ектинья что это в православии
ЕКТЕНИЯ
Терминология
Происхождение
В современном православном богослужении
Е. используются очень широко и входят в состав всех служб суточного круга богослужения (кроме часов и изобразительных), чина Божественной литургии и мн. чинопоследований Евхология (Требника). Существует 4 основных вида Е.: мирная, малая, просительная и сугубая. Все эти виды Е. присутствуют в чинопоследованиях вечерни, утрени и Божественной литургии.
Кроме 4 основных видов Е. существуют и иные, напр. благодарственная Е. на литургии после причащения; сокращенная сугубая Е. (читается на утрене в конце двупсалмия, на малой вечерне, на т. н. полунощнице в ночь 1-го дня Пасхи; устав называет эту Е. «малая ектения», т. е. «малая сугубая»); Е., читаемая священником в конце повечерия и полунощницы; мирные Е. при водоосвящениях; сокращенная мирная Е., читаемая тайно в алтаре при хиротониях; заупокойные мирная, малая и сугубая Е. при различных поминовениях усопших и т. д. В церковной практике хорошо известны различные дополнительные прошения о тех или иных нуждах (эти прошения выписаны в Требнике и Служебнике, а также составляются заново при необходимости), включаемые в мирную и особенно сугубую Е.
Во время произнесения Е. диакон стоит на амвоне, воздевая правой рукой орарь (если Е. читается священником, она произносится без воздеяния рук). Е. в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу произносятся диаконом со свечой в руках. Заупокойные Е., а также Е. при водоосвящениях принято произносить, сопровождая провозглашение прошений каждением. В совр. рус. практике обычно на каждое прошение Е. совершаются крестное знамение и поясной поклон, но в древнерус. традиции этот обычай не был известен. В совр. греч. практике диакон и народ совершают крестное знамение и поясной поклон лишь в самом конце Е., но не во время их прошений; в практике старообрядцев крестное знамение также совершается лишь на заключительный возглас Е. (однако после начального прошения сугубой Е. у старообрядцев принято делать 3 земных поклона; можно также отметить, что в визант. традиции чтение сугубой Е. сопровождалось воздеянием рук всего народа). Аккламации на Е.- «Господи, помилуй» и проч.,- к-рые в древней Церкви произносились всем народом, в совр. традиции поет хор (при этом в греч. практике мн. Е. могут исполняться не хором, а с интонированием аккламаций на Е. одним певцом или чтецом). В XVII в. редакторы принятого ныне в РПЦ Типикона предприняли попытку возродить древний обычай возглашения аккламаций на Е. всем народом, включив в состав Типикона полемическую статью под названием (см. 49-ю гл.: Типикон. [Т. 2.] Л. 418 об.- 422. С. 844-851; вопрос об аккламациях на Е. рассмотрен в заключительной части статьи: Там же. С. 849-851), но эта попытка осталась без внимания.
ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ И ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШЕННЫХ
Непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия в чинопоследовании литургии оглашенных следует сугубая ектения, вместе с ектенией об оглашенных составляющая заключение литургии оглашенных. Подобно тому, как сугубая ектения составляет заключение вечерни, с которой литургия оглашенных, как мы прежде замечали, сходна.
Ектения, значит прилежное моление. Ектения сугубая называется так потому, что каждое ее прошение, или, лучше сказать, каждое возглашение, дьякона, призывающего вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением первых двух возглашений, не однократным, как в великой или мирной ектении, а троекратным припевом: Господи помилуй.
Ряд дьяконских возглашений, составляющих сугубую ектению литургии оглашенных, начинается словами: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем (рцем – скажем).
Хор на каждое прошение дьякона от имени всех молящихся отвечает троекратным пением: Господи помилуй.
Следующими затем двумя дьяконскими возглашениями Церковь призывает нас к молитве покаяния, к молитве о прощении нам грехов. Первое из них: Господи Вседержителю Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй, – взято из молитвы Манассии, царя Иудейского. Он был идолопоклонником и покровителем идолопоклонства, но в плену у ассирийского царя восчувствовал свою вину перед Богом и свое раскаяние выразил в молитве, начинающейся словами: Господи Вседержителю Боже отец наших ( 2Пар. 20, 6 ). Второе возглашение: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй ( Пс. 50, 1 ), – заимствовано из псалма, написанного царем Давидом во свидетельство его раскаяния в грехах против шестой и седьмой заповедей.
Затем следуют возглашения, призывающие нас к молению о наших ближних, живых и усопших.
Рассмотрим сугубую ектению.
2. О Христолюбивом воинстве. Как известно, в состав армии нашего государства входят не только христиане, но также язычники, мусульмане, иудеи. Следовательно, когда все воинство именуется христолюбивым, это именование правильнее разуметь не о всех военных людях в строгом смысле, а только о всех христианских воинах, составляющих большинство в составе войска нашей державы.
3. О братиях наших священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем. Речь идет не вообще о членах церковного причта во всей Вселенской Церкви, – ибо в этом смысле было уже возглашение (о Святейшем Патриархе), – но местном, приходском, или монастырском духовенстве.
4. Об усопших православных христианах. Между ними сначала достойно и праведно упоминаются лица, имевшие особенное значение для всей Русской Православной Церкви, например, блаженные и приснопамятные святейшие Патриархи; благочестивые (т.е. православные) цари и благоверные царицы, потом лица, приснопамятные для местной приходской церкви или обители, – каковы создатели храма; наконец, все почившие отцы и братия, зде лежащие и повсюду православные. Отцы – это наши предки, братия – это наши современники, скончавшиеся на нашей памяти.
5. О плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся и (о) предстоящих людех, ожидающих от Тебе (от Господа) великия и богатые милости. Плодоносящие – это те, которые снабжают святой храм всем потребным для богослужения (вином, елеем, фимиамом, свечами) или жертвуют деньги для приобретения этих веществ; добродеющие ( καλλιεργουντεξ – украшающие) – это те, которые жертвуют непосредственно на украшение храма, на поддержание в нем благолепия. Труждающиеся – это работающие при храме, его стерегущие, наблюдающие за чистотой и т.п. 46 Поющие – это не только принадлежащие к чину певцов, но и миряне, помогающие им в пении.
В начале сугубой ектении священник в тайной молитве просит Бога, чтобы Он принял от Своих рабов это прилежное моление ( εκτενην ικεσιαν ), к которому призывает ектения, и ущедрил всех, чающих от Него богатой милости. Ибо Ты, – велегласно возглашает священник, – милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Это заключительное возглашение относится к тайной молитве священника, хотя произносится после ектении.
Вслед за сугубой ектенией полагается особая ектения об усобших, с произношением их имен, которая, впрочем, возглашается не всегда, а только в случае, если будут о усопших приношения (Служебник), т.е. если потребуется особенное о них поминовение. Затем следует ектения об оглашенных.
Оглашенные, т.е. лица, которые были приготовляемы к крещению посредством оглашений или устных наставлений, с III века разделялись, по степени их успехов в принятии этих наставлений, на так называемых слушающих, коленопреклоняющихся и ищущих крещения. K первому разряду принадлежали лица, только что вступившие в число оглашенных. Слушающими они назывались потому, что на литургию были допускаемы к слушанию чтения из Священного Писания и следующих за ним поучений. Затем они были удаляемы из храма вместе с язычниками и иудеями, после возгласа дьякона: да никто из слушающих, да никто из неверных. Оглашенные дальнейших двух степеней, после выхода слушающих, оставались в храме для выслушания особенных за них молитв и для получения от предстоятеля благословения, и затем также были высылаемы дьяконом. Сперва были произносимы молитвы о коленопреклоняющихся, называемых так потому, что они были обязаны выслушать их стоя на коленах, и, наконец, об ищущих крещения или просвещаемых (елицы ко просвещению). Наряду с оглашенными этих двух степеней были удаляемы бесноватые и кающиеся второй степени (несущие епитимию грешники), известные под именем слушающих. После выслушивания особых о них молитв и принятии благословения они также покидали храм. Из литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста были исключены молитвы за бесноватых, вероятно, потому, что с IV века они составили собой особое чинопоследование, и заклинание бесноватых было поручено особым лицам, которые под именем заклинателей занимали особое положение в клире, с особым посвящением на свою должность. Также были исключены молитвы за кающихся, потому что еще при предшественнике святителя Иоанна Златоуста публичное покаяние было заменено частной исповедью перед одним священником. Из молитв же об оглашенных в составе современного чинопоследования литургии были оставлены только те, которые непосредственно относятся к оглашенным коленопреклоняющимся, а молитвы за оглашенных последней степени – елицы ко просвещению, отнесены к Литургии Преждеосвященных даров, совершаемой в Святую Четыредесятницу, в продолжение которой они готовились к принятию крещения в день Пасхи.
Молитвы об оглашенных, удержанные в современном составе литургии, содержатся в ектении об оглашенных и в тайной молитве священника.
В ектении дьякон приглашает сперва самих оглашенных помолиться о себе: помолитеся оглашеннии Господеви; потом обращается к верным: вернии о оглашенных помолимся,– и указывает, чего именно надо просить у Бога для оглашенных. Мы должны просить у Бога: да помилует их, т.е. чтобы простил им все грехи, совершенные ими вне общения с Церковью; да огласит их словом истины, т.е. чтобы сделал их внимательными к учению истины; да открыет им Евангелие правды, т.е. чтобы дал им уразуметь и с убеждением принять ту евангельскую истину, что наше оправдание зависит единственно от благодати Божией, даруемой нам по вере в искупительные заслуги Иисуса Христа, вере, разумеется, живой и деятельной; да соединит их святей Своей соборней и апостольской Церкви посредством Таинств. Потом дьякон возглашает: заступи, спаси, помилуй и сохрани их Боже Твоею благодатию, – и повелевает оглашенным преклонить главы в знак смирения и преданности, с которыми они должны ожидать милости Божией, испрашиваемой для них в эту минуту священником в тайной молитве.
Затем дьякон повелевает оглашенным выйти из храма: елицы оглашеннии, изыдите. Почему в настоящее время на литургии положено молиться об оглашенных, хотя в храме они не присутствуют? Потому что этого требует долг христианской любви. Действительно, во время богослужения мы не видим среди нас оглашенных, но мы твердо знаем, что пока трудами христианских миссионеров и проповедников утверждается и распространяется христианство, всегда будет множество оглашаемых словом евангельской истины и ожидающих через крещение соединения с Церковью Христовой. Их удаленное местонахождение не должно препятствовать нам молиться за них. Для христианской любви нет преград в расстояниях и в недостатке личного знакомства. Притом мало ли между нами новорожденных, еще не крещеных, но уже вступивших в разряд оглашенных через наречение им христианского имени? Пусть мы не присутствуем при обряде этого наречения и при огласительных молитвах, читаемых над ними перед совершением Таинства Крещения, но молиться о них обязаны, как о вступающих в духовное с нами родство во Христе Иисусе Господе нашем. И когда же уместнее исполнить этой долг, как не во время литургии, когда дьякон возглашает: вернии, о оглашенных помолимся. Молитвы об оглашенных могут быть также применены к лицам, которые хотя внешним образом и принадлежат к Православной Церкви, как принявшии в ней крещение, но которые, вследствие беспечности как их самих, так и их родителей и восприемников, незнакомы даже с начатками христианского учения или отлучили себя от Церкви неверием и суемудрием. На нас лежит долг молиться обо всех них, как об оглашенных, чтобы Господь просветил их светом истины, дал им уразуметь их духовную бедность и слепоту, отвратил их от заблуждения и соделал их послушными чадами Святой Православной Церкви.
Но в каком смысле положено на литургии приглашать самих оглашенных молиться о себе и повелевается им преклонить главы и удалиться из храма? Если об оглашенных можно молиться в их отсутствие, то такое приглашение и повеление не совсем понятно без их личного присутствия. Но, во-первых, ничто не препятствует верным, когда оглашенные не присутствуют в храме лично, молиться и преклонять главы от их лица, подобно тому как восприемники, когда совершается последование оглашения их крестных детей, от их лица отрекаются от сатаны, сочетаются Христу, произносят за них Символ веры и поклоняются Христу как Царю и Богу. Во?вторых, никто из нас, именуемых верными, не может по совести сказать, что сохраняет совершенную верность Христу и Его Святой Церкви и в духовном отношении превосходит оглашенных. Поэтому не только к оглашенным, но и к себе самому каждый, признавая себя не лучше оглашенного, должен относить напоминание оглашенным, молиться и преклонить главы. Даже повеление оглашенным удалиться из церковного собрания пусть каждый прилагает к себе, как напоминание, что он или действительно должен удалиться в притвор или на паперть, если впал в тяжкие грехи, либо имеет вражду на ближнего, – или оставаться в храме со смиренным сознанием, что недостоин быть в нем, с чувством сердечного сокрушения о своих грехах, подобно мытарю, стоявшему в храме издалеча и несмевшему поднять очей на небо.
Архиеп. Филарет Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. С. 115.
