есенин я ль виноват что я поэт

Внеклассное мероприятие о творчестве Есенина «Я ль виноват, что я поэт»

Провела библиотекарь Асановской сш Мари Л.Г.

Есенинский вечер «Я ль виноват, что я поэт…»

Расширить знания о творчестве С. А. Есенина.

Развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению, актёрских качеств у детей.

Формировать умение творчески применять знания, развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.

Воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке.

Место проведения: актовый зал школы.

Форма проведения : литературный вечер

эпиграф “ Я ль виноват, что я поэт …”

Ведущий : Тоскуют, тоскуют березы,

Осенним исходят дождем

И желтые листья, как слезы,

Роняют и ночью и днем

Дрожат от мороза под утро,

И вдруг замирают в забвенье,

И шепчут тоскливо кому-то:

«Есенин, Есенин, Есенин»

— Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня я вас пригласила в литературную гостиную, чтобы поговорить о жизни и творчестве известного русского поэта С.А.Есенина. 119 лет тому назад

3 октября в деревеньке Константиново, в крестьянской семье родился будущий поэт – певец и гордость русского народа.

— У каждого человека в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Многим дорога поэзия Есенина, у каждого свое восприятие его творчества.

— Всякий раз обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно ты прикоснулся к живой красоте его родных мест. Старинное русское село Константиново… Неоглядные дали, а над тобой такой бездонный голубой небесный купол.

Не случайно, всякий раз, когда поэту было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов.

— Творчество С.Есенина велико и многогранно.

— О чем писал Есенин? Главные темы его творчества?

Основными темами лирики Есенина были деревня, родная природа, Русь, о животных.

Но почему-то, вспоминая имя С.Есенина, хочется говорить о любви…Сердце поэта было настолько глубоко и необъятно, что могло вместить в себя такое огромное чувство как любовь.

— Ребята, а какую любовь знаете вы? (Ответы детей)

— Да, действительно, это и любовь к родине, к России, к женщине, к матери.

Мать в стихах Есенина – это не только до слез дорогой человек, это всегда светлый образ душевного спокойствия, тихой радости. Это стихотворение – как бы сама собою изливающаяся нежность. В нем сыновнее чувство, и время, минувшее со дня последней встречи матери с сыном, и пространство, их разделяющее, и бедность ее жилища, и конечно переживания матери за сына.

Прослушивание стихотворения «Письмо к матери»

Ведущий: Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание. В чистые и нежные тона окрашивается любовная лирика. Чувство любви воспринимается им как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.

— Говоря о любовной лирике Есенина, невозможно не вспомнить “Письмо к женщине”

— Как вы считаете, к кому могли быть обращены эти строки? (Ответы)

Эти строки были посвящены его первой официальной жене Зинаиде Райх, с которой они прожили 3 года, от этого брака у них родилось 2 детей (Таня и Костя). Она была красивой женщиной, любила веселую жизнь, дорогие наряды. Вокруг нее всегда крутились поклонники. Есенин же требовал от жены верности и послушания, к тому же он не мог дать ей желаемого материального благосостояния, и вскоре они расстались. Причину этого брака Есенин объяснил в стихотворении “Письмо к женщине”.

(чтение стихотворения “Письмо к женщине”).

Ведущий : А сейчас давайте поближе познакомимся с жизнью и творчеством поэта.

В 1915 году Есенин приезжает в Петербург, чтобы познакомиться с А.Блоком, и показать ему свои стихи. Сергей очень надеялся, что Блок возьмет его к себе в подмастерья, научит «лиричности», поставит правильно голос, поможет преодолеть застенчивость. Блок принял поэта вежливо, выслушал его, но сам в жизни молодого Есенина участия не принял, он знакомит его с поэтом и художником Сергеем Городецким, который и ввел Есенина в литературный круг Петербурга).

(Отрывок фильма «Есенин» приезд в Петербург).

(Отрывок фильма приезд в Константиново)

Ведущий: Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк

Я искал в этой женщине счастья

А нечаянно гибель нашел

Ведущий: В 1921 году Айседора приехала в Москву, по приглашению наркома просвещения Луначарского. Она намеревалась не только давать концерты, но и хотела открыть в Москве школу танца, чтобы обучать по новой методике советских детей. Айседора Дункан была человеком искусства и человеком идей, презиравшим деньги и обеспеченную жизнь. Можно с уверенностью сказать, что у Есенина и Айседоры было много общего: артистизм, размах, смелость, щедрость души.

Но Есенин не мог долго находиться за границей. Чувство патриотизма, гордость от сознания, что он, Есенин, сын великой страны, строящей социализм, ярко вспыхнули в нем.

Неукротимая потребность в творчестве, в родине, в Руси перешла во все нарастающий конфликт даже с любовью к Дункан. И Есенин, порвав все связи, вернулся, в Москву в августе 1923 года. Почти 3 года продлился их бурный роман. Айседора пережила своего мужа Есенина на 2 года в 1927 году она погибла.

В 20 годы литературная жизнь Москвы била ключом. В жгучих спорах рождалась новая, советская литература. Но рождалась она в обстановке голода, лишений, разрухи, гражданской войны.

Не хватало бумаги. Стихи печатались на серой, иногда оберточной бумаге, очень малыми тиражами.

Центрами литературной жизни становились маленькие клубы, столовые, кафе, где можно было выпить чаю и увидеть модную знаменитость, услышать новые стихи.

Есенина можно было встретить в « Кафе поэтов» на Тверской улице. А затем было открыто новое кафе « Стойло Пегаса», где поэт участвовал в дружеских попойках, хотя раньше не прикасался к спиртному и не любил пьяных компаний. Все это пагубным образом отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, скандалиста:

Я московский озорной гуляка.

По всему Тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Так возник цикл стихов с характерным названием «Москва кабацкая».

Стихи этого цикла отличаются вульгарной фразеологией.

Однообразные мотивы пьяной удали, сменялись смертельной тоской,- все это свидетельствовало о заметных утратах в художественном творчестве. Не стало в ней радуги красок, которой отличались его прежние стихи. Им на смену пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемого глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков.

Есенин стремился вырваться из гнилой атмосферы поэтических кабаков. Но этому мешали его бытовая неустроенность, мягкость характера, а более – назойливые домогания непрошенных друзей. Поэт пытался сменить жильё, но всюду его настигали любители шумных и не всегда трезвых компаний.

Это отравляло душу и мешало работать. И Есенин решил исчезнуть, хотя бы на время.

(Песня Малинина «Мне осталась одна забава…)

Ведущий: Всего себя, свою жизнь, весь свой дар Есенин отдавал людям. Есенин чувствовал, что молодость прошла, пути в прошлое нет, и он когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел.

27 декабря 1925 года Сергей Есенин ушел из жизни.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

— У великих поэтов одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. Все, о чем писал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее. Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *