епитрахиль что это такое фото
Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна?
Специальная одежда православного священника — неотъемлемый атрибут богослужения. Каждый элемент такой одежды имеет свой смысл и символику. Батюшка не может приступить к Литургии, не облачившись в специальные одежды. Более того, само облачение священника сопровождается специальными молитвами. Наверняка многие видели длинную полосу на шее священнослужителя — она называется епитрахиль. Рассмотрим подробнее, что означает епитрахиль священника и для чего она нужна.
Богослужебный смысл ношения епитрахили
Епитрахиль — это длинный отрез ткани, который надевается на шею священника и спускается спереди через грудь. Это важнейший элемент облачения, без которого священнослужитель не имеет права совершать какие-либо священнодействия. В крайних условиях (например, при гонениях на церковь) допускается использование любой полосы ткани после специального благословения.
Символически епитрахиль означает дары благодати, которые священник получает при рукоположении. Изначально функцию епитрахили выполнял орарь дьякона, который перекидывался через плечо на грудь. Позже оба края полотна стали спереди скреплять. Надевается епитрахиль поверх остальных элементов облачения.
На каждой половине полотна нашивается по три креста, которые указывают на возможность совершать священником шесть церковных Таинств. Седьмой крест располагается на шее и указывает на то, что священник принял Таинство Рукоположения и является подвластным правящему архиерею.
История ношения епитрахили
Термин «Епитрахиль» впервые встречается в VIII в. он зафиксирован в византийском литургическом толковании, известном под названием «Церковная история» и приписываемом в рукописях святому Василию Великому. Здесь же епитрахиль впервые дается символическое толкование: «Епитрахиль сопоставляется с узами, которые были возложены на шею Спасителя, когда Его влекли на Распятие».
Так же понимал символическое значение епитрахили и святой Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Он истолковывал обряд перенесения во время пресвитерской хиротонии задней половины ораря на правое плечо ставленника как возложение ярма (ига) священнического служения и всей полноты священства на хиротонисуемого.
Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.
Значение цветов в одежде священника
И епитрахиль, и остальные части облачения, бывают разного цвета в зависимости от праздника, на который служится Литургия.
Так, белые одежды принято надевать на большие праздники, связанные со Христом — Рождество, Преображение, Вознесение. Также нарядные белые одежды надевают на Пасху в знак божественного света.
Читайте о праздниках в честь Христа:
Голубой цвет — это цвет Богородицы, надевается на службы, связанные с Пречистой Девой. Фиолетовый цвет используется на Крестопоклонной седмице.
Красные одежды надевают в дни памяти мучеников за Христа. Зеленые облачения носят на Троицу.
Черный цвет символизирует смирение и покаяние в дни Великого поста.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Епитрахиль (греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы.
Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать.
В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль.
Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.
Епитрахиль надевается поверх подризника (в полном облачении) или рясы (в малом облачении). Символизирует благодатные дарования иерея как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и епископ не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или верёвки, благословлённый как епитрахиль. Впоследствии такой благословлённый предмет надлежит использовать только как епитрахиль либо сжечь.
Спереди на епитрахили нашиваются три пары крестов на обеих его половинах. Это символизирует, что иерей может совершать шесть церковных таинств, седьмой крест нашивается на той части епитрахили, что находится на шее, это символизирует, что священник принял своё священство от епископа и подвластен ему, а также то, что он несёт на себе бремя служения Христу.
Термин «Епитрахиль» впервые встречается в VIII в. он зафиксирован в византийском литургическом толковании, известном под названием «Церковная история» и приписываемом в рукописях свт. Василию Великому или свт. Герману К-польскому; здесь же Епитрахиль впервые дается символическое толкование: «Епитрахиль сопоставляется с узами, которые были возложены на шею Спасителя, когда Его влекли на Распятие»
Так же понимал символическое значение Епитрахили и свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Он истолковывал обряд перенесения во время пресвитерской хиротонии задней половины ораря на правое плечо ставленника как возложение ярма (ига) священнического служения и всей полноты священства на хиротонисуемого
Епитрахиль: без чего священник не может совершать богослужения
— Ой, а что это на батюшке надето? Такой ромбик сбоку. Раньше я его не видела! — вопрошает одна прихожанка у другой.
— Не знаю даже, никогда не обращала внимания, — отвечает та.
— Это называется «палица». Батюшку недавно наградили ей, — поясняет им более осведомленная подруга. ( Отрывок из миссионерского журнал о православной вере).
Богослужебное облачение — это специальное священническое одеяние, в которое православные священнослужители, а также церковнослужители и монашествующие люди облачаются для совершения богослужения.
Богослужебное облачение — это специальное священническое одеяние, в которое православные священнослужители, а также церковнослужители облачаются для совершения богослужения
Богослужебное облачение считается символом благодатных дарований, и без него священнослужитель не может совершать Таинства
Для духовенства и монашества — существует два повседневных одеяния
Одеяния каждого священнослужителя свидетельствует об его сане и звании. Именно таким образом, он выделяется среди носителей сана и среди простых мирских людей.
Например, для духовенства и монашества существует два повседневных одеяния:
Облачение делятся на 3 категории — это диаконские, иерейские и архиерейские
Все одеяния имели общее название — «ризы». Они использовались священнослужителями во время божественной литургии.
Облачение делятся на 3 категории — это диаконские, иерейские и архиерейские:
Первое что надевает священник — подризник
Мы рассмотрим более подробно облачение священника.
Первое, что надевает священник поверх обычной рубашки — подрясник. Подрясник — это нижнее облачение священника, и представляет собой длинную одежду до пят, в талии, с узкими рукавами. У монашествующих людей подрясник должен быть только черного цвета.
Подрясник делается из различных материалов: из шерсти, сатина, льна.
Подризник — богослужебное облачение священников, которое одевается во время божественной литургии священником и архиереем
Подризник — богослужебное облачение священников, которое одевается во время божественной литургии. Это длинная до пят шелковая одежда с узкими рукавами белого или желтого цвета.
Также подризник носят и архиереи, но у них есть и специальные источники — это ленты стягивающие рукав у запястья. Так же как говорилось ранее, подризник заменяет архиерею и священнику, рясу при совершении литургии.
Поручи — часть облачения в виде трапециевидной полосы плотной материи
Поручи — это часть божественного облачения, которая представляет собой трапециевидные полосы плотной материи, с изображением креста на внешней стороне. По краям он обшит лентой.
Поручи — это часть божественного облачения, которая представляет собой трапециевидные полосы плотной материи, с изображением креста на внешней стороне
Другое название поручи — это нарукавники. Облачения одевается на запястье. Поручень затягивается шнуром, который продевается в металлические петли на боковых краях, а затем шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится.
Именно поручи символизируют Божью силу, крепость и мудрость, которая дается каждому священнослужителю для совершения божественных тайн.
Омофор бывает у епископов — великим и малым
Омофор — принадлежность для богослужения. Бывают нескольких видов: великий омофор и малый омофор.
Великий омофор — это длинная широкая лента с изображением креста. Она огибает шею и спускается одним концом на грудь, а другим на спину.
Малый омофор — это широкая лента с изображением крестов, которая спускается обоими концами на грудь, а спереди она сшита или закреплена пуговицами.
На данном фото можно увидеть великий омофор епископа
Епитрахиль — облачение священника и епископа
Далее обратим внимание на еще одну деталь священного облачения — это епитрахиль. Епитрахиль — это облачение священника и епископа.
Епитрахиль — это длинная лента огибающая шею обоими концами, и спускающееся на грудь до самого низа. Первоначально епитрахиль одевался только диаконом, в знак сугубых благодатных дарований.
Епитрахиль — это длинная лента огибающая шею обоими концами, и спускающееся на грудь до самого низа
Уже впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скрепляться пуговицами. Епитрахиль надевается поверх подрясника или рясы, это как раз и символизирует благодатные дарования священнослужителя.
Без епитрахили священник не может совершать божественную литургию.
Епитрахиль означал, что священник приобретает особую сугубую благодать, которая дает ему право совершать таинства церкви.
Когда одевается епитрахиль читается молитва:
В некоторых в тяжких и крайних обстоятельствах вместо епитрахили священник может использовать любой длинный кусок материи, или веревки, которой по особому благословлена.
В монастыре Иоанна Богослова на Патмосе — находится епитрахиль с Великим Деисусом
В монастыре Иоанна Богослова на Патмосе есть епитрахиль с Великим Деисусом второй половины 14 века. На фото его можно рассмотреть более подробно.
Впервые термин епитрахиль встречается в 8 веке. Впервые он был зафиксирован в небольшом византийском литургическом толковании, которое приписывается святому Василию Великому.
Также в 9 веке епитрахиль встречается в сценах рукоположения во иерея, в житейским цикле святого Николая Чудотворца. Так же с 12 века на изображениях епитрахили появляются золотые узоры.
Уже с 16 века епитрахиль становится пышным облачением святителей, оно сделано из золотой ткани с жемчугом и драгоценными камнями.
Но единственное дошедшее до нас произведение с изображениями епитрахили конца 8 века, это образы херувимов, обделанные шелковыми нитями.
Пояс у священника — одевается поверх подризника и епитрахили
Следующая часть облачения священника — это пояс. Пояс одевает как священник, так и архиерей. Пояс надевается поверх подризника и епитрахили.
Пояс представляет собой плотную шириной 10 — 15 см полосу материи с отделкой в виде полос. В середину пояса нашивается крест, а по его концам, мы видим, длинные ленты, которые завязываются сзади на пояснице.
Пояс одевает как священник, так и архиерей. Пояс надевается поверх подризника и епитрахили
Этот пояс напоминает чем-то полотенец, которым препоясался Спаситель при омовении ног своим ученикам на тайной вечере.
Пояс означает силу, крепость и власть, а также готовность к служению, что отражено в молитве, которая читается при его одевании: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя».
Фелонь — длинная до самых пят накидка священника
Фелонь — это богослужебное облачение священников, которое представляет собой длинную до самых пят накидку, которая одевается со спины. А впереди она доходит только до пояса.
Фелонь имеет специальную прорезь для головы. На фелони, мы видим, 4 символические полосы, которые означают четвероевангелие. Именно эти полосы означают божественное охранение благодатью и премудростью, которое дается священнику для совершения таинства.
Фелонь — это богослужебное облачение священников, которое представляет собой длинную до самых пят накидку
На спине у фелони, мы видим крест, а ближе к подолу, восьмиконечную звезду. Звезда и крест — знаменует соединение с православной церковью. Также существует и короткая фелонь, которая закрывает тело только до пояса. Она одевается при посвящении в церковнослужители, а в других случаях больше не одевается.
В древней церкви фелонь всегда была белого цвета. Архиепископ Солунский Симеон отмечает, что белизна этой одежды означают чистоту святыни и сияние славы Божией, именно потому, что Бог есть свет.
Материалом для фелони считается золотая и серебряная парча, а также из различных других цветов, которые используются в богослужении.
Палица — ромбовидный плат с изображением креста посередине
Палица — облачение священника, которое представляет собой ромбовидный плат с изображением креста посередине. Одним углом он прикрепляется к ленте, носится с правой стороны.
Палица — специальное облачение у священников, которое дается в награду за служение церкви
Каждый священник — имеет наперстный крест и камилавку
Также у каждого священника имеется наперсный крест. Он одевается поверх священного облачения. Наперсный крест, который носит иерей — делается из серебра. Крест протоиерея — из золота.
Наперстный крест — это крест, который представляет собой восьмиконечную форму с рельефным Распятием на лицевой стороне. Вверху мы можем увидеть такую надпись :«Гдь, Црь, Слвы», что означает Господь Царь Славы.
На нижней части перекладины мы можем увидеть слово «Ника», что с переводе с греческого означает — победитель.
Наперстный крест — это крест, который представляет собой восьмиконечную форму с рельефным Распятием
В награду иерей может носить позолоченный крест.
Существует кабинетный крест, он впервые был введен по указу Святейшего Синода от 24 февраля 1920 года. Такой крест выдавался прямо из кабинета императора русским священникам, которое отбывали за границей, но уже позднее крест стал вручаться в качестве награды священнослужителям, даже тем, кто не покидает Россию.
Кабинетный крест священника, который выдается за особые заслуги
Также каждый священнослужитель, особенно священник, носит специальный головной убор — скуфью. Скуфья с греческого означает — головное покрывало, оно представляет собой остроконечную шапочку, которая делается из бархата, она покрывает голову до самых бровей.
Скуфья для священнослужителя
Священник носит во время богослужения камилавку — это специальный высокий твердый головной убор. Сделан он из верблюжьей шерсти. Так же он отличается по цвету, фиолетовая камилавка выдается как награда, в знак отличия.
