елоховский собор иконы расположение

елоховский собор иконы расположение. shrines. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-shrines. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка shrines.

Чтимые святыни Богоявленского Кафедрального Собора

Акафист Святителю Алексию, митрополиту Московскому и Всея Руси Чудотворцу

Икона «Собор Божией Матери»

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России. Житие.

Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии» читать далее

Годы жизни: конец лета – осень 1304(?), Москва – 12.02.1378). Память совершается 12 февраля (ст.ст.), 20 мая – обретение мощей, 5 октября – в числе пяти святителей Московских. Митрополит всея России, государственный деятель, дипломат. читать далее

К 60-летию перенесения мощей свт. Алексия Московского в Богоявленский собор

17 Октября 2007 исполнилось 60 лет со дня перенесения мощей Свт. Алексия Московского в Богоявленский собор в Елохове. читать далее

В.А. Любартович, Е.М. Юхименко читать далее

Фрагмент из книги «Собор Богоявления в Елохове. История храма и прихода». читать далее

План Елоховского собора

План Елоховского собора с указанием всех икон. читать далее

Внутреннее убранство и святыни.

Внутреннее убранство и святыни. В окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской церкви обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. читать далее

Источник

елоховский собор иконы расположение. shrines. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-shrines. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка shrines.

План Елоховского собора

План Елоховского собора с указанием всех икон.

елоховский собор иконы расположение. Sobor1a. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-Sobor1a. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка Sobor1a.

I. Солея.
1.Блгв. кн. Александр Невский; 2. Икона Покрова Божией Матери и прп. Роман Сладкопевец; 3.Архистратиг Михаил; 4. Свт. Николай чудотворец; 5. Св. царица Александра; 6. Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа; 7. Икона Божией Матери «Казанская — чудотворный образ; 8. Икона Божией Матери «Мирожская; 9. Господь Иисус Христос — Спаситель; 10. Богоявление Господне и рака с мощами свт. Алексия митр. Московского; 11. Сошествие Святаго Духа на апостолов; 12. Св. Филарет Милостивый; 13. Преображение Господне; 14. Архангел Гавриил; 15. Сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси; 16. Архистратиг Михаил.

II. Правая сторона. Главный придел.
17. Икона Божией Матери «Млекопита-
тельница»
18. Блгв. кн. Даниил Моск.
19. Прп. Сергий Радонежский
20. Господь Иисус Христос
в темнице
21. Икона 5-ти святых: мц.
Анастасия Узорешительница,
вмч. Дмитрий Солунский,
свт. Михаил первый митр.
Киевск., свт. Иоанн Златоуст,
свт. Петр митр. Московский
22. Прпп. Зосима и Савватий
Соловецкие
23. Вмч. целитель Пантелеймон
и мч. Трифон
24. Успение Божией Матери
25. Воздвижение Креста Господня
со святыми: свт. Сильвестр,
папа Римский, свт. Макарий
патр. Иерусалимский,
равноапп. царь Константин
и царица Елена
26. Свт. Алексий предлагает сан
свящества прп. Сергию Радо
нежскому
27. Святая Троица
28. Явление Божией Матери
прп. Сергию Радонежскому
29. Икона Божией Матери «Владимирская»
30. Три Свтт.: Василий
Великий, Григорий Богослов,
Иоанн Златоуст

III. Левая сторона. Главный придел.
31. Собор Божией Матери
(в центре изображена икона: Распятие Спасителя; Воскресение Христово; Вознесение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово;

Плащеница)
32. Прп. Серафим Саровский
33. Рака с мощами: Честнаго
Креста Господня.

Распятие
свт. Иоанна Златоустого,
ап. Андрея Первозванного,
свт. Николая чудотворца,
свт. Петра митр. Московского
33а. Распятие — Господа Иисуса Христа — за ракой
34. Василий блж. и свт. Тихон
Задонский чудотворец
35. Архангел Гавриил, прп.
Макарий Унженский, блгв.
кн. Петр, блгв. кн. Феврония,
св. Олимпиада, мц. Наталия,
кн. Черниговский Никола
Святоша
36. Введение во храм Пресвятой
Богородицы
37. Вмц. Екатерина
38. Вмц. Ирина
39. Святители Московские: Петр,
Иона, Филипп, Алексий
40. Св. Пророк Илия
41. Прп. Алексий человек Божий,
мч. Александр, прп. Михаил
Малеин
42. Первоверховные апостолы
Петр и Павел
43. Икона Божией Матери «Иверская»
44. Святители Петр, Иона,
Филипп, Алексий — митр.
Московские
45. Прп. Тихон Калужский

IV. Середина храма.
46. Пять святых: прп. Мария
Египетская, равноап. Нина,
равноап. кн. Ольга, равноап.
вел. кн. Владимир, вмч.
Георгий Победоносец
47. Всех Святых
48. Икона Божией Матери «Неопалимая
Купина»
49. Апостол и еванг. Иоанн
Богослов
50. Мцц. Вера, Надежда,
Любовь и матерь их София
51. Икона Божией Матери «Живоносный
Источник»
52. Икона Божией Матери «Казанская»
53. Рождество Христово

елоховский собор иконы расположение. Sobor2a. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-Sobor2a. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка Sobor2a.

елоховский собор иконы расположение. Sobor3a. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-Sobor3a. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка Sobor3a.

Источник

Святыни Собора Богоявления в Елохове и его история

В северно-восточной части Москвы располагается район, называемый Елохово. Когда-то тут стояло небольшое селение, присоединившееся со временем к столице и соседствующее теперь с районом Немецкая слобода. Здесь нашел себе приют храм Богоявления, кафедральный собор в Елохове.

Историческая справка

Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.

Возникновение названия собора

Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.

Основание и строительство

Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.

Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.

Реставрации и расширения

Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.

Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново. К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.

На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.

Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.

Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.

Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:

Современное состояние и обустройство

На данный момент храм работает в обычном режиме. Сюда многие православные приносят свои святыни, посещают гости из других храмов. Нередко под своды собора привозят святыни из других храмов. Под сводами хранятся мощи и святыни, переданные из других епархий.

Сейчас при храме действуют духовно-просветительский центр «Богоявление», хоровая школа мальчиков и юношей, а также воскресная школа для прихожан всех возрастов.

Главные святыни собора

Многое пережил храм, но святыни свои он сберег и приумножил благодаря своим прихожанам и поддержке высоких сановников Церкви.

Список иконы Богоматери «Казанская»

История иконы очень поучительная и интересная. Согласно преданиям, у стрельца Онучина была девятилетняя дочь, во сне к которой приходила Матерь Божья. Она просила сообщить архиепископу и градоначальникам, что ее икону необходимо достать из пепелища казанского Кремля. И даже место точное указывала. Девочка боялась идти к начальникам города, ведь она понимала, что верить ребенку в таких делах никто не собирался, ведь родители не верили. Явилась Богоматерь и во второй раз, и в третий. В тот раз Матерь Божья рассерженно пригрозила малышке, если она не послушается, то просить Она будет уже другого, а девочка умрет. Испуганная мама повела расстроенную дочку к находящимся в городе воеводам и занимающему в то время пост архиепископа Иеремии. Как и думала девочка, ее словам никто не поверил.

8 июля мать ребенка нашла помощников и, взяв с собой дочку, направилась к пепелищу: раз градоправители не хотят исполнить волю Богородицы, то это сделают они. Так, слушаясь указания девочки, они пытались раскопать священный образ, но все попытки были тщетны, пока девочка сама не взялась за лопату. Прямо у печи она и откопала завернутый в суконный рукав образ Пресвятой Богородицы, оказавшийся ясным, чистым и ярким, при этом без следов пожарища на нем.

Когда архиепископ и градоначальники узнали о чуде, они совершили крестный ход к месту обретения лика и забрали его в церковь Николы Тульского, а потом в Благовещенский собор.

Списков иконы Богоматери «Казанская» существует множество. Однако наиболее почитаемые находятся в Санкт-Петербурге и в Москве. Именно этот почитаемый список и располагается по левую сторону от алтаря в соборе Богоявления в Елохове.

елоховский собор иконы расположение. 22. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-22. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка 22.

Данный список является чудотворным, поэтому помогает многим. С ним ходил в поход против поляков Пожарский в 1611 году. Кроме того, Богородица стала считаться покровительницей дома Романовых.

Кутузов (после разгрома французов) из собранного серебра приказал изготовить серебряный иконостас, который должен был стать подарком Божьей Матери.

Исцеления и милости от Богородицы для обращающихся к ней просто неисчислимы. Обычно к ней подходят с просьбой о благословении молодых на счастливую семейную жизнь.

Чтимый список многие годы провел в Ватикане. Необходимо было вернуть ее, и Папа Римский тоже желал этого. Препятствием этому были условия, поставленные Католической Церковью, включающими в себя личную встречу патриархов, однако сама передача не считалась достаточным поводом для этого.

Лишь в 2004 году решением католической церкви стало снятие всех условий. В конце августа чтимый список был передан в Успенский собор во время Божественной литургии делегацией католиков, возглавляемой кардиналом Вальтером Каспером.

Икона Богоматери «Взыскание погибших»

Эта икона относится к древнему наследию христианства. Она прославилась еще в 6-м веке, поскольку стала причиной спасения от смерти инока Феофила в Адане, городе, расположенном в Малой Азии. Позже этот муж занял место среди преподобных, достигших высшего духовного совершенства.

Уже в 18-м веке эта икона прославилась и в России. С ее помощью был спасен от смерти на морозе крестьянин Феодот Обухов. Он, замерзая в снежной вьюге, молился к Богородице, представляя ее лик, увиденный в Георгиевской церкви, расположенной в Болхове. Его друга позвал женский голос, и он вышел наружу, где увидел сани и запряженную в них лошадь. На тех санях лежал промерзший Феодот. Потом спасенный заказал список иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви.

Много раз икона спасала людей, даря им чудо. Не раз и не дважды, во время холеры, ее выносили и крестным ходом шли в соседние села. С приходом власти советов лик был утерян.

елоховский собор иконы расположение. 23. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-23. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка 23.

Список, представленный ныне в храме Богоявления в Елохове, тоже можно отнести к чудотворным. К нему обычно обращаются, когда кому-то угрожает потеря жизни. Так, благодаря ее чудесам, спасается немало человеческих жизней.

Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»

Считается, что первое чудо иконы состоялось в 1688 году. В то время патриарх Иоаким проводил молебен за здравие своей тяжело больной сестры Евфимии. 6 ноября произошло чудо исцеления. После этого за помощью потянулись многие христиане. Не обошли вниманием, почитанием и венценосные особы. Список с нее стал одной из основных святынь Петербурга, куда увезла его Наталья Алексеевна, родная сестра Петра I.

елоховский собор иконы расположение. 24. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-24. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка 24.

Сейчас эта икона находится в соборе Богоявления в Елохово, поэтому каждый может обратиться к Богу и прикоснуться к святыне.

Икона Серафима Саровского

В главном приделе, слева от кафедры, расположились частицы мощей, икона Серафима Саровского в полный рост и облачения святого пустынника.

елоховский собор иконы расположение. 25. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-25. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка 25.

Считается, что святому при жизни были открыты и будущее, и прошлое любого человека. Он видел мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи. К этой святыни обращаются в таких случаях:

Особенно часто к нему обращаются для избавления от алкоголизма и наркомании. Чудеса исцеления нередки. Главное – подходить к образу с чистым сердцем и открытой душой.

Мощи святого Алексия Московского

Протоиерей Алексей Мечёв жил сравнительно недавно. 9\22 июня 1923 года он покинул бренный мир. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Москвы. Потом его останки перенесли на «Введенские горы».

Могилу отца Алексия посещали многие христиане. Сотни и сотни их приходили сюда, чтобы избавиться от горестей и достичь просвещения. Уходили все очищенными и наполненными поистине божьим покоем.

Канонизировали Алексия через 70 лет после его успения. Первое его прославление в лике святых произошло 20 августа 2000 года.

елоховский собор иконы расположение. 26. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-26. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка 26.

После того, как мощи нового святого были доставлены в храм, к раке тянутся нескончаемые очереди страждущих, желающих найти утешение и успокоения души. Изливая горести, прихожане очищают свою душу и обретают настоящее утешение.

Источник

Кафедральный Собор Богоявления Господня в Елохово

А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.

Елохово (Елох) навсегда вошло в историю отечественного православия как место рождения Василия Блаженного, московского юродивого и чудотворца, причисленного к лику святых.

Василий Блаженный и Иоанн Большой колпак. XVII век

«Покровский собор, что на Рву (Собор Василия Блаженного )»

Меж тем церковь в Елохове потихоньку ветшала.
В правление Алексея Михайловича Романова ее основательно отремонтировали.
Однако уже при Петре I стало очевидным, что старый храм больше не в состоянии вмещать всех прихожан.
Один из них, гвардейский полковник Воронецкий, в 1717 году сумел добиться встречи с Петром Алексеевичем и смог получить от государя в свое распоряжение столько кирпича, сколько приходу понадобилось.

«Прасковья Ивановна (1694—1731).»
Прасковья Иоанновна — царевна, младшая дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, племянница императора Петра I.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных.
Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году.

Бронзовая доска, посвящённая крещению А.С. Пушкину. Москва. Кафедральный Собор Богоявления Господня в Елохово. 1992 год. Скульптор Н.М. Аввакумов.»

Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Воронцов Артемий Иванович (1748-1813) – граф, сенатор, действительный тайный советник, крёстный отец А.С. Пушкина

«Д.Г. Левицкий Портрет графа А.И. Воронцова.»

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт А.С. Пушкин.
Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску.
Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин,

Богоявленский собор стал его самой значительной, но последней творческой вехой.

Невероятно многое сделал для реализации проекта и московский купец, известный меценат и благотворитель Василий Щапов, который из личных средств щедро пожертвовал треть от общей суммы на росписи и украшения храма.

«Меценат и благотворитель Василий Щапов»

С начала XIX в. уехал из Ростова в Москву и там, с течением времени, нажил капитал и в 1826 г. основал ткацкую фабрику, на которой изготавливались холстинки, саржинки, тик, платки.
В справочнике «Промышленность Московской губернии» среди 149 бумаготкацких фабрик значится и фабрика 2-ой гильдии московского купца В.И. Щапова в собственном доме во 2-ом квартале Басманной части: «…станов на ней 410, рабочих 485, годовое производство на 186 тыс. руб.»
В 1866 г. по духовному завещанию В.И. Щапова Ростовское городское общество получило 10 000 рублей для раздачи с них процентов бедным.

Церковные службы в период «долгостроя» не прекращались ни на день. Только теперь их проводили в трапезной, к которой примыкает нынешний собор. По проекту прежнюю одноглавую церковь сменило грандиозное здание в форме куба уже с пятью главами. Над карнизом артельщики-каменщики искусно возвели мощный аттик, создающий своего рода ступенчатый переход к пирамиде куполов. Гладь стен, как отмечают в своих документах профессионалы культовой архитектуры, контрастирует с пышными, почти барочными колоннадами, окружающими барабаны. Богоявленский собор, выполнен в духе классицизма с элементами стиля ампир и эклектики.

«Pимский собор святого Петра»

Интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия

Главный алтарь собора посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела: левый — во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Внутреннее убранство Елоховского храма в Москве

В Никольском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий.

В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Святые мощи святителя Алексия, митрополита Московского

Здесь же находится и бесценная реликвия русской истории (в иконостасе, слева от Царских врат) икона Казанской Божией Матери, Тихвинской Богоматери, святителя Николая Мирликийского.

Недавно тут нашел упокоение и 15-й святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Семь над ракой с честными мощами святителя Алексия, Митрополита Московского, установленная в Богоявленском Елоховском соборе.

Рака с мощами святителя Алексия Митрополита Московского.

В тревожные дни октября 1993 года в Богоявленском Патриаршем соборе проходила общецерковная молитва о спасении державы Российской и прекращении в ней раздоров и нестроений. 3 октября в собор была принесена величайшая святыня земли Русской — Чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери.

В этот день православный народ, как и во времена смут и распрей, с верой и надеждой обратил свои взоры к Богоматери. Святейший Патриарх Алексий II со многими архипастырями горячо молился о спасении России у престола Божия и перед Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери.

И она не попустила разлиться вражде и ненависти по лицу земли Русской.

Владимирская икона Божией Матери.

В 1930 году в собор была принесена чудотворная икона Божией Матери «Казанская».

Икона Божией Матери «Казанская»

Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве

В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освещена на святой Афонской горе в скиту святого Пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы», принадлежащей выше сказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

Икона Божией Матери «Млекопитательница».

В Никольском приделе собора расположена очень древняя икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Во время революции 1917 года образ охранялся государством. Есть предание, что 5 мая 1616 года на месте ныне существующего собора был построен и освещен в присутствии царя деревянный храм во имя святителя Николая

В 1991 году собор стал местом пребывания вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского. По пути из Петербурга в Серафимо-Дивеевский монастырь в течение нескольких месяцев мощи святого находились в Богоявленском соборе. С раннего утра до глубокой ночи нескончаемым потоком шел народ к мощам преподобного Серафима Саровского. Торжественная встреча и проводы собрали небывалое количество верующих. Особенно торжественны и трогательны были проводы преподобного, когда при выходе из собора тысячи прихожан со слезами умиления пели, как и предсказывал преподобный Серафим, пасхальные песнопения, хотя это были дни не пасхальных торжеств.

Перенос нощей прп. Серафима Саровского в Елоховский собор

Икона. Преподобный Серафим Саровский, чудотворец.

В главном приделе, с левой стороны от кафедры, расположена икона преподобного Серафима Саровского чудотворца во весь рост с частицей его святых мощей и мантии.

В Богоявленском соборе честные мощи святого великомученика и целителя Пантелеймона покоились дважды — в начале и в конце их пребывания в Москве.

Икона. Великомученик целитель Пантелеймон.

Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы подойти к святыне. Приводили большое количество больных, среди них были и одержимые, которые получали облегчение от тяжкого недуга.

Икона Божией Матери «Взыскание Погибших».

Икона Воскресение Христово.

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

Архиерейское седалище. Богоявленский кафедральный собор в Елохове.

«Панихида по Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове»

«Панихида по Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове»

«Поздравление протопресвитера Матфея Стаднюка, настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове»

Источник

елоховский собор иконы расположение. shrines. елоховский собор иконы расположение фото. елоховский собор иконы расположение-shrines. картинка елоховский собор иконы расположение. картинка shrines.

Внутреннее убранство и святыни.

Внутреннее убранство и святыни. В окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской церкви обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. завершилась внутренняя отделка церкви, стены были украшены лепниной и живописью. В 1912 г. артель живописцев из мастерской придворного иконописца и реставратора В. П. Гурьянова при участии худож. А. Е. Куликова заново расписала трапезную, позолотчик В. Р. Чубаров отделал иконостас Никольского придела. Накануне празднования 800-летия основания Москвы в соборе была проведена реставрация живописи главного купола с изображением «Св. Троицы Новозаветной» и образами рус. святых. Бригаду реставраторов-живописцев возглавлял выпускник МДС худож. П. А. Голубцов (в монашестве Сергий; впосл. архиеп. Новгородский и Старорусский), к-рый в 1954 г., уже в сане архимандрита, был помощником главного художника храма по реставрации его настенной живописи. Начиная с 70-х гг. XX в. работы по реставрации интерьера храма ведутся непрерывно: расширена солея, реконструированы сев. и юж. балконы и выстроен центральный балкон для размещения хоров, промыта и тонирована настенная живопись, в 1987–1988 гг. отреставрирован главный иконостас.

К передаче мощей святителя Алексия в 1947 г. на одном из оборонных предприятий Москвы для Богоявленского собора была изготовлена рака из бронзового сплава по эскизу М. Е. Губонина. На внутренней стороне крышки раки помещено шитое изображение святителя. В июле следующего года над ракой установили резную деревянную сень, исполненную также по эскизу Губонина мастерами-резчиками по дереву братьями Ворносковыми. В Никольском приделе храма в 1949 г. по проекту акад. А. В. Щусева было сооружено беломраморное, украшенное бронзовыми деталями надгробие над могилой Патриарха Сергия. Эта работа явилась последним произведением маститого зодчего. У надгробия в стеклянном футляре хранится куколь Патриарха Сергия.

У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и митр. св. Петра. С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской церкви находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архимандритом Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». «В дар и благословение» Богоявленскому храму архим. Гавриил оставил список с иконы афонской работы кон. XIX в., к-рый хранится в соборе. Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежали Богоявленской ц.: свт. Николая Чудотворца с житием 1-й трети XIX в. (средник — список с иконы XI в.), Благовещения Пресв. Богородице нач. XIX в. в серебряном киоте 1813 г. и др.

На рубеже 1945–1946 гг. в местный ряд иконостаса главного алтаря, слева от царских врат, была помещена икона XVII в.— список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной пл. После закрытия Казанского собора в 1930 г. его община перешла в ц. свт. Николая в Хлынове, перенеся туда и чудотворный образ; после разрушения в 1936 г. Николо-Хлыновской церкви икона оказалась в Богоявленском Дорогомиловском соборе, затем попала в Елоховский храм. Рамой для чудотворного образа служит икона «Похвала Богородицы» с фрагментами старого серебряного оклада. Среди икон, к-рые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20–30-х гг. XX в., Богоматерь «Избавительница» и вмч. Пантелеимон афонского письма (1893 г.), происходящие из ц. Покрова в Филях, а также житийный образ вмц. Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в с. Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Тихвинская (обе — XIX в.), образ прп. Серафима Саровского с частицами камня, на к-ром молился преподобный, и частицей его одежд (XX в.). На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресв. Богородицы, в собор по благословению Святейшего Патриарха Алексия II приносят икону Божией Матери «Умиление» — келейный образ преподобного Серафима Саровского.

В 1897 г. на средства прихожан были созданы вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память коронования императора святого Николая II и императрицы святой Александры Феодоровны. На одной из них помещены иконы святых, тезоименитых членам царской семьи, на др.— иконы Богоявления Господня и свт. Феодосия Черниговского. Обе хоругви ныне укреплены на сев. и юж. стенах центрального нефа. В ризнице собора имеются драгоценные литургические предметы: напрестольные кресты XVIII — нач. ХХ в., потиры (в т. ч. изготовленный на имп. стекольном заводе в С.-Петербурге в кон. XVIII — нач. XIX в.), шитые золотом воздухи и др., а также священнические ризы XIX в.

Собор сохранил основной набор из 17 колоколов, сложившийся в XIX в., за исключением самого большого колокола, получившего в ХХ в. трещину. Общая масса всех колоколов превышает 6800 кг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *