если 40 дней выпадает на понедельник что делать
Если 40 дней выпадает на понедельник что делать
Традиционно на Руси принято отмечать девятый и сороковой день со дня смерти. С этими поминальными датами связан ряд обычаев и запретов.
Почему отмечают девять и сорок дней?
Православные каноны утверждают, что с третьего по девятый день со дня смерти душа усопшего все еще находится в этом мире, но с девятого по сороковой день она «уходит» все дальше, испытывая «мытарства» по пути на тот свет. В эти дни необходимо молиться за умершего, чтобы он обрел место в раю. Именно поэтому русские устраивают поминки на девять и сорок дней. Что же запрещается делать в связи с этим?
Нельзя «сдвигать» дату
Девятый и сороковой день отмечаются со дня смерти. То есть, если человек умер, к примеру, 8-го числа, то это будет первым днем. Девятый день наступит 16-го, а сороковой – 16 или 17 числа следующего месяца.
Обязательно в этот день помолиться за усопшего в храме, провести панихиду. А вот устраивать застолье можно и раньше, и позже, если обстоятельства мешают провести его именно в этот день.
Нельзя звать гостей на поминки
Поминки на девятый и сороковой день называются «незваными». На них люди собираются сами. На девять дней собираются в основном самые близкие – родственники и друзья. На сорок могут прийти соседи, коллеги, знакомые. Можно оповестить людей о времени и месте поминок, но не следует говорить, что вы их приглашаете.
Нельзя проводить поминки прямо на кладбище
На девятый и сороковой день можно сходить на кладбище и помолиться на могиле усопшего. А вот поминать его прямо у могилы или оставлять на ней прикрытую хлебом стопку водки, как делают некоторые, против христианских канонов.
Не рекомендуется проводить поминки в пост
Если девятый или сороковой день выпали на будни по время Великого поста, их принято переносить на субботу или воскресенье. Желательно, чтобы стол также был постным.
На девятый день стол должен быть скромным
На девять дней не принято ставить на стол много блюд: считается, что это отвлекает близких от молитв и воспоминаний об усопшем. На сорок дней стол можно сделать более обильным.
Нельзя приходить на поминки нарядно одетыми
Церковь рекомендует одеваться на поминки строго и без лишней вычурности. Желательно, чтобы женщины убрали волосы под платки. По крайней мере это касается близких родственниц покойного. Не следует ради поминок покупать новое платье, посещать парикмахерскую. Это светские дела, которые не имеют отношения к душе умершего человека. Если умерший – ваш близкий, то вплоть до сорокового дня лучше вообще воздержаться от любых светских мероприятий или празднований. Это дни траура.
Нельзя веселиться
Даже если человек скончался от старости и кончина его в общем-то была ожидаемой, не стоит во время поминок смеяться и петь песни. Люди собираются, чтобы помолиться за усопшего и вспомнить о нем.
Нельзя браниться и сквернословить
Это будет просто неуважением к памяти покойного, даже если брань и сквернословие обращены не к нему.
Нельзя говорить о покойном плохо
«О мертвых – либо хорошо, либо ничего». Эта поговорка действительна и для упомянутых дат. Присутствующие на поминках должны вспомнить о покойнике все хорошее, что они о нем знают. О негативных привычках и чертах характера покойного вспоминать нельзя – тогда его душа вместо рая может попасть в ад.
Нельзя употреблять алкоголь
По крайней мере верующим людям это не рекомендуется. Считается, что спиртное помешает адекватному отношению к смерти, воспоминаниям об умершем. Если все-таки ставить на стол спиртное, его количество должно быть минимальным.
Нельзя выбрасывать продукты
Если после поминок остались лишние продукты и есть их некому, то лучше раздать их нищим. Выбрасывать пищу, оставшуюся после поминания усопшего, является грехом.
40 дней после смерти
Приблизительное время чтения: 29 мин.
Для Бога один день как тысяча лет, и наше время относительно: мы знаем, что в вечности, для умершего, времени не существует. 40 дней важны для нас, живых, в первую очередь как некий ориентир, чтобы мы находясь здесь, на земле, молились за новопреставленного. Поскольку и от нас, его близких, от нашей любви и милосердия зависит, какой будет для усопшего наступающая вечность.
В течение 40 дней все, кому дорог новопреставленный, призваны с особым вниманием относится к своей собственной жизни: стараться воздерживаться не только от греховных поступков, но и от недобрых намерений, праздных впечатлений. Но у каждого из нас своя мера, в том числе и молитвы. Безусловно, православные христиане ежедневно стараются идти за Христом, но в течение 40 дней после смерти мы отвечаем уже не только за себя. Неужели возможно уйти от необходимых хлопот, связанных с 40 днем, чтобы спокойно молиться об усопшем, служить Богу и ближним?
Исходя из своих обстоятельств, способностей и возможностей мы стараемся помочь умершему и его родным, которых, случается, накрывает скорбь до такой степени, что сложно разобраться, как правильно подготовиться к 40 дню. Различные жизненные ситуации и самые актуальные вопросы священникам о 40 днях после смерти – в подборке «Фомы».
Что происходит с душой на 40 день после смерти?
Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы
На 40 день после смерти определяется место пребывания души в вечности вплоть до Страшного суда. Это называется «частный суд», когда Бог определяет место, где душа будет находиться. Особенно нужны молитвы живых об ушедшем человеке, если нераскаянные грехи таковы, что в душе нет места для светлой вечности. Тогда мы можем помочь новопреставленному деятельно: молитвой, милостыней в память о нем, добрыми делами, участием в таинствах.
Частный суд предполагает встречу человека с самим собой – таким, каким он призван был быть в замысле Божием о нем. Когда человеку открываются эти горизонты святости и благодати, ему становится стыдно за то, каким он пришел на это суд. За все свои падения и страсти, низости и самооправдания, за убитое время и вычеркнутых из его сердца людей, которых он призван был не отвергнуть, но отогреть своей любовью и вниманием. Бесы предъявляют свои права на его душу. Ангелы защищают ее.
Господь же по великому Своему милосердию ищет в этой душе хотя малую крупинку подлинной жизни, хотя бы искорку настоящей веры, хотя бы намерение выйти из своего внутреннего ада навстречу ближним и Богу – ищет, чтобы восполнить эту крупинку жизнью вечной, раздуть эту искорку в пламя духа, умножить это покаянное намерение на Свою готовность прощать и утешать раскаявшегося грешника. И если человек жил по правде Божией, Ему открываются тайны Царствия Божия, он восходит от славы в славу в общении со Христом и удивляется из вечности нашей скорби о нем. А если нет, то тем более он надеется там на наши молитвы. Ибо обновить свою душу покаянием за чертой смерти человеку уже не дано.
Где находится душа 40 дней после смерти?
Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, ответственный за храм иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице г. Москвы
Этот вопрос до конца неизвестный, но по церковному преданию, согласно традиции мы знаем, что в течение 40 дней душа проходит некоторые испытания, мытарства, бесы могут приступать к этой душе с какими-то обвинениями. На 40 день после смерти происходит частный суд над душой новопреставленного, определяется то место, где она будет пребывать до всеобщего воскресения из мертвых: в раю или в аду.
40 дней мы особенно усиленно молимся за человека, потому что душа еще находится в некотором странствии, и наши молитвы, конечно, помогают ей достичь Царствия Божия. Безусловно, очень хорошо делать добрые дела в память об усопшем. Можно подавать милостыню от имени новопреставленного. Кто-то помогает церкви, кто-то помогает конкретному человеку и просит его молитв. Уместно любое доброе дело, которое вы сами чувствуете, что можете совершить.
Куда уходит душа после 40-го дня?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Душа после 40-го дня уходит в то место, которое уготовал ей Господь в зависимости от того, что успела эта душа приобрести здесь, на земле. Какую она приобрела любовь, какие совершила добрые дела, как соблюдала заповеди Божии? Какова эта душа была как христианка, насколько она приблизилась к Богу? Все это учитывается и в зависимости от наличия добродетелей определяется место для души новопреставленного после 40-го дня, хотя оно и считается временным. Это место для души до Страшного суда, когда вновь будет судиться Господом каждый человек и коогда уже будет окончаательно определено место для пребывание души в вечности.
Из церковного Предания мы знаем, что Промыслом Божиим некоторым людям были открыты те или иные сведения об ином мире: райских обителях или аде. В священном Писании апостол Павел говорит о том, что некий человек был восхищен до третьего неба. По традиции считается, что он так говорил о самом себе. Но даже то, что он там видел, он не мог потом рассказать другим людям, потому что человеческий речевой аппарат и те понятия, которыми мы оперируем здесь, на земле, не применимы к тому, что есть в Царствии Божием.
Почему Господь дает возможность тем или иным людям посетить иной мир и потом вернуться, мы не знаем. Скорее всего, это нужно для покаяния и для утверждения других людей в вере. Но все это происходит по Промыслу Божию. Если то или иное нужно именно вам для спасения, то это произойдет. Искусственно, самостоятельно устанавливать связь с иным миром ни в коем случае нельзя. Об этом говорит и Писание, и Предание, и поучения Святых отцов Церкви. Пытаясь установить связь с потусторонним миром мы проявляем свою гордныню, своеволие, желая не по воле Божией, а своим хотением установить “контакт”. Может получиться так, что через проявление своей гордыни, человек попадет в лапы дьявола и потом может совсем повредиться, потому что с силами зла шутки плохи. Опасны и контакты с различного рода магами, которые утверждают, что могут установить контакт с потусторонними силами. Из церковного Предания мы точно знаем, что все эти связи могут быть только с миром падших духов, что очень опасно и греховно, этого делать ни в коем случае нельзя.
Библия о 40 днях после смерти
иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы
Библия говорит о Вознесении Спасителя на 40-й день после Пасхи. Исходя из этого факта Церковь полагает, что и душа христианина в эти сроки обретает место вечного упокоения до всеобщего восстания из мертвых. Именно тогда совершится Страшный суд, дающий надежду на то, что благодаря молитвам Церкви об усопших они смогут возрасти в большей радости богообщения по бесконечной милости Божией.
Как считать 40 дней после смерти?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Все равно у Господа один день как тысячи, поэтому время это условное. В 40 день, даже накануне, на 39-й, принято молиться Богу за этого человека, поскольку решается его судьба, предварительная участь. Обычно накануне 40-го дня близкие люди стараются усиленно помолиться. Поэтому на 39-й день читают Псалтирь, заказывают в храме панихиду. На следующий день, 40-й после смерти,приходят в храм на литургию, подают записку об упокоении, участвуют в таинствах. И только затем планируют посещение кладбища, подготовку к поминальной трапезе и так далее.
Почему именно 40 дней после смерти?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Математические вычисления не влияют на “правильность” поминовения: вот если в этот день собрались и помянули, то “все будет у него хорошо”, а если пропустили или не успели, то “ужас-ужас”. Конечно же, это ограничение милосердия Божия. Даже отпевание, совершенное не перед погребением, а после, будет действенно в очах Божиих.
Как поминать на 40 день после смерти?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Нужно и самим потрудиться, родственникам, почитать Псалтирь за новопреставленного перед 40-м днем. И если есть возможность, можно раздать милостыню о упокоении души этого человека, накормить нуждающихся, устроить поминальную трапезу, на которую собираются люди знавшие или не знавшие умершего. Сейчас по традиции собираются знакомые новопреставленного, где они вкушают пищу с благоговением и возносят молитвы об упокоении души человека.
Конечно, можно было бы накупить еды и раздать ее бездомным, но даже они сейчас далеко не христианского вида, это не нищие и странники прежних времен в большинстве случаев. Понятное дело, что мы приносим это дело любви Богу в первую очередь, но будут ли эти бездомные с благоговением молиться о новопреставленном, никто не знает. И нам разбирать это смысла нет.
Что значат 40 дней после смерти?
Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москва
Считается, что на 40-й день после смерти определяется участь человека: он попадает в преддверие рая или ада до Страшного суда. Но эта участь еще может быть изменена по молитвам Церкви. В течение 40 дней проходит испытание его жизни, о чем нам известно из Предания, из разных явлений. В Писании никаких указаний на это нет. У Святых отцов мы можем прочитать о том, что души праведников восходят на небо мгновенно, видимо, для них этих 40 дней испытаний не существует.
На 40-й день о человеке последний раз молятся именно как о новопреставленном, совершают заупокойное поминовение, поминки.
Что нельзя делать 40 дней после смерти?
Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы
40 дней после смерти: обряды
Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва
Однажды я видел такую ситуацию, когда очень умный и известный священник говорил со своим отцом. Много лет они поминали родных и близких, оставляя эту самую “рюмочку с хлебушком”. Мы знаем, что в послевоенное время убитых поминали рюмкой водки в 200 грамм, эти самые “фронтовые”, которые давали перед боем, и кусочком черного хлеба. То, что было у практически свято у ветеранов. Это превратилось в незыблемый обычай, освященный смертью тех, кто пожертвовал своей жизнью за других.
Отец того священника верил в Бога по-своему. И спустя много лет он сказал сыну: “давай, знаешь что, не будем поминать в этот раз водкой, потому что неправильно это как-то”. И я видел радость того священника. Он много лет ждал, пока отец сам это скажет. Он боялся сделать замечание отцу.
Как часто мы знаем, как поступать правильно, но это правило может убивать человека. В конце-концов можно вспомнить, как Христос пришел в Кану Галилейскую и сидел вместе со всеми, праздновал, хотя и давал обет не пить спиртного. Но когда даже вина не хватило у молодых и очевидно, не очень богатых, он претворил воду в вино. То есть человечность на первом месте для Бога. А мы очень часто забываем об этой человечности. Поэтому если эта рюмка водки и черный хлебушек помогут нам (знающим, что не гоже поминать спиртными напитками усопших) быть человечнее и показать это тем, кто еще не обрел Христа, то пусть останется эта рюмка с хлебом. Важно, чтобы человек пришел в Церковь, не оттолкнуть его нашими “правилами”, чтобы у него не вырвалось: “Ах, вы забрали поминальную рюмку с хлебом?? Не пойду я к вам, бесчеловечные!”
Обряды, правила, традиции не должны заслонять главный смысл того, что мы делаем. И, если они носят совсем языческий, суеверный характер, конечно, для христиан они не приемлемы. Если у вас есть сомнения, соответствует тот или иной обычай нашей вере, лучше всего уточнить это в личной беседе со священником.
40 дней после смерти: правила
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва
Суеверий, связанных с темой 40 дней, существует масса и я не особенно искушен в них. Наверное, бессмысленно занавешивать зеркала или не резать круглое. Этот день хорошо начать с посещения храма, прийти пораньше, чтобы исповедоваться и принять участие в литургии. За литургией попросить священника помянуть вашего усопшего. после литургии можно попросит послужить панихиду или короткую литию. Затем можно поехать на кладбище, привести в порядок могилку, совершать там краткую молитву.
Можно собрать родственников, гостей, устроить застолье. Не будем здесь говорить о том, что напиваться не нужно: напиваться не нужно не только в этот 40-й день, а в любом случае.
Если 40-й день выпадает на будни, то можно все эти мероприятия перенести на ближайший выходной или тот день, когда будет такая возможность.
40-й день мы почитаем потому что Христос, Который был совершенным Человеком (Он был Богочеловеком, но совершенным Человеком он был в полной мере), на 40-й день вознесся. Поэтому мы верим, что душа человека после смерти каким-то образом 40 дней пребывает здесь, вместе с нами.
Что можно делать через 40 дней после смерти?
Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы
Через 40 дней смерти мы можем продолжать поминать усопшего во время службы в храме, жить церковной жизнью, причащаться, а дома келейно читать Псалтирь об усопшем.
Поминки на 40 день после смерти
Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва
Хорошо, когда родные и близкие могут накануне 40-го дня прийти в храм, чтобы подать записки и исповедаться, а в самый 40й день причаститься, помолиться об усопшем в храме и на кладбище. Это гораздо важнее собственно застолья и поминок, зачастую суетой своей заполняющих все время, которое стоило бы посвятить молитве о новопреставленном.
Важно, чтобы поминки молитвенно объединяли тех, кому дорог усопший, чтобы мирный, благоговейный настрой сохранялся не только в храме и на кладбище, но и передавался в том числе и тем, кто смог прийти только на поминки.
Что делают на 40 день после смерти?
Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва
И только во-вторых мы думаем о том, что молящимся хорошо получить угощение от его имени. Новопреставленному важно, чтобы в этой нашей жизни была радость. И своей смертью он хочет доставить не только печаль своим близким и родным, но и утешение. Поэтому на 40 дней родственники и все, кто желает им помочь, готовят трапезу. Особого меню для поминок не существует: приготовить можно все продукты, которые уместно поставить на стол. От постных до непостных, что зависит от конкретной даты и церковного календаря. Главное, чтобы те, кому дорог усопший, смогли собраться и помянуть.
Я противник поминания усопших спиртным. Потому что очень часто был свидетелем того, как спиртное обезображивает человеческий облик поминающих, и заканчиваются поминки головой в салате. Люди упиваются, позволяют себе вольности, непристойное поведение и слова, и поминки превращаются из молитв и добрых слов об усопшем в перебранку и чуть ли не драку. безусловно, это недопустимо.
Если представить себе идеальный 40й день, то это такой, когда все родственники, близкие и друзья начинают его в храме, исповедуются и причащаются, молятся об усопшем на панихиде, затем едут на кладбище и собираются дома на поминки.
Молитва на 40 дней
Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва
Не существует специальных молитв для 40-го дня. Хорошо, если близкие усопшего найдут возможность подготовиться к причастию на 40й день после смерти близкого. Тогда они еще накануне придут в храм для исповеди, а в 40-й день смогут молиться на литургии о новопреставленном, затем закажут краткую литию или панихиду. Текст литургии (в котором есть и молитва об усопших) и текст заупокойной службы (литии или панихиды) доступны на сайте журнала “Фома”. Можно ознакомиться с ними накануне и уточнить все, что не понятно, у священника того храма, в который вы обычно ходите.
Какие молитвы читают после 40-го дня?
Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Лучше всего, если вы сможете подойти к священнику в храме и рассказать о том, что беспокоит именно вас. У каждого из нас своя мера, в том числе и молитвы. И сложно дать универсальный совет, особенно если человек испытывает потребность в дополнительной, сугубой молитве об усопшем. В беседе со священником легче понять меру и что-то более конкретное посоветовать.
40 дней после смерти: традиции
Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва
Меня иногда спрашивают, нужно ли завешивать зеркала на в течение 40 дней после смерти. Вопрос интересный, совершенно не мистический, хотя и многие пытаются говорить о какой-то магии. Это делается для того, чтобы не развлекаться эти 40 дней. Еще 100 лет назад зеркало было развлечением. Тогда не было телевизора и радио. Сейчас я бы сказал: на 40 дней отключи интернет, а время, оставшееся от посещения соцсетей, посвяти молитве о твоем близком и родном человеке. Вот это будет все равно, что “зановесить зеркала”.
Правда ли, что нельзя бриться 40 дней после смерти?
Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва
Впервые слышу, что нельзя бриться 40 дней после смерти. Глупость какая-то! Следуя этой глупости давайте тогда не мыться, не причесываться, не менять одежду, не стирать, не убираться, не мыть полы и прочее.
Правда ли, что нельзя убирать фото умершего до 40 дня после смерти?
Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москва
Конечно, это все суеверия, можно убирать фотографию умершего до 40 дня. Простые люди считают, что душа 40 дней пребывает на земле, рядом с родственниками и в месте, в котором он жил. Поэтому оставляют не только фотографию, но и еду, не трогают вещи и еще что-то. Но никаких указаний на это нет ни в Священном Писании, ни даже в Предании Церкви. Все эти суеверия не имеют никакого значения: фотографию можно вешать сразу или вообще не убирать никуда, вещи можно раздавать или же хранить как память, использовать помещение по назначению и без ограничений. Предполагается, что в течение 40 дней душа человека проходит особое испытание и ей требуется особая молитвенная помощь, которая никак не связана с материальными вещами умершего.
Можно ли делать ремонт до 40 дней после смерти?
Протоиерей Александр Чикиров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия
В православной церкви нет запрета на домашние дела до 40го дня после смерти. Но уместнее будет в этот период молиться за душу усопшего в храме и дома, заказывать панихиды, сорокоусты, читать Псалтирь, просить Творца о милости к усопшему, об очищении его души от грехов.
В Церкви не существует жестких инструкций и предписаний для таких бытовых ситуаций, как ремонт. Многое проясняется в результате простого разговора со священником, не стоит об этом забывать. В наше время мы слишком часто ищем ответы священников в интернете, тогда как гораздо эффективнее будет зайти в ближайший храм и поговорить.
Свадьбу можно проводить не раньше, чем через 40 дней после смерти?
Протоиерей Александр Чикиров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия
На такой вопрос сложно ответить на расстоянии, не зная всех ваших обстоятельств. Поэтому лучше всего вам обратиться к священнику лично, чтобы описав ситуацию, вы могли уточнить все, что вас беспокоит или смущает.
Скорее всего речь идет о смерти дальних родственников. Потому что после смерти родителей, близких и дорогих жениху и невесте людей, вопрос такой задавать не будут. Традиционно мы в течение 40 дней после смерти близкого стараемся причащаться, молиться об усопшем в храме, совершаем добрые дела в его память. А свадьба обычно требует подготовки, времени и сил, поэтому лучше ее отложить на некоторое время.
Как проводят 40-й день после смерти?
Иерей Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва
Если мы думаем в первую очередь об усопшем, то к 40му дню после смерти лучше подготовиться заранее: исповедаться и причаститься. На 40й день можно пригласить священника, чтобы он послужил панихиду об усопшем, по возможности литию на кладбище. Обычно после этого накрывают поминальный стол, выбор продуктов зависит от того, есть ли пост или нет.
Акафист 40 дней после смерти
Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия
Общепринятая зафиксированная Церковью практика поминовения усопшего на частной молитве состоит в поминовении на утреннем и вечернем правиле, а также в чтении Псалтири с заупокойными молитвами после каждой «Славы» на протяжении 40 дней со дня смерти. Такой порядок чтения Псалтири мы находим в издании этой книги Московской патриархией в 1973 году. По словам преподобного Амвросия Оптинского: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень».
Таким образом лучше держаться молитвенной практики Церкви, основанной на Священном писании нежели молитвенно экспериментировать с Акафистами, многие из которых зачастую ближе к хоть и благочестивому но все же народному творчеству.
Как молиться до 40 дня после смерти
Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила с. Ширингуши Краснослободской епархии Мордовской митрополии
До 40 дней мы стараемся усиленно молиться на умершего. Желательно делать это ежедневно хотя бы кратко “Помяни, Господи, душу усопшего раба твоего”. По возможности читать псалтирь, акафист за единоумершего. Родные и близкие могут заказывать обедни, сорокоусты, панихиды в монастырях и храмах. Когда уходит любимый человек, горе парализует нас, но именно молитва и просьба о ней поддерживает в первое время. Многим помогает заполнение этой “пустоты” посещение святых мест и личная молитва в церкви, потому что чем ближе мы сами к Богу, тем “громче и сильнее” наша молитва о близких. К сожалению, часто люди слишком глубоко уходят в свое горе или в бытовую суету вокруг похорон, забывая о необходимости участия в таинствах, откладывают или “не находят возможности” для исповеди и причастия.
Продолжением, частью нашей молитвы о новопреставленном являются наши добрые дела, которые могут выражаться в форме подаяния и милостыни за этого человека. Если нет финансовой возможности, мы можем пожертвовать своим временем или умениями: например, помочь многодетной семье или тем, кто нуждается в ваших умениях и силах. Конечно, верующие люди, которым вы поможете, откликнутся на вашу просьбу и будут молиться за дорогого вам усопшего.
Меню 40 дней после смерти
Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москва
Что касается еды и отношения к ней, то важно отметить, что угостить пришедших на поминки можно дома или в любом другом месте. Нет такой строгой традиции поминать усопших именно на кладбище. На могиле не стоит оставлять еду, поскольку усопший есть не будет. Лучше в этом случае накормить нищих, которых часто можно встретить рядом с кладбищем или с храмом.
Что приготовить на 40 дней после смерти
Иерей Андрей Миссюра, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Ново-Синайского мужского монастыря, г. Сунжа, Республика Ингушетия, Махачкалинская и Грозненская епархия
Готовится по обычаю коливо или кутия, которая перед поставлением на стол приносится в храм на панихиду и освящается священником. Указание на это мы находим в «Настольной книге священно-церковнослужителя» С.В. Булгакова. В остальном поминальная трапеза, устраиваемая для родных и близких умершего или в целях милосердия для нуждающихся, остается на усмотрения организаторов с учетом наличия поста в этот день и соблюдения правил христианского благочестия (большое количество алкоголя на поминках совершенно неуместно).
Лесенка на 40 дней после смерти
Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице г. Москвы, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы г. Москва
Действительно, существует традиция готовить, печь из теста “лесенку”, но связана она с Великим постом, с неделей, посвященной святому Иоанну Лествичнику. Подобные благочестивые обычаи готовить то или иное угощение из теста к празднику связаны, например, с памятью сорока мучеников Севастийских (пекут жаворонков) или с приготовлением кутьи как угощения.
Каким образом лесенка может быть связана с 40 днями после смерти? Богословского объяснения этого обычая точно нет. Единственное, от чего хотелось бы предостеречь, так это от магического отношения к тем или иным традициям. К сожалению, даже церковные обычаи многие воспринимают магически: например, якобы если не посыпать песочком тело покойного, то душа его “не успокоится”.