есенин фамилия что значит
«Есенин».
Диплом языкового происхождения фамилии, выполненный специалистами Программы «Российские династии», – хороший подарок ко дню рождения Ваших близких! http://geno.ru/family
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОНОМАСТИКА – «ЕСЕНИН»
В многочисленных книгах и статьях о Сергее Есенине нередко утверждается, что в его фамилии звучат языческие корни – овсень, таусень или что она происходит от слова «осень», по-церковнославянски «есень». А один из зарубежных исследователей-литературоведов, профессор Ренато Поджиоли в книге «Поэты России. 1890-1930 годы», опубликованной в США в 1960 году, заявляет, что мотивы тоски, увядания, осени, дескать, не случайны в творчестве Есенина, что они предопределены его фамилией, образованной от славянского корня,
означающего «осень». Между тем утверждение, что фамилия поэта происходит то ли от языческого, то ли от церковнославянского корня, не более чем миф, возникший в начале 20-х годов и никакими документами не подтвержденный, один из многих мифов, выпавший на долю поэта.
В 1895 году, 21 сентября по старому стилю, 3 октября по новому по новому в селе Константиново у Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных родился сын, который был назван Сергеем. Он был третьим ребенком в семье. Первенцы Есениных – мальчик и девочка – умерли в грудном возрасте. Дом Есениных в то время был выше теперешнего дома-музея, построенного в 1924 году на месте очередного пепелища. Тот, в котором родился Есенин, был построен дедом его Никитой Осиповичем Есениным. Маленький приусадебный участок,
меньший, чем у соседей, вынудил деда Никиту поставить высокий дом, с виду двухэтажный, с амбарным помещением на первом этаже. «Есениным» дед Никита стал со времени реформ 60-х годов прошлого века, до этого писался как Никита Осипов, так и был и записан в метрической книге при рождении. «Осипов» было его фамилией по имени отца.
Отчества в современном его понимании в те годы, до отмены крепостного права крестьянам положено не было. В первой половине прошлого века, вплоть до 1864 года, как об этом свидетельствуют старые константиновские метрические книги, хранящиеся ныне в Государственном архиве Рязанской области, у константиновских крестьян родовых, постоянных или наследственных фамилий не было вовсе. Родится в семье Ивана сын Прокопий, и в дальнейшем во всех обстоятельствах своей жизни, всякого рода метрических записях именуется он
Прокопием Ивановым. Когда же, в свою очередь, родится у Прокопия сын, например Василий, то становится этот Василий Василием Прокопьевым, а отнюдь не Ивановым. Крестьянская фамилия, другими словами, жила лишь в продолжение одной жизни. Умирал человек – исчезала фамилия. Зачем крестьянину постоянная, родовая фамилия, размышляли власть имущие. Помещику такая фамилия нужна, городскому жителю нужна; чиновнику, священнику и офицеру не помеха, а крестьянину ни к чему, обойдется…И обходились. Сотни лет обходились…
После отмены крепостного права все крестьяне были поставлены перед необходимостью в обзаведении постоянными фамилиями. У константиновских крестьян такие фамилии стали писаться в метрических книгах с 1864 года. 18 марта 1865 года Никита Осипов был впервые записан под новой фамилией. В этот день у «г-на Олсуфьева временнообязанного крестьянина Карпа Никитина Горохова и законной жены Марфы Федотовой» родилась дочь Дарья. По этому случаю в графе «Звание, имя, отчество и фамилии восприемников» Павел Миртов записал:
«Того же г-на временнообязанные крестьянин Никита Осипов Есенькин и крестьянка Феодосия Никитина Титова». Не из седых древних времен, не от язычества пришла фамилия великого русского советского поэта; ее непривычная для нашего уха основа, первоначальный вариант явился с марта 1865 года. Вновь введенные фамилии у крестьян постоянно путались и искажались в метрических книгах – новое это дело было так необычно для крестьян, а может быть, и для притча. Никиту Осиповича и двух его братьев – Григория и Якова – записывают
то как «Есенькиных», то как «Есинькиных». «Есенькиными», впрочем, они пишутся гораздо чаще. В 1866-1870 годах в различных отделах метрических книг встречаются и другие Есенькины: Федор Сергеев Есенькин, Стефан Максимов Есенькин, Назар Стефанов Есенькин, Андрей Назаров Есенькин, Димитрий Назаров Есенькин, Мария Назарова Есенькина. Ни одного Есенина, или Ясинина, или Ясенина нет ни в эти годы, ни ранее в метрических книгах.
Однако то ли по многочисленности Есенькиных в Константинове, то ли по какой иной причине три брата отказываются от прежней фамилии и изменяют ее. С 1870 года они Есенины или Есинины. Берут фамилию «Есенины» и ряд других Есенькиных. Другие константиновские Есенькины фамилию не меняют. Так, в числе присутствующих на сельской сходке 12 октября 1914 года наряду с матерью Сергея Есенина – она была записана как Татьяна Ясинина – отмечен некий Аким Есинкин.
Образование фамилий в Константинове, судя по метрическим книгам, шло тремя основными путями. Путь первый, преимущественный – образование фамилий от временной фамилии отца, то есть от имени деда. Таким образом пошли фамилии Титовых, Никитиных, Данилиных, Власовых, Евстратовых, Сафроновых, Ефремовых, Исаевых, Поликарповых и других. Путь второй. Некоторые, более известные в селе по прозвищам и свыкшиеся с ними, брали эти прозвища в качестве своих постоянных фамилий. Отсюда в Константинове Цыгановы, Гороховы, Морозовы,
Баланцовы, Заминовы, Солякины, Хрековы, Коноваловы, Вракины, Ежовы, Медведевы, Рыбкины, Комаровы, Силькины, Дорожкины, Кочетковы, Русаковы, Конькины, Хоботовы… Широкое распространение прозвищ издавна было особенностью Константинова, как, пожалуй, и всех других сел и деревень. Хлесткими прозвищами наделяют в Константинове до сих пор.
Существует и другое толкование прозвища Есениных. По широко распространенному в селе мнению, «монахами» Есениных стали называть из-за того, что Аграфена Панкратьевна из года в год пускала на постой монахов из монастыря Иоанна Богослова в Пощипове, что поблизости от Константинова. Собирая деньги на монастырские нужды, ходили они с иконой по окрестным деревням и селам. Аграфена Панкратьевна отводила им место внизу, в нижнем этаже дома, где сначала был амбар, а одно время и лавка, которая была прикрыты после того,
как Никите Осиповичу стало очевидно, что дела идут не так, как ему хотелось бы. … Монахи, которых пускала в нижнее помещение Аграфена Панкратьева, за неимением там окон, открывали на улицу ворота. Попивали за столом чаек из самовара и рассуждали, сколь раньше, когда не так была перенаселена деревня, жилось легче, сколь вольготнее, сколь щедрее были пожертвования…
Ну и, наконец, третий способ возникновения постоянных фамилий в Константинове в 1864-1870 годах. По нему были образованы константиновские фамилии: Федины, Тимохины, Ерошины. В их основе не полное имя – «Федор», «Тимофей», «Ерофей», а употребляемое в повседневном обиходе «Федя» или прозвище – «Тимоха», «Ероха». Сюда же можно отнести константиновские фамилии «Меркушкины», «Поликушкины», образованные от прозвищ – «Меркушка», «Поликушка». По-видимому, следуя именно этому пути, была образована фамилия «Есенькины»,
и как производная от нее и более благозвучная – «Есенины».
Источник: А.Д. Панфилов Есенькины – Ясенины – Сергей Есенин//Советская библиография. Научно-практический журнал №1 (239). М., январь-февраль 1990. С.108-113.
Значение фамилии Есенина: Женская форма фамилии Есенин. Есеня на Рязанщине, где и родился поэт, означало осень Есенний осенний. Вероятно, мирское имя ребенка, родившегося осенью. Не исключено также происхождение фамилии от производных форм имен Евсевий и Есип. См. Осипов На Руси существовало прозвище Есеня, впервые задокументированное в г. Происхождение фамилии Есенин: Русские фамилии.
Видели сон со значением фамилии Есенина? Узнайте толкование сна: Имя, фамилия, по имени, фамилии, Двор, где вы родились и выросли, Китель, форма, парадка, Поэт, Прозвище.
Число фамилии
Число фамилии девять (9) указывает на людей из мира богемы, служения высоким идеалам. Личность с фамилией Есенина посвящает свою жизнь поиску себя, порой мучительному, и раскрытию творческого потенциала. Не лишенные лидерских качеств, они нередко проявляют такие качества, как надменность, самолюбие, и ведут себя высокомерно, чем отпугивают и отталкивают от себя многих окружающих.
Значение букв
Смотрите также фонетический разбор фамилии Есенина.
Совместимые фамилии
Проверьте также совместимость других фамилий с фамилией Есенина.
Есенин фамилия что значит
Фамилия Есенин в одной трети случаев имеет русское происхождение, также существует небольшая вероятность что фамилия белорусского или украинского происхождения, примерно в четверти случаев фамилия произошла из языков народов России (бурятского, мордовского, татарского, башкирского, и др.), также возможно в 20% имеет еврейские корни, в 20% являются русифицированными вариантами латышских фамилий. Скорее всего эта фамилия происходит от прозвища, имени, или профессии дальнего предка её носителя, к тому же в большинстве случаев по мужской линии. Хотя нередки случаи когда фамилия Есенин происходит и по женской линии
Фамилия Есенин относится к типу не распространенной на пространстве России и ближнего зарубежья. В ссылающихся древних протоколах жители с этой фамилией были знатными людьми из славянского киевского дворянства в XVII-XVIII в., державших значительную государеву привелегию. Первые упоминания фамилии можно почерпнуть в реестре переписи населения Древней Руси во время царствования Ивана Грозного. У царя существовал определенный список уважаемых и красивых фамилий, которые даровались придворным в случае особого расположения или поощрения. В следствии чего настоящая фамилия донесла свое неповторимое обозначение и является уникальной..
Написание фамилии латиницей: ESENIN
Копирование материалов сайта возможно ТОЛЬКО с указанием прямой ссылки на данную страницу
Происхождение фамилии Есенкин | Информация о фамилии Есенко |
История фамилии Есенков | Тайна фамилии Есенов |
Исследование фамилии Есеновский | Значение фамилии Есеноманов |
Откуда пошла фамилия Есепкин | Фамильный род Есеповский |
Исследование фамилии Есетин | История происхождения фамилии Есехин |
Происхождение фамилии Есечкин | Информация о фамилии Есиава |
История фамилии Есиев | Тайна фамилии Есикин |
Исследование фамилии Есиков | Значение фамилии Есилевич |
Откуда пошла фамилия Есилевский | Фамильный род Есиленко |
Исследование фамилии Есимантовский | История происхождения фамилии Есин |
Зарегистрированные пользователи однофамильцы
Найдено 5 однофамильцев
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ГЕТМАНСКИЙ Э.Д. Диалог поколений (родословная роспись Сергея Есенина) (начало)
Эдуард Гетманский
Диалог поколений (родословная роспись Сергея Есенина)
(из коллекции книжных знаков Э. Д. Гетманского)
Древо рода Сергея Александровича Есенина по отцовской линии до 4-го колена включает в себя следующих предков: Герасим, Евстигней Герасимович, Клим Евстигнеевич, Иосиф Климентович (Осип Есенин «Ясень»), женатый на Варваре Стефановне. В 5-м колене в роду поэта по отцовской линии был его дед — Есенин Никита Осипович (Иосифович) (1843-1885), женатый на Аграфене Панкратьевне (в девичестве Артюхина) (1855-1908). В 6-м колене в есенинской родословной значится отец поэта — Есенин Александр Никитич (1873–1931), женатый на Татьяне Фёдоровне (в девичестве Титова) (1875–1955). От этого брака родился в 1895 году Сергей Александрович Есенин (7-е колено рода Есениных). По материнской линии поэта известен только его дедушка — Титов Федор Андреевич (1845–1927) и его бабушка Титова Наталья Евтихиевна (в девичестве Памфилова) (1846–1911). Тульский художник Владимир Николаевич Чекарьков нарисовал в юбилейном есенинском 2015 году книжный знак для Эдуарда Гетманского, где изобразил ближайших родственников Сергея Есенина, дедушку и бабушку Титовых, включая родителей, сестёр и сводного брата.
На экслибрисе приведены строки стихотворения 17-летнего Сергея Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила…»:
Родился я с песнями
В травном одеяле.
Зори меня вешние
в радугу свивали
К сожалению, не удалось найти фотографий дедушки и бабушки поэта со стороны Есениных, вообще о них информация крайне скудная, но с них начинается моё эссе.
ЕСЕНИНЫ Никита Осипович и Аграфена Панкратьевна (дедушка и бабушка по отцу) — «Монах» и «Груша-монашка»
Дедушка Сергея Есенина по отцу Никита Осипович Есенин (1843–1885) в молодости хотел уйти в монастырь, за что он и все его потомство получили кличку «монахи» и «монашки». По другой версии прозвище «монах» он получил, потому что поздно, только в 27 лет женился, взяв в жёны молодую 16-летнюю Аграфену Панкратовну Артюшину, которая потом по мужу прозывалась «Грушей-монашкой». Старшая сестра поэта Екатерина Александровна говорила, что до самой школы она не знала, что их фамилия Есенины. Дедушка поэта много лет был сельским старостой, умел писать всякие прошения, пользовался в селе большим уважением как трезвый и умный человек. Никиту Осиповича отличали набожность и хозяйственность, эти сильные стороны его характера унаследовали его сыновья и дочери. После смерти Никиты Осиповича на 42 году жизни, Аграфена Панкратьевна осталась одна с малолетними детьми. Бабушка поэта по отцу Аграфена Панкратьевна Есенина (в девичестве Артюшина) (1855–1908) в 1871 году в возрасте 16 лет вышла замуж. Она постоянно давала приют странникам, богомольцам. Очень любила петь. После смерти в 1887 году мужа Аграфена Панкратьевна осталась одна с малолетними детьми. Основным доходом семьи стала сдача дома в аренду художникам, работавшим в константиновской церкви, и монахам, ходившим по деревням с чудотворными иконами. Подрабатывала она также при выполнении обряда причитания по покойникам.
При рождении Сергея Есенина Аграфена Панкратьевна была против присвоения ему этого имени. Причина этого крылась в том, что её соседом был некий Сергей по прозвищу «кулак», которого она ненавидела. Она опасалась того, что её внук, получив такое же имя, как ненавистный ей сосед Сергей будет иметь с ним сходство. Свои опасения она высказала константиновскому священнику Иоанну Смирнову. Он заверил бабушку, что её внук вырастит хорошим и добрым человеком и никакого сходства с её соседом иметь не будет. Есенин крещен в церкви Казанской иконы Божией Матери села Константиново и наречен Сергеем в честь Преподобного Сергия Радонежского. Восприемники: крестный отец — воспитанник Рязанской духовной семинарии 4-го класса Дмитрий Орлов, крестная мать — крестьянка Евдокия Ивановна Титова, жена Ивана Федоровича, старшего сына Ф.А. Титова. Таинство крещения совершили священник Иоанн Смирнов, диакон Трофим Успенский, псаломщик Николай Орлин.
Аграфена Панкратьевна по мнению близко знавших её людей была «безупречно нравственной, самоотверженной и трудолюбивой женщиной». Серёжа после рождения жил вместе с мамой в семье бабушки Аграфены Пакратьевны. Семейные отношения родителей Серёжи были сложными, но бабушка Аграфена пыталась содействовать их примирению. Прошло всего три года, его мать из-за разлада с отцом и конфликта со свекровью, ушла из её семьи вместе с сыном Сергеем к свои родителям. Незадолго перед смертью свою заботу о снохе и внуках Аграфена Панкратьевна проявила при разделе недвижимого имущества. Она оставила в своем доме нелюбимую сноху Татьяну, которая отличалась вздорным характером, и ее двоих детей, а сына Ивана Никитича и любимую сноху Софью Яковлевну (Сафронова) с детьми поселила в маленькой избушке. Умерла Аграфена Панкратьевна 16 октября 1908 года. Как это ни странно Сергей Есенин в своих произведениях ни разу не обмолвился о своей бабушке Аграфене Панкратьевне Есениной. Вероятно, это связано с тем, что он у этой бабушки жил до трёх лет и его детская память не сохранила её образ. После скандального ухода матери Татьяны Фёдоровны из дома бабушки к Титовым Серёжа с бабушкой Аграфеной Панкратьевной не общался.
ТИТОВ Федор Андреевич (дедушка по матери) — «Умственный мужик»
Дедушка Сергея Есенина по материнской линии Федор Андреевич Титов (1845-1927) был известен в селе Константиново. Многие сельчане занимались отхожими промыслами. С началом весны почти половина мужского населения села уходила на заработки в Петербург. Многие из них нанимались рабочими на плоты или на баржи и плавали до глубокой осени. Потом они объединились в артель, где каждый её член стал сам себе хозяином, приобретя собственную баржу. У Фёдора Андреевича Титова было четыре баржи, нанимал рабочих, он был удачлив, дом его был полной чашей, большая его семья, жили в достатке, семья была зажиточной. Сергей Есенин о своём детстве писал: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду». По настоянию деда Серёжа рано начал одолевать грамоту по церковным книгам. Дед и бабушка оставили внука у себя, а дочь Татьяну — мать маленького Серёжи отправили в Рязань добывать хлеб себе и сыну, за которого приказал ей присылать три рубля в месяц. В семье деда Сергей Есенин жил и воспитывался 12 детских лет. По воспоминаниям его внучки Екатерины Есениной, дед был «умен в беседе, весел в пиру и сердит в гневе, дедушка умел нравиться людям. Он был недурен собой, имел хороший рост, серые задумчивые глаза, русый волос и сохранил до глубокой старости опрятность одежды». По свидетельству родных поэта, многие черты характера Сергей Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного. Федор Андреевич Титов был человеком с большим размахом, любил повеселиться и погулять. Вернувшись в село с заработков из столицы, он устраивал гулянье на несколько дней. Ведрами выставлялось вино, село пило и веселилось. Неделю не смолкали в Константиново песни, пляски игра на гармонях. Погуляв от души, Титов начинал подсчитывать каждую копейку. В благодарение Богу за удачный промысел в Петербурге он установил перед домом часовенку. Историк русской поэзии, библиограф и книговед И.Н. Розанов запишет в 1921 году со слов Сергея Есенина: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, «умственный мужик»…». Дед Федор Андреевич пытался учить внука читать и рассказывал ему притчи из Священного Писания. Дед мальчика был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье. Большое влияние на поэта, оказали иконы, бывшие в доме деда, их «было десять икон в два ряда во весь угол». Среди них были — Казанская Божья Матерь, Тихвинская Божья Матерь, Николай Угодник-чудотворец, Неопалимая Купина, Серафим угодник, Иверская Божья Матерь. Иконописные образы, вошедшие в жизнь Есенина в детстве, стали героями его произведений. Дед часто напевал маленькому Серёже народные песни. Друзья поэта вспоминали: «Он заставлял петь всех приходящих к нему. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — грустную, задорную, старинную, современную». В народных сказаниях, поговорках, загадках таилось для молодого поэта неисчерпаемое богатство образов, сюжетов, оборотов речи. Среди сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
Дед хотел, чтобы внук рос здоровым и мог защитить себя. Сергей вспоминал о деде: «За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Одно из первых своих стихотворений «Дед» начинающий поэт посвятил дедушке Фёдору Андреевичу Титову:
Сухлым войлоком по стёжкам
Разрыхлел в траве помет,
У гумен к репейным брошкам
Липнет муший хоровод.
Старый дед, согнувши спину,
Чистит вытоптанный ток
И подонную мякину
Загребает в уголок.
Щурясь к облачному глазу,
Подсекает он лопух.
Роет скрябкою по пазу
От дождей обходный круг.
Черепки в огне червонца.
Дед — как в жамковой слюде,
И играет зайчик солнца
В рыжеватой бороде.
О деде Сергей Есенин говорил и в своем стихотворении «Пантократор» (1919):
В вихре снится сонм умерших,
Молоко дымящий сад.
Вижу, дед мой тянет вершей
Солнце с полдня на закат.
Отче, отче, ты ли внука
Услыхал в сей скорбный срок?
Знать, недаром в сердце мукал
Издыхающий телок.
Образ деда выведен и в других есенинских произведениях. 1 января 1924 года в «Предисловии» С. Есенин писал: «На ранних стихах моих сказалось весьма сильное влияние моего деда. Он с трех лет вдалбливал мне в голову старую патриархальную церковную культуру». С. Есенин ошибочно причислял своего деда к старообрядцам. 1 июня 1924 года в опубликованном стихотворении «Возвращение на родину» Сергей Есенин рассказал о встрече со своим дедом, который был недоволен проводимой в селе борьбой против религии.
В декабре 1924 года в Батуми С. Есенин написал «Письмо деду»:
Покинул я
Родимое жилище.
Голубчик! Дедушка!
Я вновь к тебе пишу…
У вас под окнами
Теперь метели свищут,
И в дымовой трубе
Протяжный вой и шум,
Как будто сто чертей
Залезло на чердак.
А ты всю ночь не спишь
И дрыгаешь ногою.
И хочется тебе
Накинуть свой пиджак,
Пойти туда,
Избить всех кочергою.
Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить: «Достойно есть»
И с «Отче» «Символ веры».
Хорошего коня пасут.
Отборный корм
Ему любви порука.
И, самого себя
Призвав на суд,
Тому же самому
Ты обучать стал внука.
Но внук учебы этой
Не постиг
И, к горечи твоей,
Ушел в страну чужую.
По-твоему, теперь
Бродягою брожу я,
Слагая в помыслах
Ненужный глупый стих.
Ты говоришь:
Что у тебя украли,
Что я дурак,
А город — плут и мот.
Но только, дедушка,
Едва ли так, едва ли,—
Плохую лошадь
Вор не уведет.
Плохую лошадь
Со двора не сгонишь,
Но тот, кто хочет
Знать другую гладь,
Тот скажет:
Чтоб не сгнить в затоне,
Страну родную
Нужно покидать.
Вот я и кинул.
Я в стране далекой.
Весна.
Здесь розы больше кулака.
И я твоей
Судьбине одинокой
Привет их теплый
Шлю издалека.
Теперь метель
Вовсю свистит в Рязани,
А у тебя —
Меня увидеть зуд.
Но ты ведь знаешь —
Никакие сани
Тебя сюда
Ко мне не завезут.
Я знаю —
Ты б приехал к розам,
К теплу.
Да только вот беда:
Твое проклятье
Силе паровоза
Тебя навек
Не сдвинет никуда.
А если я помру?
Ты слышишь, дедушка?
Помру я?
Ты сядешь или нет в вагон,
Чтобы присутствовать
На свадьбе похорон
И спеть в последнюю
Печаль мне «аллилуйя»?
Тогда садись, старик.
Садись без слез,
Доверься ты
Стальной кобыле.
Ах, что за лошадь,
Что за лошадь паровоз!
Ее, наверное,
В Германии купили.
Чугунный рот ее
Привык к огню,
И дым над ней, как грива, —
Черен, густ и четок.
Такую б гриву
Нашему коню, —
То сколько б вышло
Разных швабр и щеток!
Я знаю —
Время даже камень крошит…
И ты, старик,
Когда-нибудь поймешь,
Что, даже лучшую
Впрягая в сани лошадь,
В далекий край
Лишь кости привезешь…
Поймешь и то,
Что я ушел недаром
Туда, где бег
Быстрее, чем полет.
В стране, объятой вьюгой
И пожаром,
Плохую лошадь
Вор не уведет.
В стихотворении «Мой путь» (1925) поэт писал о своём деде Фёдоре Андреевиче:
Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну, а если тянет —
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».
Вскоре в семье Ф.А. Титова начались трудные дни. Две его баржи сгорели в пожаре, а две другие утонули во время половодья. Пришлось Ф.А. Титову выполнять различные работы: перевозить барское сено, косить и обмолачивать рожь. С глубокой печалью Ф.А. Титов узнал о смерти внука. На похороны выехать не мог по старости. Литературовед А.Г. Цейтлин писал в статье «На родине Сергея Есенина» («Красная нива», 1926, № 8): «На печке в избе Есениных лежит его дед, глухой старик восьмидесяти с лишком лет. Высокий лоб его почти не имеет морщин, волосы далеко ещё не седы. Но горе свело его щёки, глаза провалились внутрь, глубокие морщины появились у рта. Деду мы обязаны воспитанием Сергея. Он был в деревне одним из самых близких людей. Когда мы прощались с ним, старик с горестью произнес: «Пожалейте нас — мы теперь без Сережи». В июле 1926 года комитет по увековечиванию памяти Сергея Есенина оказал материальную помощь Ф.А. Титову, за что тот в письме 16 июля 1926 года выразил благодарность. В этом же письме писал, что Сергея Есенина он воспитывал не 6 лет, как это утверждал в статье В. Наседкин, а 12 лет, «чем могут подтвердить ближайшие соседи».
ТИТОВА Наталья Евтихиевна (бабушка по матери) — «Бабушка любила меня изо всей мочи»
Бабушка Сергея Есенина Титова Наталья Евтихиевна (Евтеевна) (в девичестве Памфилова) (1846–1911) родилась в селе Константиново Рязанской губернии. В 13 летнем возрасте осталась сиротой, несколько лет жила в семье своей старшей сестры Пелагеи Кверденевой. В шестнадцатилетнем возрасте стала женой своего односельчанина Федора Андреевича Титова. Внучка Александра Есенина писала: «Совершенно иной жизнью в нашей семье жила бабушка Наталья. Она была человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Была она набожна и любила ходить по церквам и монастырям». Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством. Бабушка Наталья была женщиной кроткой и набожной, внука любила и берегла. Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении. Есенин рассказал историку русской поэзии И.П. Розанову в 1921 году: «…в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи… Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности её не было границ». В автобиографии 1923 года Сергей Есенин писал: «Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Свои первые воспоминания поэт относил к трем-четырем годам. «Помню лес, канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас в верстах 40. И, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст». В пять лет Серёжа научился читать. Поэт вспоминал: «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах. Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах». Особенно приобщился мальчик к литературе с девяти лет, когда поступил в Константиновское земское четырёхгодичное училище. В доме Титовых, слушая бабушкины сказки, мальчик начинал фантазировать. «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Живя в доме бабушки и деда, Есенин начинает слагать стихотворные строки, учится думать и говорить стихами. Поэт отмечал, что: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет». Бабушка была самым близким человеком Сергею Есенину. В автобиографии 14 мая 1922 года поэт вспоминал «Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтобы я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним вёрст пешком. Дома выругали и отвезли обратно». Вероятно, начинающий поэт, читал любимой бабушке свои первые стихотворения, датированные 1910 годом, «Вот уж вечер. Роса…», «Там, где капустные грядки…» или «Сыплет черёмуха снегом…»:
«Вот уж вечер. Роса»
Вот уж вечор. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой.
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
«Там, где капустные грядки»
«Сыплет черёмуха снегом»
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
А может быть, любимая бабушка слышала замечательное стихотворение её любимого внука Серёжи «Хороша была Танюша» (1911), посвящённое трагической истории любви девушки, которая погибла от рук возлюбленного:
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась её коса.
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
Не кукушки загрустили — плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
Алым венчиком кровинки запеклися на челе, —
Хороша была Танюша, краше не было в селе.
Скончалась Наталья Евтихиевна, когда Сергею Есенину было 16 лет. После её смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным. Именно тогда он решил перебраться в Москву и стать поэтом. Мечта осуществилась и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение, основанное на ранних детских воспоминаниях, «Бабушкины сказки»:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
ЕСЕНИН Александр Никитич (отец) — «Не останется, пуповина здесь зарыта…»
Отец Сергея Есенина Александр Никитич Есенин (1873–1931) родился в состоятельной крестьянской семье в рязанском селе Константиново. Здесь Александр Есенин был известен как серьезный, скромный, тихий, работящий парень. Он получил начальное сельское трехклассное образование. Сергей Есенин писал в 1925 году: «У меня отец крестьянин, ну а я крестьянский сын». Александр Никитич, был по происхождению действительно крестьянином, но на земле никогда не работал. Старшая дочь Екатерина писала об отце: «Отец наш, Александр Никитич Есенин, мальчиком пел в церковном хоре. У него был прекрасный дискант. По всей округе возили его к богатым на свадьбы и похороны. Когда ему исполнилось двенадцать лет, бабушке предложили отдать его в рязанский собор певчим, но он не согласился, и вместо собора его отправили в Москву в мясную лавку «мальчиком». Через шесть лет отец наш стал мясником. Он работал старшим приказчиком в мясной лавке на улице Щипок, а жил он недалеко от места работы в Большом Строченовском переулке, 24, в доме Крылова, в общежитии «холостых приказчиков». Ему было восемнадцать лет, когда он приехал в село жениться. В 1891 году Александр Никитич Есенин женился на 17-летней Татьяне Федоровне Титовой. После свадьбы молодой супруг вернулся работать в Москву, оставив жену в доме своей матери. В 1894 году родился первенец Пётр, но умер в том же году. 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда и Рязанской губернии у них родился сын Сергей Александрович Есенин. И после рождения Сергея отец продолжал жить в Москве, присылая деньги матери, изредка приезжая в Константиново. Это приводит к семейному конфликту. Мать оставляет маленького Серёжу на попечение своих родителей и уходит в Рязань на заработки. Там она 22 октября 1903 года родила вне брака сына Александра Разгуляева. Муж не дал ей развода, более того простил и вернул беспутную жену в лоно семьи. Этот поступок, униженного в глазах сельчан, мужа отметил Н.И. Титов: «В селе не было подобных примеров, чтобы оскорбленный муж простил своей жене. Александр же Никитич простил Татьяну Федоровну. Он даже не побил ее». В 1906 году родители Сергея Есенина помирились. Примирению способствовала мать А.Н. Есенина Аграфена Панкратьевна. Отец Сергея отказался отправлять подросшего сына на заработки, решив дать ему школьное образование. Сын своими школьными успехами радовал отца, его похвальный лист об окончании земского училища Александр Никитич повесил в доме на самом видном месте. В конце июля 1912 года Сергей Есенин переезжает в Москву, временно поселяется у отца, и начинает служить конторщиком у Н.В. Крылова, но работа ему не понравилась и он оставляет ее, устроившись на службу в книготорговое товарищество «Культура». Отказ Сергея поступать в учительский институт приводит к разрыву с отцом. Об этом он пишет в ноябре 1912 года спас-клепиковскому другу Грише Панфилову: «С отцом шла неприятность. Теперь на квартиру к нему я хожу редко. Он мне сказал, что у них «мне нечего делать». Отец безуспешно пытался подчинить сына своей воле, их отношения окончательно испортились, о чём он пишет в письме Грише Панфилову: «Была великая распря! Отец всё у меня отнял, так как я до сих пор еще с ним не помирился. Я, конечно, не стал с ним скандалить, отдал ему всё, но сам остался в безвыходном положении. Особенно душило меня безденежье…». Скоро материальное положение Сергея улучшилось, благодаря тому, что он стал работать в типографии книжного издательства Сытина. Появились и первые публикации стихотворений. Получив впервые в начале 1914 года деньги за стихи, напечатанные в журнале, Есенин принес их отцу. По этому поводу вспоминает друг юности Сергея Есенина Николай Сардановский: «Свой первый гонорар, кажется, около трех рублей, Сергей целиком отдал отцу, о чем у нас с ним был специальный обмен мнений. Насколько я Сергея понял, на эти деньги он смотрел не как на обычный заработок, а как на нечто высшее, достойное лучшего применения. Отдать эти деньги отцу, по его словам, надо было для того, чтобы оттенить священность этих денег для поэта, кроме того, отдавая первый гонорар отцу, Сергей хотел расположить отца в сторону своих литературных занятий». Удалось это сделать Есенину, правда, позднее. Отношения с отцом постепенно нормализовались. Александр Никитич неодобрительно относился к литературным занятиям сына, но потом убедился в том, что изменить что-либо он не в силах, а когда узнал о его известности, стал относиться к профессии сына с уважением. Когда Сергей Есенин в 1916 году проходил службу в армии Александр Никитич заболел и в рязанском госпитале встретился с отцом своего лучшего друга Гриши Панфилова. Об этом Сергей отписал матери: «Отец мне недавно прислал письмо, в котором пишет, что он лежит рядом с отцом Гриши Панфилова. Для меня это какой-то перст указующий заколдованного круга». В дальнейшем отец и сын встречались не часто, но Александр Никитич всегда беспокоился за сына во время долгой разлуки. 3 ноября 1917 года он писал сыну: «Очень болит сердце о тебе, Сережа… Очень что-то сердце неспокойно, еще потому, что на днях я видел во сне своего отца, который очень тобой любовался. Ради Бога, пришли ответ поскорей». Не получив ответа, Александр Никитич 17 декабря 1917 года вновь пишет сыну: «Сережа! Я послал тебе письмо и просил тебя прислать мне ответ, но я почему-то до сих пор не получаю от тебя письма, что меня сильно беспокоит». Сергей Есенин с большим уважением относился к отцу. Это единодушно отмечали родные и близкие поэта. Его младшая дочь писала: «Он любил отца и не раз с глубоким сочувствием говорил мне о трудной отцовской жизни». Николай Сардановский, часто встречавшийся в 1912-1914 годах в Москве с Сергеем Есениным вспоминал: «Даже в периоды полного разлада Есенина с отцом мне приходилось слышать о нем от Сергея восторженные отзывы. По его словам выходило, что папаша его и красавцем был в молодости, и очень умен, и необычайно интересен как собеседник». С годами Сергей Есенин все больше чувствовал, как нелегко складывалась жизнь его отца, сколько унижений, невзгод выпало на его долю. Здоровье отца ухудшалось, это очень беспокоило Сергея. В одном из своих писем литературный критику, издателю и мемуаристу Иерониму Ясинскому он писал: «Мне сейчас очень важно заработать лишнюю десятку для семьи, которая по болезни отца чуть не голодает». Отец страдал астмой, часто побаливало сердце, доктор прописал ему уехать из Москвы и жить в деревне. Но Александр Никитич не был приспособлен к крестьянскому труду, на селе приживался с трудом. Его жена Татьяна Фёдоровна рассказывала: «Отец Сергея (Александр Никитич) совсем не годился для крестьянского дела. Лошадь как следует запрячь не мог. Любил помечтать, посидеть. В город уехал именно потому, что не ладилось у него крестьянское дело». Об этом же писала об отце его младшая дочь Александра Есенина: «Нелегко ему было в деревне. Прожив всю жизнь в городе, приезжая домой только в отпуск, он не знал крестьянской работы, а привыкать к ней в его возрасте было уже нелегко. Отец наш был худощавый, среднего роста. Светлые волосы и небольшая рыжеватая борода были аккуратно подстрижены и причесаны. В голубых выразительных глазах отца всегда можно было прочитать его настроение. Он не был ласков, редко уделял нам внимание, разговаривал с нами, как со взрослыми, и не допускал никаких непослушаний. Но зато, когда у отца было хорошее настроение и он улыбался, то глаза его становились какими-то теплыми и в их уголках собирались лучеобразные морщинки. Улыбка отца была заражающей. Посмотришь на него — и невольно становится весело и тебе. Иногда отец пел. Он обладал хорошим слухом, и мальчиком лет двенадцати пел дисконтом в церковном хоре на клиросе. Теперь у отца был слабый, но очень приятный тенор. Больше всего я любила слушать, когда он пел песню «Паша, ангел непорочный, не ропщи на жребий свой…». Сергей Есенин использовал её слова в «Поэме о 36». В песне поется:
Может статься и случиться,
Что достану я киркой,
Дочь носить будет сережки,
На ручке перстень золотой…
У поэта эти слова вылились в следующие строки:
Может случиться
С тобой
То, что достанешь
Киркой,
Дочь твоя там,
Вдалеке,
Будет на левой
Руке
Перстень носить
Золотой.
ЕСЕНИНА Татьяна Фёдоровна (мать) — «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»
В 1914 году Сергей Есенин написал стихотворение «В хате», где описывает деревенский быт, предметы в хате, обычную жизнь крестьян, говорит о матери, отмечая насколько тяжела была работа крестьянки.
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
В 1916 Сергей Есенин был призван на военную службу. Но, благодаря покровительству петроградских друзей, он был определен санитаром в полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, в дальнейшем служил в лазарете № 17 для раненых воинов там же, в Царском Селе. Оттуда он писал матери: «Дорогая мамаша, свяжи, пожалуйста, мне чулки шерстяные и обшей по пяткам. Здесь в городе не достать таких. Пришли мне закрытое письмо и пропиши, что с Шуркой и как учится Катька… Пока жизнь моя течет по-старому, только все простужаюсь часто и кашляю. По примеру твоему натираюсь камфарой и кутаюсь. Сергей Есенин». Татьяна Федоровна беспокоилась о здоровье мужа, с которым долгие годы фактически жила врозь, она поручила старшей дочери Екатерине: «Последний раз съезди и скажи отцу, чтобы ехал домой. Как-нибудь проживем. Люди-то живут». Муж был неприспособлен к крестьянской жизни, все тяготы быта несла на своих плечах Татьяна Федоровна. Помогали ей дочери, которых она держала в строгости и приучила к тяжелому крестьянскому труду. Младшая дочь Александра вспоминала: «Мать наша, прожившая почти всю жизнь в деревне, всегда занятая домашними делами, не могла понять, как можно сидеть вот так без дела и о чем-то думать». Татьяна Федоровна была отзывчивым на чужое горе человеком. Всегда помогала сиротам и нищим, в годы гражданской войны она не боялась оказывать помощь заболевшим тифом или холерой. Дети считали, что за ее доброту, их минула беда — в семье Есениных никто не заболел в те годы. Покинув родное село Константиново и, обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращается в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине и о своей матери в те моменты, когда на душе было особенно тоскливо. Об этом он говорит в стихотворении 1917 года «Разбуди меня завтра рано»:
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
В жизни Есенина были периоды тяжелых потрясений, глубоких душевных кризисов, когда жизненные противоречия казались ему неразрешимыми. Очевидно, один из таких моментов продиктовал поэту нежное обращение к самому родному и близкому человеку — маме. В 1924 году, после 8-летней разлуки Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери»:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.