ерихонка что это такое
Ерихонка
Ерихо́нка, ерихо́нская ша́пка — тип шлема.
Содержание
Состоит из железной или стальной тульи с остроконечным верхом, снабжённой элементами для защиты ушей, плоским козырьком, скользящим наносником (узкая железная полоска, защищавшая лицо от поперечных ударов), нередко — пластинчатым назатыльником. [1] Науши и назатыльник крепились к тулье посредством кожаных ремней или, реже, цепочек. Такие шлемы использовались на Руси, в странах Западной Азии и Европы в XVI—XVIII веках. На Русь они пришли с юга — из Турции, Ирана, а потом попали на запад — в Польшу, Венгрию, Литву и другие страны. [2]
Происхождение названия «ерихонка» точно неизвестно. По одной версии это искажённое слово «югренский», или «грузинский». По другой — от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться. [3] Впрочем, некоторые придерживаются мнения о происхождении от названия города Яркенд, или, что наиболее очевидно, но сомнительно — Иерихон. [4]
Куполообразные шлемы, как и шлемы с элементами защиты ушей и затылка, известны ещё до нашей эры. Скользящий наносник появился в XIV веке. Но данный тип шлема сложился в XV—XVI веке в Турции в результате добавления дополнительных защитных элементов к двум разным типам шлемов — полусферических шишаков и турецких шишаков сфероконической формы. В результате турецкие ерихонки могли отличаться как сфероконической, так и полусферической формой тульи. Подобные шлемы в Турции называли «шишак» (тур. çiçak ), или, в случае полусферической тульи, «муваама» (тур. muwa`ama ). [5]
Под турецким влиянием ерихонки попали в Иран, Египет и в другие страны. Тульи шлемов, как правило, цельнокованные. В странах Азии козырёк был, обычно, с острым выступом вперёд посередине. Назатыльник мог быть не только сегментный, но, что чаще — из одной пластины. С боку от наносника на козырьке или на тулье часто крепилась втулка для плюмажа — металлическая трубка, в которую вставлялись перья или раскрашенный конский хвост. Это было не только украшение, но и знак отличия. В частности, такие шлемы носили наиболее знатные янычары, турецкая знать, полководцы и султаны. Подобные шлемы нередко очень богато украшались. В отдельных странах Азии ерихонки сохраняли, преимущественно, церемониальное значение до XIX века.
На Руси такие шлемы появились в XVI веке под турецко-иранским влиянием и использовались, в основном, знатными людьми — царями и воеводами, поэтому богато украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Русские ерихонки этого периода делались в соответствии с азиатскими образцами, а нередко и были импортными. Сами же шлемы могли быть из стали, булата, дамаска. Например, в Оружейной палате хранится булатная ерихонка Михаила Фёдоровича Романова (иногда ошибочно приписываемая Александру Невскому), сделанная в 1621 году мастером Никитой Давыдовым, возможно, на основе арабского шлема, украшенная золотой насечкой, эмалью, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом. [6] Русские ерихонки имели сфероконическую форму тульи, которая часто была рифлёной, в виде рёбер жёсткости. В XVII веке под западным влиянием на Руси получают распространение ерихонки с полусферическими тульями, однако подобные шлемы, как правило, называли шишаками. Назатыльник мог быть и сегментным, и одинарным, а козырёк, преимущественно, ровный или с углом посередине. Наносник проходил через козырёк (полку) и держался посредством винта (шурупец), поэтому мог подниматься и опускаться. [7] Сходное устройство имели наносники иностранных ерихонок.
Как в Азии, так и на Руси, применялись и более дешёвые, не украшенные шлемы, по форме и конструкции иногда мало не отличающиеся от ерихонок, но изготовленные из меди или томпака. Это были медные шапки. Их использовали относительно небогатые люди, но и защищали эти шлемы хуже. Медными шапками, однако, могли называть и шлемы другой формы и конструкции, сделанные из этого же материала. [7]
Европа
В странах Восточной Европы бытовали и другие формы. В частности, у польских гусаров получили распространение турецкие полусферические [8] ерихонки. У венгров бытовали конические [9] шлемы. Характерно также то, что на Польше в XVI веке имели хождение гибридные с капеллиной формы — ерихонки, вместо козырька снабжённые полями и называемые «капалин» (польск. kapalin ). В этом регионе полусферические ерихонки получили с конца XVI — начала XVII века очень широкое распространение и использовались в кавалерии, как принадлежность доспехов. На них перешло и польское название «капалин», и восточное «шишак» (польск. Szyszak ). [10]
Польские ерихонки XVII века иногда снабжались наносником, который лопатовидно расширялся к низу, почти полностью закрывая таким образом лицо. Они отличались полусферической тульёй, которая могла быть как гладкой, так и увенчанной полукруглым гребнем, или «крыльями», или ещё чем-нибудь. [10]
В конце XVII века в Европе, как и на Руси, выходят из употребления в связи с общим отказом от защитного вооружения; однако в ряде стран сохранялись в XVIII веке.
Ерихонка, шишак, шелом и другие виды русских шлемов
В русских источниках встречаются различные виды шлемов: шеломы, шишаки, шапки ерихонские, мисюрки, шапки железные, шапки куячные, шапки бумажные и другие. Все они имели свои особенности, а от стоимости шлема в немалой степени зависела вероятность его владельца уцелеть в бою.
Шелом
Наиболее известной и широко распространённой формой русского боевого наголовья является шелом. Он представляет собой тип сфероконического, плавно изогнутого и вытянутого кверху шлема с высоким венцом и навершием в виде шпиля. Визуально венец отделён от тульи, что, возможно, является характерной особенностью московской оружейной школы. Нижний обод венца ровный, без вырезов. Дополнительной защитой могла служить кольчужная бармица, которая с XIV века дополнялась наушами, а примерно с XV века — нередко и козырьком. В этом случае козырёк мог сопровождаться скользящей стрелкой наносника.
Большинство известных шлемов этого типа цельнокованые, с монолитной тульей, к которой расклёпкой или при помощи медного припоя крепился высокий шпиль. Поверхность тульи могла быть гладкой или гранёной с прямыми или витыми долами. Показательна в этом плане находка в Ипатьевском переулке Москвы в 1895 году сразу пяти шлемов, изготовленных до 1547 года. Все они цельнокованые, с гладкими тульями. Поверхность одного шлема украшена долами. Три шлема снабжены высоким навершием-шпилем.
В роскошно декорированных шлемах, принадлежавших высшей знати, поверхность украшалась золотой насечкой, росписью и другими техниками. Узоры имели форму растительного орнамента или имитировали арабские письмена. Примером такой работы являются изготовленный до 1547 года шелом Ивана Грозного из Королевского арсенала в Стокгольме, а также шелом царевича Ивана Ивановича, который хранится в Оружейной палате в Москве.
О широком распространении сфероконических шлемов можно судить по количеству их изображений на миниатюрах летописных документов XV–XVI веков. Примечательно, что такие шлемы носят почти все русские воины на картине «Битва при Орше», созданной около 1530 года. В десятнях поместного войска такой шлем также представлен достаточно часто. В Боярской книге 1556 года учтено 154 подобных шлема из 297 имевшихся в наличии.
Распространение шишаков во второй половине XVI века положило конец господству сфероконического шлема. Если у дворян и их слуг на Серпуховском смотре 1556 года было 104 шелома и 111 шапок, то на аналогичной демонстрации коломничей в 1577 году было представлено 87 шеломов и 175 шапок. Иными словами, за 20 лет число шлемов у всадников сократилось по сравнению с шишаками и «железными шапками» от половины до трети.
Шишак
Название этого шлема восходит к турецкому çiçak — шлем. По форме шишак представляет собой открытый шлем ближневосточного, турецкого или египетского происхождения с высокой тульей полусферической или сфероконической формы, широким плоским козырьком и подвижной стрелкой для защиты лица. Как правило, шишак также снабжался пластинчатыми наушами и сегментным нашейником. Впервые шлем такого типа появился на Ближнем Востоке и в период обширных завоеваний турок-османов в XVI–XVII веков широко распространился по Европе. В России, Польше, Венгрии он видоизменялся сообразно местным вкусам, но детали конструкции оставались общими.