Камилавка для священника, которая одевается во время богослужения в храме
Что такое священническая епитрахиль?
Когда православный христианин исповедует свои прегрешения священнику во время Таинства Исповеди, во время чтения разрешительной молитвы, на его склоненную в знак глубочайшего раскаяния голову, накладывается часть облачения священника, называемая епитрахиль.
И поверх нее после отпущения грехов священник осеняет исповедующегося Крестным знамением. В этот момент происходит очищение как свершившийся факт. Что же такое – священническая епитрахиль и откуда берет начало этот необычный элемент облачения?
Что значит и как выглядит епитрахиль?
Это слово происходит от греческого ἐπιτραχήλιον, что значит «облачение, находящееся на шее». Она является символом благодатных дарований священника именно как служителя Церкви. Без нее священник не имеет права священнодействовать, то есть совершать Таинства.
Это облачение имеет вид широкой ленты, концы которой огибают шею и спускаются вперед на грудь. Одевается поверх рясы или подризника. Её концы спереди скрепляются пуговицами. На епитрахили изображены 6 крестов, это символизирует, что иерей совершает 6 церковных Таинств. Седьмой крест изображен на шее, и он значит, что священник рукоположен и несет на себе бремя служения Богу.
Происхождение облачения
Впервые это название появилось в 8 веке. Оно встречается в литургическом толковании в Византии в книге «Церковная история». Ее авторство приписывается Василию Великому. В книге говорится: «Епитрахиль сопоставляется с узами, которые были возложены на шею Спасителя, когда Его влекли на Распятие».
Правильность этого значения подтверждается и в трудах Святителя Симеона Фессалоникийского. Он объяснял обряд перенесения задней половины епитрахили на правое плечо во время посвящения в сан священника, как возложение ярма служения и всей полноты священничества.
И на самом деле – быть священником, это тяжкий, невероятно ответственный труд. Это бремя епитрахили нелегко нести без истинного призвания и великой, непоколебимой веры.
Что происходит, когда нет епитрахили, а нужно совершить Таинство?
Представьте себе случай, когда священник видит умирающего человека, который требует срочно его исповедовать, чтобы оставить все грехи. Или, как это было множество раз в годы гонений на Церковь, например, во времена репрессий, никакого облачения не было, а людям нужны были обряды, Таинства и помощь. В таком случае священник может благословить как епитрахиль, любой длинный кусок материи, или веревки. И после этого использовать его при совершении Таинства. Для этого и положена на иерея Благодать Святого Духа.
Не просто разобраться в обрядах Церкви, которые многие века складывались и осуществлялись священниками. Но каждая мелочь имеет свое значение и смысл. Каждая деталь соединяет с подвигом Иисуса Христа, спасшего нас от гибели.
Епитрахиль
Из Википедии — свободной энциклопедии
Епитрахи́ль (греч. επιτραχήλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.
Первоначально епитрахилью был диаконский орарь, который в знак сугубых (в сравнении с диаконом) благодатных дарований при хиротонии диакона в иерея перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять пуговицами.
Епитрахиль надевается поверх подризника (в полном облачении) или рясы (в малом облачении). Символизирует благодатные дарования иерея как священнослужителя. Перед совершением полной Литургии архиереи и священники облачаются в епитрахилий с молитвой:
Благослове́н Бог, излива́яй благода́ть Свою́ на свяще́нники Своя́, я́ко ми́ро на главе́, сходя́щее на браду́, браду́ Ааро́ню, сходя́щее на оме́ты оде́жди его́.
Без епитрахили священник и епископ не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или верёвки, благословлённый как епитрахиль. Впоследствии такой благословлённый предмет надлежит использовать только как епитрахиль либо сжечь.
Стандартно спереди на епитрахили нашиваются три пары крестов на обеих его половинах. Это символизирует, что иерей может совершать шесть церковных таинств, седьмой крест нашивается на той части епитрахили, что находится на шее под затылком, это символизирует, что священник принял своё священство от епископа и подвластен ему, а также то, что он несёт на себе бремя служения Христу. В некоторых случаях кресты могут быть заменены иконами, количество крестов может быть изменено, концы епитрахили могут быть сплошным полотном (например, преподобный Серафим Саровский часто изображается в епитрахили, которая не спускается концами, а является цельным полотном с одним большим крестом на уровне груди).