елс таможенные платежи что это
Разъяснения об использовании единого лицевого счета
Порядок возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств.
В случае, если зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не произведен, плательщику необходимо обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.
Порядок возврата денежного залога.
В соответствии с пунктом 36 Временного порядка, возврат плательщикам денежного залога осуществляется в форме зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов в случаях, установленных пунктом 9 статьи 67 и пунктом 9 статьи 76 ТК ЕАЭС, при поступлении в ресурс единых лицевых счетов сведений о возникновении указанных случаев без представления лицом, внесшим денежный залог, заявления о таком зачете.
Контроль за исполнением обязательств, обеспеченных денежным залогом, осуществляется таможенным органом, принявшим денежный залог.
В какой таможенный орган обращаться за возвратом авансовых платежей.
В соответствии с частью 9 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен статьей 122 Федерального закона, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС его администрирование осуществляют региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика исходя из кода причины постановки на учет, содержащегося в отношении данного лица в Едином государственном реестре юридических лиц (первые два символа кода причины постановки на учет (далее – КПП) (ХХ**01***)), за исключением Центральной энергетической таможни, которая осуществляет администрирование плательщиков таможенных пошлин, налогов, сумма уплаченных таможенных платежей при экспорте энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, которых составляет более 100 млн рублей в течение года, предшествующего началу администрирования лицевых счетов данных плательщиков в ресурсе ЕЛС.
Администрирование единых лицевых счетов в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют:
После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют возврат авансовых платежей юридическим лицам, использующим единый лицевой счет, на основании заявлений о возврате авансовых платежей, поданных данными лицами в соответствующие таможенные органы.
Форма заявления о возврате авансовых платежей.
Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» (зарегистрирован в Минюсте России 15.02.2011 № 19839) с учетом изменений, внесенных приказом ФТС России от 02.05.2012 № 831 (приложение № 1).
Перечень документов необходимых для возврата авансовых платежей.
Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению о возврате авансовых платежей должны прилагаться следующие документы:
В случае необходимости заверения таможенным органом документов, указанных в частях 4-7 статьи 122 Федерального закона, необходимо наличие оригинала и копии заверяемых документов, а также наличие оригинала и копии документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей.
Возврат авансовых платежей через личный кабинет.
В настоящее время возврат авансовых платежей осуществляется только при подаче письменного заявления, поданного в соответствии со статьей 122 Федерального закона.
Подача заявлений о возврате авансовых платежей в электронном виде предусмотрена положением части 4 статьи 36 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая будет применяться только со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о Союзе.
Предоставление отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
Информация о движении денежных средств, уплаченных плательщиком после начала администрирования его лицевых счетов в ресурсе ЕЛС в соответствии с Графиком, может предоставляться плательщику таможенным органом в соответствии с местом налогового учета плательщика либо Центральной энергетической таможней в отношении плательщиков, администрирование лицевых счетов которых осуществляет данная таможня, и (или) через сервис «Лицевой счет» личного кабинета участника ВЭД на официальном сайте ФТС России либо через личный кабинет на сайтах операторов таможенных платежей.
Согласно части 6 статьи 121 Федерального Закона в случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 №2521 «Об утверждении формы акта выверки авансовых платежей». Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом, администрирующим денежные средства, и лицом, внесшим авансовые платежи. Один экземпляр акта после его подписания вручается указанному лицу.
В соответствии с пунктом 10 Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС», утвержденного приказом ФТС России от 24.08.2018 №1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» учет остатков денежных средств с 13.09.2018 осуществляется в объеме общего остатка денежных средств по коду бюджетной классификации в соответствии с ИНН организации без детализации до платежных документов.
Не верно заполнено поле «КБК» в платежном поручении.
Внуковская таможня
Вниманию участников ВЭД
О преимуществах единых лицевых счетов.
Внуковская таможня напоминает участникам внешнеэкономической деятельности, что использование ресурса единого лицевого счета (ЕЛС), открытого на уровне ФТС России, дает возможность осуществлять таможенное декларирование товаров в любом таможенном органе. Использование ЕЛС позволит плательщику ускорить проведение расчетов по таможенным платежам, приведет к сокращению финансовых издержек и количества документов, представляемых в таможенные органы на бумажном носителе. При использовании ЕЛС информация и отчетность о движении денежных средств по результатам совершения таможенных операций, состоянию задолженности по уплате таможенных и иных платежей, становится доступна в режиме «on-line» через сервис «Личный кабинет» на сайте ФТС России и через кабинет на сайтах операторов таможенных платежей.
