енох угодил богу чем
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 5:24
Свт. Иоанн Златоуст
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Свт. Григорий Богослов
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Свт. Кирилл Александрийский
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Свт. Амвросий Медиоланский
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Свт. Филарет (Дроздов)
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Толкование на Книгу Бытия.
Сщмч. Киприан Карфагенский
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Прп. Ефрем Сирин
И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог
Толкование на Книгу Бытия.
Прп. Нил Синайский
И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог
Спрашиваешь меня, как можно телу тленному воскреснуть нетленным? И я тебя спрошу: как тающая и тленная манна, заключенная Моисеем в золотую стамну, пребывала нетленною? Явно, что было сие по Божию изволению и силою Божиею. Сею же силою и Енох, будучи смертным, «преложен» (Быт. 5:24) и доныне сохранен бессмертным.
Письма на разные темы. Самарянину Аффонию.
Прав. Иоанн Кронштадский
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Значит, постоянное место пребывания человека не на земле, а в другом месте; значит, надобно только угодить Богу – и мы оставим мрачную землю, рано или поздно. А где будут люди, прогневляющие Бога своими беззакониями? В преисподних земли.
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Августин
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Еп. Виссарион (Нечаев)
И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог
Тертуллиан
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Лопухин А.П.
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
См. Толкование на Быт. 5:23
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 5:22
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 22-24 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Слушайте это и мужи и жены, поучитесь добродетели праведника, и не думайте, будто брак препятствует угождать Богу. Божественное Писание для того и указало на это неоднократно, сказав, что (Енох) родил Мафусала и тогда угодил (Богу), и опять повторив тоже самое: «и угоди, по еже родити ему», для того, чтобы не подумал кто, будто брак, препятствует благоугождать Богу. Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание (детей), ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу. Вот и он (Енох), будучи одной с нами природы и (живя тогда), когда еще не дан был закон, не поучало Писание, и ничто другое не руководило к любомудрию, сам собою и по своему произволению так благоугодил (Богу), что доселе еще жив и не вкусил смерти. Если бы, возлюбленный, брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, то Создатель всяческих не ввел бы брака в жизнь нашу, дабы мы не терпели вреда в вещах нужных и самых необходимых. Но так как (брак) не только не препятствует нам в богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно побуждая ладью плыть в пристань, то поэтому Бог и даровал такое утешение человеческому роду. А что слова мои справедливы, доказывает этот праведник. «По еже родити, – говорит Писание, – Мафусала, угоди Енох Богу»; притом, он подвизался в добродетели не малое число лет, но, как говорит Писание, двести лет. И так как после преступления первозданного нашелся человек, который взошел на самую высоту добродетели, и своим благоугождением Богу вознаградил за грех прародителя, то смотри чрезмерное человеколюбие благого Бога. Как Он нашел человека, который мог вознаградить за грех Адама, то и преселяет его живым, показывая самым делом, что Он принявшего заповедь (Адама) осудил за ее нарушение, а не по желанию подвергнуть смерти род наш. «И угоди, – говорит Писание, – Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог». Видишь премудрость Господа? Преложил живым, а не даровал бессмертие, дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху; Он оставил (этот страх) во всей силе между людьми. Поэтому Он хочет неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесенный Адаму. Но не делает этого явно, дабы страх служил вразумлением. Поэтому Он преложил благоугодившего Еноха. А если кто захочет любопытствовать и спросить: куда же его переселил, и неужели он доселе жив, – то пусть научится не увлекаться человеческими соображениями и не наследовать с любопытством дел Божиих, но верить тому, что говорится (в Писании). Когда Бог возвещает что-либо, то не должно противоречить словам Его, но возвещаемое от Бога, хотя бы и не было видимо для глаз, нужно считать достовернее того, что подлежит нашим взорам. Что Бог переселил Еноха, переселил живым и не вкусившим смерти, так что за свое благоугождение (Богу) он стал выше произнесенного над родом человеческим приговора, об этом божественное Писание сказало; а куда переселил его, и как он ныне живет, этого не присовокупило. Видел ты благость Господа, как Он, нашедши мужа добродетельного, не лишил его того достоинства, которое даровал первому человеку до преступления заповеди, и этим дал нам разуметь, что и тот, если бы не предпочел обольщения данной заповеди, удостоился бы тех же, или еще и больших благ?
Беседы на книгу Бытия. Беседа 21.
См. также Толкование на Быт. 5:21
Свт. Григорий Богослов
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей
Свт. Амвросий Медиоланский
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей
Свт. Филарет (Дроздов)
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей
Дабы показать, что благословенное племя всегда имело людей, достойных продолжения оного великого благословения, и от времени до времени являло в себе предначертательные образы славного семени жены, Моисей несколько прерывает свое летосчисление касательно жизнеописания Еноха, коего показывает образ жизни и кончину.
Енох ходил с Богом. В приложении к людям сие выражение употребляется для означения близости, сообщения, обхождения (1 Цар. 25:15). В отношении к Богу подобное сему выражение ходить пред лицем Божиим означает иногда благоговейное внимание человека к Богу (Быт. 17:1), иногда благоволительное внимание Бога к человеку (1 Цар. 2:30). Вообще путем и хождением выражают евреи нравственный образ жизни. По сим соображениям настоящее сказание о Енохе означает вообще, что он вел такую жизнь, по которой всегда был близок к Богу. Заключающиеся в сем подробные понятия суть: хождение пред Богом, или в живом чувствовании присутствия Божия; хождение с Богом, или соединение с ним верою и любовью; хождению вслед Бога, или подражание Ему и стремление к совершенству, сообразному с совершенством Отца Небесного; наконец, хождение пред лицем Бога, яко указателя и правителя пути, то есть пребывание под особенным покровом Его провидения и благодати. Семьдесят толковников, отступив от слов многознаменательного изречения еврейского, хотели изобразить силу оного словом угодить: угоди же Енох Богу.
Толкование на Книгу Бытия.
Сщмч. Киприан Карфагенский
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей
Блаж. Августин
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей
Еп. Виссарион (Нечаев)
Угоди же Енох Богу, и поживе Енох, по еже родити ему Мафусала, лет двесте, и роди сыны и дщери
Тертуллиан
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей
Лопухин А.П.
И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей
ВЕРОЙ ЕНОХ
Верой Енох переселен был так, что не видел смерти, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
У Адама и Евы, кроме Авеля, Каина и Сифа, были и другие дети (Быт. 5:4), но Библия останавливается только на двух из них: на Каине и Сифе, потому что от них произошли две ветви человечества, противоположные по своему отношению к Богу. Седьмое поколение этих ветвей уже резко отличается друг от друга: каиновская цивилизация практикует сильнейшее безбожие, а потомки Сифа — хранят истину и богопочитание. Если Ламех (седьмой от Адама через Каина) вопреки установленному Богом порядку в семейной жизни ввел двоеженство и стал убивать и хвалиться своими разбойными подвигами (Быт. 4:19-23), то Енох (седьмой от Адама через Сифа) ходил пред Богом в святости и дал поколение Божиих детей (Быт. 5:21-23).
О Енохе, как и обо всех допотопных патриархах, в Библии говорится очень мало. В ней содержатся только три места, упоминающие о Енохе: это Быт. 5:18-22; Иуд. 1:14-15 и Евр. 11:5. Но эти краткие тексты все же дают довольно яркую характеристику как личности Еноха, так и его веры и жизни в Боге, а также открывают славный конец его жизненного пути. Они характеризуют также и ту эпоху, в которую он жил.
Эти места Писания открывают нам личность Еноха с трех сторон:
* книга Бытия освещает его жизнь и удивительное хождение верой;
* Послание Иуды изображает его служение, как первого пророка на земле;
Кратко остановимся на всех трех моментах.
1. Жизнь Еноха и его хождение перед Богомtc «1. Жизнь Еноха и его хождение перед Богом»
Библия разделяет жизнь Еноха на две неравных части: первых 65 лет — это, надо полагать, годы жизни до его обращения к Богу, жизнь в духе своего времени; и 300 последующих лет — его хождение перед Богом, жизнь в вере. Перелом наступил, как подчеркивает сама Библия, после рождения его первого сына Мафусала.
По современным меркам 65 лет — это целая жизнь. А в древности, когда люди жили по 800-900 лет и более, это были еще годы юности. Но все же это была уже зрелая юность, когда человек начинает переосмысливать жизнь и делать основательную переоценку ценностей. Енох пересматривает свои духовные позиции, критически воспринимает действительность и избирает себе достойную цель: он посвящает себя Богу.
Конечно, Енох имел для себя некоторый образец в лице Авеля, может быть, Сифа и его потомков, но более всего — своего родного отца Иареда. Имя «Иаред» означает: «обновитель», «начинатель», «освятитель», «начаток, посвященный Богу». Нет сомнения, что отец Еноха верил и служил Богу, и Енох от него почерпнул этот дух веры, развил и умножил его во много крат. Но все это ему давалось нелегко.
Надо помнить, что Енох жил в тот период, когда грех и все его пагубные последствия охватили все допотопное человечество настолько, что достигли почти предельной отметки. Достаточно прочесть об этом в книге Бытия, чтобы представить себе уровень падения допотопного мира. Библия сообщает: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человеков на земле, и восскорбел в сердце Своем… Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:5-6,11-12).
И вот посреди такого моря зла, греха и беззакония нашлась одна светлая личность, одна праведная душа, которая вместе с Богом очень скорбела о нечестии людей и не могла смириться с ужасающим разложением. Енох не мог идти в ногу с окружающим его обществом, разделять интересы своих современников, так как Бог пробудил в нем дух живой веры и влек его к Себе. Его душа загорелась желанием служить Господу, ходить перед Ним свято и непорочно. Поэтому мирские прелести греховной жизни не могли удовлетворять его жаждущее правды сердце. Духом и верой он противостал культуре Каина, которая служила обществу каким-то заменителем духовности и давала замену Бога.
Не соглашаясь подчиниться закону греха и смерти и всеобщему растлению, Енох осмелился верой не только жить праведно и ходить пред Богом вопреки течению своего века, но стать полным победителем. Благодаря живой победоносной вере он созрел для переселения на небо живым. Это уже не пассивный протест против зла, охватившего землю, как было у его отцов, но активный; это смелая борьба, полная испытаний, искушений, трудностей и побед.
Но посмотрите на Еноха: он тоже жил в чрезвычайно трудных условиях, ему тоже дули противные ветры и, однако, он пребыл тверд в вере, в благочестии, в хождении пред Богом. Сегодня в нашем распоряжении есть святая Благодать и жертва Сына Божия, как гарантия нашего спасения; есть Слово Божие — светильник, сияющий в темном месте (2Пет. 1:19); есть богослужебные собрания и общения, которые подкрепляют дух и веру каждого; есть Церковь Христова — «столп и утверждение истины» на земле (1Тим. 3:15). Это великое духовное богатство. Всего этого был лишен Енох, муж веры допотопного времени. К тому же он был очень одинок и все же «ходил пред Богом».
Писание дважды упоминает это выражение: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет, и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22-24).
Рассмотрим, что значит «ходить пред Богом».
Подобное выражение встречается в Библии много раз: о Ное — Быт. 6:9, об Аврааме — Быт. 17:1; 24:40, также Мих. 6:8; Мал. 2:6 и др. Везде оно означает высшую степень нравственного направления жизни, благоговейное чувство Божественного вездеприсутствия. Человек глазами веры постоянно видит Бога перед собой и согласует с Ним весь образ поведения и каждый шаг своей жизни. Это постоянное угождение Богу всем образом своей жизни.
Так комментирует это выражение Библия Лопухина.
Как видим, «ходить пред Богом» — это много больше, чем просто быть праведным. Это означает: совершать поприще жизни с ясным сознанием того, что Бог видит каждый наш шаг и все помышления сердца в каждую минуту. Это и глубокое желание в своем хождении угодить Богу. Выражение это включает в себя весь образ жизни человека, живущего в вере, как об этом и сказано: «А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).
Так и Енох верой поднялся не только намного выше окружающего его мира грешников, но вырос до необходимости понять, чего хочет Господь, чтобы так и поступать. Очевидно, ему не приходила мысль извлекать выгоду из двух миров — земного и небесного, как это делают некоторые из наших современников. Для него реально существовал лишь один мир — небесный.
Ходить пред Богом — не значит жить согласно определенным догмам и исповедовать букву закона. Ходить пред Богом — это делать бесконечно больше, чем просто жить по правилам. Это значит усвоить характер Бога, каким он явлен в Иисусе Христе. Какая у Него отделенность от мира, самоотверженность, святость и чистота! Какая кротость, смирение, сердечность и вместе с тем ответственность и посвященность! Какое долготерпение, твердость, решительность и верность Богу во всем! И какая ревность по Богу!
Хождение перед лицом всесильного Бога приводит человека к настоящему могуществу в духовном мире, к победе над всеми кознями и происками враждебных сил. Для этого сердце не должно быть занято ничем другим, кроме одного Бога. Полагаясь на плоть, мы уже ходим не перед Богом, но перед людьми.
Ходить пред Богом — это тщательно хранить себя от всего, что идет от лукавого (1Ин. 5:18), чтобы не открыть ни одной двери в своей личности — в духе, душе и теле — для пагубных сил греха и зла и того, кто стоит за ним. Именно хождением перед Богом Енох подготовил себя ко взятию живым на небеса. Во всем этом движущей силой у него была вера. Лишь вера Божия делает человека способным ходить пред Ним. «Только вера делает нас святыми перед Богом (вера Божия, а не историческая). Эта вера проявляется в новой жизни и братской любви» (В. Губмайер). Неверие всегда сообразуется со своим собственным «я», с обстоятельствами жизни или с какими-то другими причинами второстепенной важности. А человек веры достигает той радости, мира, ясности и независимости духа, которые составляют удел тех, кто опирается на десницу Всевышнего.
2. Енох — первый пророк Божийtc «2. Енох — первый пророк Божий»
Послание Иуды (1:14-15) открывает нам служение Еноха как первого в мире пророка, духовный взор которого простирался до Второго Пришествия Христа. Фраза «Вот, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих» указывает именно на Второе Пришествие. См. Отк. 19:11-16.
Енох был первым посланником Бога в этот мир, чтобы обличать его и возвещать ему наступление Суда за грехи, беззакония и богохульство народа. Через его уста Дух Святой обличал «нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Бога нечестивые грешники» (Иуд. 1:15). Через Еноха Бог старался не только порицать и обвинять, но и спасать мир от зла. Енох верой принял силу свыше безбоязненно свидетельствовать о Суде Божием и выполнял это мужественно и бескомпромиссно.
Без всякого сомнения, это была очень нелегкая задача. Пророки всегда подвергаются большей опасности, чем прочие люди, ибо злоба сатаны, возбуждающего общество, прежде всего обрушивается на них. И потому они часто были одинокими людьми в этом мире. Они стояли намного выше своих современников и должны были обличать, предостерегать, просвещать людей, напоминать им о наказании Божием. Народ зачастую реагирует на это враждебно, и пророки испытывают всю горечь непонимания, клевету врагов, оставление их друзьями. Это всегда приносит глубокую скорбь.
Такую участь пережил и Енох.
Он один ходил среди непонимающих его людей, нечестивых каинитов, и возвещал им скорый Суд. И хотя эти люди были к нему враждебны, Бог поддерживал, благословлял, укреплял и хранил его. Енох — великий прообраз служителей Господа нашего Иисуса Христа, которые перед наступлением грядущих новых судов должны предупреждать о них народ, говорить об опасностях последнего времени и вместе с тем возвещать миру спасение во Христе.
В свое время Иисус пророчествовал: «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:37-39).
«Дни перед потопом», т. е. дни Еноха — это предпришественное время, дни последних приготовлений Божиих к Суду. «Дни Ноя» — это уже наступление Суда. Разрыв во времени между этими «днями» небольшой — всего три поколения.
Вестники судов Божиих в наше время будут еще более одинокими и отягченными, чем Енох, и испытают враждебность мира, доходящую до озлобления. Павел предсказывает это время такими словами: «…нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренным к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1Кор. 4:9). Современный мир в своем нравственном разложении не лучше допотопного. Пророки верой опережают время, и потому миру кажется, что они противоречат прогрессу и мешают жить. Оттого такая неистовая злоба против енохов наших дней, мужественно проходящих свое высокое поприще и остающихся верными Господу и призванию пророка.
Сам Бог хранил Еноха среди нечестивых, хранил от всех их угроз, напастей, посягательств на жизнь и сберег для неба. Так и нас Бог сохранит от всех скорбей и испытаний нашего времени, чтобы ко дню пришествия Христа представить нас, хотя и израненными, но готовыми к восхищению.
3. Енох — наследник обетованиЯ восхищениЯtc «3. Енох — наследник обетованиЯ восхищениЯ»
Чем мог он руководствоваться в своей вере и в своей духовной жизни, что получил от Бога такие большие привилегии?
Исключительно Его откровением! Енох жил в непрерывном общении с Богом и благодаря святости и непорочному благочестию имел тесный контакт с небом. Его вера и его дух питались от живого источника помазания свыше и водительства Духа Святого.
Как это было у Еноха, нам неизвестно. Но одно можно с достоверностью сказать, что Енох, поднявшийся в духовной жизни на такую большую высоту, был, несомненно, испытан всеми кознями и атаками сатаны на дух, душу и тело.
Обратим наше внимание на тот факт, что Енох был семейный человек. В Библии о нем сказано: «Енох жил шестьдесят пять лет, и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет, и родил сынов и дочерей» (Быт. 5:21-23). Имея большую семью, заботы и трудности и совершая свое поприще в нелегкое время, он все же ходил пред Богом так, что угодил Ему, и Бог переселил его. В этом он большой пример для всех семейных людей, доказывая, что семья — не обуза, не преграда, мешающая служить Богу и свято жить, а воодушевляющее и побуждающее средство достигать в Боге полного совершенства.
Енох — первый победитель всех атак смерти не только на дух и душу, но и на тело, т. е. он победитель смерти физически. А это означает, что он жил верой без немощей в своем теле. Согласие верующих носить немощи в теле, свыкание с ними, как с неизбежностью, часто бывает совершенно противоположно желаниям Бога, особенно теперь, когда Церковь должна интенсивно готовиться к переходу в небеса и хранить свое тело здоровым.
Енох, не имея многого из того, что мы имеем во Христе Иисусе и в даре Его Благодати, сумел верой и жизнью духовно созреть настолько, что получил от Бога ясное свидетельство о том, что он Ему угодил. Свидетельство — это удостоверение Духа Божия духу Еноха, что жизнь его праведна и принята небом. Так и каждый член Церкви, идущий на восхищение, должен, по примеру Еноха, получить свидетельство от Бога, что он угоден Ему (Ин. 8:51). На Енохе до потопа и на Илье-пророке после потопа Бог показал, что все те, кого Он возносил на небеса, получали об этом ясное свидетельство (4Цар. 2:1-3). Притча о десяти девах (Мф. 25:1-13), предложенная Иисусом вниманию слушателей, открывает, что и Его Церковь, состоящая на момент Его пришествия из мудрых и неразумных, получит ясное удостоверение о своем взятии. Мудрые и будут те, кто получит это свидетельство Божие в своем духе и надлежащим образом приготовит себя, так что встреча у них состоится при открытых дверях, несмотря на «полночь» истории мира.
«Верой Енох переселен был так, что не видел смерти…»
Сам Бог переселил Еноха в горние обители. Какое же это было славное, счастливое переселение: беспрепятственно миновать сферы, занятые иерархией зла (Еф. 6:12; Отк. 12:7), и во мгновение ока очутиться в раю, среди святых! Кто не желает этого? Каждый! А поэтому стоит ради этого рассчитаться с соперником своим на земле, чтобы он в ответственный миг не перекрыл нам дороги (Мф. 5:25-26; Лук. 12:58-59).
Несколько слов о самой истине восхищения.
Исчезновение Еноха с земли было таинственным актом. И не только само его восхищение было окутано тайной, но даже слово «восхищение» в ветхозаветное время не употреблялось, а если позже и употреблялось (Ис. 57:1), то не в полном значении того, как мы его теперь понимаем. Взятие Еноха на небо Апостол Павел называет «переселением».
Итак, окутанное тайной «переселение» Еноха явилось прообразом восхищения Церкви, которое тоже совершится таинственным образом, и мир его не увидит (Отк. 10:5-7; 11:15).
На образе Еноха Бог дает нам точную картину того, как, при каких обстоятельствах и в каких неблагоприятнейших условиях будет жить, бороться и зреть к восхищению целая группа победителей смерти. Время Еноха прообразно отражает обстановку Церкви предпришественного периода: такое же глобальное нечестие и разложение общества, такое же презрение к истинным носителям правды Божией, а в иных регионах — ненависть и преследование. И как Еноху, так и Церкви нелегко будет осуществить этот победоносный исход в небеса.
Енох был седьмым поколением от Адама. Число «семь» означает земную полноту Божию в отличие от небесной полноты, обозначенной числом «двенадцать» (Отк. 21). Енох явился прообразом полной победы Церкви на земле. Он открыл собой славный перечень героев веры, которые удостоятся вознестись на облаках «в сретение Господу на воздухе» в подобие Иисуса (Деян. 1:9-11; 1Фес. 4:17).
Какой главный урок извлечем мы для себя из повествования о Енохе?
Этот благочестивейший патриарх учит нас тому, что посреди царствующего зла, греха и смерти на земле возможен не только путь святой жизни, но и полная победа над всеми силами ада, возможно и переселение в небеса, минуя врата смерти.
Имя «Енох» означает: «посвященный». Оно учит нас тому, что для восхищения необходимы две вещи:
1) полное посвящение себя Богу, отдача Ему на служение; богоугодная святая жизнь, самоотверженность и самопожертвование, согласие на любые материальные лишения;
2) свидетельство Божие о взятии.
История Еноха показывает, что верой Божией можно совершать на земле такие дела и достигать такого благоволения и благословения Божиего, которые увенчаются бессмертием у трона Всевышнего.
Замечательные слова о Енохе сказал Я. Крекер, и пусть они будут заключительным аккордом чудесной симфонии его жизни: «В то время, как большинство народов встретило свою погибель в приближающемся Суде над миром, Енох вообще не прошел через Суд. Посредством взятия Господь переместил его из мира погибели в мир непреходящей жизни. Внутренне он был уже восхищен от земли и умер для мира еще прежде, чем был взят в Царство Света. Он решился потерять преходящее, но приобрел непреходящее. В то время, как мир все потерял благодаря своим приобретениям, Енох как раз благодаря своей вере приобрел вечность. Таким образом его хождение пред Богом превратилось в хождение к Богу» («Ной и Суд над миром»).