еос качество что такое
Единая отраслевая система управления качеством Госкорпорации «Росатом» (ЕОС – Качество)
• Сокращение трудоемкости и сроков протекания процессов управления качеством с целью снижения затрат на некачественную продукцию и сокращение себестоимости производимой продукции и услуг.
• Предвосхищение требований иностранных заказчиков, и, как следствие, преимущество при принятии решения по реализации новых проектов силами Росатома.
Уникальность проекта
ЕОС-Качество – это импортонезависимая информационная система, позволяющая участникам процессов управления качеством взаимодействовать в одном информационном поле на межорганизационном уровне. В системе работают организации атомной отрасли и их контрагенты в РФ и за рубежом. Всего 16 тысяч человек из 1200 организаций.
Внедрив систему мы сократили сроки процессов, связанных с контролем и обеспечением качества, от 3 до 9 раз в зависимости от сложности продукции.
Снизили трудоемкость процессов за счет перехода на безбумажный документооборот. Например, для подпроцесса входного контроля оборудования только на одном проекте сооружения АЭС экономия составляет 12 млн. рублей в год.
В ЕОС-Качество реализованы все определенные федеральным законом №63-ФЗ виды электронной подписи (простая ЭП, усиленная квалифицированная и усиленная неквалифицированная ЭП). Это обеспечило беспрерывное протекание процессов в организациях в условиях дистанционной работы в период пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах.
Лучшее решение для управления, предотвращения несоответствий при производстве и поставке оборудования на АЭС. Удобный интерфейс пользователя, простота работы с системой. Данная система не только выявляет несоответствия и их регистрирует, но и накапливает большую базу данных для дальнейшего предотвращения появления множества типов несоответствий.
Евгений, здравствуйте! Спасибо за отзыв и высокую оценку нашей системы!
Система реализована на базе комплексного решения «1С: Документооборот» + веб-интерфейс («Битрикс: Управление сайтом»). Для того чтобы не вынуждать пользователей изучать объемные инструкции по работе в системе, разработчики постарались реализовать интуитивно понятный интерфейс, схожий по структуре с социальной сетью
В режиме реального времени все участники процесса могут делиться своими соображениями и предлагать сценарии решения того или иного вопроса. Для этого был разработан чат команды 8D с возможностью обмена быстрыми сообщениями. Также в случае подключения субпоставщиков к системе у пользователей
есть возможность перенаправить уведомления о несоответствии адресно — ниже по цепочке
поставок. В «ЕОС-Качество» некоторые пользователи могут самостоятельно настраивать очереди согласования и подписания документов, а также разрабатывать печатные формы,
используя поля модели данных по принципу
настраиваемых отчетов Microsoft Access. С этой
целью каждое предприятие может назначить
сотрудника с ролью локального администратора, который может настроить собственные уникальные последовательности и шаблоны
согласования документов и собственно печатные их формы в случае их необходимости для ведения дел.
Интерфейс «ЕОС-Качество» отображается
на двух языках (русский и английский), что позволяет организовывать работу с зарубежными партнерами и заказчиками. Материалы, необходимые для подключения пользователей
к системе, также переведены на английский язык. Они находятся в свободном доступе на сайте «Росатома» в разделе «Поставщикам».
В Системе реализованы удобные и логичные процессы контрольных операций (аудиты, входной контроль, строительный и прочие), связанные с процессом управления несоответствиями, в случае отрицательных результатов контролей. Сам процесс управления несоответствиями соответствует всем регламентам Росатом, которые позволяют стандартизировать, и, как следствие, упростить и обеспечить понятные для всех участников процесса действия по управлению несоответствиями.
Также в Системе реализована наглядная и гибкая система отчетности по данным Системы, позволяющая оперативно и визуально доступно получить нужную информацию по процессам Системы.
Для иностранных пользователей Системы реализован полноценный англоязычный интерфейс с возможностью вывода на печать полностью англоязычных документов, а также двуязычных документов.
Шаблоны печатных форм могут быть добавлены локальными администраторами организаций, в зависимости от проектов, для которых применяется ЕОС-Качество.
Очень интересный проект, видно, что приложены огромные финансовые, человеческие и временные ресурсы. Интересно каким образом организована система управления изменениями?
Максим, здравствуйте! Спасибо за интерес, проявленный к нашему проекту!
Командой проекта уделялось большое внимание управлению изменениями, мы рассматривали данное направление как один из ключевых факторов успешного внедрения системы.
Мы делали систему, ориентированную на пользователя, поэтому ЕОС-Качество предусматривает адаптацию и развитие под изменяющиеся требования пользователей с учетом изменения производственных процессов и нормативных требований.
Мы организовали методологическую и техническую поддержку пользователей в рамках которой мы управляем изменениями системы. Любой пользователь может направить предложение по расширению функционала либо сообщить об ошибке системы в созданную по принципу «единого окна» службу технической поддержки. Обращениям, относящимся к развитию и расширению функционала, присваивается статус «Запрос на изменение». Такие запросы согласовываются с владельцем системы, приоритезируются и попадают в очередь реализации. Изменения, реализованные при выполнении Запросов на изменение, переносятся в продуктивный контур системы при очередном релизе системы – обычно 1 раз в 2 недели.
Помимо технических и системных изменений в самой системе, мы также управляем изменениями на уровне методологии. Анализируя работу в системе мы также вносим изменения в процедуры и регламенты, устанавливающие требования к автоматизированным в системе процессам управления качеством.
Для распространения изменяемых требований на контрагентов организаций отрасли предусмотрено изменение договорных требований по использованию ЕОС-Качество путем организации деятельности по внесению изменений в заключаемые и заключенные договоры.
Леонид Летчфорд о «ЕОС-Качество»: «За время пандемии число скептиков сократилось»
В прошлом году на предприятиях атомной отрасли заработала единая отраслевая система управления качеством «ЕОС-Качество». О первых итогах ее промышленной эксплуатации рассказывает начальник управления качеством «Росатома» Леонид Летчфорд.
— Система «ЕОС-Качество» была введена в промышленную эксплуатацию в октябре 2019 года. В чем ее суть?
— Это единое информационное решение для управления качеством в отрасли. К системе подключены отраслевые организации и поставщики. Налажен электронный документооборот. Система предназначена для организации взаимодействия при управлении несоответствиями, планирования и проведения всех видов контрольных операций и некоторых других процессов. Она разработана и находится на поддержке в «Гринатоме». Доступ осуществляется через любое устройство, подключенное к интернету, что оказалось удачным решением в период карантина.
— Как изменилось управление качеством с появлением этой системы?
— Управление качеством в атомной отрасли всегда было на высоком уровне, но некоторые процессы без цифровых технологий были слишком трудоемкими. С внедрением системы стало проще отслеживать причины несоответствия и меры, которые были приняты для его устранения. Работа в системе не позволяет поставщику отклониться от установленных требований, ведь заказчик немедленно получает информацию о выполненных действиях, может контролировать сроки и качество решения проблем. Информация о принятых мерах по устранению дефектов или о недобросовестных подрядчиках становится известна и другим предприятиям-заказчикам. Соответственно, эти меры по повышению качества могут быть приняты на других предприятиях отрасли. Важным нововведением стала возможность анализа качества продукции на любом этапе ее жизненного цикла. Аналогичных систем такого масштаба в нашей стране нет, «Росатом» первый в этой области.
— Каковы итоги промышленной эксплуатации системы?
— К июлю 2020 года к «ЕОС-Качеству» подключена 821 организация. Общее количество пользователей — 9 тыс. человек. В среднем в день в системе работает около 500 активных пользователей. В разные модули внесено более 16 тыс. записей. «ЕОС-Качество» внедрено в том числе и за пределами России, на проектах сооружения АЭС в Белоруссии, Турции и Финляндии.
— Сложно ли работать в системе «ЕОС-Качество»?
— Мы старались сделать систему интуитивно понятной. Наши партнеры из Технической академии «Росатома» разработали очные и дистанционные курсы для обучения пользователей. Научить пользоваться системой можно любого человека, но этого недостаточно. Важно сделать так, чтобы у пользователя была мотивация ее использовать. В настоящее время мы изучаем лучшие практики нефинансовой мотивации пользователей ИТ-систем.
— Можете оценить нынешний уровень вовлеченности пользователей?
— Внедрение нового всегда идет сложно, наш проект не исключение. В начале проекта единственной реакцией было отторжение, сейчас ситуация изменилась. Конечно, скептики остались, но за время пандемии их число сократилось. Возможность работы удаленно на базе электронного документооборота для многих стала спасением. Пандемия способствовала популяризации нашей системы. Мы стараемся быстро реагировать на жалобы и упрощать работу системы там, где это не приведет к потере качества.
— В каком направлении будет эволюционировать «ЕОС-Качество» в ближайшие годы?
