если бывший работодатель дает плохие рекомендации что делать
7 нарушений прав работников, о которых работодатели не всегда знают
Работодатели помнят, что надо оформлять сотрудников по трудовому договору, вовремя платить зарплату и отпускать на выходной. Но по Трудовому кодексу у работников гораздо больше прав, чем обычно знают работодатели. Такое незнание — риск получить от Роструда штраф до 100 000 ₽ и бестолковый судебный кейс. Рассказываем, как делать нельзя, и как надо по закону.
1. Не индексировать зарплату
❌ Принять работника в штат, установить размер зарплаты и годами не повышать его. Или повышать, но за увеличение обязанностей или карьерный рост.
✅ Чтобы работники не страдали от инфляции, работодатели обязаны периодически индексировать зарплату. Это обязанность из ст. 134 ТК РФ.
Индексация зарплаты — это её повышение исходя из роста розничных цен на товары и услуги. При этом работник продолжает выполнять ту же работу.
Для госслужащих индексация прописана в законе. А вот частники должны сами решить, как часто и на какой процент будут индексировать зарплату персонала. Порядок прописывают в трудовом договоре или локальном акте, например, положении об индексации зарплаты. Если порядок прописан — уже полдела. Осталось соблюдать его и вовремя повышать зарплату.
Если работодатель не установил сроки и размер индексации, это не повод её не проводить. Периодичность можно взять любую — раз в полгода или в год. Коэффициент повышения можно рассчитать исходя из индекса потребительских цен за прошлый год. К примеру, за 2019 год инфляция составила примерно 5 %. На столько можно увеличить зарплату.
Регулярные премии и надбавки не заменяют индексацию. Эти выплаты входят в систему оплаты труда. Они зависят от качества и количества работы, а рост цен на продукты тут ни при чём. Это позиция Верховного суда РФ из Определении № 89-КГ18-14.
Индексировать можно оклад или переменную часть зарплаты — например, процент от продаж. Главное, чтобы в итоге повысился реальный размер зарплаты.
2. Штрафовать
❌ Штрафовать работников за недостачу, опоздания, разговор с клиентом не по скрипту. Суммы штрафов удерживать из зарплаты.
✅ Поддерживать дисциплину и наказывать персонал можно только тремя способами из ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор и увольнение по статье. А деньги за недостачу и сломанную мебель надо вычитать по правилам о материальной ответственности из ст. 238 ТК РФ.
Штрафовать работников нельзя. Мы уже рассказывали об этом в нашей статье.
Как за витиеватую систему штрафов, так и за разовое наказание работодатель сам рискует получить штраф от инспектора Роструда. А от работника — иск о взыскании недополученной из-за штрафов зарплаты.
3. Обязать пройти проверку на полиграфе
❌ Поставить работника в условия, когда он не может не согласиться пройти проверку на детекторе лжи. Если окажется, что он ворует или сливает информацию конкурентам, вычесть из зарплаты недостачу, уволить по статье или намекнуть написать заявление по собственному.
✅ Считается, что полиграф по телесным реакциям способен показать, врёт человек или нет.
Проверять работников на полиграфе не запрещено. Делать выводы и принимать меры, в принципе, тоже. Но тут есть два требования закона.
Работник должен дать согласие на проверку. Тест на полиграфе по своей сути — медицинская экспертиза. Ее можно проводить только с согласия человека. Об этом сказано в ст. 21 Конституции РФ.
Согласие должно быть добровольным. То есть работник подписывает его без давления. Хитрить и предлагать подписать согласие на «психологическое тестирование» тоже нельзя. Работник должен чётко понимать, что соглашается именно на устройство с подключением к телу проводов и конкретные вопросы. Отказаться от проверки работник может в любой момент, хоть в середине опроса. Уволить, оштрафовать или вычесть из зарплаты расходы на выезд полиграфолога нельзя.
Если работник в суде докажет, что согласился на полиграф под угрозой увольнения или плохих рекомендаций для эйчаров, работодатель оплатит моральный ущерб. Шанс доказать принуждение большой. Любые сомнения суды трактуют в пользу работника.
Проверка на полиграфе не должна заменять объяснительную, ревизию, акт об ущербе, докладную записку и приговор суда. Результаты теста на полиграфе юридически не доказывают, что работник нарушил закон. Трудовой кодекс не знает такой процедуры. Если работник оспорит увольнение или удержание из зарплаты, сослаться на полиграф не получится. На языке судопроизводства это называется недопустимым доказательством.
Для вычетов из зарплаты, надо соблюсти процедуру привлечения к материальной ответственности из главы 39 ТК РФ. Это создание комиссии, подсчёт ущерба, объяснение работника и приказ об удержании. Полная пошаговая инструкция есть в нашей статье.
Чтобы уволить за воровство, обращаются в полицию и дожидаются приговора суда. Так сказано в ч. 6 ст. 81 ТК РФ.
За слив коммерческой тайны, прогулы и пьянство увольняют после оформления дисциплинарного взыскания по ст. 193 ТК РФ. Инструкция здесь.
4. Заставить работать сверхурочно, в выходной или в ночь
❌ Перевести работника на ночную смену, заставить задержаться, назначить инвентаризацию на выходной. Согласие не спрашивать, за переработку не доплачивать.
✅ Работник обязан быть на работе в часы, которые прописаны в трудовом договоре и правилах трудового распорядка. Рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.
Для работы сверх нормы с работника берут письменное согласие и добавляют к зарплате.
Сверхурочная работа — это работа после смены, дополнительная смена или работа в выходной. Продолжительность ограничена: не больше 4 часов за две недели и 120 часов в год. Правило — из ст. 99 ТК РФ.
Сама по себе переработка не запрещена. Но должна быть цель: выгрузить скоропортящиеся продукты, заменить невышедшего баристу, починить прорванную трубу. Привлекать к допработе нельзя беременных и несовершеннолетних. А инвалиды и матери детей до трех лет могут отказаться.
За сверхурочную работу доплачивают. За первые два часа — в полтора раза больше, за последующие часы — в два раза. Вместо доплаты работник может выбрать выходной — ст. 152 ТК РФ.
В ночное время работают с 22 до 6 часов. Ночная смена короче дневной на один час. Для разового выхода в ночь с работника берут письменное согласие. Чтобы полностью перевести работника на ночной режим, оформляют допсоглашение к трудовому договору. Подробности — в ст. 96 ТК РФ.
Каждый час ночной работы оплачивается больше на 20 %.
Часто в трудовой договор записывают, что рабочий день ненормированный. Это значит, работника можно иногда оставлять после смены и обязывать выйти в выходной. Брать письменное согласие не нужно. Объём допчасов записывают в трудовой договор.
Если переработка выпала на выходной или праздник оплату удваивают. Либо — по желанию работника — надбавку заменяют лишним выходным. Правила из ст. 153 ТК РФ.
5. Оставить работника без перерыва на обед
❌ Не прописать в документах время обеда. Провести в обед совещание. Не обеспечить место для еды, если в помещении постоянный поток клиентов.
✅ В течение дня работнику полагается перерыв для еды и отдыха — ст. 108 ТК РФ.
Обед длится не меньше 30 минут, но не больше двух часов. Точное время прописывают в трудовом договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Роструд штрафует, если точного времени нет, плавающие обеды не считаются.
В обеденный перерыв работник может уйти гулять и по магазинам. Запрещать нельзя, это его время — ст. 106 ТК РФ.
Работников с рабочим днём меньше четырёх часов можно оставить без обеда. Но если по документам он есть, надо отпускать.
Особый случай — когда по характеру работы человек не может оторваться и уйти поесть. В таком случае работодатель организует отдельное место для еды и кратковременную замену другим сотрудником.
6. Не выдать при увольнении справку 2-НДФЛ
❌ При увольнении не выдать справку 2-НДФЛ, хотя работник просил письменно.
✅ Справка 2-НДФЛ показывает, сколько работник заработал, а работодатель — удержал налога.
2-НДФЛ нужна уволенному, чтобы встать на учёт по безработице, отдать в бухгалтерию на новом месте для расчёта пособий. Ещё — для оформления кредита. Справку делает работодатель. Но человек может сформировать её самостоятельно через личный кабинет налоговой инспекции — если у него есть аккаунт.
В день увольнения работнику вместе с трудовой книжкой выдают справку 2-НДФЛ за текущий год и два предшествующих. Для этого работник пишет заявление. Так сказано в ст. 84.1 ТК РФ и ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ.
Уже уволенному и забытому сотруднику справку выдают в течение трёх дней после письменной просьбы или в этот же срок отправляют почтой. Это сказал Минтруд в Приказе № 182н.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
7. Запретить менять банк для зарплатной карты
❌ Выбрать зарплатный проект и платить работникам только на карту этого банка. Отказать работнику получать зарплату на карту другого банка. Причина — бухгалтерии неудобно, бизнесу невыгодно.
✅ Работодателю не запрещено выбирать банк для зарплат всему коллективу сразу. Если сотрудника устраивают условия обслуживания, всё нормально. Но если работник хочет поменять банк, отказать нельзя. Придётся платить на карту, которую выбрал работник. Так сказано в ст. 136 ТК РФ.
Работник обязан сообщить, что меняет банк и дать новые реквизиты для перевода не позже 15 календарных дней до дня зарплаты. Если протянет с сообщением, можно платить на карту в старом банке. Но следующий перевод делают уже на новую.
Работник вправе менять банк и карту сколько угодно, ограничений нет.
Аргументы, что бухгалтерии удобно платить через один банк, а не терять деньги на межбанковской комиссии, не сработают. Право работника на смену банка безусловно. Вычитать из зарплаты комиссию за перевод нельзя. У работника есть право получить полную зарплату, а комиссия — издержки работодателя на бизнес.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Говорим о бывших: что спрашивать о кандидате у его предыдущего работодателя
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Узнать, что думает бывший работодатель о кандидате можно двумя способами. Первый вариант — получить уже готовую рекомендацию от соискателя. Быстро, но сомнительно, поскольку часто такие рекомендации пишут сами же сотрудники. В итоге письмо может содержать на 99% положительную информацию и мало подробностей, которые помогают составить верное впечатление о кандидате.
Второй способ предполагает, что вы сами собираете обратную связь — звоните или пишете людям, с которыми работал претендент. Принцип сбора обратной связи в данном случае не будет сильно отличаться. Вам нужно будет подготовить список вопросов, которые важны для принятия решения по кандидату и на которые может ответить предыдущий работодатель.
При этом живое общение, конечно, дает больше маневренности — вы можете направлять беседу и задавать возникающие в моменте вопросы, а также следить за интонационными реакциями собеседника.
Олеся Плотникова, руководитель отдела подбора и адаптации HeadHunter, рекомендует в интервью двигаться от общего к частному:
Рекрутер HRspace Сергей Кусков предлагает составить четкий сценарий разговора. Это позволит ничего не забыть и создать атмосферу, в которой собеседник будет готов делиться информацией. Такой гайд будет особенно полезен начинающим рекрутерам:
Добавляйте свои варианты в зависимости от волнующих вас вопросов. Например, когда есть ощущение, что кандидат недостаточно стрессоустойчив, можно узнать, как он переживал ситуации запуска проектов, свои ошибки или критику от начальства. Главное, чтобы список вопросов был у вас под рукой, так как в разговоре можно что-то забыть спросить.
Что делать, если на прошлом рабочем месте был конфликт?
Бывает, что в ходе диалога вы понимаете, что у кандидата был конфликт с предыдущим работодателем. Игнорировать эту информацию не стоит, важно попробовать в ней разобраться.
Если у вас остались неразрешенные сомнения после собеседования, тестовых заданий и этапа сбора обратной связи, возможно, стоит отказать кандидату или подключить службу безопасности.
Когда рекомендации запрашивают у вас
Если бывший сотрудник попросил вас составить рекомендательное письмо, можно сделать это в свободной форме. Но лучше убедить его, что запрос рекомендаций напрямую от потенциального работодателя будет эффективнее. Рекомендательные письма на бумаге — всё большая редкость в практике подбора персонала, и куда важнее и информативнее персональное общение. Ваша готовность ответить на вопросы представителя компании, куда будет наниматься ваш бывший сотрудник, станет дополнительной помощью в процессе его нового трудоустройства.
Когда к вам обратились за рекомендацией по телефону, предоставьте ведение беседы инициатору звонка. Если бывший сотрудник заранее предупредил, что вам могут позвонить, уделите немного времени подготовке к беседе: вспомните особенности работы с ним и его профессиональные качества. Так вы сможете дать интересующейся компании полезную информацию.
Как работодатели относятся к плохим рекомендациям
Когда спрашивают рекомендацию
У рекрутеров может быть много причин попросить у вас контакты руководителей, которые готовы поручиться за кандидата на вакансию. Самые распространенные — сомнения, традиции и требования службы безопасности для специалистов в определенных сферах.
Если у рекрутера есть несколько претендентов на одну позицию, он постарается подробнее разузнать о каждом из них, чтобы принять окончательное решение. Неоднозначное впечатление от собеседования с вами — тоже повод позвонить предыдущему начальнику.
Проверка происходит по двум сценариям. Если это позиция топ-уровня или работа связана с финансами и важными документами, банковская или другие особенные сферы, то сбором информации о кандидате, скорее всего, займется служба безопасности компании. Причем собирать сведения будут по всем возможным каналам.
В более простых случаях рекрутер ограничится тем, что попросит у самого кандидата контакты прежних работодателей, но и то не факт, что будет с ними созваниваться.
Прежде чем написать в резюме или назвать на собеседовании контакты бывших работодателей для рекомендаций, предварительно свяжитесь с этими людьми и спросите их разрешения. Во-первых, по закону нельзя кому-либо передавать персональные данные других лиц (а фамилия, имя, отчество, номер телефона и другие контактные сведения относятся к персональным данным) без их согласия. Во-вторых, это правило хорошего тона.
«Мы собираем информацию только с согласия кандидата. Запрашиваем у него фамилии и телефоны тех людей, которые могут быть его рекомендателями. Здесь кандидат должен поступить мудро — стоит предварительно позвонить тем, чьи контакты он дает. Нужно предупредить предыдущих руководителей, что им будут звонить по поводу рекомендации. И попросить охарактеризовать вашу работу», — советует Марк Левин.
По закону собирать о вас информацию можно только с вашего согласия. Но в жизни всё несколько иначе: если у вас на собеседовании не попросили контакты для рекомендаций и согласие на проверку сведений о вас, это еще не значит, что никакой проверки не будет. У рекрутеров есть свой узкий профессиональный круг общения, и ничто не мешает им обменяться мнениями о тех или иных кандидатах в неформальном порядке.
Верят ли единственной плохой рекомендации
Это зависит от уровня позиции и опыта рекрутера. Опытный HR-специалист не станет полагаться на одно мнение и постарается собрать альтернативные оценки, прислушается к собственному впечатлению от общения с соискателем, взвесит риски и преимущества — словом, оценит картину в целом. Все понимают, что у плохих отзывов причины не всегда объективные — бывает личная неприязнь. Кстати, плохой отзыв порой «прилетает» оттуда, откуда его совсем не ждут.
Про такой случай вспомнила Елена Лондарь: «Я искала рекрутера в банк. Девушка, с которой я провела собеседование, до этого работала в частной консалтинговой компании. Она рассказала, что там был прекрасный руководитель, который с удовольствием даст отзыв о ее работе. Обычно я не спрашиваю рекомендации, но девушка так хорошо говорила о предыдущем работодателе, что я почему-то решила позвонить ему. Стоял выбор между двумя кандидатами, и в обоих случаях было над чем подумать — мне хотелось определиться.
Когда я позвонила бывшему руководителю этой кандидатки, он так раскритиковал ее! Назвал безответственной и инфантильной, хотя конкретных примеров привести не смог. Меня удивило, что девушка была уверена в хорошей рекомендации, а на деле получила такой плохой отзыв».
Несмотря на нелестную рекомендацию, Елена доверилась собственной интуиции и приняла ту кандидатку на работу. И нисколько не пожалела об этом.
«Я очень удачно работала с ней несколько лет. Она оказалась сильным рекрутером — вела одновременно по 50 позиций разного уровня. Это сложная задача, но она отлично справлялась. Я довольна, что сделала тогда правильный выбор. А если бы я послушала ее прежнего руководителя, то лишилась бы хорошего сотрудника, — говорит Елена. — Позже я предупредила коллегу, что не стоит давать для рекомендаций контакты того экс-руководителя. Я не обсуждала с ней, как охарактеризовали ее работу, просто дала понять, что отзыв оттуда будет не в ее пользу».
К сожалению, не всегда истории с субъективным нелестным отзывом завершаются «хеппи-эндом».
«Как-то я подобрал кандидатку на позицию финансового директора. Она успешно прошла первые два этапа собеседования. Но после проверки службой безопасности пришел отказ: они позвонили предыдущему руководителю, и тот негативно отозвался о бывшей сотруднице, — рассказывает Марк Левин. — Когда я начал разбираться, в чем же дело, выяснилось, что у кандидатки были личные отношения с тем руководителем. Но службу безопасности эти детали уже не интересовали — когда речь идет о руководящих позициях, любой негативный отзыв может сыграть решающее значение».
Это одна из причин, по которой карьерные консультанты часто советуют не переходить с коллегами границу чисто служебных отношений. Не только романы, но и близкая дружба однажды может обернуться личной обидой и личными счетами, а расплачиваться придется карьерой.
Проверка рекомендаций проводится не для всякой позиции. И та информация, которую будет искать наниматель, тоже различается для кандидатов из разных сфер. Например, о соискателе с рабочей профессией обычно узнают, склонен ли человек к прогулам, соблюдает ли технику безопасности и трудовую дисциплину. Для кандидатов на руководящие должности важны отзывы о лояльности интересам компании, складе характера, умении ладить с людьми.
Что делать, если вы ждете плохого отзыва
Понятно, что лучший способ избежать плохих отзывов — это хорошо выполнять свою работу и не наживать врагов. То есть вести себя с коллегами вежливо и терпимо, не участвовать в интригах, избегать конфликтов, а приняв решение уволиться — уходить красиво, не сжигая мостов. Но в реальной жизни так получается не всегда.
Как быть, если у вас есть основания ждать от кого-то из прежних работодателей плохой рекомендации? Если ваш случай — как раз из тех, когда соискателей обычно дотошно проверяют (вы устраиваетесь в банк, претендуете на топовую позицию и так далее), лучше честно предупредите рекрутера о своем «скелете в шкафу». Скорее всего, он и так обнаружится, но ваша откровенность будет вам в плюс. К тому же будет иметь значение, как именно вы объясните причины, по которым ждете плохих рекомендаций.
Если вы действительно «нарубили дров» и у бывшего начальника есть объективные причины, чтобы отозваться о вас не лучшим образом, то дайте понять, что осознали ошибку и пересмотрели подход к работе. Ошибаются все, но не все делают правильные выводы, а последнее — ценное качество.
Если вы опасаетесь плохого отзыва исключительно по причине личного конфликта, постарайтесь рассказать об этом максимально спокойно, без лишних эмоций и «поливания грязью» вашего оппонента. Это само по себе отрекомендует вас с лучшей стороны.
Говорить о своих опасениях стоит ближе к концу собеседования или когда рекрутер сам попросит у вас контакты для отзыва с предыдущих мест работы, либо спросит о причинах увольнения.
Никакого шантажа и фальшивых отзывов
Эпоха, когда имели значение рекомендательные письма на бумаге, давно закончилась. Даже если вы принесете пачку таких писем, они вряд ли убедят рекрутера больше, чем одно обращение к кому-то из ваших бывших работодателей напрямую.
Тем не менее до сих пор случаются истории, когда соискатели пытаются прикрыть проблемное расставание хорошей письменной рекомендацией, не понимая, что это даст обратный эффект.
«Компания, в которой я работала, завершила проект и не смогла предложить сотруднику новую задачу, — рассказывает Елена Лондарь. — Мы мирно обсудили с ним ситуацию, и сотрудник сказал, что уйдет по собственному желанию. Мы оговорили размер выплат, и он вовремя получил все деньги. Незадолго до увольнения он попросил письменную рекомендацию, а как только получил ее, пришел в компанию с адвокатом. Сказал, что не будет увольняться, требовал «золотой парашют». В итоге мы расстались по соглашению сторон, но осадок остался очень неприятный.
После этого мне дважды звонили спросить о нем потенциальные работодатели. Я честно отвечала, что к качеству работы претензий не было, но расстались мы не очень хорошо: несмотря на договоренности, человек повел себя некрасиво и стал диктовать свои условия».
Такой же обратный эффект дают попытки шантажа, когда человека увольняют за дело, а он требует оформить расставание по соглашению сторон и выдать ему хорошую рекомендацию, угрожая в противном случае рассказать о каких-либо нарушениях в компании «куда следует». Проверить реальность письменной рекомендации сейчас не составляет труда.
Плохие рекомендации от бывшего руководителя
Здравствуйте, ну в данном случае это оценочное суждение, тут все зависит от того, какие именно сведения он распространяет, чтобы понять, есть ли шанс.
ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
Пятно на репутации
В трудоустройстве отказано. Почему? Работодателя не устроил ваш опыт и навыки? Или дело в том, что он нашел плохую рекомендацию, данную вам прежним руководителем? Что же — все двери теперь для вас закрыты? Нет, вредоносное воздействие негативных рекомендаций можно нейтрализовать. О том, как это сделать, расскажут эксперты рынка труда.
Шила в мешке не утаить
Можно понадеяться на то, что никто из рекрутеров не узнает о плохих рекомендациях, но этим надеждам не суждено сбыться. Ведь HR-специалист проверяет сведения о вас через свои каналы, и как назло — почти всегда это происходит после собеседования, в те самые дни, когда вы ждете звонка из компании.
«Проверка рекомендаций со стороны кадрового агентства обычно осуществляется на заключительном этапе, после того как кандидат пройдет финальную встречу в компании», — говорит Анна Ананьина, менеджер кадрового агентства «Визави Консалт».
О том, по какой схеме специалисты по персоналу проверяют рекомендации, рассказывает Михаил Торчинский, управляющий партнер рекрутинговой компании MarksMan: «Рекрутер во время интервью уточняет у кандидата, с кем он работал, кому подчинялся. После этого возможен звонок бывшим руководителям с целью выяснения причин, по которым сотрудник покинул компанию. Если соискатель активно работал с клиентами своей компании, то эйчар выйдет на таких заказчиков и постарается уточнить, были ли они довольны отношениями с кандидатом, устраивал ли он их как продавец услуг или продуктов».
Вполне естественным было бы желание умолчать на собеседовании о негативных отзывах в свой адрес. Однако эксперты советуют поступать ровно наоборот.
«На этапе общения с кадровым агентством возможность скрыть плохую рекомендацию у кандидата есть, — говорит Анна Ананьина. — Но нужно ли это делать? Рано или поздно данная характеристика всплывет. В этом случае обе стороны потратят много времени и будут разочарованы. А соискатель получит статус «ненадежного»».
Такого же мнения и Михаил Торчинский: «Если кандидат уверен в том, что рекомендации на него будут носить негативный характер, лучше всего заявить об этом рекрутеру и объяснить причины, по которым возникли те или иные ситуации. Умалчивать подобные проблемы не стоит, так как получив неожиданный негативный отзыв, HR-специалист автоматически отклонит вашу кандидатуру».
«Кандидату лучше предупредить рекрутера заранее о имеющейся плохой рекомендации», — резюмирует Анна Ананьина.
Рекомендации опровергаются рекомендациями
Однако мало предупредить о плохих рекомендациях — их нужно по возможности опровергнуть. Сложная схема, которой пользуются эйчары — одновременно и опасность для кандидата, и его надежда. Можно сыграть на опережение и заранее заручиться поддержкой тех, кто готов представить вас с лучшей стороны.
План действий зависит от того, на каком основании вам выдана негативная рекомендация. «Не стоит расстраиваться и опускать руки», — советует Дмитрий Стацкевич, ведущий консультант по поиску и подбору персонала холдинга «Империя Кадров». Прежде всего, не любая плохая характеристика может сыграть отрицательную роль в вашей карьере. Это зависит от того, основана ли она на ваших объективных недостатках или на эмоциях бывшего работодателя».
Если нарекания объективны — это хуже. Но и в них нет ничего фатального. «Если плохие рекомендации даны на основании результатов трудовой деятельности кандидата, его профессионального отношения к работе, т. е. не выполнил план, не соблюдал режим, игнорировал поставленные перед ним цели и задачи и т. д., то в данных случаях оправдаться сложнее», — говорит Дмитрий Стацкевич. По его словам, это можно сделать несколькими способами:
1. Лучшее, что можно придумать, по мнению эксперта «Империи Кадров», — это собрать с других мест работы позитивные рекомендации, в которых будет дана положительная характеристика вашей трудовой и профессиональной деятельности, а также отмечены ваши значимые заслуги и достижения.
2. Если с первым пунктом возникают трудности — можно пойти на небольшую хитрость. «Также можно попробовать «уменьшить» вашу роль в действиях и процессах, которые привели к неудовлетворительным результатам и не способствовали достижению поставленных целей», — советует Дмитрий Стацкевич. Работодатели, по его словам, знают, что «действительно бывают случаи, когда работник может лишь косвенно влиять на определенные события и процессы, и у него нет возможности напрямую ими управлять и их регулировать».
Конечно же, поясняет эксперт, для того, чтобы вам поверили, «должно быть подготовлено уверенное и четкое объяснение таких ситуаций, необходимо оперировать цифрами, фактами, представить последовательность ваших действий, рассказать о принятых решениях и тех результатах, к которым они бы привели, если бы ничего этому не мешало».
3. «Также можно доказать работодателю свою профпригодность на деле, пройдя различные тестирования, выполнив ряд заданий и кейсов», — говорит Дмитрий Стацкевич. К сожалению, до этого не всегда доходит. Но если предоставляется такой шанс — лучше им воспользоваться.
Также рекомендация может быть субъективной, если она стала следствием личных разногласий с начальником. При желании даже «золотого» сотрудника можно выставить в черном цвете.
В таком случае задача соискателя — доказать необъективность этой оценки. Нужно сделать так, чтобы «злая» рекомендация потерялась в потоке позитивных. В этой ситуации, как утверждает Дмитрий Стацкевич, может помочь сбор рекомендаций по системе «360 градусов»:
1. «Необходимо собрать рекомендации от ваших коллег, подчиненных и заместителей руководителя, если таковые были, а также от коллег из смежных отделов и от сотрудников отдела кадров», — говорит эксперт.
2. Если есть возможность получить рекомендации с другого места работы, где вы себя хорошо зарекомендовали, необходимо это сделать.
3. «Наконец можно собрать рекомендации от клиентов и партнеров, с которыми Вы работали», — советует Дмитрий Стацкевич.
Все это, по мнению эксперта, даст работодателю наиболее полную и реальную картину вашей деятельности и возможность решить, стоит ли принимать в расчет плохие рекомендации бывшего руководителя.
К тому же, если вы устраиваетесь через кадровое агентство, помните, что его сотрудники заинтересованы в каждом соискателе, что несколько упрощает вам жизнь.
«Сотрудник кадрового агентства — это не только специалист по отбору кандидатов, но еще и помощник соискателя», — утверждает Анна Ананьина. — В случае наличия плохой рекомендации он поможет правильно аргументировать ситуацию для клиента. А также соберет другие отзывы, предварительно получив на это согласие кандидата. Специалист КА звонит по всем указанным контактам и формирует общий вывод о рекомендации, который обсуждает вместе с клиентом. Даже если среди 3-5 рекомендаций одна будет отрицательная, кадровик сможет это правильно передать и аргументировать потенциальному работодателю».
Но все-таки подготовить положительные рекомендации стоит заранее. Тем более что такой сюрприз может произвести на рекрутера приятное впечатление.
Причины плохих рекомендаций, как и сила их убедительности, могут быть самыми разными. Это хорошо видно на примерах наших читателей. Но из любой ситуации можно найти выход. Как минимум, стоит попытаться.
«Работодатель осознано дает плохие рекомендации, так как затаил огромную обиду на меня, — рассказывает наша читательница Ольга. — На бывшей работе очень грамотно придумали правдоподобную историю, в которой я выгляжу «негибкой», человеком, на которого нельзя положиться, который подведет в любую минуту. И все лишь по той причине, что ушла в «неудобный» для руководителя момент».
«Если причина плохих рекомендаций именно та, которую озвучила Ольга, то здесь целесообразно применить метод «360 градусов», — советует Дмитрий Стацкевич. — Нужно самостоятельно собрать рекомендации с предыдущего места работы: от своих коллег, сотрудников компании, с которыми вы взаимодействовали на разных уровнях, от руководителей других отделов и департаментов, а также от клиентов и партнеров. Также пригодятся рекомендации с более ранних мест работы. Желательно — также и от коллег, и от руководителей, и, возможно, от клиентов и партнеров.
Все эти характеристики необходимо получить или в письменном виде, с подписью рекомендателя, или в электронном виде, но так, чтобы было видно, с какого адреса данная рекомендация была отправлена (лучше, если это будет послано с «рабочей» электронной почты, чем с личного почтового ящика). При этом те, кто дает о вас отзывы, должны быть готовы подтвердить их по телефону. Несколько подтвержденных положительных рекомендаций о вас должны «перевесить» негативные характеристики от бывшего руководителя».
Одна из наших читательниц была задействована в проектной работе. Работала удаленно, поскольку ее присутствие в офисе не требовалось. В своем резюме она не утверждала, что работала по полному графику. Когда она захотела устроиться на постоянную работу, ее потенциальный работодатель получил отзыв, в котором утверждалось, что такая сотрудница в компании не числилась. Причиной этого стало то, что у девушки не сложились отношения с руководством проекта.
В этой ситуации эксперт «Империи кадров» снова рекомендует собрать отзывы коллег, с которыми сотрудница работала или взаимодействовала, возможно, даже и удаленно, поскольку на их основании можно будет сделать вывод о том, что она действительно выполняла определенную работу для этой компании.
«Подтвердить это можно, например, наличием сохраненной переписки со своим предыдущим работодателем по электронной почте. Например, присланными ей с электронного адреса работодателя заданиями, возможно, платежными документами (где есть реквизиты ее предыдущей компании), расчетными ведомостями, на основании которых ей начисляли вознаграждение за проделанную работу», — говорит Дмитрий Стацкевич.
В любом случае не нужно ставить крест на своей карьере. Негативная рекомендация способна поставить пятно на репутации, но если приложить достаточно усилий, можно стереть его еще перед следующим собеседованием.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.