если ереван признает независимость карабаха что будет
«Признание нельзя отозвать». В чем сложность с объявлением независимости Нагорного Карабаха
Власти Армении заявили, что готовы признать Нагорный Карабах независимой республикой. Такое решение сделает дальнейшие мирные переговоры невозможными, уверены политологи. Помимо этого никто, кроме самой Армении, не пойдет шаг с признанием независимости Нагорного Карабаха.
Конфликт Армении и Азербайджана вокруг спорной территории Нагорного Карабаха продолжается больше 30 лет. Время от времени страны ведут военные действия, в которых зачастую страдают мирные жители самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. В сентябре 2020 года в очередной раз произошло обострение конфликта, в результате которого гибнут десятки людей.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о возможности признания независимости Нагорного Карабаха. Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль-оглы ответил, что такое решение будет означать неминуемую эскалацию конфликта.
Независимость нарушит мир
Пока, несмотря на заявление Пашиняна, Армения не торопится официально признавать независимость Нагорного Карабаха. По мнению эксперта Российского совета по международным делам Александра Гущина, в обозримом будущем признания независимости республики, в том числе и другими странами, ждать не стоит.
«Такое признание будет фактически только содействовать подрыву мирного процесса. Неслучайно этого признания до сих пор не было, потому что политические риски и издержки довольно велики и для самой Армении», — уверен Гущин.
Если Армения признает независимость Карабаха, ситуация может повернуться для страны так же, как в случае с признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, объяснил политолог и вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Против такого решения России выступала Грузия, спустя 12 лет дипломатические отношения с ней так и не были налажены.
Надо учитывать, что признание нельзя отозвать. Слишком близкая связь, слишком большие интересы
Макаркин также согласен с тем, что если Армения признает независимость Карабаха, она отрежет пути к возможности мирно урегулировать этот конфликт.
«Азербайджан исходит из того, что это его территория, международно признанная. И признание независимости не оставляет возможности возобновить переговоры в обозримой перспективе», — уверен политолог.
Гущин добавил, что с точки зрения международного права Нагорно-Карабахская Республика, скорее всего, так и останется непризнанной, как, например, Приднестровье, ДНР и ЛНР.
«Хотя надо признать, что за эти годы Карабах отстроил собственную политическую систему, есть президенты, все органы власти, армия… Но юридически на его международно-правовой статус это не влияет», — заключил Гущин.
Все против
Алексей Макаркин также уверен, что на сегодняшний день признать независимость Нагорного Карабаха может только Армения. В частности, потому что у большинства стран мира нет больших интересов ни в одной из этих стран.
«Все крупнейшие игроки хотят сохранять отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, поэтому никто не признает независимость Карабаха. Азербайджан к тому же — нефтяная страна, у нее свои интересы, этот фактор учитывается», — считает он.
Ключевыми заинтересованными игроками в этой ситуации остаются Россия и Турция. При этом Россия сотрудничает как с Арменией, так и с Азербайджаном, а Турция однозначно занимает сторону Баку.
Вместе с Турцией поддержать Азербайджан, по словам Гущина, готов весь исламский мир. Европейские державы же не торопятся вставать на сторону Армении или Карабаха.
При этом политолог отметил, что фактически Нагорный Карабах уже является независимой единицей и автономией, хотя и продолжает находиться под патронажем Армении. Но вмешиваться в конфликт, разворачивающийся вдали от центра Европы, большинство государств не станет.
«Такой широкой поддержки, как то же Косово, Карабах в ближайшее время не получит», — уверен политолог.
Казанская формула
Гущин добавил, что в разрешении армяно-азербайджанского конфликта многое зависит от действий Москвы.
«Есть согласованный мирный процесс. Задача Москвы — вернуть стороны за стол переговоров. А одностороннее признание независимости Нагорного Карабаха де-факто будет сильным шагом по подрыву этого мирного процесса», — уверен он.
При этом на решение по так называемой Казанской формуле, которую Россия предлагает Армении и Азербайджану на протяжении 10 лет, страны пока не готовы. Главная идея этого решения — перемирие путем взаимных уступок.
Основные условия, предлагаемые Москвой, предполагают, что Армения передаст Азербайджану семь районов вокруг Нагорного Карабаха. При этом территории остаются демилитаризованными с обеих сторон, а Азербайджан и Турция в ответ снимают экономическую блокаду Армении.
Азербайджан идет на эскалацию конфликта, чтобы подвинуть противника к более мягкой позиции в переговорах. К тому же мы видим все большее влияние Турции, которая стоит за азербайджанским наступлением и претендует на звание региональной державы
Заявления Армении, по мнению собеседников «360», стоит рассматривать как аргумент в информационной войне, за которым не последует реальных действий.
«Для самого Нагорного Карабаха это дополнительная поддержка, символический шаг, дополнительное признание значимости. Но там уже и так понимают эту значимость и понимают, что Армения воюет за Нагорный Карабах и будет его отстаивать. Никаких больших сущностных изменений из-за этого не произойдет», — заключил Макаркин.
Независимый Карабах Армении не нужен?
Проблема длиной в 29 лет, которую на самом деле и не хотят урегулировать: выгодно ли вообще Армении признавать независимость Нагорно-Карабахской республики на международном уровне?
Как пишет NEWS.RU, заявления армянских политиков о том, что статус Нагорного Карабаха должен быть изменён и упрочен в самом ближайшем будущем, в данный момент времени трудно достижимы, хотя бы потому что окончательное продавливание этого вопроса способно не только оттолкнуть от Еревана Москву, но и потерять доверие Запада, на которое так рассчитывает глава кабмина Никола Пашинян.
Недаром официальное признание суверенитета Арцаха не удалось ни в советский, ни в постсоветский период, как утверждают эксперты, Ереван постоянно говорит о вероятности изменения статуса НКР, но в реальности опасается этого шага. Как бы не оказалось это странным, но и сегодня Армению по всей видимости вполне устраивает сохранение нынешнего статус-кво.
Начнем с того, что самому премьер-министру Пашиняну, как бы он не стремился показать обратное, на деле очень выгодно подвешенное положение НКР.
Ведь это оставляет широкие возможности для манёвра в Минской группе ОБСЕ или на двусторонних переговорах под ее руководством, позволяя Армении имитировать бурную деятельность.
Например, во время дипломатических встреч в Вене за казалось бы миролюбивыми формулировками о необходимости договариваться, а не воевать, целью Армении всегда было: «требовать включить представителей НКР в переговоры как равноправную сторону».
Неоднократно с 27 сентября, то есть с момента последней эскалации конфликта все слова и выступления Пашиняна носили чисто умозрительный характер: то он апеллировал к международному праву, хотя земли НКР по международному законодательству однозначно трактуются как оккупированные территории, то связывал решение проблемы с изменением оперативной обстановки.
Более конкретно условия объявления независимости Карабаха обозначил недавно экс-президент Армен Саркисян: да, до распада СССР Верховный совет Армении голосовал за признание НКР независимой, но потом из-за подписания в 1994 году перемирия этот вопрос был отложен, так как начался политический Минский процесс.
Сейчас, по мнению бывшего главы государства, Ереван признает НКР, только окончательно исчерпав все возможности разрешения конфликта путём мирных переговоров.
Захотят ли армянские политики возможность перевести горячую фазу военного конфликта в плоскость политическую? Прежде Армению вполне устраивала существовавшая конфигурация линий соприкосновения, помещение площадок переговоров на различных уровней она считала для себя формальным.
Армянское руководство не может не понимать, что все его попытки сделать это противостояние международным, втянуть в него Россию, наталкиваются на глухое непонимание не только Европы, но и США.
Вряд ли Москва готова к урегулированию независимого статуса Карабаха, которого нет ни в одном международном документе.
Вдобавок ко всему перед Россией и Западом может встать достаточно непростой вопрос: нужно ли вообще в таком случае существование Минской группы? Тогда как тема Карабаха является связующим мостом между Москвой, Парижем и Вашингтоном.
Аналитики оценили перспективы признания Арменией независимости Нагорного Карабаха
Армения должна обсудить вопрос признания независимости Нагорного Карабаха, заявил премьер-министр Никол Пашинян. Признание Нагорного Карабаха зависит от масштабов боевых действий, отметили опрошенные «Кавказским узлом» политологи в Ереване.
Как писал «Кавказский узел», 27 сентября после начала боев в зоне карабахского конфликта военное положение и всеобщая мобилизация были объявлены в Нагорном Карабахе и Армении. В Азербайджане, который назвал наступательную операцию по всей линии фронта ответной реакцией на обстрелы своих позиций, военное положение и комендантский час вводятся с сегодняшнего дня, 28 сентября. Президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян признал потерю некоторых позиций в направлении Талыша.
По данным Минобороны Нагорного Карабаха, в боях в зоне карабахского конфликта убиты 16 солдат, более 100 получили ранения. Генпрокуратура Азербайджана сообщила, что в результате обстрелов из тяжелых орудий погибли пятеро и ранены 19 гражданских жителей различных районов страны.
Армения может обсудить вопрос признания независимости Нагорного Карабаха, заявил 27 сентября премьер-министр Никол Пашинян на экстренном заседании парламента, связанном с обсуждением вопроса введения чрезвычайного положения.
Руководитель парламентской фракции «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян напомнил, что еще в 2016 году руководство Армении заявило о возможности признания независимости Нагорного Карабаха в случае широкомасштабной войны.
Реакция властей Армении зависит от масштабов эскалации конфликта
Признание Арменией независимости Нагорного Карабаха зависит от масштабности агрессии и продолжительности боевых действий, заявил корреспонденту «Кавказского узла» директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.
Он отметил, что на данный момент армянская сторона придерживается ответных действий военного характера. При этом, по его словам, эскалация на границе Нагорного Карабаха «чрезвычайно острая».
Политолог связал эскалацию в Нагорном Карабахе с реваншистскими настроениями азербайджанского руководства после июльского обострения.
Конфликт на границе Армении и Азербайджана обострился 12 июля. Азербайджан обвинил Армению в попытке атаки своих позиций. По версии армянской стороны, причиной стала попытка прорыва со стороны Азербайджана. По официальной информации, с 12 по 27 июля с армянской стороны погибли шесть военных, ранения получили 38 человек: 35 военнослужащих, двое полицейских и один мирный житель. Власти Азербайджана сообщили о 13 убитых (из них 12 военных и один мирный житель) и четырех раненых военных, сказано в справке «Кавказского узла» «Июльское обострение: главное о новых боях между Ереваном и Баку».
Международное сообщество должно отреагировать на обострение
Международное сообщество должно дать оценку действиям азербайджанской стороны, считает исполнительный директор Международного центра человеческого развития, политолог Теван Погосян.
По его словам, очередное обострение свидетельствует о необходимости внедрения механизмов расследования инцидентов, закрепленных в венских соглашениях 2016 года.
Для возвращения Азербайджана за стол переговоров необходимо создать условия, при которых нет иного выбора, как в 1994 году, когда было заключено трехстороннее перемирие, считает Погосян. По его мнению, Армения может признать независимость Нагорного Карабаха, если азербайджанская сторона не откажется от идеи решить конфликт военным путем.
Длительные военные действия серьезно повлияют на экономику Азербайджана
Последние события в Азербайджане свидетельствовали о его готовности напасть на Нагорный Карабах, считает аналитик военно-аналитического портала Razm.info Айк Хачикян.
В апреле 2016 года произошло четырехдневное обострение карабахского конфликта. После этого стороны объявили о перемирии, однако вооруженное противостояние продолжилось, говорится в справке «Карабах: два года спустя после четырехдневной войны» на «Кавказском узле». В первые два года после перемирия обстрелы в зоне конфликта фиксировались ежедневно, следует из инфографики «Кавказского узла» «Карабах после перемирия – два года войны».
Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта «Кавказский узел» публикует на тематической странице «Карабах: худой мир или война«.
Автор: Армине Мартиросян, Тигран Петросян источник: корреспонденты «Кавказского узла»
Алиев предупредил о последствиях признания независимости Нагорного Карабаха
При этом Алиев подчеркнул, что после возвращения территории и завершения конфликта азербайджанский и армянский народы будут совместно проживать в Нагорном Карабахе, как это происходит в других странах. Он добавил, что азербайджанский народ не враг армянскому.
Комментируя возможность отправки в Нагорный Карабах миротворцев, Алиев отметил, что это возможно исключительно с согласия Азербайджана и Армении.
В свою очередь, премьер-министр Армении Никол Пашинян, в ходе обращения к нации заявил, что Армения была осведомлена о планах Азербайджана начать боевые действия в Нагорном Карабахе. По его словам, Баку изначально требовал, чтобы семь районов вокруг Нагорного Карабаха были отданы Азербайджану, а также отказывался рассмотреть вопрос статуса Нагорного Карабаха вне состава Азербайджана.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru
© 2010-2021 «Военное обозрение»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.
«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»
Ереван призвал международное сообщество признать Нагорный Карабах
Как независимость Карабаха вошла в политическую повестку
С конца сентября, когда начались активные боевые действия на линии соприкосновения непризнанной Нагорно-Карабахской республики и Азербайджана, тема признания Нагорного Карабаха регулярно звучит на митингах в Ереване, в высказываниях армянских политиков и западных парламентариев.
Необходимость признания независимости НКР стала одной из главных тем многочисленных интервью премьер-министра Армении Никола Пашиняна. «Право на самоопределение Нагорного Карабаха, то есть статус Нагорного Карабаха, имеет стратегически важную роль для нас», — говорил Пашинян 19 октября агентству ТАСС. «Есть только один способ положить конец боевым действиям: международное признание Арцаха [армянское название Нагорного Карабаха] по принципу «отделения ради спасения». Другого варианта нет», — настаивал он в интервью итальянской Corriere della Sera 18 октября. В интервью РБК в начале месяца армянский премьер говорил, что вопрос о признании обсуждается. Придя к власти в 2018 году, Пашинян не раз утверждал, что признание независимости НКР находится в армянской политической повестке.
Этот дискурс — о необходимости признания независимости НКР — появился не сейчас, он существует с самого начала карабахского движения, напоминает директор базирующегося в Ереване Института Кавказа Александр Искандарян.
Почему Ереван до сих пор не признал независимость НКР
«В 1992 году начался минский переговорный процесс, была создана Минская группа ОБСЕ. Пока продолжался переговорный процесс, определение статуса Нагорного Карабаха не могло быть его начальной точкой, оно должно было быть конечной», — напоминает логику армянского подхода Искандарян. Садиться за стол переговоров с представителями НКР представители Баку отказывались, республику представляла Армения, непризнание независимости было ее уступкой, чтобы переговорный процесс шел, указывает он.
Сопредседателями Минской группы ОБСЕ являются Россия, Франция и США, постоянными членами являются Армения и Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция. По согласованным в 2009 году принципам урегулирования конфликта Азербайджану должны быть возвращены территории, прилегающие к Нагорному Карабаху, которому должен быть предоставлен переходный статус. Между Арменией и НКР должен быть обеспечен транспортный коридор, а определение статуса Карабаха должно быть проведено на основе народного волеизъявления.
Пойдет ли Армения на признание
В 2016 году, после обострения военных действий в апреле того же года, правительство Армении (тогда президентом был Серж Саргсян) направило в парламент законопроект о признании Карабаха. Однако депутаты его рассматривать не стали, сославшись на несвоевременность. Сейчас ситуация изменилась. Пашинян уверен, что именно отсутствие признания провоцирует Баку на военные действия. «Что касается того факта, что до сих пор никто не признал независимость Карабаха, вот поэтому и борьба народа Карабаха, армянского народа за то, чтобы народ Нагорного Карабаха имел возможность реализовать свое право на самоопределение, продолжается», — объяснил он France 24.
«Без согласования с Россией Армения точно не будет решать этот вопрос, а в самой России, судя по всему, никто на это не пойдет», — уверен доцент РГГУ Александр Гущин. По его мнению, Ереван вообще не пойдет на признание, потому что стратегически это ненужный шаг: «Да, внутри армянского общества это серьезный вопрос, но с политической точки зрения такое решение ничего не даст и только осложнит позиции Армении на международной арене, а также станет серьезным ударом по перспективам организации нового мирного процесса». «Не думаю, что Армения пойдет на такой шаг, но даже если Ереван пойдет на него, он вряд ли заручится поддержкой в Европе», — согласен эксперт программы «Центральная Азия» в Институте исследований внешней политики (FPRI) Максимиллиан Хесс. По словам эксперта, такую инициативу может поддержать разве что Косово, но даже это не гарантировано.
Какие могут быть последствия у признания
Президент Азербайджана Ильхам Алиев настроен категорично: «Ни при каких условиях Азербайджан не даст согласия на независимость Нагорного Карабаха». Армения на протяжении двух недель обращается к различным структурам международного сообщества, однако за последние десять дней со стороны Европейского союза не было заявлений с упоминанием права народа на самоопределение, а Иран, Россия и все другие страны продемонстрировали, что это решение не входит в их повестку дня, говорит азербайджанский политолог Фархад Маммадов. У такого признания будет два последствия, продолжает эксперт: утрата смысла переговоров и война с Азербайджаном. «Наряду с признанием Армения наверняка заключит военный союз с Нагорным Карабахом, что приведет де-юре к войне. Де-факто Ереван и сейчас воюет в Карабахе, но принятие решения о независимости юридически оформит объявление войны».
Союзников по признанию Ереван также не найдет, уверены эксперты. «Никакой цепной реакции в признании Нагорного Карабаха не будет», — уверен Гущин. Как отметил Хесс, в Азербайджане уже пригрозили разорвать дипотношения с любой страной, которая признает Нагорный Карабах. Между тем французская компания Total имеет проекты в Азербайджане, и, пожалуй, даже один этот факт — достаточное препятствие на пути признания Парижем региона, указал аналитик. Италия тоже имеет коммерческие связи с Азербайджаном, а Испания вряд ли признает Нагорный Карабах, учитывая каталонский фактор, рассуждает Хесс. Наконец, что касается Германии, то Ангела Меркель неоднократно высказывалась о своем негативном отношении к изменению границ в Европе. «И хотя можно говорить, что Армения и Азербайджан — не Европа, они тем не менее входят в перечень стран Восточного партнерства», — добавил эксперт.
Пока о необходимости признания независимости Карабаха заявили отдельные города Европы и некоторые американские штаты. В 2012–2014 годах семь штатов США приняли резолюции с соответствующим призывом к президенту и конгрессу США, напоминает «Кавказский узел». Среди них — Массачусетс, Луизиана, Калифорния. 17 октября городское собрание итальянского Милана направило в правительство страны также обращение с призывом признать независимость и осудить Азербайджан за агрессию. Депутат нижней палаты парламента Франции от правой партии «Республиканцы» Валери Буайе направила в верхнюю палату резолюцию о признании Карабаха.