если грех повторяется что делать

Почему у нас все время одни и те же грехи?

если грех повторяется что делать. Bezimeni22 1. если грех повторяется что делать фото. если грех повторяется что делать-Bezimeni22 1. картинка если грех повторяется что делать. картинка Bezimeni22 1.

если грех повторяется что делать. 983. если грех повторяется что делать фото. если грех повторяется что делать-983. картинка если грех повторяется что делать. картинка 983.

Священник Сергий Круглов

– Батюшка, я хожу на исповедь много лет подряд. А грехи всё время одни и те же…

– Такова природа греха – прилипчивая, нудная, неотвязная… Как грязь на пороге в осеннюю пору. Помыл-прибрал, придверный коврик вытряхнул – а назавтра опять на подошвах натащили, и опять помыл-прибрал…

– Так никакого терпения не хватит!

– Конечно, не хватит – если сделать подтирание смыслом всей жизни. Уборка дома – хорошее дело, но дом предназначен для чего-то большего, чем только его мыть и драить: для жизни в нем. Если есть эта радость от жизни в доме, если любишь дом и тех, кто в него приходит, кто в нем живет – то и от трудов по уборке не тошно, а главное, они занимают не первое и важнейшее, а СВОЕ место.

– А если нет этой радости. Я уже очень давно не испытываю облегчения от исповеди, хотя и каюсь во всех грехах искренне… Христиане призваны к радости – почему же ее нет у меня? Я какой-то урод, батюшка.

– Да, знакомо… И маловерие, недоверие к таинству – знакомо тоже, это бывает у многих, не только у вас.

Бродский в одном интервью как-то сказал примерно так: «Я не могу принять Бога, Который прощает меня в то время, как я сам себя не могу простить». Это беда, часто приводящая к унынию, депрессии и едва ли не отчаянию. Откуда она?

«Гордыня, самоцен!» – поспешит кто-то процитировать отцов, и в принципе будет прав. Но и не вовсе прав, потому что штампик-то на лоб поставить проще, чем пытаться «включиться» и разобраться. Как этот самоцен действует внутри меня?

Вот я поступил, скажем, так-то. Пытался по заповедям – а получилось как всегда… Если оказалось, что вышло плохо – осознание мною сего ведет к унынию, неверию, разочарованию, отчаянию и т.д.

Ну а если, наоборот, вышло хорошо и правильно? Почему и в сем случае – непокой, немир, уныние и прочее? Закавыка вот в чем: если Я САМ СЕБЕ сказал, что вышло правильно – тут же подключается тщеславие, воспаленность, самооправдание, а сердце чует мерзость и неправоту всех сих – и опять человек не верит сам себе, и опять унывает: я сам себя вроде как оправдал, а нутро говорит, совесть ноет: зря всё это, мерзость всё это…

Плохо у христианина что-то вышло – ему плохо. Хорошо у него вышло – опять ему нехорошо…

Порочный круг какой-то.

Именно вот в чем загвоздка: САМ СЕБЯ.

Нельзя судить и оценивать себя самому.

А надо себя отдать на суд – Богу. Выйти из себя, из своей скорлупы, и отдаться Ему.

Чтоб Он судил, потому что Он судья, не я.

Мы ж сами себя верно не видим и не осознаем.

Тут непременно нужен ДРУГОЙ.

Человек, или Бог, или Богочеловек. Кто-то другой, не такой как я; не я.

если грех повторяется что делать. 02. если грех повторяется что делать фото. если грех повторяется что делать-02. картинка если грех повторяется что делать. картинка 02.

Про это Богочеловеческое, про выход из себя вовне говорил Сергей Фудель: «Церковь – это преодоление одиночества».

– Словом, мой диагноз – одиночество?

– Но как, как его преодолеть?!

– Вот этого я не знаю… Знаю одно: на вопрос «Где взять любовь?» часто ответа нет. Но если его правильно сформулировать и задать, честно ожидая ответа: «Почему я не умею любить, что во мне не так?» – на это ответ бывает.

Источник

Если на исповедь каждый раз со старым списком грехов…

если грех повторяется что делать. 14 Texture. если грех повторяется что делать фото. если грех повторяется что делать-14 Texture. картинка если грех повторяется что делать. картинка 14 Texture.

если грех повторяется что делать. roundtablepravmir. если грех повторяется что делать фото. если грех повторяется что делать-roundtablepravmir. картинка если грех повторяется что делать. картинка roundtablepravmir.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Ничего нового? Какое счастье!

Это вполне нормальная ситуация, когда человек регулярно приходит на исповедь и сетует, что он переживает из-за того, что каждый раз, от исповеди к исповеди, называет одни и те же грехи. Я на такие переживания замечаю: «Какое счастье, что ты не говоришь чего-то нового!»

Другое дело, что нельзя превращать даже такую, казалось бы, повторяющуюся, исповедь в формальность. Ежедневно должен быть покаянный молитвенный подвиг, мы должны просить у Господа помощи, прощения, мудрости и великого спасительного дара – видеть свои грехи.

Ведь покаяние подразумевает, что ты не желаешь повторять своих грехов, и если это серьезно и искренне, то тогда ты начинаешь меняться благодатью Божией в нужную сторону. Покаяние – таинственно. Необходимо постоянно каяться и молить Господа о помощи, чтобы справиться с тем, с чем ты справиться не можешь.

Надо только захотеть

Но помощь будет только в ответ на наши усилия, ведь в том-то и дело, что церковная жизнь очень трудна. И одновременно здесь очень легко принять желаемое за действительное. Потому человек и должен постоянно каяться перед Богом, не только на исповеди. А исповедь – это лишь одна из важных сторон церковной жизни.

Да, нередко человек страдает, что у него ничего не получается, в том числе – по-настоящему каяться. Но это характерное качество. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15) – говорит апостол Павел. Главное – не оставлять усилий и молитвы.

Бывает, ко мне подходит на исповедь постоянный прихожанин, и знаю, что он сейчас скажет, при этом вижу – человек переживает, что для него самого всё не формально. У него есть желание исправиться. Я ему так и говорю: «Ну что, номер один из твоего привычного „мучающего списка“?»

Преодолеть любой грех, даже, казалось бы, самый «незначительный», труднее, чем кажется. Мы почему-то относимся к этому легкомысленно. Думаем: «Раз я желаю не грешить, значит, я не буду грешить». А когда, понятное дело, нам это не удается, начинаем переживать и бояться называть то же от исповеди к исповеди. Для того, чтобы действительно ты перестал грешить, надо очень захотеть.

Захотеть настолько, чтобы твоя молитва была горячей, чтобы ты прорвался из своего греховного состояния, чтобы твоя молитва прорвалась, чтобы она дошла до Господа, чтобы она была искренняя и от души. Потому что Господь готов тебе дать просимое, не задерживаясь, только ты не готов принять. Поэтому и надо молиться вот так усиленно и горячо, чтобы и душа твоя смогла принять то, что ты просишь.

Чтобы сосны звенели

Когда я учился в институте, нас, студентов, по окончании четвертого курса отправили на военные сборы, повезли в военную часть в Псковскую область. Место – необычайно красивое. Лес, лето, солнышко садится и золотит стволы сосен, и они словно купаются в солнечных лучах.

Вот стоит учебный взвод, «солдаты» – студенты в гимнастерочках, которые на нас сидят, как на корове седло. К нам выходит майор – настоящая военная косточка. Мундир без складочки, сапоги начищены, широченные плечи, грудь колесом, на мундире значок – триста или четыреста прыжков с парашютом. Обращается к нам: «Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, товарищи курсанты!» Мы ему вяло отвечаем: «Здравия желаем, товарищ майор!» Он говорит: «Плохо здороваетесь! Еще раз, здравствуйте, товарищи курсанты!» Мы опять отвечаем вяло. На что слышим: «Плохо здороваетесь. Наберите полные легкие воздуха. Здравствуйте, товарищи курсанты!» Где-то на шестой раз мы рявкнули так, что аж сосны зазвенели.

Вот и каяться надо так, чтобы сосны звенели. Это надо ощутить. Причем человек сам должен почувствовать. Священник может какие-то примеры привести, может пошутить или что-то посоветовать. Но если человек сам не почувствует, всё будет напрасно.

Да, действительно, есть люди совершенно «непробиваемые». Ты, как священник, не смог к нему пробиться, не смог до него донести, хотя старался, пытался что-то объяснить. Но он от исповеди к исповеди упорно идет по формальному, фарисейскому пути. Ну что делать? Только положиться на милость Божью. Раз Господь его призывает к таинствам, значит, Господь Сам его ведет. А наше дело его поддержать, предложить какие-то действия, например, читать Псалтирь, чтобы всё-таки были духовные усилия. И, конечно, молиться за этого человека.

«Жизнь – штука полосатая»

Охлаждение в вере может наступить и после формального отношения к ней, и после «горения». Была у меня такая прихожанка. Пришла в храм, вся буквально сияет. Я так и звал ее: ваше сиятельство. Говорил ей: «Смотри, ты сейчас так радуешься. Это замечательно. Но радость твоя нынешняя – дар Божий. Его нужно сохранить. Это совсем не так просто». Примерно год она радовалась. А потом появился в ее жизни какой-то молодой человек, и она ушла из Церкви. Так бывает, к сожалению. Дай Бог, чтобы она нашла свой путь к Богу.

А бывает, человек вроде бы преодолел и охлаждение после такого «горения», вроде бы у него наладилось всё, и вот он уже опять чувствует какой-то застой в духовной жизни. Жизнь – штука полосатая. А духовную жизнь можно сравнить с подъемом на ступенчатую пирамиду. Ты карабкаешься, карабкаешься, вышел на ровное место, вроде никаких изменений. Но ты всё-таки двигаешься, подходишь к другому склону. И вот ты опять начинаешь карабкаться.

Так и должно быть. Главное – не опускать руки, не унывать, не мириться с грехом, с тем, с чем мириться нельзя, и не нужно из себя что-то выдавливать натужно. Чувствуешь, что у тебя нет – проси. Господь – податель всех благ. Чувствуешь, что не можешь каяться, молись: «Господи, научи каяться, даруй мне возможность искренне переживать за совершаемые грехи, и дай силы бороться с ними». Нам всё время надо видеть свои грехи и не ужасаться, а благодарить Бога, когда Он нам их открывает.

Одни и те же грехи, одна и та же любовь

Человеку, который на каждую исповедь с неизменным постоянством приносит одни и те же грехи, необходимо отвечать тоже с неизменным постоянством – с любовью. То есть мирно, доброжелательно, спокойно, с теплом. И может быть, это тепло согреет его сердце и оно растопится.

В Библии есть замечательные слова: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26). Душа и сердце каменеют от греха. Дай Бог, чтобы у нас появилось такое тепло, которое может растопить и этот духовный камень. Но надо понимать, что это дар Божий. О нем надо молиться. Если ты к нему стремишься, Господь тебе даст. Господь щедр и милостив.

Источник

О повторяющихся грехах

Таин­ство Пока­я­ния – одно из семи Таинств Пра­во­слав­ной Церкви, через уча­стие в кото­ром, чело­век, при­нося пока­я­ние перед Богом, полу­чает отпу­ще­ние грехов посред­ством види­мого дей­ствия свя­щен­ника – про­чте­ния раз­ре­ши­тель­ной молитвы. Совер­ши­те­лем Таин­ства явля­ется Сам Бог, свя­щен­ник лишь сви­де­тель перед Ним. Это опре­де­ле­ние зна­комо, пожа­луй, всем воцер­ко­в­лён­ным пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам. На первый взгляд, все пре­дельно понятно – пришел на испо­ведь, испо­ве­дался и Гос­подь про­стил тебя. Живи, радуйся и больше не греши. На деле все обстоит иначе – очень часто люди каются на испо­веди в одних и тех же грехах, повто­ряют их на про­тя­же­нии многих лет. Почему это про­ис­хо­дит? Что делать, как можно это изме­нить?
О духов­ных и пси­хо­ло­ги­че­ских аспек­тах повто­ре­ния грехов на испо­веди: про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков, руко­во­ди­тель моло­деж­ного отдела Бакин­ско-Азер­бай­джан­ской епар­хии и Ната­лья Яра­сова, пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ского отдела Туль­ской епар­хии РПЦ МП.

Отец Дио­ни­сий: Без­греш­ных людей не суще­ствует, каждый согре­шает в той или сте­пени. Нерас­ка­ян­ный же грех губит чело­века. Поэтому Гос­подь даро­вал нам вели­кую милость – Таин­ство пока­я­ния. Мне, как свя­щен­нику, при­хо­дится слу­шать очень разные испо­веди. Заяв­лен­ная про­блема цик­ли­че­ского повто­ре­ния грехов суще­ствует, и порой стоит довольно остро. Чело­век может при­хо­дить на испо­ведь, каяться в грехах, очень горячо, искренне, слезно, но через неко­то­рый про­ме­жу­ток вре­мени опять повто­рять их. Первое, что при­хо­дит на ум – чело­век сла­бо­во­лен, у него просто не хва­тает реши­мо­сти и силы воли рас­статься с грехом. И это, дей­стви­тельно, так. Одна­жды приняв грех, согла­сив­шись с ним, чело­век зара­жа­ется этой духов­ной гадо­стью, она как магнит к металлу при­ли­пает. А поскольку грех зача­стую связан с полу­че­нием плот­ского удо­воль­ствия, то он еще и «сладок». Тяжело рас­ста­ваться с тем, что при­но­сит удо­воль­ствие, усилий воли не хва­тает.

Однако, суще­ствуют не только сла­дост­ные плот­ские грехи, но и те, кото­рые не при­но­сят ника­кого удо­воль­ствия. Напри­мер, супруги систе­ма­ти­че­ски ссо­рятся, скан­да­лят. Грех? Да. И удо­воль­ствия тут ника­кого, одни про­блемы. И каются в этом искренне. А толка ника­кого, из раза в раз одно и то же.

Суть же пока­я­ния не в том, чтобы кон­ста­ти­ро­вать факт нали­чия греха. Этого мало. Нашему рус­скому «пока­я­нию» в гре­че­ском языке соот­вет­ствует термин «мета­нойя» (μετάνοια) – изме­не­ние ума, пере­осмыс­ле­ние. Значит для того, чтобы пока­я­ние было дей­ствен­ным, необ­хо­димо пере­осмыс­ле­ние жизни, изме­не­ние мыш­ле­ния, отказ от совер­шен­ного греха. Пере­осмыс­ле­ние это, с после­ду­ю­щим изме­не­нием, может быть лишь в свете еван­гель­ского учения. Это и есть насто­я­щее пока­я­ние, а не просто рас­сказ о своих грехах на испо­веди.

Всякое дей­ствие вызы­вает про­ти­во­дей­ствие. Жела­ние не гре­шить неми­ну­емо встре­ча­ется с иску­ше­нием, а полем битвы ста­но­вится чело­век. Цер­ковь имеет бога­тый духов­ный опыт, свя­то­оте­че­ское насле­дие. Все это в помощь пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину в деле пока­я­ния. Воис­тину, духов­ного опыта многих поко­ле­ний более, чем доста­точно для того, чтобы найти свой путь исправ­ле­ния. Но хочется еще и поду­мать о том, какие пси­хо­ло­ги­че­ские про­цессы про­ис­хо­дят в созна­нии каю­ще­гося чело­века, и что может при­во­дить к цик­лич­ному повто­ре­нию грехов.

Ната­лья: Дей­стви­тельно, очень многие грехи чело­век нередко совер­шает вновь и вновь. И это верно для чело­ве­че­ской жизни в целом: чело­век может посто­янно «вля­пы­ваться» в одни и те же про­блемы, насту­пать на те же грабли, ходить по кругу.

В одном фильме есть такой диалог: «Знаешь, почему люди не меня­ются? – Почему? – Не хотят!».

Самым глав­ным пре­пят­ствием на пути к изме­не­нию, отказу от греха, дей­стви­тельно, явля­ется неже­ла­ние самого чело­века меняться. Ведь даже если грех совсем не сладок, это не значит, что у чело­века нет причин оста­ваться с ним. В пси­хо­ло­гии есть поня­тие вто­рич­ной выгоды. Так назы­вают то, что удер­жи­вает чело­века в его про­блем­ном состо­я­нии. Это, чаще всего, какое-то бес­со­зна­тель­ное пре­иму­ще­ство. Даже у болез­ней есть такие выгоды, кото­рые могут мешать исце­ле­нию. Напри­мер, боль­ной ребе­нок может полу­чать мак­си­мум вни­ма­ния от роди­те­лей, чув­ство­вать себя нужным и зна­чи­мым. И если, будучи здо­ро­вым, он тепла недо­по­лу­чает, а стоит ему забо­леть, с ним носятся, как с писа­ной торбой, то резуль­тат нетрудно пред­ска­зать: такой ребе­нок будет болеть часто и с удо­воль­ствием. Не спе­ци­ально, не осо­зна­вая ничего — подоб­ное пове­де­ние обычно выби­ра­ется инстинк­тивно. Для взрос­лых, кстати, это тоже верно.

А ведь гре­хов­ная страсть – это тоже своего рода болезнь. И если она даёт чело­веку какое-то внут­рен­нее, не оче­вид­ное на первый взгляд удо­вле­тво­ре­ние, то ему будет вдвойне сложно бороться с такой стра­стью. Такие вот вто­рич­ные выгоды непро­сто осо­знать без тща­тель­ного само­по­зна­ния, без работы над собой. А ведь они зача­стую явля­ются истин­ным пово­дом для греха. И иногда одно лишь осо­зна­ние этих причин может при­не­сти исце­ле­ние.

Мне известны случаи, когда чело­век бросил курить не силь­ней­шим напря­же­нием воли и само­дис­ци­пли­ной, а одно­мо­ментно, раз и навсе­гда – осо­знав, зачем лично ему куре­ние.

Но чаще всего усилия нужны и для осо­зна­ния, и для того, чтобы на основе этого нового пони­ма­ния исправ­лять себя.

Под­го­товка к испо­веди должна быть глу­бо­ким ана­ли­зом своей души, а не просто при­зна­нием того, что вот такой-то грех у меня есть. Наша жизнь – не набор отдель­ных поступ­ков, а свя­зан­ные между собой выборы и их послед­ствия. Но осо­знать все и сразу мы не можем, а неко­то­рые, чего уж там, и не ста­ра­ются тща­тельно «копаться в себе».

В любом случае, на испо­ведь чело­век «при­но­сит» опре­де­лен­ные грехи, а не всю сово­куп­ность своих грехов.

Однако чаще всего один грех тесно связан с другим. Или даже не с другим грехом, а со стра­стью, кото­рую чело­век как бы игно­ри­рует – или реально не заме­чает в себе.

При­веду пример: в моей прак­тике очень часто при­хо­дится стал­ки­ваться с тем, что чело­век отри­цает свои обиды. Он знает, что оби­жаться плохо, грешно, поэтому уве­ряет себя в том, что не оби­жа­ется. Но не осо­зна­вать, не при­зна­вать обиду – не значит «не оби­жаться». Если обида есть, то, даже не осо­зна­вая ее, чело­век посто­янно внут­ренне про­ти­во­стоит дру­гому, и в их отно­ше­ниях воз­ни­кают серьез­ные про­блемы. С точки зрения гре­хов­ных стра­стей обида – это скры­тый гнев, зло­па­мят­ство, памя­то­зло­бие. И послед­ствия у нее могут быть самые разные. Это посто­ян­ное непо­ни­ма­ние, напря­жен­ная атмо­сфера в семье (и на этом фоне нев­розы и пси­хо­со­ма­ти­че­ские забо­ле­ва­ния у самого чело­века). Могут быть и скан­далы.

И покуда на испо­ведь чело­век будет при­но­сить именно грех ссор, ругани, а грех своего зло­па­мят­ства не заме­чать, то его борьба с грехом будет подобна уборке снега во время сне­го­пада – только убрал, а снег снова напа­дал. Или можно при­ве­сти пример с убор­кой сор­ня­ков – если ботву сре­зать, остав­ляя корни, то сорняк неиз­бежно будет снова вырас­тать.

Отец Дио­ни­сий: Несо­мненно, при­чинно-след­ствен­ные связи есть во всем, и если чело­век до испо­веди поста­рался рас­пу­тать хоть один клубок своих грехов и стра­стей, то пока­я­ние на испо­веди более осмыс­лен­ное. Но гораздо чаще люди гово­рят именно о след­ствиях, и порой даже не заме­чают в этих след­ствиях своих грехов. Что каса­ется обид, по моим наблю­де­ниям, это одна из самых слож­ных про­блем, с кото­рой стал­ки­ва­ются многие. Часто при­хо­дится слы­шать, что чело­век не может про­стить кого-то. Это состо­я­ние «непро­ще­ния» может длиться годами, даже деся­ти­ле­ти­ями. Так сильно обиды вгры­за­ются в душу и созна­ние. Но если быть объ­ек­тив­ным, то обида – это про­из­вод­ная уязв­лен­ной гор­дыни. Если даже обида нане­сена неза­слу­женно, все равно реак­цию на нее дик­тует соб­ствен­ное само­мне­ние, попро­сту – гор­дыня. И даже если чело­век начи­нает убеж­дать себя в том, что про­стил, внешне ста­ра­ется не про­яв­лять обиду, то в душе все равно сидит этот червь и грызет. Порой эти нега­тив­ные чув­ства все же выплес­ки­ва­ются, и послед­ствия могут быть очень непро­стыми.

Грех – как снеж­ный ком, обра­зу­ется из неболь­шого снежка, бро­шен­ного по склону. Ска­ты­ва­ясь, ком ста­но­вится все больше и пре­вра­ща­ется в лавину, кото­рая сме­тает всё на своем пути. Если грех засел глу­боко, а чело­век тешит себя мыслью, что ничего страш­ного не про­ис­хо­дит, и на самом деле при­чи­ной своих про­блем явля­ется не он сам, а близ­кие, то рано или поздно «лавина» снесет и близ­ких, и его самого. Согла­сие с грехом и попытка оправ­дать себя в нем – одна из причин цик­лич­но­сти рас­ска­зов об одних и тех же грехах на испо­веди. И чело­век совсем не лука­вит, когда гово­рит «ста­ра­юсь, а ничего не полу­ча­ется». Он искренне ста­ра­ется бороться с послед­стви­ями греха, с пло­дами уязв­лен­ной гор­дыни, кото­рые выра­жа­ются, напри­мер, в скан­да­лах, при­дир­ках, но не ощущая себя винов­ным в том, что не может про­стить, ищет при­чины в близ­ких. Чело­веку вообще гораздо проще при­знать винов­ным не себя, а кого угодно или что угодно. А вот найти в глу­бине своего созна­ния тот самый началь­ный грех, кото­рый поро­дил «лавину», намного слож­ней.

Или вот еще излюб­лен­ная мно­гими фраза «бес попу­тал» — как оправ­да­ние соб­ствен­ных грехов. Пере­кла­ды­ва­ние вины – я ни при чём, это все бес вино­ват. Бес, несо­мненно, вино­ват, но разве на испо­веди мы гово­рим о его вине? Так посту­пил Адам, когда на вопрос Бога о том, не ел ли он плодов запре­щен­ного древа, отве­тил: «жена, кото­рую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ). Все вокруг вино­ваты, а я нет. Если чело­век будет так посту­пать посто­янно, не при­зна­вая или не видя соб­ствен­ного греха, то и каяться в после­ду­ю­щих, про­из­вод­ных от него грехах, он тоже будет посто­янно.

Ната­лья: Само­оправ­да­ние – это очень рас­про­стра­нен­ное явле­ние. Хуже всего то, что оно сейчас соци­ально одоб­ря­ется. Более того, даже стало частью меди­цин­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских реко­мен­да­ций – причем отнюдь не в ситу­а­циях само­ед­ства, когда чело­век раз­ру­шает себя.

В сере­дине про­шлого века извест­ный фан­таст Жерар Клейн напи­сал про­из­ве­де­ние, в кото­ром повто­рил прин­цип «Писем Бала­мута» К.С.Льюиса, изла­гая от лица лите­ра­тур­ного дья­вола неко­то­рые духов­ные ошибки, кото­рые пре­пят­ствуют пока­я­нию. К сожа­ле­нию, Клейн поло­жил в основу своего рас­сказа «Ад есть ад» идею, дале­кую от хри­сти­ан­ского пони­ма­ния пока­я­ния и греха. В его про­из­ве­де­нии все постав­лено с ног на голову и те, кого не мучает совесть, у кого нет пока­я­ния, в ад как раз не попа­дают: «В ад могут отправ­ляться только те люди, кото­рые сознают свои пре­ступ­ле­ния и несут за них ответ­ствен­ность». Но при этом клей­нов­ский дьявол как раз ана­ли­зи­рует – почему люди не испы­ты­вают чув­ства вины. А если учесть, что автор изучал пси­хо­ло­гию в Сор­бонне, то можно пред­по­ло­жить, что он знал, о чем гово­рит. Клю­че­вой пре­гра­дой для пока­я­ния он назы­вает «осла­бев­шее чув­ство ответ­ствен­но­сти». Клейн в своем рас­сказе выво­дит, можно ска­зать, «прин­цип фун­да­мен­таль­ной без­от­вет­ствен­но­сти» и при­чины его видит в соци­аль­ном воз­дей­ствии. Он гово­рит о паде­нии мораль­ных устоев и о слож­но­стях, воз­ник­ших из-за того, что люди много путе­ше­ствуют, узнают о раз­ли­чиях морали в разных краях и исполь­зуют это раз­ли­чие для само­оправ­да­ния (что уж гово­рить о совре­мен­ных СМИ и интер­нете!).

“Но самым серьез­ным, самым тра­ги­че­ским явля­ется вме­ша­тель­ство пси­хо­ло­гов. Это они пока­зали людям, что такое чело­век в своей сути. Они поста­вили людей лицом друг к другу, объ­яс­нили им, что, скорее всего, они просто больны, что им, быть может, сле­дует поле­читься, но что они ни в коей мере не вино­ваты, что древ­ний ком­плекс вины был худшей из лихо­ра­док, лихо­рад­кой скры­той, зараз­ной, зло­ка­че­ствен­ной, но все же изле­чи­мой. Они сде­лали людям при­вивку против чув­ства вины и теперь жалеют пре­ступ­ни­ков, окру­жают их вни­ма­нием и пре­ду­пре­ди­тель­но­стью, казнят их почти тайно, если счи­тают, что это все-таки надо сде­лать, и вдо­ба­вок испы­ты­вают по этому поводу угры­зе­ния сове­сти. А теперь еще пришел черед социо­ло­гов. Они уже давно норо­вят воз­ло­жить на все обще­ство ответ­ствен­ность за дурное пове­де­ние каж­дого отдель­ного чело­века. И им верят. Это просто ужасно”.

И ведь на самом деле много лет в рамках моей люби­мой пси­хо­ло­гии успешно боро­лись с нор­маль­ными про­яв­ле­ни­ями души. И, к сожа­ле­нию, доби­лись нема­лых успе­хов: совесть многие теперь счи­тают ата­виз­мом, жажду Бога – при­ми­тив­ным уров­нем суще­ство­ва­ния, со стра­стями не только не счи­тают нужным бороться, но даже наобо­рот – мно­же­ство тре­нин­гов направ­лено на «про­буж­де­ние инстинк­тов», ответ­ствен­ность за пове­де­ние чело­века воз­ла­гают на обще­ство, на семью, на пред­ков (даже тех, кото­рые еще в пеще­рах жили) – на всех, кроме него самого.

Я ни в коем случае не хочу ска­зать, что пси­хо­ло­гия – это одно­значно плохо. Я сама прак­ти­ку­ю­щий пси­хо­лог. Но в пси­хо­ло­гии суще­ствует мно­же­ство школ и учений, многие совре­мен­ные пси­хо­ло­ги­че­ские методы про­ти­во­ре­чат даже науке. Псев­до­пси­хо­ло­гия – вообще отдель­ная тема. Именно подоб­ные учения и при­вели к столь пла­чев­ным послед­ствиям.

Но я сама чело­век пра­во­слав­ный, поэтому для меня важно, чтобы пси­хо­ло­гия не шла враз­рез с пра­во­слав­ным уче­нием. И, слава Богу! – сейчас снова, как и в 17 веке, когда в Киево-Моги­лян­ской ака­де­мии только начали пре­по­да­вать науку о душе, хри­сти­ан­ская пси­хо­ло­гия рас­смат­ри­вает пси­хику во вза­и­мо­связи с Богом. А значит, учи­ты­вает, что жажда Бога и Страх Божий, мораль и совесть, ответ­ствен­ность за свои поступки – это все реаль­ность.

Пра­во­сла­вие – это словно остров здра­во­мыс­лия, кото­рый хранит свод правил здо­ро­вой души. Даже совер­шенно неве­ру­ю­щие, бого­бор­че­ски настро­ен­ные кли­енты не раз гово­рили мне, что Еван­ге­лие – это пре­крас­ный пси­хо­ло­ги­че­ский само­учи­тель.

Но совре­мен­ные пра­во­слав­ные люди, хоть и стре­мятся испол­нять запо­веди, но все же живут в обще­стве и про­пи­ты­ва­ются его ядом. На приеме в Мис­си­о­нер­ском отделе у меня чаще бывают именно пра­во­слав­ные люди, ищущие пра­во­слав­ного пси­хо­лога. При этом у меня был даже случай повя­зан­ного, пока я не видела, на ножку стола платка для заго­вора «черт-черт, пошу­тил и отдай» — чтобы найти поте­рян­ную сережку. А уж по рукам, сту­ча­щим по столу, чтобы не сгла­зить (после 3‑х плев­ков через левое плечо) хоть стучи линей­кой, как в старых школах.

Это свя­зано еще и с рели­ги­оз­ным неве­же­ством – люди зача­стую просто не осо­знают, что их пове­де­ние про­ти­во­ре­чит пра­во­сла­вию. И даже если чело­век знает, что те или иные вещи недо­пу­стимы для пра­во­слав­ных, знание не всегда равно пони­ма­нию. Если внут­ренне чело­век не согла­сен с запре­том, то он найдет, чем себя оправ­дать. И тогда на испо­веди он будет рас­ска­зы­вать, что грешен – зная пра­вила, но не чув­ство­вать этого на самом деле. А так грех не иско­ре­нить.

Про­ти­во­сто­ять всем соблаз­нам оправ­даться, снять с себя вину неимо­верно сложно. Ведь от чув­ства вины больно. От него хочется изба­виться. А пока­я­ние – это про­цесс сам по себе непро­стой, болез­нен­ный. Поэтому и выби­рают люди более «про­стые» спо­собы избав­ле­ния от вины, оправ­ды­вая себя.

Само­оправ­да­ние, дей­стви­тельно, может быть важным в ситу­а­циях, где от чело­века ничего не зави­сит, где он не может объ­ек­тивно отве­чать за про­ис­хо­дя­щее. Напри­мер, если чело­век будет обви­нять себя лично в том, что на другом конце света про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние, это уже ненор­мально. Чело­веку нужно четко пони­мать гра­ницы своей ответ­ствен­но­сти. Но я при­вела пример, совсем уж явно пока­зы­ва­ю­щий пре­делы здра­во­мыс­лия. В обыч­ном обще­нии чело­век зача­стую точно так же обви­няет себя нера­зумно, забы­вая, что не вла­стен над другим чело­ве­ком, что у дру­гого есть данная Богом сво­бод­ная воля, право на выбор. Соот­вет­ственно, и ответ­ствен­ность за этот выбор лежит на самом чело­веке. В подоб­ных слу­чаях само­оправ­да­ние — лишь дей­ствие здра­вого смысла, адек­ват­ное миро­вос­при­я­тие.

Но совсем другое дело, когда чело­век оправ­ды­вает себя в тех ситу­а­циях, где он может что-то изме­нить, где многое зави­сит от его пове­де­ния. Пока чело­век будет взва­ли­вать вину на других, избе­гать работы над собой, борьбы с соб­ствен­ными стра­стями, он так и будет ходить по замкну­тому кругу.

Есть и другая край­ность — даже многие пра­во­слав­ные люди уве­рены, что обви­не­ние себя во всех грехах явля­ется образ­цом доб­ро­де­тели. Но это не так: чрез­мер­ное уто­па­ние в соб­ствен­ных грехах (осо­бенно без надежды на про­ще­ние) это своего рода иска­жен­ное само­лю­бо­ва­ние «я настолько грешен, что недо­стоин про­ще­ния». Это — скры­тая гор­дыня.

Часто при­хо­дится слы­шать на испо­веди фразу «грешен во всех грехах». Очень лег­ко­мыс­лен­ная фраза и, по боль­шей части, с реаль­ным поло­же­нием вещей ничего не име­ю­щая. Стоит назвать парочку дей­стви­тельно страш­ных грехов, как чело­век в ужасе отска­ки­вает – нет, нет, такого не делал. Полу­ча­ется, что идя на испо­ведь, он совер­шенно не думал о пока­я­нии, но пола­гает, что это очень по-пра­во­слав­ному – каяться во всех грехах сразу. Такое неот­вет­ствен­ное отно­ше­ние к испо­веди не дает долж­ного резуль­тата.

Инте­ресно и другое явле­ние – «повсе­днев­ные» грехи, в кото­рых каются, пожа­луй, еще чаще, чем во «всех сразу». Попытка ана­лиза этого явле­ния отча­сти при­вела меня к сло­жив­шейся в РПЦ прак­тике обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­стием. Сейчас у нас суще­ствует жест­кая при­вязка испо­веди к при­ча­стию, хотя это два само­сто­я­тель­ных Таин­ства. Не скажу, что прак­тика плоха, как раз наобо­рот, если со всей ответ­ствен­но­стью под­хо­дить к ней. Если чело­век при­ча­ща­ется часто, то и испо­ве­ду­ется часто. С одной сто­роны – это пре­крас­ная воз­мож­ность загля­нуть в себя и не поте­ряться в обилии соб­ствен­ных грехов. Частая испо­ведь дис­ци­пли­ни­рует, если совер­ша­ется с долж­ным усер­дием и осо­зна­нием. Редкая испо­ведь – это плохо, поскольку многие грехи просто забы­ва­ются. Но что делать, если с момента послед­ней испо­веди чело­век не совер­шил тяжких грехов, кото­рые явно ведут его к отпа­де­нию от Церкви, и в кото­рых должен непре­менно пока­яться на испо­веди? Живет по Еван­ге­лию – любит Бога и ближ­них, ста­ра­ется помо­гать всем, не осуж­дает, не сквер­но­сло­вит. Он, конечно, не без­гре­шен, но и ярым греш­ни­ком не явля­ется. Хотя, чаще бывает по-дру­гому – чело­век грешит, но не заме­чает своих грехов, не осо­знает их, духовно не вни­ма­те­лен к себе и к тому, что совер­шает по отно­ше­нию к ближ­нему. В обоих слу­чаях идти на испо­ведь без грехов как-то непра­вильно, не святой ведь – раз­мыш­ляет чело­век. Хотя святые и не счи­тали себя без­греш­ными, как раз, наобо­рот. Но стоит поду­мать о том, что грехи есть и надо в них испо­ве­до­ваться, так «на помощь» при­хо­дят так назы­ва­е­мые «повсе­днев­ные» грехи, кото­рые, по опре­де­ле­нию, совер­шает всякий. Чело­век начи­нает искать в себе эти грехи, и непре­менно обре­тает. А если не обре­тает, но при­ду­мы­вает их себе. Но вот неза­дача – они же «повсе­днев­ные», то есть повто­ря­ю­щи­еся изо дня в день. А значит, и изба­виться от них невоз­можно, поскольку «грешим мы все и каждый день». В итоге чело­век тащит на испо­ведь целый ворох грехов, в кото­рых глу­боко не кается, поскольку испра­вить апри­ори не может в силу их «повсе­днев­но­сти». И так из раза в раз, из года в год, повто­ряя одни и те же грехи на испо­веди. Этому еще спо­соб­ствуют мно­го­чис­лен­ные «посо­бия для каю­ще­гося» с пере­чис­ле­нием неимо­вер­ного коли­че­ства грехов. Такие сбор­ники очень рас­про­стра­нены и пере­да­ются из рук в руки. В основ­ной своей массе они несут больше нераз­бе­рихи, чем пользы. Хотя есть очень хоро­шие и умные книги на эту тему. Напри­мер, «Опыт постро­е­ния испо­веди» архи­манд­рита Иоанна Кре­стьян­кина.

А что же делать? Надо пере­стать име­но­вать грехи повсе­днев­ными и вос­при­ни­мать их тако­выми. Если думать, что согре­ша­ешь каждый день и никак это не изме­нить, то и жела­ния что-то менять не воз­ник­нет. Надо при­знать, что «повсе­днев­ные грехи» – это не только немощь и сла­бо­во­лие, но часто само­уте­ше­ние и само­оправ­да­ние. К соб­ствен­ным грехам стоит отно­ситься серьезно, а не вос­при­ни­мать их как нечто есте­ствен­ное и само собой разу­ме­ю­ще­еся. Искрен­нее пока­я­ние пре­об­ра­жает чело­века, появ­ля­ется жела­ние исправ­ле­ния и духов­ная борьба. Нельзя ска­зать, что грехи пре­кра­тятся вовсе, но цик­ли­че­ски повто­ря­ю­щихся грехов станет меньше, они пере­ста­нут быть «повсе­днев­ными».

К ска­зан­ному о само­ед­стве необ­хо­димо доба­вить, что стоит отли­чать само­ед­ство, осно­ван­ное на необ­хо­ди­мо­сти посто­ян­ного поиска грехов в себе перед испо­ве­дью, от само­ед­ства как оче­вид­ной пси­хи­че­ской про­блемы. Тут уже свя­щен­ник без спе­ци­аль­ных знаний вряд ли сможет помочь.

Ната­лья: Да, если у чело­века есть пси­хи­че­ские забо­ле­ва­ния, необ­хо­дима помощь врача-пси­хи­атра.

Но здо­ро­вым людям стоит узна­вать о хри­сти­ан­стве, чтобы лучше пони­мать смысл Таинств. Насколько я знаю, испо­ведь порой вообще вос­при­ни­мают не как таин­ство Пока­я­ния, а как воз­мож­ность пого­во­рить со свя­щен­ни­ком и полу­чить от него совет.

Или же испо­ведь пони­мают как фор­маль­ное дей­ствие, кото­рое необ­хо­димо совер­шить, чтобы полу­чить отпу­ще­ние грехов. И глав­ным ста­но­вится не пока­я­ние, а уча­стие в Таин­стве само по себе – сходил на испо­ведь, рас­ска­зал свя­щен­нику о грехах, «поста­вил галочку» и успо­ко­ился до сле­ду­ю­щего раза.

«То есть для такого чело­века задача не в том, как бы пока­яться, а в том, как бы не попасть в адскую муку! Насто­я­щее пока­я­ние – осо­знать свои пре­гре­ше­ния, испы­тать за них боль, попро­сить у Бога про­ще­ния и после этого поис­по­ве­до­ваться» (прп. Паисий Свя­то­го­рец).

А полу­ча­ется, что этого насто­я­щего пока­я­ния, изме­не­ния ума, изме­не­ния всей жизни тут и нет. Словно ребе­нок просит про­ще­ния у роди­те­лей, лишь бы его не нака­зы­вали, но при этом не пони­мает, что пло­хого он сделал, что ему нужно изме­нить. Неуди­ви­тельно, что при таком под­ходе грехи оста­ются с чело­ве­ком, и он из раза в раз на испо­ведь при­хо­дит с одним и тем же спис­ком.

Отец Дио­ни­сий: Вы абсо­лютно правы – многие люди исполь­зуют испо­ведь как воз­мож­ность беседы со свя­щен­ни­ком, воз­мож­ность полу­чить совет или услы­шать мнение батюшки по тому или иному поводу. Про­ис­хо­дит под­мена поня­тий – вместо пока­я­ния просто раз­го­вор. Хотя этот раз­го­вор вполне можно было бы пере­не­сти на другое время, а на испо­веди гово­рить именно о грехах, каяться в них. При­ходя на испо­ведь, чело­век должен четко пони­мать, что и зачем он делает, и свя­щен­ник не должен пота­кать жела­нию пого­во­рить вместо испо­веди.

Что же каса­ется духов­ного про­све­ще­ния, то необ­хо­димо ска­зать, что это не только прямая обя­зан­ность свя­щен­ника, но и пер­во­оче­ред­ная обя­зан­ность любого хри­сти­а­нина по отно­ше­нию к себе. Сейчас, слава Богу, пра­во­слав­ная лите­ра­тура на любую тему очень доступна. Если люди будут изу­чать основы пра­во­слав­ной веры, то многих недо­умен­ных ситу­а­ций можно будет избе­жать.

Ната­лья: В конце хоте­лось бы еще раз пере­чис­лить те наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные и рас­смот­рен­ные выше фак­торы, спо­соб­ству­ю­щие частому или цик­ли­че­скому повто­ре­нию одних и тех же грехов на испо­веди:

Отец Дио­ни­сий: Вну­ши­тель­ный полу­чился список, хотя и он не полный. Оче­видно, что все зави­сит от кон­крет­ного чело­века и кон­крет­ных ситу­а­ций. Слу­ча­ется так, что чело­век вынуж­денно совер­шает один и тот же грех, не может испра­виться, поскольку исправ­ле­ние ситу­а­ции не зави­сит от него. Но это ред­кость.

Слу­ча­ется и иная про­блема – неоче­вид­ное для каю­ще­гося, недо­ве­рие Богу, отсут­ствие веры в дей­ствен­ность Таин­ства пока­я­ния. Чело­век просто не верит в воз­мож­ность своего духов­ного пре­об­ра­же­ния через пока­я­ние. Это может сопро­вож­даться само­ед­ством и само­уни­чи­же­нием. Логика там такая – я посто­янно грешу, изме­ниться не могу, значит, Бог меня не про­стит. Конечно, это заблуж­де­ние, ибо «невоз­мож­ное чело­ве­кам воз­можно Богу» ( Лк.18:27 ). Бог исце­ляет и пре­об­ра­жает, пола­га­ю­щийся только на свои силы долго не про­тя­нет. Чело­век не спа­са­ется сам по себе, Хри­стос спа­сает его от раб­ства греха. Нужно дать воз­мож­ность Христу дей­ство­вать в нас через уча­стие в Таин­ствах.

И еще очень важно не забы­вать о мно­го­ве­ко­вом опыте Церкви. Было бы очень глупо, если хри­сти­а­нин пола­гался лишь на соб­ствен­ное разу­ме­ние в деле пока­я­ния и духов­ного воз­рож­де­ния. Цер­ковь, бережно сохра­няя накоп­лен­ные веками знания, дает воз­мож­ность своим верным чадам исполь­зо­вать их для духов­ного ста­нов­ле­ния. Суще­ствует такая наука – аске­тика, изу­ча­ю­щая сущ­ность хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства. На первый взгляд может пока­заться, что аске­тика – это наука о мона­ше­стве и необ­хо­дима она лишь узкому кругу людей. Но отнюдь, аске­тика может быть полезна любому хри­сти­а­нину, поскольку она не явля­ется абстракт­ной, ото­рван­ной от духов­ной жизни наукой, не явля­ется неким тайным зна­нием для посвя­щен­ных, но дает знания, кото­рые могут быть вос­тре­бо­ваны в реаль­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти хри­сти­а­нина. Аске­тика опи­ра­ется на знания, пере­дан­ные Церкви хри­сти­ан­скими подвиж­ни­ками (аске­тами), уже про­шед­шими более или менее дли­тель­ный путь духов­ного воз­рож­де­ния и пре­об­ра­же­ния. По опре­де­ле­нию прп. Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина: «Подвиж­ни­че­ство есть искус­ство или наука, име­ю­щая своей конеч­ной целью полу­че­ние Цар­ства Небес­ного, а бли­жай­шей зада­чей – дости­же­ние чистоты сердца, без кото­рого невоз­можно полу­чить первое». Поскольку пока­я­ние – это при­ми­ре­ние с Богом, а конеч­ная цель для любого хри­сти­а­нина – Цар­ство Небес­ное, то аске­тика ука­зы­вает путь к духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ству и соеди­не­нию с Богом через пла­но­мер­ное и созна­тель­ное упраж­не­ние в хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях. Таким обра­зом, изучая аске­тику, хри­сти­а­нин найдет для себя мно­же­ство знаний, накоп­лен­ных веками, кото­рые помо­гут ему осо­знать при­чины соб­ствен­ной гре­хов­но­сти и найти пра­виль­ные и про­ве­рен­ные пути борьбы с гре­хами. Хочется поже­лать чита­те­лям искрен­него пока­я­ния, духов­ного пре­об­ра­же­ния и укреп­ле­ния в вере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *