если базаров трагический характер то в чем этот выражается

Базаров – «лицо трагическое» по литературе 10 класс

Сочинение на тему «Базаров» — лицо трагическое

Когда пишут сочинение на тему: Базаров – лицо трагическое в романе «Отцы и дети», отмечают, что главный герой тратит свою жизнь впустую. Он отрицает все принципы и нормы сложившиеся в обществе. Базаров увлечен только наукой, которую считает всему основой. Личность главного героя вызвала критику и много споров в 19 веке. Определение его как трагического дал Писарев Д. И.

Первое, что привлекает внимание, герой и общество противопоставляются друг другу. Базаров является нигилистом, который врывается в окружающий мир с необычными для людей взглядами, которые разрушают существующее мироустройство. Убеждения Евгения не совпадают не только с Кирсановыми, но и с Ситниковым и Кукшиной, заявляющих, что они тоже нигилисты.

Однако, они даже рядом не стоят с Базаровым по нравственности, уму и душевной глубине. Барич Аркадий, также не стал единомышленников главного героя, будучи копией отца. В итоге Базаров оказывается один на один со своими взглядами. Участие героя в социальных разногласиях могут стать причиной «трагичности», но сам Евгений не чувствует себя ущербным или несчастным.

Он уверен, что есть еще много людей, разделяющих его убеждения. При этом доволен, что не нашлось человека, который бы не уступил ему. Базаров слишком самоуверен и не нуждается в поддержке и даже понимании.

Трагедия главного героя заключается в другом. Базаров – незаурядная и сильная личность. Его философские изречения построены не на книгах, а на собственной теории, давшей жизненную цель. Он имеет полное право на свою концепцию. Отрицает любовь, принципы, ценность искусства, человеческую душу, моральные принятые обществом нормы, природные красоты.

Однако, встретив Одинцову, Евгений неожиданно стал романтиком. Он стал замечать или чувствовать то, что отрицал ранее и даже признался, что способен любить. Базаров видит, что его нигилизм не может объяснить жизненные реалии. Возникла проблема переоценки ценностей, он должен отвергнуть то, во что верил, признать нематериальное и отказаться от собственной «божественности».

Трагизм Базарова Евгения заключается в постепенном и мучительном осознании разрушения того, что строил годами, в глубоком разочаровании. Не менее трагично и другое – он готов был к совершению его-то необыкновенного, но, как оказалось, места для подвига в окружающем мире просто нет. Когда Базаров это понял, он начал заниматься медициной.

Однако в роли врача ни Евгений, ни окружающие его не видели. Смирившись, Базаров уже никак не может себя проявить. Именно поэтому Тургенев устраняет созданного персонажа, так как его энергия осталась не востребована, он просто слишком рано появился на свет.

Сочинение на тему: Базаров, лицо трагическое, по роману Тургенева «Отцы и дети» заканчивается бессмысленной смертью главного героя. Это стало очередной трагедией Евгения. До заражения крови он уже начал ощущать свою неприкаянность, прислушиваться к окружающим и жалел, что не смог создать семью. Это проявилось, когда он в последний раз разговаривал с Аркадием.

Сочинение на тему «Базаров» — лицо трагическое

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

Сочинение Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?

Жизнь Базарова похожа на яркую вспышку сигнальной ракеты. Она освещает путь заблудившимся, но издалека уже не видна. Она вспыхивает моментально, горит несколько секунд озаряя небо агрессивным цветом и гаснет, не оставив после себя даже пепла. Но и без нее можно обойтись, можно кричать и махать руками, пока тебя не найдут.

Можно ли отнести Базарова в категорию лишних людей вслед за Онегиным, Печориным и иже с ними? У всех лишних людей судьба трагична, они не признаны обществом, любимыми и вообще тяготятся жить. Но у них это следствие, сплина, русской хандры. Наш же герой полон бурной деятельности: он режет лягушек, отрицает «принсипы», гостит то там то сям, и, кажется, совершенно доволен собой. Он думает, что он прав, всегда и везде. Очень легко все отрицать и оставаться всегда правым. Он сам избрал этот путь, он безоглядно верит в него, он живет именно так, не замечая вокруг ничего. И именно от этого в конце романа на глаза наворачиваются слезы от трагизма ситуации, от трагичной (может быть даже глупой) смерти Базарова и от трагичности самой его фигуры.

Вообще слово «трагизм» ключевое во всем произведении. Трагична судьба Павла Петровича, Аркадия, ставшего «галкой», родителей Базарова, Одинцовой. Счастливы, наверное, только Кукшина и Ситников, да и то только благодаря шампанскому. Трагизм фигуры Базарова, прежде всего в сознательности выбранного пути, и в нежелании задуматься о будущем и о конечности жизни. Ведь и сам он впоследствии, умирая, скажет: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану».

И, тем не менее, автор, Тургенев, очень любит своего героя, может быть, поэтому и «убивает» его в конце. Ведь если Базаров останется жить, что станет с его нигилизмом? Ведь первые признаки излечения от этой «заразы» уже налицо: это и любовь, и дуэль, и роза, взятая у Фенечки. Не умер бы он, не осталось бы в его жизни всего этого «романтизма», который он так ненавидел.

Все свою короткую жизнь он ломает себя, хотя и отрицает это, борется за «простой люд» и сам же и презирает его. И как же трагичны слова создателя Базарова, сказанные о нем: «этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах (в глазах простых людей) был все-таки чем-то вроде шута горохового…». Но ведь он сам виноват в этом. Ведь он сам говорил, что люди «друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат». «Испытание любовью», любимый тургеневский прием Базаров также не выдержал. Впервые в жизни он полюбил, и был жестоко отвергнут. Жестоко, потому что сам не понял, по какой причине это произошло. Однако, Базаров знал, что он не похож на других, а раз не похож, то почему его должны любить люди с «одинаковыми селезенками».

Интересен в смысле понимание нравственно-исторических истоков романа, эпилог «Отцов и детей». Мы видим счастливую череду лиц, довольных своим существованием. Появление в их жизни Базарова ничего не изменило в ней, они даже вряд ли помнят о нем. Анна Сергеевна вышла замуж «не по любви, но по убеждению», «Кирсановы, отец с сыном, поселились в Марьино», Павел Петрович вообще покинул просторы нашей Родины. Но точно ли все так? Точно ли, что само существование Базарова не повлияло на их существование. И не потому ли, что встретился на их жизненном пути этот нигилист, и Анна Сергеевна живут с мужем «в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви», потому что знает она, что любовь это все никому не нужный вздор, да и стара она уже для любви; и Павел Петрович, живущий за границей «с русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично». Не слышны ли и здесь отголоски базаровского нигилизма.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Сочинение на тему: Трагизм образа Базарова.

Вариант 1

Евгений Базаров, образ которого играет главенствующую роль в романе Тургенева «Отцы и дети», получился очень сложным и неоднозначным. Интерес читателя к этому персонажу кроется в его противоречивости. Невозможно остаться равнодушным, несмотря на то что прошло уже так много лет с момента написания этого произведения. Тургенев лишний раз доказывает, что насущные проблемы нисколько не изменились, они остаются прежними и переходят из поколения в поколение.

Когда роман вышел в свет, на автора обрушился шквал критики, особенно со стороны дворянства. Они были в панике от того, что образ Базарова получился настолько реалистичным. Парадокс заключается в том, что несмотря на свою принадлежность к демократическим кругам, Базаров не был принят среди его представителей. Они посчитали его лишь карикатурой на современную молодежь.

Думаю, что столь неоднозначное отношение исходит от самого Тургенева. С одной стороны, он оправдывает его. Автор восхищен складом его ума, стремлением к отстаиванию своих интересов и идеалов. Тургенев показывает его очень яркой личностью, которая непременно должна привлекать к себе общественное внимание, благодаря своей необычности. С другой стороны, проскальзывают некоторые фразы, из которых чувствуется, что Базаров непонятен самому Тургеневу. В результате получается, что сам автор создал образ, с которым оказался по разные стороны баррикад.

Трагизм образа этого молодого человека заключается в его душевном одиночестве. Он непонят обществом, своим ближайшим окружением. Его взгляды идут вразрез с духом своего времени, от того Евгений так несчастен. Я думаю, что эта проблема всех выдающихся, гениальных людей. Общественность далеко не всегда готова понять и признать их. У Базарова нет цели понравиться обществу. Сам он понимает настоящих людей так, что их нужно лишь «слушаться или ненавидеть». Базаров не готов никому поклоняться, в отличие от людей, которые его окружают. Именно такое поведение он и презирает в людях до глубины души.

Базаров тщетно ищет человека, который смог бы стать ему достойным оппонентом. Пожалуй, максимально близко приблизился к нему Павел Петрович Кирсанов. Но это противостояние заключалось далеко не в схожести взглядов. Принципы Кирсанова также заслуживают огромного уважения. У них неоднократно возникали жаркие споры, во время которых наблюдалась бескомпромиссная борьба двух титанов. Даже если Базаров был неправ, он до последнего отстаивал свою точку зрения, которую считал единственно верной.

Автор не дает нам забыть о том, что Базаров – несчастный, морально одинокий человек. Несмотря на свой ум, эрудированность, он оказался не готов к обычной проверке человеческими чувствами. Его отношения с Одинцовой показали уязвимость Евгения. Он не готов к серьезным отношениям, которых ждала его избранница.

Иногда его поступки и признания противоречивы. Его можно назвать романтиком, несмотря на то что он отрицает все проявления романтизма. Он любит своих родителей (о чем признался Аркадию), хотя отрекся от них. Он действует и живет ради благополучия родной страны, но сам сомневается в своей надобности России. В этой борьбе противоречий заключается трагизм его существования.

Вариант 2
Сочинение на тему «Трагизм образа Базарова»

Евгений Базаров – яркий пример представителя «потерянного поколения». Он был приверженцем течения «нигилизм». Базаров отрицал все то, что делает жизнь ярче и духовнее. Он считал, что ценность имеет лишь то, что можно потрогать и осязать самому, а все остальное – никому не нужная ерунда. Он объявляет войну старшему поколению, он уверен, что все из ценности – это пережитки прошлого.

Евгений постепенно терпит крушение того, что он считал правильным. Он влюбился в Одинцову, стал понимать потребности простого люда, перед смертью обратился к религии.

Трагизм образа Базарова в том, что он попусту погубил свою жизнь. Он мог быть полезен для общества и России, он был силен и умен, но умер в расцвете сил. Базаров перед смертью понял, как сильно он ошибался, он прибег к тому, что отрицал – к любви и вере. Главный герою обидно, что так бездарно потратил бесценное время. Базаров с сожалением видит, как важно оказалось все то, что он безжалостно отвергал.

Базарова никто не может понять, из-за этого у него проблемы с общением. Он вечно с кем-то спорит и пререкается. Автор произведения приводит такого персонажа как пример, что может случиться, если отрицать вечные ценности, которые помогают человечеству жить и поддерживать, любить друг друга.

Источник

Базаров – лицо трагическое (сочинение)

Сочинение на тему «Базаров» — лицо трагическое

Когда пишут сочинение на тему: Базаров – лицо трагическое в романе «Отцы и дети», отмечают, что главный герой тратит свою жизнь впустую. Он отрицает все принципы и нормы сложившиеся в обществе. Базаров увлечен только наукой, которую считает всему основой. Личность главного героя вызвала критику и много споров в 19 веке. Определение его как трагического дал Писарев Д. И.

Первое, что привлекает внимание, герой и общество противопоставляются друг другу. Базаров является нигилистом, который врывается в окружающий мир с необычными для людей взглядами, которые разрушают существующее мироустройство. Убеждения Евгения не совпадают не только с Кирсановыми, но и с Ситниковым и Кукшиной, заявляющих, что они тоже нигилисты.

Однако, они даже рядом не стоят с Базаровым по нравственности, уму и душевной глубине. Барич Аркадий, также не стал единомышленников главного героя, будучи копией отца. В итоге Базаров оказывается один на один со своими взглядами. Участие героя в социальных разногласиях могут стать причиной «трагичности», но сам Евгений не чувствует себя ущербным или несчастным.

Он уверен, что есть еще много людей, разделяющих его убеждения. При этом доволен, что не нашлось человека, который бы не уступил ему. Базаров слишком самоуверен и не нуждается в поддержке и даже понимании.

Трагедия главного героя заключается в другом. Базаров – незаурядная и сильная личность. Его философские изречения построены не на книгах, а на собственной теории, давшей жизненную цель. Он имеет полное право на свою концепцию. Отрицает любовь, принципы, ценность искусства, человеческую душу, моральные принятые обществом нормы, природные красоты.

Однако, встретив Одинцову, Евгений неожиданно стал романтиком. Он стал замечать или чувствовать то, что отрицал ранее и даже признался, что способен любить. Базаров видит, что его нигилизм не может объяснить жизненные реалии. Возникла проблема переоценки ценностей, он должен отвергнуть то, во что верил, признать нематериальное и отказаться от собственной «божественности».

Трагизм Базарова Евгения заключается в постепенном и мучительном осознании разрушения того, что строил годами, в глубоком разочаровании. Не менее трагично и другое – он готов был к совершению его-то необыкновенного, но, как оказалось, места для подвига в окружающем мире просто нет. Когда Базаров это понял, он начал заниматься медициной.

Однако в роли врача ни Евгений, ни окружающие его не видели. Смирившись, Базаров уже никак не может себя проявить. Именно поэтому Тургенев устраняет созданного персонажа, так как его энергия осталась не востребована, он просто слишком рано появился на свет.

Сочинение на тему: Базаров, лицо трагическое, по роману Тургенева «Отцы и дети» заканчивается бессмысленной смертью главного героя. Это стало очередной трагедией Евгения. До заражения крови он уже начал ощущать свою неприкаянность, прислушиваться к окружающим и жалел, что не смог создать семью. Это проявилось, когда он в последний раз разговаривал с Аркадием.

Сочинение на тему «Базаров» — лицо трагическое

Сохрани к себе на стену!

Базаров — «лицо трагическое»

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?

Действие романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” разворачивается в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. Это время выхода на общественную арену нового сословия — разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года был очень велик. Тургенев в своем произведении ставит перед собой задачу максимально объективно показать слабые и сильные стороны представителя нового общества. Главное лицо романа — Базаров — молодой человек, ничего не принимающий на веру и отрицающий любые принципы. Свои взгляды герой высказывает в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей своего друга. Это главный оппонент Базарова, наделенный таким же “бойцовским” темпераментом, как и сам Евгении, и спорах с Павлом Петровичем Базаров предстает как рационалист материалист. и хотя автор признает, что в материализме есть ценное начало, он наделяет Базарова вульгарно-материалистическими, то есть самыми крайними взглядами (которые были присущи многим представителям молодого поколения). Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны этой позиции. Базаров не видит различия между живыми существами (человек — это “та же лягушка”) и старается объяснить все в человеке с точки зрения физиологии, не принимая во внимание ни психологию, ни умственные способности, игнорируя духовную жизнь человека. Можно сказать, что вообще все истинно человеческие, с точки зрения автора, проявления, весь мир чувств, воспринимаются Базаровым лишь как слабость. Опровергая взгляды героя, Тургенев прибегает к излюбленному приему — “испытанию любовью”. Базаров встречает Одинцову, и именно с этого момента судьба Евгения приобретает трагический оборот. Намечается конфликт в душе Евгения. Чувство, которое он испытывает впервые, сталкивается с его мировоззрением и убеждениями, которые уже стали частью его самого. Постепенно мы видим, что Базаров — не такая цельная натура, как казалось в первой части произведения. До встречи с Одинцовой ему не было равных, никто не мог ни повлиять на него, ни как-то переубедить. И сам Базаров знал и чувствовал это. Он жил, подчиняясь лишь своей воле, своим желаниям. Но после знакомства с Одинцовой герой каждое свое убеждение подвергает сомнению, и Тургенев так и не показывает человека, который мог бы противостоять ему. Объяснение с Одинцовой является как бы кульминационной точкой романа. После этой сцены начинается медленный путь героя к трагической развязке. Фактически, полный крах своего мировоззрения Базаров осознает в разговоре с Аркадием, когда они лежат под стогом сена в имении родителей Базарова. Трагическое противоречие в душе Базарова разрешается единственно возможным в трагедии способом — смертью героя. Есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий единственно в естественные науки и медицину, умирает от пореза при вскрытии трупа. Перед смертью в душе Базарова происходит примирение. Он смягчается, открывается для любви, становится более терпимым по отношению к родителям, просит отца поберечь мать — скрыть от нее всю тяжесть его положения. Он перестает сопротивляться любви к Одинцовой. Итак, трагическое противоречие разрешается неким примирительным аккордом. Тургенев опровергает воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам не какую-то отвлеченную теорию, а законы, по которым существуют человек и природа. Герой считал, что “сначала надо место расчистить”, а строить будет кто-то на этом пустыре. Абсурдность этого убеждения автор раскрывает в словах о “жизни бесконечной”. Все развивается в обществе, как и в природе, — постепенно, естественно. И слова об отцах и детях в устах Тургенева приобретают новый смысл. Не только противостоят эти понятия в жизни. Нет, в жизни человечества связь идет именно по цепочке — от отцов к детям.

Похожие статьи:

Тургенев И.С. → Столкновение мировоззрений (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

Тургенев И.С. → Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Тургенев И.С. → Таинственная княгиня Р. в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

Тургенев И.С. → Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Тургенев И.С. → Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе «Отцы и дети»

Источник

В чем трагизм судьбы Базарова? В чем трагедия Базарова? (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

В чем трагедия Базарова?

Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер — так Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века. Евгений Васильевич Базаров — выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Внешность этого героя в полной мере отражает его происхождение и род занятий, а также, в некоторой мере, и взгляды: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».

Лицо Базарова свидетельствует о его большом уме и недюжинных способностях: «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает «нигилизм». Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова.

Он считает, что все это — выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей. Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям подвластно все — они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию — разрушают «заблуждения предков».

На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом.

Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни. По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И — самое главное — что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…

Вот чего вы добились». Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя — он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться. Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя.

Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что — наносное, игра его самолюбия, заблуждения. Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также — его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!» Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить.

Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».

Мы видим, что Базаров — сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична — при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.

Трагедия Евгения Базарова

Трагедия Евгения Базарова — это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести». Вспоминается Раскольников и Верховенский. Конечно, не стоит ставить знак равенства между Базаровым и «бесами» Достоевского. За тургеневским героем угадывается блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60-80-х годов. Эти ученые действительно служили науке, России, они вовсе не покушались на нравственные ценности. Базаров же объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать. » На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть, ты — бог, а олух не я ли?»

Писарев назвал эти крайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России после Октябрьской революции. Это и стало настоящей трагедией.

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление — дело напрасное. Главное теперь — умереть достойно. А это значит — не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: «Все равно: вилять хвостом не стану», — произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: «Эдакая сила у Евгения!» Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!» Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. «Обломаю дел много» — эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: «славная», «такая красивая», «великодушная», «молодая, свежая, чистая». Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому «романтизму», который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм — все это берет верх, одерживает победу.

Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о «собственном ничтожестве». Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

По словам Писарева, «умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг». И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Долгое время роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.

Посмотрите эти сочинения

Трагедия Базарова в романе Ивана Тургенева Отцы и дети

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Долгое время роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.

Сочинение на тему “В чем трагедия Базарова? (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети)”

Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Внешность этого героя в полной мере отражает его происхождение и род занятий, а также, в некоторой мере, и взгляды: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».

Лицо Базарова свидетельствует о его большом уме и недюжинных способностях: «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает «нигилизм».

Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей. Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям – нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».

Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.

По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И – самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.

Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.

Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также – его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!»

Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».

Мы видим, что Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична – при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *