ему стало легко узнав что занятий сегодня не будет

Будьте любезны, не соизвольте мне помочь с русским языком?

Упражнение 6.Спишите. В предложениях, где не соблюдены грамматические нормы использования в речи деепричастных оборотов, исправьте допущенные ошибки.

1) Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
2) Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.
3) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.
4) Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
5) Не любя жизнь, не сможешь понять ее.
6) Промотав все состояние, ему нечего было оставить своим детям.
7) Прильнув к окну, старики с грустью смотрели на удаляющуюся фигуру сына.
8) Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
9) Я стал чувствовать себя намного лучше, бросив курить и когда стал заниматься спортом.
10) Ю. Тынянов, работая над образом своего героя, постоянно обращался к различным историческим документам.
11) Считается, что этот препарат – средство для похудения без диеты, голода, сохраняя эластичность кожи.
12) Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
13) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.
14) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.
15) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.
16) Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали.
17) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьезно заниматься спортом.
18) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.
19) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

Источник

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ. 1. Поставьте ударения в словах

Вариант IV

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические вариан­ты и их стилистические различия.

Доцент, завидно, заиндеветь, звала, звало, инсульт, искони, каталог, квартал, корысть, мельком, назло, наискось, наотмашь, начать, новорожденный, облегчить, ободрить, оптовый, предложить, принудить, принять, процент, свекла, туфля, творог, углубить, ходатайство, христианин, шасси.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов.

Декада, антенна, молекула, стресс, беспрецедентный, ателье, протекция, опека.

3. Определите функции ударения в данных парах слов. Объясните значения приведенных слов.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

2) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

3) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

4) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

5) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.

6) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

7) Гости были удивлены яркости карнавала.

8) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

9) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

10) Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

11) В стихотворении «Памятник» поэт писал, что «в мой жестокий век восславил я свободу».

12) Мой брат моложе нее.

13) Деревня находилась в полтораста километрах от станции.

14) Это двухэтажное здание имеет в макетах длину 3,5 метров.

15) Главная бухгалтерия обслуживает теперь тридцать детских садов и двадцать два яслей.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа су­ществительных.

Басня, кровля, одеяльце, свеча, няня, простыня, полотенце, колено.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

7. Употребите слова в скобках в нужной форме. Объясните выбор фор­мы.

1) Опрос (четыреста) компаний показал, что 71 (процент) предприятий оценили работу своих сотрудников положительно.

2) Награждение завода сов­пало с (восемьсот пятьдесят – летием) первого хмельного производства на Руси.

3) (Реставрированный) музей и галерея открыты для посетителей.

4) Мы приближались к древнему городу (Афины).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Вариант V.

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические вариан­ты и их стилистические различия.

Плыло, арест, баловать, поняло, поняли, рвала, верба, ткала, высокопоставленный, щавель, эксперт, намерение, кухонный, алфавит, звонят, атлет, средства, ко­рысть, компас, арбуз, случай, анализ крови, звонишь, облегчили, принял, краси­вее, созыв, два квартала, штабы, добыча.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов.

Эстетика, отель, туннель, тезис, стресс, иссеченный, депонент, вестерн.

3.Объясните, чем отличаются друг от друга вариантные формы данных слов.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1) Некоторые люди принимают желательное за действительное.

2) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

3) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

4) В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

5) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.

6) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

7) Городничий говорит собравшимся, что «к нам едет ревизор».

8) Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

9) Большим достоинством этого произведения является

выразительный, калорийный язык.

10) Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни и ничто не может его вывести из этого баланса.

11) Через весь роман проходит фабула патриотизма.

12) Он принял эффектные меры.

13) Въезд с пассажирами, сеном, соломой и другими горючими материалами запрещен.

14) Я иду в отпуск согласно приказа.

15) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей.

5. Образуйте все возможные формы именительного падежа множествен­ного числа от существительных. Составьте с полученными формами Им. п. мн. ч словосочетания или предложения.

Зуб, колено, корень, лист, сын, муж.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

7. Вставьте пропущенные предлоги в предложения, пропущенные буквы в слова, раскройте скобки.

4) Мы дейс­твуем согласно указ.

5) В станице организовано пять новых детских (ясли).

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА ПО КУРСУ

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

5. Установите соответствие между именем существительным и его родом

1) музей-квартира 1) общий

3) платье-халат 3) мужской

6. Найдите форму степени сравнения прилагательного, которая образована правильно

1) более интенсивнее

7. Найдите числительные, которые употреблены правильно

1) стоимость пальто от девятиста пятидесяти рублей

2) к двумста сорока пяти рублям

3) без шестисот восьмидесяти девяти километров

4) достаточно четырехсот шестидесяти восьми килограммов

8. Найдите местоимение 3 лица, которое употреблено правильно

1) у ней 2) вопреки нему 3) выше неё 4) сзади него

9. Найдите нормативную грамматическую форму глагола

1) ложи 2) поклади 3) ехай 4) сотри 5) ляж

10. Найдите глагол, который образует грамматическую форму 1 лица единственного числа будущего времени.

1) победить 2) получить 3) убедить 4) чудить

11. Установите соответствие между союзом и выражаемым значением

1) потому что 1) уступка

2) так что 2) условие

3) несмотря на то что 3) причина

4) если 4) следствие

12. Найдите формы слов, с которыми сочетается предлог благодаря

1) соглашению 2) другу 3) товарища 4) предсказания

13. Найдите предложения, которые соответствуют литературной норме

1) Он пошел в отпуск согласно приказу.

2) Ответ по его заявлению уже отправлен.

3) Статья написана на ту же тему.

4) Больной надеется на выздоровление.

14. Найдите предложения, в которых причастные обороты использованы правильно

1) Заданный вопрос экзаменационной комиссией улучшил ситуацию.

2) Смущенный криками людей, он начал петь.

3) Очередная книга уже переведена на русский, написанная Коэльо.

4) Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

15. Найдите предложение, в котором словообразовательная норма соблюдена

1) Почему у вас проезд не заплачен?

2) Поклади книгу на стол.

3) Верить в мечту никому не возбраняется.

4) Сергеева всегда характеризовали профессионализм и экстранеординарность.

16. Расположите данные слова по возрастанию степени интенсивности признака

17. Найдите словосочетания, которые построены правильно

1) повышать в должности

2) вести деятельность

3) развивать деятельность

4) продвигать кого-либо по должности

18. Установите соответствие между существительными и сочетающимися

с ними прилагательными

1) завеса 1) дымчатый

2) кот 2) дымковский

3) помещение 3) дымовой

4) игрушка 4 дымящийся

5) головня 5) дымный

19. Установите соответствие между предложениями и пропущенными

1) Нужно срочно … в дирекцию отчет. 1) признательность

2) Мы готовы … туристам лучшие гостиницы 2) представить

3) Многие наши фильмы получили … зрителей 3) предоставить

20.Установите соответствие между фразеологизмами и их синонимами.

2) считать ворон 2) два сапога пара

3) из одного теста 3) бить баклуши

4) когда рак на горе свистнет 4) после дождичка в четверг

5) без царя в голове

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

1. Понятие национального русского языка. Русский литературный язык, просторечие, территориальные диалекты, жаргоны.

2. Понятие культуры речи. Коммуникативные качества речи.

3. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды норм, смена норм, варианты норм.

4. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты орфоэпических норм.

5. Техника речи. Дыхание, дикция, голос, паузы, интонация.

6. Акцентологические нормы русского языка. Особенности русского ударения. Варианты акцентологических норм.

7. Морфологические нормы русского языка. Трудности употребления имен существительных.

8. Трудности употребления имен прилагательных.

9. Трудности употребления числительных.

10. Трудности употребления местоимений.

11. Трудности употребления глаголов.

12. Синтаксические нормы русского языка. Особенности прямого и обратного порядка слов в предложении.

13. Согласование сказуемого с подлежащим.

14. Согласование определений и приложений.

15. Нормы управления.

16. Употребление обособленных оборотов.

17. Понятие о лексической норме. Чистота речи.

Источник

Русский язык и культура речи

ему стало легко узнав что занятий сегодня не будет. 1514558622ji1rk. ему стало легко узнав что занятий сегодня не будет фото. ему стало легко узнав что занятий сегодня не будет-1514558622ji1rk. картинка ему стало легко узнав что занятий сегодня не будет. картинка 1514558622ji1rk.

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Методические указания к выполнению

для групп специальностей

140613 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт

электрического и электромеханического оборудования»

190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

О КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

В организации учебного процесса с заочниками важную роль играет выполнение студентами контрольной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи». В ходе изучения этой дисциплины студенты заочники выполняют одну контрольную работу.

Целью контрольной работы является систематизация знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения.

Контрольная работа содержит шесть практических заданий. Выбор варианта осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки. Контрольная работа выполняется на листах формата А4 в рукописном варианте или на компьютере. Обязательным в контрольной работе является наличие титульного листа и списка использованной литературы.

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Брала, взяло, дало, атлет, алкоголь, арест, договор, у сирот, сироты, диспансер, закупорить, звонит, индустрия, искра, балованный, каталог, квартал, компас, красивее, намерение, добыча, комбайнер, новорожденный, обеспечение, партер, похороны, похорон, кулинария, статуя, кладбище, километр, петля, уведомить, украинский, цемент, щавель, сантиметр, эксперт, феномен, занята.

Протекция, декларация, гротеск, антитеза, демократия, что-нибудь, онтогенез, одеколон, инцидент, оседлый.

3. Определите значение фразеологизмов с помощью фразеологического словаря.

Альфа и омега; авгиевы конюшни; белые мухи; желтая пресса; как выжатый лимон; крокодиловы слезы; маменькин сынок; махнуть рукой; медвежий угол; на вес золота; не в моде; ни рыба ни мясо; перейти Рубикон; пожинать лавры; пускать пыль в глаза.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Большинство времени он проводит на работе.

2. С героем пьесы постоянно происходят какие-то романные истории.

3. Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов.

4. На этот раз шахматисту не повезло: он получил фиаско.

5. Этот фильм представляет комедию.

6. Со стороны отдельных учащихся имеет место формальное отношение к своим обязанностям.

7. Когда Татьяну представляли Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы.

8. До сих пор все еще сооружается детский сад, который должен был вступить в строй в сентябре.

9. Иванову объявили строгий выговор за то, что он выгнал на пастбище коров в нетрезвом виде.

10. Люди простодушные принимают желательное за действительное.

11. Я приближаюсь, будто подстреленное кенгуру.

12. Макар оказался более дальновиднее, чем Давыдов.

13. Мать велела дочери налить себе воды.

14. Событие не требует никаких комментарий.

15. Дети махают руками вслед уходящему поезду.

16. Художник изобразил, как Петр I ведет войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова.

18. Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом.

19. Потеряв под Смоленском очень много своих войск, дальнейшее продвижение французов было затруднено.

20. На стене висели портреты Репина.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: лагерь, учитель, хлеб, окорок, череп, клапан, трактор, цех, слесарь, токарь.

6. Вставьте недостающие буквы и объясните свой выбор.

1. В нашу газету пиш..т. 150 корреспондентов.

2. В городе созда. тся около 4000 рабочих мест.

3. Большинство абитуриентов оказал. прекрасно подготовленн. к сессии.

4. Фаянсовая и хрустальная ваз. сто. т в витрине магазина.

5. Инженер Иванова был. несколько дней в командировке.

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Мизерный, мастерски, ступни (мн. ч.), о шкафах, простыня, длинны (брюки), догнала, петля, углубить, вольна, залита, звонишь, профессоров, некролог, начать, задолго, алфавит, задала, кладовая, создал, приведены, соболезнование, хозяева, красивейший, завидно, римляне, безудержный, коклюш, баловень, облегчил, шасси, доцент, столяр, приговор, августовский, творог, свекла, начался, ханжество, торты.

3. Образуйте форму слова, обозначающего противоположный пол от существительных: академик, аспирант, балерина, барон, генерал, директор, доктор, доцент, доярка, клоун, лаборант, поэт, продавец, профессор, секретарь, стюардесса.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Продается красного цвета молодая корова женского типа.

2. Большая часть номеров в гостинице была забронирована для командировочных.

3. Нам остается лишь мечтать об увеличении уровня благосостояния.

4. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин в нашей школе.

5. У кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает.

6. Рахманинов был в необычайном ударе вдохновения.

7. Он уважает и заботится о своих товарищах.

8. Оба они словно братья-близнецы, капля в каплю похожи друг на друга.

9. В нашей школе нет непоправимых двоечников.

10. Плюшкин называет дурачком своего придворного Прошку.

11. Зубья у волка острые и большие.

13. На столе лежал ворох порватой бумаги.

14. О Джек Лондоне я узнал еще в раннем детстве.

15. У меня нет запасной пары носок с собой.

16. Пройдя много испытаний, его назначают директором завода.

17. Он приходит со школы рано.

18. Граждан, имеющих собак, просьба выводить в намордниках.

19. Много преград преграждает его путь.

20. Часть группы сдали экзамен досрочно.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: штемпель, профессор, договор, корректор, директор, инженер, пекарь, архитектор, повар, прожектор.

6. Вставьте недостающие буквы и объясните свой выбор.

1. Четыре восьмиэтажны. дома уже заселен.

2. Две отремонтированны. комнаты сда. тся в наем.

3. Престарел. отец и мать нуждаются в уходе.

5. Открыто движение на нов. шоссе-магистрали.

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Гнала, гнало, гнали, дала. дало, дали, драла, драло, драли, ждала, ждало, ждали, агентство, атлет, алкоголь, аноним, аргумент, благовест, блюдница, бюрократия, вероисповедание, взапуски, втридорога, газопровод, гражданство, диспансер, догмат, договор, донельзя, досыта, дотронуться, еретик, жалюзи, завидно, запломбировать, знамение, зубчатый, издревле, изобретение, иначе.

Фанера, апартеид, пресса, шинель, эстетика, скучно, рассказчик, лютеранин, латекс, кюре, одноплеменный.

3. Укажите неправильности произношения в речи героя произведения.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

2. Этот человек произвел на меня большое воздействие.

3. Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

4. Жена трупа дала важные сведения.

5. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

6. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.

7. Собор, построенный в средние века и который прославил город, надолго остался в памяти у туристов.

8. Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

9. Сократ сказал, что «Я знаю, что ничего не знаю».

10. В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

11. Роман «Отцы и дети» написаны в 1862 году.

12. Писатель подробно описывает о жизни.

13. У него аллергия к апельсинам.

14. Девушка оплатила за проезд.

15. Все трактора были отремонтированы к 18 марту.

16. Мы купили много апельсин и мандарин.

17. Конференция состоится в мае месяце.

18. На конференции не присутствовали только сотрудники, находящиеся в отпуску.

19. Как хорошо в лесе весной.

20. На богатырях кольчуга, брюки, варежки и шарфы.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: фельдшер, купол, торт, волос;

форму родительного падежа множественного числа от существительных: носки, колготки, чулки, помидоры, узбеки, грузины.

6. Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме; укажите возможные варианты.

1. Установлена фототелеграфная связь между городами (Москва) и (Кемерово).

2. Дом отдыха построен близ реки (Истра).

3. Выставка картин испанских художников была организована в музее («Эрмитаж»).

4. В (Республика Индия) прибыла делегация из России.

5. Поезд остановился на станции («Арбатская»).

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Звала, звало, звали, кляла, кляло, кляли, лгала, лгали, лгало, пила, пило, пили, инсульт, искони, исстари, катало, квартал, корысть, мельком, назло, наискось, наотмашь, начать, некролог, новорожденный, облегчить, ободрить, оптовый, принудить, принять, процент, псевдоним, пуловер, созыв, столяр, танцовщица, туфля, углубить, ходатайство, христианин.

Партер, декада, антенна, молекула, стресс, беспрецедентный, АТС, ателье, протекция, ячневый, опека.

3. Укажите неправильности произношения в речи героя произведения.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

2. Маяковский стоял у источников новой поэзии.

3. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

4. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

5. Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

6. В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.

7. Проснувшись, мне стало ясно, что я опоздал.

8. Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

9. Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

10. Гости были удивлены яркости карнавала.

11. Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

12. Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

13. Лучшие пять работ премированы.

14. У его нет ни минуты свободного времени.

15. Утром я почистил зубы и ботинки.

16. Деревня находилась в полтораста километрах от станции.

17. Это двухэтажное здание имеет в макетах длину 3,5 метров.

18. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тридцать детских садов и двадцать два яслей.

19. Выделены участки под производство земляных работ.

20. За пришкольным садом не ухаживают по нераспорядительности завхоза.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: кондуктор, фронт, инспектор, штепсель;

форму родительного падежа множественного числа от существительных: гектары, ботинки, осетины, вафли, верховья, грабли.

6. Употребите слова в скобках в нужной форме. Объясните свой выбор.

1. Опрос (четыреста) компаний показал, что 71 (процент) предприятий оценили работу своих сотрудников положительно.

3. (Реставрированный) музей и галерея открыты для посетителей.

4. Мы приближались к древнему городу (Афины).

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Аналог, плыло, арест, баловать, поняло, поняли, слыла, слыло, слыли, рвала, рвало, верба, ткала, ткало, высокопоставленный, щавель, эксперт, намерение, кухонный, алфавит, звонят, атлет, средства, корысть, компас, арбуз, двоюродный, случай, анализ крови, звонишь, заем, паралич, псевдоним, облегчить, агент, диалог, издавна, принял, красивее, созыв.

Эстетика, отель, туннель, тезис, стресс, иссеченный, депонент, вестерн, яблочный, бытие.

3. Образуйте форму женского рода следующих национальностей: армянин, бразилец, индиец, казах, китаец, кореец, малаец, поляк, португалец, турок, финн, черкес, чех.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Некоторые люди принимают желательное за действительное.

2. Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

3. На будущий день началось обсуждение текущих дел.

4. В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

5. Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.

6. Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

7. Наташа Ростова в сцене отъезда проявила практицизм.

8. Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Эстонии и Латвии.

9. Городничий говорит собравшимся, что «к нам едет ревизор».

10. Лектор оперировал с точными данными.

11. Чацкий полон высокими думами.

12. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

13. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

14. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни и ничто не может его вывести из этого баланса.

15. Через весь роман проходит фабула патриотизма.

16. Он принял эффектные меры.

18. Мысль писателя о величии человека является красной нитью его произведений.

19. Онегин был настоящим светским волком.

20. Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей.

5. Образуйте все возможные формы именительного падежа множественного числа от существительных и употребите формы в контексте: зуб, колено, корень, лист, сын, муж.

6. Вставьте пропущенные предлоги в предложения, пропущенные буквы в слова.

1. Правительство РФ приняло постановление о ввозе в Россию белого сахара. Украины без взимания таможенной пошлины.

2. … хуторе Ивановка поселились молодожены.

3. Он спасся. силе и выносливости.

4. Мы действуем согласно указ.

5. Он начал приготовления по приезд. в город.

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Алфавит, атомный, верба, демократия, диалог, завидно, римляне, египтяне, добыча, договор, инструмент, столяр, щавель, августовский, безудержный, документ, приговор, паралич, магазин, двоюродный, мускулистый, баловень, начался, облегчил, ржаветь, предложить, партер, коклюш, ханжество, свекла, шофер, шасси, экскурс, статуя, заиндеветь, заржаветь, творог, каталог, портфель, доцент.

Шоссе, энергия, поэтесса, термин, модель, латеральный, коэффициент, конгресс, коллоквиум, изобретенный, комбайнер.

3. Поставьте ударения, объясните различие в значениях приведенных слов.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

2. Жизнь ее в доме матери была более лучшей.

3. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

4. Когда туман рассеялся, князь Игорь увидел монголо-татарское иго.

5. Герой романа показан в обычной обстановке русской действительности, в образе которого воплощены черты передовой дворянской интеллигенции.

6. Писатель описывает о войне.

7. Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбужденно, жестикулируя руками.

8. Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

9. Солдаты носили кирпичи и доски, из которых клали стену.

10. Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

11. Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач.

12. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено.

13. Для абитуриентов, желающих учиться в этом институте, надо будет сдавать и английский язык.

14. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо.

15. Пьеса «Волки и овцы» поставлены в Малом театре.

16. На стене висели портреты Репина.

17. Операцию провела молодой хирург Ковалева.

18. Он недолюбливал, которые слишком бойко вели себя.

19. Из-за ливней экспедиция в этом году работала в более труднейших условиях, чем прежде.

20. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

5. Образовать форму именительного падежа множественного числа от существительных: крейсер, тополь, егерь, окорок, редактор;

форму родительного падежа множественного числа от существительных: сапоги, солдаты, погоны, туркмены, болгары, хорваты.

6. Раскройте скобки, напишите прописью.

1. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие (22 саней) и (3 розвальни).

2. Мы вырастили на каждом гектаре по 27,2 (центнер) озимой пшеницы.

3. Под пшеницей занято более 2300 (гектар) пашни.

4. Разность между (87) и (58) составляет (29).

5. Библиотека института ежемесячно пополняется (300-400 книг).

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Документ, холеный, хозяева, премированный, повторим, индустрия, агентство, атлет, арбузы, начали блюда разносить, братьев встречал, верблюдам корму дали, на поляне вязы растут, уделять внимание госпиталям, диагнозы, два квартала, краны, засуха, шоферу, шрифтами, о штрафах, блиндажами, о волах, грошами, гончара, лишая, лыжне, ломтю, жгутом, о жаре, ведомости, ворами, должностям, мелочам, новостей, штемпелями, о шкафах, штабы, строями, соболям.

Диспансер, претензия, тезис, интерпретация, стенд, зеро, здравствуй. ДСП, дегустация, филогенез, хребет.

3. Укажите различия в значениях слов, сходных по звучанию (паронимов), с помощью толкового словаря.

Конструктивный – конструкторский, невежа – невежда, подпись – роспись, пометы – пометки, презирать – призирать, статус – статут, сытый – сытный, туристский – туристический, фигурный – фигуральный.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Творчество обладает большими художественными особенностями.

2. За торт можно оплатить в первой кассе.

3. Тихо затаив дыхание, ребята слушали рассказ космонавта.

4. Раскольников плохо обладал собой.

5. Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

6. Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.

7. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

8. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты.

9. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено.

10. Учитель спросил, что не могу ли я рассказать правило.

11. На субботник явились 21 человек.

12. За Ирину Александровну я ничего не могу сказать плохого.

13. Имя Иудушки стало нарицательным: так называют самых отвратительнейших лицемеров.

14. Семеро девушек поступило на курсы водителей.

15. Писатель обличает помещиков, которые жестоко обращаются к имеющимся у них крепостным.

16. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

17. В стихотворении «Памятник» поэт писал, что «в мой жестокий век восславил я свободу».

18. В этом проявилось преимущество Печорина над окружающей средой.

19. Жители Астрахани видели спутника земли.

20. Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: мать, катер, месяц, бухгалтер, лектор, оратор, конденсатор, офицер, аптекарь, округ.

6. В следующих предложениях поставьте в родительном падеже существительные, помещенные в скобках.

1. Принеси лампочку в 100 (ватты).

2. Таких (захолустья) не встретишь теперь в районе.

3. На мягкой земле видны следы (сапоги).

4. Отряд (партизаны) состоял из (русские, украинцы, грузины, туркмены, киргизы, осетины).

5. В станице организовано пять новых детских (ясли).

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Газированный, введено, глубокоуважаемый, гербовый, диспансер, инженеры, инструкторы, еретик, километр, комбайнер, мальчиковый, влюблены, звонишь, звонит, растят, положите, важна, красивее, важны, гибок, гибка, мышление, мизерный, налит, налиты, диалог, издавна, принял, созыв, красивее, намерение, кухонный, алфавит, нефтепровод, атлет, средства, корысть, компас, арбуз.

Ректор, турне, кодекс, кредо, тембр, продюсер, порядочный, констебль, де-юре, нареченный, пересек.

3. Используя орфоэпический словарь, определите, какой из вариантов ударения в приведенных ниже парах слов является основным, а какой допустимым, разговорным или устаревшим. Есть ли случаи равноправных вариантов ударения?

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Я одела самое лучшее свое платье.

2. Маяковский с первых же дней революции становится ее трибуной.

3. Стройность системы нарушалась благодаря неорганизованности группы.

4. На данном собрании мне хочется осветить вопрос о главных задачах нашей работы на сегодняшний день.

5. Жители Калинова живут скучной, однообразной жизнью.

6. Салаты из свежих помидор и огурцов очень полезны.

7. Предварительно замоченный фасоль варится намного быстрее.

8. Опоздавший признался, что он проспал.

9. Ветер подхватил бумажный змей и отнес далеко от места, где стояли дети.

10. Просмотрев фильм, меня, как живые, окружили его герои.

11. Въезд с пассажирами, сеном, соломой и другими горючими материалами запрещен.

12. Известие о приезде ревизора привело городничего в тупик.

13. Ремонтом клуба руководил районный зодчий.

14. Вперед я хочу кратко остановиться на сюжете повести.

15. Руководили борьбой партизан против войск Наполеона Денисов, Дорохов и другие товарищи.

16. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.

17. Около мальчика сидела собака.

18. Нельзя допускать тесного общения с собакой детей.

19. Погибла вся семья через эту водку.

20. Пройдя много испытаний, его назначают директором завода.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных: автор, редактор, якорь, сорт, инструктор, череп, шофер, индуктор, рефлектор, директор.

6. В следующих примерах поставьте в форме родительного падежа множественного числа существительные, помещенные в скобках.

1. Поезд сошел с (рельс).

2. На 20% повысилось производство (чулки, носки).

3. Под фруктовый сад было отведено 5 (гектар).

4. Отрежьте 400 (грамм) вареной колбасы.

5. В вазе для фруктов было 10 (яблоки), столько же (апельсины), двенадцать (мандарины), 5 (груши).

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Донельзя, диспансер, догмат, договор, иначе, инсульт, хозяева, египтяне, англичане, верба, премированный, свекла, оптовый, ходатайство, туфля, коклюш, красивее, звонит, добыча, столяр, щавель, эксперт, назло, аргумент, досыта, шкафом, зверями, хрипами, фонтаном, уродам, стержнями, сазанов, песнями, о песнях, о нервах, арбузы, госпиталям, блюда, буржуя, вьюгами.

Экспресс, деканат, девиз, декада, проекция, БМВ, бутерброд, песчаный, дециграмм, бестселлер, дебелый.

3. Чем отличаются друг от друга вариантные формы данных слов? С помощью толкового словаря определите значения приведенных слов.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Комиссия уже давно на завод приехали и живут в гостинице.

2. Он приходил со школы рано.

3. Я задала им написать сочинение, над которым мы работали в течение полторы недели.

4. Значение этого слова сильно трансформировалось.

5. В нашем коллективе есть полная возможность бороться с пьянством, ведь мы знаем друг друга как пить дать.

6. Мне безумно нравятся произведения Гоголя, я его просто боготворю и считаю себя жертвой его таланта.

7. В брошюре содержались дельные советы о том, как надлежит обращаться с кинопроектором.

8. Игра артистов оказала на зрителя огромное впечатление.

9. Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление.

10. Нужно выполнить по 4 и более примеров.

11. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.

12. Чтобы поправить свои пошатнувшие дела, господа нередко продавали своих придворных.

13. Услышав о разведке, Пете стало весело.

14. Неразрывная связь с народом художника.

15.Его речь насыщена обилием книжных слов.

16. На окне висит красивая тюль.

17. В чернильнице Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневевшая жидкость.

18. Я иду в отпуск согласно приказа.

19. Увеличивая каждый раз точность отделки, поверхность детали становилась ровнее.

20. пользуются большой популярностью в нашей стране.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных: басня, яблоня, домна, кровля, одеяльце, свеча, няня, простыня, ремесло, полотенце, колено.

6. Раскройте скобки, цифры напишите прописью.

1. (4) работницам присвоили очередной профессиональный разряд.

2. Велогонка прошла дистанцию, равную (2150 километр).

3. Пугачев с (60 казак) пробился через неприятельское войско.

4. Время существования в космосе второго спутника (93 сутки).

5. (5) выступили свидетелями на суде.

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты (если есть) и их стилистические различия. Например: компас (нейтр.) – компас (проф.).

Украинский, щавель, коклюш, штрафы, о штрафах, ломтю, лыжни, ячменя, утюга, наотмашь, псевдоним, танцовщица, мельком, назло, каталог, аргумент, уведомить, цемент, индустрия, квартал, сватам, сватов, стержни, досуг, магазинов, процент, звонишь, добыча, арест, осужденный, завидно, танцовщица, христианин.

3. Укажите различия в значениях слов, сходных по звучанию (паронимов), с помощью толкового словаря.

Водный – водяной, вперемешку – вперемежку, дуплет – дублет, земляной – землистый, зонт – зонд, изморось – изморозь, карбонат – карбонад, копчик – кобчик, надеть – одеть.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Несколько партизанов и двое солдатов без погон двинулись к лесу.

2. Отбиваясь от оводов, лошадь махает хвостом.

3. С Жан-Поль Сартром он был знаком очень давно.

4. Вермишель хранился в подсобном помещении.

6. Поезд прибыл согласно расписания.

7. Он такая неряха, такая егоза!

8. С помощью такого ошейника водители видят собак в темноте.

10. Французские солдаты подвергли все грабежу и мародерству.

11. Татьяне была характерна вера в преданья старины глубокой.

12. Его характер тверд и несгибаемый в любых обстоятельствах.

13. По пути их застал буран, где они встретили незнакомого человека.

14. Предлагается по 4 и более вариантов тем.

15. Он гораздо выше ее.

16. Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

17. Госпожа Простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у нее вовсе нет.

18. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

19. Первый дебют молодой актрисы был весьма удачен.

20. Эгот роман сыграл большое воспитательное значение.

5. Вставьте в глаголах пропущенные буквы.

1. По приказу командования отряды стали рассредот..чиваться.

2. Открытие памятника приур..чивается к двадцатипятилетию со дня смерти писателя.

3. Большие пространства лесных массивов постепенно забол..чивались.

4. Не будем осп. ривать его заслуг.

5. Музыка на этот раз не успокаивала его.

6. Никто не уполном..чивал его выступать от имени группы.

6. Вставьте пропущенные буквы.

1. Четыре остальны.. памятные партии закончились вничью.

2. Занятия посещают отстающи.. ученик и ученица.

3. Изобретатель удостоен высок.. наград…

4. Больной не потерял надежд.. на выздоровление.

5. Близ города Крюков…, за селом Уклеев. до озера Краюхин…

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6. Герасименко язык. Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *