елоховский собор чем знаменит

Богоявленский собор в Елохове (Москва)

Мiръ Россия Москва Богоявленский собор в Елохове (Москва)

елоховский собор чем знаменит. 300px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B210. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-300px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B210. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка 300px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B210.

Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. С 1991 года кафедральный собор Московского Патриархата; в 1938—1991 годах был Патриаршим кафедральным собором.

Содержание

История [ править ]

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

елоховский собор чем знаменит. %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B28. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B28. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B28.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

елоховский собор чем знаменит. 250px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B211. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-250px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B211. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка 250px %D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B211.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Источник

Святыни Собора Богоявления в Елохове и его история

В северно-восточной части Москвы располагается район, называемый Елохово. Когда-то тут стояло небольшое селение, присоединившееся со временем к столице и соседствующее теперь с районом Немецкая слобода. Здесь нашел себе приют храм Богоявления, кафедральный собор в Елохове.

Историческая справка

Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.

Возникновение названия собора

Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.

Основание и строительство

Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.

Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.

Реставрации и расширения

Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.

Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново. К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.

На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.

Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.

Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.

Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:

Современное состояние и обустройство

На данный момент храм работает в обычном режиме. Сюда многие православные приносят свои святыни, посещают гости из других храмов. Нередко под своды собора привозят святыни из других храмов. Под сводами хранятся мощи и святыни, переданные из других епархий.

Сейчас при храме действуют духовно-просветительский центр «Богоявление», хоровая школа мальчиков и юношей, а также воскресная школа для прихожан всех возрастов.

Главные святыни собора

Многое пережил храм, но святыни свои он сберег и приумножил благодаря своим прихожанам и поддержке высоких сановников Церкви.

Список иконы Богоматери «Казанская»

История иконы очень поучительная и интересная. Согласно преданиям, у стрельца Онучина была девятилетняя дочь, во сне к которой приходила Матерь Божья. Она просила сообщить архиепископу и градоначальникам, что ее икону необходимо достать из пепелища казанского Кремля. И даже место точное указывала. Девочка боялась идти к начальникам города, ведь она понимала, что верить ребенку в таких делах никто не собирался, ведь родители не верили. Явилась Богоматерь и во второй раз, и в третий. В тот раз Матерь Божья рассерженно пригрозила малышке, если она не послушается, то просить Она будет уже другого, а девочка умрет. Испуганная мама повела расстроенную дочку к находящимся в городе воеводам и занимающему в то время пост архиепископа Иеремии. Как и думала девочка, ее словам никто не поверил.

8 июля мать ребенка нашла помощников и, взяв с собой дочку, направилась к пепелищу: раз градоправители не хотят исполнить волю Богородицы, то это сделают они. Так, слушаясь указания девочки, они пытались раскопать священный образ, но все попытки были тщетны, пока девочка сама не взялась за лопату. Прямо у печи она и откопала завернутый в суконный рукав образ Пресвятой Богородицы, оказавшийся ясным, чистым и ярким, при этом без следов пожарища на нем.

Когда архиепископ и градоначальники узнали о чуде, они совершили крестный ход к месту обретения лика и забрали его в церковь Николы Тульского, а потом в Благовещенский собор.

Списков иконы Богоматери «Казанская» существует множество. Однако наиболее почитаемые находятся в Санкт-Петербурге и в Москве. Именно этот почитаемый список и располагается по левую сторону от алтаря в соборе Богоявления в Елохове.

елоховский собор чем знаменит. 22. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-22. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка 22.

Данный список является чудотворным, поэтому помогает многим. С ним ходил в поход против поляков Пожарский в 1611 году. Кроме того, Богородица стала считаться покровительницей дома Романовых.

Кутузов (после разгрома французов) из собранного серебра приказал изготовить серебряный иконостас, который должен был стать подарком Божьей Матери.

Исцеления и милости от Богородицы для обращающихся к ней просто неисчислимы. Обычно к ней подходят с просьбой о благословении молодых на счастливую семейную жизнь.

Чтимый список многие годы провел в Ватикане. Необходимо было вернуть ее, и Папа Римский тоже желал этого. Препятствием этому были условия, поставленные Католической Церковью, включающими в себя личную встречу патриархов, однако сама передача не считалась достаточным поводом для этого.

Лишь в 2004 году решением католической церкви стало снятие всех условий. В конце августа чтимый список был передан в Успенский собор во время Божественной литургии делегацией католиков, возглавляемой кардиналом Вальтером Каспером.

Икона Богоматери «Взыскание погибших»

Эта икона относится к древнему наследию христианства. Она прославилась еще в 6-м веке, поскольку стала причиной спасения от смерти инока Феофила в Адане, городе, расположенном в Малой Азии. Позже этот муж занял место среди преподобных, достигших высшего духовного совершенства.

Уже в 18-м веке эта икона прославилась и в России. С ее помощью был спасен от смерти на морозе крестьянин Феодот Обухов. Он, замерзая в снежной вьюге, молился к Богородице, представляя ее лик, увиденный в Георгиевской церкви, расположенной в Болхове. Его друга позвал женский голос, и он вышел наружу, где увидел сани и запряженную в них лошадь. На тех санях лежал промерзший Феодот. Потом спасенный заказал список иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви.

Много раз икона спасала людей, даря им чудо. Не раз и не дважды, во время холеры, ее выносили и крестным ходом шли в соседние села. С приходом власти советов лик был утерян.

елоховский собор чем знаменит. 23. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-23. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка 23.

Список, представленный ныне в храме Богоявления в Елохове, тоже можно отнести к чудотворным. К нему обычно обращаются, когда кому-то угрожает потеря жизни. Так, благодаря ее чудесам, спасается немало человеческих жизней.

Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»

Считается, что первое чудо иконы состоялось в 1688 году. В то время патриарх Иоаким проводил молебен за здравие своей тяжело больной сестры Евфимии. 6 ноября произошло чудо исцеления. После этого за помощью потянулись многие христиане. Не обошли вниманием, почитанием и венценосные особы. Список с нее стал одной из основных святынь Петербурга, куда увезла его Наталья Алексеевна, родная сестра Петра I.

елоховский собор чем знаменит. 24. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-24. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка 24.

Сейчас эта икона находится в соборе Богоявления в Елохово, поэтому каждый может обратиться к Богу и прикоснуться к святыне.

Икона Серафима Саровского

В главном приделе, слева от кафедры, расположились частицы мощей, икона Серафима Саровского в полный рост и облачения святого пустынника.

елоховский собор чем знаменит. 25. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-25. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка 25.

Считается, что святому при жизни были открыты и будущее, и прошлое любого человека. Он видел мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи. К этой святыни обращаются в таких случаях:

Особенно часто к нему обращаются для избавления от алкоголизма и наркомании. Чудеса исцеления нередки. Главное – подходить к образу с чистым сердцем и открытой душой.

Мощи святого Алексия Московского

Протоиерей Алексей Мечёв жил сравнительно недавно. 9\22 июня 1923 года он покинул бренный мир. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Москвы. Потом его останки перенесли на «Введенские горы».

Могилу отца Алексия посещали многие христиане. Сотни и сотни их приходили сюда, чтобы избавиться от горестей и достичь просвещения. Уходили все очищенными и наполненными поистине божьим покоем.

Канонизировали Алексия через 70 лет после его успения. Первое его прославление в лике святых произошло 20 августа 2000 года.

елоховский собор чем знаменит. 26. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-26. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка 26.

После того, как мощи нового святого были доставлены в храм, к раке тянутся нескончаемые очереди страждущих, желающих найти утешение и успокоения души. Изливая горести, прихожане очищают свою душу и обретают настоящее утешение.

Источник

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

елоховский собор чем знаменит. sluzhbi. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-sluzhbi. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка sluzhbi.

елоховский собор чем знаменит. hor. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-hor. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка hor.

елоховский собор чем знаменит. mol klub. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-mol klub. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка mol klub.

елоховский собор чем знаменит. volonter. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-volonter. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка volonter.

елоховский собор чем знаменит. ekskursii. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-ekskursii. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка ekskursii.

елоховский собор чем знаменит. pomosh. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-pomosh. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка pomosh.

Поиск по сайту

Календарь

Статьи

Радио онлайн

Мы в соцсетях

“Православная энциклопедия” о Богоявленском Соборе

елоховский собор чем знаменит. orthodox wiki. елоховский собор чем знаменит фото. елоховский собор чем знаменит-orthodox wiki. картинка елоховский собор чем знаменит. картинка orthodox wiki.

Елоховский собор в Москве (Елоховская ул., д. 15). Предположительно до 1938 г. приходская церковь III (Трехсвятительского) благочиннического отделения Сретенского сорока, в 1938-1991 гг. Патриарший собор, с 1991 г. московский кафедральный собор.

Строительство и архитектура Б. с. Впервые «новопостроенная церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове», упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г.; до 1717 г. (по др. сведениям, 1722) храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения. В 20-х гг. XVIII в. по указу Петра I церковь перестроили в камне на пожертвования, сделанные царевной Прасковьей Ивановной (дочерью царя Иоанна V Алексеевича). 4 июля 1731 или 1739 г. церковь была освящена архиеп. Подонским и Сарским Леонидом. В 1789-1790 гг. проводилась капитальная перестройка храма, в 1792 г. в трапезной был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца, в 1793 г. заново освящен придел Благовещения. Тогда же началось возведение колокольни, завершившееся в 1805 г. В 1837-1845 гг. по проекту архит. Е.Д.Тюрина прошла реконструкция тесного и обветшавшего храма, после к-рой в прежнем виде остались лишь трапезная и 1-й ярус колокольни. Храм был освящен 18 окт. 1853 г. митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). В 1857-1858 гг. возвели заново верхние ярусы колокольни в формах XVIII в. В 1889 г. по проекту архит. П.П.Зыкова были выстроены большой граненый купол над трапезной и ступенчатые аттики на ее боковых фасадах.

Здание собора крестово-купольного типа выполнено в стиле ампир. Кубический четверик завершается величественным пятиглавием: центральный купол- ротонда с фонариком и небольшие боковые главы с цилиндрическими барабанами. С севера, юга и востока к четверику примыкают ризалиты, в вост. устроен алтарь. Декоративное убранство фасадов включает в себя портики, украшенные сдвоенными массивными пилястрами, в к-рые вписаны по 2 ионические колонны и огромные полуциркульные окна. Первоначальная отделка трапезной в стиле классицизма кон. XVIII в. была дополнена лепными ампирными деталями: коринфскими капителями пилястр, фигурными розетками, наличниками окон. При ремонте храма в 70-х гг. XX в. доделали неоконченные при строительстве в XIX в. капители сдвоенных колонн центральной главы, было значительно расширено помещение главного алтаря. На внешних стенах трапезной, четверика и барабана купола восстановили лепное убранство, а также существовавшие с XIX в. живописные композиции на библейские сюжеты и изображения святых.

Высота здания от фундамента до креста центрального купола составляет 56 м, такова же высота колокольни, площадь храма с папертью – 1164 кв.м, максимальная вместимость – 3 тыс. чел.

Церковный участок, на сев. стороне к-рого стоят дома богадельни и причта, в 1852 г. был окружен с 3 сторон оградой. Между 1774 и 1793 гг. для Богоявленского народного уч-ща было выстроено небольшое здание перед входом в храм, сохранившееся до наст. времени.

Богоявленский храм в кон. XVII – кон. 30-х гг. XX в. Прихожанами Богоявленского храма являлись в основном крестьяне, мещане, небогатые купцы, фабричные рабочие. В XIX в. этот приход в Москве называли «народным». Прихожанин храма С.Н.Дурылин в книге воспоминаний писал: «Если требовалась какая-нибудь благотворительная или патриотическая жертва, вызываемая нуждами времени… то митрополит (Московский.- В. Л.) главные свои надежды возлагал на такой народный приход, как Богоявление». Помимо Елоховской слободы приход включал в себя Немецкую слободу, к-рая превратилась в ХIX в. в густонаселенный фабричный район, примыкавшие к Покровской (ныне Бакунинской) ул. обширные участки с лавками и складами при Московско-Рязанской железной дороге (ныне район Переведеновских улиц и переулков) и кварталы между Красносельской ул. до ее пересечения с Ольховской ул. и Гавриковым пер.

В переписи дворов с.Елохова 1694 г. отмечены 5 дворов церковного причта, 14 загородных дворов москвичей-горожан и 69 зажиточных крестьянских дворов, обитатели к-рых содержали на свои средства церковный клир. В результате активной застройки этой местности в нач. XVIII в. в Елохове в 1717 г. существовало уже 83 крестьянских двора и 7 дворов церковного причта. В 1722 г. Петр I включил новые кварталы вокруг Немецкой и Покровской улиц в территорию города. В 1748 г. имп. Елизавета Петровна указала закрыть кладбище при храме Богоявления, могилы на церковном погосте заровнять, а надгробные камни «употреблять на церковное строение по потребности». После этого прихожан стали хоронить в основном на расположенном за Яузой Семёновском кладбище. В 80-х гг. XVIII в. в приходе числилось 48 дворов.

8 июня 1799 г. в метрической книге храма была сделана запись № 73 о крещении самого знаменитого уроженца здешних мест – А.С.Пушкина. Восприемниками были гр. А.И.Воронцов и О.В.Пушкина, имя иерея, совершившего обряд, неизвестно – в том году в ц. Богоявления служили священники Феодор Иоаннов и Феодор Стефанов. 26 мая 1899 г. в храме отмечалось 100-летие со дня рождения Пушкина. Панихиду совершил митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) в присутствии генерал-губернатора Москвы вел. кн. Сергея Александровича и вел. кнг. св. Елисаветы Феодоровны. В 1992 г. у входа в собор установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.

В 1812 г. в приходе числилось 210 дворов, после пожара Москвы уцелело 6. Здание храма и его внутреннее убранство сохранились от огня, но ризница была разграблена наполеоновскими солдатами. Число прихожан Богоявленского храма резко увеличилось в сер. 60-х гг. XIX в., когда после крестьянской реформы 1861 г. начали активно заселяться участки к северу от Покровской ул., на юж. выселках Красного с., у Яузы. В 1866 г. в приходе было 187 дворов, число прихожан соответствовало населению небольшого уездного города: 1784 мужчин и 2040 женщин, в 1916 г. в приходе числилось 205 домовладений с числом прихожан: мужчин – 1387 и женщин – 2275.

В границах прихода проживало много старообрядцев различных толков. В 1767 г. староверов числилось 288 душ, в 1866 г.- 66 старообрядческих дворов, в 1916 г. 43 двора были в собственности старообрядцев и единоверцев.

К Богоявленскому храму были приписаны неск. московских домовых церквей, богослужения в к-рых совершались причтом храма. В 1899-1903 гг. приписной к храму значилась ц. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на епархиальном свечном заводе (Посланников пер., д. 9, здание сохр.). Приписными к Елоховскому храму были также ц. свт. Филиппа, митр. Московского, при Казанском железнодорожном техническом уч-ще, освященная в 1913 г. (Н.Красносельская ул., ныне д. 39, здание сохр.), и ц. свт. Николая Чудотворца при распределительно-эвакуационном пункте Российского об-ва Красного Креста на Владимирском ш., освященная в 1915 г. (здание не сохр.). В 1722 г. в Немецкой слободе существовала деревянная Никольская часовня, дававшая храму Богоявления рубль в год, в 1787 г. она перешла во владение Николаевской Берлюковской пуст. Богородского у. Московской губ. К этой часовне, разрушенной в 1928 г., ежегодно 4 сент. из Богоявленского храма устраивался крестный ход с молебном в память избавления от чумы в 1771 г. и холеры в 1892 г.

Богоявленский приход обладал значительной земельной собственностью и недвижимостью. Помимо участков, занимаемых погостом с церковными постройками и 5 домами причта, приходу в 1916 г. принадлежали 2 доходных дома в Басманной и Лефортовской частях города.

В нояб. 1918 г. община Богоявленского храма зарегистрировалась в Московском совете рабочих и красноармейских депутатов, 28 апр. следующего года была составлена опись имущества храма и был подписан договор с советом о бессрочном и бесплатном использовании здания и находящихся в нем богослужебных предметов, икон и утвари «исключительно для удовлетворения религиозных потребностей». Был избран приходской совет из 20 прихожан во главе с председателем прот. Николаем Боголюбским. При повторной регистрации общины в нояб. 1920 г. число прихожан Елоховской ц. было определено в 12 тыс. чел. В те годы в храме часто совершал богослужения Патриарх св. Тихон: с 26 февр. 1918 г. по 20 февр. 1925 г. им было совершено здесь 11 служб; служение литургии в храме с участием Патриарха было назначено и на 7 апр. 1925 г.- день кончины Первосвятителя.

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храма 24 апр. 1922 г. была конфискована богослужебная утварь общим весом 50 пудов 8 фунтов 73 золотника серебра. По разрешению музейного отдела Главнауки Наркомпроса в храме временно оставили нек-рые предметы, имеющие историко-художественную ценность: 5 серебряных риз на иконах XVIII-XIX вв., дарохранительницу и Евангелие в серебряном окладе нач. XVIII в. По просьбе прихожан районная комиссия по изъятию ценностей оставила в храме также нек-рые богослужебные предметы из серебра весом в 7 фунтов, взамен прихожане внесли вдвое большее по весу (14 фунтов) число серебряных монет и 48 золотников золота. В нач. 30-х гг. в храм Богоявления были переданы иконы и утварь из располагавшихся вблизи и закрытых в то время московских церквей, в частности из ц. Покрова в Красном с. поступили 40 икон, много утвари и облачений. Число прихожан увеличилось в те годы до 25 тыс. чел.

Решением комиссии отдела народного образования Моссовета в 1926 г. здание храма было отнесено к памятникам церковной архитектуры I категории. Несмотря на это, 1 марта 1930 г. Московский облисполком принял постановление о закрытии церкви. Прихожане собрали 4 800 подписей под заявлением во ВЦИК о сохранении храма, и 30 июня Президиум ВЦИК отменил решение московских властей. Начиная с 1934 г. власти делали неоднократные попытки закрыть храм: его предполагалось снести в связи со строительством метрополитена, в 1935 г. райсовет хотел передать его под кинотеатр, затем последовали предложения о размещении в храме музея редких книг. Однако эти проекты не осуществились.

К 1933 г. Елоховский храм приобрел особое значение для церковной жизни: именно здесь, а не в кафедральном Дорогомиловском соборе, проходили архиерейские хиротонии с участием высших иерархов РПЦ: Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), Ленинградского митр. Алексия (Симанского), Дмитровского архиеп. Питирима (Крылова) и др. Не в последнюю очередь это было связано с тем обстоятельством, что вблизи Елоховского храма в одноэтажном деревянном доме по адресу: Бауманский пер. (ныне часть Бауманской ул.), д. 6 (здание не сохранилось), находилась тогда канцелярия и резиденция фактического главы РПЦ митр. Сергия (Страгородского). 2 июля 1938 г. был закрыт и вскоре разрушен Богоявленский собор в Дорогомилове, тогда же, по-видимому, кафедра Московских Первосвятителей переместилась в Б. с.

Богоявленский собор в 40-х гг. XX – нач. XXI в. После запрета колокольного звона в Москве в одном из алтарей Б. с. была оборудована небольшая звонница, к нач. 40-х гг. в храме образовался постоянный правый хор из певчих-слепых, действовавший до 1943 г. 10 марта 1941 г. соборяне вместе с пастырями и паствой др. московских приходов почтили торжественным молебном 40-летний юбилей служения в архиерейском сане Блаженнейшего митр. Сергия. В июне 1941 г. над Б. с. вновь нависла угроза закрытия: 22 июня, в воскресенье, после окончания литургии власти предполагали закрыть собор, но начало Великой Отечественной войны не дало этому осуществиться. В этот день митр. Сергий составил обращение «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в к-ром призвал правосл. народ на защиту Отечества. Обращение было вскоре оглашено в Б. с., на закрытие к-рого власти более не покушались. 26 июня 1941 г. на молебне в соборе о победе рус. воинства Блаженнейший митр. Сергий вновь обратился к пастве с горячим призывом защитить родную землю.

У свечного ящика организовали сбор пожертвований на нужды обороны. Первым свою лепту внес митр. Сергий, пожертвовавший бриллиантовый крест с клобука и драгоценный наперсный крест. С июля 1941 по июль 1944 г. духовенством и верующими прихода Б. с. было внесено в фонд обороны 835200 р. и на подарки бойцам Красной Армии 535100 р. На храмовой колокольне разместились боевые расчеты зенитчиков, защищавших город от авиабомб. В условиях осадного положения в ночь с 4 на 5 апр. 1942 г. городские власти разрешили проведение пасхальной службы в плохо отапливаемом и затемненном соборе, на к-рую собралось 6500 москвичей. 3 сент. 1943 г. богослужение в соборе вновь возглавил вернувшийся из эвакуации в Москву митр. Сергий. С того же дня в соборе начал петь профессиональный хор под упр. В.С.Комарова, в продолжение 31 года руководившего хором собора. 12 сент. в Б. с. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Сергия, 18 мая 1944 г. останки почившего Патриарха были погребены в Никольском приделе собора.

4 февр. 1945 г. Б. с. стал местом проведения интронизации Патриарха Алексия I, на торжестве присутствовали правосл. Патриархи: Александрийский Христофор II, Антиохийский Александр III и Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат, представители др. Поместных правосл. Церквей и 42 архиерея РПЦ. Одним из первых указов Патриарха Алексия I (от 25 февр. 1945) собору был присвоен статус Патриаршего. Празднование 800-летнего юбилея Москвы в 1947 г. ознаменовалось перенесением из алтаря кремлевского Успенского собора в Б. с. мощей Московского митр. св. Алексия. 14 окт. 1947 г., в 5 ч. утра, святые мощи были приняты в Кремле по особому акту протопр. Николаем Колчицким и в 5 ч. 40 мин. доставлены в собор, где их встретил Патриарх Алексий I в сопровождении небольшого числа священнослужителей, мощи были положены в алтаре Никольского придела. 17 окт. на всенощном бдении мощи перенесли в специально приготовленную раку, 18 окт. у раки свт. Алексия был совершен первый молебен. В июле 1948 г. собор стал местом церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, на них присутствовали делегации от 9 автокефальных правосл. Церквей, представители заграничных экзархатов, епархий и благочиний Московской Патриархии. 30 июня 1971 г. в Б. с. прошла интронизация Патриарха Пимена, в ней участвовали главы Поместных правосл. Церквей: Патриарх Александрийский Николай VI, Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Патриарх Румынский Юстиниан. 5 июня 1988 г. Божественной литургией в Б. с. началось празднование 1000-летия Крещения Руси, а незадолго до этой даты, 26 мая, состоялась передача собору правосл. святынь, хранившихся в Государственных музеях Московского Кремля: частицы Древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы ризы Пресв. Богородицы, десницы ап. Андрея Первозванного, главы свт. Иоанна Златоуста и частиц мощей др. угодников Божиих.

10 июня 1990 г. в Б. с. состоялась интронизация 15-го Всероссийского Патриарха Алексия II, на торжествах присутствовали все члены избравшего его Поместного Собора РПЦ и Католикос-Патриарх Грузии Илия II. В 1991 г. собор в течение неск. месяцев был местом пребывания вновь обретенных св. мощей прп. Серафима Саровского, на пути их следования из С.-Петербурга в Дивеевский мон-рь. В том же году в Б. с. находились вновь обретенные мощи свт. Иоасафа Белгородского в период их перенесения из С.-Петербурга в Белгород. 3 окт. 1993 г., во время вооруженного противостояния Президента РФ и законодательной власти, в собор из Третьяковской галереи была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, перед к-рой правосл. москвичи вместе со своим архипастырем Патриархом Алексием II на коленях молились о спасении Отечества во времена смут и распрей. В 1996 г. в соборе в течение 10 дней находилась глава вмч. Пантелеимона, впервые доставленная в Россию из афонского Пантелеимонова мон-ря.

В 1991 г. статус Патриаршего получил возрожденный для литургической жизни Успенский собор Московского Кремля, Богоявленский храм стал кафедральным собором Москвы. В 1991-1999 гг. из Б. с. транслировались пасхальные и рождественские богослужения, возглавляемые Патриархом Алексием II. Из года в год, попеременно чередуясь, в Великий четверг, в соборе совершаются чинопоследования: умовения ног в воспоминание Тайной вечери и чин освящения Первосвятителем Русской Церкви сваренного накануне в Малом соборе Донского мон-ря мира. Разлитое в особые, изготовленные из медного сплава и посеребренные сосуды св. миро приносят к сев. и юж. сторонам главного престола, после окончания освящения сосуды опечатывают и оставляют на хранение в алтаре собора или в ризнице.

В 1990 г. при Б. с. был освящен крестильный храм во имя св. Василия Блаженного (по преданию, родившегося в с. Елохове) с баптистерием. При соборе действует воскресная школа с изучением церковного пения, в 1992 г. было создано сестричество во имя равноап. Марии Магдалины; клирики и сестры посещают больных в 6-й городской больнице, оказывают материальную помощь и духовную поддержку нуждающимся в них детям и одиноким пожилым прихожанам. В 1995 г., после проведения реставрации, возобновлены богослужения в приписном к Б. с. храме вмч. Никиты на Ст. Басманной ул. (закрыт в 1933).

Начиная с 20-х гг. XX в. обязанности ктитора храма выполнял «почетный» член церковной двадцатки. С особой благодарностью в соборе вспоминают старосту В.И.Российского († 1964). Рачительным хозяином церковного имущества является Н.С.Капчук – ктитор Б. с. с 1969 г.

Внутреннее убранство и святыни. В окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской ц. обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. завершилась внутренняя отделка церкви, стены были украшены лепниной и живописью. В 1912 г. артель живописцев из мастерской придворного иконописца и реставратора В.П.Гурьянова при участии худож. А.Е.Куликова заново расписала трапезную, позолотчик В.Р.Чубаров отделал иконостас Никольского придела. Накануне празднования 800-летия основания Москвы в соборе была проведена реставрация живописи главного купола с изображением «Св. Троицы Новозаветной» и образами рус. святых. Бригаду реставраторов-живописцев возглавлял выпускник МДС худож. П.А.Голубцов (в монашестве Сергий; впосл. архиеп. Новгородский и Старорусский), к-рый в 1954 г., уже в сане архимандрита, был помощником главного художника храма по реставрации его настенной живописи. Начиная с 70-х гг. XX в. работы по реставрации интерьера храма ведутся непрерывно: расширена солея, реконструированы сев. и юж. балконы и выстроен центральный балкон для размещения хоров, промыта и тонирована настенная живопись, в 1987-1988 гг. отреставрирован главный иконостас.

К передаче мощей свт. Алексия в 1947 г. на одном из оборонных предприятий Москвы для Б. с. была изготовлена рака из бронзового сплава по эскизу М.Е.Губонина. На внутренней стороне крышки раки помещено шитое изображение святителя. В июле следующего года над ракой установили резную деревянную сень, исполненную также по эскизу Губонина мастерами-резчиками по дереву братьями Ворносковыми. В Никольском приделе храма в 1949 г. по проекту акад. А.В.Щусева было сооружено беломраморное, украшенное бронзовыми деталями надгробие над могилой Патриарха Сергия. Эта работа явилась последним произведением маститого зодчего. У надгробия в стеклянном футляре хранится куколь Патриарха Сергия.

У сев. стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и митр. св. Петра. С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской ц. находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архим. Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». «В дар и благословение» Богоявленскому храму архим. Гавриил оставил список с иконы афонской работы кон. XIX в., к-рый хранится в соборе. Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежали Богоявленской ц.: свт. Николая Чудотворца с житием 1-й трети XIX в. (средник – список с иконы XI в.), Благовещения Пресв. Богородице нач. XIX в. в серебряном киоте 1813 г. и др.

На рубеже 1945-1946 гг. в местный ряд иконостаса главного алтаря, слева от царских врат, была помещена икона XVII в.- список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной пл. После закрытия Казанского собора в 1930 г. его община перешла в ц. свт. Николая в Хлынове, перенеся туда и чудотворный образ; после разрушения в 1936 г. Николо-Хлыновской ц. икона оказалась в Богоявленском Дорогомиловском соборе, затем попала в Елоховский храм. Рамой для чудотворного образа служит икона «Похвала Богородицы» с фрагментами старого серебряного оклада. Среди икон, к-рые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20-30-х гг. XX в., Богоматерь «Избавительница» и вмч. Пантелеимон афонского письма (1893 г.), происходящие из ц. Покрова в Филях, а также житийный образ вмц. Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в с. Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Тихвинская (обе – XIX в.), образ прп. Серафима Саровского с частицами камня, на к-ром молился преподобный, и частицей его одежд (XX в.). На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресв. Богородицы, в собор по благословению Святейшего Патриарха Алексия II приносят икону Божией Матери «Умиление» – келейный образ прп. Серафима Саровского.

В 1897 г. на средства прихожан были созданы вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память коронования имп. св. Николая II и имп. св. Александры Феодоровны. На одной из них помещены иконы святых, тезоименитых членам царской семьи, на др.- иконы Богоявления Господня и свт. Феодосия Черниговского. Обе хоругви ныне укреплены на сев. и юж. стенах центрального нефа. В ризнице собора имеются драгоценные литургические предметы: напрестольные кресты XVIII – нач. ХХ в., потиры (в т. ч. изготовленный на имп. стекольном заводе в С.-Петербурге в кон. XVIII – нач. XIX в.), шитые золотом воздухи и др., а также священнические ризы XIX в.

Собор сохранил основной набор из 17 колоколов, сложившийся в XIX в., за исключением самого большого колокола, получившего в ХХ в. трещину. Общая масса всех колоколов превышает 6800 кг.

Причт. С кон. XVII в. до 1828 г. причт состоял из 1-2 священников, диакона, дьячка и пономаря, 2-го священника к храму приписывали из др. церквей ввиду увеличения числа прихожан, были случаи пребывания 2-го священника на диаконском штатном содержании. В 1828-1896 гг. в храме служили не менее 2 священников (один из них настоятель, обычно в сане протоиерея), в 1896-1919 гг.- 3 штатных священника. Члены причта в дореволюционное время содержались за счет платы за исполнение треб, кружечного сбора и доходов от неприкосновенного капитала, образовавшегося из вкладов прихожан в пользу клира «за вечное поминовение вкладчиков и их сродников», к 1916 г. размер этого капитала составил 33542 р. В нач. 20-х гг. XX в. в штате были заняты только 2 священнические вакансии, к 1927 г. в клире храма числились 4 священника (из них 2 протоиерея). До 1970 г. в соборе служили 5 священников и 2 диакона, затем штат был увеличен, и в наст. время в причт храма входят: настоятель, 7 священников и 4 диакона.

В 1694 г. известен свящ. Богоявленского храма Косма Елисеев, к-рого в 1712 г. сменил Дементий Иванов. В 1729 г. в помощь престарелому о. Дементию был назначен свящ. Василий Михайлов. В 1799 г. в храме служили 2 иерея, диак. Феодор Яковлев и дьячок Сергий Александров. В 1812 г. настоятелем стал свящ. Никита Карпов, к-рого в 1818 г. сменил свящ. Михаил Божанов. В 1822-1827 гг. настоятелем являлся прот. Михаил Знаменский. Сохранились свидетельства о настоятелях храма в 1828-1884 гг.: протоиереях Александре Покровском и Василии Сахарове, свящ. Николае Дмитриевском. С 1876 г. в храме служил видный московский клирик прот. (с 1892) Иоанн Берёзкин, возглавлявший причт храма в 1884-1919 гг. В 1920 г. настоятелем был избран прот. Николай Боголюбский, вскоре ставший одним из лидеров обновленчества. В 1923 г. Боголюбского избрали в обновленческий Высший церковный совет, и его имя с той поры в документах, связанных с Елоховским храмом, не упоминалось.

27 дек. 1924 г. Патриарх Тихон утвердил в должности настоятеля храма свящ. Николая Колчицкого, в 1938 г. митр. Сергий (Страгородский) удостоил о. Николая сана «кафедрального протоиерея». По «Положению о Богоявленском соборе в Москве» 1945 г., настоятель храма возводился в сан протопресвитера, тогда же была учреждена должность соборного сакеллария (ключаря). Протопр. Николай оставался настоятелем Б. с. вплоть до своей кончины, последовавшей 12 янв. 1961 г. С марта по нояб. 1961 г. настоятелем собора временно являлся архиеп. Тульский и Белёвский Пимен (Извеков; впосл. Патриарх Московский). 9 апр. 1962 г. настоятелем был назначен викарий Московской епархии, еп. (с 29 апр. 1962 архиеп.) Можайский Леонид (Поляков), к-рый управлял собором до 4 авг. 1963 г. Новое назначение настоятеля в Б. с. состоялось только в нач. 1965 г., когда в соответствии с указом Патриарха Алексия I соборный причт возглавил прот. Иоанн Соболев, 22 февр. 1973 г. о. Иоанн по болезни вышел за штат, и в тот же день в соответствии с указом Патриарха Пимена настоятелем Б. с. стал прот. Виталий Боровой, управлявший собором до 1978 г. 9 июня 1978 г. настоятелем собора, по возведении в сан протопресвитера, был назначен прот. Матфей Стаднюк, секретарь Патриархов Пимена и Алексия II.

В Б. с. служили известные в правосл. Москве иереи: прот. Петр Голубев (1867-1943), архим. Иеремия (Лебедев; 1885-1953), архим. (впосл. архиеп.) Донат (Щёголев), архим. Зосима (Иджилов; 1864-1961), архим. Сергий (Савельев; 1899-1977), архим. Порфирий (Бараев, в схиме Серафим; 1900-1972), прот. Алексий Дёмин (1888-1983), прот. Александр Акимов (1925-1987), прот. Анатолий Казновецкий (1926-1995), прот. Герасим Иванов и мн. др. Диаконское служение в соборе несли: Патриаршие архидиаконы Георгий Антоненко, Владимир Прокимнов, Стефан Гавшев (1936-1998), протодиаконы Петр Байков (1892-1975), Сергий Громов (1918-1995), Василий Смирнов (1918-1998) и др. В богослужениях свт. Тихона в Богоявленском храме участвовал великий архидиак. Константин Розов, в интронизации Патриарха Алексия I – протодиак. Михаил Холмогоров.

Арх.: ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 376; Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 53, 201, 202; Ф. Р-6991. Оп. 2. Т. 2. Д. 34, 59, 85, 606; Оп. 6. Д. 368; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 70, 71, 72, 245; Т. 2. Д. 286; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1417-1421, 1708; Оп. 745, Д. 5-36; Оп. 771. Д. 90; Оп. 776. Д. 91-103; Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1, 3, 4, 19-38; Оп. 2. Д. 29-42; Дневники Патриарха Алексия I. Т. 1 (1943-1950), Т. 2 (1951-1955), Т. 4 (1961-1965) – Арх. ЦНЦ «ПЭ». Ф. 2; Акимов А., прот. Московский Богоявленский Патриарший собор. 1970 – Там же. Ф. 5; Губонин М. Е. Биографическая схема в связи с событиями церковной жизни. Т. 3 (1923-1965) – Арх. С. А. Беляева.

Ист.: Московские ЕВ. 1875. № 5. С. 440; Московские ЦВед. 1893. № 10. С.139-140; 1895. № 5. С. 497; 1896. № 10. С.130; 1897. № 16-17. С. 230; 1896. № 33. С. 44-45; 1899. № 22. С. 299; 1901. № 8. С. 94-95; 1908. № 15-16. С. 405; 1908. № 75. С. 2; 1912. № 42. С. 944; 1918. № 3.С. 3-4; Положение о Богоявленском соборе в Москве // ЖМП. 1945. № 3. С. 10; Дурылин С. Н. В своем углу: Из старых тетрадей. М., 1991. С. 44-50; Сергий (Соколов), еп. От внешнего к внутреннему: Жизнеописание Н. Е. Пестова. Новосиб., 1997. С. 111.

Лит.: Николев И. Н. Указатель чертежей московским церквам и состоявшим в их приходах дворам и лавкам за 1775-1782 гг. М., 1884. Вып. 1. С. 89-90; Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. С. 779-780; Крестовоздвиженский А. В. Пятнадцатилетие Богоявленского братства при Богоявленской церкви в Москве. М. 1886. С.12-96; Несмелов П. Богоявленский Патриарший собор, что в Елохове: (Из церк. летописей) // ЖМП. 1955. № 2. С. 63-67; Питирим (Нечаев), еп. Этот день принадлежит Церкви // Там же. 1970. № 2. С. 25-29; Козлов В. Ф. Чудом спасенные // Московский журнал. 1992. № 1. С. 16-24; Романюк С. Елохово // Там же. 1991. № 4. С. 10-17; Сорок сороков. Т. 3. С. 83-86; Памятники архитектуры Москвы: Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала). М., 1998. С. 311-312; Щапов Н. М. Я верил в Россию…: Семейная история и воспоминания. М., 1998. С. 26-34; Богоявленский кафедральный собор / Сост. О. Ковалик. М., 2001; Красилин М. М. Богоявленский собор в Елохове // Ферапонтовский сб. М., 2002. Вып. 6. С. 255-271.

«Православная энциклопедия», т. V. М., 2002. С.550-556

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *