если блюдо не понравилось в ресторане что делать
Как не платить за некачественную еду в ресторане
В ресторане я заказал драники со сметаной, а принесли более дорогие драники с лососем. Мы с женой их съели, но только под конец поняли, что нам подали не то. Администрация ресторана не поверила нашему рассказу, и в счет включили драники с лососем. Мотивировали тем, что мы это съели и не попросили заменить. Поэтому платить должны за то, что съели, а не за то, что заказали. Кто прав?
В другой раз в ресторане принесли остывшую пиццу. А она не такая вкусная, как только из печи. Могу ли я попросить заменить пиццу на горячую и свежевыпеченную? Что говорит закон?
В ресторане вас защищает закон о защите прав потребителей и правила оказания услуг общественного питания. За некачественное блюдо и блюдо, которое вы не заказывали, можно не платить. Но ресторан не всегда согласен с клиентом.
Как устроены отношения посетителя и ресторана
Посетитель ресторана — это заказчик услуги, а ресторан — исполнитель. Между ними происходит сделка, которая не подтверждена письменным договором, — то есть устная сделка. Так можно, если закон не требует обязательной письменной формы. Здесь как раз такой случай.
Письменный договор между посетителем и рестораном мог бы выглядеть так: ресторан обязуется принести блюдо по требованию посетителя, а посетитель обязуется его оплатить в полном объеме. Но только при условии, что это то блюдо, которое посетитель заказал. Значит, в ресторане оказывают услугу: предоставляют столик в аренду, принимают заказ, готовят блюдо и приносят его.
Когда посетитель приходит в ресторан, садится за столик, рассматривает интерьер и изучает меню, на самом деле он решает, хочет ли воспользоваться услугой. Иными словами — изучает договор. Когда заказывает блюдо — подписывает договор. Затем он ждет, пока ресторан исполнит обязательства — официант принесет еду. И вот посетитель получает свое блюдо. Если условия договора выполнены, он оплачивает счет.
О чем должен сообщить официант
Чтобы сделать правильный выбор, вы должны узнать все о блюде, которое собираетесь заказать. Для этого официант или другой представитель ресторана обязаны дать вам полную информацию. И необязательно через меню.
Вот что вы имеете право узнать до заказа:
Если принесли не то, что заказали
Если вы заказали устрицы, а принесли свинину, вы имеете право не оплачивать блюдо. Но об этом следует сказать до того, как это блюдо съедите. Иначе можно было бы питаться в ресторанах бесплатно: съедать блюдо и говорить, что заказывали другое.
Вы не должны платить за то, чего не заказывали, потому что товар не соответствует тому, который заявлен в договоре. Это как заказать в интернет-магазине туфли, а получить светильник. Но важно сказать, что получили другое, сразу, а не после использования — то есть светильник или свинина должны сохранить товарный вид.
Бывают ситуации, когда на кухне заканчивается какой-то продукт и повар решает заменить его на другой. В нормальном кафе или ресторане клиенту об этом сообщат заранее и спросят, согласен ли он с этим или предпочтет заказать другое блюдо.
Часто ингредиенты заменяют в салатах: вместо кинзы кладут петрушку, а перепелиные яйца заменяют куриными. Даже если один ингредиент заменен или отсутствует, за блюдо можно не платить или попросить скидку. Потому что блюдо не соответствует тому, что вы заказывали.
Если попросите заменить или убрать ингредиент, а принесут блюдо без изменений, значит, оно также не соответствует заказанному. При этом неважно, по какой причине вы просите не класть вам руколу: аллергия или нелюбовь к зелени. Вы вносите изменения в договор, а ресторан их не учитывает.
Иногда рестораны дарят посетителям «комплименты»: стакан фирменного напитка, капкейк или мороженое. Говорят, что это бесплатно, а потом включают стоимость в счет. Посетитель может не оплачивать подарок, поскольку также не заказывал его. Ресторан обязан предупредить о любых дополнительных платных услугах.
Еще ресторан обязан донести до вас информацию о весе готового блюда. Поэтому, если заказали 350 г салата, а принесли визуально намного меньше, можно попросить принести весы с кухни и взвесить блюдо при вас. Если окажется, что вес отличается от указанного в меню, предложите заменить блюдо или откажитесь от него без оплаты, потому что подобная ситуация — это обман потребителя. За это ресторан могут оштрафовать на сумму до 50 тысяч рублей.
Эта ситуация маловероятная. Обычно рестораны взвешивают блюда перед подачей и строго дозируют ингредиенты. Даже если визуально кажется, что салата мало, вес может быть точным за счет заправки: масла, винного уксуса или сметаны. Но у гостя по закону есть право проверить вес блюда.
По некоторым блюдам сложно понять, что это такое, если его не попробовать. Например, если речь идет о начинке: заказали вареники с картофелем, а принесли с лососем. Если вы попробовали блюдо и поняли, что получили не то, сразу зовите официанта и просите заменить. Это тоже несоответствие полученного товара заявленному. Главное, требовать замены сразу, а не тогда, когда вы уже съели блюдо.
Если принесли некачественное блюдо
Ресторан обязан предоставить товар или оказать услугу, которые будут пригодны для использования. То есть блюдо, которое вам принесут, должно быть съедобным и не должно навредить здоровью. Ресторанам не запрещают предлагать фирменные или экзотические блюда, но потребитель должен заранее понимать, что он получит.
Закон однозначно не устанавливает, что считать качественным или некачественным блюдом. Существуют только требования санпина, которым должна соответствовать продукция. Например, в ресторанах запрещено подавать готовые блюда на следующий день или замораживать их для подачи в другие дни.
Есть несколько признаков, что вам принесли некачественное блюдо.
Подгорело или недоварилось. Блюдо переварили или пережарили, и вы получили почерневшую картошку и горелый пирог. Правда, если вам принесли такое странное на вкус блюдо, не торопитесь с выводами: возможно, это фишка ресторана. Я была в пиццерии, где подавали подгоревшую пиццу и утверждали, что это их фирменное блюдо.
Растаяло или остыло. По моим наблюдениям, остывшая еда — самая частая проблема. Если принесли растаявшее мороженое, попросите другое. А если остыла пицца или плов, просите заменить или подогреть.
Из испорченных продуктов. Если сыр с плесенью, скорее всего, обычный ингредиент, то прокисшее ризотто — некачественное блюдо.
Посторонние предметы. Самое частое — волос в супе. Но я встречала даже кусочки пластика в выпечке. Если предмета в блюде быть не должно, значит, блюдо некачественное.
Если обнаружили, что блюдо приготовлено некачественно, можете потребовать устранить недостатки, приготовить заново или заменить на другое аналогичное. Например, можно попросить подогреть холодную пиццу или заменить ее на ту, что только достали из печи. Либо просить скидку.
Если вы поняли, что блюдо было некачественным, только после того, как его съели, — это повод обратиться в суд. Такое может быть, если вы почувствовали себя плохо из-за постороннего предмета в блюде или испорченных ингредиентов.
Но сначала обратитесь за медицинской помощью, чтобы зафиксировать факт плохого самочувствия. Так, жительница Якутска сходила на банкет, а потом подала в суд на ресторан: она и другие гости отравились едой. По закону ресторан должен оказывать безопасные для здоровья и жизни услуги. Чтобы доказать, что причиной отравления стала еда именно из этого ресторана, женщина обратилась в компанию, которая проводит независимые экспертизы. Выяснили, что блюда не соответствуют требованиям о безопасности пищевой продукции, и нашли золотистый стафилококк у одного из поваров. В итоге суд встал на сторону посетителей и обязал ресторан заплатить штраф, компенсацию морального вреда и возместить убытки.
Суд может встать на сторону заведения, если потребитель не смог доказать, что отравился именно из-за еды в этом ресторане. Так, в Красноярске 15 посетителей ресторана отравились на банкете и тоже подали в суд. Некоторым пострадавшим в больнице поставили диагноз «сальмонеллез». Но суд отклонил иск и указал, что сальмонеллез может передаваться в бытовых условиях, — значит, гости могли заразиться в другом месте, а ресторан тут ни при чем.
Если заставляют платить
Я заметила, что в ресторанах премиум-класса и крупных ресторанных сетях любую ошибку обычно признают и исправляют. Чтобы загладить вину за условный волос в супе, официант принесет не только новый суп, но и предложит бесплатный десерт, напиток или значительную скидку. Но так бывает не всегда. Если владельцы ресторана считают каждую копейку и не дорожат своей репутацией, даже за суп с мухой заставят платить.
Если не хотите слышать вслед оскорбления и переживать, правильно ли поступили, вот инструкция, как решить ситуацию:
Чтобы избежать таких ситуаций, советую тщательнее выбирать ресторан. Если подыскиваете место на один вечер, посмотрите отзывы о заведении. Если в ресторане уже случались неприятные ситуации, скорее всего, клиенты напишут об этом в отзывах на специализированных сайтах или на «Трипэдвайзоре».
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Можно ли отказаться от еды в ресторане, если она невкусная? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане
Гипотетическая ситуация: в ресторане вам приносят заказанное блюдо, вы пробуете — и понимаете, что съесть его не сможете. Что на вкус оно как несвежие носки, вдобавок пересоленные и пережаренные. Что делать? Учинить скандал и потребовать замену, ведь клиент всегда прав? The Village спросил у юристов, можно ли отказаться от малосъедобной еды, если вы по собственной воле выбрали её в меню.
Александр Пашинцев
юридическая фирма «Эксперт-Т»
Исходя из общих положений закона «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п. 1, ст. 4). Пункт 3 этой же статьи гласит: «Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, он обязан передать товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями».
То есть если потребитель поставил в известность исполнителя о том, что он желает употребить вкусное для него блюдо, а исполнитель согласился на исполнение данного договора без дополнительных уточнений, то потребитель вправе требовать:
безвозмездного устранения недостатка;
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, при этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь.
Но в данном случае стоит учитывать, что не была соблюдена простая письменная форма договора. А значит, бремя доказывания условий договора и обстоятельств, при которых данный договор был заключён, ляжет на стороны в равной мере. Причём стороны будут лишены права ссылаться на свидетельские показания. При этом стоит отметить, что при заключении договора путём заказа блюда из меню без дополнительных условий факт того, что еда оказалась невкусной для данного конкретного потребителя, не даёт ему права предъявлять вышеуказанные требования.
Что касается ситуации, когда принесли блюдо с ингредиентом, не указанным в меню, — стоит понимать: это обычный ингредиент данного блюда, либо новшество? Если обычный, то потребитель не может отказаться
(либо он до начала приготовления должен был указать на нежелательность ингредиента в блюде). Если новшество — то тут уже исполнитель обязан был заранее предупредить клиента, так что от блюда можно отказаться.
София Мацола
руководитель юридической службы Союза потребителей Петербурга
На самом деле понятие «невкусная еда» довольно субъективно. Отказаться от исполнения договора на оказание услуг, коим является наш случай, можно в том случае, если речь идёт об объективных недостатках: например, если вам принесли блюдо, приготовленное из просроченных продуктов. Или бывают случаи, когда в еде попадаются инородные объекты, что для клиента-потребителя не очень приятно. Но в подобных случаях рестораны и прочие сети общественного питания урегулируют ситуацию полюбовно, не придавая огласке происшествие. В противном случае при некачественном оказании услуг у потребителя есть право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
По поводу возможности отказа от блюда, если вы его попробовали и оно субъективно показалось вам невкусным, не могу предложить никакой нормы права. Но знаю, что хорошие рестораны при наличии жалобы от клиента, например, на недосоленное или пересоленное блюдо в целях сохранения клиентской базы всё-таки меняют заказ и приносят то, что ему нравится. Существуют «Правила оказания услуг общественного питания», но они также регламентируют порядок отказа от договора лишь при наличии недостатков оказанной услуги.
Эльдар Кабиров
владелец ресторана Red. Steak and Wine
У нас были такие случаи, но очень-очень мало. Мы забираем блюдо и предлагаем альтернативный вариант. То блюдо, которое не понравилось, убираем из счёта.
Тут нет одного решения, нужно смотреть в контексте. Если ты идёшь в, условно, мишленовский ресторан, то тебе будут предлагать альтернативу по блюдам. Но деньги ты заплатил, и тебе их не вернут. Те рестораны, которым важен имидж, поступают максимально лояльно. Но гость должен понимать, куда он идёт. Если он идёт в стейк-хаус, а хочет получить пасту, то тут не о чем разговаривать.
Жуём бесплатно. Как не платить в кафе, если не понравилась еда
Наконец-то открылись летние кафе и веранды. Но что делать, если за время пандемии в заведениях испортилась кухня? А может, в вашей тарелке оказалось то, чего там быть не должно? Разбираемся, за что нужно платить в ресторане, а где закон защищает ваши права на бесплатный ужин.
Я ем, но мне не нравится
Некоторые клиенты общепита любят пробовать в ресторанах новые и экзотические блюда, а другие всегда во всех заведениях заказывают салат «Цезарь» и зелёный чай. Но независимо от того, экспериментатор вы или нет, любое блюдо может быть плохо приготовлено. Даже картофельное пюре или гречка.
Удары цен точно в голову. Магазины заставляют вас покупать, используя эти приёмы в акциях и скидках
Допустим, блюдо вам не понравилось, закон «О защите прав потребителей» в данном случае — на стороне заведения. Заказ еды — это устная договорённость между клиентом и общепитом. А вкусовые предпочтения — это субъективная причина. Может, салат или суп не нравится вам, но понравится другому клиенту. Кафе не станет менять рецепт под каждого гостя.
Нормы права в этой истории не действуют. Поэтому расплатиться за невкусный ужин всё равно придётся. Если вам совсем не нравится еда, можно попросить повара переделать ваш заказ. Но тут нужно проявить деликатность и вежливость, чтобы не обидеть повара и официанта, которые могут плюнуть вам в тарелку, если вы как-то их расстроите.
Я ем, а там всё плохо
На плохо приготовленную еду можно жаловаться. Но «плохо» не в смысле «невкусно», а в смысле «некачественно». Пережаренное мясо или недожаренное, блюдо подано холодным, хотя должно было быть горячим, вместо баранины вам принесли свинину, а вместо утки — курицу, в тарелке плавает муха — эти ситуации или подобные можно обсуждать с официантом, поваром или администратором заведения.
Правила оказания услуг общественного питания регламентируют все требования к предоставляемой услуге. Если что-то не соблюдено, клиент вправе отказаться от заказа и потребовать заменить блюдо на такое же или аналогичное в той же ценовой категории.
Как правило, заведения идут навстречу и не раздувают скандал, а выполняют просьбу посетителя. Иногда ещё и комплимент дают — десерт или напиток, например.
Я ем, но я просил без лука
Предположим, вы очень любите салат «Греческий». Но у вас вечером свидание, поэтому лук в салате может стать причиной неудачной встречи. Вы можете попросить, чтобы лук вам не клали. Но что делать, если вы попросили, а лук всё равно оказался в вашей тарелке?
О чём должен помнить посетитель кафе/ресторана
«БелПресса» рассказывает о правах клиентов заведений общепита
Председатель Белгородского общества защиты прав потребителей, юрист Евгений Михайлов говорит, что клиенты общепита защищены Федеральным законом «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг общественного питания.
Кухня
Можно ли вернуть блюдо, если в нём, допустим, плавает муха?
Да, согласно п. 26 Правил оказания услуг общественного питания, вы можете вернуть блюдо, если оно не соответствует описанию или плохого качества. Вам обязаны вернуть деньги или повторно блюдо приготовить.
Чаще всего администрация заведения предлагает десерт в качестве извинения, чтобы сгладить неприятное впечатление. В случае если чай или кофе холодный, вы тоже можете попросить заменить напиток на горячий.
А если блюдо невкусное?
На вкус и цвет товарищей нет. Если всё соответствует описанию, но просто вам не понравилось, администрация кафе не обязана заменять блюдо на другое.
Можно ли отказаться от заказа, если блюдо отличается от изображения в меню или на рекламном поле?
Клиент вправе требовать, чтобы готовое блюдо соответствовало картинке. Поэтому, если внешний вид бургера или пирожного не соответствует изображению, настаивайте, чтобы их переделали. А в случае отказа требуйте вернуть деньги.
Что делать, если вместо, например, чизкейка мне подали обычный творожный пирог?
Если вы точно знаете, какие ингредиенты должны быть в вашем блюде и его не получили, то можете настоять на:
— снижении цены за заказ;
— повторном изготовлении блюда.
То же самое, если еда подгорела или, наоборот, сырая, непрезентабельна на вид и весит меньше, чем указано в порции.
Может ли клиент вызвать шеф-повара в зал, чтобы поблагодарить или высказать ему претензию?
Да, вы можете попросить официанта или администратора позвать повара. В случае благодарности повар будет только рад услышать добрые слова. Но если в зале много посетителей или если повару запрещено покидать рабочее место, можно передать слова благодарности или претензию через официанта или администратора, а также сделать запись в книге жалоб и предложений.
Сервис
Какая информация должна быть в меню заведения?
Сразу после названия блюда в меню обязаны указать ингредиенты, способ приготовления, калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также вес готового блюда. Вес, кстати, можно проверить: администрация заведения должна по требованию предоставить для этого весы.
Также в меню отмечают дополнительные услуги заведения и условия их использования (например, отдельная плата за шоу-программу) и прописывают правила поведения посетителей в заведении.
Что делать, если с меня требуют оплату за шоу-программу и блюдо, которое я не заказывал?
Если вы заказали только тортик, а к нему принесли ещё и чай, вы не должны за него платить. За все дополнительные услуги кафе может брать деньги только с согласия клиента (п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 24 Правил оказания услуг общественного питания).
Часто рестораны включают в счёт шоу-программу или обслуживание. Если такой информации нет в меню, вы вправе отказаться от оплаты таких услуг.
Несёт ли заведение ответственность за вещи, оставленные в гардеробе?
Если посетитель сдал верхнюю одежду в гардероб или в другое предназначенное для этого место, заведение должно обеспечить сохранность вещей (ст. 924 ГК РФ).
Кстати, вам может показаться, будто вещи вы оставляете в гардеробе заведения общепита бесплатно – на самом же деле плата за эту услугу включена в стоимость еды.
Куда обращаться, если мне нахамил персонал?
В законе нет чёткого регламента, как с вами должны общаться бармены и официанты, насколько быстро вас обязаны обслужить и прочие частности. Такие обстоятельства могут быть расписаны в правилах самого заведения. Но если вы считаете, что слишком долго ждёте заказ, или недовольны обслуживанием, то можете вызвать управляющего и изложить ему свои претензии. Ему же следует адресовать жалобы, если в заведении грязно, испачкана скатерть или, допустим, не убран туалет.
Можно ли отказаться от блюда в ресторане, если оно вам не понравилось?
Вкус — специфическое и субъективное понятие. Кому-то нравится острое, кому-то соленое, кому-то жареное. Что делать, если кулинары ресторана вам все-таки не угодили? Можно ли не платить за не понравившееся вам блюдо? На вопрос ответит Галина Срапонян, администратор ресторана «Два грека» (г. Калуга)
Вкус — специфическое и субъективное понятие. Кому-то нравится острое, кому-то соленое, кому-то жареное. Что делать, если кулинары ресторана вам все-таки не угодили? Можно ли не платить за не понравившееся вам блюдо? На вопрос ответит Галина Срапонян, администратор ресторана «Два грека» (г. Калуга).
Фото: предоставлено администрацией ресторана
Если гость не высказал свои предпочтения к блюду перед заказом, официант и повар никак не узнают, что же ему по нраву. «Блюдо мне не нравится, оно не вкусное» — не повод для отказа от него и неуплаты по чеку. Не существует нормативного акта ил пункта в правах потребителя, которое позволяет поступать подобным образом.
Такие случаи происходят в каждом заведении. Бывает, что гостю меняют блюдо или позволяют за него не платить — это объясняется политикой ресторана, статусом человека или другими нерегламентированными причинами. В большинстве мест, в том числе и нашем, администратор постарается подробнее узнать причину, по которой гостю не нравится блюдо, устранить ее (возможно, еду просто нужно погреть, добавить соус и т. д.). Если же ответ остается прежним — «невкусно и все», сотрудник заведения в вежливой форме объяснит, что за позицию в любом случае необходимо будет заплатить, предложит альтернативное блюдо, обсудив некоторые детали, чтобы оно понравилось гостю. За него тоже необходимо будет рассчитаться.
Если же человек указывает на какую-то конкретную негативную характеристику, например, «пересоленное» или «слишком сладкое», решать вопрос предстоит шеф-повару. Поверьте, он отнесется к задаче объективно, ведь в его интересах контролировать и поддерживать профессионализм работников кухни. Теперь все зависит от его вердикта. Если блюдо действительно испорчено поваром, его заменят, если нет — правда на стороне ресторана. А жалующийся, возможно, просто хочет сэкономить.
Гость в такой ситуации прав в нескольких случаях. Если ему подали продукт ненадлежащего качества, что можно определить и без вмешательство работников кухни. Речь о пережаренном, сыром или просроченном блюде. В таких ситуациях сотрудник заведения, чтобы сохранить репутацию, извинится, заменит блюдо, предложит альтернативное или уберет позицию из чека. Для уважающих себя мест подобная ситуация неприемлема, и, чтоб загладить вину, могут подать комплимент от ресторана — напиток, десерт или, например, закуску.
Еще один момент, когда гость может уйти, не заплатив за заказ, — несоответствие блюда заявленному в меню. Совсем грубо говоря, если вместо свинины вам принесли курицу. Чаще происходят более частные и мелкие ошибки. Во-первых, в поданном блюде может присутствовать ингредиент, нежелательный для заказчика и не указанный в меню: мята, орехи, обильные специи. Если эти продукты не входят в классический рецепт и не упомянуты при описании блюда, гость в праве отказаться от еды. Вдруг у него аллергия, в конце концов. Второй случай — когда определенного важного ингредиента, наоборот, нет в блюде. Допустим, не положили в салат креветки — здесь можно тоже отказаться от уплаты. И третья ситуация — несоответствие веса блюда надлежащему. Такие выяснения происходят редко, однако если гостя случайно «обманули», скажем так, он также в праве услышать от администратора извинения и предложения, как загладить вину.