Чтобы создать Единый лицевой счет для оплаты таможенных платежей необходимо:
1) Зарегистрироваться на сайте ФТС России и получить доступ в Личный кабинет участника ВЭД;
2) Получить электронную цифровую подпись;
3) Подготовить заявление в ФТС России, в котором должны быть указаны основные реквизиты организации: ОГРН, ИНН, КПП, ОКПО, юридический и почтовый адреса, контактный телефон, реквизиты расчетного счета. Заявление оформляется на имя руководителя ФТС России;
4) Отправить электронное письмо с заявлением в ФТС России по электронной почте fts @ca.customs.ru либо по адресу: ул. Новозаводская, д.11/5, г. Москва, 121087;
5) В поле 107 платежного поручения необходимо указать код «10000010». После получения уведомления об открытии ЕЛС, перечисление денежных средств станет возможно только по этому коду.
При заполнении платежных документов на перечисление денежных средств в доход федерального бюджета необходимо указывать реквизиты:
КБК авансовых платежей 15311009000010000180
По вопросам, связанным с порядком открытия лицевого счета в ресурсе ЕЛС, вы можете обратиться в отдел таможенных платежей Внуковской таможни по телефону 8 (495) 285-60-34.
Единый лицевой счет участника ВЭД: современно, удобно, эффективно
Новая технология уплаты таможенных платежей – Единый лицевой счет участника ВЭД, – созданная Федеральной службой в рамках реализации «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования», предусматривает наделение декларантов возможностью использования уплаченных ими денежных средств вне зависимости от того, в каком таможенном органе будут совершаться таможенные операции.
На данный момент технология ЕЛС предназначена только для российских юридических лиц, уплачивающих таможенные и иные платежи, в том числе для таможенных представителей. Отличие ЕЛС от обычных лицевых счетов участников ВЭД, которые ведутся таможенными органами в регионах России, состоит в следующем. Для зачисления денежных средств на «обычный» лицевой счет, плательщик в обязательном порядке должен указать в расчетном документе код таможенного органа, в пользу которого производится платеж. Если этот код указан неверно, то денежные средства не доходят до таможни, в которой декларант планировал совершить таможенные операции. Чтобы исправить ошибку, требуется либо направление соответствующего запроса в Федеральную таможенную службу (в случае, если деньги «зависли» как невыясненные поступления на уровне ФТС России), либо подача заявления о возврате в тот таможенный орган, куда они были ошибочно направлены.
ЕЛС, в отличие от обычного лицевого счета, лишен этого недостатка. Для плательщиков, открывших единый лицевой счет, уже не будет столь критичным указание в платежном документе кода таможенного органа. Денежные средства с момента их поступления на счет Федерального казначейства становятся доступными для совершения соответствующих таможенных операций в любом таможенном органе России.
В рамках применении технологии ЕЛС плательщик имеет возможность использовать любые способы оплаты таможенных платежей, включая электронные технологии «онлайн» оплаты, в том числе удаленную уплату с рабочего места в своем офисе.
К настоящему моменту технологию Единого лицевого счета применяют более 7,6 тыс. юридических лиц, зарегистрированных во всех федеральных округах. Опросы, проведенные таможенными органами разных регионов среди участников ВЭД, начавших работу с ЕЛС, показывают, что подавляющее большинство этих организаций положительно оценивают результаты принятого ими решения о переходе на новую схему уплаты и учета платежей. В числе ее преимуществ упоминается не только минимизация ошибок, связанных с неверным заполнением кода таможни-получателя платежа, но и уход от необходимости делать сверку остатков денежных средств по нескольким обособленным лицевым счетам, которые ранее были открыты в разных таможнях.
В настоящее время Федеральной таможенной службой готовятся мероприятия по улучшению надежности и стабильности функционирования программных и аппаратных средств, обеспечивающих работу с ЕЛС. Разрабатываются планы как по дальнейшему развитию этого перспективного направления, так и по другим направлениям совершенствованию работы с денежными средствами плательщиков таможенных платежей.
Это происходит на фоне принятия федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, за исключением отдельных положений, в том числе статей 67-70, вступает в силу с 4 сентября 2018 года.
После вступления в силу положений данного федерального закона, касающихся возврата денежных средств, существенно сократятся сроки их возврата участникам ВЭД: по авансовым платежам и денежному залогу – до 10 рабочих дней. По излишне уплаченным/взысканным таможенным платежам возврат будет производиться в форме зачета денежных средств на лицевой счет плательщика в срок не позднее 3 рабочих дней. Для сравнения, по ныне действующему законодательству срок возврата таможенным органом плательщику денежных средств по авансовым платежам и излишне уплаченным/взысканным таможенным платежам составляет 30 дней, а по денежному залогу – 21 рабочий день.
Кроме того, в ближайшем будущем участники ВЭД при возврате денежных средств перейдут от бумажного документооборота к электронному. При этом количество документов, подаваемых заявителем в таможенный орган, сократится с 6 до 1. Ожидается, что плательщик будет подавать только заявление на возврат, содержащее все необходимые сведения, а таможенные органы самостоятельно проверят эти сведения посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. В первую очередь это относится к информационному обмену ФТС России с ФНС России и кредитными организациями.
Расширяются также возможности информационного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД», который доступен на сайте ФТС России. В частности, в 2018 году в ряде таможенных органов, в том числе в Ростовской таможне, стартовал эксперимент по новой процедуре возврата денежных средств. Участники эксперимента могут формировать в «Личном кабинете участника ВЭД» заявления на возврат авансовых платежей и направлять необходимые документы в электронном виде. Всего к настоящему моменту реализовано 18 сервисов и разработано 35 функциональных возможностей «Личного кабинета участника ВЭД» по вопросам администрирования таможенных платежей.
Справка
Для включения в реестр Единых лицевых счетов необходимо подать в Федеральную таможенную службу заявление об открытии единого лицевого счета. Его следует направить почтой в адрес ГУФТД и ТР ФТС России, на фирменном бланке организации, с подписью и печатью. В заявлении нужно указать следующие сведения:
Далее в рамках рассмотрения Федеральной таможенной службой данного заявления производится сверка остатков денежных средств, находящихся на «обычных» лицевых счетах, ведущихся таможнями. Затем выверенные остатки будут зачтены на единый лицевой счет, после чего они станут доступными для совершения таможенных операций в любом таможенном органе России.
Использование ресурса единых лицевых счетов плательщиками таможенных и иных платежей
Стенограмма доклада Т. Н. Аверьяновой по использованию ресурса единых лицевых счетов плательщиками таможенных пошлин и иных платежей на вебинаре Сибирского таможенного управления, июнь 2020 г.
«Как вы знаете последнее время в практику работы таможенных органов активно внедряются различные информационные таможенные технологии. Целью данных технологий является упрощение, ускорение таможенных операций и, как следствие, сокращение сроков выпуска товаров.
Важным реализованным проектом Федеральной таможенной службой является технология централизации уплаты таможенных платежей посредством единых лицевых счетов. Использование ресурса ЕЛС позволяет оптимизировать большинство операций с денежными средствами. Данный ресурс обеспечивает оперативность поступления денежных средств на счет таможенного органа, ускоряет движение денежных средств, позволяет участнику ВЭД упростить контроль за расходованием денежных средств.
Для таможенных органов данный ресурс предоставляет возможность осуществлять списание денежных средств вне зависимости от того, в каком таможенном органе осуществляется декларирование товаров. Таким образом совершенствование системы уплаты таможенных платежей в совокупности с иными таможенным технологиями, позволили нам существенно сократить сроки совершения таможенных операций, влияющий на сроки выпуска товаров.
Апробация информационного ресурса была первоначально начата в 2016 году. На сегодня ресурсы ЕЛС включают счета российских юридических лиц, иностранных юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах Российской Федерации, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, ИНН которых подтверждены налоговыми органами.
Следует сказать о том, что все операции зачисления на Единый лицевой счет плательщика сегодня автоматизированы и сроки минимальные, в частности, с начала текущего года Федеральная таможенная служба достигла договоренности с Федеральным казначейством по обмену информации о поступлении денежных средств, и такая информация предоставляется таможенному органу дискретно каждые 30 минут. Списание денежных средств также проходит автоматически, исходя из доступного остатка денежных средств по коду бюджетной классификации без детализации по платежным документам.
Принимая во внимание то, что все операции в ресурсе ЕЛС у нас автоматизированы, для того, чтобы оперативно происходило зачисление денежных средств и последующее списание и, как следствие, скорейший выпуск товаров, очень важно корректно и правильно заполнять реквизиты платежных поручений при перечислении денежных средств на счет Федерального казначейства, открытый для Федеральной таможенной службы. Правила заполнения расчетных документов при перечислении таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, регламентированы приложением 3 к Приказу Министерства финансов России от 12 ноября 2013 года №107н.
Если более подробно пойти по отдельным реквизитам, значит, реквизит номер 60. В данном реквизите всегда вносятся сведения об ИНН плательщика. По общему правилу в данном поле указывается значение ИНН владельца счета, составившего распоряжение о переводе денежных средств и, соответственно, только лицо ИНН которого указано в данном реквизите, может использовать поступившие на его лицевой счет денежные средства.
Следует отметить, что таможенным законодательством сегодня не предусмотрена возможность уплаты таможенных платежей иными лицами. Единственное исключение это, когда за плательщиком может платить таможенный представитель. Но тогда между представителем и декларантом должны быть заключены соответствующие договоры.
Реквизит 106 это реквизит с названием «основание платежа». По общему правилу и в большинстве случаев допускается указание в этом реквизите нулевых значений, однако, хочу отдельно обратить внимание на те случаи, когда необходимо расставлять специально предусмотренные буквенные коды, в частности, это тот случай, когда вы осуществляете погашение задолженности по уведомлению таможенных органов. В данном случае предусмотрено порядком проставление в данном реквизите значений буквенного кода ТУ. Значит, какие ситуации могут возникнуть, если вы этого не сделаете. То есть из практики: у нас недавно была ситуация, когда участник ВЭД пытался внести денежные средства в счет погашения своей возникшей задолженности, к сожалению, он не указал этот реквизит, и денежные средства были использованы при декларировании в другом таможенном органе. Таким образом, получилась такая ситуация, что на момент уже фактически истечения даты добровольного погашения этой задолженности, денежных средств для погашения этой задолженности было недостаточно. Поэтому очень внимательно отнеситесь к этому реквизиту, чтобы это не повлекло для вас каких-то дальнейших негативных последствий.
Наибольшие проблемы и больше вопросов возникает при заполнении 104 реквизита. Это код бюджетной классификации. Здесь возможны следующие ситуации. Либо указывается код ошибочно 1 вместо другого, либо указывается код, который просто с техническими ошибками и его в природе не существует. Что возможно сделать в данных случаях. В случае, если вы просто 1 вместо другого кода указали, то либо вы используйте в дальнейшей перечисленные денежные средства в соответствии с тем кодом, который вы указали, либо вы осуществляете возврат денежных средств в общеустановленном порядке, в соответствии со статьей 122. Порядок вам будет озвучен чуть позже следующим докладчиком.
В том случае, когда вы осуществили указание несуществующего кода, то в этом случае имеется возможность уточнить этот код. Компетенция по уточнению кода предоставлена Федеральной таможенной службе. В этом случае вам необходимо письменно обратиться в Федеральную таможенную службу, и Федеральная таможенная служба осуществит идентификацию вашего платежа. Сразу оговорюсь о том, что Приказ № 1039 предусматривает, в том числе возможность идентификации, уточнение сведений при ошибках в КПП, ИНН и КБК. Это компетенция Федеральной таможенной службы. Если вы допускаете ошибки в реквизитах плательщика, то вы можете обратиться с соответствующим заявлением, обоснованием в тот таможенный орган, который осуществляет администрирование вашего лицевого счета. Ну оговорюсь сразу, еще раз повторюсь, что либо это РТУ, если это российское юридическое лицо, либо таможня будет.
Что можно порекомендовать в целях минимизации количества ошибок по заполнению КБК. Вы можете указывать КБК авансов. На сегодня авансовые платежи у нас могут быть засчитаны в счет уплаты таможенных сборов, вывозных пошлин, исключение составляет только ввозная пошлина, утилизационный сбор и штрафы по делам об административных правонарушений, которые администрируются особым образом».
Информация ФТС России от 12.03.2021 «Единые лицевые счета иностранных лиц»
ФТС России завершены мероприятия по переводу на единые лицевые счета плательщиков-иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации.
Для указанных лиц максимально автоматизирован процесс учета таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, при условии предоставления данными лицами в таможенные органы идентифицирующих их сведений, которыми являются:
для иностранного юридического лица:
Буквенный код страны регистрации (нахождения) в соответствии с классификатором стран мира, утвержденным Решением Комиссии Таможенного Союза от 20 сентября 2010 г. N 378.
код налогоплательщика в стране регистрации или его аналог в соответствии с законодательством иностранного государства, например «123456789»;
Также рекомендуем данным лицам в поле «назначение платежа» платежного документа указывать такие значения в виде «///CN;123456789///».
для иностранного физического лица:
двузначный код страны регистрации, например «BY» (Беларусь);
В соответствии с приложением N 4 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н.
Паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
серия (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность иностранного физического лица либо лица без гражданства, например «D1234567».
Также рекомендуем данным лицам в поле «назначение платежа» платежного документа указывать такие значения в виде «///BY;08;D1234567///».
Данные значения являются уникальными для каждого иностранного юридического и физического лица, а указанные выше сведения приведены в качестве примера.
Примечание. Для лиц, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации, основным идентифицирующим их значением для целей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, является идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).