если долго не едет гаи что делать
Ждал ГИБДД 5 часов — что делать, если гаишники не едут на ДТП?
Автомобилисты жалуются, что стражи дорог не хотят приезжать на аварии, приходится ждать часами. Как показывает практика, если нет пострадавших и жертв, инспекторы не будут спешить на ваш звонок. Когда погода ухудшилась, и ДТП стало в разы больше, дороги крупных городов встали в пробки. Что делать, если аварию нельзя оформить по европротооклу, как это настоятельно рекомендуют делать в полиции?
Некоторым водителям, чтобы ускорить процесс, предлагают самим приехать в Госавтоинспекцию для оформления аварии, но там их ждут огромные очереди, стояние в которых растягивается на те же 4-5 часов. А столичные водители рассказывают, что попали в ДТП утром, а дождались ГИБДД только под вечер, причем аварии были мелкие. А один житель Костромы рассказал, что ждал дорожных полицейских 10 часов!
Как сообщили порталу Autonews.ru в МВД России, если участник аварии отказался оформлять ДТП по упрощенной схеме — европротоколу, тогда вас по телефону дежурный сотрудник обязан уведомить, что вы можете оформить ДТП на ближайшем посту ДПС или в отделении ГИБДД. Также вам по телефону должны объяснить, что нужно все тщательно сфотографировать и снять на видео место ДТП и все детали, положение автомобилей, объекты дорожной инфраструктуры, следы торможения, все предметы, которые лежат на дороге и имеют отношение к аварии. И после этого можно покидать место происшествия и ехать в ГИБДД.
Ехать или не ехать на ДТП, это решает должностное лицо в зависимости от того, есть или нет возможности у водителей оформить все самостоятельно, на посту ДПС или в отделении дорожной полиции. В МВД констатируют, что сроки прибытия на место дорожной полиции должны быть минимальным, но это зависит от многих факторов — числа поступивших обращений, насколько серьезные ДТП произошли одновременно в разных частях города, насколько загружен личный состав, какова обстановка на дорогах, далеко ли произошло ДТП от места расположения наряда ДПС или подразделения полиции, и какая нынче погода.
Что делать, если ГИБДД долго не едет по вызову на ДТП
Подозреваем, что вокруг нас ходят отдельные автовладельцы-счастливчики, ни разу в жизни не попадавшие в аварии. Однако большая часть активно пользующихся машиной граждан с приличным водительским стажем хотя бы однажды оказывалась участником ДТП — либо виновником, либо в качестве пострадавшей стороны. И теряли массу времени в ожидании ДПС.
Когда авария не подпадает под критерии европротокола, сотрудники дежурной части местной ГИБДД могут предложить ее участникам сфотографировать место происшествия с разных ракурсов и ехать своим ходом к ним для оформления.
Но владельцев авто, оказавшихся в подобных авариях, такой вариант устраивает далеко не всегда, особенно если машины застрахованы по КАСКО. И тогда им приходится ждать явления инспектора ДПС лично. Как и водителям машин в авариях со скрывшимся виновником происшествия.
Автору этих строк относительно недавно тоже выпало дожидаться ГИБДД после того, как он утром обнаружил внушительные потертости и царапины (явно от чьего-то бампера) сразу на трех элементах кузова своего авто.
Выходной день, дороги в районе, судя по «Яндексу», были «зелеными» — без аварий и пробок. И по идее, особого аврала с ДТП у местных гаишников не наблюдалось.
В завершение первого звонка по экстренному номеру 112 вежливая девушка оператор, записав мои данные, сказала, что передает вызов в территориальный отдел ГИБДД. Два часа я как дурак бродил вокруг закрытой машины на морозе. Никто ко мне не ехал.
Пришлось звонить еще раз в 112 — чтобы напомнить о себе. Там меня заново опросили и пообещали направить повторную заявку в местную ГАИ. И, о чудо: уже через 10 минут после моего второго звонка на патрульной машине прибыл молоденький лейтенант, который оформил мою аварию со скрывшимся вторым участником.
Зима патриарха: тест-драйв нового Volkswagen Golf
Мисо или кимчи: сравнительный тест-драйв Infiniti Q50 и Genesis G70
При этом он забыл вписать в протокол повреждения машины, но это ерунда — я был так рад самому факту его появления, что обратил внимание на его «косяк» только на следующий день. Но это уже другая история. Главный же вывод — по другой части, как говорится.
Да, у полиции сейчас нет четкого норматива по времени прибытия на ДТП без пострадавших. Но это не значит, что следует безропотно ждать их появления часами. Звоним сразу по номеру экстренного вызова 112. Следует заметить, что названивать в дежурную часть территориальной ГИБДД смысла нет: все равно там скажут, что «аварий много, ждите…» Не приехал инспектор к вам через 30 минут? Опять звоним в 112!
Повторный вызов на аварию местным полицаям явно засчитывается как «минус в карму», чего они не любят. Опять не приехали? Опять «теребим» службу 112. Обращения по этому номеру фиксируются централизованно и потом проверяются компетентными службами на предмет качества реагирования. А потому на повторные обращения местные полицейские реагируют гораздо активнее.
Что делать, если ГИБДД отказывается выезжать на место аварии
И хотя Европротокол ввели в нашей Необъятной еще 11 лет назад, многие водители даже при незначительных повреждениях «железа» и отсутствии пострадавших до сих пор предпочитают оформляться «по старинке», руками сотрудников ГИБДД.
Да, есть риск потерять кучу времени на ожидание гаишников и вызвать шквал негатива от других водителей, вынужденных по вине аварийщиков простаивать в пробке. Зато существует какая-никакая гарантия, что страховая компания в дальнейшем не откажет в выплатах по ОСАГО.
В этой связи многие водители задаются вопросом, а регламентированы ли вообще каким-либо документом сроки, в которые инспекторы обязаны приезжать на вызов? Давайте разбираться.
Обязанности сотрудников ГИБДД по оформлению дорожных происшествий установлены Административным регламентом МВД, последнюю версию которого утвердили 23 августа 2017 года. Что касается сроков прибытия на место аварии, то п. 7.3. сего документа гласит: инспекторы должны приезжать на вызов незамедлительно. Но вот что такое это самое «незамедлительно», нигде не объясняется.
Как правило, гаишники, оказывающиеся на месте ДТП спустя вечность, «прикрываются» уважительными причинами: дорожными заторами, диким цейтнотом, кучей приоритетных аварий с пострадавшими. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, так ли это на самом деле, действительно ли вызовы в одном округе отрабатывает пара экипажей, но факт остается фактом: ждать приходится слишком долго.
Пять требований гаишника, которые водители имеют право игнорировать
Каких водителей никогда не останавливает ГИБДД
Чтобы автомобилисты не простаивали на месте часами, а сотрудники ГИБДД лишний раз не «дергались» по мелочам, последние зачастую требуют у аварийщиков, чтобы те оформились по Европротоколу.
Однако, как порталу «АвтоВзгляд» объяснил Максим Демченко, кандидат юридических наук, заместитель декана по научной работе Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, это незаконно.
– Да, авария может быть оформлена по Европротоколу, если вред причинен только транспортным средствам, а характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП. Однако оформление аварии с помощью Европротокола это право, а не обязанность участников дорожного движения, — отметил наш эксперт.
Если хотя бы один водитель отказывается прибегать к Европротоколу, то сотрудники ГИБДД информируют участников аварии о возможности оформиться на ближайшем стационарном посту или в отделении. При этом автомобилистам необходимо предварительно зафиксировать — в том числе и с помощью фото- и видеосъемки — обстоятельства происшествия.
Такая практика широко применяется в регионах — в частности, во Владимирской и Нижегородской областях. Там инспекторы сразу объявляют водителям, что не намерены выезжать на столь незначительный вызов, и приглашают их в отделение. Но что если такой вариант рулевых не устраивает?
– Если водители не хотят приезжать в отделение полиции для оформления ДТП, можно указать, что вы не имеете возможности зафиксировать обстоятельства ДТП, а именно такие действия предписывается участникам ДТП до приезда с места аварии в отделение полиции (п. 285 Регламента). Например, из-за отсутствия авторучки, средств фотофиксации и т. д., — советует юрист.
ГИБДД начала нагло штрафовать водителей за перевозку в машине жены и детей
5 признаков, по которым чаще всего гаишники останавливают машины
Резюмируя вышесказанное: сотрудники ГИБДД не имеют право игнорировать вызов, требуя оформить аварию по Европротоколу или, зафиксировав обстоятельства, приехать в отделение. В подобных случаях на бездействие правоохранителей следует жаловаться, лучше всего — через онлайн-сервис МВД посредством электронной заявки с указанием персональных и контактных данных. Но, естественно, уже после.
На месте же аварии — при длительном ожидании инспекторов — нужно «терроризировать» звонками службу 112. Обращайтесь вновь и вновь, объясняя, что ранее вызов уже был принят, но толку от этого нет. Как показывает практика, на третий-четвертый раз операторы «сдают» отделение ГИБДД, которому передали заявки — называют водителю их контактный телефон, чтобы тот обращался напрямую.
Воспользуйтесь этим — поинтересуйтесь непосредственно у гаишников, почему вы вынуждены сидеть в машине третий, пятый, десятый (нужное подчеркнуть) час. Аккуратно намекните, что намерены жаловаться, если в ближайшее время ситуация не прояснится. Но не путайте обвинения с угрозами, а не то наверняка придется ожидать еще несколько часов.
«Стоял пять часов». Водители жалуются на долгое ожидание ГИБДД
Российские автомобилисты стали чаще жаловаться на долгое ожидание инспекторов ГИБДД, вызванных для оформления ДТП, в которых нет пострадавших. Ситуация особенно усложнилась из-за резкого ухудшения погодных условий и заморозков, которые привели к росту числа аварий. Водителям приходится часами ждать сотрудников полиции, если оформление по европротоколу им по каким-то причинам не подходит. Например, если машины серьезно разбиты, а между участниками ДТП нет согласия в том, кто виноват в произошедшем.
Чтобы ускорить процесс, автомобилистам в полиции зачастую предлагают самим приехать в отделение ГИБДД для оформления. Но и там их ожидают очереди, которые растягиваются на четыре-пять часов. Несколько столичных автомобилистов рассказали, что, попав в мелкие ДТП утром, дождались инспекторов только под вечер. А водитель из Костромы рассказал о девятичасовом ожидании этим летом.
При этом в ряде районов Москвы ждать инспекторов, наоборот, практически не приходится — о быстрой реакции местных сотрудников ГИБДД рассказали жители Преображенского района и Нового Арбата. Autonews.ru обратился с запросом в МВД России с просьбой разъяснить, существуют ли нормативы при оформлении ДТП и насколько законно отказывать водителям в выезде.
Как объяснили в МВД России, в случае отказа кого-либо из участников ДТП без пострадавших оформить документы по европротоколу сотрудник дежурной группы подразделения Госавтоинспекции, в которое поступило сообщение об аварии, должен проинформировать водителей о возможности оформить документы на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении ОВД.
Также дежурный должен сообщить о необходимости зафиксировать при помощи фото- и видеосъемки положение транспортных средств по отношению друг к другу, объекты дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Только после этого участники аварии могут уехать с места события.
Согласно ответу из ведомства, решение о направлении уполномоченных сотрудников полиции для оформления документов на месте ДТП принимается должностным лицом в зависимости от наличия обстоятельств, влекущих невозможность оформления документов на посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, а также от близости указанных сотрудников полиции к месту происшествия.
«Однозначно, что сроки прибытия на место происшествия должны быть минимальными, — заверили Autonews.ru в МВД России. — Вместе с тем время прибытия наряда ДПС к месту ДТП зависит от многих динамичных и недостаточно прогнозируемых факторов. К ним относятся: количество поступающих сообщений о других происшествиях на текущий момент, тяжесть их последствий, удаленность места «имущественного» ДТП от места дислокации наряда ДПС или расположения подразделения полиции, загруженность личного состава, степень сложности дорожно-транспортной обстановки, а также ряд других сопутствующих факторов, связанных со спецификой местных дорожных и погодных условий».
Автомобилисты, у которых оформлены полисы каско, стараются не оформлять аварии без присутствия ГИБДД. Многих водителей об этом предупреждают сами страховые компании. Однако в МВД России заявили, что это совсем необязательно.
«При наличии страхового полиса каско помимо страхового полиса ОСАГО участники незначительного ДТП также могут обойтись без вызова сотрудников Госавтоинспекции на место происшествия. В таких случаях задокументировать аварию можно самостоятельно, но не по процедуре европротокола, а по обращению к своим компаниям-страховщикам», — объяснили в ведомстве.
Страховщики согласны с позицией ГИБДД, но с рядом оговорок. При этом мнения представителей отрасли заметно разнятся. Так, руководитель по связям с общественностью компании «АльфаCтрахование» Мария Карцева заявила Autonews.ru, что по полисам каско урегулировать убыток действительно можно в рамках европротокола при условии отсутствия разногласий у участников ДТП, а также пострадавших и погибших.
«В таком случае водители, как обычно, заполняют европротокол и заявляют убыток по каско в свою страховую компанию. Но при таком порядке урегулирования страхового события в каско действует лимит возмещения ущерба в 100 тыс. рублей. Если владелец полиса каско не уверен, что данного лимита хватит на ремонт его автомобиля, рекомендуем все-таки вызвать сотрудника ГИБДД», — пояснила Карцева.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) с такой позицией не совсем согласны. Там уточнили, что правила по выплате страховых премий по каско у всех страховщиков должны соответствовать положениям закона об ОСАГО в части европротокола, в том числе — по набору требуемых от страхователя документов и лимиту выплат. Там уточнили, что если фиксация аварии происходит при помощи специального приложения или системы ГЛОНАСС, а оба участника аварии пришли к согласию друг с другом, то лимит выплат в таком случае ограничен уже не 100 тыс. руб., а 400 тыс. рублей.
Адвокат Александр Леманн выступил категорически против рекомендации ГИБДД для водителей с полисами каско. Эксперт заявил, что пока ему не известно ни об одном случае, когда при оформлении документов по принципу европротокола страховые компании выплачивали премии по каско.
«Страховая компания будет искать любой повод, чтобы отказать виновнику ДТП в компенсации ущерба, — считает Леманн. — Я не рекомендую следовать таким советам, потому что в случае отказа страховой оспорить такое решение в суде будет крайне трудно. Кроме того, страховые компании должны защищать себя от мошенников: если они будут так легко принимать все документы, их просто завалят такими обращениями».
Адвокат полагает, что новое приложение для оформления ДТП сможет стать разумным компромиссом, но нужно дать ему год-два, чтобы к такой практике привыкли сами страховые компании и суды. «Поэтому если водитель хочет гарантированно получить страховку по каско, я рекомендую оформляться только с ГИБДД», — подытожил Леманн. В случае когда инспекторы ГИБДД долго не приезжают на место аварии, адвокат советует жаловаться по телефону дежурной части управления ГИБДД по городу.
В свою очередь юрист Сергей Смирнов предполагает, что страховые компании могут принять от застрахованного по каско водителя бланк извещения, оформленный без участия ГИБДД. «Но нужно понимать, что такая схема все-таки предназначена для владельцев полисов ОСАГО, — пояснил эксперт. — Если в договоре каско указано, что нужны документы из компетентных органов, включая ГИБДД, пренебрегать этим нельзя».
С 1 октября стало возможным самостоятельно оформить ДТП по европротоколу с ущербом до 400 тыс. руб. без вызова полиции. Раньше участники аварии могли обойтись своими силами, только если стоимость повреждений не превышала 100 тыс. рублей. Чтобы рассчитывать на возмещение до 400 тыс. руб. при оформлении по европротоколу, участники аварии должны достичь полного согласия в том, кто виноват.
Оформить аварию нужно не в виде бумажного извещения, а при помощи специального мобильного приложения «ДТП.Европротокол». Оба водителя должны быть обязательно зарегистрированы на федеральном портале госуслуг. Если договориться не получилось, европротокол оформить тоже можно, но только в электронном виде и при ущербе до 100 тыс. рублей.
Важно помнить, что данные об аварии должны быть переданы в систему обязательного страхования не позднее чем через 60 минут после ДТП. Оформление онлайн не отменяет обязанности водителя в пятидневный срок известить об аварии свою страховую компанию при помощи бумажного документа.
Сколько времени нужно ожидать ГИБДД на месте ДТП по регламенту?
Время ожидания сотрудников ГИБДД на место происшествия регламентировано в законодательстве 2021 года. Однако, формулировка даёт некоторую свободу во времени прибытия инспекторов. Сколько приходится дожидаться гаишников в разных городах, как ускорить это время и что делать, если ДПС долго едут, выясним в этой статье.
Сколько ждать ГАИ при ДТП после вызова по регламенту?
Само время ожидания нигде в законодательстве не регламентировано. Но есть предписания для сотрудников прибывать на место ДТП, не медля и при первой же возможности. Об этом говорит пункт 7.3 Административного регламента, введённого Приказом №664:
7. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора обязаны:
Статья 12 ФЗ О полиции же содержит саму обязанность сотрудников по оформлении документов об аварии.
Как на практике?
Как видим, Административный регламент не указывает чёткого времени прибытия на место ДТП после вызова в 2021 году: ни полчаса, ни 2 часа, ни 10 и ни сутки и более. Указано просто, что сотрудники ГИБДД должны действовать незамедлительно. А как это незамедлительно, не указано, и ждать инспекторов приходится порой по много часов. На практике же могут быть случаи, когда:
Невозможно применить общие отрезки времени, сколько времени можно дожидаться полицию на место происшествия, так как это зависит от многих факторов даже внутри одного города. Но если заключить в целом с большим плюсом/минусом, то можно сделать такой вывод:
Дело в том, что во многих подразделениях заинтересованы в том, чтобы вы оформились по европротоколу, поэтому умышленно могут медлить, чтобы не повадно было.