качества бизнес-процессов [2] :
Подробнее о практическом применении управления метаданными в Сбербанке в отдельной статье.
Кредитные АС
АС по управлению рисками
АС по управлению инвестициями
АС по управлению внутрихозяйственной деятельностью и персоналом
АС платформы BPM
Создание BPM-системы полного цикла в сбербанке
Единая модель процесса
Система связанных процессов
E2E-процессы вместо Продуктовых процессов Разделение процессов на 2 уровня:
Концентрация на E2E-процессах для повышения ценности для клиентов:
Непрерывное совершенствование & трансформация процесса
Интеграция с корпоративной архитектурой (КА)
Из презентации Бутыркин Вячеслав Алексеевич, 15.02.2018 на конференции CNews BPM-системы
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
2. Взаимосвязь ЕКС АС с другими системами и комплексами стандартов
2.1. Стандартизация в области АС является составной частью работ по обобщенной проблеме «Информационная технология».
2.2. Единый комплекс стандартов руководящих документов на автоматизированные системы совместно с другими системами и комплексами стандартов должен образовывать полное нормативно-техническое обеспечение процессов создания и функционирования АС.
2.3. ЕКС АС должен охватывать специфические для автоматизированных систем направления стандартизации и распространять традиционные направления стандартизации на программно-технические, программно-методические комплексы и автоматизированные системы в целом.
2.4. Направления и задачи стандартизации при нормативно-техническом обеспечении процессов создания и функционирования АС группируют следующим образом:
1) установление технических требований к продукции;
2) регламентация методов испытаний и правил аттестации и сертификации продукции;
3) регламентация правил и порядка разработки;
4) установление правил документирования;
5) обеспечение совместимости;
6) регламентация организационно-методических вопросов функционирования систем.
2.5. Обеспеченность АС в целом и их составных частей нормативно-технической документацией в рамках принятых направлений и задач стандартизации различна.
Компоненты технического, программного и информационного обеспечений, как продукцию производственно-технического назначения, рассматривают, соответственно, как конструкторские, программные и информационные изделия. На эти изделия распространяются действующие комплексы стандартов ЕСКД, СРПП, ЕСПД, СГИП, УСД, классификаторы и кодификаторы технико-экономической информации, комплексы стандартов вида «ОТТ», «Методы испытаний», «ТУ», а также ОТТ заказчика.
2.5.1. Весь жизненный цикл конструкторских изделий полностью обеспечен нормативно-технической документацией, действующей в машиностроении и приборостроении.
2.5.2. Программные изделия обеспечены НТД, входящей в ЕСПД и ОТТ заказчика. Однако область распространения этих НТД должна быть расширена с целью отражения вопросов, связанных с разработкой, созданием, распространением и эксплуатацией программных изделий.
2.5.3. Информационные изделия в настоящее время не обеспечены НТД, хотя отдельные вопросы проработаны в рамках УСД, классификаторах и кодификаторах технико-экономической информации.
2.6. Программно-технические и программно-методические комплексы рассматриваются как сложные изделия, не имеющие аналогов в машиностроении. Учитывая статус ПТК и ПМК как продукции производственно-технического назначения, правила и порядок их разработки должны быть аналогичны требованиям, установленным стандартами системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).
Переход Федерального казначейства на единый казначейский счет
Будет ли размещен график закрытия банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства?
График закрытия ранее открытых территориальным органам Федерального казначейства (далее — ТОФК) банковских счетов, а также График закрытия отдельных банковских счетов ТОФК в связи с реорганизацией муниципальных образований в субъектах Российской Федерации (на период с 1 по 22 марта 2021 г.) размещены на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы/система казначейских платежей/казначейские счета» (файл 1, файл 2).
Информация о размещении графика закрытия счетов ТОФК доступна по ссылке.
Полномочия по выработке по согласованию с Минфином России функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, а также по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок Правительством Российской Федерации закреплены за Федеральным казначейством.
В целях изменения формата запроса ОЭП в кредитную организацию с учетом требований приказа Минфина России № 107н рекомендуем обратиться в Федеральное казначейство.
1 Федеральный закон от 05.04.2013 № «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2 Приказ от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе».
Кредитные организации просят разъяснить, чем обусловлен различный подход к оплате документов из очереди не оплаченных в срок распоряжений при переходе на систему казначейских платежей с 01.01.2021:
До закрытия в 2021 году банковских счетов ТОФК, подлежащих закрытию, прием к исполнению распоряжений на банковские счета ТОФК (поступивших до 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021, а также распоряжений, поступивших после 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021) из очереди не исполненных в срок распоряжений осуществляется банками без замены реквизитов.
После закрытия банковских счетов ТОФК, подлежащих закрытию, при оплате распоряжений на банковские счета ТОФК (поступивших до 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021, а также распоряжений, поступивших после 01.01.2021 и принятых к исполнению после 01.01.2021) из очереди не исполненных в срок распоряжений осуществляется замена реквизитов на основании таблицы соответствия банковских счетов Федерального казначейства казначейским счетам.
Возврату составителю (клиенту, взыскателю средств) без исполнения подлежат только распоряжения со старыми реквизитами получателя — ТОФК, поступившие после закрытия действующих счетов.
4. В связи с переходом на единый казначейский счет с 01.01.2021 по 30.04.2021 ФНС России установлен переходный период одновременного функционирования двух счетов: планируемых к закрытию банковских счетов 40101 и вновь открываемых казначейских счетов. Будет ли установлен в платежной системе Банка России аналогичный переходный период? Будут ли приниматься платежные документы с указанием как счетов 40101, так и вновь открываемых казначейских счетов? Будет ли это учтено в форматах УФЭБС?
Да, в период с 01.01.2021 по 30.04.2021 либо до закрытия счетов в платежной системе Банка России (что раньше) будет возможен прием распоряжений со старыми реквизитами (в том числе на счета, открытые на б/с 40101).
Информация о функционировании в 2021 году подлежащих закрытию банковских счетов, открытых территориальным органам Федерального казначейства в Банке России, размещена на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы/система казначейских платежей/казначейские счета».
В связи с переходом на единый казначейский счет с 1 января 2021 года изменятся реквизиты счетов органов Федерального казначейства. Постановления судебных приставов — исполнителей, ранее оплачиваемые на балансовые счета второго порядка 40302, изменяются на казначейские счета 03212. Информационным сообщением от 27.10.2020 № 16-4-6-1/7409 изменен логический контроль электронных сообщений. При указании в реквизитах банка-получателя (реквизит 14) — БИК ТОФК, номера счета банка получателя (15) — счет, открытого на балансовом счете второго порядка 40102, номера счета получателя (17) — счет, первые пять знаков которого принимают значение 03212, реквизит 101 (статус налогоплательщика) должен быть заполнен. После закрытия балансовый счетов второго порядка 40302 при оплате расчетных документов, составленных на основании постановлений судебных приставов — исполнителей, из картотеки неоплаченных документов кредитная организация должна указывать новые реквизиты получателя. В этой связи кредитные организации просят уточнить, что нужно указывать в поле 101 (статус налогоплательщика) распоряжения, а также в реквизитах полей
В соответствии с разъяснениями Федерального казначейства при составлении распоряжений в целях перевода денежных средств на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя:
В настоящее время при приеме и исполнении распоряжений клиентов, направляемых в бюджетную систему Российской Федерации, и направлении извещений о приеме к исполнению распоряжений клиентов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП) у кредитных организаций возникает проблема отбраковки извещений в ГИС ГМП с ошибкой «КБК не может совпадать с УИН» при корректном исполнении распоряжений денежных средств через платежную систему Банка России. Федеральным казначейством «Форматами взаимодействия ГИС ГМП с информационными системами участников» предусмотрен форматно-логический контроль на запрет идентичности указания значения КБК в реквизите 104 и значения УИН в реквизите 22 (Код). Банком России в Альбоме УФЭБС не предусмотрен форматно-логический контроль на запрет идентичности указания значения в КБК в реквизите 104 и УИН в реквизите 22 (Код). Кредитные организации просят рассмотреть вопрос о возможности унификации проверок по реквизитам КБК и УИН в платежной системе Банка России и в ГИС ГМП.
Унификация проверок по реквизитам КБК и УИН в платежной системе Банка России и в ГИС ГМП будет проведена с 01.07.2021.
С этой даты вступает в силу приложение 6 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», в соответствии с которым проверка значения уникального идентификатора начисления (УИН) в распоряжении о переводе денежных средств будет осуществляться посредством расчета контрольного разряда.
Данная проверка будет реализована в Альбоме УФЭБС и в ГИС ГМП. В результате будут исключен некорректный ввод реквизитов составителем распоряжения с идентичными значениями УИН и КБК.
Как можно ознакомиться с таблицей соответствия банковских счетов, ранее открытых Федеральному казначейству, банковским счетам единого казначейского счета?
Дополнительно рекомендуем информацию о соответствии счетов проверять на официальном сайте Федерального казначейства.
В связи с опубликованием совместного письма Минфина России, Федерального казначейства, Банка России от 29.07.2020 «О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание» № 09-01-10/66747 / 04-45-7/5526 / 07-04-05/05-14880 просим уточнить, подлежат ли закрытию счета:
В соответствии с пунктом 4 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации 1 кредитные организации, отбираемые территориальными органами Федерального казначейства (далее — ТОФК 2 ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, обслуживают банковские счета Федерального казначейства, предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям участников системы казначейских платежей, а также единый казначейский счет в иностранной валюте.
При этом согласно положениям части 1 статьи 14 Федерального закона от 20.12.2003 № 173-ФЗ 3 резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте.
Кроме того, законодательством Российской Федерации 4 не предусмотрено изменение порядка открытия в кредитных организациях банковских счетов автономным учреждениям и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, государственным корпорациям (компаниям).
В связи с изложенным не подлежат закрытию с 01.01.2021 банковские счета, открытые в кредитных организациях (уполномоченных банках):
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» (вступает в силу с 01.01 2021).
2 ТОФК — территориальные органы Федерального казначейства.
3 Федеральный закон от 20.12.2003 № «О валютном регулировании и валютном контроле».
4 Федеральные законы от 03.11.2006 № «Об автономных учреждениях», от 14.11.2002 № «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и федеральные законы о государственных компаниях (корпорациях).
5 Балансовый счет № 40116 «Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям».
6 Балансовые счета № 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации», № 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации», № 40701 «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации».
7 Балансовые счета № 40106 «Средства, выделенные из федерального бюджета», № 40202 «Средства, выделенные из бюджетов субъектов Российской Федерации», № 40206 «Средства, выделенные из местных бюджетов».
8 Балансовые счета № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации», № 40603 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации», № 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации» с отличительным признаком «4» в четырнадцатом разряде номера лицевого счета.
9 Балансовые счета № 40502 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Коммерческие организации», № 40602 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Коммерческие организации», № 40702 «Счета негосударственных организаций. Коммерческие организации».
- екс мос ржд что это
- екс что это в профстандарте