— Планируем интегрировать процессы «ЕОС-Качества» с другими отраслевыми ИТ-системами: претензионно-исковой деятельности Litigation, управления стоимостью и сроками сооружения объектов использования атомной энергии TCM NC. Утверждено проектное решение по интеграции с NPP Experience — производственной системой «Росэнергоатома» по регистрации отказов и нарушений в работе АЭС, на согласовании решение по Planner — системе АСЭ-ОПИ, в которой регистрируется расход рабочего времени проектировщиков, реализована интеграция с «ЕОС-Закупками». Теперь, если поставщик не выполняет свои обязательства по устранению несоответствий, он не сможет участвовать в новых закупочных процедурах. Для развития работы с поставщиками мы вместе с коллегами из блока ПСР и департамента методологии и организации закупок реализуем проект — автоматизируем процесс проведения аудита достоверности данных.
— Как сейчас проходит аудит?
— Сотрудники предприятия-заказчика выезжают к потенциальному поставщику для проведения оценки. Определяют, есть ли у компании производственные и технологические ресурсы для выполнения заказа. Аудиторская группа при проверке заполняет длинный опросник и рассчитывает балл, показывающий степень соответствия поставщика требованиям заказчика. Небольшую компанию можно проверить за рабочий день, аудит крупного производства занимает до недели. Если поставщик не проходит оценку, его не допускают до участия в торгах. Ежегодно проводится 500–600 аудитов, для снижения трудоемкости процесса будем автоматизировать рабочее место аудитора, делать его мобильным на любом устройстве с выходом в интернет — для выезда на предприятие. Отчеты будем формировать сразу на месте. Конечной целью является минимизация очных аудитов — они останутся там, где это необходимо, — и перевод большей части аудитов в дистанционный формат.
— Что для этого нужно?
— Технологическая платформа, позволяющая вести видео и аудиозапись происходящего, в том числе в режиме реального времени. Поставщик будет по заранее определенному алгоритму транслировать все, что происходит у него на предприятии и в офисе. Ответы на вопросы аудиторы смогут получить удаленно.
Дистанционное общение и регистрация результатов проверок требуют сложного программного обеспечения. Фактически речь идет о создании промышленного аналога YouTube, где можно проводить и сохранять большое количество эфиров, быстро искать эпизоды. Сейчас идет оценка возможности реализации такого функционала на базе «ЕОС-Качества».
— В какие сроки можно реализовать этот проект?
— Планируем в 2021 году запустить пилоты на производстве.
— Будете ли устанавливать у подрядчиков системы видеонаблюдения, чтобы отслеживать их работу постоянно?
— Это второй шаг проекта, он позволит дистанционно контролировать ход выполнения работ по договору и даже вести приемку продукции. Самое сложное здесь — решить вопросы, связанные с промышленной безопасностью и защитой конфиденциальных данных. Пока сложно сказать, когда проект выйдет на этот уровень.
«ЕОС-Качество» Росатома: подводим первые итоги
В прошлом году на предприятиях атомной отрасли заработала единая отраслевая система управления качеством «ЕОС-Качество». О первых итогах ее промышленной эксплуатации рассказывает начальник управления качеством «Росатома» Леонид Летчфорд.
— Система «ЕОС-Качество» была введена в промышленную эксплуатацию в октябре 2019 года. В чем ее суть?
— Это единое информационное решение для управления качеством в отрасли. К системе подключены отраслевые организации и поставщики. Налажен электронный документооборот. Система предназначена для организации взаимодействия при управлении несоответствиями, планирования и проведения всех видов контрольных операций и некоторых других процессов. Она разработана и находится на поддержке в «Гринатоме». Доступ осуществляется через любое устройство, подключенное к интернету, что оказалось удачным решением в период карантина.
— Как изменилось управление качеством с появлением этой системы?
— Управление качеством в атомной отрасли всегда было на высоком уровне, но некоторые процессы без цифровых технологий были слишком трудоемкими. С внедрением системы стало проще отслеживать причины несоответствия и меры, которые были приняты для его устранения. Работа в системе не позволяет поставщику отклониться от установленных требований, ведь заказчик немедленно получает информацию о выполненных действиях, может контролировать сроки и качество решения проблем. Информация о принятых мерах по устранению дефектов или о недобросовестных подрядчиках становится известна и другим предприятиям-заказчикам. Соответственно, эти меры по повышению качества могут быть приняты на других предприятиях отрасли. Важным нововведением стала возможность анализа качества продукции на любом этапе ее жизненного цикла. Аналогичных систем такого масштаба в нашей стране нет, «Росатом» первый в этой области.
— Каковы итоги промышленной эксплуатации системы?
— К июлю 2020 года к «ЕОС-Качеству» подключена 821 организация. Общее количество пользователей — 9 тыс. человек. В среднем в день в системе работает около 500 активных пользователей. В разные модули внесено более 16 тыс. записей. «ЕОС-Качество» внедрено в том числе и за пределами России, на проектах сооружения АЭС в Белоруссии, Турции и Финляндии.
— Сложно ли работать в системе «ЕОС-Качество»?
— Мы старались сделать систему интуитивно понятной. Наши партнеры из Технической академии «Росатома» разработали очные и дистанционные курсы для обучения пользователей. Научить пользоваться системой можно любого человека, но этого недостаточно. Важно сделать так, чтобы у пользователя была мотивация ее использовать. В настоящее время мы изучаем лучшие практики нефинансовой мотивации пользователей ИТ-систем.
— Можете оценить нынешний уровень вовлеченности пользователей?
— Внедрение нового всегда идет сложно, наш проект не исключение. В начале проекта единственной реакцией было отторжение, сейчас ситуация изменилась. Конечно, скептики остались, но за время пандемии их число сократилось. Возможность работы удаленно на базе электронного документооборота для многих стала спасением. Пандемия способствовала популяризации нашей системы. Мы стараемся быстро реагировать на жалобы и упрощать работу системы там, где это не приведет к потере качества.
— В каком направлении будет эволюционировать «ЕОС-Качество» в ближайшие годы?
— Планируем интегрировать процессы «ЕОС-Качества» с другими отраслевыми ИТ-системами: претензионно-исковой деятельности Litigation, управления стоимостью и сроками сооружения объектов использования атомной энергии TCM NC. Утверждено проектное решение по интеграции с NPP Experience — производственной системой «Росэнергоатома» по регистрации отказов и нарушений в работе АЭС, на согласовании решение по Planner — системе АСЭ-ОПИ, в которой регистрируется расход рабочего времени проектировщиков, реализована интеграция с «ЕОС-Закупками». Теперь, если поставщик не выполняет свои обязательства по устранению несоответствий, он не сможет участвовать в новых закупочных процедурах. Для развития работы с поставщиками мы вместе с коллегами из блока ПСР и департамента методологии и организации закупок реализуем проект — автоматизируем процесс проведения аудита достоверности данных.
— Как сейчас проходит аудит?
— Сотрудники предприятия-заказчика выезжают к потенциальному поставщику для проведения оценки. Определяют, есть ли у компании производственные и технологические ресурсы для выполнения заказа. Аудиторская группа при проверке заполняет длинный опросник и рассчитывает балл, показывающий степень соответствия поставщика требованиям заказчика. Небольшую компанию можно проверить за рабочий день, аудит крупного производства занимает до недели. Если поставщик не проходит оценку, его не допускают до участия в торгах. Ежегодно проводится 500–600 аудитов, для снижения трудоемкости процесса будем автоматизировать рабочее место аудитора, делать его мобильным на любом устройстве с выходом в интернет — для выезда на предприятие. Отчеты будем формировать сразу на месте. Конечной целью является минимизация очных аудитов — они останутся там, где это необходимо, — и перевод большей части аудитов в дистанционный формат.
— Что для этого нужно?
— Технологическая платформа, позволяющая вести видео и аудиозапись происходящего, в том числе в режиме реального времени. Поставщик будет по заранее определенному алгоритму транслировать все, что происходит у него на предприятии и в офисе. Ответы на вопросы аудиторы смогут получить удаленно.
Дистанционное общение и регистрация результатов проверок требуют сложного программного обеспечения. Фактически речь идет о создании промышленного аналога YouTube, где можно проводить и сохранять большое количество эфиров, быстро искать эпизоды. Сейчас идет оценка возможности реализации такого функционала на базе «ЕОС-Качества».
— В какие сроки можно реализовать этот проект?
— Планируем в 2021 году запустить пилоты на производстве.
— Будете ли устанавливать у подрядчиков системы видеонаблюдения, чтобы отслеживать их работу постоянно?
— Это второй шаг проекта, он позволит дистанционно контролировать ход выполнения работ по договору и даже вести приемку продукции. Самое сложное здесь — решить вопросы, связанные с промышленной безопасностью и защитой конфиденциальных данных. Пока сложно сказать, когда проект выйдет на этот уровень.
«Росатом» внедрил электронную подпись для документооборота с контрагентами за пределами отрасли
2020: Внедрение неквалифицированной электронной подписи
В Госкорпорации «Росатом» в рамках реализации проекта по развитию Единой отраслевой системы управления качеством (ЕОС-качество) внедрена усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) в документообороте с внешними поставщиками. Об этом 5 февраля 2021 года сообщил «Гринатом». Планируется, что УНЭП также будет использоваться при работе с иностранными партнерами при ведении проектов за рубежом. В 2020 году электронная подпись была протестирована сотрудниками проектов «Аккую» и «Ханхикиви».
Проект ЕОС-Качество является частью цифровой платформы Росатома и реализуется в соответствии с Единой цифровой стратегией Госкорпорации. Основные задачи системы – обеспечение единого подхода к управлению несоответствиями и консолидация информации в общей базе данных для всех предприятий атомной отрасли. ЕОС-Качество разработано и поддерживается ИТ-интегратором отрасли АО «Гринатом».
В результате развития Единой отраслевой системы управления качеством на 25% сокращено время на работу с контрольными операциями и выявленными несоответствиями, повышен уровень качества продукции, обеспечена доступность данных из любой точки мира, в которой есть подключение к интернету. В два раза сокращено время на сбор и обработку информации о качестве продукции и процессов для оперативного принятия управленческих решений. По предварительным оценкам ежегодное снижение доли повторяющихся несоответствий оборудования составит не менее 10%.
Импортонезависимая система управления качеством Росатома зарегистрирована в Роспатенте
Единая отраслевая система управления качеством («ЕОС-Качество») – собственная разработка «Гринатома», ИТ-интегратора атомной отрасли, получила свидетельство о государственной регистрации в Роспатенте. Программное обеспечение формирует единый подход к управлению несоответствиями, консолидирует информацию в общей базе данных Росатома, упрощает документооборот с поставщиками, а также решает вопросы импортозамещения: архитектура системы построена полностью на базе отечественных продуктов.
«ЕОС-Качество» входит в пул проектов программы Единой цифровой стратегии Росатома, обеспечивая трансформацию ключевых процессов. Современный цифровой инструмент позволяет ускорить процедуры, связанные с контролем и обеспечением качества. Внутри системы организован электронный документооборот с применением электронной подписи между отраслевыми организациями и контрагентами. По результатам исследований, время устранения несоответствий удалось оптимизировать на 25%, повышен уровень качества и доступности данных.
Важным аспектом «ЕОС-Качества» является внедрение российских ИТ-решений. Для автоматизации бизнес-функций была использована платформа «1С: Предприятие 8», пользовательский интерфейс построен на базе отечественной CMS «Битрикс: Управление сайтом».
«Система ЕОС-Качество обеспечивает безбумажный документооборот, а также отвечает всем требованиям информационной безопасности, что важно не только для нас, как для государственной корпорации и участника международного рынка, но и для поставщиков, с которыми мы работаем и будем работать в дальнейшем. Мы доказали эффективность решения, апробировав его внутри Росатома с учётом всех особенностей архитектуры предприятий, и регистрация в Роспатенте – возможность транслировать наш опыт, который может быть релевантным для других корпораций», – подчеркнул Евгений Абакумов, директор по ИТ госкорпорации «Росатом».
«Для предприятий, производящих технически сложную продукцию, вопрос качества закупаемых товаров и услуг – один из ключевых. Благодаря системе «ЕОС-Качество» увеличилась скорость регистрации и устранения несоответствий. Стало проще обеспечивать контроль ключевых причин несоответствий и не допускать их повторного проявления. Работа в системе позволяет обеспечивать соблюдение требований по качеству нашей продукции и выдерживать обязательства перед заказчиками по качеству и срокам поставки продукции и сооружения объектов», – прокомментировал событие Директор по закупкам, МТО и управлению качеством госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас.
«Сегодня сделан еще один шаг на пути к тому, чтобы мы могли поделиться опытом Росатома в части контроля и управления качеством: наше программное обеспечение «ЕОС-Качество» зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ. Теперь авторское право закреплено за нами, и мы в обозримом будущем планируем поделиться существующим программным продуктом, не боясь потерять авторство», – добавил руководитель управления качеством госкорпорации «Росатом» Леонид Летчфорд.
«На сегодняшний день специалисты Гринатома наработали необходимый опыт в цифровизации процессов управления качеством. Наша компания готова к оказанию консалтинговых услуг для внешних контрагентов в части проведения цифровых аудитов, организации электронного документооборота по процессам управления качеством и автоматизированной подготовки документов для ведения претензионно-исковой работы», – отметил Александр Мартыненко, первый заместитель генерального директора АО «Гринатом».