если горячую воду отключили больше чем на 14 дней
Куда жаловаться, если горячую воду отключили на срок более 14 дней
Летнее отключение горячего водоснабжения на две недели – давняя традиция коммунальных служб, которая заставляет россиян вооружаться тазиками, ковшами, чайниками и кипятильниками. Но что делать, если горячей воды нет уже более 14 дней? В вопросе разбиралась корреспондент «РИАМО в Королеве».
Буква закона
Основные документы по вопросам горячего и холодного водоснабжения – это федеральный закон № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» и постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно этим документам, горячая вода должна подаваться круглосуточно и бесперебойно в течение всего календарного года.
Однако при этом допускается перерыв подачи воды на восемь часов суммарно либо четыре часа непрерывно в течение одного месяца. При аварии на магистрали горячего водоснабжения может не быть в течение 24 часов.
При производстве работ по профилактике и ремонту инженерных сетей, которые традиционно проводят летом, продолжительность перерыва в предоставлении ГВС устанавливается нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 и составляет не более 14 суток (пункт 3.1.11).
Таким образом, если горячей воды нет больше двух недель, то можно писать жалобы в различные инстанции, ссылаясь на федеральный закон № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года, постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 (пункт 3.1.11).
Как составить жалобу
В «шапке» жалобы необходимо написать наименование и адрес органа, в который она подается, а также данные заявителя: фамилию, имя, отчество, адрес, контактный телефон, электронную почту.
Далее нужно кратко описать ситуацию, отметив даты, указанные в объявлении управляющей компании об отключении воды, и реальное возобновление водоснабжения либо его отсутствие на день обращения. Здесь же стоит сослаться на указанные выше законы.
Затем следует сформулировать требование. Проще всего написать так: «Требую устранить нарушение и возобновить горячее водоснабжение / восстановить подачу горячей воды».
К жалобе стоит приложить имеющиеся дополнительные материалы – например, ответы предыдущих инстанций на претензию по отсутствию горячего водоснабжения.
В конце нужно поставить дату и подпись заявителя, либо заявителей, если жалоба составлена несколькими жильцами.
При подаче жалобы в бумажном виде всегда оставляйте себе копию. На ней должен расписаться, поставить дату и штамп организации человек, который принял обращение.
Куда направить жалобу
Управляющая компания
Первым делом жалобу нужно направить в свою управляющую компанию. Узнать, какая УК обслуживает дом, можно на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Кстати, можно оставить обращение прямо там – через личный кабинет.
Направить жалобу в управляющую компанию можно, позвонив по телефону. Обычно это действенный метод – неполадка будет быстро устранена.
Если результата нет, то нужно составить письменное обращение. Подавая его, убедитесь, что оно принято и зарегистрировано. Если УК проигнорирует его, то можно смело обращаться в другие инстанции.
Портал «Добродел»
Пожаловаться на отсутствие горячего водоснабжения, как и на многие другие проблемы, можно через портал «Добродел». Необходимо авторизоваться и выбрать пункт меню «Сообщить о проблеме». Искать категорию «ЖКХ» не обязательно: модераторы прочитают претензию, поместят ее в соответствующий раздел и направят в нужное ведомство.
Для удобства пользователей разработано мобильное приложение «Добродел», доступное в AppStore и Google Рlay. То есть подать жалобу можно и со смартфона – это очень удобно.
Далее стоит подождать от 2 до 8 дней. Информация о сроках и вариантах решения проблемы придет в сообщении через личный кабинет на «Доброделе» или по электронной почте.
Госжилинспекция
Пожаловаться на долгое отсутствие горячей воды можно и напрямую в Госжилинспекцию Московской области. Она расположена по адресу: 123592, Москва, улица Кулакова, дом 20, корпус 1. Телефон для справок: 8 (499) 579-94-50.
Удобно обратиться в Госжилинспекцию и через форму обратной связи на главной странице сайта ведомства или по электронной почте: gilinspector@mosreg.ru.
В Королеве Госжилинспекция расположена на улице Кирова, дом 1. Телефон: 8 (495) 511-00-97. Ведомство работает с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 16:45, перерыв с 13:00 до 13:45.
Роспотребнадзор
Также можно обратиться в Роспотребнадзор. Территориальный отдел в Королеве расположен по адресу: улица Богомолова, дом 10. Ведомство работает с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 16:45, перерыв с 13:00 до 13:45.
Также можно позвонить по телефону 8 (495) 516-81-79 – специалисты расскажут, как правильно составить жалобу.
У Роспотребнадзора есть и областной уровень. Как правило, потребности обращаться туда не возникает, однако полезно знать телефон «горячей линии»: 8 (800) 250-14-36. Он может пригодиться в решении этой или других потребительских проблем. «Горячая линия» работает с 10:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 13:45.
Горячая вода в законе
Дата размещения: 06.06.2013
Что делать, если воду отключили больше, чем на две недели? Можно терпеть, греметь тазиками, ругать коммунальщиков, а можно хотя бы попробовать что-то изменить. Итак, куда жаловаться? И как наказать коммунальщиков рублем за долгое «обезвоживание»?
На эти и другие вопросы отвечает Олег Рабушенко, руководитель НП «Ассоциация независимых юристов Смоленска».
14 дней, кто больше?
Согласно действующему законодательству, исполнитель коммунальной услуги обязан обеспечить бесперебойное (либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг) снабжение горячей и холодной водой, постоянное соответствие свойств холодной и горячей воды требованиям законодательства о техническом регулировании, нормативное давление в системе холодного и горячего водоснабжения, бесперебойное круглосуточное водоотведение и т.п.
Допустимая продолжительность отключения холодной и горячей воды – не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и разовое отключение – не дольше чем на 4 часа. Нормативная температура горячей воды должна составлять 60 градусов.
Гигиеническими требованиями к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (СанПиН 2.1.4.2496-09), установлены также требования к эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения, в частности: 3.1.11 установил, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Таким образом, если коммунальщики превышают указанные сроки, наши права как потребителей данных услуг нарушаются.
Отключая дом для проведения планового профилактического ремонта наружных сетей водоснабжения, коммунальщики не должны делать это внезапно. Если это не аварийная ситуация, то они должны предупредить жильцов многоквартирных домов за 10 дней до проведения работ. Об этом говорится в пункте 117 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354: «Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае… б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем… через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя».
Если коммунальщики нарушили сроки уведомления, то это тоже является нарушением наших прав.
Перерасчет, сэр!
В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, мы имеем право требовать перерасчет размера платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Но для этого необходимо выполнить ряд условий.
Во-первых, установить сам факт непредоставления услуги или ее ненадлежащего качества. Иначе, впоследствии коммунальщики могут сказать, что «впервые слышат о каких-то перерывах».
Во-вторых, потребовать в письменном виде с приложением подтверждающих документов соответствующего перерасчета платы за коммунальную услугу.
Раздел X вышеуказанных Правил, который так и озаглавлен: «Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» гласит, что мы можем сообщить в аварийно-диспетчерскую службу о сбое в предоставлении коммунальной услуги, как в письменной, так и устной форме, в том числе по телефону.
Это важно!
Во время разговора с диспетчером мы обязательно должны представиться, сообщив имя и фамилию, адрес, претензии по виду коммунальной услуги. В ответ диспетчер должен тоже представиться и сообщить номер, за которым зарегистрировано ваше сообщение, и время его регистрации. Это важно! Поскольку послужит позже доказательством начала предоставления услуги ненадлежащего качества.
Кстати, если диспетчеру известна причина отсутствия у вас воды (газа, электричества и т.д.), он должен тут же сообщить ее вам, а также, если известно, сообщить, кто виноват – коммунальная или управляющая организация. Если причины отсутствия воды в кране неизвестны, должна назначаться проверка. Время ее проведения – «не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время».
По окончании проверки должен быть составлен акт, в котором либо подтверждается факт нарушения качества коммунальных услуг, либо нет.
Если проверка показала, что факт «предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» имеет место, это значит, что период, за который вы будете вправе требовать перерасчет, начался с момента вашего сообщения диспетчеру. А окончанием этого периода признается:
1) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в журнале регистрации таких фактов;
2) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
3) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;
4) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения… если они способны сохранять зафиксированные сведения.
В соответствии с Правилами жильцы-потребители имеют право требовать:
• изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
• уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
• возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда.
Куда жаловаться?
Изменить размер платы, потребовать неустойку можно во внесудебном порядке, требовать возмещения убытков и морального вреда, а иногда и неустойку, придется уже в суде. Данные споры относятся к категории дел по защите прав потребителей, поэтому заявитель освобождается от уплаты госпошлины. В защиту прав собственников многоквартирных домов в суде могут выступить общества (ассоциации) по защите прав потребителей, что освободит их от необходимости бегать по судам.
В то же время вышеуказанные права касаются, прежде всего, самих потребителей и чтобы ими воспользоваться, необходима инициатива самих граждан.
Другим вариантов решения проблемы «предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», являются индивидуальные или коллективные обращения в соответствующие структуры, призванные контролировать соблюдение законодательства в сфере ЖКХ.
В любом случае коммунальщики получат предписание устранить нарушение законодательства, что заставит их решать свои «проблемы» по ремонту теплосетей более оперативно и не в ущерб потребителю.
Коллаж Елена Хлиманова
Законно ли отключать горячую воду?
Добрый день. Хотела бы задать вопрос.
Я проживаю в Архангельске. В нашем городе летом всегда отключают горячее водоснабжение: на неделю в каждом округе. Этим летом несколько домов, в том числе тот, в котором живу я, отключили не на неделю, а на целых две. А через 5 дней после включения горячая вода снова исчезла.
Законно ли на такой длительный срок отключать горячую воду? И как часто можно ее вообще отключать?
Раз в год практически все жители нашей страны страдают по банальной причине: они не могут помыться горячей водой.
Это законно вообще?
По закону период, на который отключают горячую воду, не должен превышать 14 суток. Это относится к ежегодному профилактическому ремонту систем горячего водоснабжения.
Водоснабжающая организация не может просто так, хоть и планово, отключить горячую воду у абонента. Вас должны предупредить не менее чем за сутки до отключения.
Однако ремонт систем горячего водоснабжения не всегда бывает профилактическим. Иногда требуется капитальный ремонт. На него уходит больше сил и времени. В этом случае срок, на который отключают воду, не ограничен 14 днями.
Так, в Республике Карелия водоснабжающая компания в течение 21 дня проводила капитальный ремонт систем водоснабжения. Роспотребнадзор посчитал, что это в корне нарушает законодательство, которое установило крайний срок — 14 дней. Но Верховный суд Республики Карелия поддержал водоснабжающую организацию и в решении по делу № 12-164/2017 указал, что продолжительность капитального ремонта устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от его сложности. А 14 дней — это максимальный срок только для ежегодного планового профилактического ремонта.
Если у вас в квартире стоит счетчик, то, чтобы не переплачивать за воду во время ежегодного профилактического отключения, перекройте кран горячей воды. Ведь, если вы вдруг включите его по ошибке в период отключения, оттуда все так же будет литься холодная вода, но счетчики ее посчитают по тарифам горячей. А вы переплатите.
Что делать, если ежегодные 2 недели прошли, а горячей воды все нет?
Во-первых, стоит узнать, в связи с каким видом ремонта воду отключали и какой срок отключения согласован. Сделать это можно либо в водоснабжающей организации, обслуживающей ваш дом, либо в управляющей компании, либо в профильном органе исполнительной власти (например, в Государственной жилищной инспекции и ее региональных отделениях).
Если вы живете в Москве, вам должны помочь:
Поэтому, когда будете звонить в одну из указанных организаций, заодно сообщите, что горячей воды все еще нет или она прохладная, а вас это не совсем устраивает.
Если у вас установлен счетчик. Периодически включайте кран и проверяйте, есть ли вода. Потом не забывайте перекрывать его. Неправильного начисления быть не должно, потому что фактически горячую воду вы не потребляете.
Если у вас не установлен счетчик по техническим причинам. Советуем вызвать представителя водоснабжающей организации для составления акта о том, что горячей воды нет или она на самом деле совсем не горячая. Это поможет вам впоследствии сделать перерасчет, если в платежках за месяц сумма за горячую воду не будет уменьшена в соответствии с действительностью.
Чтобы сделать перерасчет, нужно подать соответствующее заявление в территориальном МФЦ или в управляющей компании, образец вам дадут на месте. К заявлению вы прикладываете тот самый акт, о котором мы писали выше.
Если у вас не установлен счетчик по личным причинам. Установите его, потому что иначе вы нарушаете пп. 5 и 6 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении». Плату за воду вам начисляют с повышенным коэффициентом.
А может, воду вообще незаконно отключают и нарушают наши права?
Один мужчина уже попытался защитить свое право мыться под горячей водой и попробовал оспорить право водоснабжающей организации ежегодно отключать ее. Он заявил в суде, что граждане не должны страдать от отключения воды и орган местного самоуправления обязан найти любой другой способ подачи этой воды в случае ремонта.
Мужчина упорно сражался за свои права и дошел аж до Верховного суда. Но Верховный суд его не поддержал и в решении от 18 января 2017 г. № АКПИ16-1189 пояснил следующее:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Жалобу на несоблюдение сроков отключения ГВС в регионе можно оставить на интерактивной карте
Отключение горячей воды
За сроками отключений горячего водоснабжения можно следить онлайн на интерактивной карте плановых отключений, а также оставить жалобу в случае несоблюдения сроков отключения ГВС, сообщили в пресс-службе Министерства энергетики Московской области.
Интерактивную карту плановых отключений горячей воды посетили 471 495 пользователей, из них 331 101 с мобильного устройства, 140 394 со стационарного компьютера. На ресурс подписались более 3 тысяч человек. Планируется, что на карте будут отображаться отключения и по другим видам ресурсов.
В ведомстве напомнили, интерактивная карта плановых отключений была разработана и запущена Министерством по поручению губернатора Андрея Воробьева с 26 мая 2020 года. На карте отображены графики отключения ГВС по каждому из 53208 МКД с возможностью поиска по муниципалитету, улице и номеру дома. Чтобы посмотреть график плановых отключений ГВС нужно кликнуть на дом на карте. В режиме «Фильтры» любой житель может отобрать МКД и проследить за своевременным завершением профилактических работ в указанный период отключения.
При отключениях, не связанных с плановыми, а именно при технологических нарушениях, необходимо в первую очередь сообщать в единую дежурную диспетчерскую службу (ЕДДС) вашего округа, а также на дежурный номер управляющей организации и администрации муниципалитета.
Заявление в ГЖИ если горячей воды нет больше 14 дней
Губин Виталий
Ранее мы знакомили вас с информацией о продолжительности допустимого перерыва предоставления коммунальных услуг, в частности горячей воды в многоквартирный дом. Как мы установили, допустимый срок, на который управляющая организация может прекратить подачу горячей воды во время профилактических ремонтов, составляет не более 14 суток.
Во многих многоквартирных домах подача горячей воды прекращена с 01 августа 2017 года. Сегодня 19 августа. Горячей воды нет. В некоторых многоквартирных домах горячей воды нет с 01 июня 2017 года.
Данные обстоятельства являются нарушением требований жилищного законодательства, а также Правил предоставления коммунальных услуг. К сожалению орган, который обязан контролировать деятельность управляющих и ресурсоснабжающих организаций в части предоставления коммунальных услуг. Соответственно возникает вопрос когда включат горячую воду и что делать, если сроки отключения горячей воды превышают допустимые.
В этом случае необходимо обратиться с заявлением в Государственную жилищную инспекцию о выдаче управляющей организации предписания, о недопустимости отключения горячей воды в МКД свыше установленного законодательством периода:
Заявление в ГЖИ если горячей воды нет больше 14 дней:
В Государственную жилищную инспекцию Амурской области
ул. Шевченко 24, г. Благовещенск 675000
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации установлены правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
6 мая 2011 г. Правительством РФ было издано постановление № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Устанавливая требования к качеству услуги по горячему водоснабжению, пункт 4 раздела 2 приложения № 1 к Правилам допускает возможность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.
Данная норма не устанавливает продолжительность перерыва горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно- технического обеспечения горячего водоснабжения и отсылает нас к требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Регулируя отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает право организации, осуществляющей горячее водоснабжение прекратить или ограничить горячее водоснабжение, с предварительным уведомлением об этом абонента в случае проведения планово-предупредительного ремонта (пункт 7 части 3 статьи 21). При планово-предупредительном ремонте осуществляется ремонт объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, в соответствии со сводным годовым планом ремонтов объектов централизованных систем горячего водоснабжения.
Следовательно, перерывы в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно- технического обеспечения горячего водоснабжения, соответствуют действующему законодательству.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 157 предусматривает, что при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1.11. СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в соответствии с требованиями части 1 статьи 22 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Произведенная на теплоисточнике вода доводится до потребителей с помощью тепловых сетей.
Устанавливая требования к системам централизованного горячего водоснабжения, пункт 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусматривает, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения (допустимая продолжительность отключения коммунальных услуг) не должно превышать 14 суток, что соответствует нормам жилищного законодательства, а также законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения и направлено на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятных органолептических свойств горячей воды, используемой населением.
Следует отметить, что если допустимая продолжительность отключения коммунальных услуг исполнителем коммунальной услуги не соблюдена, ремонтно-профилактические работы проведены или запланированы для проведения в срок свыше 14 суток, то это является основанием для привлечения исполнителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований».
С “____” _____________ 201___ года наш многоквартирный дом был отключен от подачи горячей воды для проведения профилактического ремонта.
Учитывая изложенное прошу вас принять меры реагирования, направленные на недопущение нарушений требований норм жилищного законодательства в части превышения 14-ти дневного срока проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения в нашем многоквартирном доме. А в случае превышения срока привлечь управляющую организацию
(указать управляющую организацию)
к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.