если дожил до вечера не жди что доживешь до утра

Если дожил до вечера не жди что доживешь до утра

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

Сороковой хадис

40 ― Сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечи сказал: “Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник, (проходящий мимо)” ».

А сам ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, часто говорил: «Если ты дожил до вечера, то не жди, что доживёшь и до утра, а если ты дожил до утра, то не жди, что доживёшь и до вечера, и бери у твоего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни — то, что пригодится для твоей смерти». — [аль-Бухари, 6416].

______________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

В этом хадисе содержится завещание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах им и его отцом. После выполнения этого завета оживают людские сердца. Людям не следует обольщаться своей молодостью, своим здоровьем, своим жизненным сроком, и так далее.

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечи…» ― это указывает на заботу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об ибн ‘Умаре, да будет доволен Аллах им и его отцом. В то время ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, был еще молодым юношей, не достигшим возраста двадцати лет.

«Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник, (проходящий мимо)…» — это одно из величайших завещаний, наиболее соответствующих реальности. О если бы люди поняли это!

Поистине, человек [то есть: Адам, мир ему] начал свою жизнь в Раю, а затем был низведен на землю для испытания. Поэтому человек на этой земле подобен чужеземцу или путнику, проходящему мимо. Все люди живут на этой земле подобно чужеземцам. Родина Адама, мир ему, а также тех, кто последовал за ним в вере, богобоязненности, единобожии и искренности пред Аллахом ― это Рай. Адам был выведен из Рая для испытания в качестве воздаяния за ослушание Аллаха. Если покорный раб поразмышляет над этим, то начнёт приучать свою душу к тому, что его настоящее местопребывание – это Рай, а не мир этот. Мир этот является обителью испытаний, а человек здесь подобен чужеземцу или путнику, проходящему мимо.

Как же прекрасны слова ибн уль-Каййима, да помилует его Аллах, когда он упоминал о том, как душа мусульманина тоскует о Рае, как она любит Рай, как она стремится к Раю. Всё это по той причине, что Рай – это первая обитель человека, который сейчас находится в плену у своего врага. Человеку пришлось покинуть свою родину по той причине, что Иблис пленил нашего праотца Адама, мир ему. Вернется ли человек на родину или нет?! Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

ولكننا سبي العدو فهل ترى *** نـعود إلى أوطـاننا ونـــسلم

و قد زعموا أن الغريب إذا نأى *** و شطت به أوطانه فهو مغرم

و أي اغتراب فوق غربتنا التي *** لها اضحت الأعداء فينا تحكم

«Идём в высшие Сады, ибо, поистине они –

Твоя первая обитель, а в ней дворцы.

Но нынче мы в плену у врага. Как ты считаешь,

Вернемся ли мы на родину, спасение обретя?!

Некоторые посчитали, что чужеземец, отдалившись

От своей родины, переживает.

Какое же проживание вдали от родины хуже нашего,

Когда мы живем под властью врагов наших?!»

[См. «Хади аль-Аруах», стр. 7; «Мифтаху Дар ас-Са‘ада», 1/10; «Тарик аль-Хиджратайн», стр. 92].

И как же прекрасны слова поэта:

كم منزل في الأرض يألفه الفتى *** وحنــــينه أبدا لأول منزل

«Перенеси сердце своё туда, куда желают страсти.

Но все равно нет любви, кроме любви к Первому Любимому.

Сколько бы жилищ на земле не облюбовал юноша.

Все равно его тоска всегда по первой родине».

Первый Любимый – это Аллаха Всевышний, а первая родина – это Райские Сады.

Таково положение людей, которые постоянно возвращаются к покорности Аллаху, постоянно повинуются Ему. Их сердца связаны с Аллахом, ибо они любят только Его, стремятся только к Нему, трепещут только пред Ним, покоряются только Ему. Их сердца связаны с обителью почёта – Райскими Садами. Они живут так, будто видят Рай воочию. Они живут в мирской жизни подобно чужестранцам или путникам, проходящим мимо. Чужеземцы и путники, проходящие мимо, не привыкают к тому месту, где они остановились на время. Путник, проходящий мимо, старается быстро завершить все свои дела и вернуться домой. Такова сущность мирской жизни.

Поистине, Нух, мир ему, прожил тысячу лет, девятьсот пятьдесят из которых жил среди своих соплеменников. Аллах Всевышний сказал:

«И он (Нух) пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов» . — [Сура аль-‘Анкабут, аят 14].

Если Аллах Всевышний окажет тебе милость, то ты поймешь истинную сущность мира этого, который является чужой землей, предназначенной для испытаний. Мир этот – обитель испытаний и переход в жизнь вечную, а не постоянное местопребывание. Если ты осознаешь это, твоё сердце очнётся, а иначе – твоё сердце будет поражено недугом. Пусть Аллах поможет нам и вам очнуться после забвения!

Осознав пророческий завет, ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сам завещал людям: «Если ты дожил до вечера, то не жди, что доживёшь и до утра, а если ты дожил до утра, то не жди, что доживёшь и до вечера, и бери у твоего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни — то, что пригодится для твоей смерти».

Постоянно жди смерти и готовься к ней. Люди говорили о Хаммаде ибн Саляме [1], да помилует его Аллах: «Если бы ему сказали: ″Ты умрешь завтра″, он бы не сумел добавить к своим делам ничего». — [Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 6/250; аль-Миззи в «Тахзиб аль-Камаль», 7/265].

Человек может достигнуть этого только тогда, когда будет постоянно помнить о правах Аллаха Всевышнего. Когда он поклоняется Аллаху, пусть помнит о своих обязанностях пред Аллахом и служит Ему искренне.

Человек должен совершать каждое свое дело только на основе знания. Поэтому обладатели знания обрели такое достоинство, что каждый миг они помнят о постановлениях шари‘ата, что бы ни делали и куда бы ни шли. Если они совершат грех, то тут же попросят прощения у Господа, после чего станут жить даже лучше, чем прежде.

ПРИМЕЧАНИЕ:

[1] Абу Саляма, Хаммад ибн Саляма ибн Динар – имам жителей Басры, приверженец сунны и пути сподвижников. Скончался в 167 г.х.

Источник

Аль-Арба‘уна ан-Нававиййа الأربعون النووية

Аль-Арба‘уна ан-Нававиййа

الأربعون النووية

40. Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник

40 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) Посланник Аллаха ﷺ взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник»»

(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Если доживешь до вечера, то не жди (, что доживёшь и) до утра, а если доживешь до утра, то не жди (, что доживешь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни — (то, что пригодится) для твоей смерти» (Этот хадис передал аль-Бухари 6416).

الشيخ صالح آل الشيخ

نقل فؤادك حيث شئت من الهوى مـا الحـب إلا للحبيب الأول

كم منزل في الأرض يألفه الفتى وحنينـــه أبــدا لأول مــنزل

الشيخ ابن العثيمين

قوله: ﴿أَخَذَ بِمنْكَبَيَّ﴾ أي أمسك بكفتي من الأمام. وذلك من أجل أن يستحضر مايقوله النبي ﷺ وقال: ﴿كُنْ فِي الدُّنِيا كَأَنَّكَ غَرِيْبٌ أَوْ عَابِرُ سَبِيْلٍ﴾ فالغريب لم يتخذها سكناً وقراراً، وعابر السبيل: لم يستقر فيها أبداً، بل هو ماشٍ.

وعابر السبيل أكمل زهداً من الغريب، لأن عابر السبيل ليس بجالس، والغريب يجلس لكنه غريب.

﴿كُنْ فِي الدُّنْيَا كَأَنَّكَ غَرِيْبٌ أَوْ عَابرُ سَبِيْلٍ﴾ وهذا يعني الزهد في الدنيا، وعدم الركون إليها، لأنه مهما طال بك العمر فإن مآلك إلى مفارقتها. ثم هي ليست بدار صفاء وسرور دائماً، بل صفوها محفوف بكدرين، وسرورها محفوف بحزنين كما قال الشاعر:

لذاتُهُ بادّكارِ الموتِ والهَرَمِ ** ولاطيبَ للعيشِ مَا دامت منغّصةً

إذاً كيف تركن إليها؟ كن فيها كأنك غريب لاتعرف أحداً ولايعرفك أحد، أوعابر سبيل أي ماشٍ لاتنوي الإقامة.

﴿وَكَانُ ابْنُ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا يَقُوْلُ: إِذَا أَمْسَيْتَ فَلا تَنْتَظِرِ الصَّبَاحَ، وَإِذَا أَصْبَحْتَ فَلا تَنْتَظِرِ المَسَاءَ، وَخُذْ مِنْ صِحَّتِكَ لِمَرَضِكَ، وَمِنْ حَيَاتِكَ لِمَوْتِكَ﴾. رواه البخاري.

هذه كلمات من ابن عمر رضي الله عنهما يقول:

﴿إِذَا أَمْسَيْتَ فَلا تَنْتَظِرِ الصَّبَاحَ﴾ والمعنى: اعمل العمل قبل أن تصبح ولاتقل غداً أفعله، لأن منتظر الصباح إذا أمسى يؤخر العمل إلى الصباح، وهذا غلط، فلا تؤخر عمل اليوم لغد.

﴿وَإِذَا أَصْبَحْتَ فَلا تَنْتَظِرِ المَسَاءَ﴾ أي اعمل وتجهّز، وهذا أحد المعنيين في الأثر.

أو المعنى: ﴿إِذَا أَمْسَيْتَ فَلا تَنْتَظِرِ الصَّبَاح﴾ لأنك قد تموت قبل أن تصبح. ﴿وَإِذَا أَمْسَيْتَ فَلا تَنْتَظِرِ المَسَاء﴾ لأنك قد تموت قبل أن تمسي. وهذا في عهدنا كثير جداً، انظر إلى الحوادث كيف نسبتها؟ تجد الرجل يخرج من بيته وهو يقول لأهله هيؤوا لي الغداء، ثم لا يتغدى، يصاب بحادث ويفارق الدنيا، أو يموت فجأة، وقد شوهد من مات فجأة. وفي هذا يقول بعضهم: (اعمل لدنياك كأنك تعيش أبداً، واعمل لآخرتك كأنك تموت غداً) والمعنى: الدنيا لاتهمّك، الذي لاتدركه اليوم تدركه غداً فاعمل كأنك تعيش أبداً، والآخرة اعمل لها كأنك تموت غداً، بمعنى: لاتؤخر العمل.

وهذا يروى حديثاً عن النبي ﷺ ولكنه ليس بحديث.

﴿وَخُذْ مِنْ صِحَّتِكَ لِمَرَضِكَ﴾ فالإنسان إذا كان صحيحاً تجده قادراً على الأعمال منشرح الصدر، يسهل عليه العمل لأنه صحيح، وإذا مرض عجز وتعب، أو تعذر عليه الفعل، أو إذا أمكنه الفعل تجد نفسه ضيّقة ليست منبسطة، فخذ من الصحة للمرض، لأنك ستمرض أو تموت.

﴿وَمِنْ حَيَاتِكَ لِمَوْتِكَ﴾ الحي موجود قادر على العمل، وإذامات انقطع عمله إلا من ثلاث، فخذ من الحياة للموت واستعد.

هذه كلمات نيّرات، ولو أننا سرنا على هذا المنهج في حياتنا لهانت علينا الدنيا ولم نبال بها واتخذناها متاعاً فقط.

من فوائد هذا الحديث:

1- التزهيد في الدنيا وأن لايتخذها الإنسان دار إقامة، لقوله: ﴿كُنْ فِي الدُّنْيَا كَأَنَّكَ غَرِيْبٌ أَوْ عَابِرُ سَبِيْلٍ﴾.

2- حسن تعليم النبي ﷺ بضرب الأمثال المقنعة، لأنه لو قال: ازهد في الدنيا ولاتركن إليها وما أشبه ذلك لم يفد هذا مثل ما أفاد قوله: ﴿كُنْ فِي الدُّنْيَا كَأَنَّكَ غَريْبٌ أَوْ عَابِرُ سَبِيْلٍ﴾.

3- فعل ما يكون سبباً لانتباه المخاطب وحضور قلبه، لقوله: أَخَذَ بِمنْكَبَيَّ ، ونظير ذلك: أن النبي ﷺ لما علَّمَ ابن مسعود رضي الله عنه التشهد أمسك كفه وجعله بين كفيه حتى ينتبه.

4- أنه ينبغي للعاقل مادام باقياً والصحة متوفرة أن يحرص على العمل قبل أن يموت فينقطع عمله.

5- الموعظة التي ذكرها ابن عمر رضي الله عنهما: أن من أصبح لاينتظر المساء، وذكرنا لها وجهين في المعنى، وكذلك من أمسى لاينتظر الصباح.

والموعظة الثانية: أن يأخذ الإنسان من صحته لمرضه، لأن الإنسان إذا كان في صحة تسهل عليه الطاعات واجتناب المحرمات بخلاف ما إذاكان مريضاً، وكذلك أيضاً أن يأخذ الإنسان من حياته لموته.

6- فضيلة عبد الله بن عمر رضي الله عنهما حيث تأثّر بهذه الموعظة من رسول الله. والله أعلم

Источник

Книга смягчения (сердец)

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image009. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image009. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image009.

Глава 1507: О сказанном относительно смягчения сердец и о том, что нет (истинной) жизни, кроме жизни в мире вечном.

1997 (6412). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем». 1

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Имеется в виду, что многие люди не используют эти милости для совершения благих дел, но используют для совершения грехов.

Глава 1508: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец…»

1998 (6416). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечо и сказал: “Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник”».

(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил:

«Если ты дожил до вечера, то не жди (, что доживёшь и) до утра, 1 а если ты дожил до утра, то не жди (, что доживёшь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни — (то, что пригодится) для твоей смерти 2 ».

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 То есть не надейся, что ты проживёшь ещё долго, и не откладывай благие дела на потом, поскольку человек может покинуть мир этот в любой момент.

2 Это значит: совершай благие дела, пока ты жив и здоров, и используй для этого все возможности с учётом неизбежности наступления такого момента, когда эти возможности будут исчерпаны.

Глава 1509: О (слишком) больших надеждах.

Аллах Всевышний сказал:

1999 (6417). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начертил прямоугольник, (потом) он начертил в середине (его) линию, выходящую за его (пределы, потом) он начертил (несколько) маленьких линий, (доходящих) до той (линии,) которая была посередине, после чего сказал: “Это — человек; то, что его окружает (или: то, что его окружило), 1 есть его срок; то, что выходит за пределы (прямоугольника), является его надеждами, а эти маленькие чёрточки — превратностями судьбы, (которые его постигают,) и если минует его одно, то схватит зубами 2 другое, если же минует его (второе), то схватит зубами (первое)”».

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Имеются в виду стороны прямоугольника.

2 То есть постигнет.

2000 (6418). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Подразумевается срок жизни человека.

2 То есть когда он надеется на что-то.

3 Имеется в виду одна из коротких линий, обозначающих на рисунке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, всевозможные жизненные обстоятельства, а именно — линия, соответствующая тому событию, которое становится последним в жизни человека.

Глава 1510: Дожившему до шестидесяти лет был отпущен Аллахом достаточный срок, и оправдания его приняты не будут. 1

1 Речь идёт о таких людях, которые всю жизнь откладывали совершение благих дел, так ничего и не совершив.

2001 (6419). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах принимает оправдания человека, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет». 1

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Имеется в виду, что по достижении такого возраста человек уже лишится морального права говорить: «Если Аллах продлит мне жизнь, я буду совершать благие дела», так как ему была дарована для этого достаточно долгая жизнь.

2002 (6420). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сердце старика продолжает оставаться молодым в двух (отношениях): в том, что касается любви к миру этому, и (в том, что касается) больших надежд”».

Глава 1511: Дела, которые совершаются ради лика Аллаха.

2003 (6423). Передают со слов ‘Итбана бин Малика аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах обязательно сделает запретным для огня любого раба, который явится в День воскресения и который (при жизни) говорил: “Нет бога, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха 1 ».

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 То есть говорил это, будучи движимым только глубокой убеждённостью и стремлением получить за это награду Аллаха.

2004 (6424). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах Всевышний говорит: “Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха”».

Глава 1512: Исчезновение праведных.

2005 (6434). Передают со слов Мирдаса аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Речь идёт о том, что в первую очередь будут умирать люди, отличающиеся наибольшей праведностью.

Глава 1513: О том, что следует остерегаться искушения богатством.

Аллах Всевышний сказал:

«Ваши богатства и ваши дети — не что иное, как искушение…» (“Взаимный обман”, 15).

2006 (6436). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы заимел сын Адама два вади, полных денег, то непременно пожелал бы иметь и третье, и никогда не наполнит утробу сына Адама ничто, кроме земли, а Аллах примет покаяние тех, кто покается». 1

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Иначе говоря, Аллах простит тех, кто принесёт Ему покаяние за свою алчность и прочие порочные устремления.

Глава 1514: То, что потрачено человеком, он потратил на себя же.

2007 (6442). Сообщается, что Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал:

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 “Каддама” — буквально “сделал заранее”, то есть потратил на пути Аллаха; израсходовал на благие дела, создав благодаря этому запас для себя же в мире вечном.

Глава 1515: О том, как жили пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники и как они отстранялись от этого мира.

2008 (6452). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, часто рассказывал (следующее):

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Тогда я взял эту чашу и начал (по очереди) подавать (её) каждому (из присутствовавших), который пил досыта, а потом возвращал чашу мне. (Так продолжалось до тех пор, пока все не напились) и очередь не дошла до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который взял эту чашу и поставил её себе на руку, после чего посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: “Абу Хирр!” Я откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха!” Тогда он сказал: “Остались (только) мы с тобой”. Я сказал: “Ты сказал правду, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Садись и пей”. Тогда я сел и отпил (из этой чаши), после чего он (снова) сказал: “Пей”, и я (снова) отпил. И он продолжал говорить мне: “Пей”, до тех пор, пока я не сказал: “Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я больше не могу!” Он сказал: “Тогда дай её мне”, и я дал ему эту чашу, а он воздал хвалу Аллаху Всевышнему, 8 произнёс слова “С именем Аллаха” и выпил остаток».

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 То есть без сил падать на землю от голода.

2 Имеется в виду дорога в мечеть, по которой ходили пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники.

3 То есть для того, чтобы между ними завязался разговор, в процессе которого Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, можно было бы дать понять, что он голоден.

4 Иначе говоря, Абу Бакр не понял истинной цели Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими.

5 См. примечание к хадису № 1880.

6 Имеется в виду закят.

7 В то время там находилось несколько десятков человек.

8 За то, что по Его милости все напились досыта одной чашей.

2009 (6460). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«О Аллах, даруй семье Мухаммада дневное пропитание!» 1

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Имеется в виду то, благодаря чему можно только поддерживать жизнь, иначе говоря, минимальное количество еды.

Глава 1516: Умеренность и постоянство в делах.

2010 (6463). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Никого не спасут дела его». 1

(Люди) спросили:

«И даже тебя, о посланник Аллаха?»

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Иначе говоря, никто не войдёт в рай благодаря своим делам, но только благодаря милости Аллаха. См. примечание к хадису № 1869.

2 Это значит: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.

3 То есть старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.

4 “Дульджа” — имеется в виду время, начиная от середины последней трети ночи и до рассвета.

5 Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, комментирует эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующим образом: «Это значит: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах, в то время, когда вы будете бодрыми, а сердца ваши — свободными, чтобы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше».

2011 (6464). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “Какие дела Аллах любит больше всего?” — и он сказал: “Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их и будет мало”».

Глава 1517: Надежда в сочетании со страхом. 1

1 Здесь речь идёт о надежде на то, что Аллах простит грехи человека и примет его благие дела, а также о страхе перед Его наказанием.

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, в тот день, когда Аллах создал милосердие, Он создал его из ста частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав одну часть всем Своим созданиям, и если бы неверному было известно обо всём милосердии, которое имеется (в запасе) у Аллаха, он не терял бы надежду на рай, а если бы верующему было известно обо всех (видах) мучений, которые имеются (в запасе) у Аллаха, он не (считал бы), что находится в безопасности от огня!”»

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

Глава 1518: (О необходимости) следить за своим языком. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит», и слова Всевышнего: «Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж» (“Каф”, 18).

2013 (6474). Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей 1 и между его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай». 2

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Иначе говоря, за язык.

2 Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выражает уверенность в том, что человек, который не будет говорить и есть ничего запретного и станет воздерживаться от прелюбодейства, войдёт в рай.

2014 (6478). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, раб может сказать что-нибудь угодное Аллаху Всевышнему, чему сам он и не придаст значения, но за что Аллах возвысит (его) на (много) ступеней. И, поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаха Всевышнего, чему сам (сказавший это) и не придаст значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад».

Глава 1519: Прекращение совершения грехов.

2015 (6482). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает себя с человеком, который повстречал вражеское войско, был схвачен и раздет, но сумел бежать. После этого он явился к своим соплеменникам, чтобы предупредить их, и они поверили ему, видя, в каком положении он находится, так как его нагота послужила доказательством его правоты. Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то доказательством его правоты служили совершённые им чудеса.

Глава 1520: Огонь скрыт за страстями.

2016 (6487). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Огонь скрыт за страстями, а рай — за ненавистным». 1

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Имеется в виду, что удовлетворение всех желаний души приведёт человека в ад, а исполнение всех религиозных обязанностей и совершение праведных дел, всегда связанных с преодолением определённых трудностей, что ненавистно душе, является путём к раю.

Глава 1521: (Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует): «Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) огонь».

2017 (6488). Передают со слов ‘Абдуллаха (бин Мас‘уда), да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) огонь». 1

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Имеется в виду, что проявление повиновения Аллаху даже в малом может привести человека в рай, тогда как совершение и незначительных грехов приближает его к аду, а поэтому не следует пренебрегать ничем из благого и обязательно нужно сторониться всего запретного, поскольку человек не знает всего того, за что Аллах может оказать Ему Свою милость, как не знает он и всего того, за что Аллах может разгневаться на него.

Глава 1522: (Каждому следует) смотреть на того, кто ниже его, и не (следует) смотреть на того, кто выше.

2018 (6490). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделён более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)».

Глава 1523: О том, кто вознамерится совершить доброе или дурное дело.

2019 (6491). Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передававший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал:

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Здесь имеется в виду, что Аллах повелел ангелам записывать их. Возможно также, что “записал” здесь следует понимать как “предопределил”.

2 То есть разъяснил ангелам, как следует записывать эти дела.

Глава 1524: Исчезновение залога /амана/. 1

1 Многозначное слово “амана” образовано от слова “амн” (безопасность; спокойствие) и является однокоренным со словом вера /иман/. Среди прочего это слово означает “надёжность” и “то, что отдано на хранение”. Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом рассматриваются как то, что отдано им на хранение и что необходимо вернуть, то есть выполнить. Величайшим залогом /аль-аманат аль-кубра/ является обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов ислама. В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока какие-нибудь обстоятельства или наущения дьявола не свернут его с этого пути.

2020 (6497). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог был ниспослан в самую основу сердец людей, а потом они узнали об этом из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удалён этот залог, сказав:

«Заснёт человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца его, после чего останется от него только лёгкий след. Потом снова заснёт он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголёк и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет. А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдёт до того, что) будут даже говорить: “Есть среди людей такого-то племени надёжный человек!” И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!” — несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!»

(Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал):

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Имеется в виду, что человек вспоминал об установлениях шариата относительно необходимости возвращать доверенное и не пытался обмануть партнёра.

2 В данном случае подразумевается, что через наместника той или иной провинции всегда можно было взыскать причитающееся человеку в соответствии с установлениями шариата.

2021 (6498). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, люди подобны сотне верблюдов, из которых найдётся едва ли один пригодный для верховой езды”». 1

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Комментаторы по-разному толкуют этот хадис, но в целом смысл этих толкований сводится к тому, что праведные среди людей находятся в абсолютном меньшинстве.

Глава 1525: (Поклонение Аллаху) напоказ и (ради снискания доброй) славы (cреди людей).

2022 (6499). Передают со слов Джундуба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах опорочит того, кто будет рассказывать (людям о своих благих делах), и выставит напоказ того, кто будет (поклоняться Ему) напоказ другим». 1

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Иначе говоря, Аллах покажет всем истинные намерения тех людей, поклонение которых будет неискренним.

Глава 1526: Смирение.

2023 (6502). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Под “близким” /вали/ подразумевается человек, который отличается крайним благочестием, неуклонно выполняет все свои религиозные обязанности и делает помимо этого ещё много другого. Это слово образовано от арабского трёхбуквенного корня “вав-лям-йа”. Глаголы разных пород, образованные от того же корня, могут означать “быть близким”, “управлять”, “быть дружески расположенным”, “оказывать содействие” и так далее. В отношении такого человека слово “вали” применяется в связи с тем, что он постоянно занимается поклонением Аллаху и не выходит из повиновения Ему, никогда не допуская ослушания. Возможно также, что это слово имеет здесь значение причастия страдательного залога от того же корня, так как Аллах Всевышний постоянно хранит такого человека и проявляет заботу о нём за то, что он не преступает установленных Им границ и подчиняется Его велениям и запретам. В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима сказано: «Слово “вали” (друг) является антонимом слова “‘адувв” (враг), что же касается слова “вилайа” (дружеское расположение), то оно является антонимом слова “‘адава” (враждебность). В основе дружеского расположения лежат любовь и стремление приблизиться, а в основе враждебности — ненависть и удалённость».

2 “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджар пишет: «Под близким к Аллаху подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность в поклонении Аллаху, а Аллах Всевышний сказал: “Поистине, близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, — им (предназначена) благая весть в этой жизни и в жизни вечной. Неизменны слова Аллаха — это и есть великий успех”*».

3 Имеются в виду дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно.

4 Смысл этих слов в том, что Аллах оказывает такому рабу содействие в делах, осуществляемых им посредством вышеупомянутых частей тела, направляя человека к таким делам, которые Он любит, и удерживая его от того, что Ему ненавистно, например, удерживая его от выслушивания пустых речей, взглядов на запретное и так далее.

Глава 1527: Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним.

2024 (6507). Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Глава 1528: Агония.

2025 (6511). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«К пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нередко приходили грубые бедуины и спрашивали его: “Когда наступит Час этот?” 1 — он же смотрел на младшего из них и говорил: “Если этому (суждено) прожить (достаточно долго), то для вас “Час этот” наступит, прежде чем он станет дряхлым стариком”, имея в виду их смерть».

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Имеется в виду День воскресения.

Глава 1529: В День воскресения Аллах сожмёт в Своей руке всю землю.

2026 (6520). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения земля (уподобится) хлебцу, а Могущественный опрокинет её Своей рукой подобно тому, как любой из вас опрокидывает свой хлебец (, готовясь) отправиться в путь, (и станет она) угощением для обитателей рая». А потом (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) пришёл один из иудеев и сказал: «Да благословит тебя Милостивый, о Абу-ль-Касим! Не сообщить ли тебе об угощении для обитателей рая в День воскресения?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да», и (тогда этот иудей) сказал:

«Земля уподобится хлебцу…», (повторив) то, что было сказано пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который посмотрел на нас и принялся смеяться так, что стали видны его коренные зубы. А потом (этот иудей) спросил:

«Не сообщить ли тебе о том, с чем они будут есть это?» — и сказал: « (Это будет) балам и рыба». (Люди) спросили: «А что это такое?» Он сказал: «Бык и рыба, (одну только) долю печени которых будут есть семьдесят тысяч человек».

2027 (6521). Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В День воскресения люди будут собраны на бело-красной земле, подобной чистой лепёшке 1 ”».

Сахль или другой (передатчик) сказал:

«И не будет на ней ни для кого никакого знака».

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Имеется в виду лепёшка, испечённая из просеянной тонкой муки.

Глава 1530: Сбор (в День воскресения).

2028 (6522). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 То есть люди, надеющиеся попасть в рай и боящиеся наказания.

2 Подразумевается, что к месту сбора их погонит огонь.

2029 (6527). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Люди будут собраны босыми, нагими и необрезанными».

«Я спросила: “О посланник Аллаха, неужели мужчины и женщины станут смотреть друг на друга?” — (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Им будет слишком тяжело, чтобы думать об этом!”»

Глава 1531: Слова Аллаха Всевышнего “Неужели не думают они о том, что будут воскрешены для Дня великого, (того) Дня, когда предстанут люди пред Господом миров?!” (“Обвешивающие”, 4 — 6).

2030 (6532). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. image007. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра фото. если дожил до вечера не жди что доживешь до утра-image007. картинка если дожил до вечера не жди что доживешь до утра. картинка image007.

1 Иначе говоря, он будет заливать им рот, не давая сказать и слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *