если аллах заберет у тебя то что
Если аллах заберет у тебя то что
Но это зло касается самого предопределенного, но никак не предопределения Аллаха, ибо Аллах Всевышний предопределяет только в соответствии с великой мудростью. Эта мудрость может касаться либо самого человека, либо остальных людей.
Показать полностью.
Например, Аллах Всевышний предопределит человеку какое-то горе, а человек проявит терпение, надеясь на награду. В таком случае это горе обернется для человека благом. Может быть и такое, что Аллах Всевышний предопределил человеку какое-то горе, но это горе побудило человека вернуться к Аллаху. Ведь, если человек постоянно находится во благе, он может забыть благодарить Того, Кто одарил его этими благами. Если же человека постигает несчастье, он вспоминает о
Господе. В этом заключается великая польза для человека!» (См. Шарх на
«Рияд ас-салихин»)
4. За потерю близких и проявление терпения в этом испытании Аллах обещал Рай.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха»» (аль-Бухари, 6424)
Шейх Усеймин сказал:
«…которого он любил…»— например, сын, брат, дядя, отец, мать, товарищ, и так далее. Если Аллах Всевышний забирает такого близкого, а человек терпит, надеясь на награду, то воздаянием для него будет Рай!
В этом хадисе указание на достоинство терпения при смерти близкого человека. Поистине, если в такой ситуации ты проявишь терпение, надеясь на награду, Всевышний Аллах воздаст тебе Раем.
В хадисе также содержится указание на милость Всевышнего Аллаха и Его щедрость к рабам. Ты и твой близкий находитесь во власти Аллаха, но вместе с этим, если он забирает у тебя этого близкого, а ты терпишь, надеясь на награду, тебя ждет великое воздаяние! (См. Шарх на «Рияд ассалихин»)
Почему Всевышний забирает некоторых людей так рано
Почему Всевышний Аллах лишает жизни молодых, нельзя ли, чтобы они прожили долгую жизнь?
Это мир является лишь временным пристанищем для людей. Всевышний Аллах создал человека не для того, чтобы он вечно пребывал в этом бренном Мире. Поистине, его ждет вечная жизнь на том свете. Но где и в каком положении человек окажется в Ахирате, зависит только от него самого. Все люди в итоге смертны, и никто не в состоянии отсрочить дату своего ухода из жизни даже на одну секунду. Рано или поздно каждый из нас покинет эту землю, и это доподлинно известно всем нам.
Всевышний Аллах в священном Коране сказал:
كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَاز وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَـاعُ الْغُرُور
كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلالِ وَالإِكْرَامِ
«Всякий, кто на ней (Земле), исчезнет, а вечен лишь твой Господь Обладатель величия и щедрости». (сура Ар-Рахман, 26-27)
Всевышний Аллах единственный, кто не умирает, в то время как люди и джины смертны, так же, как и ангелы и даже носители ‘Арша. Он – единственный, Кому принадлежит качество постоянства и вечности. Этот аят по сути является некрологом для всех творений, ведь на земле нет никого, кто не умрёт.
Как только закончится срок, определённый Аллахом потомству Адамову и когда придет установленный Аллахом Судный день, Он воскресит нас и воздаст всем людям и джиннам за их деяния – за великие и незначительные, за многократные и малочисленные, за большие и малые. Он не поступит несправедливо ни с кем даже на вес пылинки.
Смысл жизни заключается не в долголетии, а в праведности совершённых человеком деяний. Момент рождения, смерти и его пропитание, время проживания на земле и продолжительность жизни определены Всевышним Творцом изначально.
Человек же должен стремиться прожить свою жизнь согласно повелениям Всевышнего Аллаха, выполняя все Его предписания, отдаляясь от всех Его запретов, раскаиваясь в совершенных грехах и прибегая к защите Всемогущего Аллаха.
Только Всевышнему Аллаху известно, какая мудрость скрывается в ранней смерти того или иного человека. Поэтому нам остаётся только уповать на Всевышнего Аллаха и быть готовым к встрече ангела смерти в любой момент. Ибо никто не знает, сможет ли он выдохнуть тот воздух, который только что вдохнул.
Человек подобен плоду дерева, который имеет разные сроки созревания. Созревший раньше остальных плод мы заботливо срываем, не давая ему переспеть и сгнить, а несозревшие мы не трогаем. Поэтому интересоваться, почему человек умер раньше или позже – это в корне неверное мышление.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь. информацией с друзьями!
Если аллах заберет у тебя то что
Ва алейкум ас-салам ва рахматуллах.
Просить смерти в своих мольбах не следует. Ведь Вы не знаете, что лучше для Вас, прожить дольше, или же скоропостижно умереть. Не надо думать, что чем больше живешь, тем больше грешишь. Возможно, если Вы проживете больше, то совершите больше хороших дел, или же у Вас будет возможность покаяться в своих прегрешениях.
Показать полностью.
Может быть, благодеяний будет не так и много, но ведь хотя бы один тасбих, который Вы произнесете, может стать причиной увеличения райских наград. Как сказал Всевышний Аллах: «Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды». (Пещера, 46).
Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Пусть никто из вас не желает смерти, (ибо если) он совершает благое, то, может быть, (сделает ещё больше, если же) он совершает дурное, то, может быть, он покается». (Аль-Бухари)
Вместо того чтобы просить быстрой смерти, лучше просить то, что просил Пророк Йусуф, мир ему, как говорится об этом в Коране: «…Ты – мой Покровитель в этом мире и в Последней жизни. Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам». (Йусуф, 101).
Пророк Йусуф не просил упокоить его быстрее, а просил умертвить мусульманином. Не важно, сколько прожить, главное умереть мусульманином.
Но все же, если человек, опасается фитны, если он боится, что может впасть в грех, или же не выдержать испытаний, то он может попросить Аллаха упокоить его.
Чинара, Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
1) Несмотря на то, что эти слова были сказаны сподвижникам, они так же охватывают и всех мусульман, вплоть до наступления конца света.
2) По мнению большинства алимов «несчастье» упоминаемое в этом хадисе, является несчастьями, постигающими человека в мирской жизни. В соответствие с этим, если человек столкнется с испытанием религией, то в этой ситуации желание смерти не будет являться грехом.
Риваят, переданный Ибн Хиббаном вносит большую ясность в этот вопрос:
«Пусть никто из вас не желает себе смерти, из-за бедствий, постигших его в мирской жизни». Здесь открыто указывается на то, что речь идет о мирской жизни. Некоторые из сподвижников желали для себя смерти по причинам, не имеющим отношения к мирской жизни.
В Муватте приводится следующее дуа, которое делал Умар (радыйаллаху анху): «О, мой Господь! Я состарился, мои силы ослабли, мое правление распространилось во все стороны. Забери же мою душу, пока я не понес ущерб и не приступил границ».
Так же в Муватте приводится такое дуа, которое делал посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «О, Аллах! Я прошу Тебя направить меня на выполнение благих деяний, на отказ от плохого, и прошу даровать мне любовь бедных. Если я стану причиной фитны среди людей, то забери меня к себе, чтобы я ушел из жизни, не запятнав себя смутой».
Почему запрещено просить о смерти:
1) В данном случае может идти речь о недовольстве предопределением.
2) Речь может идти о попытке, убежать от своих обязанностей в жизненных испытаниях. А это является проявлением ничтожности и духовной слабости. В Коране говорится о том, что человек был сотворен, чтобы быть испытанным своим имуществом, бедствиями и страхом (аль-Бакара 2/155; Мульк 67/2). И чтобы успешно пройти эти испытания, необходимо проявлять терпение. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Посади росток, даже если будешь знать, что завтра настанет конец света».
С точки зрения Ислама, принесшего такой взгляд на мир и отношение к жизни, просьба о смерти вследствие мирских трудностей и бедствий, является недопустимой. Если бы было позволено просить о смерти из-за бедствий мирской жизни, то это бы подорвало стойкость и терпение в людях.
Что же касается тяжелобольных людей, испытывающих мучительную боль, а также слабых и тех, кто лишен ухода, то им следует делать такое дуа:
Предсмертное состояние и выход души из тела, очень тяжелы. Верующий знает, что все это от Аллаха, и проявляет терпение. Если человек будет терпеть эти муки и тяготы, то его грехи будут стерты, и его терпение станет искуплением за них.
Исцеление для всех тех, кого постигло несчастье ( из книги «Зад аль Маад»)
Шейх уль-Ислям ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какой бы человек, которого постигло несчастье, ни сказал бы: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах награди меня за мое несчастье и замени его чем-то лучшим!”, Аллах обязательно наградит его за это несчастье и заменит лучшим». Ахмад, 4/27. А основа этого хадиса у Муслима, 918.
Эти слова являются наилучшим лекарством для того, кого постигло несчастье. Ведь, эти слова включают в себя два важнейших принципа, зная которые, человек находит утешение во время любого бедствия.
Во-первых, сам раб, его семья, его имущество на самом деле принадлежат Всевышнему Аллаху. Всевышний Аллах дал все это рабу во временное пользование. И если Аллах забирает что-то у раба, это подобно тому, как человек, давший другому чем-то попользоваться, затем забирает это. Кроме того, всё это окружено небытием с двух сторон: небытие до этого и небытие после этого. Имущество человека дано ему в пользование на короткий срок. Человек не сотворил это имущество из небытия, чтобы стать его настоящим владельцем. Человек не охраняет это имущество после того, как оно стало существовать, от различных бед. Человек неспособен продлить существование этого имущества! Нет у него истинной власти над этим имуществом.
Во-вторых, раба ждет возвращение к Аллаху, его истинному Господу и Владыке. Раб обязательно оставит этот мир позади себя. Человек обязательно придет к своему Господу в том виде, в котором Тот создал его в первый раз. Он придет без семьи, без имущества, без родственников. С человеком будут только его благие и скверные деяния. Если таков конец человека, то как он может радоваться тому, что имеет, или отчаиваться по причине того, что потерял?! Размышление о своем начале и конце является одним из самых великих способов исцеления этой болезни!
Также к средствам исцеления относится знание и убежденность человека в том, что то, что постигло его, не должно было обойти стороной, а то, что обошло его стороной, не должно было постигнуть. Всевышний Аллах сказал: “Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов”. (Сура аль-Хадид, аяты 22-23)
Также к средствам исцеления относится то, что человек смотрит на то, чего лишился, и понимает, что у Аллаха приготовлено для него нечто подобное или даже лучшее. Он приготовил для тебя нечто во много-много раз более великое, чем то, что ты потерял, при условии, что ты проявишь терпение и будешь доволен. Человек должен понимать то, что Аллах мог бы сделать несчастье еще более великим, если бы пожелал.
Также к средствам исцеления относится то, что человек тушит огонь своего несчастья, смотря на других людей, которых также постигло несчастье. В каждой долине есть свой бану Са‘д! [1] Посмотри направо! Что ты видишь, кроме несчастий? Обрати взор налево! Что ты видишь, кроме сожалений? Если ты исследуешь весь мир, то обязательно увидишь, что везде есть какие-то испытания! Либо человек теряет то, что ему любимо, либо его постигает что-то неприятное. Испытания этого мира подобны сновидениям, подобны тени, которая уходит. Если этот мир дает тебе немного смеха, то непременно заставит тебя много плакать! Если тебя порадовали сегодня, то непременно огорчат завтра! Если тебе дано что-то в пользование, то в скором времени ты лишишься его надолго. Если какой-то дом заполнен благом, то после этого он непременно наполнится слезами. Если сегодняшний день является днем радости, то непременно где-то рядом скрыт день скорби!
Ибн Мас‘уд сказал: “За каждой радостью следует печаль! Какой бы дом ни заполнился радостью, после этого обязательно заполнится печалью!” ибн Аби ад-Дунья в «аль-И‘тибар», 3.
Сказал ибн Сирин: “После любого смеха обязательно следует плач!” ибн Аби ад-Дунья в «аль-И‘тибар», 5.
Хинд бинт ан-Ну‘ман сказала: “Я помню, что наша семья была из самых великих людей и обладала огромной властью, но не успело еще солнце закатиться за горизонт, как мы стали самыми незначительными из людей. И если Аллах заполняет какой-либо дом благом, то затем непременно заполняет его слезами!” ибн Аби ад-Дунья в «аль-И‘тибар», 8.
А затем один человек попросил рассказать её о её положении, на что она ответила: “Проснулись мы утром, и не было среди арабов никого, кто бы ни желал нашего положения. А затем наступил вечер, и не осталось среди арабов никого, кто бы не жалел нас”. ибн Аби ад-Дунья в «аль-И‘тибар», 10.
У нее также была сестра Хуркъа бинт ан-Ну‘ман, и когда она была еще в величественном положении, начала плакать, и ей сказали: “В чем причина твоих слез? Быть может кто-то тебя обидел?” Она ответила: “Нет, но я увидела благоденствие в своей семье, и знаю, что очень редко бывает такое, что дом заполнен радостью, чтоб затем его не заполнила грусть”. ибн Аби ад-Дунья в «аль-И‘тибар», 9.
Исхакъ ибн Тальха сказал: “Однажды я пришел к ней и сказал: «Что по-твоему слезы царей?» Она ответила: «Наше состояние сегодня лучше, чем то, в котором мы находились вчера. Ведь, мы находим в книгах, что нет такой семьи, которая жила бы во благе, чтобы затем её не постигли слезы! Если у каких-то людей, есть день, который им понравился, то обязательно за этим скрыт день, который им не понравится. А затем она сказала:
فَبينا نَسوسُ الناسَ وَالأمرُ أمرنا
إِذا نَحنُ فيهم سوقةٌ نتنصّف
فَأفّ لِدنيا لا يدومُ نَعيمها
تُقلّبُ تاراتٍ بنا وتصرّف
«И вот мы сейчас правим людьми и власть принадлежит нам,
А теперь мы стали среди них поддаными и сами служим!
О, этот мир! В нем короткое наслаждение,
И переворачивается он, и очень изменчив».
Также к средствам исцеления относится то, что человек должен знать, что ропот и недовольство не устраняют несчастье, а, напротив, усиливают его.
Также к средствам исцеления относится то, что человек должен знать, что если он упустит награду за терпение и покорность (а этой наградой является упоминание Аллахом раба перед ангелами, милость Аллаха и наставление раба на прямой путь), то это будет гораздо хуже, чем то, что постигло его сейчас.
Также к средствам исцеления относится то, что человек должен знать, что ропот и возмущение радует его врагов, печалит друзей, гневит Господа, радует шайтана, лишает человека награды, ослабляет его душу. Если же человек проявляет терпение и надеется на награду Аллаха, то шайтан слабеет и становится униженным, а Господь бывает доволен, радуются друзья, огорчаются враги, наступает облегчение для братьев. Это — твердость и великое совершенство!
Также к средствам исцеления относится то, что человек должен знать, что наслаждение, которое ждет его за терпение и надежду на награду, во много раз превосходит ту радость, которую он получал от потерянной вещи. Достаточно уже того, что для человека возводится Дом Восхваления (бейт уль-хамд) в Раю за его благодарность Аллаху и за то, что человек говорит: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Посмотри же, какое из двух несчастий хуже?! Несчастье в этой жизни или несчастье, заключающееся в потере этого дома в вечном Раю? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “В Судный День люди будут желать того, чтобы их кожи резали ножницами в мирской жизни, увидев ту награду, которая дана тем, кого постигали несчастья”. ат-Тирмизи, 2402. Некоторые саляфы говорили: “Если бы ни несчастья в этом мире, то мы бы пришли в Судный День банкротами”.
Также к средствам исцеления относится то, что человек должен успокаивать свое сердце, надеясь на то, что Всевышний Аллах заменит ему лучшим то, что Он забрал. Ведь, у каждой вещи есть замена, кроме Всевышнего Аллаха. Его нельзя заменить! Как сказано:
من كل شيء إذا ضيعته عوضٌ
وما من الله إن ضيعتهُ عوضُ
“У каждой вещи, которую ты теряешь, есть замена,
Однако, если ты потеряешь Аллаха, то не найдешь замены”.
Сабит ибн Къура сказал: “Тело пребывает в благоденствии, когда человек мало ест, душа пребывает в благоденствии, когда человек мало грешит, а язык пребывает в благоденствии, когда человек мало говорит”.
Поистине, грехи для сердца подобны яду. Если они и не убьют его, то непременно ослабят. А если сердце ослабеет, то не сможет противостоять вышеперечисленным недугам». См. «Зад аль-Ма‘ад», 4/189-203.
________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________
[1] — Известная арабская поговорка, которую употребляют в речи, желая указать на то, что каждый народ непременно постигают несчастья. Был такой человек, которого звали аль-Адбат ибн Къари‘ ас-Са‘ади. Он был господином своего племени. Однажды, он увидел, что люди пренебрегают им и относятся к нему небрежно, тогда он уехал от них и остановился в другом месте. Там он увидил, что другие племена точно также поступают со своими вождями, как поступало его племя с ним. Затем он переехал к другим людям и увидел то же самое. После этого он сказал: «Куда бы я ни поехал, везде встречаю бану Са‘д», и вернулся в свое племя. И говорят, что именно он положил начало этой поговорке: «В каждой долине есть свой бану Са‘д!»
[2] — Иснад этого хадиса слабый. Его приводит Абу Дауд, 1555. Но сообщается со слов Анаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто говорил: “О Аллах! Я прибегаю к Тебе от забот и печали, от слабости и лени, от жадности и трусости, от бремени долга и от притеснения людей”. аль-Бухари, 2893.
40 достоверных хадисов о терпении и испытаниях
Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)
«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)
В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано: «Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».
Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи). В другой версии этого хадиса говорится: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям болезнями, имуществом, детьми, пока не встретят Аллаха чистыми, без всякого греха» (Ахмад)
От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Однажды пришел бедуин, и Пророк ﷺ спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Бедуин спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк ﷺ сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Бедуин спросил: «А что такое головная боль?» Пророк ﷺ сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Бедуин вновь ответил: «Нет». Когда же он ушел, Пророк ﷺ сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на него (на этого бедуина)» (Бухари)
Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал: «Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк ﷺ она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (Аль-Бухари)
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее. И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха ﷺ, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим)
«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим)
«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696)
Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим)
Аттау ибн Абу Рабах, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Меня спросил ибн Аббас: «Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар, да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку ﷺ и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк ﷺ ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ, и он сделал дуа» (Аль- Бухари, Муслим)
Передано со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари)
Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибрила, мир ему: «Какой была скорбь Якуба по Йусуфу?» Джибрил отвечал: «Она была равна скорби семидесяти матерей, потерявших своих сыновей!» «Тогда каким было воздаяние за это?» – спросил его Пророк ﷺ.»Равное награде ста павших на пути Аллаха, ибо он ни на миг не терял надежды на Аллаха»» (Табари, XIII, 61; Суюти, ад-Дурруль-Мансур, IV, 570, Йусуф, 86)
Передано со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза. Другая версия этого хадиса: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Аль-Бухари)
Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды я зашел к Пророку ﷺ, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»” (Аль-Бухари). Другая версия этого хадиса:
Рассказывает Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «Однажды я пришел навестить Пророка ﷺ, который болел малярией. Я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Это тяжелая болезнь, нелегкое испытание!» На что он отвечал: «Да, я испытываю то, что испытывают двое». «Тогда, наверняка, и воздаяние за это ты получишь вдвойне?» – спросил я. «Да, это так. Аллах прощает грехи мусульманина за всё, что он претерпевает: за колючку, что вонзилась в его ногу, и за более великие испытания. И грехи его осыпаются с него подобно листьям с дерева»» (Аль-Бухари, Муслим)
«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи)
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)
«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их» (Аль-Бухари)
«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхаки)
Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».
Пророк ﷺ говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)
От Асмы бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища” اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ /Аллаху Рабби, ля шарика ляху/, то она (мольба) избавит его от всего этого» (Ат-Табарани)
«Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения» (Абу Я’ля, Ибн Хиббан). Другая версия этого хадиса:
«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд)
Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах: “Так как пророки будут теми, кто более других будет вознагражден, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, да будет доволен им Аллах, который спросил Пророка ﷺ: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим праведникам. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из этого (болезней)» (Аль-Бухари)
Имам Ахмад приводит хадис от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания (беды). Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад, Аль-Байхаки)
Мусульмане не должны желать трудностей или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (Ахмад, Ибн Маджах)
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть» (“Фатхуль-Бари” 6/179)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Лучшими проявлениями веры (имана) являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие (снисходительность)» (Ад-Дайлями, Аль-Бухари)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Терпение (спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа) — это яркий свет» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «От материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается, а увеличивается; если человек будет притеснен, но проявит терпение (не ответит на зло злом), тогда Аллах непременно еще больше возвеличит его; и если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах непременно откроет для него дверь нищеты (до тех пор, пока человек не изменит себя)» (Ахмад, ат-Тирмизи)
Аз-Зубайр бин ‘Ади, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа(, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещe хуже (, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”» (Аль-Бухари)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них есть благо. Будь предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо. Проси Всевышнего о помощи и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то, то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны. Скажи вместо этого: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» (Муслим, хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)
Однажды Пророк ﷺ пришел навестить одного тяжело больного человека и, увидев что тот совсем плох, спросил: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Аль-Бухари)
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا /Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/ (Aхмад)
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет:
“Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян, – того эта болезнь не постигнет» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)