Другие толкователи под труждающимися ( κοπιοντεξ ) разумеют тех, которые в древней Церкви или доброволь но, или по поручению Церкви принимали на себя обязанность готовить могилы для умерших, особенно же погребать тела мучеников, а также безродных и убогих. Мы не находим нужным при объяснении этого слова отступать от общепринятого у светских и духовных писателей его значения ( 1Фес. 2:9, 5:12 ; 2Фес. 3, 8 ) и предпочитать ему исключительное, тем более что чин погребателей давно не существует.
Вот русский текст этой молитвы: «Господи Боже наш, живущий на Небесах и призирающий на все дела Твои, призри на рабов Твоих оглашенных, преклонивших шеи свои перед Тобою, и дай им легкое ярмо, соделай их почтенными членами Святой Твоей Церкви и удостой их бани возрождения, отпущения грехов и одежды нетления, к познанию Тебя, истинного Бога нашего. Вслух: чтобы и они с нами славили всечтимое и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, сегодня и непрестанно и во веки веков. Аминь».
Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
«Миром Господу помолимся» Объяснение Мирной ектении
Молитва – это разговор человека с Господом, ниточка, которая связывает верующего с Богом. В чем-то моление сродни посещению кабинета психотерапевта, ведь человек делится в нем самым наболевшим, потаенным, глубоко личным. Недаром же после посещения храма и произнесения молитвы перед образами люди ощущают прилив душевных сил, умиротворение, уверенность в будущем.
Вариантов молитв в православии немало, но каждая из них произносится по определенному поводу. Многие из них, как говорится «на слуху». К примеру, редко какой человек не слышал о молитве «за здравие». Но что именно этот молебен из себя представляет, понятно не каждому.
О молитве
Индивидуальное моление Господу, произносимое во время церковного служения, это сугубая ектения. Она является одной из традиционных, составляющих литургию молитв. В части служения, в которой читаются индивидуальные прошения, может быть произнесена далеко не одна и даже не две таких молитвы. Соответственно, данные прошения влияют на продолжительность церковного служения.
Сугубая ектения на литургии произносится не только во здравие. Это моление может затрагивать практически любые жизненные аспекты, имеющие важность для верующего. Заказать же чтение можно перед служением в любом православном приходе – храме, монастыре, часовне, соборе.
Чем отличается ектения от других молений? Мнение священников
Основное отличие очевидно даже далекому от православной культуры человеку. Оно заключено в названии, достаточно только с вниманием его прочесть – «сугубая ектения», то есть личная, индивидуальная и специальная, особая, тематическая. В такой молитве верующий обращается к Господу сугубо, то есть по определенному, конкретному поводу, в связи с возникшей нуждой.
По мнениям священников, важным отличием от иных молений является и еще один нюанс. Прошения на сугубой ектении зачитываются служителями церкви в порядке, соответствующим нуждам верующих. То есть, чем страшнее проблема у человека, чем в большем отчаянии он пребывает, тем раньше будет прочитано его прошение. Также время, уделяемое чтению, зависит от сложности проблемы, с которой человек обращается к Господу.
По каким поводам читается такая молитва?
Конечно же, совершенно не требуется попадать в тяжелую жизненную ситуацию или же ждать, когда случится нечто ужасное для того, чтобы прийти в церковь и заказать такое моление.
Как правило, читается сугубая ектения в соответствии с такими тематиками:
Моление может быть заказано и в связи с иными нуждами. Каждая такая мольба – просьба человека, обращенная к Богу, о том, что для верующего важно. Разумеется, никаких ограничений в поводе для прошения не существует.
Советы и сетования священников
Церковнослужителей в наши дни заботит то, какое отношение вызывает у некоторых прихожан сугубая ектения о здравии. Что это такое своеобразное финансовое подношение, искренне считают многие новоиспеченные верующие. Подав записку и заплатив требуемую сумму, люди полагают, что их собственное участие в молении на этом заканчивается. Не все даже могут вспомнить, с чем именно обращались в подаваемом прошении.
Церковнослужители сетуют на неверное понимание новообращенными прихожанами самой сути сугубой мольбы. Как и любая иная молитва, она не может быть результативной без непосредственного участия верующего. Особые прошения на сугубой ектении окажутся совершенно бесполезны для людей, не пытающихся самосовершенствоваться духовно, прилагать усилия для решения жизненных проблем.
Современные люди, согласно мнениям многих священнослужителей, теряют духовность или же и вовсе не знакомы с этим понятием. Приходя в храм, как будто в супермаркет, и покупая место в литургии, а иногда и дополнительные прошения на сугубой ектении, не стоит ожидать того, что жизненные обстоятельства изменятся. Моление, пусть и заказанное, не будет результативным, если в душе человека отсутствует вера. В молитве человек уповает на Господа, а не приобретает у него чудо.
Великая ектения
Диакон: Миром Господу помолимся. Хор: Господи помилуй. (На каждое прошение). О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О мире всего мира, благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Госпадине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек)*, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. О граде сем (или: о всей сей, если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь.
Блажен муж. (Первый антифон 1-й кафисмы)
Хор: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Яко весть Господь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Диакон: Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне. Хор: Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне.(И далее на каждый стих.) Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих 2: Обышедше обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им. Стих 3: Не умру, но жив буду, и повем, дела Господня. Стих 4: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших.
Топари, Богородичен, кафисмы, малая ектения, седален
Хор: Хвалите Имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Благославен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко Благ, яко в век милость Его. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. [Пред Великим постом, Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, поем псалом 136-й «На реках Вавилонских» с припевом «Аллилуиа» к каждому стиху.] Поем величание, если есть.
Тропари воскресеные, глас 5
Хор: От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. Слава: Ненавилящии Сиона, посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше. И ныне: Святым Духом всяка душаживится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством, священнотайне.
Можно ли молиться без подачи записки? Самостоятельно?
Вопросы о том, может ли читаться или даже петься самостоятельно, вне храма, сугубая ектения, ноты для которой приобретены в церковной лавке, часто задаются священникам. Как правило, этот вопрос волнует людей воцерковленных, разбирающихся в деталях и тонкостях богослужений.
Подобное чтение или пение ектении не возбраняется. Особенно в тех ситуациях, когда прийти в храм человек не в состоянии. Например, если речь о инвалиде, не способном передвигаться, или же об онкологическом больном, не встающем с постели. Однако в подобных, весьма сложных обстоятельствах, близким того, кто нуждается в молении, следует побеседовать со священником. Церковнослужители при необходимости никогда не отказываются посетить верующих и помолиться вместе с ними.
ЕКТЕНИЯ
Е. используются очень широко и входят в состав всех служб суточного круга богослужения (кроме часов и изобразительных), чина Божественной литургии и мн. чинопоследований Евхология (Требника). Существует 4 основных вида Е.: мирная, малая, просительная и сугубая. Все эти виды Е. присутствуют в чинопоследованиях вечерни, утрени и Божественной литургии.
Мирная Е. открывает службу: на вечерне она читается после предначинательного псалма, на утрене — после шестопсалмия, на литургии — сразу после начального возгласа, т. е. в начале литургии оглашенных (некогда мирная Е., однако, открывала литургию верных, т. е. возглашалась уже по окончании литургии оглашенных; напоминанием об этой практике являются Е. особого состава во время молитв верных до великого входа и просительная Е. после него, но впосл. мирная Е. была перемещена в начало службы и стала читаться перед Трисвятым (с IX по XII в.), а затем — и на своем совр. месте (начиная уже с XI в. и окончательно — с XIII в.); см.: Ibid. P. 29-30).
Малые Е. читаются на вечерне и утрене после кафизм (в нек-рых случаях эти Е. отменяются; на утрене малые Е. возглашаются также после 3, 6 и 9-й песней канона (в 1-й день Пасхи — после каждой песни канона)), а на литургии — после 1-го и 2-го антифонов.
Просительная Е. (содержание к-рой указывает на завершение моления — см.: Ibid. P. 158; Taft. Great Entrance. P. 318-322) предваряет заключительную часть вечерни и утрени и следует за «Сподоби, Господи» (к-рое на вечерне представляет собой самостоятельный текст, а на утрене входит в состав великого славословия). На литургии просительные Е., принимающие в свой состав дополнительные прошения, читаются после великого входа и после анафоры.
Сугубая Е. в чине вечерни и утрени служит знаком статуса праздничности службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова): в чинах великой вечерни, славословной и полиелейной утрени сугубая Е. предваряет просительную (на утрене — непосредственно примыкая к ней, а на вечерне — помещаясь до «Сподоби, Господи», причем в этом случае сугубая Е. вечерни приобретает 2 дополнительных прошения в начале: и на утрене эти 2 прошения присоединяются к сугубой Е. лишь раз в году — в Великую субботу); на вседневном богослужении с «Бог Господь» сугубая Е. помещается в самом конце вечерни и утрени, перед возгласами и отпустом; на службе с пением «Аллилуия» и земными поклонами сугубая Е. вечерни и утрени отменяется. На литургии сугубая Е. читается после Евангелия и всегда начинается с прошения (таким же образом сугубая Е. читается не только на полной литургии, но и на литургии Преждеосвященных Даров, даже если на ней нет Евангелия — в этом случае сугубая Е. читается после паремий, «Да исправится молитва моя» и поклонов). Подробнее см. статьи Малая ектения, Мирная ектения, Просительная ектения, Сугубая ектения.
Кроме 4 основных видов Е. существуют и иные, напр. благодарственная Е. на литургии после причащения; сокращенная сугубая Е. (читается на утрене в конце двупсалмия, на малой вечерне, на т. н. полунощнице в ночь 1-го дня Пасхи; устав называет эту Е. «малая ектения», т. е. «малая сугубая»); Е., читаемая священником в конце повечерия и полунощницы; мирные Е. при водоосвящениях; сокращенная мирная Е., читаемая тайно в алтаре при хиротониях; заупокойные мирная, малая и сугубая Е. при различных поминовениях усопших и т. д. В церковной практике хорошо известны различные дополнительные прошения о тех или иных нуждах (эти прошения выписаны в Требнике и Служебнике, а также составляются заново при необходимости), включаемые в мирную и особенно сугубую Е.
Во время произнесения Е. диакон стоит на амвоне, воздевая правой рукой орарь (если Е. читается священником, она произносится без воздеяния рук). Е. в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу произносятся диаконом со свечой в руках. Заупокойные Е., а также Е. при водоосвящениях принято произносить, сопровождая провозглашение прошений каждением. В совр. рус. практике обычно на каждое прошение Е. совершаются крестное знамение и поясной поклон, но в древнерус. традиции этот обычай не был известен. В совр. греч. практике диакон и народ совершают крестное знамение и поясной поклон лишь в самом конце Е., но не во время их прошений; в практике старообрядцев крестное знамение также совершается лишь на заключительный возглас Е. (однако после начального прошения сугубой Е. у старообрядцев принято делать 3 земных поклона; можно также отметить, что в визант. традиции чтение сугубой Е. сопровождалось воздеянием рук всего народа). Аккламации на Е.- «Господи, помилуй» и проч.,- к-рые в древней Церкви произносились всем народом, в совр. традиции поет хор (при этом в греч. практике мн. Е. могут исполняться не хором, а с интонированием аккламаций на Е. одним певцом или чтецом). В XVII в. редакторы принятого ныне в РПЦ Типикона предприняли попытку возродить древний обычай возглашения аккламаций на Е. всем народом, включив в состав Типикона полемическую статью под названием (см. 49-ю гл.: Типикон. [Т. 2.] Л. 418 об.- 422. С. 844-851; вопрос об аккламациях на Е. рассмотрен в заключительной части статьи: Там же. С. 849-851), но эта попытка осталась без внимания.
Лит.: Goar. Euchologion; Никольский. Устав; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 75-103, 106-107, 143-155, 158-163; Mateos. Célébration. P. 27-33, 148-173.
Диак. Михаил Желтов
Как долго должна читаться ектения?
Эффективность моления зависит от той силы, с которой верующий человек на нее уповает. Сказать, как долго требуется читать данную молитву нельзя. В одном случае бывает достаточно единственного прочтения, а в другом требуются месяцы.
Как правило, заказывается ектения на двенадцать литургий. Многие верующие утверждают, что прошения на сугубой ектении Петру и Февронии бывают услышаны намного раньше, чем двенадцатая служба. Однако длительность чтения индивидуальна. В том случае, если при подаче записки с прошением возникли какие-либо вопросы, следует задать их церковнослужителю.
В некоторых ситуациях, если проблема в жизни верующего весьма тяжела, священники советуют длительное чтение. Иногда требуется тридцать литургий, сорок, или даже больше. Например, если просящий Господа печется об избавлении близкого человека от пагубного пристрастия – алкоголизма, картежных игр, наркомании, то, конечно же, потребуется значительное количество прочтений.
Очень важным моментом является понимание того, что эффективность мольбы зависит не от количества ее повторений, а от той силы, с которой верующий уповает на ектению. Повторения же лишь укрепляют веру молящего, усиливают этого человека духовно, придают твердость его намерениям.
Что такое ектения в православии?
Посещая богослужения в церкви, мы часто слышим на них молитвенные провозглашения, произносимые диаконом от имени всех присутствующих или отдельных просителей.
Что означает слово «ектения»?
Ектения – характерный элемент христианских богослужений. Впервые термин стали употреблять в греческих храмах, где под словом ἐκτενὴς подразумевали «протяжную молитву» или «распространение». Некоторые литераторы определяют термин как «усердный, прилежный».
Впоследствии слово приобрело несколько других звучаний, которые зависели от то или иного вида ектении. К примеру, Великую ектению называли εὐχὴ τοῦ τρισαγίου, что означает «молитва Трисвятого».
Что такое ектения?
По-другому ектению можно назвать хвалебной песнью Господу. Она представляет собой молитву особенного значения, произносимую с большим усердием всеми молящимися. Чтобы привлечь к провозглашению всех присутствующих в храме, ектения произносится не священнослужителем, а диаконом. Поскольку в некоторых храмах нет штатного диакона, его функции в таком случае заменяет священник.
В отличие от некоторых других священнодействий, она не требует специальной подготовки. При этом направлена не на успокоение внимания прихожан, а, напротив, – на постоянное возбуждение. Чтобы не утомлять присутствующих, молитвы подразделяются на короткие, отрывистые прошения, которые завершаются возгласами молящихся и хора.
Какие бывают ектении?
В зависимости от целей или характера службы ектения может иметь несколько разновидностей. Самой важной считается Великая ектения, которая на всех богослужениях зачитывается первой. От других видов молитв она отличается полнотой содержания и особой возвышенностью, поскольку начинается не с обычных прошений, а с обращения к Богу относительно духовных нужд.
Малая ектения выступает сокращенным вариантом Великой и включает в себя только отдельные прошения из 14-ти основных. Сугубная ектения представляет собой молитвы исключительно о конкретных людях и содержит призывы диакона молиться с особым сосредоточением, уповая на Божье человеколюбие.
Еще одна разновидность провозглашений – Просительная, при которой прихожане просят у Господа каких-либо благ, здоровья, счастья для себя и своих близких. Заупокойные ектении читаются на поминках и подразумевают обращение к Всевышнему с просьбой о Царствии Небесном для умершего, а Литийные (или Литии) обычно следуют за Просительными и применяются во время всенощного бдения.
Как совершается ектения?
Зачитывание молитв совершается в строго установленном порядке и начинается с того, что диакон восходит на амвон и обращается лицом к алтарю. В правой вытянутой руке он держит специальную тканевую ленту (орарь), которая носится на левом плече священного облачения. После этого служитель приступает к провозглашению молитвенных слов, причем после каждого прочтения осеняет себя крестным знаменем.
Ектения провозглашается в виде диалога с церковным хором, который после каждой молитвы произносит так называемые аккламации. Под этими музыкальными формулами понимают песнопение коротких выражений, среди которых чаще всего используется словосочетание «Господи, помилуй».
В качестве заключительной аккламации применяется слово «Аминь». Прихожане, которые присутствуют в храме во время богослужения, могут принимать участие в прошениях и провозглашать аккламации вместе с хором.
Нужно ли предпринимать какие-то действия?
После того как была заказана сугубая ектения, многие люди ощущают растерянность и задаются вопросом о том, что же им теперь делать. Может быть, что-то необходимо предпринять или же нужно обязательно присутствовать при чтении, дать какой-либо обет? Эти тревожные вопросы посещают людей, наполненных беспокойством.
Беспокойство же, как правило, возникает не по причине сомнений в силе Господа, а от отсутствия информации о том, как следует поступать, заказав молебен.
Самому Господу не требуются какие-либо действия от человека. Богу нужна лишь безграничная, безусловная и абсолютная вера. А вот самому человеку действительно необходимы повседневные действия, укрепляющие его дух и придающие силу вере.
Чем заняться после заказа ектении?
Верующему человеку важно ощущать свое участие в молитве, выражать рвение, присоединиться к прочтению духовно. Если ничего не делать, то душу начинает поглощать тревога, а вслед за ней приходят и сомнения.
Церковнослужители часто советуют прихожанам заняться следующим:
Это достаточно простые поступки, которые способны наполнить сердце человека уверенностью, умиротворением и покоем.
Где лучше заказать прочтение молитвы?
Особого значения место, в котором будет читаться ектения, не имеет. Если человек посещает регулярно церковную службу, то и прочтение молитвы следует заказать в том же храме.
Но если человек не ходит в церковь, не молится и в принципе не считает себя глубоко верующим, то выбор места становится важен. В этом случае храм должен быть «намоленным». Духовная энергия самого помещения, в котором верующие столетиями просили о чем-либо Господа и возносили хвалу ему, придаст силы молитве.
Самым лучшим же вариантом выбора места является своего рода «озарение». Как говорят в народе – ноги принесли. Это означает, что человек неосознанно, бродя в раздумьях по улицам, вдруг замечает, что подошел к входу в храм. Такие случайности нельзя игнорировать. Назвать подобную ситуацию можно по-разному – знаком свыше, случайностью, стечением обстоятельств или же как-то иначе. Но как бы человек ни назвал тот факт, что он оказался перед входом в церковь, проходить мимо этого храма не следует. Именно в нем и нужно заказать ектению.
Разумеется, далеко не всегда храм «сам находит» нуждающегося в его посещении человека. Обычно все же самому верующему приходится определяться с церковью, при желании заказать молебен или необходимости в этом действии.
Хотя место и не имеет особого значения, не стоит забывать, что большая часть храмов в нашей стране полностью потеряла свою особую ауру. Церкви осквернялись десятилетиями. А нужда в заказе ектении, как правило, возникает в весьма сложных жизненных обстоятельствах. Многие ли доверят лечение своей болезни недужному доктору в лишенной оборудования больнице? Вероятно, что никто. Этот пример справедлив и в отношении церковного помещения. Особое сугубое моление стоит заказать в храме, имеющем духовную энергетику, а не в восстанавливающемся после осквернения.
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Главная | Редакция | Помочь газете |
Духовенство | Библиотечка | Контакты |
К оглавлению номера
«Православное слово», Волгоград
За всенощным бдением и за литургией часто произносятся ектении. Это ряд коротких молитв, произносимых священником или дьяконом, между которыми хор поет: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Наиболее употребительных ектений пять: Великая, Сугубая, Просительная, Малая и Заупокойная. Сегодня мы расскажем о первой: Великой, или Мирной ектении, чтобы стали понятны те просьбы, которые возносит к Богу священнослужитель.
Миром Господу помолимся. То есть примирившись со всеми.
О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Т.е. о мире с Богом, который дается свыше благодатью Святого Духа, и о спасении наших душ.
О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся. Мы молимся не только о мире для себя, но и о мире как высшем благе для всего мира, и особенно молимся о благополучии всех верующих. По славянскому тексту можно подумать, что мы молимся тут о соединении в православной вере всех инославных церквей. По греческому тексту видно, что это не так, но так как несколько столетий русские и другие славяне понимали это прошение как молитву о соединении всех ныне разделенных церквей, то мы имеем полное право продолжать так молиться.
О святом храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него) Господу помолимся. О церкви, в которой совершается богослужение с благоговением, и о приходящих на службу со страхом перед Богом.
О великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о господине нашем Высокопреосвященнейшем Владимире, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском… О преосвященнейшем (получившем полное посвящение) епископе (архиепископе, митрополите) нашем, честном пресвитерстве (священниках), во Христа диаконстве и о всем притче (чтецах и псаломщиках) и людех (т.е. всех прихожанах) Господу помолимся.
О богохранимой стране нашей, о граде сем (или о веси сей — селе), всяком граде и стране и верою живущих в них Господу помолимся. О стране Российской нашей, хранимой Богом, о городе или селе, где находится храм, и о верующих людях, живущих в них.
О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся. Т.е. о благоприятной погоде, о хорошем урожае, о мирных, благополучных временах.
О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся. О всех людях, которые находятся вдали от своего приходского храма, в том числе о находящихся в тюремном заключении или в плену.
О избавлении от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся. Т.е. об избавлении нас от всяких бед в жизни и нужды, а также от приступов гнева, ибо «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1,20).
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. За свои многочисленные грехи мы не заслуживаем милости Божией, но молимся, чтобы Бог спас нас от бед и сохранил нас по Своей благости даром, незаслуженно.
Пресвятую, Пречистую, Пре-благословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш (всю жизнь) Христу Богу предадим. Это уже не прошение, а приглашение надеяться не на свои силы и даже не на свои молитвы, а только на Господа, Которому мы отдаем всю нашу жизнь, помня, что за нас молят сильные наши молитвенники — святые, а особенно наша Владычица, Божия Матерь.
Яко (потому что) подобает (принадлежит) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Возглас, которым священник заканчивает ектению, прославляя Святую Троицу.
Таким образом, «мир, благосостояние и спасение» составляют главный предмет Мирной ектении.