елей и ливан в библии что это
Ливан
Полезное
Смотреть что такое «Ливан» в других словарях:
Ливан — Ливан. Город Баальбек. ЛИВАН (Ливанская Республика), государство в Западной Азии, на восточном побережье Средиземного моря. Площадь 10,4 тыс. км2. Население 2,9 млн. человек; 90% ливанцы (арабы Ливана). Официальный язык арабский. Верующие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛИВАН — (Ливанская Республика), государство в Западной Азии, на восточном побережье Средиземного моря. Площадь 10,4 тыс. км2. Население 2,9 млн. человек; 90% ливанцы (арабы Ливана). Официальный язык арабский. Верующие мусульмане и христиане. Глава… … Современная энциклопедия
Ливан — I хребет на территории государства Ливан, вдоль восточного побережья Средиземного моря. Длина 170 км. Высота до 3088 м. Кустарники, рощи ливанского кедра. Карстовая пещера Джейта. II Ливанская Республика (араб. Аль Джумхурия аль Лубнания),… … Энциклопедический словарь
ЛИВАН — Ливанская Республика (араб. Аль Джумхурия аль Лубнания), государство в Зап. Азии. 10,4 тыс. км². население 2,9 млн. человек (1993); св. 90% ливанские арабы и арабы других стран, в т. ч. ок. 400 тыс. человек палестинские беженцы. Городское… … Большой Энциклопедический словарь
ЛИВАН — (греч., от собств. им.) Благовонная смола употреблявшаяся древними для курений, ладан. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИВАН греч. libanos, евр. levona, фимиам, и Levanon, гора Ливан. Душистая смола … Словарь иностранных слов русского языка
ЛИВАН — хребет на территории государства Ливан, вдоль восточного побережья Средиземного м. Длина 170 км. Высота до 3088 м. Кустарники, рощи ливанского кедра. Карстовая пещера Джейта … Большой Энциклопедический словарь
ливан — страна кедра; Айван Словарь русских синонимов. ливан сущ., кол во синонимов: 6 • айван (6) • ладан … Словарь синонимов
ЛИВАН — ЛИВАН, Ливанская Республика (араб. Аль Джумхурия аль Лубнания), гос во в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного м. Пл. 10,4 т. км2. Нас. 3,2 млн. ч. (1983, оценка), включая палестинских беженцев. Столица Бейрут (ок. 1,5 млн. ж., с пригородами … Демографический энциклопедический словарь
ЛИВАН — то же, что айван … Большой Энциклопедический словарь
ЛИВАН — муж., церк. ладан. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Ливан
Ливан (белый) ( Ис. XXXIII, 9 ) – название возвышенной цепи гор, в северной части Палестины, на границе между Иудеей и Сирией, тянущейся на в. от Акко ( Суд. III, 3 ), до входа в Емаф ( Ам. VI, 14 ). Он называется так, вероятно, от снега, постоянно лежащего на вершине Ливанских гор.
Ливанский хребет тянется более чем на 100 миль в длину и имеет около 20 миль в ширину. Высочайшая вершина оного возвышается на 10 000 футов над уровнем моря. Цепь Ливанских гор разделяется р. Литани на две части. Виды местностей среди этих гор нередко представляются дикими и величественными и почти ни с чем не сравнимы в своем живописном величии. Во многих долинах среди Ливанских гор живут в значительном количестве частью марониты-христиане, имеющие здесь много монастырей, частью магометанские друзы.
Произведения почвы разнообразны, и труды земледельца, при благоприятных условиях, щедро вознаграждаются. Вино ливанское славится здесь еще доселе ( Ос. XIV, 8 ). Когда-то росли здесь громадные леса кедров, но в настоящее время все они почти истреблены, за исключением разве некоторых величественных вековых представителей оных, вечно зеленеющих доселе.
Климат на горах разнообразный, смотря по возвышенности и положению местностей, большей частью очень здоровых и служащих любимыми убежищами для жителей в жаркое время.
Мореплаватели издалека, уже от самого о. Кипра, на расстоянии 30 миль, видят как бы тянущиеся в облаках линии и вершины гор Ливанских, поднимающихся множеством террас одна над другой.
Снег на Ливанских горах зимой лежит в большом количестве, и он, как мы уже заметили выше, постоянно остается на наиболее возвышенных частях гор. Вот почему здесь много источников и потоков, берущих свое начало на Ливане и большей частью впадающих в Средиземное море. Так, в кн. Песн. воспевается источник ( Песн.IV, 15 ) – колодезь живых вод, вытекающих с Ливана. Цепь гор под названием Антиливан (у арабов: Джебель-ешь-Шарки) в Библии часто называется Ермоном.
Библейские указания на Ермон многочисленны и разнообразны. По завоевании земли Ханаанской Иисусом Навином часть территории Ливана была также покорена, но многие из древних жителей его, именно евеи, были оставлены здесь на жительство ( Суд. III, 34 ), и всем хорошо известен тот факт, что финикияне владели значительной частью Ливанских гор, даже во времена Соломона. Этот царь заключил договор с Хирамом, ц. тирским, о доставке ему ливанских кедров для построения храма в Иерусалиме ( III Цар. V, 1–18 ).
На вершинах Ливана часто отправлялись языческие идолослужения, и на оные, вероятно, указывает пр. Иеремия в своей книге ( Иер.XXII, 20–23 ). Кедры для постройки второго храма доставлялись с Ливана ( I Езд. III, 7 ) (см. Кедровое дерево).
Гибель ливанских кедровых рощ предсказал пр. Исаия в следующих словах: Земля сетует, сохнет, Ливан постыжен, увял ( Ис.XXXIII, 9 ). Пророки часто брали прекрасные образы для изображения минувших или будущих событий с величественных гор Ливанских (как, напр., Ис. XXIX:17, XXXV:2 ). Слава Ливана прийдет к тебе (Иерусалиму), восклицает пр. Исаия в одном месте, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего и Я прославлю подножие ног Моих ( Ис.LX, 13 ). Я буду росою для Израиля, говорит об Иегове пр. Осия, он расцветет как лилия и пустит корни свои, как Ливан ( Ос.XIV, 6 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Что такое елей и как его используют
Зачем в Церкви елей?
Зачем в Церкви используют фимиамы — ладан мирру и елей? Есть ли в этом что-то мистическое? Может быть елей — не более, чем красивый символ Русской Православной Церкви?
О том, что такое ладан и мирра, известно каждому христианину. Именно эти дары принесли когда-то волхвы Младенцу Иисусу. Но в Церковной жизни есть еще одно важное материальное воплощение веры — это елей. Елей не раз упоминается в Писании! Он используется для таинств и обрядов, считается, что елей имеет целебные свойства. Так ли это? Подробнее о елее в нашей статье.
Мирра, ладан и елей действительно имеют символическое значение. Мы приносим Богу некие дары. В материальных дарах Бог не нуждается, символы и традиции нужны, скорее, самому человеку. В Цекрви мы можем встретить символы всех стихий. От свечи горит пламя, масло используется в лампадах, воду освящают на водосвятных молебнах, а воздух освящается ладаном. Все эти стихии в Церкви освящаются Божественной благодатью.
Физические и материальные выражения веры — не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Он принял на Себя материю, человеческое естество, чтобы спасти нас. Это дает нам основания полагать, что материальная составляющая церковной жизни также важна.
Елей в Священном Писании
Елей — это особое масло, которое не раз упоминалось в Священном Писании и используется в храме по сей день. Его использовали с древних времен в качестве лекарства, в книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Использовали его для этих целей и апостолы: «…и многих больных мазали и исцеляли» ( Мк. 6:13 ).
На Востоке елеем «короновали» монархов. Новому монарху священнослужитель возливал на голову кубок елея. Это был символ богоизбранности и особого предназначения.
Лишение народа елея в Ветхом Завете упоминается в качестве наказания, в то время как обильное изливание елея всегда было символом благополучия для людей. Елей — один из даров Господа Своему народу. При употреблении елея нужно остерегаться язычества. Так в Писании говорится, что Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу.
Помазание елеем в Библии упоминается, как символ Божественной сущности Иисуса Христа. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих», — говорится в Библии.
Раньше елеем встречали самых дорогих и долгожданных гостей.
Елей в Церкви
Из чего состоит елей?
Основу елея составляет оливковое масло и различные благовония. Хороший елей отличает несколько характеристик:
В Ветхом Завете состав елея был обозначен довольно четко:
В Библии дано строгое указание на состав елея.
Исход 30:22-25. И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.
Считалось также, что елей способен изгонять злых духов.
Исход 30:31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас;
33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.
Глава 2
1–13. Жертва бескровная: хлебный материал и добавление: елей, ладан, соль. 14–16. Приношение начатков первых плодов.
Называются 3 вида хлебной жертвы из приготовленных на огне продуктов: а) испеченное в печи (tannur, – во время странствования у евреев были подвижные печи, а по поселении в Ханаане – вырытые в земле и обложенные кирпичом со сводами и трубами) пресные хлебы и лепешки с елеем; б) печенье, также пресное, из пшеничной муки с елеем, поджаренное на сковороде (machabat, Vulg.: sartago) или, наконец, в) печенье из горшка (marcheschet, Vulg.: craticula, слав.: « огнищ е» – вероятно глиняная, в форме горшка, печь, по раскаленным стенкам которой совершалось печенье теста, как и доселе у арабов), также приправленное елеем.
ст. описывают обряд жертвоприношения этой минха или азкара – сходно с предыдущим ( Лев.2:2–3 ).
Хлебное приношение должно быть чуждо всего квасного (chomez), именно в двух его видах: кислое тесто или кислый хлеб (seor) и мед (debasch, по раввинам, фруктовый); то и другое не должно воспламеняться на жертвеннике Иеговы, хотя в пищу человека оба вещества употреблялись. Это запрещение, касающееся жертв бескровных, соответствует требованию беспорочности материала – в постановлениях о жертвах кровавых. Квасное производит брожение, а это последнее рассматривалось как родственное гниению, и потому являлось образом нравственной порчи, греха (jezer hara, йецер-гара у раввинов – первородный грех, похоть; ср. евангельские изречения о « закваск е фарисейской » – лицемерии, Лк 12.1 ; Мф 16.6 ; 1Кор 5.6–8 ). Мед, особенно фруктовый, по Плинию, также легко окисляется и служит для получения закваски (отсюда у раввинов гл. hidbisch слащаветь, портиться), кроме того, по Абарб., означает недостаточную деятельность рассудка, а при богослужении все силы духа должны были быть собраны и сбережены на служение Богу. По блаж. Феодориту, под именем кваса разумеется ветхость лукавства, а под именем меда запрещается сластолюбие (вопр. 1 на кн. Левит).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
ЛИВАН (LEBANON)
Ливан – северный сосед Израиля, богатый и плодородный символ земной славы, был для Израиля источником ценной древесины и в воображении евреев казался раем. Вместе с тем, он был центром идолопоклонства, и именно за это его судил Бог, возвышавшийся над ним в Своей славе.
Рельеф Ливана состоит из двух горных цепей – прибрежного массива Ливан и менее высокой цепи гор Антиливан на востоке, – разделенных долиной Бекаа. Библейские ссылки относятся, вероятно, только к самому горному массиву Ливан. Именно эти вершины, достигающие десяти тысяч футов, придают Ливану великолепие, славу ( Ис. 35:2, 60:13 ) и репутацию «величайших вершин» ( 4Цар. 19:23 NIV). Возвышенным рельефом объясняются сильные осадки, выпадающие в горах зимой в виде снега. Местами снегопады продолжаются круглый год ( Иер. 18:14 ). Большое количество осадков и медленное таяние снегов в сочетании с пористым водоносным слоем ( Иез. 31:3–4, 7 ) обеспечивают круглогодичное плодородие почвы ( Пс. 103:16 ).
Достойные храма строительные материалы. Ливанские кедры представляют собой ценнейший на земле строительный материал. Соломон убедился в легкости и прочности ливанских кедров ( 3Цар. 4:33 ), заключил сделку с правителем этого региона Хирамом и обложил повинностью Израиль, набрав тридцать тысяч человек, вырубавших кедры для храма в Иерусалиме ( 3Цар. 5 ). Эти люди, работавшие поочередно по одному месяцу из трех, построили из кедра великолепный дворец. Знаменитые кедры служили также основными опорами храма. В Песни песней паланкин жениха был сделан из ливанских деревьев ( Песн. 3:9 ), а Иезекииль описывает красивый корабль с мачтами из ливанского кедра ( Иез. 27:5 ).
В метафорическом смысле некогда мощная ассирийская империя сравнивается с «кедром на Ливане с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высоким ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев» ( Иез. 31:3 ). В иносказании агрессивному царю Иоас сравнил царя с терном на Ливане, а себя с высоким кедром, чтобы подчеркнуть свое превосходство ( 4Цар. 14:9 ). В рассказе о деревьях кедр представлен самым сильным из всех ( Суд. 9:15 ).
Необычайная красота и земная слава кедров отражаются в любых упоминаниях, связанных с Ливаном: прославляются его вино ( Ос. 14:8 ), его воды ( Песн. 4:15 ) и его животный мир ( Песн. 4:8 ). Его плодородие неизменно ( Песн. 4:15 ; Иер. 18:14 ). Его восхитительная красота подчеркивает чувственные образы Песни песней. Невеста сходит с Ливана, неся на одежде его благоухание ( Песн. 4:8 ). Своего жениха она сравнивает с Ливаном: «Величествен, как кедры» ( Песн. 5:15 ). Псалмопевец представляет весь регион метафорой изобилия: «Плоды его будут волноваться, как лес на Ливане» ( Пс. 71:16 ).
Ливан служит метафорой храма. По одному из раввинских истолкований, она основывается на игре слов с корнем Ibn – храм «обелил» грехи Израиля. Использование этой метафоры подтверждается в Библии и в иудейской литературе периода второго храма. Поскольку ливанские кедры украсили храм, Ливан в определенном смысле мог символизировать славу храма ( Ис. 60:13 ). Это отождествление ясно выражено в притче Иезекииля о двух орлах и виноградной лозе ( Иез. 17:3–12 ) и, вероятно, прямо подразумевается в Иер. 22:23 – предсказании горя царю Иудеи Иехонии, «живущему на Ливане, гнездящемуся на кедрах».
Отголосок Едемского сада. В душах израильтян Ливан занимал уникальное место. Во внебиблейской литературе Ливан называется обителью богов (см. Shehadeh), и благодаря своему необычайному плодородию он кажется отголоском Едема ( Пс. 103:16 ; Иез. 31:9, 16 ). Подобно тому как путь в Едемский сад был закрыт в результате грехопадения ( Быт. 3:24 ), с Ливаном тоже связываются определенного рода ограничения. Ливан, несмотря на его привлекательность, явно не входил в состав земель, предназначенных для израильтян ( Нав. 1:4 ). Он оставался непокоренным, и его богатства доставались при посредничестве языческих соседей ( 3Цар. 5:1–12 ). Неоднократно демонстрируется превосходство Божьей славы над его сотворенной красотой ( Пс. 28:5–6 ; Ис. 10:33–34 ; Наум 1:4 ), и всего богатства Ливана недостаточно для жертвенного огня ( Ис. 40:16 ). Божья слава властвует даже над Ливаном – самым славным из земных творений.
В качестве высшего проявления сотворенной красоты Ливан служит образом конечного искупления. Однажды пустыня получит «славу Ливана» ( Ис. 35:2, 60:13 ). Будучи отголоском Едема, Ливан напоминает, что Бог в конце концов милостиво восстановит утраченную красоту: «Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?» ( Ис. 29:17 ).
Осуждение гордости. Вследствие его выдающегося положения, в образе Ливана выражается одна из основных метафор суда. Заявление о вырубке ценнейших ливанских кедров – обычный пример хвастовства и гордости, которые навлекают Божий суд ( 4Цар. 19:23 ; Ис. 14:8, 37:24 ). «Гнездящийся на кедрах» – метафора обретения безопасности, основывающейся на человеческих достижениях ( Иер. 22:23 ). Пророки предсказывают наступление дня унижения гордецов, которых Исаия называет «кедрами Ливанскими, высокими и превозносящимися» ( Ис. 2:13 ). Во время суда «Ливан постыжен, увял» ( Ис. 33:9 ; Наум 1:4 ) и «омрачен» ( Иез. 31:15 ). Иеремия пророчествует о разрушении дворца царя Иудеи: «Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но. приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, – и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь» ( Иер. 22:6–7 ). Поскольку красота Ливана порождает гордость, последний его образ – образ суда: «Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои» ( Зах. 11:1 ).
См. также: ГОРА, ДЕРЕВО, САД, ХРАМ.
Библиография: L.Shehadeh, «Lebanon in Ancient Texts in Quest for Understanding: Arabic and Islamic Studies in Memory of Malcolm H.Kerr, ed. S.Seikaly, R. Baalbaki and P. Dodd (Beirut: American University of Beirut Press, 1990) 3–13.
ЛИКОВАНИЕ. См. Радость.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»