Шишак состоял из железной тульи, иногда достаточно высокой благодаря навершию-венцу. У турок тулья была преимущественно сфероконической. Поляки и немцы придавали ей более низкую, полусферическую форму. Спереди шишак имел плоский козырёк, или полку, сквозь прорезь которой проходила скользящая вниз носовая стрелка. Высота стрелки регулировалась при помощи винта, в поднятом виде она касалась венца. Стрелка защищала лицо от поперечных ударов. Для украшения в верхней её части добавляли листовидную пластину.
Для защиты лица с боков к нижней части тульи на шарнирах, реже на ремнях, прикрепляли пластинчатые науши. Эта деталь состояла из трёх или четырёх частей, первоначально подвижных. Средняя часть наушей имела трапециевидную форму, в её центре находилась каплевидная выпуклость с отверстием для лучшей слышимости. Шею защищал назатыльник из одной или нескольких сегментных пластин. Шишак украшали латунными накладками и заклёпками. Верхнюю часть тульи, широкую полосу венца, козырёк и стрелку стилизовали растительными гравированными орнаментами, перемежая арабской вязью. В России такие богато украшенные шлемы назывались ерихонкой, или шапкой ерихонской.
Шишак надёжно защищал от ударов сабли, особенно нанесённых сверху. Он обеспечивал хороший обзор, что делало его особенно популярным среди всадников. Носили шишак и пехотинцы. Их шлемы также снабжались козырьком с наносником, наушами и назатыльником. От кавалерийских они отличались простой гладкой тульей, спорадическим отсутствием макушечной шишечки и уменьшенным назатыльником. В документах они называются «железными» или «медными шапками» — в зависимости от используемого при изготовлении материала.
Среди русских шлемов XVI–XVII веков преобладали восточные образцы. Европейские шлемы использовались гораздо реже. Из 92 «железных шапок», имевшихся в 1599 году у Бориса Фёдоровича Годунова, 68 было московской работы, 20 восточных и только четыре литовских. Средняя стоимость шлема составляла 1 рубль. Как правило, именно в эту сумму оценивалось наличие боевого наголовья на дворянских смотрах XVI века.
Как в России, так и в Европе шишаки вышли из обихода лишь в конце XVII века в связи с общим отказом от защитного вооружения.
Ерихонка
Ерихонка — это богато украшенная разновидность шлема, которую носили только самые знатные воины, воеводы и цари. Происхождение названия «ерихонка» точно не известно. По одной версии, это искажённое слово «юргенский», или «грузинский». По другой, оно происходит от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться. Как правило, ерихонки имели сфероконическую форму с остроконечным верхом, плоский козырёк со скользящей железной стрелкой для защиты лица, пластинчатые науши и назатыльник, крепившиеся к ободу шлема кожаными ремнями или, реже, цепочками.
Эта форма шлема в XVI веке пришла из Турции и приобрела популярность в России, Польше, Венгрии и Германии. Известны как полусферические, так и сфероконические формы шлемов. В России предпочитали последнюю. Шлемы с полусферической формой купола в документах как правило назывались шишаками. Ерихонки изготавливали из булата, стали или дамаска. Купол, как правило, был цельнокованым, имел как гладкую, так и рифлёную поверхность с рёбрами жёсткости. Вытянутое навершие шлема венчала конусообразная шишечка. Нащёчники состояли из трёх или четырёх частей, склёпанных вместе. Центральная часть имела отверстия напротив ушей, что улучшало слышимость.
Особенность этих шлемов — их парадный декор. Поверхность полировали и богато украшали гравировкой, золотой и серебряной насечкой, а также драгоценными камнями. Обод шлема, навершие, науши и назатыльник декорировались стилизованным орнаментом и арабской вязью.
Русские ерихонки формой и декором походили на турецкие образцы. Нередко они были импортного происхождения и являлись дипломатическими подношениями и подарками. В Оружейной палате Московского Кремля хранится шесть парадных царских ерихонок. В их числе булатный шлем Михаила Фёдоровича, иногда ошибочно приписываемый Александру Невскому. Он изготовлен в 1621 году мастером Никитой Давыдовым, возможно, на основе арабского. Шлем украшен золотой насечкой, эмалью, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом. Он был оценён в огромную сумму — 1 175 рублей, что лишь немногим меньше, чем общая цена остальных пяти «ерихонских шапок».
Форма ерихонок была популярной: по её образцу производили простые железные и даже бронзовые подражания. Они уступали оригиналу по качеству работы, но зато были намного дешевле и, соответственно, доступнее для простых воинов.
Мисюрка
Название «мисюрка» происходит от арабского слова «миср» — Египет или, также возможно, от персидского «мизер» — шлем. Так называли небольшую круглую стальную сферу, защищавшую лишь верхнюю часть головы. К её краям через отверстия вдоль обода крепили кольчужную бармицу для защиты лица, затылка и шеи. Этот простой и незатейливый шлем был доступен даже наименее обеспеченным воинам. Мисюрка давала некоторую защиту от режущих и секущих ударов сабли, но совершенно не спасала от колющих ударов и стрел. Для амортизации удара мисюрку надевали с толстой стёганой подкладкой, а также могли носить вместе с более высоким шеломом и даже шишаком, как о том упоминают иностранцы.
По типу наголовья выделялись мисюрки-прилбицы с крупной сферой, закрывавшей верхнюю часть лба. Некоторые шлемы этого типа украшены шпилем или гребнем, повышавшим защитные функции. Мисюрки-наплешники имели сферу чуть крупнее миски, голову покрывала бармица, что делало шлем похожим скорее на кольчужный капюшон. Для большего защитного эффекта иногда в кольчугу вплетали мелкие прямоугольные полосы, а также пластинчатые науши. Сферу и пластины могли украшать гравировкой. На Руси мисюрка известна с начала XVI века и находилась в употреблении до конца XVII века и даже позже.
Шапка бумажная
Судя по документам, «шапки бумажные» не были особо распространены в поместном войске, а вот на территории Сибири их носили гораздо чаще.
Тяжёлый шлем надевали на мягкую подкладку. Её задача состояла в том, чтобы уменьшить тяжесть и при необходимости амортизировать нанесённые по шлему удары. К сожалению, о конструкции подшлемника нельзя ничего сказать, поскольку ни одного экземпляра не сохранилось. Скорее всего, их изготавливали из кожи, войлока, стёганой или набивной ткани и изнутри крепили к самому шлему. Возможно, в некоторых случаях эти функции выполняла меховая шапка, носившаяся под шлемом. Эксперименты, проведённые современными реконструкторами, показали, что это вполне возможно.
Шлемы Московской Руси (2): ерихонка
В XVII веке боярин Афанасий Осипович Прончищев вез из Константинополя в Москву очень дорогой шлем. Кованый турецкими мастерами, он был украшен резьбой и чеканкой и предназначался в подарок царю Михаилу Федоровичу Романову.
Но по пути домой корабль попал в бурю…
И пока боярина Прончищева носит по бурным волнам, уточним, что шлем, который он вез из Турецкой земли, называется «ерихонка». Точно сказать, от какого слова произошло название этого шлема, наверное уже не сможет никто.
Среди версий – библейский город Иерихон и древнерусский глагол «ерихониться». По наблюдениям Владимира Даля это значит хорохориться, ерепениться, важничать.
Примечательно, что до октябрьской революции термин «ерихонка» применялся не ко всем шлемам такого типа, а лишь к самым богатым и пафосным.
На Востоке и на Западе
Еще более примечательно то, что русские ерихонки абсолютно равны иранским, турецким, восточноевропейским шлемам, однако за рубежом они назывались совершенно иначе. В турецких музеях ерихонки подписывают как «Siperlikli Miğferler» — шлем с козырьком.
Вот, например, шлем Великого визиря Османской империи Мехмета Соколлу, фактически, соправителя султана, и шлем польского короля Стефана Батория. Оба шлема вполне подпадают под определение «ерихонки».
Слева шлем Мехмета Соколлу, справа — шлем Стефана Батория
Скорее всего, имеет место не термин, обозначающий тип шлема, а его качественная характеристика. Говоря современным языком, «шапка ерихонская» = «шлем пафосный», а если сокращенно, как «ерихонка», то «пафосник». Но это, все-таки, весьма утрированная калька со старинного слова.
Что касается внешней формы, то есть мнение, что ерихонка — это шлем восточного типа, не только богато украшенный, но и оснащенный защитой лица, щек, затылка в виде цельных металлических пластин (прежде защищали кольчугой).
Здесь важно понимать, что если со шлема снять, например, назатыльник, или любую другую — из перечисленных — деталь защиты, то он перестанет быть русским шлемом, который называли «ерихонка». При этом он совсем не перестанет быть восточным шишаком.
Ложки, грани и защита лица
Поверхность ерихонки могла делаться гладкой или граненой, а так же «ложчатой». Ложками на Руси называли углубления в шлеме, причем необязательно ерихонском.
Зашита лица у иерихонки двойная.
Во-первых, железный козырек, который останавливает многие удары на расстоянии в несколько сантиметров от лица. Второй элемент защиты — металлическая полоска, «стрелка». Ее можно регулировать по высоте прижимным механизмом.
С боков голову защищают железные пластины — «науши». Они могли крепиться к куполу шлема на кожаных ремешках, тесьме или на кольцах — последний вариант, кстати, самый редкий.
Ну а сзади голову воина, носившего ерихонку, защищала сплошная, фигурно кованая пластина — назатыльник. Иногда она могла делаться наборной, из нескольких узких пластин, закрепленных на кожаных ремнях и слегка перекрывавших друг друга подобно чешуйчатой броне.
Ну а теперь давайте поближе познакомимся с русскими ерихонками, которые хранятся в Оружейной палате Московского кремля.
1. Шлем царя Михаила Фёдоровича
Михаил Федорович — первый русский царь из династии Романовых. Его шлем был изготовлен (или переделан из восточного шлема) легендарным Никитой Давыдовым в 1621 году.
Дорогое удовольствие
Поскольку царская ерихонка не использовалась в боях, то украшена она была на славу. На шлеме насчитывается 10 изумрудов, 95 алмазов, 228 рубинов. Золото и жемчуг и шелк. Чеканка и резьба. Рельефное изображение покровителя воинов архангела Михаила — словом все самое лучшее и самого высшего качества.
Прежде, как сообщают архивы, шлем венчал золотой крест, богато украшенный разными драгоценными камнями. Стоило это удовольствие 1.175 рублей.
По нынешним временам цифра смешная. А во времена Московского царства это была почти стоимость остальных пяти ерихонок из собрания Оружейной палаты. В среднем, каждый из перечисленных ниже шлемов, стоил 300 рублей.
Интересно, что некоторое время шлем Михаила Федоровича считался шлемом Александра Невского и даже попал в этом качестве на герб Российской империи.
Провокационная надпись
Уже много лет умы и просторы Интернета бороздит вопрос — как мог православный царь, защитник веры, носить шлем, украшенный цитатой из Корана — «ОБРАДУЙ ПРАВОВЕРНЫХ ОБЕЩАНИЕМ ПОМОЩИ ОТ АЛЛАХА И СКОРОЙ ПОБЕДЫ».
Однако, напомним, что в арабском языке «Бог» и «Аллах» обозначаются одним словом, ибо для мусульман одно подразумевает другое. Иначе говоря, если надпись переводить дословно, то она весьма позитивная: «ОБРАДУЙ ИСТИННО ВЕРУЮЩИХ ОБЕЩАНИЕМ ПОМОЩИ ОТ БОГА И СКОРОЙ ПОБЕДЫ».
Ну а разного рода нюансы между православием и магометанством, которые могли бы испортить общую картину, были добиты фигурой архангела Михаила и золотым крестом на самом верху шлема.
2. Ерихонка князя Алексея Михайловича Львова, окольничего при царе Михаиле Федоровиче
Боярин Алексей Михайлович Львов занимал при царе Михаиле Федоровиче высокую должность окольничего. Он так же покрыт арабскими узорами и — что интересно — изречениями из Корана. Складывается ощущение, что заказывая шлем, весьма похожий на царский, только менее украшенный, боярин Алексей Львов хотел подчеркнуть свой статус.
Описавший шлем придворный дьяк не смог обойти иноземные буквы и внес в опись такую пометку «венец и в венце в наводе слова Арабские«.
Впрочем, если в них не вникал писарь, это не значит, что смысл написанного на шлеме не знал его владелец. Однако мы, в редакции «Людоты», не в курсе, что же именно написано на шлеме князя Львова, а потому воздержимся от комментариев.
3. Ерихонка царя Алексея Михайловича Романова
С ерихонкой Алексея Михайловича все сложнее. Она произведена в Турции в XVII веке, украшена серебром и золотом, чеканой и резьбой, и вообще являет собой очень достойный своего хозяина шлем.
Другое дело — надпись на арабском, которая гласит: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад его посланник». Совершенно не православная надпись на шлеме православного царя вызывает один, но очень серьезный вопрос. Что она там делает? Пока он остается открытым, и вы можете предлагать свои версии в комментариях.
Не как две капли
Не стоит путать этот шлем со шлемом следующим в нашем списке — шлемом боярина Львова, тоже Алексея Михайловича. Обе ерихонки, действительно, весьма похожи, но есть и различия.
Форма купола этого шлема более вытянутая вверх, чем у боярина Львова.
Околыш из узоров, который обтягивает шлем по периметру снизу, имеет две ограничивающих желтых полосы, очевидно, золотых. Над верхней расположена «молодая поросль орнамента». В одном случае она буйная, в другом — как будто еще не выросла.
Можно, конечно, предположить, что золото выпало со временем, однако золото в корпус шлема не вклеивали, а вколачивали, так что должны остаться следы. Следов нету.
Ерихонка царя Алексея:
Ерихонка боярина Львова:
Помимо узора можно рассмотреть разное количество заклепок, держащих козырек (на шлеме вверху — три, внизу две). Еще в копилочку стоит добросить оформление наушей — пластин, защищающих голову по бокам. Присмотритесь внимательно — оно разное. Ну и так далее.
Можно конечно поспорить, сказать что художник рисовал творчески, а не документально.
Однако, это рисунки, сделанные художником и историком Ф.Г.Солнцевым по высочайшему повелению императора Николая Первого. Он лично контролировал работу Солнцева — так что творческие порывы — если они и были — гасились сразу.
4. Ерихонка князя Федора Мстиславского
Князь Мстиславский 36 лет занимал самое почетное место в боярской Думе, притом, что на престоле за это же самое время успели смениться семь разных царей. Трижды его самого чуть не сделали царем, но он предпочитал оставаться серым кардиналом. Был одним из тех, кто сажал на московский престол поляка Владислава Сигизмундовича и Михаила Романова.
За свою долгую жизнь князю довелось немало сражаться, а значит и носить этот шлем. Он кован в Турции и имеет ребристый корпус. Украшен золотом и серебром, рубинами. В ходе украшения применялись резьба и чеканка.
После смерти князя Мстиславского в 1622 году не осталось никого, кому бы он мог передать свое наследство — его дети умерли во младенчестве. Поэтому царской волей его ерихонка попала в Оружейную палату.
Затеряться ей там не давали — спустя 32 года царь Алексей Михайлович Романов брал ее с собой в Смоленский и Рижский походы.
5. Ерихонка, привезенная Афанасием Прончищевым из Константинополя в подарок царю Михаилу Романову
….А сейчас мы наконец закончим историю о попавшем в бурю московском боярине Афанасии Прончищеве, который вез в подарок царю турецкую ерихонку.
Бурю удалось пережить. Но это не стало последним испытанием для русских послов. Когда они оказались в городе Кафа (нынешняя Феодосия) их едва не убили местные жители. Тем не менее, боярин Прончищев сумел сохранить подарок в целости и доставить его царю Михаилу.
С тех самых пор этот шлем называют ерихонкой боярина Прончищева.
Источники