если бы аллах знал что в них есть добро
Сура 8 «Аль-Анфаль» (Трофеи), аят 23
وَلَوْ عَلِمَ اللَّهُ فِيهِمْ خَيْرًا لَأَسْمَعَهُمْ ۖ وَلَوْ أَسْمَعَهُمْ لَتَوَلَّوْا وَهُمْ مُعْرِضُونَ
Слушать аят Корана 8:23
Транслитерация
Wa law ‘alimal laahu feehim khairal la asma’ahum; wa law asma’ahum latawallaw wa hum mu’ridoon
Переводы смыслов Корана (Сура 8, аят 23)
Эльмир Кулиев
Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением.
Абу Адель
А если бы Аллах знал (что) в них (есть) (хоть что-нибудь) благое, то Он, непременно, дал бы им (способность) услышать [понять] (наставления из Своей Книги). (Но Он знает, что в них нет никакого блага, и что они не уверуют.) А если (предположить, что) Он дал бы им (способность) услышать, то они, непременно, отвернулись бы (от Веры) (поняв суть наставлений и доказательств) (из-за своей упрямости), будучи отвращающимися (от Истины).
Магомед-Нури Османов
Если бы видел Аллах в них что-либо доброе, Он даровал бы им способность слышать. И даже если Он даровал бы им возможность слышать, они упрямо отвернулись бы.
Валерия (Иман) Порохова
И если бы (всевидящий) Господь Узрел в их (душах) что-нибудь благое, Он дал бы им возможность слышать, — Но если бы Он дал им слышать, Они бы все равно отворотились от Него.
Игнатий Крачковский
Если бы Аллах знал что-нибудь доброе в них, Он дал бы им услышать, а если бы Он дал им услышать, они отвернулись бы от Него, отвратившись.
Гордий Саблуков
Если бы Бог знал что либо доброе в них, Он сделал бы их слышащими; но если бы Он и сделал их слышащими, то они уклонились бы, отступивши от Него.
Михайло Якубович
Та якби Він дарував їм слух, вони б однаково вперто відвернулися!
Тафсир (толкование) Корана (Сура 8, аят 23)
Абд ар-Рахман бин Насир Ас-Саади
Если бы Он наделил нечестивцев слухом, они все равно отказались бы от повиновения Ему, потому что они совершенно не стремятся к истине. Это свидетельствует о том, что Всевышний Аллах лишает веры и успеха только тех, кто лишен добра и не достоин быть мусульманином. Подобные решения всегда соответствуют божественной мудрости. Хвала же за это надлежит Ему одному.
Аль-Мунтахаб
Если бы Аллах Всезнающий узрел бы в них что-нибудь благое для них самих, для других людей и для Его Истины, Он бы даровал им способность услышать, что привело бы их к познанию Истины умом. Но если бы Он и сделал так, чтобы они услышали и поняли это, всё равно они бы отвратились от Истины и прямого пути. Ведь они предпочитают свои страсти и отвернулись от Аллаха.
Если бы аллах знал что в них есть добро
1. Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими.
2. Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа,
3. которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили.
4. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел.
5. Таким же образом твой Господь побудил тебя выйти из дома ради истины, хотя некоторые из верующих не хотели этого.
7. Вот Аллах обещал вам, что вам достанется один из двух отрядов. Вы пожелали, чтобы вам достался невооруженный отряд. Но Аллах желает подтвердить истину своими словами и искоренить неверующих,
8. чтобы восторжествовала истина и исчезла ложь, даже если это ненавистно грешникам.
9. Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам: «Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом».
11. Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас скверну сатаны, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы.
14. Вот так! Вкусите же его! Воистину, неверующим уготованы мучения в Огне.
15. О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной.
16. Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!
18. Вот так! Воистину, Аллах ослабляет козни неверующих.
20. О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите.
22. Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать.
23. Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением.
24. О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах оказывается между человеком и его сердцем (может помешать человеку добиться того, что ему угодно) и что вы будете собраны к Нему.
25. Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании.
26. Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны.
27. О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно.
29. О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью.
32. Вот они сказали: «О Аллах! Если это является истиной от Тебя, то обрушь на нас камни с неба или же подвергни нас мучительным страданиям».
33. Но Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты находишься среди них. Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении.
34. Но как же Аллаху не подвергнуть их мучениям, если они не допускают мусульман к Заповедной мечети, не будучи Его угодниками? Его угодниками являются только богобоязненные, но большинство их не ведает об этом.
35. Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопанием в ладоши. Вкусите же мучения за то, что вы были неверующими.
36. Воистину, неверующие расходуют свое имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены. Неверующие будут собраны в Геенне,
37. чтобы Аллах отделил скверного человека от доброго, бросил скверных одного на другого, собрал их всех вместе и поместил в Геенне. Они будут потерпевшими убыток.
38. Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом. Но если они возвратятся к неверию, то ведь уже были примеры первых поколений.
39. Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают.
40. Но если они отвернутся, то да будет вам известно, что Аллах является вашим Покровителем. Как прекрасен этот Покровитель! Как прекрасен этот Помощник!
41. Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах способен на всякую вещь.
43. Вот Аллах показал их тебе во сне малочисленными. Если бы Он показал тебе их многочисленными, то вы пали бы духом и стали бы препираться при принятии решения. Однако Аллах уберег вас, ибо Он знает о том, что в груди.
44. Вот Аллах, когда вы встретились, показал их вашим глазам малочисленными, и вас показал их глазам малочисленными, чтобы довести до конца дело, которое уже было свершившимся. Воистину, дела возвращаются к Аллаху.
47. Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают.
48. Вот сатана приукрасил для них их деяния и сказал: «Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству». Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании».
50. Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам со словами: «Вкусите мучения от обжигающего Огня!
52. Таким же образом поступали род Фараона и те, которые жили до них. Они отвергли знамения Аллаха, и Аллах схватил их за грехи. Воистину, Аллах силен и суров в наказании.
54. Таким же образом поступали род Фараона и те, которые жили до них. Они отвергли знамения своего Господа, и Мы погубили их за грехи и потопили род Фараона. Все они были беззаконниками.
55. Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются те, которые не уверовали и не уверуют.
56. Ты заключаешь с ними договор, но всякий раз они нарушают этот договор и не страшатся.
58. А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников.
59. Пусть не думают неверующие, что они опередят других. Воистину, им не сбежать.
60. Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо.
62. Если же они захотят обмануть тебя, то тебе достаточно Аллаха. Он поддержал тебя Своей помощью и верующими.
64. О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха.
68. Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли.
72. Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу. Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете.
73. Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие.
74. Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел.
75. Те, которые уверовали впоследствии, совершили переселение и сражались вместе с вами, являются одними из вас. Однако родственники ближе друг к другу. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах ведает обо всякой вещи.
Если бы аллах знал что в них есть добро
— АБДУЛЛА: да, но так же есть и хадисы не менее четкие по смыслу:
«О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты ПРЕДРЕШИЛ, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты – Господь наш, и Возвышенный!»» (Хадис приводят Абу Дауд, ан-Насаи. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Хаким, имам ан-Навави, Ахмад Шакир и аль-Альбани)
«Кто хочет получить щедрый удел и прожить дольше, пусть поддерживает родственные связи» (ал-Бухари и Муслим).
Эти хадисы явно указывают на то, что судьбу можно изменить.
И на счет однозначности аята вы поторопились, достаточно почитать тафсир аята:
О Мухаммад! Если бы Аллах пожелал обратить многобожников в веру, то они не приобщали бы сотоварищей к Нему. Всевышний разъяснил, что они не поклоняются вымышленным богам вопреки Его божественной воле. Если бы Аллаху было известно, что они отдадут предпочтение правой вере, то Он непременно наставил бы их на прямой путь. Однако Ему было известно, что они отдадут предпочтение многобожию, и поэтому Он не стал удерживать их от поклонения вымышленным богам. Ты не являешься смотрителем над ними, на тебя не возложена обязанность запоминать их деяния, и ты не будешь нести ответственность за их преступления. Мы не давали тебе таких поручений, и они не назначали тебя своим поручителем, чтобы ты распоряжался их делами и заботился о соблюдении их интересов.
Из общего смысла этого аята следует, что если бы Аллах пожелал, чтобы многобожники поклонялись Ему одному, то Он принудил бы их к этому благодаря своему могуществу и своей власти, однако Ему было угодно, чтобы они сами сделали свой выбор. Что же касается Пророка Мухаммада, то ему не было поручено наблюдать за многобожниками, исчислять их деяния и устраивать их дела. (тафсир Ас-Саади 6:107)
— ДМИТРИЙ: противоречие чистой воды 🙂
— АБДУЛЛА: вы тафсир аята прочитали?
— АБДУЛЛА: и в каком месте вы увидели противоречие?
— АБДУЛЛА: а может дело обстоит совершенно наоборот? Может тот, кому неприятна истина не хочет понять, что черное это белое? Ведь в тафсире четко написано:
» Всевышний разъяснил, что они не поклоняются вымышленным богам вопреки Его божественной воле. Если бы Аллаху было ИЗВЕСТНО, что они отдадут предпочтение правой вере, то Он непременно наставил бы их на прямой путь. Однако Ему было известно, что они отдадут предпочтение многобожию, и поэтому Он не стал удерживать их от поклонения вымышленным богам.»
«Из общего смысла этого аята следует, что если бы Аллах пожелал, чтобы многобожники поклонялись Ему одному, то Он ПРИНУДИЛ БЫ их к этому благодаря своему могуществу и своей власти, однако Ему было угодно, чтобы они сами сделали свой выбор»
И я с самого начала говорил, что догмат о предопределении в своей основе повествует о всезнании Аллаха, а не принуждении.
Вот еще аят подтверждающий, что у человека есть выбор, только был бы тот кто, прислушался бы.
Если бы Аллах ЗНАЛ, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением. (8:23)
Даже если бы Аллах наделил нечестивцев слухом, они все равно бы отказались от повиновения Аллаху, потому что они совершенно не стремятся к истине. А это свидетельствует о том, что Всевышний Аллах лишает веры и успеха только тех, кто лишен добра и не достоин стать мусульманином. Подобные решения всегда соответствуют божественной мудрости. Хвала же за это надлежит одному Аллаху. (тафсир Ас-Саади)
— ДМИТРИЙ: тот же тафсир ас-Саади:
«Если бы Аллах пожелал, то Он сделал бы вас единой общиной. Однако Он вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает, и вы непременно будете спрошены о том, что вы совершали.» Сура 16, аят 93
» Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток». 7, 178
Всевышний разъяснил, что только Он способен наставить людей на прямой путь или ввести их в заблуждение. Если Аллах вдохновляет человека на совершение праведных деяний, оберегает его от ненавистных Ему поступков и обучает его тому, что прежде ему было неизвестно, то такой человек действительно становится на прямой путь, и происходит это исключительно благодаря наставлению Всевышнего Господа. Но если Аллах лишает человека своей поддержки и не вдохновляет его на совершение праведных поступков, то такой человек оказывается в убытке, а в День воскресения он непременно потеряет самого себя и лишится своих семей. Это и есть самый настоящий убыток!
— АБДУЛЛА: в тафсире к первому аяту, вы наверно пропустили слова «Он поступает в соответствии со своим ЗНАНИЕМ и божественной мудростью»?
По поводу второго аята могу сказать, что вы ошибаетесь если считаете, что Аллах наставляет на прямой путь или сбивает по несправедливости, т.к. в пояснении к аяту выше было сказано: » Он поступает в соответствии со своим знанием и божественной мудростью». Смысл аята в том, что все, абсолютно все во власти Аллаха. Это и есть одно из величайших качеств Господа, т.к. неспособность контролировать свои творения указывает на немощность, а Господь не может быть немощным. Все, что делает Аллах делает по своей мудрости и справедливости. И Он по своей мудрости дает право выбора, а по своему всезнанию Он знает, кто какой выбор сделает и каждому облегчает то, что тот выбрал. Но в то же время Он по своей милости всегда держит дверь покаяния открытой, и как только человек раскаивается, Он принимает раскаяние и наставляет на прямой путь. А о том, что судьбу можно изменить я уже приводил хадисы выше, все зависит от человека.
Кстати, вот еще «замечательные» аяты из суры Ясин:
8. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны.
Аллах сообщил о том, что же мешало многобожникам обрести веру. Это – оковы, которые Аллах наложил на шеи неверующих. Эти оковы подобны могучим кандалам: они сжимают шеи грешников и упираются им в подбородок, из-за чего грешники вынуждены задирать свои головы вверх и не в силах опустить их.
(9) Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят.
Аллах воздвиг перед ними и позади них преграду, которая отделяет их от правой веры. Но это не все! Неверующие лишены возможности прозреть, потому что на их глаза наброшено покрывало. Невежество и несчастье окружает их со всех сторон, и поэтому увещевания не приносят им никакой пользы.
Вы так же правы в том, Аллах Творец деяний людей. Проблема в том, что если человек не признает Бога Творцом деяний людей, это непременно приведет к выводу о том, что Бог не Всемогущ или не является Творцом всего сущего. В исламе же «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи.» (39:62) Т.е. Аллах создал ВСЕ, абсолютно все и нет ни единого, ни малейшего исключения из этого «правила».
Далее: если мы посмотрим на человека и на его деяния, каждому ясно, что человек делает, что пожелает. Ни кого ни кто и не что не заставляет идти в мечеть или в церковь или в пивную и т.д. Ни у кого в голове не раздаются приказы идти именно в мечеть и только в мечеть ни куда больше. Ни у кого не привязаны к рукам и ногам нитки и ни кто за эти нитки не дергает ведя человека в мечеть или церковь или в пивную. Человек сам выбирает и я думаю с этим будет спорить только тот, кто совершенно невежественен или глуп.
Если же рассмотреть то или иное конкретное дело человека, тут непременно должны быть выполнены два условия: 1) желание (воля) и 2) возможность (мощь, сила). Если же человек не может или не хочет чего либо делать, он это действие не совершает. Если же человек совершает что либо по принуждению или он не может, что либо совершить из-за немощности, за это Бог его не будет спрашивать. Бог призовет человека к ответу только за те дела которые он совершил сам, по возможности (по своей мощи, силе) и по своему желанию (воле).
Далее: если вернутся к тому, что Бог Создатель ВСЕГО без исключения, совершенно понятно, что и человек этому не исключение, и его воля (желание) не исключение, и его возможность (мощь, сила) не исключение. Вывод из этого только один: Бог создал человека и создал в нем силу и волю, и дал ему право выбора. А т.к. и человек и его сила и его воля созданы Богом, то и все его дела созданы Богом. И это ни как не противоречит тому, что у человека есть право выбора. Это и есть истинное Всезнание, Мудрость, ТВОРЕНИЕ Бога. А иначе получается, что Бог не создатель или создатель не всего сущего, а если так и есть, то такой Бог не достоин почитания и поклонения.
Насчет аятов из суры Ясин, то вам следовало прочить пояснения и к 11-тому аяту:
Всевышний упомянул о второй категории людей – о верующих, которые внимают проповедям и увещеваниям. Аллах сообщил Своему посланнику, что его проповеди и добрые советы приносят пользу только людям, которые следуют за ПОНИМАНИЕМ, т.е. стремятся НАЙТИ истину и страшатся милостивого Аллаха. ИСКРЕННЕ стремление найти истину и страх перед Всевышним Аллахом – именно эти два качества помогают верующим извлечь полезные уроки из пророческих проповедей и очиститься благодаря божественному учению. О Посланник! Узнай людей, обладающих этими двумя качествами, и сообщи им радостную весть о прощении и щедром вознаграждении. Им будут прощены грехи, и они получат великую награду за свои добрые намерения и прекрасные деяния. (тафсир Ас-Саади 36:11)
Насчет таубы (покаяния):
Воистину, это – Назидание, и всякий, кто пожелает, встанет на путь к своему Господу. (73:19)
Всякий, кто ПОЖЕЛАЕТ, может встать на путь, ведущий к Аллаху, и придерживается законов, которые Он разъяснил самым лучшим образом.
В этом аяте содержится доказательство того, что Всевышний создал для Своих рабов условия САМИМ принимать решения и даровал им достаточно сил для этого. Это полностью опровергает взгляды джабритов, считающих, что человек совершает дела, не имея собственной воли. Подобные воззрения противоречат как логике, так и священным текстам. (тафсир Ас-Саади)
Ну можно и еще легче поступить, как вы. Просто все назвать не состыковкой и не напрягаться. Что ж, это ваше решение и не мне вас судить. Я до вас довел, что мог и как мог, дальше дело только за вами. Главное, что-бы вы сами себя не убеждали в том, что вы упрямы.
Дополню:
7:179. Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами.
еще о предопределении:
Сахих Муслима:
1862. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах записал судьбы [всего сотворённого] за пятьдесят тысяч лет до того, как Он создал небеса и землю»». [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также] сказал: «И [тогда] престол Его был над водой».
1863. Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Адам вступил в спор с Мусой, мир им обоим, [в присутствии] их Господа, и Адам убедил Мусу. Муса спросил: «Ты ли Адам, которого Аллах создал Своей рукой, и в кого Он вдохнул от духа Своего, и перед кем Он [велел] пасть ниц Своим ангелам, и кого Он поселил в Раю, после чего ты низверг людей из Рая, [совершив] грех?» [Адам] спросил: «Ты ли Муса, которого избрал Аллах, [вверивший] тебе Своё послание, и говоривший с тобой, и вручивший тебе Скрижали с разъяснением всего, и приблизивший тебя как доверенное лицо? За сколько [лет] до того, как я был создан, Аллах записал Тору?» Муса сказал: «За сорок лет». [Адам] спросил: «А нашёл ли ты в ней слова «Адам ослушался своего Господа и сбился с пути» (20:121)? [Муса] сказал: «Да». [Адам] сказал: «И ты порицаешь меня за то, что я совершил нечто такое, что Аллах предопределил мне совершить за сорок лет до того, как Он создал меня?»
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, [также] сказал: «И Адам убедил Мусу».
1865. Передают, что ‘Али, да почтит его Аллах, сказал: «[Однажды, когда] мы присутствовали на похоронах [на кладбище] Баки’ аль-Гаркад, к нам подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, [державший в руке] небольшую палку, и сел, а мы уселись вокруг него. Он опустил голову и стал разгребать своей палкой землю, а [через некоторое время] сказал: «Нет среди вас ни одной живой души, за которой Аллах не записал её место в Раю или в Аду и которая уже не записана как злосчастная или счастливая». Один человек спросил: «О посланник Аллаха, так не [положиться] ли нам на то, что уже предопределено, и не отказаться ли от дел?» [1] [В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует] сказал: «Тот, кто принадлежит к числу счастливых, будет заниматься делами счастливых, а тот, кто принадлежит к числу злосчастных, будет заниматься делами злосчастных. Делайте [то, что вам велено] [2], и каждому [из вас] будет облегчено. Что касается счастливых, то им будет облегчено [совершение] дел счастливых, что же касается злосчастных, то им будет облегчено [совершение] дел злосчастных». А потом [пророк т прочитал следующие аяты]: «Что касается того, кто отдавал [3], и был богобоязненным, и признавал наилучшее [4], то Мы облегчим ему [путь] к легчайшему [5], А тому, кто скупился [6], и [думал, что] обойдётся [7], и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему [8]» (92:5-10)».
[1] То есть если всё предопределено, то какой смысл в совершении благих дел?
[2] Это значит: делайте то, что вам предписано Шариатом, и отстраняйтесь от всего запретного.
[3] Здесь имеется в виду тот, кто выполнял веления Аллаха, касающиеся выплаты закята и помощи неимущим.
[4] То есть верил в истинность слов свидетельства исповедания веры и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела.
[5] Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в Рай.
[6] То есть не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом.
[7] Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и обойдётся земными благами.
[8] Это значит, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конечном итоге приведёт такого человека в Ад.
1866. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, человек [может] долго совершать дела обитателей Рая, но завершить это совершением дел обитателей Огня, и человек [может] долго совершать дела обитателей Огня, но завершить это совершением дел обитателей Рая».
1868. Передают, что ‘Абдуллах Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствуетсказал нам: «Поистине, каждый из вас [сначала находится] во чреве матери в течение сорока дней, затем столько же пребывает [там] в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который вдыхает в него дух и получает веление записать четыре [вещи]: его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Тем, помимо Кого нет иного бога, любой из вас [может] совершать дела обитателей Рая, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь [одного] локтя, а потом возобладает то, что написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Огня и войдёт в [Огонь]. И, поистине, любой из вас [может] совершать дела обитателей Огня, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь [одного] локтя, а потом возобладает то, что написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая и войдёт [в Рай]»».
1869. Передают со слов Хузайфы ибн Асида, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангел является к капле семени, пробывшей в утробе сорок (или: сорок пять) дней, и спрашивает: «О Господь мой, злосчастный или счастливый?» — и [это] записывается. Потом он спрашивает: «О Господь мой, мужчина или женщина?» — и [это] записывается. Записываются также дела, срок и продолжительность [жизни], равно как и удел [человека] [1], после чего свитки сворачивают, и [к написанному] в них больше ничего не добавляется и не убавляется».
1870. Передают со слов ‘Амира ибн Василя, что [однажды] он услышал, как ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Несчастен тот, кто был несчастным уже в утробе своей матери, счастлив же тот, кого увещевают, [приводя в пример] других» [2]. Потом [‘Амир] пришёл к человеку из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Хузайфа ибн Асид аль- Гифари, передал ему слова Ибн Мас’уда и спросил: «Как может быть несчастным тот, кто [ещё не совершил ни одного] дела?»
[‘Амир ибн Василя передал, что] этот человек сказал ему:
Разве тебя это удивляет? Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Через сорок два дня после того, как капля семени [оказывается в утробе], Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей форму, наделяет [зародыша] слухом и зрением и создаёт его кожу, плоть и кости, а потом спрашивает: «О Господь мой, мужчина или женщина?» — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает [Его решение]. Потом [ангел] спрашивает: «О Господь мой, [каким будет] срок его [жизни]?» — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает [Его слова]. Потом [ангел] спрашивает: «О Господь мой, [каким будет] его удел?» — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает [Его решение]. А потом ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя».
В [другой] версии [этого хадиса] добавлено [следующее]: «[Потом ангел спрашивает]: «Соразмерный или несоразмерный?» — и Аллах делает его соразмерным или несоразмерным».