ересь что все спасутся
Для кого-то будет открытием, что до сих пор существуют учения, возникшие еще в эпоху Древнего мира, не раз осуждавшиеся как еретические, но имевшие прежде и продолжающие иметь сторонников внутри Церкви, даже среди людей, прославленных в лике святых! Наверное, самым спорным и притягательным из таких учений является мнение, заслужившее яростную критику у одних церковных писателей и не менее горячую поддержку у других — учение о всеобщем спасении или, по-гречески, апокатастасисе.
«Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема». Именно так бескомпромиссно звучит девятый анафематизм, предложенный императором Юстинианом Великим патриарху Мине, и принятый поместным Константинопольским собором в 543 году. Императора, позже причисленного к лику святых, глубоко возмущала сама идея, что возможно «тех, которые до конца вели жизнь, исполненную совершенства, соединить с беззаконниками и педерастами и признать, что как те, так и другие будут наслаждаться одинаковыми благами».
Однако не менее яркие высказывания принадлежат перу авторов, придерживавшихся радикально противоположной позиции. «И по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале», — это слова великого православного святого Григория Нисского, получившего на Седьмом Вселенском Соборе почетное именование «Отец отцов». Вторит ему и преподобный Исаак Сирин, великий христианский подвижник VII века:
«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге, в соответствии со своим ребяческим сознанием: он отнимает у Бога Его доброту, благость и милосердие — то, благодаря чему Бог на самом деле терпит грешников и злодеев». «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил».
Полемика эта, приведшая к анафемам 543 года, началась отнюдь не в VI веке, да и завершенной ее назвать никак нельзя. Профессор Андрей Кураев справедливо обращает наше внимание на любопытный факт: поместный собор 543 года принял девять анафематизмов против христианского писателя и апологета Оригена, в том числе и тот самый, девятый. Но уже спустя 10 лет на предсоборных совещаниях Пятого Вселенского Собора (значительно более высокая инстанция, чем собор поместный) принимаются не девять, а целях 15 анафематизмов против Оригена, а вот тот анафематизм, который был направлен против веры во всеобщее спасение, был опущен. Это говорит о многом. В первую очередь — о том, что отцы Собора не решились объявлять еретиками всех людей, верящих, что в конечном итоге все разумные существа наследуют Царство Небесное, а геенна огненная окажется пустой.
Казалось бы, о чем тут спорить? В Священном Писании четко сказано, что участь одних людей — вечная жизнь в Царстве Небесном, а участь других — вечное наказание. Те, кто не принял Благую Весть об Иисусе Христе, или, приняв, не оставили своих грехов, наследуют вечное осуждение. Про возможность покаяния диавола в Писании даже не упоминается — а вот Григорий Нисский, прекрасно знавший Библию, почему-то был уверен в том, что даже это страшное существо спасется, хоть и в последнюю очередь.
Что же послужило основанием для столь странной уверенности одних (Ориген, Климент Александрийский, святитель Григорий Нисский, преподобный Исаак Сирин) и для робкой надежды их более осторожных собратьев? Как ни странно — тоже слова Священного Писания. Апостол Павел пишет в Первом Послании к Тимофею, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины», и что Он «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных».
Читайте также: Катары: недоброе учение «добрых людей»
Но, наверное, главное даже не в этих цитатах. В конце концов, не раз было замечено, что просто на основании цитирования Библии можно доказать совершенно противоположные утверждения. Главное — тот образ Бога, который открывается людям в Иисусе Христе. Это образ доброго пастыря, который идет искать одну-единственную пропавшую овцу. Это образ Отца, страдающего без оставивших Его детей. И, наконец, это образ Создателя, принявшем добровольные муки ради спасения Своего творения.
Именно в этом грандиозном образе Креста Христова, Голгофской Жертвы и черпали свою уверенность Ориген и его последователи. Сама мысль о том, что такое грандиозное деяние, как добровольное самопожертвование Бога, может кого-то не затронуть, даже самого дьявола, оказавшись недостаточным средством для чьего-то спасения, что такая цена может быть кем-то отвергнута, представлялась им совершенно дикой.
Как ни странно, именно в грандиозности этой жертвы черпали аргументацию и оппоненты «оптимистов». Они видели, что фактически эта жертва отвергается многими людьми, не говоря уж о бесах. Вполне разумно полагая, что ничего грандиознее Голгофской жертвы нет и быть не может, противники учения о всеобщем спасении предупреждали о неизбежности вечного ада для тех, кто эту жертву отверг.
Был еще один очень важный момент в аргументации «пессимистов»: свободная воля человека. Если Бог придумал средство, которое неизбежно рано или поздно всех вернет к Нему, сделает святыми, то где же тут величайший Божий дар — свобода человека, возможность вольно выбирать добро или зло? Как резюмировал английский писатель и апологет Клайв Стейплз Льюис, автор знаменитых «Хроник Нарнии», «двери ада замкнуты изнутри».
Читайте также: Манихейская ересь: компот из религий
Впрочем, никто не может утверждать, что невозможен и такой вариант: все сотворенные существа добровольно, а не по принуждению со стороны Бога, примут искупительную Жертву Христа и таким образом наследуют Царствие Небесное. Многим этот исход кажется совершенно фантастичным, но говорить о фантастичности или не фантастичности, когда речь идет о религиозной вере, несколько неуместно.
Различные религии и религиозные учения, в том числе и учение о всеобщем спасении, порождены именно верой. Одни — верой в абсолютное добро и милосердие, как вера Оригена и Исаака Сирина. Другие — верой в непреклонную справедливость, как вера Юстиниана. Третьи — верой в абсолютную непредсказуемость Бога. Четвертые — отказом от поиска смысла и тем более милосердия в этом жестоком и хаотичном мире. Но выбор веры всегда остается за человеком.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Спасутся ли все? Споры вокруг апокатастасиса
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
ВОЗМОЖНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗИ С БОГОМ
АПОКАТАСТАСИС КАК УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕМ СПАСЕНИИ
АРГУМЕНТЫ «ЗА»
ЧТО БУДЕТ С ГРЕШНИКАМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АПОКАТАСТАСИСА
АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
ЧТО БУДЕТ С ГРЕШНИКАМИ ПО «ОФИЦИАЛЬНОЙ» ВЕРСИИ
МНЕНИЕ ОТЦОВ ЦЕРКВИ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ
ВЕЧНОСТЬ И ВРЕМЯ
Литература
Христианство говорит, что человек создан Богом по образу и подобию Своему. Но дальше оно утверждают, что с незапамятных времен и по настоящее время природа человека глубоко повреждена.
Отвечая на вопрос, что же привело к повреждению человеческой природы, христианство утверждает, что повреждение произошло в результате грехопадения первого человека.
В этом мифе о первородном грехе до нас аллегорически донесено о том, что Адам поддался искушению, в результате произошел разрыв живой духовной связи человека с Богом.
Виноваты ли мы в том, что Адам разорвал живую связь с Богом? Очевидно, что нет. Ведь не мы сделали этот выбор. Как же мы можем быть виноваты в том, чего не делали? Но в результате грехопадения произошло искажение человеческой природы: человек стал гордым, духовно слепым и слабым – не он собой управляет, а им управляют страсти. И мы, как его потомки, несем в себе эту испорченную, больную природу.
ВОЗМОЖНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗИ С БОГОМ
Христианство понимает первородный грех, как наследственную болезнь, и то, что сам человек, только своими силами излечиться не может. Поэтому задача Христа состояла в том, чтобы дать человечеству возможность излечиться. Врачевание трещины, которая отделяет человека от Бога, вот в чем состояла Его миссия.
Где же произошло исцеление? Ту природу, которую будучи человеком Он воспринял от Адама (слабую и смертную) Христос исцелил в Себе Самом. «В себе Он возвратил (исцелил) извращенное естество к естеству первобытному». (святой Исайя). И воскрес в новой человеческой природе бесстрастной, нетленной, бессмертной.
Не даром Христа называются новым Адамом. Как от Адама мы произошли естественным образом, от Христа мы можем заново родится духовно в новой природе через веру, праведную жизнь и принятие крещения.
Сначала человек признает глубочайшую поврежденность своего существа. А дальше верой и праведной жизнью он может взрастить в себе это семечко, чтобы излечить свою природу. И воскреснуть, как Христос.
АПОКАТАСТАСИС КАК УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕМ СПАСЕНИИ
Учение, которое обосновывает второе мнение, называется апокатастасис. Это греческое слово, которое обозначает всеобщее спасение.
Петр Малков пишет [1]: «Вероятно, одним из самых горячо обсуждаемых догматических вопросов сегодня остается вопрос о всеобщем восстановлении, об апокатастасисе. Как известно, в соответствии с этим учением, все те разумные твари, что отступили от Бога и обратились ко злу, в конце времен будут очищены попаляющим их грехи огнем и через временные мучения вновь возвратятся в первоначальное святое состояние. Причем подобному исправлению подвергнутся не только грешные люди, но и демоны, и даже сам сатана».
Впервые в христианстве некоторые положения исследуемого нами учения были выдвинуты знаменитым учителем и богословом Климентом Александрийским.
Теоретическое обоснование идей Климента Александрийского было сделано его знаменитым учеником Оригеном [2].
Рассмотрим основные аргументы «за».
Аргумент «за» №1
Зло не имеет самостоятельного бытия
Зло не имеет собственной субстанции и несет в себе начало самоуничтожения. Зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру. В этом смысле оно вообще не может быть названо “сущностью”, потому что не существует само по себе. Как тьма или тень не обладают самостоятельным бытием, но есть только отсутствие света, так и зло есть лишь отсутствие добра.
“Зло, – пишет святитель Василий Великий, – не живая одушевленная сущность, но состояние души, противное добродетели и происходящее… через отпадение от добра. Поэтому не ищи зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый пусть признает самого себя виновником собственного злонравия”.
«Тогда уже не будет различия добра и зла, Бог будет составлять все, а при Нем уже не может существовать зло. […] Тогда, после уничтожения всякого греховного чувства и после совершенного и полного очищения этой [разумной] природы, один только Бог, единый благой, будет составлять для неё всё, и Он будет составлять всё не в некоторых только немногих или не в очень многих, но – во всех существах». [4]
По словам Григория Нисского, зло как порок не существует самостоятельно, но «характеризуется, как недостаток добра». [6]
Иными словами, «добро некогда достигнет полного торжества над злом и охватит собой все существующее, так что злу нигде и ни в чем не останется места». [6]
Аргумент «за» №2
Возвращение к исходному состоянию
Ориген был убеждён, что мир движется к всеобщему восстановлению. Эта идея имеет дохристианское происхождение.
По представлениям древнегреческих философов время не линейно. Для них время и историчность представились циклическими, замкнутыми в идеальную, как они считали, систему, круг. Заключенный в нее поток времени не имеет ни начала ни конца, рано или поздно возвращаясь в уже некогда пройденную точку.
Человек же виделся полностью подчинённым этого космическому закону. Отсюда и идея о его неизбежном возвращении в некоторое первоначальное (с точки зрения христианства – безгреховное) состояние.
Ориген пишет: «Конец, приведенный к начальному состоянию, и исход вещей, уравненный с началами их, восстановят то состояние, какое разумная природа имела тогда, когда еще не хотела есть от дерева познания добра и зла. Тогда, после уничтожения всякого греховного чувства и после совершенного и полного очищения этой природы, один только Бог, единый, благой, будет составлять для нее все; и Он будет составлять все не в некоторых только немногих или не в очень многих, но — во всех существах».
Человек уже был совершенным. К состоянию, в которым мы пребывали при творении, и призван возвратиться христианин, «соделавшись опять таковым, каковым был сотворен в начале» [5].
Стоит отметить, что Ориген неоднократно уточнял, что у него имеется его частное мнение относительно этого учения. Это просто мнение, которое он не пытается никому навязать, поскольку сам может только предполагать: «Впрочем, и мы говорим об этих предметах с большим страхом и осторожностью, и более исследуем и рассуждаем, чем утверждаем что-нибудь наверное и определенно». [4]
Аргумент «за» №3
Бог милостив
Если Бог есть Любовь (1Ин. 4:8), если Он милосерд и хочет спасения грешников (Иез. 33:11), то как такой Бог не может допустить вечных мучений и все будут прощены. Всё должно стать таким же благим, каким оно было когда-то [6].
Об этом говорят некоторые цитаты из послания Апостола Павла к римлянам допустим такая: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим.11, 32), пишет Апостол Павел. Или ещё: «Всем человекам оправдание к жизни»
Аргумент «за» №4
Жертва Христа
Для сторонников апокатастасиса особое значение имеет искупительный подвиг Иисуса Христа, который по представлению Оригена почти механически в перспективе искупает всякое зло своей неизмеримой силой. Крестной силе не может противостоять никакая злая воля, какая бы упорная она ни была, считает Ориген. По представления Оригена, адские мучения является инструментом, посредством которого Бог врачует душу грешников. Они могут быть как продолжительными, так и краткими в зависимости от состояния души человека, попавшего в ад. Согласно этой идеи рано или поздно все души, прибывающие в аду, будут очищены от скверны этим инструментом и допущены в обитель славы Божией.
То есть, как через одного человека, то есть Адама совершившего всем осуждение, так и через нового Адама, то есть через Христа, всем человекам оправдание жизни.
Аргумент «за» №5
В конечном итоге Бог будет во всём
Аргумент «за» №6
Воспитательный характер мучений грешников
Указания Святого Писания на вечность загробных мук Оригеном не отвергались, но их он объяснял как нужные в педагогические целях. Многих людей кроме страха наказания никакие другие средства не могут побудить к оставлению греховной жизни и к добродетели.
Симпатизировал учению апокатастасиса и Святитель Григорий Нисский, частично опираясь на аргументацию Оригена о врачевательном назначении адских страданий. Рано или поздно зло обязано уступить место добру, а о местах Священного писания, в которых говорится о вечности мучений, он говорил, как о педагогических. Он считал, что адские «мучения не кара Божья за грехи, а средство исцеления, которое является величайшим благодеянием со стороны Бога». [6]
ЧТО БУДЕТ С ГРЕШНИКАМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АПОКАТАСТАСИСА
В представлениях Климента Александрийского и Максима Исповедника христиане, которые находились в церкви, но не были до конца верны Богу, будут удостоены распределению в «обитель низшей славы» и обречены на страдания от созерцания собственных братьев, которые по его мысли за праведную жизнь будут возвеличены высшею славой. Также Климент Алексндрийский допускал возможность покаяние для дьявола и падших ангелов. Он допускал возможность перехода людей, находящихся в низших слоях, в высшую славу Божию.
Максим Исповедник также предполагает два различных восстановления. «Одно восстановление будет доступно лишь тем, кто жил по замыслу, бывшему при их сотворении о них у Бога. Другим восстановление будет для тех, кто отошел от замысла Божиего, а предпочел грех и потакание собственным страстям. Поскольку Бог спасет всю вселенную, т.е. произойдет апокатастасис природы всей вселенной, то восстановление коснется и естества воскрешаемых грешников. Они, также как и праведники, познают Бога, окажутся соединены с Ним, но это единение станет для недостойных невыразимой мукой, ибо они соединятся со своим Творцом вопреки благодати».
Аргумент «против» №1
В Святом Писании говорится о вечном мучении грешников
Первый аргументом «против» можно считать Святое Писание, где неоднократно говорится о вечности мучений грешников. Например, Спаситель засвидетельствовал, что после всеобщего суда Он скажет грешникам: идите от мене проклятии во огнь вечный…, — и идут сии в муку вечную (Матф. 25, 41. 46)
В Апокалипсисе говорится, что дым мучения грешников во веки веков восходит: и не имут покоя день и нощь (14, 11), и что диавол и клевреты его, вместе с которым отъидут в геенну грешники, мучени будут день и нощь во веки веков (20, 10).
Аргумент «против» №2
Свободный выбор
Посмертное состояние – есть состояние души, сделавшей выбор, свободный выбор. Как одни сделали выбор в сторону добра, так и другие сделали выбор в сторону зла. И даже Бог не может этот выбор изменить.
Аргумент «против» №3
Ад не от Бога
Ошибочно думать, что ад предписан грешникам Богом.
Антоний Великий говорит: «Мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним.» [6]
Душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в сообществе святых. Если бы и поместили ее в рай, то ей самой нестерпимо было бы там оставаться и она стремилась бы уйти оттуда» [8]
Симеон Новый Богослов пишет: «Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело бывают освещаемы им, пребывают вне света, будучи удалены от него чувством и зрением, так и Божественный свет Троицы будет во всем, но грешники, заключенные во тьме, и среди него не увидят его» [10].
ЧТО БУДЕТ С ГРЕШНИКАМИ ПО «ОФИЦИАЛЬНОЙ» ВЕРСИИ
Отцы церкви выделяют два этапа посмертной участи человека.
«Первый этап наступает непосредственно после смерти и будет продолжаться до Страшного Суда.
Второй этап – то, что будет после Страшного Суда. Мы называем этот Суд Страшным, а в греческой традиции он назван Последним, потому что это будет последняя попытка Господа вытащить человека из состояния богопротивления. Тогда человеку будет дана последняя возможность окончательно определиться, на чьей он стороне – Бога или дьявола». [7]
МНЕНИЕ ОТЦОВ ЦЕРКВИ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ
Негативное отношение к учению об апокатастасисе высказывали многие Отцы Церкви. Иоанн Лествичник, высказывая свое мнение в отношении Оригена, писал: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым» [6].
Василий Великий считает, что обещание конца мучений есть козни дьявольские, потому что так можно «свободнее отваживаться на грех» [6].
Святой Симеон утверждал, что «Оригенова мудрость не от Бога, а от учения и чтения многих книг». Святой также сказал, что: «Ориген … зашел в море, не мог из него выйти и потонул в глубине» [6].
В конце нашего небольшого исследования задумаемся над значением слов «вечность» и «время».
Когда говорят о вечных мучениях, то наделяют вечность такой категорией как длительность. Но вечность в богословском понимании есть антоним времени. В вечности нет длительности и нет событийности. Если время есть череда перемен, то в вечности нет событий, нет перемен. В вечности нет сменяющих друг друга дней, лет, столетий.
Феофан Затворник говорит: «Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так». [6]
На том свете нет событийности и поэтому нет изменений. И понять, что такое «вечные мучения» тем, кто их не испытывал, вряд ли возможно.
Жизнь – это перемены. Пока мы живем, мы может изменяться. В нашем земном воплощении происходят разные события, здесь мы творим свою судьбу, творим свою душу.
РАЗДЕЛ IV. О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ
Глава 1. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека
Идея бессмертия индивидуальной, личностной души по преимуществу библейская. В языческих религиях и философских учениях, не связанных с библейской традицией, бессмертие души если и признается, то понимается существенно иным образом. Так, некоторые религиозные и философские учения (например, платонизм, индуизм) признают неуничтожимость духовного начала в человеке, но при этом личного бессмертия не признают. Согласно этим учениям, душа как невещественная субстанция после смерти тела сохраняется, но лишь как некая абстрактная схема; неповторимая же человеческая личность при этом распадается. Православное богословие говорит не просто о сохранении духовной субстанции, но о бессмертии человека, т. е. о сохранении в вечности его личностной самотождественности.
Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (см.: Лк.16:9–31 ) – убедительное опровержение мнения адвентистов седьмого дня и представителей некоторых других протестантских деноминаций о том, что душа человека умирает вместе с телом и воскресает только в Последний день. Священное Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго пришествия и всеобщего воскресения.
1.2. Частный суд
Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. Представление о частном суде существовало уже в ветхозаветные времена: Легко для Господа – в день смертный воздать человеку по делам его. и при кончине человека открываются дела его ( Сир.11:26–27 ). В Новом Завете сказано: . человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре (см.: Лк.16:9–31 ).
В Предании Церкви существует учение о «мытарствах», которое излагается, в частности, в «Слове о исходе души» свят. Кирилла Александрийского и в житии преп. Василия Нового («Мытарства блаженной Феодоры»). В этих источниках повествуется о том, что по разлучении от тела душа по пути на небо проходит через мытарства, т. е. некие таможенные пункты, каждый из которых соответствует определенному греху, и расплачивается за содеянные грехи своими или даже чужими заслугами. При этом душу окружают добрые и злые ангелы: первые готовы препроводить ее к небу, а вторые – к месту мучений. Учение о мытарствах косвенно подтверждается свидетельствами Священного Писания: Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. ( Лк.16:22 ); . в сию ночь душу твою возьмут (в славянском тексте – «истяжут», т. е. насильно вырвут) у тебя. ( Лк.12:20 ). Зачастую мытарства изображаются как «борьба» между ангелами и демонами за душу человека.
1.3. Мздовоздаяние после частного суда
У римокатоликов различается три состояния – блаженство, чистилище (лат. purgatorium) и пребывание в геенне.
1.3.1. Состояние душ праведных после частного суда
В Священном Писании само место пребывания праведников после частного суда называется раем ( Лк.28:43 ; 2Кор.12:4 ); Царством Небесным ( Мф.8:11, 5:3, 5:10 ); Царством Божиим ( Мф.6:33 ; 1Кор.15:50 ); домом Отца ( Ин.14:2 ); Иерусалимом вышним ( Гал.4:26 ); небесами ( Лк.12:33–34 ). Состояние праведников есть пребывание со Христом, Который сказал ученикам: . приду опять и возьму вас к Себе ( Ин.14:3 ). Благоразумному разбойнику Господь сказал: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). В Первосвященнической молитве Господь говорит: . хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою. ( Ин.17:24 ). У ап. Павла читаем: . имею желание разрешиться и быть со Христом. ( Флп.1:23 ).
Состояние праведников в Священном Писании рассматривается как получение награды за добродетельную жизнь, например, у ап. Павла: . готовится мне венец правды. ( 2Тим.4:8 ). Состояние праведников в раю или в Царстве Божием также именуется утешением (см.: Лк.16:9–31 ), оно есть пребывание в славе (см.: Откр.4:4, 6:9–11, 7:9 ), покой: . они успокоятся от трудов своих. ( Откр.14:13 ). Ап. Павел сравнивает его с покоем Бога в седьмой день творения: Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих ( Евр.4:10 ). Но покой Божий по окончании дел творения не есть состояние бездействия, потому что Бог, хотя и не создает новых видов существ, тем не менее непрестанно промышляет обо всем мире. Поэтому состояние праведников не есть состояние праздного ожидания или бездеятельности, подобие сна; это состояние деятельное, оно предполагает молитву, личностное общение, познание, а в некоторых случаях и участие в жизни земной Церкви, например оказание помощи своим братьям, пребывающим на земле. О таком познании апостол говорит: . теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан ( 1Кор.13:12 ).
Состояние праведных предполагает их общение между собой: . многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.8:11 ). Усопшие узнают друг друга, как, например, богач, Лазарь и Авраам. Праведники будут находиться в общении не только между собой, но и с ангелами (см.: Евр.12:22–24 ).
1.3.2. Состояние душ грешников после частного суда
Священное Писание описывает это состояние прежде всего как удаление от Бога. Господь говорит грешникам: . отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф.7:23 ). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: . червь их не умирает, и огонь не угасает ( Мк.9:44 ). Причина этих мучений – угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое. ( Рим.2:9 ). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо между праведниками и грешниками утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут. ( Лк.16:26 ).
Различие в состоянии праведников и грешников и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое имели место еще в ветхозаветную эпоху – до пришествия Христа. Тогда в аду (древнеевр. šǝôl) пребывали и праведники и нечестивые (см.: Пс.88:49 ; Иов.30:23 ), но находились они в различных состояниях. После сошествия Христа во ад праведники были Им оттуда изведены (см.: 1Пет.3:18–20 ).
Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Так, в Священном Писании говорится о сошествии во ад царя Вавилонского, где его узнали (см.: Ис.14:9–10 ), царя Ассирийского (см.: Иез.31:16–17 ), царя Египетского (см.: Иез.32:21 ). Но это общение не приближает их к Престолу Божию.
1.4. Молитвы Церкви за усопших
Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Втор.26и Исх.16говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар.3:4–5 приводится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою. Не вспоминай неправд отцов наших.
Иуда Маккавей так молился о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные иамнийским идолам, и по причине этого погибли: . да будет совершенно изглажен содеянный грех. ( 2Мак.12:42 ). По распоряжению Иуды было собрано 200 тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву, – да разрешатся от греха ( 2Мак.12:45 ).
Молитвы об усопших содержатся во всех древнейших чинопоследованиях литургии, дошедших до нас.
Рассмотрим основные аргументы против практики молитвы об усопших, приводимые протестантскими авторами. Они сводятся к следующим положениям:
в Священном Писании нет прямой заповеди совершать такие молитвы;
слова притчи о богаче и Лазаре, где говорится о непроходимой пропасти, положенной между праведниками и грешниками, которую никто не может преступить;
слова ап. Павла о том, что Бог воздаст каждому по делам его ( Рим.2:6 ). После смерти никаких дел человек совершать уже не может, следовательно, загробное состояние человека изменить невозможно и молитвы об умерших бессмысленны.
На это можно возразить следующее.
Запрета молиться об усопших в Священном Писании нет. Во времена земной жизни Иисуса Христа у иудеев эта практика была нормой (см. об этом выше). Господь, многократно осуждавший различные иудейские обычаи, ничего не говорил против молитв об усопших. С богословской точки зрения, после смерти душа человека субстанциально не изменяется, а его личная самотождественность сохраняется, поэтому молитва за него является естественным выражением нашей любви.
Что касается притчи о богаче и Лазаре (см.: Лк.16 ), то она предлагает картину, относящуюся к ветхозаветному времени, когда изменение участи усопших было действительно невозможно. С пришествием Христовым, после Его искупительной жертвы, ситуация изменилась.
О возможности изменения загробной участи усопших нас убеждает вера в то, что помимо частного суда будет Суд Всеобщий. Если бы изменение состояния душ после смерти было невозможным, то он был бы излишним.
1.5. Загробная участь младенцев
Существует довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев не может быть «выше» блаженства людей, достигающих его через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы безгрешны, но их состояние не является совершенным, поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали.
Свят. Григорий предполагает, что младенцы находятся в каком-то третьем, неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Церковь не разделяет крайних мнений блаж. Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад.
1.6. Римо-католическое учение о чистилище 1344
Чистилище в римо-католическом учении – некое среднее, «промежуточное» место между раем и адом, пребывание в котором является достаточно тягостным, хотя и не столь тяжким, как в аду. Освобождение из чистилища происходит «автоматически» по истечении определенного времени, которое необходимо для принесения удовлетворения Богу. Но, согласно римо-католическому учению, сокращение срока пребывания в чистилище возможно – через молитвы живущих, через принесение Бескровной Жертвы, а также посредством индульгенций, которые усвояют грешникам «сверхдолжные заслуги святых».
Основанием данного учения для римо-католических богословов являются следующие слова ап. Павла 1346 : . никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор.3:11–15 ). Но как бы ни толковали этот весьма сложный отрывок, огонь здесь все же выступает как испытание, а не как наказание в юридическом смысле слова.
Ссылаются римокатолики также на Вторую книгу Маккавейскую (см.: 2Мак.12 ), где речь идет о принесении жертвы за грехи погибших воинов. Но, как известно, грех воинов состоял в том, что они присвоили себе вещи, посвященные идолам, и тем навлекли на себя заклятие (см.: Втор.7:25–26 ). Этот грех являлся смертным, поэтому приведенный случай никак не может служить подтверждением римо-католического учения.
Нередко римокатолики говорят, что учение о чистилище есть просто некий западный вариант учения о мытарствах. Несмотря на определенное внешнее сходство, это не совсем так. Во-первых, учение о мытарствах в Православии, в отличие от учения о чистилище у католиков, не догматизировано. Во-вторых, по католическому учению, пребывание души в чистилище может продолжаться вплоть до Страшного суда, тогда как, согласно православному Преданию, прохождение мытарств совершается в течение первых сорока дней после смерти. В-третьих, учение о мытарствах не связано с представлением о принесении некоего удовлетворения Богу. Проходя мытарства, человек приводится к осознанию своего действительного нравственного состояния, итогов своего жизненного пути. Таким образом, мытарства – это образное представление частного суда, а не место наказания.
Пожалуй, единственный логичный аргумент в пользу учения о чистилище – это известная евангельская притча о должнике: Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда (из темницы. – О. Д.), пока не отдашь до последнего кодранта ( Мф.5:26 ). Но основывать на одной притче целое учение вряд ли возможно, тем более что она имеет чисто нравственный характер.
Глава 2. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для всего человеческого рода
2.1. Неизвестность времени Второго пришествия
О неизвестности этого события говорит Сам Господь Иисус Христос: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ); Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). Перед Вознесением Господь говорит апостолам: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:7 ).
Пришествие Христово будет для большинства людей неожиданным:
. день Господень. придет, как тать ночью ( 1Сол.5:2 ; ср.: 2Пет.3:10 );
. в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ( Мф.24:44 ; ср.: Лк.21:36 );
Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:37–39 ).
2.2. Признаки Второго пришествия
Священное Писание говорит о следующих признаках:
1. Распространение Евангелия во всем мире.
Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф.24:14 ).
2. Обращение Израиля ко Христу.
В Рим.11 говорится, что весь Израиль спасется, т. е. обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: . если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? ( Рим.11:15 ). По мысли ап. Павла, если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших.
3. Явление пророков Илии и Еноха.
Прежде всего речь идет о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. ἀ ποστασ ί α) (см.: 2Сол.2:3, 7 ). В Священном Писании отмечаются следующие черты усиления зла:
1) Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений.
Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят ( Мф.24:5 ); И многие лжепророки восстанут и прельстят многих ( Мф.24:11 ); . в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. ( 1Тим.4:1 ); . будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. ( 2Тим.4:3 ).
2) Падение нравственности.
Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх (см.: Лк.21:25–26 ), а также скорбь (см.: Мф.24:29 ). Ап. Павел рисует такую картину нравов людей последних времен: . в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:1–5 ).
3) Общественные бедствия и войны.
Также услышите о войнах и о военных слухах. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство. ( Мф.24:6–7 ). Будут иметь место также смятения (мятежи) ( Мк.13:8 ).
4) Природные бедствия.
Помимо общественных бедствий в последние времена проявятся и различные природные катаклизмы: . будут глады, моры и землетрясения по местам ( Мф.24:7 ), знамения в солнце и луне и звездах. море восшумит и возмутится ( Лк.21:25 ).
Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие зла – антихриста, при котором отступление и различные бедствия достигнут полной силы.
2.3. Антихрист и время его пришествия
2.3.1. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания
Приставка ἀ ντ ί в греческом языке имеет два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть, с одной стороны, противник Христа, а с другой – тот, кто пытается поставить себя на место Христа.
В Священном Писании это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слова, «антихрист» это всякий, отвергающий Отца и Сына ( 1Ин.2:22 ). Ап. Иоанн говорит, что всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста. ( 1Ин.4:3 ), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван этим именем. В этом смысле появилось много антихристов. ( 1Ин.2:18 ). Но в строгом смысле слова это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором говорит тот же апостол: . вы слышали, что придет антихрист. ( 1Ин.2:18 ).
2.3.2. Брань антихриста с царством Христовым
В борьбе против христианства и всех своих противников антихристу будут помогать лжепророки, которые дадут великие знамения и чудеса. ( Мф.24:24 ). Апостол говорит, что явление антихриста, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:9 ).
Царствование антихриста будет всемирным: . и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем ( Откр.13:7 ). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный, все истребляющий завоеватель (см.: Дан.7:8, 11 ).
Особенно жестоким в это время будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ). Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр.13:16–17 ).
Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (см.: Откр.12 ). Однако врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1Кор.11:26 ). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто не приняли любви истины для своего спасения ( 2Сол.2:10 ).
Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан.7:25 ), продолжительность царствования антихриста – три с половиной года. Апокалипсис называет срок в 42 месяца (см.: Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней (см.: Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной года. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.
В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь: пример – повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв (см.: Откр.15:16 ). Кроме того, по Промыслу Божию, ради избранных (тех, кто сохранил веру) те дни сократятся (см.: Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами будет невозможно: И дано ему (антихристу. – О. Д.) вести войну со святыми и победить их. ( Откр.13:7 ).
Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: . Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Сол.2:8 ). В Книге Откровения сказано об этом так: И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою ( Откр.19:20–21 ).
2.4. Второе пришествие Христово, его действительность и образ
Ап. Павел сравнивает пришествие Христово с созыванием войска звуком трубы или возвещением юбилейного года: . Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба. ( 1Сол.4:16 ). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным: . как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:27 ).
Отношение людей ко Второму пришествию будет различно. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних – для тех, кто не суть Христовы, – пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому в этот момент восплачутся все племена земные. ( Мф.24:30 ).
2.5. Воскресение мертвых
2.5.1. Действительность воскресения мертвых
Истина воскресения из мертвых была известна еще в Церкви ветхозаветной. Так, со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах Ветхого Завета. Пророк Исаия восклицает: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! ( Ис.26:19 ); И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). В Книге пророка Иезекииля (см.: Иез.37:1–10 ) дается образное изображение воскресения; во Второй книге Маккавейской сказано: . Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной ( 2Мак.7:9 ). Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: Знаю, что (Лазарь. – О. Д.) воскреснет в воскресение, в последний день ( Ин.11:24 ).
Прообразом будущего воскресения были в Ветхом Завете воскрешения умерших, например воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской (см.: 3Цар.17:19 ), воскрешение пророком Елисеем сына сонамитянки (см.: 4Цар.4:29 ), воскрешение покойника от прикосновения к костям пророка Елисея (см.: 4Цар.13:21 ).
В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ); . Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:40 ). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин.6 относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых.
У ап. Павла говорится: . ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна. ( 1Кор.15:16–17 ), т. е. для ап. Павла Воскресение Христово – это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.
2.5.2. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых
Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. ( 1Кор.15:22 ). Действие воскресения будет распространяться как на праведников, так и на грешников. По слову ап. Павла, будет воскресение мертвых, праведных и неправедных. ( Деян.24:15 ).
При этом воскресение всех умерших совершится одновременно. Господь говорил, что наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ).
2.5.3. Изменение живых при воскресении мертвых
Ап. Павел говорит об этом событии следующим образом: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:51–52 ). Из этих слов апостола следует, что изменение живых, так же как и воскресение мертвых, будет иметь своей причиной действие всемогущества Божия (см.: 1Сол.4:15 ), совершится мгновенно и одновременно(во мгновение ока, при последней трубе) и будет состоять в преображении нынешних тленных и смертных тел в нетленные и бессмертные.
2.5.4. Тождественность тел воскресших телам живущих
Эта истина явно выражена Самим Спасителем, сказавшим, что именно находящиеся в гробах, услышав глас Сына Божия, оживут (см.: Ин.5:25–28 ), а также в словах ап. Павла: . сеется в тлении, восстает в нетлении. тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:42, 53 ).
2.5.5. Свойства воскресших тел
Хотя тела воскресения будут тождественны телам живущих по существу, тем не менее они будут отличаться по своим свойствам, поскольку мертвые воскреснут в преображенных по образу тела воскресшего Христа телах (см.: Флп.3:21 ). О свойствах тел воскресения ап. Павел говорит следующим образом: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное ( 1Кор.15:42–44 ).
Таким образом, можно указать четыре отличительных свойства будущих воскресших тел. Они будут
а) нетленными, т. е. неподвластными процессам разрушения и смерти (см.: Лк.20:35–36 ; 1Кор.15:53 );
б) славными, т. е. светоносными, подобно телу Самого Спасителя, когда Он преобразился на Фаворе (см.: Флп.3:21 ), согласно Его обетованию: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). Преображенные славные тела будут явным для всех образом отражать внутреннее совершенство их обладателей, что не всегда имеет место в настоящей жизни. В отношении грешников это свойство следует понимать как, напротив, лишенность света, бесславные тела грешников будут в полной мере обнаруживать степень духовного падения их обладателей;
в) сильными, т. е. непричастными изнеможению 1365 и немощам настоящей жизни вообще 1366 ;
2.6. Всеобщий суд
2.6.1. Действительность всеобщего суда
Частный суд, которому подвергается всякий человек после своей смерти, не является полным и окончательным. Эта неполнота и незаконченность выражаются в том, что после частного суда
а) мздовоздаяние получает только душа, без всякого участия тела;
б) как праведники, так и грешники находятся в состоянии лишь предначатия или предвкушения того блаженства или мучения, которое они заслужили;
в) для грешников, по крайней мере некоторых, сохраняется возможность облегчения своей участи и даже полного освобождения от уз ада по молитвам Церкви.
Указанные выше обстоятельства убеждают в том, что в будущем будет иметь место иной суд, уже полный и окончательный.
Божественное Откровение говорит о том, что Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную ( Деян.17:31 ). В Священном Писании этот день прямо называется днем суда ( Мф.11:22, 24, 12:36 ; 2Пет.2:9, 3:7 ). Ап. Павел определяет этот день как день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим.2:5 ). В Священном Писании окончательный суд связывается со Вторым пришествием Господа Иисуса Христа: . приидет Сын Человеческий. и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф.16:27 ; ср.: Иуд.1:14–15 ).
2.6.2. Образ и содержание всеобщего суда
Образ будущего суда достаточно подробно представлен в Священном Писании.
Совершителем Последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо Отец. весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ), и Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых ( Деян.10:42 ).
В осуществлении суда будут участвовать также
а) ангелы, которые соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие ( Мф.13:41 ) и отделят злых из среды праведных ( Мф.13:49 );
б) апостолы, которым Господь сказал: . сядете на престолах – судить двенадцать колен Израилевых ( Лк.22:30 );
в) вообще святые, ибо Господь сказал: Разве не знаете, что святые будут судить мир? ( 1Кор.6:2 ).
Последний суд будет носить всеобщий характер (см.: Деян.17:31 ). В качестве подсудимых на этом суде будут выступать:
а) все люди, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово ( 2Кор.5:10 );
б) падшие ангелы, которых Господь соблюдает в вечных узах. на суд великого дня ( Иуд.1:6 ).
Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (см.: 1Кор.6:3 ) с участием святых.
Предметом суда и основанием для осуждения будут:
а) добрые и злые дела, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 );
б) слова, ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36–37 );
в) намерения сердечные ( Евр.4:12 ), которые Господь обнаружит, осветив скрытое во мраке ( 1Кор.4:5 ).
Суд совершится по всей правде Божией, т. е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (см.: Лк.12:48 ) и с учетом внешних условий его жизни (см.: Мф.11:21–23 ), ибо нет лицеприятия у Бога (см.: Рим.2:11 ).
Приговор (см.: Мф.25:32–46 ) будет приведен в исполнение ангелами (см.: Мф.13:42, 50 ).
Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер (см.: Мф.25:46 ).
Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:
а) исследование правоты или виновности подсудимого;
б) произнесение над ним приговора.
Также и приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни.
2.6.3. Сопутствующие обстоятельства всеобщего суда
Кончина мира
В тот же день, когда произойдет воскресение мертвых и совершится Последний суд, будет иметь место и кончина мира (см.: Мф.13:39–40, 49, 24:29 ; 2Пет.3:7 ).
Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Уже в ветхозаветные времена было известно, что небо и земля погибнут ( Пс.101:27 ). Эта истина подтверждается и новозаветным Откровением: . небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ).
Однако, с точки зрения своей сущности и образа, этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование и обновление. По словам Спасителя, небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ; ср.: Мф.5:18 ; Пс.101:26–27 ), т. е. изменятся по образу своего бытия. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали. ( Откр.21:1–2 ; ср.: 2Пет.3:13 ), – говорит ап. Иоанн Богослов.
Кончина благодатного царства Христова и начало Царства славы
Мысль о взаимосвязи окончания благодатного царства Христова с Всеобщим судом и кончиной мира совершенно ясно выражена в словах ап. Павла (см.: 1Кор.15:22–26 ). Из этих слов следует, что Христос предаст Царство Богу и Отцу ( 1Кор.15:24 ), только тогда, когда последний враг истребится – смерть ( 1Кор.15:26 ). Враг же этот упразднится, когда, с одной стороны, все люди воскреснут и станут нетленными и бессмертными, а с другой – когда тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ).
2.7. Ложное учение хилиазм
Хилиазм (от греч. χιλι ά ς – тысяча) – это учение о тысячелетнем царстве Христовом, сущность которого состоит в том, что прежде кончины мира Христос придет на землю, поразит антихриста, воскресит из мертвых только праведников и устроит на земле новое царство, в котором праведники в награду за свои страдания и подвиги будут царствовать вместе с Ним в течение 1000 лет. По прошествии этой исторической эпохи последует второе всеобщее воскресение мертвых и Всеобщий суд.
1) основывается на предположении о двукратном воскресении мертвых, хотя Сам Господь определенно учил только об одном всеобщем воскресении;
2) признает два будущих суда, один – только для воскресших в первое воскресение праведников, второй – Всеобщий, при том что Христос учил только об одном будущем суде – Всеобщем;
3) предполагает особое пришествие Христа во славе на Землю прежде кончины мира, тогда как Господь определенно связывает Свое Второе пришествие с кончиной мира и Последним судом;
4) учит о некоем особом царстве Христовом, которое отлично как от царства благодати, которое, по православному учению, будет продолжаться до самой кончины мира (см.: 1Кор.15:25 ), так и от Царства славы, которое начнется непосредственно после кончины мира и всеобщего воскресения и не будет иметь конца (см.: Лк.1:33 ; 2Пет.1:11 ).
2.8. Мздовоздаяние после Всеобщего суда
2.8.1. Мздовоздаяние грешникам, вечность и степени мучений грешников
Не все грешники подвергнутся наказанию в одинаковой мере, мучения их будут иметь свои степени, соразмерно тяжести содеянного, ибо раб. который знал волю господина своего. и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47–48 ; ср.: Мф.10:16, 11, 21–22 ; Лк.12:47–48 ).
2.8.2. Мздовоздаяние праведникам, вечность и степени блаженства праведников
Блаженство праведных будет вечным, Господь говорит о Своих праведных последователях: Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей ( Ин.10:28 ; ср.: 1Ин.2:25 ; 2Пет.1:11 ; 2Кор.4:17–18 ; Евр.5:8–9, 9:15 ).
2.8.3. Ложное учение о всеобщем спасении (апокатастасис)
Апокатастасис (греч. ἀ ποκατ ά στασις – восстановление, возвращение) – в истории христианской догматики наименование еретического учения о всеобщем спасении всех людей (греч. ἀ ποκατ ά στασις τ ῶ ν π ά ντων), в том числе и грешников и даже демонов. Согласно этому учению, грешные люди и демоны будут страдать во аде только до определенного времени, а затем будут восстановлены в своем первобытном состоянии. В Библии это выражение встречается единожды: . Которого небо должно было принять до времен совершения всего (греч. ἀ ποκαταστ ά σεως π ά ντων), что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века ( Деян.3:21 ). Однако в Священном Писании данное выражение означает исполнение всех пророчеств и с идеей всеобщего спасения никак не связано.
Корни апокатастасиса следует искать в античном сознании, для которого было свойственно циклическое понимание времени и истории. Согласно античной идее вечного повторения (возвращения), исторический процесс представляет собой периодическое возвращение всего мира и человека в их первоначальное состояние.
На христианской почве похожие идеи впервые были высказаны Климентом Александрийским 1383 и получили обоснование в трудах Оригена. Последний насчитывал три причины, согласно которым мучения грешников не могут быть признаны вечными.
Учение о всеобщем спасении было осуждено также Римо-Католической церковью (IV Латеранский собор, I Ватиканский собор) и последователями Лютера (Аугсбургское исповедание. XVII, 1–4).
Несостоятельность идеи всеобщего спасения заключается не только в противоречии Священному Писанию, в котором прямо говорится о вечном характере мучений демонов и грешников (см.: Мф.3:12, 18:8, 25:41, 46 ; 2Сол.1:9 ; Откр.14:11 ; Ис.66:24 ; Мк.9:43–48 ), но и в некоторых теоретических ошибках: циклическое понимание истории и смешение личного и природного аспектов в бытии свободно-разумной природы.
СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛКАХ
PL – Patrologiae Cursus Completus. Series Latina
TLG – Tesaurus Linguae Graecae
ВРЗЕЭ – Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата
ПСТБИ – Православный Свято-Тихоновский богословский институт
СТСЛ – Свято-Троицкая Сергиева Лавра
/ Догматическое богословие (3-е издание, исправленное и дополненное) Издательство: ПСТГУ Год издания: 2013 Страниц: 622 ISBN: 978–5–7429–0768–8
Августин, блаж. О граде Божием. Т. II. С. 308. Кн. 13. Гл. 15.
Хотя в Ветхом Завете, в отличие от Завета Нового, идея личного бессмертия не находилась в центре религиозных упований ветхозаветного человека, тем не менее и в Священном Писании Ветхого Завета идея личного бессмертия, несомненно, присутствует. Подробнее см.: Ч. III. Разд. I. П. 4. 7. 4.
Например, см.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 252. Кн. 2. Гл. 12.
См.: Епифаний Кирский, свят. Панарион. 44, 27 // Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 3. М., 1872. С. 129.
Макарий Египетский, преп. Наставления о христианской жизни // Добротолюбие. Т. 1. С. 268.
Послания Патриархов о православной вере. С. 182.
Православное исповедание. С. 57. Ч. I. Ответ на вопрос 68.
См.: Православное исповедание. С. 54–55. Ч. 1. Ответ на вопрос 64.
См.: Пространный катихизис. С. 75.
Например, см.: Толковая Библия. Т. 11. СПб., 1913. С. 410.
Иоанн, преп. Лествица. С. 70. Слово 5, 1.
Иоанн Дамаскин, преп. Слово об усопших в вере // Христианское чтение. 1827. Ч. 26. С. 324. Ср.: Августин, блаж. Энхиридион Лаврентию. С. 67.
Послания Патриархов о православной вере. С. 173
Свои взгляды по этому вопросу свят. Григорий подробно изложил в произведении «О младенцах, преждевременно похищаемых смертию, к Иерию». См.: Gregorii Nysseni. De infantibus qui praemature abripiuntur ad Hierium // PG. T. 46. Col. 161A-192C. Рус. пер. см.: Григорий Нисский, свят. О младенцах, преждевременно похищаемых смертию, к Иерию // Григорий Нисский, свят. Избранные творения. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2007. С. 292, 294. Также см.: Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. С. 351.
Григорий Богослов, свят. Слово 40, на святое Крещение // Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 558.
Подробнее см.: Гусев Д. Чистилище у средневековых римско-католических богословов // Православный собеседник. Казань, 1872. Июнь. С. 226–264; Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 463–467; Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. С. 91–92.
Идея о том, что грешник, принадлежавший при жизни Кафолической Церкви, может быть «спасен посредством огня» или наказанием «чрез огонь», появляется на Западе достаточно рано. Например, см.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. IV. С. 288–289. Кн. 21. Гл. 21.
На эти слова апостола ссылается и блаж. Августин. См.: Там же.
Например, см.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26.
Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26.
Подобные взгляды были известны уже блаж. Августину (см.: О граде Божием. С. 207. Кн. 20. Гл. 19). Широкое распространение такие представления об антихристе получили в протестантизме, на русской почве их воспроизводили раскольники-беспоповцы. См.: Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Т. 4. Сергиев Посад, 1908. С. 513–517.
На эти слова ссылается сщмч. Ириней Лионский, говоря о том, что антихрист произойдет из колена Данова. См.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 511. Кн. V. Гл. 30, 2.
Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26.
Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 512. Кн. V. Гл. 30, 4.
См.: Шмалий В., свящ. Антихрист // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 563.
Подробный комментированный обзор святоотеческих суждений по данному вопросу см.: Феофан Затворник, свят. Толкование посланий св. апостола Павла к Солунянам первого и второго. М., 1895. С. 316–318.
Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26.
См.: Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XV, 15 // Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 233.
См.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26. Блаж. Августин полагал, что под этим храмом можно понимать либо развалины храма Соломона, либо христианскую церковь, но определенно не какой-нибудь храм языческий. См.: Августин, блаж. О граде Божием. С. 207. Кн. 20. Гл. 19.
Преп. Иоанн Дамаскин называет правление антихриста «царствованием», а точнее, «тиранией». См.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26.
Например, см.: Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Матфея. 76, 3 // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 7. Кн. 2. С. 767.
См.: Климент Римский. Первое послание к Коринфянам. 24 // Писания мужей апостольских. С. 89–90 127–128; Феофил Антиохийский, свят. К Автолику С. 23. Кн. I, 13; Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. IV, 30 // Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 57–58.
Пространный катихизис. С. 74.
Пространный катихизис. С. 73.
Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 480.
Например, см.: Феофил Антиохийский, свят. К Автолику. С. 11. Кн. I, 12.; Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 514–515. Кн. V. Гл. 32, 1.
См.: Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XVIII, 18 // Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 305.
См.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. II. С. 319. Кн. 13. Гл. 20.
Пространный катихизис. С. 46.
Например, см.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 526. Кн. V. Гл. 36, 1.
Сами наименования «царство благодати» и «царство славы» не заимствованы из Священного Писания. Подробнее об этом см.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 489–491.
Например, см.: Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XV, 26–29 // Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 242–245; Григорий Богослов, свят. Сло- во 30, о богословии 4-е // Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 430–431.
См.: Пространный катихизис. С. 47.
См.: Макарий (Булгаков), еп. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 491.
См.: Там же. С. 491–492.
См.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. IV. С. 176–180. Кн. 20. Гл. 7.; Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 493–494.
Пространный катихизис. С. 77.
В VI в. автор трактата «О разделениях» говорил о тех, кто отрицают вечность наказания грешников, и полагал, что под «веком» следует понимать некоторый промежуток времени. См.: De sectis. 10 // PG. Т. 86. I. Col. 1265D.
Например, см.: Иустин Философ, св. Апология. 1, 28 // Иустин Философ, св. Творения. С. 58; Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 395, 504. Кн. IV. Гл. 28, 1. Кн. V. Гл. 27, 1.
Пространный катихизис. С. 76.
Пространный катихизис. С. 76.
См.: Климент Александрийский, свят. Строматы. С. 245–247. Кн. VI, 6.
См.: Ориген. О началах. Кн. III. Гл. 6, 3–5 // Ориген. О началах. Против Цельса. С. 258–261.
См.: Он же. О началах. Кн. III. Гл. 6, 3 // Там же. С. 258–259.
См.: Origenis. Commentaria in Epistolam beati Pauli ad Romanos. V. 10 // PG. T. 14. Col. 1052C-1054B. Также см.: Иванов М. С. Апокатастасис // ПЭ. Т. III. С. 40.
См.: Ориген. О началах. Кн. I. Гл. 6, 1–3 // Ориген. О началах. Против Цельса. С. 86–91.
См.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 7 // Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 20.
См.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 26 // Там же. С. 38–40.
Несмотря на то что в учебниках по догматике говорится об осуждении Оригена и на V Вселенском соборе: «Православная Церковь. торжественно на Пятом Вселенском соборе. осудила лжеучение Оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определенного времени и затем снова будут восстановлены в свое первобытное, невинное состояние» (Макарий (Булгаков), архиеп. Догматическое богословие. Т. 2. С. 501), это мнение не подтверждается историческими данными. Об этой проблеме и об осуждении Оригена в эпоху Юстиниана Великого см.: Карташев А. В. Вселенские соборы. С. 351–356.
Например, см.: Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины. Мн., 2009; Мень А., прот. Сын Человеческий. Брюссель, 1983.
«Апокатастасис есть отрицание истории. Все содержание исторического времени рассеется без памяти и следа» (Флоровский Г., прот. Противоречия оригенизма // Флоровский Г., прот. Догмат и история. С. 295).
См.: Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 249–251.
Например, см.: Мень А., прот. Сын Человеческий. С. 128.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»